Основной целью автора настоящей статьи стало прослеживание и аналитический комментарий ключевых положений посмертно изданного теоретико-методического труда профессора Берты Львовны Кременштейн, выдающегося отечественного музыканта-педагога, ученицы и последователя педагогики Г. Г. Нейгауза, носителя традиций педагогической школы Гнесиных. Впервые один из важнейших постулатов отечественной педагогической науки - неразрывная связь противоречий с процессом развития учащихся проецируется автором в область педагогики музыкального образования. Центральными по значению в работе Кременштейн явились противоречия, связанные с созданием в совместной работе учителя и ученика исполнительской интерпретации музыкального произведения и с необходимым для этого техническим оснащением пианиста. В ряду исследуемых отдельных и объединённых в комплексы противоречий особое значение придаётся тем, которые возникают в ходе индивидуальной работы музыканта-педагога в исполнительском классе в условиях так называемой парной педагогики. Художественно-коммуникативный и организационный аспекты про- 9 блемы представлены Б. Л. Кременштейн в разделе «Специфика языка и общения». Завершается исследование «вопросом вопросов» педагогики музыкального и в целом художественного образования: насколько решаемой задачей является воспитание и развитие подлинно творческой личности, до каких пределов простираются возможности объединить в обучении музыканта-исполнителя эмоциональные и интеллектуальные, рациональные и иррациональные начала его сознания? Названные аспекты образуют содержательно-структурную логику исследования, подразделённого Б. Л. Кременштейн на соответствующие главы. Единая концепция, объединившая эти положения и поднимающая их рассмотрение Бертой Львовной Кременштейн на уровень художественно-философского исследования, обозначена в его названии. Диалектический подход автора к изучению музыкально-педагогического процесса углубляет представление музыкантов-педагогов о природе и сущности противоречий, пронизывающих их повсед- Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License невную работу, обусловливающих её сложность и одновременно - являющихся залогом успешного развития их питомцев.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2023. — Выпуск 2
Содержание:
В статье представлено обоснование актуальности предпринятого исследования, направленного на прояснение особенностей и трудностей освоения содержания музыкально-психологических дисциплин студентами из Китайской Народной Республики, обучающимися в России. Проблема исследования заключается в том, что они редко имеют подготовку по психологии даже на уровне колледжа, если до этого не обучались в России. Им не знакома терминология и те методологические основания данных дисциплин, которые российскими студентами воспринимаются часто легко, «по умолчанию». При этом китайские студенты проявляют большой интерес к психологическим темам и проблемам. Встаёт вопрос о том, каким образом можно было бы учесть в содержании и методах работы разницу в исходных посылках, представлениях и интерпретациях музыкально-психологических явлений с позиции культурно-образовательного опыта обучающихся? Авторы статьи анализируют основания для разработки и реализации кросс-культурного подхода к освоению музыкально-психологических дисциплин. Такой подход может существенно продвинуть теорию и практику обучения в вузе иностранных обучающихся, а также способствовать преодолению аффективно-когнитивных трудностей и разрывов в процессе получения ими музыкального образования в России.
Ключевые слова
В статье представлено обоснование актуальности предпринятого исследования, направленного на прояснение особенностей и трудностей освоения содержания музыкально-психологических дисциплин студентами из Китайской Народной Республики, обучающимися в России. Проблема исследования заключается в том, что они редко имеют подготовку по психологии даже на уровне колледжа, если до этого не обучались в России. Им не знакома терминология и те методологические основания данных дисциплин, которые российскими студентами воспринимаются часто легко, «по умолчанию». При этом китайские студенты проявляют большой интерес к психологическим темам и проблемам. Встаёт вопрос о том, каким образом можно было бы учесть в содержании и методах работы разницу в исходных посылках, представлениях и интерпретациях музыкально-психологических явлений с позиции культурно-образовательного опыта обучающихся? Авторы статьи анализируют основания для разработки и реализации кросс-культурного подхода к освоению музыкально-психологических дисциплин. Такой подход может существенно продвинуть теорию и практику обучения в вузе иностранных обучающихся, а также способствовать преодолению аффективно-когнитивных трудностей и разрывов в процессе получения ими музыкального образования в России.
Ключевые слова
В статье рассматривается воздействие на музыкальное творчество Э. Т. А. Гофмана атмосферы его родного города Кёнигсберга, особенностей его образования в Кёнигсбергском университете, включавшего обучение игре на музыкальных инструментах, участие в публичных концертах в Кафедральном соборе. Отмечается, что музыке придавалось большое значение в воспитании нравственных устоев молодых людей. Указывается на особенности зримых образов, характерных для Кёнигсберга, которые стимулировали творческую фантазию Гофмана. Обращается внимание на эстетические воззрения И. Канта, в том числе на эволюцию его представлений об идеале, которые оказали влияние на творчество Э. Т. А. Гофмана, его взгляды на прекрасное и возвышенное. Анализируется опера «Ундина» Гофмана, выявляется специфика претворения в ней романтического идеала и его нормативов - содержательных и формальных. Отмечается важность обращения к философскому контексту, что позволяет обнаружить неявную связь музыкального творчества Гофмана с одной из самых сложных философских идей Канта об априорности пространства и времени. Указывается на то, что выявление истоков романтизма Гофмана способствует пониманию того диалога культур, который столетиями ведётся русской и немецкой культурами.
Ключевые слова
В настоящей работе представлены новые формы синтеза цифровых технологий и музыкального искусства. Рассмотрены общие принципы технологий дополненной и виртуальной реальности (Augmented Reality AR и Virtual Reality VR). Приведены результаты исследования процессов эволюции мультимедиа среды, нашедшие своё выражение в различных сценариях ведения образовательного процесса и возникновении форм презентации музыкальных произведений, открывающих новые грани в академических музыкальных жанрах. Дистанционный формат обучения, научной коммуникации и развития культурного кругозора стал нормой новой реальности, вызвав к жизни явления, возникшие под влиянием этого процесса. Специальное внимание уделяется обзору вариантов включения технологий дополненной реальности в музыкальное образование на примере музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин. Дано описание опыта зарубежных коллег, использующих специальную программную среду в рамках музыкальных предметов курса общеобразовательной школы. Рассмотрены творческие эксперименты композиторов, режиссёров и медиахудожников по созданию театральных постановок, сочетающих традиционную сцену с цифровой. Особенности музыкальных произведений, сочетающих AR-технологии, представлены на примере постановки оперы «Грехопадение» композитора Р. Сагдиева (режиссёр Д. Отяковский, медиахудожник Е. Пшеничный). Автор приходит к выводам о применимости указанной технологии в рамках работы по привлечению внимания к оперному театру публики, представителями которой является подрастающее поколение, а также о вероятной трансформации жанровых форм за счёт изменения привычной среды развития жанра.
Ключевые слова
Статья посвящена вопросу вокально-речевой подготовки певца в образовательном процессе. В частности, в статье рассматриваются отдельные параметры работы с иностранным текстом вокальных сочинений, обозначены некоторые особенности фразового ударения и средства смыслового выделения французского языка, оказывающие влияние на его вокализацию. Автором затрагивается проблема организации музыкального и речевого синтаксиса в работе над фразировкой в пении на французском языке, большое внимание уделяется вопросу дифференциации речевого потока на элементы с разной степенью выделенности и акцентности. На примере вокальных сочинений на французском языке произведён анализ строения речевой и музыкальной фразы, рассмотрен вопрос взаимодействия художественного и технологического в практической деятельности исполнителя. В статье отмечена необходимость создания нового, концептуально обоснованного и специально выстроенного формата учебной дисциплины, осуществляющей вокально-речевую подготовку. В качестве приоритетной задачи курса выделяется формирование у студентов-вокалистов навыка работы с иностранным (в том числе французским) текстом.
Ключевые слова
В статье представлена классификация исполнительских и методических принципов, а также новаторских пианистических приёмов Фридерика Шопена. Это, в частности, принцип двуединства чувства и интеллекта в исполнительском искусстве; принцип естественности и свободы пианистического аппарата; нотный текст и контекст художественного содержания музыкального произведения как принцип Универсума; естественность речевой выразительности в музыке как эстетический принцип; принцип гибкости метро-ритмического движения; принцип «пения» на фортепиано; legato как ведущий принцип звукоизвлечения; установка на техническое совершенствование благодаря свободному и естественному положению рук на клавиатуре; новаторство аппликатурных и педальных принципов; своеобразие шопеновской фактуры, разнообразное звукоизвлечение, широкое использование различных видов артикуляции и динамики. Указанные положения представляют цельную педагогическую систему и опираются, прежде всего, на интеграцию технологии пианистических навыков и художественного содержания произведения на основе осмысленного подхода к работе 81 над музыкальным образом. Изучение этой системы чрезвычайно актуально для современного китайского фортепианного обучения, в котором доминирует узко технологический вектор.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема вузовской подготовки музыкантов-педагогов, связанная с обращением в своей будущей профессиональной деятельности к музыкальным воззрениям, получившим воплощение в мифах Древней Греции. Специальное внимание уделяется рассмотрению значимости древнегреческой мифологии для развития мировой музыкальной культуры, с одной стороны, и неразработанностью данной проблемы в педагогике музыкального образования, с другой стороны. Получает раскрытие авторский подход, направленный на разрешение возникшей антиномии посредством целенаправленного обогащения учебного материала в дисциплине «История музыкального образования». Имеется в виду включение в него: 1) характеристики различных подходов исследователей к трактовке мифа как историко-культурного феномена и содержащихся в древнегреческих мифах музыкальных воззрений; 2) произведений зарубежных и отечественных композиторов на древнегреческие мифологические сюжеты, отличающиеся как в стилевом, так и в жанровом отношениях; 3) знаний о представленности 91 таких произведений в содержании общего и дополнительного музыкального образования. Приводятся результаты апробации предлагаемого подхода на факультете музыкального искусства Московского педагогического государственного университета, подтверждающие целесообразность его реализации в вузовском музыкально-педагогическом образовании.
Ключевые слова
В статье представлена характеристика многогранной деятельности Степана Васильевича Смоленского (1848-1909) - выдающегося музыканта, педагога, хормейстера, учёного-исследователя второй половины XIX в. - начала XX вв. В центре внимания оказываются его мировоззренческие, этико-эстетические и психолого-педагогические установки личности, которые формировались под влиянием идей славянофилов и отражали его воззрения на особую роль православия в развитии общества и культуры, необходимость возвращения к истокам, традициям, самобытности, возрождения искусства знаменного пения. Автором статьи раскрыты основные направления деятельности С. В. Смоленского: образовательно-воспитательная, музыкально-педагогическая, методическая, хормейстерская, научно-исследовательская и др. Показано, что профессиональную подготовку певца, регента С. В. Смоленский рассматривал как процесс взращивания человека культуры и требовал результативности, высокого мастерства и широкого образования.
Ключевые слова
Личность выдающейся отечественной арфистки К. А. Эрдели широко известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Её творческая деятельность началась в 1899 году и прекратилась лишь с уходом из жизни в 1971. Ксения Александровна вела широкомасштабную работу во всех сферах искусства, соприкасающихся с её любимым инструментом и в царской России, и в Советском Союзе. Она являлась концертирующей арфисткой, солисткой оркестра Большого театра, педагогом. Предлагаемая статья освещает педагогическую деятельность К. А. Эрдели. За годы преподавания она воспитала значительное количество арфистов, с успехом работавших в ведущих оркестрах и специализированных учебных заведениях по всей стране. В публикации впервые анализируется ценность методических установок исполнительницы, степень их актуальности, а также значение для современного отечественного арфового искусства. Предлагается взгляд на созданную ею педагогическую систему, включающую технический комплекс, методические принципы, ряд положений по организации учебного процесса в вузе, а также значительное количество обработок музыкальных произведений для арфы, осуществлённых с целью расширения исполнительского и педагогического репертуара. Делается вывод о большом вкладе К. А. Эрдели в развитие в России арфового искусства.
Ключевые слова
В статье на примере нескольких тематических блоков раскрывается авторская концепция преподавания предмета «Практикум по музыкальному творчеству» в программе подготовки будущих учителей музыки, разработанной для обучения студентов на Педагогическом факультете Западночешского университета в г. Пльзень. Представлена развёрнутая характеристика каждой темы с описанием её теоретической и практической составляющих. Даются конкретные методические рекомендации, приводятся задания для овладения изучаемыми музыкально-педагогическими концепциями, а также для развития творческого потенциала студентов. На примере обращения к индийской и японской традициям показаны уникальные особенности не только европейских, но и древневосточных методов обучения, а также возможности их комбинирования при знакомстве с японской музыкой. В качестве примера представлена методика разучивания мелодий японских детских песен по методу З. Кодая, с включением импровизации аккомпанемента в японских модальных ладах на инструментах К. Орфа, а также пластического интонирования по методике Э. Ж. Далькроза.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме организации персональной образовательной среды обучающихся-вокалистов в аспекте анализа непрерывного образования как центрального императива «новой педагогики». Автор приводит результаты обзора персонологических концепций и подходов к организации персональной образовательной среды, нашедших отражение в современной отечественной и зарубежной научной психолого-педагогической литературе. Рассматривается алгоритм формирования умений, которые позволяют обучающимся вести самостоятельный исследовательский поиск, развивать критическое мышление, а также повышать свой профессиональный уровень в вопросах, касающихся освоения стилевой вокальной техники и других аспектов вокального искусства.