Статья посвящена анализу воззрений выдающегося отечественного музыканта, учёного, педагога, общественного деятеля Болеслава Леопольдовича Яворского на метод аналогий и его применение в своей творческой деятельности. Проведение исследования на основе опубликованного эпистолярного наследия даёт возможность всем интересующимся развитием музыкальной культуры, искусства и педагогики музыкального образования более детально познакомиться с особенностями обращения Б. Л. Яворского к данному научному методу, чем это возможно в рамках одной статьи. На большом количестве приводимых примеров характеризуется направленность ассоциативного мышления Б. Л. Яворского на глубинное проникновение в природу музыкального искусства, присущую ей процессуальность, прослеживание в историческом процессе возникновения, развития и апогея музыкальных средств, выявления аналогий между музыкой и жизнью, музыкой и другими видами искусства. В своей совокупности они дают основание рассматривать метод аналогий как метаметод его творческих поисков. При выборе конкретных образцов акцент сделан на проводимых им аналогиях, которые в своём непосредственном виде или при педагогической интерпретации могут быть применены на уроках музыки и на музыкальных занятиях в детских музыкальных школах и детских школах искусств. Специальное внимание уделяется раскрытию основополагающих установок, которым руководствовался Болеслав Леопольдович в жизни, в своей научной деятельности и советовал придерживаться их начинающим музыкантам-педагогам. Текст статьи изобилует цитатами. Это обусловлено целесообразностью сохранения авторского стиля изложения его воззрений, а также неординарностью терминологии и характеристик музыкальных явлений. Ознакомление с приводимыми Б. Л. Яворским аналогиями может стать стимулом для обращения музыкантов-педагогов к изучению его эпистолярного наследия, способствовать открытию новых потенциальных возможностей, казалось бы, хорошо известного и широко применяемого в практике метода аналогий.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2022. — Выпуск 3
Содержание:
Одним из критериев оценки педагогической работы в условиях поликультурной парадигмы современного образования становится готовность и способность обучающихся эффективно взаимодействовать с представителями разных культур. Анализ подходов к типологии и содержанию моделей межкультурной компетентности в зарубежных и отечественных исследованиях показал отсутствие концепций, связанных с творческой составляющей этого комплексного феномена, которую можно развивать средствами традиционной музыки народов мира. В рамках статьи к научному обсуждению предлагается авторская музыкально-ориентированная модель межкультурной компетентности. Теоретическую основу составили музыкально-культурологический, психолого-антропологиче-ский и субъектно-деятельностный подходы. В качестве видимых результатов комплексного образовательного опыта, полученного в результате реализации музыкально-ориентированной модели, выступают следующие компоненты: индивидуально-личностный, эмоционально-ценностный, мотивационный, поведенческий, метакогнитивный и когнитивный. Теоретико-методологические положения авторской модели могут служить основой не только для развития межкультурной компетентности обучающихся в музыкальном и высшем профессиональном образовании, но и для разработки аналогичных моделей в сфере других видов художественного творчества.
Ключевые слова
В статье представлены результаты эмпирического исследования идентичности студентов-музыкантов, занимающихся оркестровой деятельностью. В современном транзитивном мире социальные обстоятельства влияют на формирование новой идентичности. Идентичность во многом определяет способы поведения человека в жизни и в профессиональной деятельности. Устойчивая коллективистическая или индивидуалистическая идентичность отражаются на когнитивных процессах и эффективности деятельности. Командная работа в музыкальных коллективах обеспечивается ориентацией музыканта на совместность, коллективизм. Методами исследования идентичности студентов-оркестрантов стали вербальная методика самокатегоризации М. Куна и Т. Макпертленда «Кто Я?» и невербальная методика «Социальное Я личности» Б. Лонга в модификации А. А. Гудзовской. Результаты показали, что для музыкально одарённых студентов-оркестрантов общность музыкантов является близкой, значимой, авторитетной. Они чувствуют свою принадлежность к этой общности уже с первого курса. Студенты кафедры оркестровых инструментов идентифицированы как коллективисты, то есть относятся к групповым интересам как к приоритетным, что отражает успешность их учебно-профессиональной деятельности. Общность музыкантов они считают в некотором смысле передовой частью общечеловеческой общности. В статье поднимаются проблемы значимости в профессиональной подготовке музыкантов-оркестрантов актуализации идентификации со своим поколением, обнаружения связей между разными общностями в профессии и вне, что будет способствовать музыкальному самоопределению студентов.
Ключевые слова
Статья отражает актуальную тенденцию в деятельности педагога-гитариста - поиск путей формирования мотивации к обучению игре на музыкальном инструменте в детской школе искусств. Специфика класса гитары в школе искусств такова, что именно в него, как правило, стремится наиболее широкий круг поступающих, и по количеству обучающихся он занимает лидирующие позиции. Однако многие из них в дальнейшем покидают учебное заведение, столкнувшись с высокими требованиями академического музыкального образования, с несовпадением собственных представлений о процессе обучения музыке с реальным положением дел. Поэтому педагогу по классу гитары предстоит постоянно совершенствовать методы своей работы, чтобы поддержать мотивацию учащихся на высоком уровне. В данной статье это направление работы в классе гитары рассматривается в опоре на психолого-педагогические исследования. При этом в предлагаемой авторами методике особое значение придаётся таким факторам мотивации, которые качественно меняются под влиянием внешнего педагогического воздействия, социального окружения ученика и его внутренней работы над собой: успеваемость, настроение на уроке, интерес к упражнениям. В плане музыкального материала особое внимание уделяется современному эстрадному стилю гитарного исполнительства «фингерстайл», включение которого в содержание занятий способно оказывать большое влияние на формирование мотивации к обучению музыке у учащихся детских школ искусств. Специальное внимание уделяется методическим рекомендациям, направленным на формирование мотивации к обучению музыке у учащихся детских школ искусств в ходе освоения ими современных эстрадных гитарных стилей исполнения.
Ключевые слова
В статье поставлена задача обозначить направления изучения христианской проблематики в композиторских сочинениях для детей и о детях в музыкально-исторических курсах, адресованных будущим учителям музыки. Включение религиозной проблематики в художественное воспитание, в том числе музыкальное, создаёт естественные и необходимые предпосылки для полноты его личностного развития. Неслучайно в христианской традиции уделено большое внимание тому, что связано с детством в общей культовой практике, а также работе непосредственно с детьми. Во все века дети участвовали в богослужении, их голоса звучали на клиросе. При церквах действовали всевозможные учебные центры, специально для детей принято организовывать праздничные мероприятия. В современной католической церкви существует даже понятие «детская месса», видимо, для проведения в учебных заведениях или иных собраниях детей. Очень велика ориентация на детей в музыке, связанной с праздником Рождества Христова. Западный опыт художественного осмысления образа младенца Иисуса проявился отчётливо в крупных хоровых произведениях, приуроченных к Рождественскому праздничному богослужению, но нашедших своё место и в концертной жизни. В работе сделана попытка обобщения сведений о сочинениях такого содержания у крупных мастеров XIX-XX веков. Особое внимание уделяется хоровому циклу Б. Бриттена «Церемония рождественских гимнов» (“A Ceremony of Carols”). Обращение к текстам средневековых кэролз (carols) выявляет важнейшую для композитора идею творческого переосмысления художественного наследия предшествующих веков, увязывания современности с историческим прошлым. Использование нецерковного религиозного материала, каковым являются рождественские гимны-кэролз, акцентирует национальную английскую ориентированность композитора. Светлый рождественский праздник наилучшим образом соответствует оптимистическому мировоззрению Бриттена. Стройная структурная организация цикла выражает одну из важнейших его установок на создание многоплановой, но внутренне единой композиции.
Ключевые слова
В статье рассматриваются истоки формирования и основные черты творческой, педагогической, научной и методической деятельности преподавателей кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Анализируются их исполнительские и педагогические принципы, в которых интегрированы традиции московской и петербургской дирижёрско-хоровых школ. Традиции первой из них были заложены Николаем Михайловичем Данилиным, каноны второй нашли отражение в плодотворном вкладе в подготовку хормейстеров Семёна Александровича Заливухина. Результатом паритетного взаимодействия ведущих школ российского дирижёрско-хорового образования стало рождение в Саратовской консерватории кафедры хорового дирижирования, представленной главным её богатством - педагогами нескольких поколений замечательных профессионалов. Показано, что в преддверии 80-летнего юбилея коллектив кафедры, сохраняя и приумножая лучшие традиции, накопленные старшими представителями отечественной хоровой школы, остаётся открытым новаторским тенденциям XXI века, с характерным для него поиском новых путей воплощения художественного содержания средствами вокально-хорового искусства.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме классификации видов атаки певческого звука и её влиянию на биомеханизм голосообразования у певца. На основе анализа возникновения звука с позиций законов физики, как результата первого толчка воздуха от любой колебательной системы, автор приходит к выводу о том, что звук певческого голоса возникает в результате взаимодействия подсвязочного воздуха и голосовых складок. При голосообразовании с любой атакой звук начинается только от первого толчка сжатого подсвязочного воздуха, прорывающегося лишь при раздвижении предварительно сомкнутых (или в разной степени сближенных) голосовых складок. В самый же момент их полного смыкания (или сближения), как считалось рядом авторов, толчка воздуха не происходит, а, следовательно, и никакого звука образоваться не может. В певческой практике существует два основных вида атаки звука: твёрдый и мягкий. Однако понимание твёрдости и мягкости может иметь различные степени сравнения. Поэтому условно можно выделить четыре вида атаки: 1) очень твёрдая (взрывная); 2) оптимально твёрдая; 3) оптимально мягкая; 4) очень мягкая (придыхательная). Каждый вид атаки звука обеспечивается различной степенью приведения голосовых складок к взаимодействию друг с другом перед началом фонации и силой голоса, что поддаётся произвольному управлению со стороны вокалиста. Представление певца о том или ином способе звуковедения, соответствующем содержанию художественного образа вокального произведения, порождает на рефлекторном уровне и соответствующий вид атаки звука, что влияет на регистровый настрой гортани и отражается на характере тембрового звучания певческого голоса. В процессе обучения пению понимание начинающим вокалистом природы певческой атаки способствует овладению практически всеми вокальными умениями и навыками, так как уже изначально создаёт психологическую установку на оптимальное соотнесения атаки звука с поставленной технической или художественной задачей.
Ключевые слова
В статье на примере конкурса «Учитель музыки XXI века» рассматривается эволюция воззрений музыкантов-педагогов на содержание и организацию конкурсов музыкально-педагогической направленности. Инициатором его создания на базе Московского педагогического государственного университета стал Э. Б. Абдуллин. Исследование проведено на основе научных публикаций и архивных материалов кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина Московского педагогического государственного университета. По результатам проведённой работы в статье прослеживается история создания и развития новой комплексной формы проведения конкурсов, начиная с её утверждения в 2000 году и вплоть до настоящего времени. В своей совокупности они дают основание рассматривать новую форму проведения конкурсов как уникальную не только для российского, но и зарубежного опыта подготовки учителей музыки. Специальное внимание уделяется раскрытию педагогического потенциала, которым обладают такие конкурсы в плане изучения и обобщения музыкально-педагогического опыта.
Ключевые слова
В статье процесс подготовки выпускных квалификационных работ рассматривается как ключевая образовательная платформа качественно иного уровня осуществления будущими музыкантами-педагогами научно-исследовательской деятельности. В этом контексте дипломы выступают в качестве своеобразных пролегоменов выбранного сегмента предстоящей профессиональной практики и довольно точного индикатора компетентности молодого специалиста. Исходя из этого предлагается оптимальный алгоритм исследовательской работы, направленный на предупреждение наиболее распространённых недостатков. Проблемными, по мнению автора, являются релевантность структуры и содержания выпускной квалификационной работы, нарушение принципа «от общего к частному», отсутствие системности излагаемого материала, неумение кратко обобщить изученную информацию, несоразмерность различных частей. В статье обозначены некоторые нюансы составления библиографии и работы над введением. Также рекомендуется обращать внимание на стиль изложения, избегать крайних исследовательских позиций, учитывать контекстуальность выдвигаемых тезисов и визуальный ряд. Содержание выпускной квалификационной работы отражает весь накопленный за годы учёбы запас знаний и умений студента в широчайшем междисциплинарном дискурсе, актуализируя научно-исследовательский и, в целом, рефлексивный компонент их профессиональной подготовки. Но прежде всего, это процесс творческий. И он требует личностного видения рассматриваемой проблемы и осознания интегративной сущности педагогики музыкального образования как науки. Обозначенные в статье векторы работы представлены в контексте дихотомии «формы и содержания», балансе и сложном взаимодействии этих двух составляющих, а сам диплом как лакмусовая бумажка способности выпускника решать данную проблему, крайне важную в его профессии.
Ключевые слова
В статье получает освещение новый подход к содержанию общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия), реализуемый в республиканском проекте «Музыка для всех». Согласно данному проекту приоритетным направлением деятельности музыкантов-педагогов становится музыкальное развитие всех детей, включение их в активную музыкальную деятельность, приобщение к национальной музыкальной культуре. Отмечается, что основные положения проекта получили реализацию в региональной программе «Музыка», в которой большое значение придаётся разучиванию и исполнению обучающимися детских якутских песен, как народных, так и созданных мелодистами и композиторами. Специальное внимание уделяется раскрытию специфики работы с вербальными текстами песенных образцов на языке оригинала в младших классах русскоязычных школ Республики Саха (Якутия). Подчёркивается, что этот вид деятельности для детей, не владеющих якутским языком, является наиболее сложным. В связи с этим в статье получает раскрытие авторская методика работы с такими текстами как необходимым компонентом подготовки русскоязычных детей к осознанному и выразительному исполнению песен, включаемых в их исполнительский репертуар.
Ключевые слова
Статья посвящена феномену свиста и свистулек в контексте исследования такого их функционала, который присущ языку. Изучение проблем семиотики сегодня приобретает особое значение: современное общение, равно как и основной его инструмент (язык), стремятся к упрощению, минимизации усилий и сокращению временных затрат. Знаковые системы выходят в таком случае на ключевые позиции в коммуникации: современный текст имеет цифровую природу, отличающуюся полимодальностью, намеренной визуализацией и открытостью для творчества потребителя, то есть оказывается построенным на тех же принципах, что и древние пиктограммы, и сигналы. В связи с этим актуальность приобретают исследования, связанные с историей развития и использования знаковых систем, к числу которых можно отнести свист и свистульку. Как и любой знак, они выполняют функцию передачи информации, организуя коммуникацию и позволяя аккумулировать и сохранять уникальное национальное наследие. Целью статьи является анализ и систематизация разрозненных фактов бытования свиста и свистульки с позиции выполнения ими языковых функций. Исследование описывает такие функции, как регулятивная (сигнальная), коммуникативная и аккумулятивная. Для каждой функции подобрано и представлено достаточное количество примеров из культур разных стран, доказывающих, что это не единичные факты, а системные явления. Материалы, приведённые в данной статье, представляются чрезвычайно важными для подготовки педагога-музыканта, поскольку позволяют посредством знакомства с простейшим музыкальным инструментом продемонстрировать возможности использования его как средства общения и сохранения культурного наследия.