В статье представлена характеристика разработанной автором системы профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки будущих музыкантов-педагогов. Специальное внимание уделяется её зарождению и дальнейшему становлению. Раскрываются целевая направленность, целостный концептуальный и личностно ориентированный подходы к определению содержания и организации учебного процесса. Подчёркивается особое значение, которое придаётся развитию историко-педагогического мышления обучающихся. Обосновывается необходимость проблемности в изложении учебного материала и диалогических форм общения; ориентации студентов на трёхвекторный анализ изучаемого исторического феномена в интонационном, парадигмально-педагоги-ческом и цивилизационном аспектах; нахождения в исторических источниках идей для размышления, прослеживания их генезиса и педагогической интерпретации целесообразности адаптации применительно к решению актуальных для настоящего времени проблем. Показано, что ориентирами, которыми могут руководствоваться студенты в своей деятельности, являются: понятная им цель и необходимый инструментарий в виде представлений о периодизации истории музыкального образования; об исследовательских методах; о содержании, структуре и способах осуществления историко-педагогического анализа. Отмечается значимость формирования положительного эмоционально-ценностного отношения обучающихся к историко-педагогической подготовке. Даётся предельно краткое описание её содержания и пирамидальной структуры, охватывающей все уровни вузовского образования.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2021. — Выпуск 3
Содержание:
В статье рассматриваются вопросы исполнительско-педагогической интерпретации музыкального произведения. Тема включает в себя теоретические и практические аспекты. В освещении последних автор опирается на свой опыт профессионального общения с преподавателями исполнительских классов музыкальных учебных заведений, в среде которых наблюдается расхождение представлений о специфике интерпретационного подхода педагога к работе с учениками над музыкальным произведением. Теоретический анализ проблемы и характер различий в методических позициях учителей-практиков выводит на гипотетическое положение: в работе педагога с учащимися-исполнителями должны интегрироваться, а не просто сочетаться, объективные сущностные начала и качества исполнительского интерпретационного творчества с его направленностью на развитие учащихся, то есть с целями «человеко-творчества». В центре рассмотрения универсальных особенностей интерпретационной деятельности музыкантов разных профилей - музыковедов, исполнителей, педагогов исполнительских специальностей - положения концепции В. В. Медушевского о двойственной природе и сущности музыкальной формы. В ходе их развития в статье обнаруживаются и принципиальные деятельностные различия, намечаются пути их дальнейшего исследования. К разветвлениям единого ствола, в частности, относятся: особенности выявления и гармонизации музыкантами отношений между названными сторонами организации музыкального процесса, постижение смыслов музыкального текста на «пересечении» этих отношений; особенности реализации понимания и истолкования музыкального произведения (шире - стиля композитора) в деятельности музыковеда, исполнителя, педагога; выхода интерпретации в сферу культурно-художественной коммуникации и др. В интерпретационной деятельности музыканта-педагога выделяется в качестве фактора, определяющего её уникальность, - непосредственная реальность и индивидуальная конкретность ученика как центрального субъекта учебного процесса. К рассмотрению читателя-преподавателя исполнительских специальностей автор предлагает в качестве методического инструмента реализации интерпретации творческое сочетание «общей модели» и «индивидуализированной матричной формы» интерпретационной работы с учащимися. Содержащиеся в статье размышления, концептуальные построения, практические предложения предполагают дальнейшую их разработку, раскрытие теоретических положений в ракурсе практической интерпретационной деятельности исполнителя-педагога.
Ключевые слова
Статья посвящена описанию некоторых объективных (аппаратурных) методов оценки способов голосообразования у певцов в различных голосовых регистрах и качества тембрового звучания их голоса. Это связано с анализом физиологических биомеханизмов, с одной стороны, и акустических характеристик его звучания - с другой. Понимание взаимосвязи процесса голосообразования и качества звучания голоса даёт учителю возможность целенаправленно управлять работой голосового аппарата певца. В экспериментальной фонетике в специальных лабораториях для исследования звуков речи аппаратурные методы используются довольно широко. Основная аппаратура предназначена для изучения работы артикуляционных органов и речевой интонации в процессе произношения слов на русском и иностранных языках. Для изучения регистровой структуры певческого голоса детей и взрослых в нашем исследовании впервые был использован комплекс специальной аппаратуры, предназначенной для визуального наблюдения за работой гортани и гармонической структурой тембра певческого голоса. В связи с двусторонним подходом к решению проблемы исследования она делится на две группы: акустическую и физиологическую. Для акустических исследований была использована такая аппаратура, как: спектроанализаторы различных типов, индикатор регистровости, звуковые генераторы, синтезатор; а для физиологических - ларингоскоп, стробоскоп, осциллограф, электронный глотограф, рентгенотомограф. В настоящее время существуют более совершенные объективные методы исследования различных проблем вокальной педагогики, связанные с компьютерной технологией и разработкой специальных программ. Однако в современной науке и практике в области вокальной педагогики они используются пока недостаточно.
Ключевые слова
В статье показана возможность и целесообразность использования элементов европейских и восточных методик общего и профессионального музыкального образования в дистанционном преподавании фортепиано для поддержания оптимального уровня психической активности учащихся на занятии, создания условий не только для прогресса в формировании навыков игры на инструменте, но и для раскрытия творческого потенциала обучающихся. Концептуальные идеи статьи могут быть использованы также в практике дистанционного обучения игре и на других музыкальных инструментах. В русле поставленной проблемы в статье рассматриваются подходы Э. Ж. Далькроза, К. Орфа, З. Кодая, Д. Вуйтака, С. Сузуки, японский метод shouga, индийский konnakol и др. Автором обобщён методический опыт преподавания фортепиано в режиме онлайн, приводятся стратегии и содержательные характеристики сценариев занятий, обосновывается целесообразность включения методов «Body Percussion», музыкограмм, ритмослогов, ручных знаков сольмизации. Особое внимание уделяется методу импровизации как средству повышения самооценки учащихся при дистанционном обучении, приводятся алгоритмы организации импровизационной активности.
Ключевые слова
В настоящем исследовании предлагается краткий обзор достижений в области советского духового марша в послевоенный период. В статье рассматриваются наиболее известные произведения, созданные в жанре марша видными отечественными композиторами; автор анализирует характерные черты сочинений, относящиеся к форме, тональному плану, особенностям музыкального языка (мелодия, гармония, ритм и пр.), обозначает различные пути развития жанра, выявляет стилистические и композиционные подходы к маршевой музыке советского послевоенного периода. Научная новизна работы характеризуется тем, что автором предпринята попытка осветить жанровое, идейное и тематическое разнообразие маршевого репертуара отечественных духовых оркестров, находящееся во взаимосвязи с общественно-политическими, культурно-массовыми, военно-историческими событиями и идеологическими установками в советском государстве. В статье подчёркивается значение марша, как ведущего жанра военно-духовой музыки, выявляются общие закономерности маршевых произведений в творчестве признанных отечественных военных авторов - Н. Иванова-Рад-кевича, В. Рунова, Г. Калинковича, Г. Сальникова, Б. Диева. Данное исследование направлено на формирование информационной базы для профессиональной подготовки будущих военных дирижёров, на их духовное, культурное, военно-патриотическое воспитание.
Ключевые слова
Статья посвящена вопросам художественной интерпретации на примере хоровой сюиты «Посвящение Марине Цветаевой» С. Губайдулиной. Процесс работы исполнителя над музыкальным произведением в соответствии с диалектикой познания представляет собой постепенное проникновение в его содержание, в мир его художественных образов. Утверждается необходимость комплексного исследования музыкального сочинения, предусматривающего синтез различных общегуманитарных и музыкально-теоретических дисциплин. Ведущей парадигмой мультимодального анализа выступает полифония. В настоящем исследовании показано, что техника полифонического письма в хоровой музыке a’cappella раскрывается С. Губайдулиной в синтезе поэтического слова и музыкального текста; изучены жанровые прототипы каждой части сюиты; проанализированы виды полифонической техники с точки зрения традиции и новаторства, представлен контекстный анализ современной хоровой композиции. В полифоническом мышлении Софии Губайдулиной как представителя русского музыкального авангарда XX века переплелись традиции вокальной полифонии эпохи Возрождения и разнообразные техники письма XX века.
Ключевые слова
Статья посвящена выявлению особенностей работы и профессиональной подготовки артиста-вокалиста мюзикла - одного из самых актуальных и востребованных жанров XXI столетия. Показано, что становление мюзикла как синтетического жанра осуществлялось под воздействием музыкального театра, оперы, оперетты, водевиля, менестрель-шоу, бурлеска, а появление таких его разновидностей как американский, британский, французский и отечественный мюзиклы было обусловлено спецификой национальных композиторских школ, подходов к выбору сюжета, трактовке драматургии и форм театральной практики. Обосновывается мысль о том, что универсальность жанра предъявляет ряд особых требований к актёрам. Для более глубокого и многогранного представления о деятельности артиста-вокалиста современного мюзикла предлагается его профессиограмма. Она содержит общую характеристику содержания работы певца (функции, обязанности и задачи), а также включает анализ требований, предъявляемых к профессиональным знаниям, умениям, навыкам, деловым и личностным качествам исполнителя. Для конкретизации основных направлений профессиональной подготовки артиста-вокалиста мюзикла в статье рассмотрены также ключевые компоненты его исполнительской деятельности - вокальная, актёрская, хореографическая работа и работа над сценическим имиджем. В заключении делается вывод о том, что составление профессиограм-мы позволяет обозначить профессиональные требования для выстраивания индивидуальной образовательной стратегии подготовки, совершенствования артистического мастерства и формирования специализированных образовательных программ в учебных заведениях соответствующего профиля и уровня, в том числе - и в системе дополнительного музыкального образования.
Ключевые слова
На основе изучения широкого круга исторических источников в статье даётся характеристика эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству Николая I, пятнадцатого императора из династии Романовых. При этом принимаются во внимание две грани его жизненного пути - как члена императорской семьи и как императора, на которого со времени восшествия на престол в 1825 году было возложено управление государством. Прослеживается эволюция его отношения к музыке и музицированию на двух выделенных этапах: с момента рождения до коронации и в годы его правления страной. Отмечается, что на первом этапе на формирование музыкальных пристрастий великого князя оказывали влияние музыкальная атмосфера, в которой проходило его детство; его врождённая музыкальность и рано проявившиеся предпочтения как самой музыки, так и тех или иных видов музыкальной деятельности. Отличительной особенностью второго этапа является введение Николаем I обязательного музыкального образования для его детей, как результата эволюции его эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству. Подчёркивается вклад императора в развитие музыки православной и светской направленности.
Ключевые слова
В статье рассматривается детский музыкальный фольклор в исторических сборниках второй половины XIX века. Анализируются этнографические собрания П. А. Бессонова, П. В. Шейна, В. Ф. Кудрявцева, А. И. Рубца, с точки зрения собирания, встроенности в быт, теоретического осмысления и применения в народной педагогике. Выявляются подлинные образцы детского фольклора в репертуарных сборниках для детских садов М. А. Мамонтовой и М. Т. Соловьевой, Н. X. Вессель и Е. К. Альбрехта в обработках композиторов того времени или самих составителей. В заключении сформулирован вывод о том, что в данный исторический период возросло внимание музыкантов к воспитанию подрастающих поколений на веками отточенных образцах детского фольклора. Прослеживается всё более явно выраженный интерес к собиранию и изучению детского музыкального фольклора, составлению репертуарных сборников. Предпринимаются попытки научного осмысления детского фольклора, касающиеся его классификации.
Ключевые слова
В статье рассматриваются некоторые положительные и негативные аспекты, а также тенденции в выборе тем выпускных квалификационных работ будущими музыкантами-педагогами. В частности, в числе позитивных признаков отмечается заметное снижение количества формальных дипломных «материалов по необходимости», всё более чётко обозначенная их ориентированность на конкретное место работы студента и широкая амплитуда проблематики. Вместе с тем автор указывает на не всегда приемлемый уровень изложения материала и критического анализа источников, а также неумение выпускника выявлять разные точки зрения, исследовать их аргументацию. Одним из путей повышения эффективности научного руководства дипломными работами автор считает обращение к синергетическому подходу. Концептуально-методологические принципы синергетической парадигмы, обусловленные способностью различных систем к саморазвитию за счёт использования их внутренних возможностей по нелинейным законам, в педагогике музыкального образования выражаются в многовариантности методов (и/или альтернативности их выбора), актуальных в профессиональном становлении музыканта-педагога. В такой образовательной модели это означает предоставление каждому студенту права индивидуального движения к профессиональному и творческому становлению, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения. Данный подход даёт возможность научному руководителю оценить, спрогнозировать перспективу развития каждого студента, вовремя диагностировать методические и прочие лакуны, отказаться от чрезмерной регламентации учебного процесса в пользу более свободного, индивидуального, творческого содержания, а также максимально точно учитывать профессиональный контекст.
Ключевые слова
В статье рассматривается процесс обучения пению старших дошкольников с позиции регистровой настройки детских голосов. В работе анализируются основные способы регистровых приспособлений (грудной, фальцетный, микст) и их влияние на тембр певческого звука. Излагаются различные мнения, обосновывающие настройку того или иного режима фонации у старших дошкольников в зависимости от манеры пения. Приводятся данные современных компьютерных исследований, которые показывают значение педагогического воздействия на тембр певческого голоса. Отмечается, что неосторожное использование грудного режима фонации может повлиять на здоровье голосового аппарата ребёнка. Несмотря на это, исследование проведённое автором, выявило превалирование данного способа регистровых приспособлений у дошкольников. Обозначены основные причины, побуждающие современных педагогов использовать грудной режим фонации в процессе формирования детских тембров: стремление быстрее вывести голос ребёнка на концертный уровень; скорость формирования мышечных координаций; соответствие звукового диапазона в грудном режиме фонации у старших дошкольников общепринятым возрастным стандартам. Намечены перспективы применения фальцетного режима голосообразования у детей дошкольного возраста на начальном этапе развития певческого голоса. Опираясь на научные исследования, посвящённые настройке голосовых регистров, автор показывает, что наиболее эффективным регистровым режимом фонации является микст, близкий к фальцетному типу. Предлагается алгоритм формирования данного режима голосообразования, основанный на 3-х этапах постановки певческого голоса старших дошкольников в процессе игровой деятельности.