К числу идей, актуальность которых лишь возрастает по мере укрепления методологических позиций российской педагогики музыкального образования, относится идея воссоединения богословского и музыковедческого знания. Решение этой проблемы затрагивает духовный анализ музыки, концепция которого является высшей философской ступенью осмысления континуума музыкального искусства. Цель настоящей статьи - доказать его действенную силу в теории и практике музыкального образования. Учитывая методологическую глобальность концепции, были определены несколько ракурсов исследования - музыковедческий, историко-педагогический и опытно-поисковый. В первом разделе рассмотрена определённая ограниченность горизонтов духовного анализа светского музыкального искусства, распространяемого лишь на особую область творчества. Тенденцию поиска специальных подходов к анализу фактически обособленной в современном музыкознании сферы духовной музыки и, соответственно, её определённую «изоляцию» от научного осмысления светского искусства можно понять, обратившись к примерам действия неписаного «закона инвариантности» (рабочий термин автора). Данный «закон» выражается в том, что все (или почти все) современные музыковедческие подходы к сакральной теме рождались на основе общей методологической и теоретической «погрешности» - издревле проведённой чёткой «границы» между музыкой, исполняемой в храме, и музыкой, звучащей, к примеру, в концертном зале. В отличие от указанного подхода, концепция духовного анализа распространяется на любое музыкальное произведение через постижение Божественного Источника гармонии и красоты (или констатации его отсутствия). Универсальность духовного анализа, распространяемая на весь континуум музыки (храмовой, народной, светской), предопределяет его педагогическую значимость. Поэтому второй раздел статьи посвящён вехам становления духовного анализа русской музыки в отечественной педагогике музыкального образования. Обнаружение Божественного Источника гармонии и красоты музыкального произведения в условиях образовательного процесса может успешно осуществляться лишь при наличии определённого «педагогического механизма» его реализации, представленного в виде конкретных теоретических категорий. К такому «педагогическому механизму» можно отнести теорию православных ценностей русского классического музыкального наследия, а именно: соборность и литургичность, духовный реализм, евангельскую красоту, взаимосвязь духовности и нравственности, «всемирную отзывчивость», патриотизм. Теория православных ценностей русской музыки стала основанием для проведения опытной работы, посвящённой духовному анализу русского музыкального искусства в условиях отечественного дополнительного образования, описанной в заключительном разделе статьи.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2022. — Выпуск 1
Содержание:
Статья посвящена изучению «Я-образа» личности студента-музыканта в процессе самопознания обучающимися в контексте профессиональной деятельности. При значительном интересе к проблеме «Я» в психологии XX-XXI веков отмечается дефицит музыкально-психологических работ по данной проблеме. Поэтому основной целью статьи является представление результатов исследования категории «Я-образ» личности студента-музыканта и показ возможностей их применения в практике. Психологическая категория «Я-образ» рассматривается в историческом аспекте с опорой на исследования зарубежных и отечественных психологов. В процессе обзора литературы выявляются особенности музыкальной деятельности как специфической среды для развития «Я-образа» музыканта. На материале бесед и интервью с музыкантами-мастерами раскрываются психологические особенности данного феномена. Отмечается большая воспитательная роль жанра «беседы с выдающимися музыкантами» в формировании личности молодого музыканта. Акцентируется важность развития навыка «чтения» психологического плана высказывания. С этой целью предлагаются практические задания в курсах «Психологии», «Музыкальной психологии» и «Педагогики», стимулирующие процессы самопознания, развития профессиональной рефлексии, педагогического воображения. Представлены методы исследования «Я-образа» личности студента-музыканта и полученные результаты. Обнаружено влияние индивидуально-личностных характеристик, отношения к сценической деятельности, эмоциональных качеств на развитие данного феномена и самоотношения к себе. В заключении раскрываются ресурсы исследуемой категории в аспекте мониторинга современной социокультурной ситуации, целью которого является получение обратной связи и мобильной корректировки музыкально-образовательного процесса при сохранении многолетних традиций.
Ключевые слова
В данной статье предлагается введение в научный оборот термина «предджазовая стадия музыкально-языкового сознания», который является новым для музыкознания и требует соответствующего обоснования. С этой точки зрения в работе рассматриваются исторические предпосылки зарождения феномена джаза, сравниваются джазовые культуры Запада и Востока на примере развития американской и китайской джазовой музыки. Отмечается, что американский джаз пришёл в юго-восточную Азию и Китай в сформировавшемся виде и на фоне его повсеместной узнаваемости стал развиваться самобытный китайский джаз. В результате бэкграунд, которым обладал американский джаз, дополнил богатую музыкальную культуру Китая. В этом контексте в статье раскрывается смысл «предджазовой стадии музыкально-языкового сознания». Данное понятие может стать операциональным для исследователей любой культуры, интегрирующей в своё интонационно-стилевое поле джазовое мышление и формообразование, что важно при изучении проблем в сфере музыкознания, педагогики и психологии музыкального образования. Специальное внимание уделяется характеристике использования китайских традиционных музыкальных инструментов для аранжировки и сочинения джазовой музыки. Полагаем, что наши наблюдения будут весьма полезны в дальнейшем при разработке вузовских учебных дисциплин в области исполнительского джазового искусства.
Ключевые слова
В статье раскрываются общие принципы использования музыки в профилактике психосоматических заболеваний. Эта традиция имеет давнюю историю, начинающуюся с античных времён. Обосновывается актуальность изучения в системе музыкального образования возможностей музыкальной терапии в укреплении здоровья в соответствии с международным опытом использования музыки в оздоровительных целях. Прослеживается связь музыкальной терапии с психосоматической медициной, которая объясняет возникновение соматических заболеваний под влиянием негативных переживаний и стрессовых ситуаций. Музыкальная терапия рассматривается как эффективное средство, при помощи которого эмоциональные проявления человека могут быть гармонизированы и направлены на позитивные цели. Показано, что она обладает большими возможностями в коррекции эмоциональных состояний и поэтому может быть с успехом применена при лечении психосоматических заболеваний. Особо отмечается влияние хорового пения на оздоровление и улучшение самочувствия, пробуждение у участников музыкальных встреч и занятий целительных переживаний единения, духовного оживления, подъёма энергии и чувств. Это - те цели и задачи, которые, в числе прочих, ставятся перед современной антивозрастной медициной, направленной на достижение благополучного и комфортного долголетия.
Ключевые слова
Автор рассматривает синкретизм духовной музыки XVIII-XIX столетий в историософском и музыковедческом аспектах. Посредством культурологического анализа исследуется музыкальное искусство Нового и Новейшего времени. Выявляется влияние на развитие духовной музыки появления и широкого распространения в эту эпоху новых светских жанров. Творчество Д. Бортнянского представлено в контексте освоения русскими музыкантами обширного наследия европейского духовного искусства, его трансформации и взаимодействия со светскими жанрами в XVII веке. Отмечаются характерные черты музыки композитора - стилевой и жанровый синтез, неразрывная связь с барочной символикой, духовными текстами, православным мировоззрением. Специальное внимание уделяется характеристике хорового произведения Д. Бортнянского «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Проводятся художественно-образные параллели между этим сочинением и архетипическими знаками, стилевым кодом эпохи барокко. Делается вывод о значении исследований, направленных на выявление глубинной национальной самобытности и сакральных смыслов творчества Д. Бортнянского, для развития музыкознания и обогащения содержания музыкально-исторического образования.
Ключевые слова
В хоровых композициях отечественных композиторов ХХ века возникает широкая жанровая панорама. Наряду с палитрой классико-романтических жанров в круг авторских интересов начинает входить старинная музыка с её жанрово-стилевыми универсалиями. Ярким примером выступают хоровые произведения А. Королёва - «Мадригал» на стихи А. Блока и мотет «Ave Maria», в которых ведущим параметром композиции становится полифония. В настоящем исследовании техника полифонического письма в хоровой музыке a cappella А. Королёва раскрывается в жанрово-стилевом контексте. Музыкально-теоретический анализ обращён к синергизму слова и музыки; изучению жанровых архетипов и музыкальных прототипов; определению приёмов полифонического письма с точки зрения исторической традиции и техник композиторского хорового письма второй половины ХХ века. В полифоническом письме А. Королёва как представителя неоклассицизма в отечественном хоровом искусстве синтезируются достижения вокальной полифонии эпохи Возрождения и современные техники письма ХХ века. Обосновывается влияние новых композиторских техник на стилевое обновление хорового исполнительства в отечественной музыкальной культуре. Делается вывод о необходимости подготовки руководителей хоровых коллективов и певцов к интерпретации сочинений, представляющих собой новое прочтение композиторами старинных жанров мадригала и мотета с использованием современных техник полифонического письма. Подчёркивается важность расширения связей между дисциплинами профессионального и педагогического модулей в современной системе дирижёрско-хорового образования.
Ключевые слова
В статье рассматриваются особенности сонат для альта и фортепиано Йорка Боуэна, исполняемых в классе камерного ансамбля. Это - образцы поздней романтической литературы, обладающие большой художественной ценностью и позволяющие сформировать представление о путях развития указанного жанра в истории английского музыкального искусства, в том числе благодаря выдающемуся исполнителю Лайонелу Тертису, ставшему первым интерпретатором данных произведений. В центре внимания автора находятся драматургия, образное содержание и характерные черты циклической формы в творчестве Й. Боуэна, а также панорама культурной жизни начала XX века. Выбранное направление способствует глубокому и всестороннему анализу музыкальной партитуры, пониманию её специфики, что так необходимо для обучающихся в классе камерного ансамбля. Данные основания представляются неотъемлемой частью воспитания всесторонне грамотного музыканта в работе над мало изученными страницами альтовой литературы, что является важной составляющей процесса формирования ансамблевой культуры.
Ключевые слова
В статье представлен обзор культурно-исторических факторов и особенностей развития фортепианной музыки в Китае на основе выявления внутренней логики становления китайского инструментального искусства с древности до настоящего времени. Исторические сведения о развитии традиционной китайской музыки сфокусированы на причинах появления общественного интереса к определённым музыкальным инструментам и на их значении в развитии музыкального мышления и типов инструментальной стилистики исполнения. Отдельное внимание уделяется полиэтничности истоков инструментального стиля мышления китайских композиторов, внёсших свой вклад в фортепианную музыку Китая. Статья носит характер «предварительных размышлений» о развитии и понимании фортепианной музыки «в китайском стиле» для постановки дальнейших исследовательских вопросов в русле разработки модели педагогического руководства процессом освоения китайской фортепианной музыки будущими музыкантами-педагогами в вузах России.
Ключевые слова
В статье раскрывается значимость концертной деятельности для формирования вокальной культуры будущих исполнителей; её роль в учебно-образовательном процессе в классе академического вокала. Обосновывается целесообразность включения публичных выступлений в методику вокального образования. Представлена краткая характеристика различных форм концертной деятельности и профессионально значимых умений и навыков, формирующихся в её процессе. Отмечаются риски исключения данного вида работы из учебного процесса и причины, оказывающие негативное влияние на качество концертного исполнения. В этом ракурсе рассматриваются: зависимость голосовой деятельности от психофизического состояния организма; влияние стресса на эмоциональную, мыслительную, волевую сферы и функционирование систем организма; намечаются возможные подходы к их устранению посредством применения особой методики подготовки певцов в классе академического вокала. Приводятся основополагающие положения методики дифференцированной поэтапной подготовки обучающихся к концертной деятельности. Очерчивается круг проблем, возникающих в связи с ограничением проведения массовых мероприятий и отсутствием публичных выступлений в течение продолжительного времени. Особое внимание уделяется результатам проверки теоретических выводов, подтверждающих значительное снижение качества вокального исполнения в концертных условиях у обучающихся, имеющих опыт публичных выступлений, и отсутствие умений и навыков концертной деятельности у тех, кто был принят на обучение в 2020-2021 гг. Обозначены некоторые проблемы, которые предстоит решать педагогу академического вокала при выборе форм концертной деятельности в условиях ограничения массовых мероприятий с учащимися детских школ искусств и детских музыкальных школ. Предложены виды публичных выступлений, доступные в современных условиях и способствующие формированию комплекса концертно-сценических умений и навыков у обучающихся.
Ключевые слова
Личность Альберта Цабеля является знаковой для всех без исключения отечественных арфистов. Именно с его появлением в нашей стране началось формирование русского арфового исполнительства. В самом начале своей карьеры немецкий музыкант приехал в Россию, где остался до конца своей жизни. Вновь открытые архивные источники, представленные в статье, помогают детализировать сведения о начале работы музыканта на русской земле. Предлагаемая статья впервые подробно освещает педагогическую деятельность А. Цабеля, ставшего первым профессором класса арфы в только что открывшейся тогда Санкт-Петербургской консерватории. Арфист безгранично любил своих учеников, вникал во все их трудности, а главное - передал им своё профессиональное мастерство, фундаментальные принципы которого легли в основу созданного им труда. «Метод» вышел в свет в конце творческой деятельности арфиста и явился обобщением положений западноевропейской арфовой школы, а также педагогического опыта самого А. Цабеля. В публикации анализируется значение работы, ставшей первым пособием в России по обучению игре на арфе. Также уделяется внимание сочинениям арфиста в ракурсе комплексного подхода к преподаванию игры на инструменте. Делается вывод о беспрецедентном значении педагогической деятельности А. Цабеля, включающей в себя не только педагогический процесс как таковой, но и фактическое создание арфистом полноценного методического комплекса, включающего в себя пособие по игре на инструменте и сольные сочинения для арфы.
Ключевые слова
В статье раскрывается педагогический потенциал комплекта видеозаписей, представленных в мультимедийном приложении к учебнику «Методика музыкального образования», как учебно-методического оснащения вузовской подготовки будущих музыкантов-педагогов. Отмечается, что вплоть до настоящего времени такие видеоматериалы используются в высшем музыкально-педагогическом образовании далеко не в полной мере. Специальное внимание уделяется обоснованию целесообразности полидисциплинарного подхода к их применению в профессионально ориентированных вузовских методолого-методических дисциплинах. В качестве примера рассматриваются особенности его претворения в дисциплине «Национальные образы мира в традиционной культуре», которая входит в содержание бакалаврской подготовки обучающихся на факультете музыкального искусства Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Подчёркивается, что просмотр и анализ будущими музыкантами-педагогами видеозаписей уроков музыки и музыкальных занятий в системе дополнительного образования в наши дни приобретает особую значимость. Это обусловлено сложной эпидемиологической ситуацией, сложившейся в стране, которая стимулирует развитие и всё большее внедрение дистанционных форм обучения в систему отечественного музыкального образования.
Ключевые слова
Поиск путей повышения эффективности дистанционного формата обучения студентов-музыкантов заочного отделения вузов обусловил обращение автора к одной из наиболее актуальных проблем в условиях пандемии. В статье раскрываются особенности его применения в процессе обучения сольному, инструментальному и вокальному исполнительству; ансамблевому пению и инструментальному музицированию; теоретико-методическим дисциплинам. Обращается внимание на то, что при реализации в вузовской музыкально-педагогической подготовке электронной образовательной среды необходим поиск новых форм обучения, предполагающих взаимодополнение традиционных и нетрадиционных методов и приёмов, которые будут ориентированы на активное включение в учебный процесс элементов самообразовательной деятельности студентов. Рассматривается организация самостоятельной работы обучающихся: дифференцированный подход к предлагаемым заданиям с учётом довузовской подготовки, возраста и места их работы. На основе анализа специфики преподавания музыкальных дисциплин в дистанционном формате и проверки предлагаемого автором концептуального подхода делается вывод, что реализация в музыкально-педагогическом образовании дистанционного обучения существенно повышает уровень подготовки педагогов-музыкантов для специальных музыкальных учреждений дополнительного образования, значительно раскрывает их творческий потенциал и способствует личностному саморазвитию.