В данной статье в качестве универсалий музыкально-педагогической мысли определены исторически сформировавшиеся устойчивые представления, идеи, концепции выдающихся музыкантов разных эпох, раскрывающие сущностные начала и закономерности музыкально-творческой деятельности. Эти универсалии рассматриваются как пути и принципы приобщения к такой деятельности учащихся. Для рассмотрения избран ряд универсалий в области клавирно-фортепианного исполнительства и педагогики. В своём развитии они выявляют линию преемственности исканий музыкантов от эпохи барокко до современности и способствуют прогрессу в этой области музыкального искусства. К ним отнесены: обусловленность мышления исполнителя целостностью его музыкального сознания, полнотой миропонимания и мирочувствования в музыкально-творческой деятельности, единством эстетических и этических сторон мировоззрения; слухо-интонационная активность мышления исполнителя, в том числе понимание и осуществление им закономерностей и технологий процессуально-целостного воплощения формы музыкального произведения. В качестве конкретных образцов обучения и воспитания молодых музыкантов в этой системе идей и принципов анализируются аспекты руководств, школ, учебных пособий И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, К. Черни, Р. Шумана, П. И. Чайковского, Б. Бартока, теоретических трудов К. А. Мартинсена и других авторов. Главная методологическая проблема данной работы выявляется в дискуссии автора с некоторыми мыслителями прошлого, утверждавшими, что ключевые идеи-категории миропознания навсегда остаются неизменными в своей сути, могут меняться лишь формы их выражения. Однако прослеживание исторической «эстафеты» мыслей, максим, высказанных и воплощённых в творчестве названных выше музыкантов, даёт основания взглянуть на проблему с диалектических позиций. Рождающиеся с каждым следующим витком движения по лестнице познания педагогические идеи неизменно и реально обновляются не только по формам, но и по содержанию. Глубинно сохраняющие ценности «старых» постулатов, родовую память искусства, педагогики, но при этом питаемые современными культурно-историческими, художественно-стилевыми, духовно-нравственными исканиями, они прочерчивают траекторию прогрессивной эволюции педагогической мысли.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2022. — Выпуск 2
Содержание:
Тема эмоций в сфере музыкального образования и музыкальноисполнительской деятельности до сих пор остаётся недостаточно ясной. Для её изучения в музыкальной психологии предлагается различать «жизненные» и «музыкальные» эмоции. Источником жизненных эмоций является человек, а источником музыкальных эмоций - музыкальное произведение и его восприятие субъектом деятельности. При исследовании эмоций в музыке жизненные эмоции (радость, печаль, страх, гнев) оказываются в некотором роде внемузыкальными и неспецифическими. Музыкальные же эмоции рассматриваются как специфические в силу их художественного характера. Конечно, жизненные и музыкальные эмоции переплетаются в сознании субъекта восприятия. Но вопрос их различий и интеграции изучен недостаточно и нуждается в новых и дополнительных исследованиях, что значимо для психологии музыкального образования. Цель исследования, представленного в статье, - раскрыть некоторые особенности дифференциации и интеграции эмоций в музыке и музыкально-исполнительской деятельности. При этом достижение цели может служить основой для построения стратегий обучения на разных уровнях музыкального образования. В работе использовались теоретико-эмпирические положения системно-интегративного подхода к изучению человека, приводящие к представлениям о гетерогенной природе эмоций в музыке. Эмоции имеют неодинаковый статус и способы существования в обыденной жизни и музыке как художественном феномене, но они образуют единую интегрированную систему музыкальных эмоций субъекта исполнительской деятельности. В статье показано, что эмоции субъекта являются двухсоставными: во-первых, они являются музыкально-художественными; во-вторых, включают жизненные эмоции. Валентность первых и вторых может не совпадать. Поставлен вопрос об интеграции путей анализа эмоций в музыковедческом и психоведческом ракурсах музыкальной психологии. Предлагаются три статуса категории музыкальных эмоций. Они подвергаются анализу, во-первых, как музыковедческое понятие, во-вторых, как психологическое понятие, в-третьих, как междисциплинарное понятие, интегратор. Материалы публикации имеют важное прикладное значение для музыкального образования. В учебновоспитательном процессе полезно использовать интегративный потенциал жизненных и музыкальных эмоций в исследованиях композиторского замысла и его художественной интерпретации, а также программируя эмоциональные партитуры, развивая у студентов умения и навыки эмоционального анализа музыкальных произведений.
Ключевые слова
Статья посвящена осмыслению антропологических основ музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий на основе экспириментального подхода. В качестве основных категорий, способствующих выявлению трансформационных механизмов традиционных музыкальных культур для их дальнейшей адаптации и реализации в современном образовании, автор рассматривает музыкальный опыт как антропопрактику и интонируемое переживание. Среди специфических черт интонируемого переживания в музыкальных антропопрактиках выделяются: внутренняя динамика и развитие; полимодальность и поликодовость интонирования; подключение к соответствующим культурным символам; опора на коллективное поле традиции и сопереживания; спонтанность и импровизационность интонирования. Апробированность данных особенностей функционирования переживания в рамках коллективного опыта традиционных культур позволяет говорить об их эффективности и возможности использования в разработке музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий. Для операционализации трансформационных механизмов музыкальных культур в рамках современного образования автор в качестве методологической основы обращается к недирективным концепциям психотерапии: личностно-центрированному и экспириентальному подходам. В качестве методического алфавита музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий используются базовые психотехнические единицы понимающей психотерапии. В завершающей части статьи автор предлагает алгоритмы реализации музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий в рамках современного образования.
Ключевые слова
В статье рассматриваются психологические аспекты, способствующие формированию профессиональной успешности у музыкантов-исполнителей. Актуальность и значимость этой темы определяется как спецификой собственно музыкальной деятельности, так и требованиями современного профессионального образования, основывающегося на компетентностном подходе. Статья посвящена феномену успешности в музыкальной деятельности, его составляющим и предпосылкам формирования в совокупности различных факторов. Специальное внимание уделяется так называемому «внутреннему» успеху, который базируется на представлениях о собственной личности, самооценке, самоощущениях. Отмечается, что одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на уровень успешности, является система мотивов и ценностей, формирующая отношение к профессиональной деятельности и определяющая степень её значимости для индивида. Немалую роль играют экстернальность или интернальность личности, то есть стремление обосновывать достижения в первую очередь внешними либо внутренними факторами. В связи с этим особое значение приобретает вопрос семейного воспитания, родительско-детских отношений, семейной ситуации в целом. Исследуется взаимосвязь профессиональной успешности музыкантов-ис-полнителей с некоторыми личностными характеристиками, а также роль и значимость семейного фактора. Полученные результаты могут способствовать совершенствованию процесса обучения в профессиональных музыкальных учреждениях, а также улучшению психологического сопровождения учащихся средних и высших учебных заведений.
Ключевые слова
В статье рассматривается интегративный подход в образовании как одна из актуальных проблем педагогической науки. Выявляется неоднозначность понимания исследователями этого феномена и недостаточная разработанность темы для отдельных отраслей педагогики, в том числе музыкально-теоретического образования. Интеграция понимается как особый способ взаимодействия относительно автономных элементов, при котором система как целое приобретает новое качество, не сводимое к простой сумме качеств отдельных частей. Методология анализа феномена интегративности в образовании раскрывается в статье на примере музыкально-теоретических дисциплин. Обозначены исторические причины как существования дискретно-дисциплинарной модели, так и объективности и неизбежности поворота музыкально-теоретического образования к интегративности. В качестве обоснования целесообразности реализации интегративного подхода на музыковедческом уровне предлагается понимание музыки как интонационной метасистемы, что отражает философскую идею взаимосвязанности категорий интегративности, целостности и системности. Ключевым интегрирующим элементом содержания и основным предметом освоения представляется музыкально-теоретическая деятельность, центральное место в которой занимает педагогически ориентированный системный анализ музыкальных текстов.
Ключевые слова
Для музыкально-педагогического процесса традиционна диспропорция: всесторонне изучаемое и исполнительски осваиваемое музыкальное произведение затмевает собою находящегося в его тени композитора. Этому в немалой степени способствует разрозненность знаний, даваемых дистанцированными друг от друга академическими учебными дисциплинами. Продуцируемое современным музыкальным образованием «мозаичное сознание» («мозаичная культура», по А. Молю) существенно осложняет интегрирование разнородных «видений» одной и той же авторской персоны. Отсюда неизбежны вопросы: как преодолеть атомарность представлений о личности композитора? как осознать истинную значимость автора художественного произведения? Рассматриваются три пути их решения. Первый видится в интеграции разнородных знаний о музыке, в фокусе которых может ярко высветиться личность композитора (такой опыт предпринят Т. А. Алишевич в разработанной ею учебной дисциплине «Эволюция музыкального мышления»). Второй заключается в пополнении учебных курсов предметами «Музыкальное содержание» (в детских музыкальных школах) и «Теория музыкального содержания» (в музыкальном колледже и вузе), где вскрывается неизбежность художественного запечатления композитора в собственном творчестве. Ставя во главу угла процесс смыслопорождения, «Теория музыкального содержания» практически фокусируется на фигуре продуцирующего смыслы автора. Третий путь предлагает акцентуацию связанной с автором информации в рамках существующих академических учебных дисциплин, которые должны осваиваться учащимися как те или иные аспекты музыкального произведения, имеющие художественный эффект. Современному музыкальному образованию ещё предстоит осознание личности композитора как многогранной целостности, отражаемой в творчестве, как художественного «персонажа», участвующего в процессе смыслопорождения.
Ключевые слова
В качестве объекта исследования в статье выступает многолетний творческий союз Бориса Певзнера - основателя Хорового театра на базе государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Москонцерт» и Михаила Броннера, автора уникальных сочинений для хорового театра. В творчестве М. Броннера как истинного наследника лучших классических традиций русской композиторской школы отмечается яркая художественная индивидуальность и высокий профессионализм. Автор статьи анализирует хоровую оперу М. Броннера «Долгое возвращение» как «точку отсчёта», начало творческой дружбы творцов, акцентируя внимание на сочинениях, лежащих в области хорового театра, характеристике музыкально-драматургических и музыкально-композиционных решений творческих задач, особенностях трактовки жанра хоровой оперы в контексте хорового действа и строения музыкальной композиции в целом. Метод «двойного портрета» позволяет выявить индивидуальные и общие стилевые ориентиры двух художников в сфере современного музыкально-исполнительского искусства. Также очевидными становятся параллели в области хорового театра, что имеет особую значимость в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.
Ключевые слова
Целью данной публикации является ознакомление профессионального сообщества с запатентованным в России в 2020 году методом, позволяющим петь в технике бельканто. Изучение опыта работы отечественных и зарубежных вокальных педагогов, хормейстеров, а также анализ научной, методической литературы и реализация авторского нестандартного подхода на практике позволили выявить закономерности развития певческого голоса, основывающиеся на двух акустических явлениях - резонансе и реверберации. Научно обоснованы важные факторы техники бельканто, такие как гудящее звукообразование, вокальные фонетика и артикуляция, способствующие активизации акустических процессов в резо-наторных полостях человека и окружающем его воздушном пространстве. Важной составляющей авторского метода является его связь с русской певческой традицией, в которой прослеживается тенденция смешивания гласных, подражание музыкальным инструментам, стремление петь гудящим, «прогуженным» звуком. Поскольку акустические и физиологические законы развития певческого голоса едины, данный метод может быть использован в разных манерах и видах вокального исполнения, в том числе при обучении вокалу будущих учителей музыки.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу хорового наследия Дьёрдя Орбана, представителя современной венгерской музыкальной культуры, в творчестве которого переплелись традиции стиля вербункош, древневенгерского фольклора, духовных песнопений, а также техники письма ХХ века. Целью работы стало исследование жизненного и творческого пути композитора, а также изучение на примере месс его авторского стиля. В данной статье в центре внимания оказывается специфика преломления традиционного жанра католической службы в хоровом творчестве Д. Орбана. Обосновывается необходимость комплексного изучения музыкального сочинения с привлечением различных общегуманитарных и музыкально-теоретических дисциплин. Техника композиторского письма в духовной хоровой музыке Д. Орбана раскрывается в синтезе канона и эвристики; средства музыкального языка охарактеризованы с точки зрения традиции и новаторства; приводятся данные об исполнительских составах каждой из его месс. Педагогический вектор исследования направлен на характеристику алгоритма вокально-хоровой работы в процессе изучения сочинений венгерского автора. Настоящий материал способствует расширению и обогащению содержания таких дисциплин, как «Современная хоровая музыка», «Хоровой класс» в системе высшего музыкального и музыкальнопедагогического образования.
Ключевые слова
В связи с юбилейной датой - 140-летием со дня рождения Валентины Николаевны Шацкой - осуществлён анализ её музыкально-педагогического наследия. В статье подчёркивается тот факт, что идеи и предложенные этим выдающимся педагогом-музыкантом ХХ века технологии устремлены в будущее и недостаточно оценены с точки зрения перспектив развития музыкального образования. В своих теоретических трудах и практической деятельности В. Н. Шацкая реализовала новые подходы к выстраиванию индивидуальной траектории музыкально-эстетического воспитания ребёнка (учёта его музыкальных проявлений); к работе детей в малых группах; в поисковой и исследовательской деятельности, ориентированной на преобразование социальной среды (исследование песен и быта деревни); в применении разнообразных методов и приёмов музыкально-педагогической диагностики; в опытно-экспериментальной деятельности. Кроме того, под руководством В. Н. Шацкой были детально разработаны новаторские по содержанию и способам организации формы музыкально-воспитательной внеклассной работы: концерты-лекции, концерты-беседы, семинары, слушательские конференции. Однако большинство новаций не было внедрено в массовую музыкально-образовательную практику. В настоящее время в общей педагогике и педагогике музыкального образования сформировались целевые ориентиры, связанные с компетентностным практико-ори-ентированным подходом, с выстраиванием индивидуальной образовательной траектории, с детальным развитием диагностического инструментария, с развитием внеурочной музыкально-образовательной деятельности, с широким применением проектной деятельности. Возможно, эти инновационные потребности будут способствовать возрождению интереса к наследию В. Н. Шацкой.
Ключевые слова
Многие исполнители на духовых инструментах мечтают о сольной карьере. Но страх, неуверенность, традиции, в которых они оказываются в силу далеко не лидирующих позиций этих инструментов в иерархии инструментальных жанров концертного репертуара, часто являются препятствиями для реализации таких намерений. В статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки к концертному выступлению инструменталистов-духовиков. Автором предлагаются проверенные многолетним опытом работы рекомендации для ассистентов-стажёров, музыкантов высшей квалификации. В круг вопросов вошли такие аспекты обозначенной проблемы, как выбор репертуара с учётом интересов публики, составление программы и её продолжительность, наиболее волнующие обучающихся вопросы разучивания произведений с ориентацией на концертные выступления. Специальное внимание обращается на необходимость изучения свойств зала перед концертом и особого настроя исполнителя на концертное выступление, в том числе на преодоление сценического волнения.
Ключевые слова
В статье раскрываются возможные пути сохранения традиционных культурных ценностей средствами внедрения в процесс профессионального обучения будущих педагогов-музыкантов компонентов практической деятельности в форме полевых экспедиций. Также рассматривается фольклорный материал, зафиксированный в ходе этнографических исследований юга Нижегородской области в 2019-2021 гг. Освещаются способы передачи традиционного пения от носителей фольклора одной локальной зоны участникам учебного коллектива. Выявлена сохранность следующих песенных жанров фольклора для молодёжи и взрослых: исторические, лирические любовные, протяжные казачьи, трудовые, плясовые песни, романсы, духовные стихи; из детских жанров записаны колыбельные, пестуш-ки, потешки, игры, заклички, рождественские колядки. Передача традиции осуществляется путём сценического воплощения музыкального фольклора. Песенные образцы подвергаются обработке и аранжировке и включаются в репертуар учебного вокального ансамбля. В заключении сформулирован вывод о том, что педагог-музыкант может стать транслятором культурных традиций последующему поколению, тем самым усилив внимание и акцент на процесс воспитания молодёжи.