Представленные в статье размышления об историко-педагогической исследовательской деятельности музыкантов-педагогов во многом носят дискуссионный характер. Многолетний опыт автора свидетельствует о том, что они могут помочь исследователям быть готовыми к встрече с преградами, встающими на их пути, преодоление которых необходимо для достижения поставленной цели. Рассмотрение историко-педагогической исследовательской деятельности ограничено в статье несколькими аспектами, требующими специального обсуждения. Их выбор сделан на основе результатов анализа научных публикаций и диссертационных исследований музыкантов-педагогов, который показал необходимость обратить внимание: 1) на корректность применения научного тезауруса; 2) значимость перехода от описания отдельных выявленных исторических свидетельств, фактов, событий, явлений к их концептуальному осмыслению; 3) целесообразность включения в методологические характеристики гипотезы в качестве концептуального ядра осуществляемого исследования; 4) особенности работы с цитатами как важнейшими историко-педагогическими источниками, способствующими приближению исследователя к постижению изучаемого музыкально-педагогического феномена в выбранных пространственно-временных координатах. При этом стержневым основанием при характеристике выделенных аспектов является убеждённость автора в том, что в каждом изучаемом музыкальном и педагогическом историческом феномене сокрыты идеи, «ростки» которых в наше время способны привести к открытию новых горизонтов для развития исследовательской мысли музыкантов-педаго-гов и истории музыкального образования как науки.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2022. — Выпуск 4
Содержание:
В статье обосновывается необходимость конвергенции музыкальной и психологической составляющих музыкально-педагогической подготовки будущего учителя-музыканта, намечается вектор совершенствования его психологической компетентности. Предлагаемый подход позволяет преодолеть ряд противоречий современного образовательного процесса, который понимается автором как обретение ценного опыта человечества, существующего в форме значений и смыслов. Сущность проблемы статьи заключается в том, что обретение опыта знаний и обретение опыта отношений базируются на различных психических механизмах, и это не учитывается при освоении учебных дисциплин, связанных с искусством. Цель статьи эксплицировать конвергентный потенциал психологической подготовки как одной из составляющих музыкально-педагогического образования, обеспечивающей постижение смыслов, заключённых в музыкальных опусах. Согласно авторской позиции при подготовке учителя-музыканта следует вооружать студентов знаниями и умениями, позволяющими им организовывать в будущем учебный процесс в согласии с закономерностями генезиса музыкального смысла. Оптимальный путь решения поставленной задачи в учебной деятельности реконструировать процессы смыслогенеза при восприятии и воспроизведении музыкальных произведений (их разучиваемых фрагментов), а также уметь объяснять его механизмы. Предлагаемый вектор конвергенции в музыкальном образовании способствует оптимальной трансляции опыта человечества и культивированию «человеческого в человеке».
Ключевые слова
В статье представлен обзор исследований в области педагогики музыкального образования и психологии по проблеме развития музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что в большинстве научных работ рассматривается проблема включения таких детей в музыкальную деятельность с целью активизации их социальных умений, формирования коммуникативных и речевых навыков, ознакомления с жизненными явлениями. При этом поиск средств и методов развития их музыкальных способностей с применением информационных технологий вплоть до настоящего времени не являлся для музыкантов-педагогов актуальной научной проблемой. Лишь в немногочисленных исследованиях в центре внимания оказывается возможность их реализации для развития у детей мелодического слуха, ритмического чувства. Целью настоящей статьи является характеристика предлагаемых авторами способов применения информационных технологий на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья в играх, звучащих книгах, а также в самостоятельной работе ребёнка дома при использовании скайпа и видеоуроков, проведённых с его участием в школе, для развития музыкальной памяти, мелодического слуха, чистоты интонирования. Эффективность предложенных технологий подтверждена их успешной апробацией в Екатеринбургской детской школе искусств № 4 «АртСозвездие».
Ключевые слова
В предлагаемой вниманию музыкантов-педагогов статье акцентируются композиционные особенности и художественное содержание второй части органного цикла BWV 538 фуги «дорийской». Получает обоснование авторская версия, касающаяся взаимосвязи Токкаты и фуги d-moll «дорийской» с хоралом «Christ, unser Herr, zum Jordan kam», текстом Евангелия от Матфея как литературным источником и музыкой «Страстей по Матфею» BWV 244 самого И. С. Баха. Рассматриваются композиционные особенности интермедий фуги «дорийской» в связи с историческими традициями, идущими от старинных полифонических ричеркаров. Ассоциативные художественные образы, возникающие в тематических разделах фуги и её интермедиях, корреспондируют к тексту хорала «Christ, unser Herr» и к тексту либретто «Страстей по Матфею». В исследовании осуществляется опора на метод сравнительного музыкально-теоретического анализа, базирующегося на аналитическом аппарате отечественного теоретического музыкознания. Представленный в статье интертекстуальный анализ композиционных особенностей и художественного содержания второй части органного цикла BWV 538 фуги «дорийской» свидетельствует о педагогической целесообразности такого развёрнутого многоаспектного анализа для приближения как профессиональных музыкантов, так и студентов высших музыкальных учебных заведений к постижению глубинных оснований творческого наследия И. С. Баха.
Ключевые слова
В статье рассмотрены вопросы педагогического руководства подготовкой обучающихся к исполнению образцов киномузыки российских композиторов на фортепианных занятиях на основе применения поликонтекстуального подхода. Показано, что при таком подходе киномузыка может стать действенным средством расширения общекультурного тезауруса студентов, развития их творческих способностей, музыкального сознания, воображения и фантазии, обогащения их репертуарного багажа. Подробно рассмотрены методические аспекты работы с обучающимися над фортепианными версиями увертюр к кинофильмам «Дети капитана Гранта» И. О. Дунаевского и «Укрощение огня» А. П. Петрова. На примере этих произведений раскрывается содержание историко-культурологического, социального, музыкально-теоретического, литературного контекстов, которые призваны подготовить студентов к их интерпретации в своей исполнительской деятельности. Обосновывается вариативность выбора контекстов в работе с обучающимися в зависимости от осваиваемого ими музыкального материала, индивидуально-психологических качеств личности преподавателя и студента, их представлений об изучаемом образце киномузыки, а также тех конкретных педагогических задач, которые решаются в учебно-образовательном процессе.
Ключевые слова
В статье приведён обзор основных зарубежных ресурсов, необходимых для выявления и анализа современных тенденций в области обучения эстрадно-джазовому вокалу. Авторы приводят ключевые категории и направления, позволяющие ориентироваться в пространстве современной вокальной педагогики и связанной с ней индустрии. Данный обзор призван восполнить пробелы в отрывочном представлении о современном положении этой отрасли культуры и образования. Если в российском сегменте современной вокальной педагогики всё чаще звучит тезис о необходимости обращения к западной традиции и её достижениям, то внутри самой западной традиции всё больше исследователей констатируют несостоятельность классического подхода к обучению современному вокалу. Это связано с тем, что традиционные методы не учитывают скорость и масштаб изменений музыкальной культуры в её жанровом, стилевом, техническом и технологическом аспектах, а само определение этой области педагогики вызывает затруднение. При этом анализ актуальных материалов по вопросам исследования показал, что в зарубежной практике сформировалось несколько признанных школ современного вокала. Эффективность их методик подтверждается наличием большого количества исследований, упоминаний в авторитетных научных изданиях, отзывов и подтверждённых фактов сотрудничества с вокалистами мирового уровня. Наибольшего внимания заслуживают достижения академии Estill Voice International («EVI») и одноимённого деконструктивного метода обучения вокалу Estill Voice Training («EVT») и института вокала Complete Vocal Institute («CVI») в Копенгагене, использующего метод «CVT» (Complete Vocal Technique).
Ключевые слова
В статье анализируется процесс становления теории музыкальноэстетического воспитания первой трети ХХ века, когда в ней отчётливо заявили о себе три педагогические концепции: свободного воспитания, биогенетическая и социогенетическая. В концепции свободного воспитания (К. Н. Вентцель, Н. Я. Брюсова, В. Н. Шацкая и др.) целью музыкальной деятельности детей считалось спонтанное раскрытие их внутренних сущностных сил. Отвергались все формы принуждения и навязывания «взрослых» музыкальных ценностей. Участие в музыкальных занятиях мыслилось как сугубо добровольное. Поощрялась свободная импровизация. Биогенетическая концепция (П. П. Блонский, А. И. Пузыревский) строилась на идее краткого повторения ребёнком в процессе взросления основных этапов развития человечества. Музыкальное развитие индивида представало «изживанием» каждого из этапов: первобытного в дошкольном возрасте, античного в младшем школьном возрасте, средневекового в подростковом возрасте и этапа Нового времени в юности. Музыкальные импровизации должны были соответствовать этим периодам (например, ритмические импровизации с круговым движением, похожие на пляски первобытных племён, в дошкольном возрасте). Пресекалось преждевременное знакомство с образцами музыки, не соответствующими этапу развития. Социогенетическая концепция (С. Т. Шацкий и В. Н. Шацкая) выдвигала на первый план взаимодействие ребёнка с социальной средой и «педагогизацию среды». Велось исследование песен и музыкальной жизни социальной среды (с участием детей); дети становились пропагандистами новой для данной среды музыкальной культуры. Концепции реализовывались не изолированно друг от друга, существовало взаимопроникновение. Общей тенденцией (в связи с историческими детерминантами) стало возрастание значимости социального начала в формирующейся теории музыкально-эстетического воспитания. Все три концепции оказали влияние как на школьное музыкальное воспитание всего ХХ века, так и на теорию музыкального образования в целом. Концепция свободного воспитания отразилась в развитии идеи субъектности в музыкально-педагогической мысли, биогенетическая идея прослеживается в музыкальной психологии конца ХХ начала XXI вв., социогенетическая идея актуализировалась на рубеже XX XXI вв. в связи с бурным развитием социальной педагогики, с исследованием влияний массовой музыкальной культуры на личность ребёнка.
Ключевые слова
В статье представлен исторический экскурс в глубину веков с целью проследить, какие русские боярские и дворянские роды участвовали в создании семьи Василия и Любови Рахманиновых и каким качествам своих предшественников обязан С. В. Рахманинов как личность и как музыкант. Впервые обращается внимание на роль двух семей тамбовских и новгородских родственников в нравственном воспитании Рахманинова, создании условий для развития его музыкальных склонностей и заложенных в его природе особенностей характера. Предпринимается попытка объяснить особенности личности Рахманинова с позиций личностных качеств его предков. В статье делается вывод о необходимости тщательной проверки источников использованной информации.
Ключевые слова
Статья отражает актуальную тенденцию современной педагогики -поиск методов и средств взаимодействия с обучающимися в условиях стремительно меняющихся внешних обстоятельств и социальных катаклизмов. Авторы акцентируют внимание на модернизации музыкально-инструментальной подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование с профилем «Музыка». В теоретической части статьи обосновано включение цифровых технологий в музыкально-педагогический процесс вуза, обусловленное как пандемийными ограничениями 2020-2021 годов, так и участием в программе «Приоритет 2030». В практической части описаны перспективы и направления модернизации современного музыкального образования. Подробно охарактеризован опыт модернизации подготовки бакалавров, внедряемый преподавателями кафедры музыкально-инструментальной подготовки Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Приведено описание преобразования ряда дисциплин кафедры, предлагаемых студентам очной и заочной форм обучения, с использованием комбинации традиционных форм преподавания (в их актуализированной форме) и цифровых технологий. Принципиальные отличия предлагаемых шагов по модернизации от традиционной формы обучения: разделение содержания дисциплины на теоретическую и практическую части; введение групповых теоретико-практических занятий, которые можно «перевести» в дистанционный формат или создать видеолекции для самостоятельного изучения студентами; применение индивидуального практического занятия с педагогом как одной из форм работы, но не как единственной и уникальной.
Ключевые слова
В статье рассматривается актуальность принципа поликультурности в музыкальном образовании ввиду значимости признания человечеством многообразия культур различных этносов. Внимание к данному феномену обусловлено реалиями современного мироустройства, которые необходимо учитывать в системе вузовской подготовки будущих учителей музыки к их профессиональной деятельности в системе общего образования. В качестве аргументации данной идеи приводится анализ программ «Музыка» для общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Сопоставляются взгляды российских и китайских педагогов на решение важнейшей задачи воспитания уважения к уникальности и ценности культур многонационального мира. Выявление общего и особенного в поликультурном компоненте учебных программ осуществляется с позиции влияния на них диаметрально противоположных типологических воззрений на данную проблему представителей Востока и Запада. Такой подход, согласно авторской позиции, способствует формированию у будущих учителей музыки аналитических компетенций, содействующих определению направленности и содержания поликультурного компонента в учебных программах России и Китая. Тем самым они оказываются подготовленными к педагогической интерпретации позитивного зарубежного опыта в своей собственной профессиональной музыкальной деятельности.
Ключевые слова
Домра, как и другие народные музыкальные инструменты, появилась в обиходе русского народа в результате длительной исторической и межнациональной эволюции, обусловленной общим многовековым развитием народно-инструментальной культуры. Среди народно-инструментального творчества искусство игры на домре самая молодая ветвь отечественного музыкального профессионального исполнительства и образования. В конце XIX века проведённая реконструкция домры обнаружила новые инструментально-выразительные и технические её средства. Историческая смена формы её бытования привела к обособлению домрового исполнительства от народно-оркестровой ветви, что способствовало развитию сольной домровой практики. В связи с переходом на профессиональный уровень потребовалась разработка новых путей и методов обучения игре на домре. Открытие классов народных инструментов в ведущих музыкальных заведениях дало толчок к созданию необходимого художественного и учебно-методического материала для концертной и педагогической практики. В свою очередь формирование исполнительского мастерства домристов в режиме профессионального образования явилось фактором, повлиявшим на развитие академического домрового исполнительского искусства. Тем самым стала очевидной необходимость поиска методологических оснований, особых исследовательских подходов, учитывающих общие и частные аспекты становления домрового исполнительского искусства. В данной статье вопросы становления домрового профессионального образования, его своеобразия и пройденного пути рассматриваются во взаимосвязях с исторически обусловленными социально-культурными и музыкальными процессами. Такой подход позволяет проследить пути развития методики преподавания, инструктивно-методический материал, репертуарную базу профессионального образования домристов.