Современные проблемы сервиса и туризма
2015. — Выпуск 4
Содержание:
В статье рассматривается вопрос развития в Европе музеев особого типа - музеев под открытым не- бом. Такие учреждения получили наименование «скансен» в честь первого подобного объекта, открытого в 1891 г. в Стокгольме по инициативе Артура Хазелиуса. В истории развития скансенов в Европе предлагается выделять пять этапов развития: 1) этап зарождения идеи и открытия первого скансена (до 1891 г.); 2) этап становления скансенов (с 1891 г. до Первой мировой войны); 3) Межвоенный этап (период между Первой и Второй мировыми войнами); 4) этап послевоенного возрождения (примерно до 1960-хх гг.); 5) этап развития скансенов как научно-исследовательских учрежде- ний и центров туризма (с 1960-х до гг.). Каждый из выделенных этапов характеризуется своими процессами углубления и расширения деятельности учреждений музейного типа в формате скансена. Музеи меняются в соответствии с эпохой и запросами общества. Скансены возникли в ответ на исчез- новение традиционной системы хозяйствования и национальной культуры под воздействием процессов индустриализации, глобализации и транскультурализации. Скансены сегодня выступают эффективным средством трансляции новым поколениям соответствующей национальной историко-культурной спец- ифики, традиционного уклада жизни народа. Важна роль скансенов (музеев под открытым небом) и как ин- струментария межкультурного и межцивилизационного диалога. Такие музеи становятся еще и средством коммуникации, способным противостоять многим навязываемым массовой культурой штампам и ложным представлениям. На сегодняшний день организация музеев под открытым небом признается одним из наи- более перспективных и эффективных путей сохранения историко-культурного наследия. За данным типом музея закрепился статус «музея будущего». В статье кратко рассматриваются наиболее интересные и популярные у туристов музеи под открытым небом стран Северной Европы.
Ключевые слова
В статье раскрывается понятие, функции и значение этнографических музеев под открытым небом - скансенов как репрезентантов региональных типов природопользования и важных со- ставляющих сферы туризма. Скансены рассмотрены как музейные учреждения, позволяющие ознакомиться с традициями этнического природопользования, возникшими в течение длитель- ного исторического процесса формирования и развития народов России, которые в концентри- рованном виде помогают раскрыть особенности региональной ментальности, отличия в ма- териальной культуре. В статье отмечается, что скансены являются специфической разновидностью более широкой по видовому составу группы музеев под открытым небом. Скансенами могут считаться толь- ко те из них, которые посредством особым образом организованной экспозиции традиционных архитектурных комплексов под открытым небом на этнической основе репрезентируют осо- бенности, традиции, культурологические составляющие того или иного народа или региона. Все скансены обладают определенными свойствами, исполняют соответствующие роли и функции, решают конкретные задачи, главными из которых является сохранение интересных аутентичных памятников архитектуры и создание условий для свободного доступа к объек- там широких слоев населения посредством их туристского использования. Сегодня в Российской Федерации насчитывается более 20 музеев под открытым небом типа скансен, крупнейшие из которых - «Кижи» и «Малые Корелы». Но проблемой является отсут- ствие общепринятой точки зрения на определение «скансен», что есть причиной отсутствия какой-либо статистики в этом направлении. Поэтому актуальной задачей является определе- ние критериев и разработка базы данных скансенов, попытка создания которой описана в ста- тье. Разработанная база данных включает сведения по 26 объектам такого типа, которые могут считаться классическими скансенами. В ходе создания базы данных выявлены проблемы и недостатки, которые присущи российским скансенам, рассмотрены возможности использова- ния информации об этномузеях в целях туристско-экскурсионной деятельности. Предложенные мероприятия призваны решить проблему продвижения этномузеев на рынке отечественного туризма и привлечения новых посетителей. Анализ особенностей географического размещения скансенов России позволил выделить пять характеристик и аспектов их распространения по территории страны. Указано, что актуальной задачей является создание музеев под откры- тым небом во всех областных, краевых и республиканских центрах при краеведческих музеях как продолжение их экспозиций. Это позволит расширить возможности развития внутреннего туризма в России на этнической основе, что определено одним из приоритетных направлений.
Ключевые слова
Статья отражает особенности экспозиций музеев под открытым небом в контексте социо- культурных изменений конца XX - нач. XXI вв. Приведены авторские интерпретации этногра- фического, художественно-биографического, военно-исторического и маргинального постмо- дернистского скансенов, на основе которых показаны основные трансформации, произошедшие с идеей музея данного типа. C культурологической точки зрения определяются ответы изме- няющегося музея на вызовы изменяющегося общества. Сравнительному анализу подвергнуты Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта», Государ- ственный музей-заповедник М.А. Шолохова, Площадка боевой техники Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Дрвенград (Сербия). Выявление скансеноло- гических характеристик в абсолютно разных музеях заставляет определять скансен как акту- альный способ бытования музея в современности. Скансен уникален тем, что предлагает по- сетителю погружение одновременно в несколько семиотических систем. Создание скансенов и процесс скансенологизации музеев иного типа совпали со структурными изменениями в экономике, культуре, социальной сфере XXI столетия. Они явились отражением тенденций развития современного общества в музееведении. Особенности развития постсов- ременного общества во многом определяют практическое воплощение идей создания музеев нового типа - скансенов. Скансен сегодня претендует на автономную социальную институали- зацию, его среда, и его функции уникальны. Это уже не музей в классическом понимании. Скансен в первую очередь - смысловая среда, предлагающая посетителю отказаться от роли пассив- ного зрителя, втягивающая человека в активное продуцирование новых предметов, смыслов, информации и собственных умений.
Ключевые слова
В статье представлен проект джайлоо-тура в Марийскую деревню. В ходе исследования изучены аспекты культуры и быта древних мари. На основе анализа природных факторов, национальных особенностей и истории региона создан проект джайлоо-тура. Проведены исследования с це- лью выявления степени заинтересованности населения в этом турпродукте. Концепция джай- лоо-тура в марийскую деревню заключается в ощущении туристом «путешествия в прошлое». Она включает: инфраструктуру (усадьба с прилегающей территорией - порт), национальную кухню (в основном, лепешки - шергинды, пироги с начинкой - коголь, блины - коман мелна), ос- новные типы деятельности марийцев (лозоплетение, национальная вышивка, бортничество и т. д.) национальные праздники (Шорыкйол, Кугече, Сÿрем, Угинде), и, конечно, представителей данного этноса, обладающих достаточными знаниями в области культуры и истории респу- блики Марий Эл. Туристский комплекс марийской деревни должен стать своего рода местным скансеном (этнографический комплекс-музей под открытым небом), в котором турист может познакомиться с укладом жизни марийского народа путем погружения в него. Дополнительным фактором, привлекающим туристов, может послужить национальная религия мари. Марий- цы - единственные язычники в Европе, их обряды и жертвоприношения уже сегодня посещает большое количество людей. Данная работа выполнена в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие вну- треннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)», а также Республикан- ской целевой программой «Развитие туризма в Марий Эл на 2011-2016 гг.». На сегодняшний день развитие внутреннего туризма имеет приоритет, серьезное внимание уделяется развитию туристских кластеров в регионах. В связи с этим можно сказать, что данный проект имеет высокие шансы на реализацию.
Ключевые слова
Монголия отличается уникальным географическим положением в центре континента, уда- лена от столичных центров сопредельных государств (России, Китая, Казахстана) на тыся- чи километров, что определяет ее уникальные в туристском смысле свойства. Для страны характерны суровый резко-континентальный климат и отсутствие морских курортов. При- тягательность Монголии для туристов определяется ее природной и культурной исклю- чительностью. Главный принцип развития туризма в Монголии заключается в совмещении природоохранных и рекреационных функций наиболее привлекательных для туристов терри- торий. Структура въездного туристского потока в страну характеризуется значительным преобладанием посетителей из соседних стран - Китая и России. В связи с этим развитие трансграничного туризма стало одним из важнейших направлений сотрудничества с сопре- дельными государствами. Трансграничный тризм подразумевает взаимозависимое и согласо- ванное рекреационное развитие территорий, приуроченных к определенным трансграничным коридорам (пунктам пограничного контроля). В соответствии с их местоположением, стату- сом и пропускной способностью происходит формирование туристических потоков, центров приграничной торговли и инфраструктуры. Центральную часть трансграничного российско- монгольского туристского пространства занимает уникальное природное образование - бас- сейн озера Байкал. К нему приурочена сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) национального и международного значения. Роль, которую на сегодняшний день играют особо охраняемые природные территории в развитии монгольского туризма в статье иллюстриру- ется на примере Хубсугульского национального парка. Сложившуюся систему охраны природы можно рассматривать не только как важнейшее направление двухсторонней кооперации, но и как один из важнейших факторов территориальной организации трансграничного туриз- ма. Этому способствует процесс создания трансграничных ООПТ, развитие транспортной инфраструктуры, придание международного статуса трансграничным переходам, а также реализация двустороннего соглашения о безвизовом туристском обмене
Ключевые слова
На примере города Москвы и Московской области проводится апробирование разработки бро- шюры туристских и экскурсионных маршрутов по местам традиционного бытования народных художественных промыслов. Для этого в исследования использовались как общенаучные, так и специальные методы: геоинформационный, картографический, проектирования, моделирова- ния и др. На первом этапе была проведена инвентаризация центров народных художественных промыслов и мониторинг текущего их использования в туристской сфере. Наиболее распростра- ненными типами народных художественных промыслов стали производство и художественная роспись керамических изделий, роспись подносов, производство игрушек, а также лозоплетение, кружевоплетение и вышивка. Мониторинг показал широкий спектр и вариативность использо- вания центров в туристской сфере, однако, характеризующийся не оптимальностью в пользу туристов. Далее объекты, вместе с вероятными точками входа на маршруты и выхода были нанесены на карту в геоинформационной системе, после - составлены восемь комплексных маршрутов, которые на карте получили отображение в виде радиальных выходов из г. Москвы. Линиями на карте показаны пути следования, пунсонами - центры народных художественных промыслов. Полученные результаты собраны в буклет в специализированном программном про- дукте, образцы макета которого представлены в статье. Число страниц в макете составило 11, которые были сведены в блоки: вводная часть, карта маршрутов, характеристика маршру- тов. Результаты исследования могут быть ценны в качестве информационного и маркетинго- вого материала, технологической разработки, а также как пример апробирования концепции разработки подобного продукта (в виде атласа туристских маршрутов) на все регионы Россий- ской Федерации.
Ключевые слова
Проект «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов и ремёсел» (ней- минг © В.В. Катамашвили, 2014) - социально-культурный проект, направленный на формирова- ние целостного представления о нижегородских народных художественных промыслах и позици- онирование их в качестве туристической визитной карточки Нижегородской области. Проект представляет нижегородские художественные промыслы в новом современном культурном контексте, включая их в жизненное пространство современного человека, пробуждая интерес к традиционной народной культуре Нижегородского края, желание соприкоснуться с ней. Задача проекта - формирование единого социально-культурного пространства «Нижегородское Зо- лотое кольцо народных художественных промыслов», привлечение внимания к необходимости его признания на региональном, национальном и международном уровнях как части мирового исторического и культурного наследия. В рамках проекта предлагается сформировать бренд, объединяющий традиционные промыслы Нижегородского края. Народные художественные промыслы и ремёсла Нижегородской области позиционируются нами в пространстве нематериального культурного наследия в качестве инновационного туристи- ческого продукта. Мы полагаем, что инновационный подход в связке «культура - туризм - брен- динг территории», основываясь на всём комплексе нижегородских народных художественных промыслов как на уникальном конкурентном преимуществе Нижегородской области, позволит достичь прорывных результатов в развитии туризма. «Нижегородское Золотое кольцо народных художественных промыслов» - проект, инициирую- щий новый образ Нижегородского края, мощный драйвер культурного и экономического разви- тия региона, его туристической и инвестиционной привлекательности, узнаваемости и попу- лярности в стране и мире.
Ключевые слова
Культурный туризм является наиболее динамично развивающимся направлением в теории и практике мирового туризма. Теоретико-методологическое осмысление этого вида турист- ской деятельности вызывает много дискуссионных моментов как с позиций спроса, так и по- требления культурных услуг. В связи с этим оценка культурного туризма должна проводиться не столько как вида туризма, а как современной, инновационной технологии развития туриз- ма, представляющей собой: 1) сферу потребительской туристской деятельности, 2) особую область бизнеса, 3) инновационную технологию развития отдельных социально-культурных объектов, и, непосредственно, сферы культуры. Культурный туризм в общей доле туристского рынка составляет около 25% от общего количества туристской прибыли, и по прогнозам экс- пертов она будет только увеличиваться. Неизменное пополнение видов и форм культурного туризма, и, в частности, развитие народных художественных промыслов, повсеместно распро- страненных на территории Российской Федерации, происходит с ростом количества турист- ских поездок именно с культурно-познавательной целью. Народные промыслы развивают малое и среднее предпринимательство, а потому играют все возрастающую роль в социально-эконо- мическом развитии России. Учитывая тот факт, что далеко не все российские регионы обеспе- чены природно-рекреационными ресурсами, именно народно-художественные промыслы могут выступить базовой, а, возможно, и наиболее инновационной отраслью в развитии туристиче- ской сферы, и помогут решить наиболее острые социально-значимые проблемы депрессивных регионов, в нашем случае - Ивановской области, которая по уровню развития занимает одно из последних мест в России.
Ключевые слова
Этнографический туризм в современном мире, и в России в частности, за последние десяти- летия приобрел особую актуальность, поскольку он позволяет прикоснуться к истокам наци- ональной культуры не только своего народа, но и познакомиться с культурой других народов. Россия отличается крайним многообразием этнокультурных туристских ресурсов, которые в недостаточной степени используются в качестве значимого вида туризма, который мог бы обеспечить той или иной территории нашей страны значительный приток туристов. Ар- ктика сегодня становится всё более привлекательной для экологического и этнографического туризма. В Российской Арктике проживают свыше 30 малочисленных коренных народов Севера, они сохранили особую культуру, способы выживания в экстремальных условиях среды, навыки традиционного щадящего природопользования, умения жить в согласии с окружающей средой. Этнографический туризм на Севере России считается одним из самых перспективных. В статье представлены материалы, собранные во время поездки в Берёзовский район Ханты- Мансийского автономного округа в июне 2015 г., где авторы провели анкетирование среди на- селения и государственных служащих по вопросу о том, имеется ли в районе программа и какие проводятся мероприятия по развитию экологического и этнографического туризма. Авторы изучили, как организован этнографический туризм в Берёзовском районе, роль в этом процессе национальной родовой общины. Всего в Югре 475 территорий традиционного природопользо- вания коренных малочисленных народов Севера, которые способны предложить туристам воз- можность знакомства с бытом и укладом жизни коренного населения, посещение жилищ и куль- товых сооружений, участие в фольклорных обрядах, красочных фольклорных представлениях, погостить в настоящем чуме, побывать на стойбищах оленеводов, прокатиться на оленьих упряжках, узнать секреты национальной кухни. Рассмотрен опыт деятельности туристическо-этнографического комплекса «Сорни Сэй», ко- торый знакомит туристов с культурой народов Севера, организует и проводит различного уровня мероприятия и программы, изготавливает сувениры, организовывает семинары и ма- стер-классы по декоративно-прикладному искусству.
Ключевые слова
В статье рассматривается богатство этнокультурных ресурсов регионов России, специфич- ность этнокультуры и возможность ее использования для формирования туристского имид- жа территории и развития этнографического туризма. Важнейшей задачей развития данной отрасли является увеличение потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями, богатым туристско-рекреационным потенциалом и высоким уровнем развития туризма. Автор отме- чает, что решение этой задачи требует активной пропаганды этнокультурного многообразия страны и выделяет основные предпосылки развития этнографического туризма. В статье конкретизируется понятие этнографического туризма, определены его особенно- сти, виды и отличительные черты, приведены рекомендации по разработке анимационных программ этнографических туров. Определено, что структура анимационных программ этно- графического туризма должна быть разнообразна, в ее состав могут входить различные ком- поненты: народные праздники, история и архитектура в совокупоности с традициями народно- го зодчества, литературное наследие, агрокультура, национальная кухня, фольклор, народные ремесла и промыслы. Автором обобщен опыт развития этнографического и сельского туриз- ма в Белгородской области по всем компонентам анимационных программ и разработан ряд концептуальных мероприятий для дальнейшего позиционирования этнокультурного наследия и привлечения туристов в регион.
Ключевые слова
Статья посвящена значению этнографического туризма в поддержке и развитии народно-ху- дожественных промыслов Республики Татарстан. Проведен анализ развития туристской от- расли и инфраструктуры в Татарстане, оценено значение проводимой в республике туристкой политики и ее результатов. Исследован потенциал для развития этнографического туризма в республике - народные праздники и другие национальные события, фестивали, историко-ар- хитектурные заповедники и музеи, другие центры этнографического туризма татарского, рус- ского, чувашского, марийского и других народов, проживающих в республике. Большое внимание уделено традиционным народно-художественным промыслам республики: кожаной и меховой мозаике, изделиям из кожи с росписью и тиснением, вышивкой; золотому шитью, вышивке би- сером; аппликации; кружевным изделиям; художественной обработке дерева и других расти- тельных материалов, производству художественной керамики и ювелирных изделий из серебра и другим. Особый акцент сделан на мероприятиях по возрождению исчезающих и утраченных видов народно-художественных промыслов народов Татарстана. Выявлен ряд проблем развития народно-художественных промыслов Татарстана: тяжелое фи- нансово-экономическое состояние производства, высокий физический и моральный износ техни- ческой базы, падение спроса на подлинно художественные изделия, подделки и продукция низкого художественного уровня, а также разобщенность мастеров, дублирование подобных изделий, старение мастеров народных художественных промыслов и угроза утраты художественно- стилевых особенностей и традиций. Отмечено колоссальное влияние этнографического туризма на поддержку и развитие народно- художественных промыслов Республики Татарстан.
Ключевые слова
Работа посвящена изучению вопросов организации татарского национального гастрономи- ческого туризма в Казани для самостоятельных туристов, въезжающих в город. Выявлены основные проблемы и перспективы развития предприятий в сфере услуг, которые представ- ляют национальную кухню для населения и туристов в целом. Наши исследования показали не- достаток сетей ресторанов и кафе, представляющих татарскую кухню, репрезентирующих ее самобытность; туристы не получают возможность насладиться национальным интерьером, качеством обслуживания, колоритом, музыкой и атмосферой. Исследование, посвященное гастрономическому туризму в Республике Татарстан, является актуальным, т. к. в России в настоящее время все больше людей осознают перспективность гастрономического направления туристического бизнеса. Пока в нашей стране это достаточ- но редкое явление, данный вид туризма только зарождается и встречается лишь как элемент более обширной туристической программы. Также актуальность исследования состоит в по- требности освоения новых видов туризма, в частности, гастрономического, с целью привлече- ния туристов, что является необходимым для дальнейшего развития региона. Как показали приведенные исследования, в Республике Татарстан и, в частности, в городе Ка- зань, существенно недостает ресторанов национальной татарской кухни, которые предо- ставляли бы возможность не только продегустировать образцы национальной кухни, но и на- сладиться этническим интерьером, музыкой и колоритом в целом
Ключевые слова
В статье на основе исследования Архивных научных фондов рукописей и фонозаписей Институ- та искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского НАН Украины рассматри- вается украинское писанкарство - один из видов народного искусства. Автором проанализированы и обнародуются различные фонды Архива. Установлено, что среди материалов архива хранятся сведения об изготовлении пасхальных яиц - писанок, их использо- вания в обрядах и верованиях украинского народа. Отмечено, что среди них имеются материалы не только из этнографических регионов Украины, но и из России (в частности, нами исследуются исторические сведения по территории Ярославской губернии), удостоверяется существование писанок в разных регионах страны. В статье рассматриваются сообщения из этнографических районов Украины - Закарпатья, Под- ляшья, Бойковщины, а также Житомирщины, Львовщины, Винничины и Черниговщины. Автором обработано личные фонды Е. Спасской, П. Литвиновой, В. Кравченко, Г. Танцюры, материалы М. Сумцова, Л. Демьяна и других исследователей, которые хранятся в различных фондах. Про- работаные документы дают возможность выделить среди них следующие группы источников: эпистолярные, рукописные, печатные, иллюстративные, что значительно обогащает источни- коведческую базу украинского писанкарства ХХ в. как народно-художественного промысла.
Ключевые слова
В статье описывается история создания и становления Сысертского фарфорового завода, ко- торый является уникальным местом изготовления высокохудожественных изделий. Вдохнови- телем живописцев завода является выдающийся уральский писатель Павел Петрович Бажов, по мотивам сказов которого на заводе были выпущены серии скульптур «Хозяйка Медной горы», «Данила-мастер», «Золотой Волос» и др. Описание процесса изготовления фарфора и работы ведущих мастеров и художников позволяет оценить исключительность выпускаемых изделий. В статье находят отражение вопросы, связанные с сохранением технологий производства фар- фора, передачи умений и навыков искусства ручной росписи. По сей день Сысертский фарфоровый завод поддерживает лучшие уральские традиции народно- художественного промысла. Новые сырьевые материалы позволяют повысить белизну и про- свечиваемость фарфора до уровня мировых стандартов, а новое поколение художников и тех- нологов вносит свежее направление в развитие традиционного промысла. Изделия «Фарфора Сысерти» приобрели известность, как в России, так и за рубежом. Продук- ция завода любима покупателями за ее безукоризненное качество, которое достижимо только в ручном исполнении, белизну фарфора, бережное отношение к традиции и вместе с тем чув- ство современности. Важно, что Сысертский фарфоровый завод сохраняет и развивает традиции народного искус- ства Урала рубежа XIX-XX вв. Художники и мастера создают художественные изделия из фарфо- ра как бытового назначения (чайные и кофейные сервизы, столовые наборы и отдельные пред- меты), так и мелкосерийные и единичные изделия декоративного назначения (вазы, шкатулки, сувениры, предназначенные для украшения различных интерьеров). Сегодня продукция завода - оригинальный, признанный и самый лучший туристский сувенир, который можно привезти из туристской поездки по Свердловской области.
Ключевые слова
Статья посвящена известному традиционному вятскому промыслу - дымковской игрушке, собранной в прекрасную коллекцию музея «Дымковская игрушка: история и современность». В работе раскрываются аспекты зарождения, развития и современного состояния промысла, приводится описание исторических изменений в технике исполнения игрушки. Характеризует- ся роль в развитии и сохранении промысла отдельных мастериц и подвижников. Статья ил- люстрируется яркими образцами изделий промысла, приведены редкие архивные фотографии. Описывается исторический процесс возникновения промысла по изготовлению дымковской игрушки. Особое внимание в статье уделяется вопросам истории и особенностям коллекции музея, а также формам работы с посетителями - экскурсантами и туристами разного возрас- та. Сегодня коллекция музея работает не только на жителей г. Кирова, но и на престиж всей Кировской области, на развитие туризма, формируя особый туристский бренд региона - «Край дымковской игрушки».
Ключевые слова
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся территориального брендирования и опреде- ления элементов городской айдентики с целью повышения туристического потенциала и при- влекательности территории. Айдентика может рассматриваться как инструмент коммуни- кации в территориальном маркетинге. Большое значение для формирования представления о территории среди жителей и туристов играет правильный выбор главного элемента айден- тики. Авторами статьи предлагается использование в качестве основного элемента город- ской айдентики ремесел или народных промыслов. Предметом исследования выступают народ- ные художественные промыслы, в частности, дымковская игрушка как элемент айдентики на примере города Кирова. В работе обосновывается приоритетность использования народных промыслов как элементов айдентики города или территории. Проведено обобщение опыта г. Кирова по формированию своей идентичности на основе самого известно народного про- мысла Кировской области - дымковской игрушки. Представлена история появления и развития народного промысла «Дымковская игрушка». Сегодня Дымка является не только ремеслом, но и элементом коммуникационной среды. Так, она была использована в проекте Правительства Кировской области «Покупай Вятские продукты!» в качестве элемента, помогающего покупа- телям в выборе продукции местных производителей. Самым популярным проектом в городской среде Кирова стало мероприятие под названием «Раскрасим город в Дымку». Проведенные со- циологические опросы жителей города подтвердили принятие горожанами эмоционального об- раза дымки в качестве элемента визуализации родного города. Авторы обращают внимание на то, что Дымка может быть использована в качестве основного элемента формирования и поддержания городской идентичности Кирова, создавая гостеприимный и радостный образ территории.
Ключевые слова