Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2023. — Выпуск 1
Содержание:
Соотношение видимого «горнего» мира и незримой «дольней» его бесконечности, восприятие земной действительности и ощущение сокровенного чувства «сокрытости» от человека мощного вселенского хора «торжествующих созвучий» во все времена являлось предметом творческого притяжения композиторов, чьи произведения вошли в «золотой фонд» мировой культуры. Однако эпоха постмодернизма XX-XXI вв., а фактически современного новомодного «постхристианства», внесла коррективы во все сферы музыкальной деятельности - в творчество, исполнительство, науку. Анализ взаимовлияния «дольнего» и «горнего» как источника художественной деятельности постепенно уходит из гуманитарных наук, в том числе из музыковедения. Признание факта агрессивного опустошения жизни от всякой святыни позволяет утверждать, что именно постулаты «постхристианства» являются причиной упадка современной музыкальной культуры, её творческого потенциала. Феномен уничтожения святости как фундамента рождения высоких художественных достижений в культурологических размышлениях И. А. Ильина назван «духовной нецельностью». Апология разложения и распада глубинной вневременной смысловой основы музыки, разногласие и размежевание между верой (или ощущением сверхреального надмирного пространства) и рассудком (интеллектом) музыканта-творца означает губительный для российской музыкально-педагогической традиции отказ от попыток понять духовные истоки художественного замысла музыки. Преодоление духовной нецельности в познании музыки - одна из приоритетных задач высшего музыкально-педагогического образования. Её решение связано с развитием методологического аппарата педагогики музыкального образования и внедрением новых научных подходов, рождённых в контексте культурологического направления. Целевое предназначение таких подходов заключается в выявлении в учебном процессе духовной «первоосновы» музыкального искусства в неразрывной связи с творческими и педагогическими традициями. В их числе духовно-аналитический музыковедческий подход, который является органичным для русской традиции, поскольку понимание духовных основ изучаемой музыки можно отнести к первичным задачам отечественной музыкально-педагогической деятельности на разных этапах её развития. Его становление имеет многовековую историю, кульминацией которой стало формирование великой школы отечественного музыкознания ХХ века. Вехи этого пути обусловлены прежде всего отношением композитора, исполнителя, слушателя к музыкальным текстам как явлению диалога «духовного» (горнего) и «материального» (дольнего) мира. Признание «главенства духовного» в трактовке значимости и ценности музыкального произведения предопределяет необходимость обоснования ряда других научных подходов, применение которых в учебном процессе имеет более локальный характер. Среди них представленный в статье культурно-типологический музыковедческий подход, который позволяет рассматривать историю русской музыки как одну из ведущих мировоззренчески значимых специальных дисциплин в процессе подготовки музыканта-педагога.
Ключевые слова
В статье представлены вводные обоснования антропологического подхода в сфере психологии музыкального образования, обозначены целевые установки, определяющие «антропологический поворот» в содержании психологического блока дисциплин вузовского музыкально-педагогического образования. Развитие антропологической направленности ряда дисциплин привело к появлению самостоятельного авторского курса «Музыкально-психологическая антропология», где ценностные ориентации культур изучаются сквозь призму музыкальных антропопрактик, обеспечивающих воспроизведение или трансформацию общественного пространства через присвоение или отторжение ценностных установок субъектом культуры и образования в виде присоединения к музыкальным традициям и формам или порождении новых экспериментальных практик. Методологические основания для сравнения внутренних ценностных установок разных культур представлены в статье как интерпретация пяти биполярных шкал Г. Хофстеде. Продуктивность представленного антропологического подхода определяется высокой познавательной активностью слушателей курсов, их эмоциональной вовлечённостью в проектную деятельность на основе разработанных методических инструментов - анализа типов поведения при воспроизведении, восприятии и порождении музыкальных антропопрактик в традиционных и современной культурах, изучении их материальных и идеальных артефактов (музыкальных инструментов и средств сохранения и передачи опыта, системы средств интонационной выразительности).
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема музыкально-теоретической подготовки учителей музыки. Отмечается, что первоначально в педагогических университетах копировалась структура музыкально-теоретического образования, сложившаяся в «классических» консерваториях, но со временем начинается поиск специфической дидактической системы. Необходимость этого процесса определяется особенностями современного контингента обучающихся в отношении довузовской музыкальной подготовки: высокая степень неоднородности при ограниченных возможностях дифференциации на организационном уровне. В связи с этим актуальным становится создание модели музыкально-теоретической подготовки студентов, сочетающей в содержании фундаментальность, субъективную новизну и доступность для всех участников образовательного процесса. Такая возможность открывается при условии перехода от характерного для среднего профессионального образования освоения отдельных элементов к охвату целостных систем. Специфика музыкально-теоретической подготовки музыканта-педагога реализуется в применении практико-ориентированного подхода к образованию, что означает утверждение музыкально-теоретической деятельности в качестве главного предмета освоения. Цель музыкально-теоретической деятельности обучающихся - формирование у них музыкальной грамотности, понимаемой как способность дифференцированно воспринимать, адекватно понимать и осмысленно создавать (интонировать) музыкальные тексты. Ключевым инструментом, позволяющим студентам усваивать на своём опыте дидактическую модель, которую они могут реализовать в своей профессиональной деятельности, является педагогически ориентированный системный анализ. Также рассматривается интегративный подход, в рамках которого осуществляется переосмысление дидактических систем каждой дисциплины и блока в целом и обеспечивается направленность на формирование приоритетных профессиональных качеств учителя музыки. Предлагаемая концепция может быть обогащена за счёт включения ценностно-смыслового, жанрового, компаративного и историко-стилевого подходов, переосмысленных применительно к специфике подготовки музыканта-педагога.
Ключевые слова
В статье рассматривается становление учебной дисциплины «История музыки» в русле отечественной музыкально-исторической науки, анализируются проблемы, связанные с определением её содержания и с педагогическим руководством процессом освоения обучающимися на современном этапе. Осознаваемое как область музыкальной науки отечественное историческое музыкознание заняло прочное место в системе профессиональной подготовки музыкантов. Включение истории музыки в программу консерваторского обучения стимулировало развитие музыкально-исторической науки, и в течение долгого времени их задачи совпадали. В советскую эпоху в соответствии с марксистской идеологией история музыки мыслится как гуманитарная дисциплина и изучается в контексте исторических и социальных процессов. В то же время сосредоточенность отечественного музыкознания вокруг музыковедческих факультетов консерваторий предотвратила разобщённость теоретической и исторической отраслей музыкальной науки. Тенденция к сближению теории и истории музыки наметилась с конца ХХ века и, наравне с расширением других междисциплинарных связей, является определяющей для музыкально-исторических исследований последних десятилетий. Современные проблемы учебного курса «История музыки» определяются всё расширяющейся дистанцией между достижениями музыкально-исторической науки и информацией по предмету, обязательной для освоения музыкантами, не специализирующимися в области музыковедения, а также его недостаточным учебно-методическим оснащением.
Ключевые слова
В статье рассмотрены вопросы применения поликонтекстуального подхода при освоении студентами сочинений Ф. Листа на фортепианных занятиях. Раскрывается содержание историко-культурологического, социально-мировоззренческого, эстетического, личностно-психологического, искусствоведческого, музыкального историко-теоретического и интерпретационного контекстов в ходе работы обучающихся над жанром ноктюрна, выступающего для композиторов эпохи романтизма подлинной квинтэссенцией лирического содержания. С позиций поликонтекстуального подхода представлен алгоритм освоения цикла «Грёзы любви», входящего в «золотой фонд» учебного репертуара студентов. Показана значимость учёта тезауруса учащихся при выборе контекстуальной матрицы. Предложен метод сопряжения контекстов участников интерпретационного процесса - композитора, музыканта-педагога, организующего вектор поступательного движения учащегося к творческому воссозданию авторского замысла, студента, осваивающего музыкальный образ, и слушательской аудитории. Обосновывается необходимость вариативности применения данного подхода в работе над музыкальным содержанием и указываются факторы, которые должны быть приняты во внимание, чтобы привлечение контекстуальных связей при овладении романтическим художественным феноменом превратилось для обучающегося в духовную и профессиональную потребность, способствовало аутентичности интерпретационной деятельности.
Ключевые слова
Представленные в статье историко-педагогические свидетельства об отношении к музыке и музицированию купеческого сословия в XIX веке явились результатом анализа широкого круга источников: от личной переписки, воспоминаний и критических заметок современников - до исследований отечественных учёных, в которых рассматриваются некоторые близкие к данной проблеме аспекты. Выявляются отличия в трактовке терминов «музицирование», «любитель», «dilletant» в XIX столетии и в настоящее время. Приводятся данные о купеческих семьях, неуклонно стремившихся в своём развитии за императорским двором, тяготевших к дворянскому сословию, с некоторыми представителями которого многие из них имели тесную и плодотворную творческую связь. Специальное внимание уделяется общей характеристике отношения к музыке, музицированию и домашнему музыкальному образованию на примере Василия и Сергея Боткиных как представителей купеческого сословия. Акцентируется приверженность В. П. Боткина к музыке и прозападническая ориентация его работ в области музыкально-критической мысли. Отмечается особый взгляд на музыкальное воспитание молодого поколения, присущий и его брату Сергею. Включены данные о музыкальных вечерах, проводимых С. П. Боткиным в кругу семьи и коллег, а также о его трепетном отношении к музицированию.
Ключевые слова
В статье обосновываются цель и механизмы реализации практикоцентрического подхода в профессиональной подготовке музыканта-педагога. Рассматривая практику центральной категорией музыкально-педагогического образования в вузе, автор убеждает в необходимости пересмотра направленности сопряжения традиционно существующих блоков учебных планов образовательных программ и, в частности, теоретического обучения и практической деятельности студентов. В связи с этим статья содержит обоснование практики в контексте идей философии, психологии, общей педагогики и педагогики музыкального образования. Это позволяет рассматривать равноценными два разновекторных принципа: от теории к практике и от практики к теории, «стирая» противоборство прикладного и фундаментального характера знания и моделируя двойственные связи.
Ключевые слова
В статье получает раскрытие эволюция представлений авторов о содержании и структуре учебно-методического обеспечения дисциплины «Национальные образы мира в традиционной культуре», введённой в 2008 году в содержание вузовского музыкально-педагогического образования на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета. Её итогом стало понимание того, что предъявление учебного материала в виде электронных образовательных ресурсов способно стимулировать формирование у обучающихся более целостного представления об изучаемом явлении, чем в традиционной форме учебных пособий, даже представленных в мультимедийном формате. Это становится возможным, если созданные и апробированные преподавателями электронные образовательные ресурсы для обеспечения учебной дисциплины представляют собой открытую систему. Имеется в виду, что они становятся тем основанием, последующее обогащение которого предлагается самим студентам. Тем самым обучающиеся выступают соавторами нового расширенного состава электронных ресурсов, учитывающих сферу их личных и профессиональных интересов. Специальное внимание в статье уделяется характеристике содержания и структуры базового электронного образовательного ресурса «Национальные образы мира в традиционной музыкальной культуре Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы». Приведены примеры обогащения этого ресурса дополнительными разделами, созданными обучающимися, а также представлены перспективы дальнейшей работы в данном направлении по введению нового структурного компонента «Традиционная музыкальная культура народов России».