В статье предпринята попытка методологически обосновать цивилизационный подход в русле развития культурологического направления педагогики музыкального образования. Авторская концепция раскрывается в трёх частях исследования. Первая часть посвящена анализу цивилизационного подхода с позиций славянофильской теории русской цивилизации. Показано, что основополагающие научные характеристики русской цивилизации сформировались в недрах направления, названного в советское время «русской религиозной философией» конца XIX -начала XX столетий, однако взгляды, изложенные в трудах великих русских интеллектуалов, родились значительно раньше, в кругу «ранних славянофилов». В опоре на весь арсенал славянофильского наследия выделено положение, значимое для исследования цивилизационного подхода: Россия, раскинувшись в своих грандиозных географических пространствах на Европу и Азию, является самостоятельной цивилизацией, отличаясь от цивилизационных образований как условного «собирательного» Запада, так и условного, обобщённо представляемого Востока. Надёжную и прочную основу русской цивилизации составляют изначально укоренившиеся духовные смыслы Православия, позволяющие сохранять «единство в многообразии» многонациональной, но целостной русской (российской) культуры. «Перевод» теории русской цивилизации славянофильского направления в русло музыкознания и педагогики музыкального образования открыл возможность ввести в содержание цивилизационного подхода новое ключевое понятие: «цивилизационный код русской музыкальной культуры», «расшифровке» которого посвящена вторая часть методологического анализа. Цивилизационный код представлен такими фундаментальными характеристиками русской музыкальной культуры, как диалогичность и открытость, при которых заимствованный западный (европейский) или восточный (азиатский) музыкальный опыт перерабатывается и воплощается сквозь призму православных ценностей. Квинтэссенцией цивилизационного кода, национальных устоев и традиций русской музыкальной культуры является духовность. Анализ духовности с позиций цивилизационного подхода позволил рассмотреть авторскую теорию православных ценностей отечественного музыкального искусства на более высоком методологическом уровне - как универсальные духовные категории, формирующие цивилизационный код русской музыкальной культуры с древних времён до наших дней. В соответствии с этим в цивилизационный код русской музыкальной культуры включены такие духовные ценности русского и советского музыкального наследия, как соборность, духовный реализм, евангельская красота, взаимосвязь духовного и нравственного, патриотизм. Третья часть методологического анализа посвящена цивилизационному подходу в содержании профессиональной подготовки педагога-музыканта на примере новой магистерской программы «Музыкальное искусство и образование в контексте современной культуры». Структура программы включает культурологический, музыковедческий и музыкально-педагогический компоненты, направленные на формирование у будущих учителей музыки компетенций цивилизационного подхода как действенного инструмента познания отечественной музыкальной культуры.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2021. — Выпуск 4
Содержание:
В статье освещаются основные грани научной школы доктора педагогических наук, профессора Г. М. Цыпина, широко известного своими трудами в области педагогики музыкального образования, музыкознания и музыкальной критики. Получает раскрытие творческий путь Г. М. Цыпина как музыканта, педагога, учёного; выделяются важные вехи жизненного пути в становлении его мировоззрения, творческих интересов, исследовательских позиций в отношении возможностей совершенствования профессиональной подготовки будущих музыкантов-педагогов. Показано, что его научная школа «Развитие общих и специальных (музыкальных) способностей в процессе обучения музыке» знаменовала собой открытие нового направления педагогики музыкального образования. Специальное внимание уделяется базовым педагогическим положениям, сформулированным и тщательно разработанным Г. М. Цыпиным в его научной концепции, а также творческому вкладу представителей его школы в развитие музыкально-педагогической науки.
Ключевые слова
В статье получает обоснование необходимость формирования целостной системы подготовки кадров для научно-технологического развития страны в соответствии со «Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации». В этой связи с целью развития национальной экономики и духовного потенциала страны особое значение приобретает повышение требований к квалификации исследователей, способных эффективно реализовывать принципы свободы научного творчества при выборе направлений, форм и методов решения исследовательских задач. В качестве механизма достижения обозначенных планируемых результатов предлагается системное моделирование оптимальных образовательных траекторий, обеспечивающих профессиональное становление и развитие научно-исследовательских компетенций обучающихся с учётом их индивидуальных способностей и возможностей. Выявляя общую универсальную модель формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в сфере осуществления научных исследований на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, авторы отмечают, что особого внимания в реализации принципа индивидуализации требует обеспечение функционирования научных школ, научных направлений, признанных в научном сообществе, и формирование готовности их представителей осуществлять сопровождение индивидуальных траекторий подготовки молодых учёных по соответствующим группам научных специальностей. При этом отмечается особая значимость индивидуализации в подготовке выпускников по специальностям, ориентированным на исследование творческого начала, методов его формирования и развития, в том числе в области музыкального и музыкально-педагогического образования. Данное положение конкретизируется в статье на примере описания опыта факультета музыкального искусства Московского педагогического государственного университета по реализации универсальной модели формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в условиях профессиональной подготовки педагога-музыканта.
Ключевые слова
Авторы статьи, опираясь на методологические ориентиры, выработанные в психолого-педагогической науке, систематизируют характеристики творческого потенциала личности как целостного свойства и общей способности, обусловливающей возможности человека в решении творческих задач в самых разных видах и условиях деятельности. В структурном отношении рассматриваемый феномен включает в себя ценностно-смысловые, мотивационные, интеллектуальные, эмоционально-волевые, психофизиологические стороны личности. Поэтому при его целенаправленном развитии важно обращаться к системе стимулов, обеспечивающих комплексное воздействие на все личностные качества. Такой универсальной системой является искусство, особенно музыкальное. Музыка воздействует на все стороны личности, актуализирует взаимодействие всех механизмов обеспечения жизнедеятельности - от психофизиологических до психологических и духовных. Авторы обосновывают возможности музыки в развитии творческого потенциала. Подчёркивается, что важным условием чувственного, интеллектуального, эмоционального, смыслового отражения содержания и формы музыкального произведения является организация особого взаимодействия с произведением. Необходимо, чтобы человек не только был активно погружён в звучание, у него формировалось бы целостное переживание, но чтобы он находился при этом в рефлексивной позиции и после прослушивания смог выразить свои впечатления и переживания в оформленном продукте - рисунке, тексте, скульптуре и др.
Ключевые слова
В статье представлен обзор исследований восприятия эмоционального содержания экстремальной музыки как пример изучения и анализа данных по эмоциональному воздействию и переживанию музыки разных жанров и направлений. Музыкально-психологическая проблематика восприятия эмоционального содержания музыки при выделении в исследованиях различных групп слушателей по признакам пола, возраста или подготовленности к восприятию какого-либо музыкального стиля приобретает значимость для антропологических гипотез и обобщений. Представлены некоторые противоречивые или неполные данные, позволяющие в перспективе искать ответы на следующие исследовательские вопросы и ставить задачи для будущих исследований. Данный обзор может послужить началом обсуждения феноменов экстремальной музыки со студентами, изучающими музыкальную психологию и музыкально-психологическую антропологию, в ряду современных явлений и музыкальных субкультур с опорой на научные факты. Предполагается, что будущие исследования могут быть направлены на изучение социально-культурных факторов, определяющих данный вид музыкальных предпочтений, вклада опыта прослушивания экстремальной музыки в психологическую устойчивость её слушателей и в способность к саморегуляции состояний.
Ключевые слова
В статье рассматривается дидактическая система учебного курса гармонии XX века, представленная в учебнике американского композитора, пианиста и педагога В. Персикетти «Гармония XX века: творческие аспекты и практика» в контексте традиций англоязычного теоретического музыкознания. Рассматриваются структура издания, его жанр и предназначение, методологическая основа и терминологическая система. Отмечается косвенное влияние книги В. Персикетти на формирование дидактической системы преподавания гармонии (в том числе современной) в российской системе высшего музыкального образования. В результате анализа и сравнения с появившимися значительно позднее трудами отечественных авторов выявляются внутренние противоречия дидактической системы, представленной в учебнике, и формулируются актуальные задачи по формированию современного учебного курса гармонии: достижение оптимального баланса между теоретической и практической составляющими, упорядочивание и универсализация терминологии. Также в статье отмечается, что рассматриваемая проблема выходит за рамки региональных систем музыкально-теоретического образования и имеет интернациональный характер.
Ключевые слова
В статье предлагается на рассмотрение версия, касающаяся взаимосвязи двух известных произведений И. С. Баха: Токкаты и фуги d-moll «дорийской» для органа BWV 538 (1717) и «Страстей по Матфею» BWV 244 (1726-1736); применяется метод сравнительного музыкально-теоретического анализа, позволяющий говорить о музыкальных и сюжетных связях между этими двумя произведениями. Данный метод опирается на аналитический аппарат отечественного теоретического музыкознания. Результаты исследования подводят нас к следующим выводам: Токката и фуга d-moll «дорийская» опирается на хорал «Christ, unser Herr, zum Jordan kam» как на музыкальный исток, который присутствует и в «Страстях по Матфею». Композиционная структура Токкаты «дорийской» (первой части «дорийского» цикла) схожа с композиционной структурой «Страстей по Матфею». Оба произведения базируются на принципе повторов важнейших частей в расположении музыкального материала и особой системе акустических приёмов. Таким образом есть основания полагать, что в токкате «дорийской» имеется скрытый пласт содержания, обусловленный литературным текстом хорала «Christ, unser Herr» и текстом отдельных частей из либретто «Страстей по Матфею».
Ключевые слова
В статье рассматривается интерпретация художественного образа на оперной сцене как открытого явления музыкальной культуры, воплощающего диалогическую сущность в многогранном взаимодействии: «автор - исполнитель - режиссёр - художник-декоратор - публика - критик». Высказывается убеждение в том, что только в диалоге может быть реализован творческий процесс, когда музыкальный спектакль представлен как целостная коммуникативная система, функционирующая в социальном пространстве. Автор исходит из признания того, что «художественный мир» оперы рождается в процессе сценического воплощения, когда создаётся определённое «время-пространство», хронотоп спектакля. Для понимания художественной идеи оперы важно выстроить систему коммуникативных отношений между главными персонажами, динамику их развития. Особое внимание в статье уделяется работе над художественным образом такого выдающегося исполнителя, каким был Л. В. Собинов, который исходил из культурной полисемии роли, объединяющей и музыкальный, и драматический компоненты. Выявляя богатство голосовых тембровых красок, певец добивался сценической выразительности и в сольных партиях, и в ансамблевых сценах. Показано, что, с психологической точки зрения, в его работе над ролью наблюдалось объединение двух способов: экстравертированного, связанного с впечатлениями, приходящими извне, и интровертированного, направленного на внутреннее понимание персонажа и наделение его личностными чертами. Л. В. Собинов выбирал роли, которые соответствовали его голосу - лирическому тенору, и достигал совершенства исполнения партий Ленского, Левко, Берендея, Орфея, Лоэнгрина, Альфреда, Вертера и др. Творческое прочтение той или иной из них, обретение в ней своего «я» было важным условием исполнительской деятельности певца. в которой он искал ценностный смысл, социальный и культурный контекст в воплощении характерных особенностей своего персонажа. Такой подход к работе над ролью может стать образцом для тех, кто стремится посвятить свою профессиональную деятельность вокальному искусству и стать оперным певцом.
Ключевые слова
Как известно, последние десятилетия отмечены стремительным ростом интереса к современному вокалу, значительно выросло и количество людей, желающих попробовать свои силы в этом жанре. В связи с этим следует отметить и тот факт, что, если ранее среди профессиональных музыкантов эстрадно-джазовый вокал считался чем-то несерьёзным и не заслуживающим внимания, то в настоящее время вектор интереса многих педагогов и исследователей постепенно смещается в сторону изучения данного направления. Немалую роль в этом сыграли такие факторы, как отсутствие в современном вокале звукоидеала, а также многообразие техник и вокальных приёмов, позволяющих максимально раскрыть индивидуальность и мастерство каждого исполнителя. Благодаря современным средствам коммуникации российские вокальные педагоги и певцы получили доступ к методикам передовых западных вокальных школ, в частности к американской методике Estil Voice Trening, построенной на сознательном контроле отдельных структур вокального аппарата. Принцип такой работы напоминает работу тренера в спортивном зале, который учит спортсмена управлять своим телом и развивать отдельные мышцы. Выглядит вполне логично, что преподаватели пения последнего поколения всё чаще называют себя вокальными тренерами или коучами. Анализ научной и педагогической литературы позволяет сделать вывод, что все вокальные структуры, задействованные в производстве голоса согласно данной методике, в той или иной степени были рассмотрены и изучены в отечественной литературе, причём роль каждой структуры вокального аппарата была обозначена российскими исследователями задолго до возникновения этой известной и популярной ныне методики. Несомненное достоинство методики Estil Voice Trening заключается в том, что благодаря достижениям медицинской науки и технического прогресса все эти сведения были объединены в эффективную и понятную систему, работать с которой могут не только певцы разных жанров, но также люди, имеющие дело с речевыми практиками.
Ключевые слова
В статье раскрывается важная методологическая проблема домрового исполнительского искусства: формирование и развитие культуры звука музыканта-домриста как специфической системы интонационно-выразительных средств. Рассмотрение данной проблематики в работе концентрируется вокруг задачи воспитания штрихового мастерства домриста. С этой целью обсуждаются вопросы уточнения терминологии штрихов - прежде всего в аспектах их звуковых (а не двигательно-инструментальных) характеристик, артикуляционных и темброво-динамических качеств. Кроме того, проводится разработка определений штриха, характеризуются его содержательные элементы, уточняется систематизация, а также затрагиваются вопросы последовательного овладения различными способами звукоизвлечения с точки зрения процесса освоения штриха. С этой позиции анализируются и оцениваются методические взгляды и практический опыт, освещённые в трудах известных российских исполнителей-домристов. Общие установки для анализа проблем искусства игры на домре и интерпретации музыкальных произведений почерпнуты из основополагающих работ в области теории, методики и практики музыкально-исполнительского искусства и педагогики музыкального образования.
Ключевые слова
В работе рассматриваются два факта биографии С. В. Рахманинова, в изложении которых либо происходили изменения, либо авторы придерживаются разных точек зрения: это место рождения Рахманинова и день его рождения. Истинное место рождения Рахманинова не было известно ему самому, его обнаружили лишь в 1969 году, а днём рождения композитора в советских и российских изданиях по сие время считается 1 апреля. В работе представлен экскурс в историю фактов и делается вывод о необходимости тщательной проверки источников использованной информации, особенно в учебной литературе.