Анализ состояния понятийного аппарата в музыкально-педагогических исследованиях последних десятилетий явился отправной точкой развёртывания основных разделов статьи, в которой сделана попытка ответить на вековечный вопрос: «Почему Россия не Европа?» сквозь призму достаточно нового понятия «русская европейскость» отечественной музыкальной культуры. В отличие от других гуманитарных наук, соотношение «русского» и «европейского» в исследовательском поле изучения музыки рассматривалось, как правило, вне связи с дискуссионными глобальными мировоззренческими проблемами. Методологические установки педагогики музыкального образования, закреплённые в «нормативной триаде» единения философского, общенаучного и частнонаучного подходов при изучении музыкальнопедагогических процессов, открывают широкие перспективы для анализа «русской европейскости» в разных научных контекстах. Прежде всего «русская европейскость» рассмотрена как цивилизационный и культурный феномен в опоре на отечественное философское наследие. Не секрет, что географическое положение России на переломе двух миров Европы и Азии всегда служило основанием для «край9 ностей» в определении «статуса» русской цивилизации. Со времён А. С. Пушкина наша философская мысль развивалась то в упорном противостоянии концепций славянофильства и западничества, то в критике идей евразийства, то в отрицании любого «европейничания». Обращение к разнохарактерным трактовкам цивилизационного пути России продиктовано необходимостью обосновать положение: вне содержательного духовного анализа художественного наследия русской культуры, её христианских истоков и ценностных установок невозможно принять или отвергнуть явление «европейского выбора». Многие абстрагированные от художественной практики философские утверждения и выводы на тему «Россия Запад Восток» начинают рассыпаться на глазах при внимательном «прочтении текстов» художественных, в том числе музыкальных, произведений, рождённых в разные исторические эпохи. В статье особое внимание уделено явлению литературоцентризма как фактора развития русской профессиональной музыки в контексте культуры христианского мира. Евангельское слово рассматривается как исток рождения «русской европейскости», как основание для последующего диалога отечественного музыкального искусства с музыкой христианских европейских стран, в семью которых Древняя Русь влилась в 988 году актом Крещения. В отличие от устойчивой в отечественной науке полемичности, непримиримости позиций в трактовке взаимодействия России и Европы, автор опирается на факты принадлежности отечественного музыкального искусства к христианской (православной) европейской цивилизации. Это позволяет рассматривать «русскую европейскость» как парадигму истории отечественной музыкальной культуры, которая проявляется в достаточно избирательной интерпретации творческого опыта западных соседей (жанры, формы, средства музыкальной выразительности). Этот процесс всегда был многовекторным и мировоззренчески насыщенным, отражая специфику духовного национального «взросления» отечественной культуры. «Регулятором» диалога «своего» и «чужого» является цивилизационный код русской музыкальной культуры, который влиял на формирование специфики «русской европейскости» разных видов, обоснованных в тексте статьи. Значимость цивилизационного диалога «своего» и «чужого» в истории отечественной музыки предопределила постановку вопроса об актуализации понятия «русская европейскость» в содержании музыкально-педагогического образования. В связи с этим была разработана магистерская программа «Музыкальное искусство и образование в контексте отечественной культуры», опыт освоения содержания которой представлен во втором разделе работы. В заключении сделан вывод: сегодня «русская европейскость» это прежде всего высокая миссия отечественной музыкальной культуры, направленная на сбережение духовных даров красоты и содержательности музыкального искусства, что сложились в западной традиции со времён древности и были возвышены «в соседство Бога» не только европейскими, но и русскими композиторами.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2023. — Выпуск 3
Содержание:
Статья обобщает более чем 17-летний опыт автора в области преподавания вузовского курса «Традиционная музыка в культуре народов мира». Главное внимание сосредоточивается на осмыслении психолого-педагогических основ дисциплины с позиций гуманно-личностного подхода. Специфика отношений «преподаватель студент» раскрывается через особенности гуманного настроя педагога в образовательном процессе, а также через создание развивающей среды на основе пространства изучаемых музыкальных культур народов мира. Концептуальной основой учебного курса выступает взгляд на традиционные культуры разных народов сквозь призму допущений гуманной педагогики. Эти допущения осмысляются как на микроуровне (по отношению к обучающимся), так и на макроуровне (по отношению к иноязычным народам и культурам) через обращение к культурологической мысли ХХ и XXI веков. Идеи гуманной педагогики, осмысленные в ракурсе поликультурного образования, обусловливают изучение традиционных музыкальных культур не как сложных систем жанров, форм и средств музыкальной выразительности, а как множества способов актуализации человеческого бытия на пути духовного восхождения. В итоге формулируется метод «духовного вглядывания» в душу и тайну той или иной культуры через музыку, которая по мере со-настраивания, принятия и понимания начинает открываться перед внутренним взором человека как субъекта познания. Реализация этого метода предполагает применение принципов, сформулированных Ш. А. Амонашвили и разработанных на основе его концепции.
Ключевые слова
В статье рассматриваются дефиниции терминов «афоризм» и производных от него слов в России, от включения в русскоязычные словари в 60-х годах XIX столетия и до их трактовки в ХХ столетии. Отмечается всё возрастающий интерес к афоризмам в настоящее время. Приводятся аргументы, свидетельствующие о перспективности изучения музыкантами-педагогами афоризмов, содержащих воззрения не только композиторов, исполнителей, музыковедов, музыкантов-педагогов, но и философов, культурологов, учёных в сфере естественных и гуманитарных наук. На основе анализа представленности афоризмов в исследованиях музыкантов-педагогов делается вывод о преимущественном обращении к ним в качестве эпиграфов с целью подкрепления своей точки зрения авторитетными суждениями. Раскрывается значение внутритекстовых цитат, которые в своей содержательной направленности могут как быть солидарны с авторской системой воззрений, так и отражать противоположные или частично расходящиеся позиции по отношению к ним. Специальное внимание уделяется обоснованию комплекса задач, решение которых стоит при отборе и анализе афоризмов в качестве историко-педагогических источников. Подчёркивается необходимость характеристики афористических высказываний выдающихся мыслителей в двух временных координатах: в контексте того времени, к которому они относятся, и с позиции современности.
Ключевые слова
Актуальность представленных в статье результатов проведённого авторами исследования обусловлена необходимостью развития учебной мотивации подростков, в том числе и в музыкально-исполнительской деятельности, с помощью цифровых технологий. Авторами подчёркивается необходимость устранения всё более явно выраженного в последние десятилетия противоречия между оснащением классов ДМШ современными компьютерами со специальным программным обеспечением, различными мультимедийными устройствами, интерактивными досками, плазменными телевизорами для использования информационных технологий, специализированных музыкально-компьютерных программ, с одной стороны, и традиционным характером учебного процесса в музыкальных школах, не отражающим достижения музыкально-педагогической науки и информационных технологий, с другой стороны. Специальное внимание уделяется характеристике авторской программы «Классный ансамбль» с применением DAW (Digital Audio Workstation), направленной на развитие учебной мотивации подростков в классе скрипичного ансамбля средствами информационных технологий.
Ключевые слова
В статье рассматриваются характерные особенности малоизвестного в профессиональной среде сочинения Сонаты для альта и фортепиано В. М. Богданова-Березовского, редко исполняемой в классе камерного ансамбля и на сегодняшний день практически исчезнувшей из концертных программ и студийных записей. Тем не менее это оригинальный образец советского музыкального искусства, связанный с именем интереснейшего по своему художественному облику композитора и не менее талантливого исполнителя -Ю. М. Крамарова, кому и посвящена данная статья. В совокупности в нём отражены актуальные тенденции середины XX века, оказавшие большое влияние на становление жанра альтовой сонаты, связанного с расширением технических возможностей инструмента и богатством его тембровых красок. Выбранное автором направление обращено к личности В. М. Богданова-Березовского, разносторонне одарённого композитора, музыковеда и общественного деятеля, а также к содержанию, драматургии и образной канве циклической формы для альта и фортепиано, что создаёт дополнительные ресурсы для осмысления и понимания исторических контекстов, влияющих на глубину исполнительского замысла и его реализацию. Работа над малоизученными партитурами в классе камерного ансамбля расширяет исполнительский кругозор и придаёт образовательному процессу значительный методологический объём. Для формирования текстологической культуры это представляется важнейшей составной частью воспитания грамотного музыканта, способного на практике применить полученные знания, умения и навыки. В современной педагогике музыкального образования данные позиции позволяют конкретизировать цели и задачи учебного процесса, актуализировать его художественный результат.
Ключевые слова
Читателям предлагается статья, посвящённая органному токкатному циклу F-dur BWV 540 И. С. Баха. Это произведение недостаточно изучено в отечественном и зарубежном музыкознании. По сути, нет специальных работ, на которые можно было бы опереться в предлагаемом исследовании. Малоизучен вопрос его датировки. Не подвергались специальному анализу структура частей и вопросы духовного смысла. В статье рассматривается первая часть цикла BWV 540 - токката F-dur. Анализируется её структура. Поднимается вопрос, касающийся, возможно, заложенных в ней духовных смыслов. На рассмотрение предлагается следующая гипотеза: Бах при создании токкаты F-dur BWV 540 привлёк лютеранский хорал в качестве музыкального истока. Пред-90 полагаемый хоральный исток - гимн „Allein Gott in der Hoh sei Ehr“. В статье используются для сравнительного анализа органные сочинения, созданные Бахом на данный гимн. Целью было стремление приоткрыть завесу над духовным сюжетом токкаты. В качестве литературного тезиса для первой части цикла рассматривается фрагмент текста из Евангелия от Марка. Автором статьи высказываются предположения о возможной причастности токкаты F-dur к созданию «Страстей по Марку» („Markus-Passion“) BWV 247, в дальнейшем утерянных. В качестве доказательства приводятся фрагменты из токкаты F-dur, корреспондирующие к музыке «Рождественской оратории» BWV 248 и «Траурной оды» BWV 198, музыкальный материал из которых, как предполагается, мог быть использован И. С. Бахом при создании «Страстей по Марку». Предложенный автором в статье анализ первой части органного токкатного цикла F-dur BWV 540 может стать ориентиром для музыкантов, обучающихся в высших учебных заведениях, при анализе творческого наследия композитора и глубинном постижении содержания произведений, выбранных для включения в свой исполнительский репертуар.
Ключевые слова
Обучение игре на фортепиано рассматривается в статье как коррекционно-компенсаторная форма работы с незрячими учащимися, способствующая их социализации. Представлена авторская модель развития исполнительских навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению, базирующаяся на концепции «четырёхфазной» структуры формирования навыка А. Л. Готсдинера. В качестве структурных компонентов модели выступают этапы работы над музыкальным произведением, методы работы и формируемые благодаря им исполнительские навыки. Основное внимание уделяется характеристике таких специальных приёмов, применяемых в работе с незрячими учащимися, как: тактильная адаптация к инструменту, литературно-образные аналогии, соотнесение физических действий учащегося с характером звукоизвлечения, «скульптурная» корректировка, тактильные представления о процессе звукообразования, синхронизация мелодии со словесным текстом и др. Их применение способствует раскрепощению творческого потенциала учащихся и повышению их готовности интерпретировать музыкальное содержание в сценических условиях.
Ключевые слова
Статья посвящена дирижёру, хормейстеру, педагогу заслуженному работнику культуры Российской Федерации, профессору Елене Владимировне Есиповой (1935-2017). Будучи наследницей традиций синодальной школы хорового дирижирования и смелым новатором в подходах к обучению, она посвятила свою жизнь отечественному хоровому исполнительству и педагогической деятельности. В представленных материалах получили освещение основные вехи жизненного и творческого пути мастера, приведены воспоминания коллег и учеников. Особое внимание уделено её педагогическим принципам и методам работы в дирижёрском классе на кафедре хорового дирижирования Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, а также с детскими хоровыми коллективами. При подготовке статьи были использованы архивные материалы, научные работы российских и зарубежных авторов, проведён сбор информации из первоисточников в форме интервьюирования. Впервые публикуются выдержки из неизданной статьи Е. В. Есиповой.
Ключевые слова
В статье рассматриваются различные аспекты теории и практики реализации квест-технологий в педагогике музыкального образования. Дедуктивный анализ явления затрагивает такие сферы, как игровая предыстория жанра, появление данной педагогической новации, её ассимиляция в отечественном образовательном пространстве, постепенное расширение предметной направленности и возрастных рамок применения. Поднимается вопрос о взаимосвязи веб-квестов и «живых» квестов, необходимости их сравнительного анализа в рамках обобщённой категории «педагогические квест-технологии». Выявляются противоречия, возникающие при использовании квест-технологий для целей музыкального воспитания учащихся общеобразовательных школ. Среди основных проблем отмечается уклон в вербализацию в ущерб музыкальному звучанию, отсутствие признаков ролевой игры и ряд других. В данном контексте по сравнению с уроком музыки внеурочная деятельность представляется более целесообразной формой использования квест-технологий. Приводятся примеры квестов, созданных авторами в рамках фестиваля исследовательских и творческих проектов «Весна идёт!», который проходил в апреле 2023 года и был посвящён юбилею С. В. Рахманинова. В диаграммах представлены результаты анкетирования, проведённого среди школьников Подмосковья, и интервьюирования их педагогов-наставников. Интерпретация результатов позволяет говорить о повышении мотивации, самооценки, предметной осведомлённости школьников, общей позитивной оценке данной технологии и обучающимися, и учителями музыки.
Ключевые слова
В статье рассматриваются актуальные аспекты интенсификации урока музыки в современной школе средствами медиаинформационных технологий. Автор анализирует возможности совершенствования форм и способов обучения музыкальному искусству, модернизации этапов учебного процесса, условий и возможностей информационного оснащения разных видов музыкальной деятельности, а также введения конкретных медиаинформационных технологий и ресурсов в практическую работу педагога на уроке музыки в школе. Раскрываются особенности практического использования современных цифровых технологий в ходе и содержании различных видов познавательной и исполнительской деятельности на уроке. Даётся характеристика современных медиаинформационных технологий в учебно-образовательном процессе; готовности педагога к применению интерактивных технологий на разных этапах и в разнообразных видах музыкальной деятельности; конкретных возможностей и перспектив использования мультимедиа и цифровых технологий современных информационных платформ и ресурсов. Предлагаемая конкретизация медиаинформационных платформ, приложений и онлайн-хостингов позволяет наметить пути интенсификации не только процесса обучения музыке, но и музыкально-эстетического развития школьников через расширение возможностей взаимодействия в процессе урока личности и медиаконтента.