Статья посвящена компаративному анализу американского и отечественного опыта в области поликультурного музыкального образования. Рассматриваются основные вехи его становления в США и в России. Среди специфических черт поликультурного музыкального образования в США выделяются: более чем 70-летний опыт осмысления его концептуальных оснований, педагогического инструментария и внедрения на разных уровнях учебного процесса; междисциплинарность этномузыковедческого подхода; учебно-методическое обеспечение дисциплин; ориентация на полиэтнический состав учащихся и использование его в качестве потенциала для педагогической работы; широкое внедрение компьютерных технологий. Специфика отечественного опыта преподавания традиционной музыки народов мира связана с развитием музыкальной культурологии (с середины 1970-х годов) в рамках консерваторского образования, отличающегося высоким уровнем специальной подготовки. Некоторая изолированность преподавания данного аспекта от других гуманитарных дисциплин со временем постепенно преодолевалась. Это становилось возможным благодаря разработке авторских курсов культурологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической направленности и реализации в них регионально-цивилизационного и аксиологического подходов. Тем самым в центре внимания оказывалось обращение к глубинным смыслам бытия и к ценностным основаниям культур. К актуальным задачам совершенствования поликультурного музыкального образования, стоящим перед музыкантами-педагогами в США и в нашей стране, отнесены следующие: более широкая и многогранная представленность аутентичной музыки в пространстве занятий; методическое обеспечение курсов на уровне начальной, средней и высшей школы; необходимость дальнейшего преодоления европоцентристского подхода в образовании; подготовка и повышение квалификации учителей музыки.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2021. — Выпуск 2
Содержание:
Данная статья представляет результаты проведённого исследования, целью которого было изучение особенностей реагирования музыкантов на психотравмирующие ситуации. Базой исследования стали музыкальные вузы, в экспериментальную группу входили студенты-музыканты исполнительских специальностей. В результате исследования была выявлена чёткая взаимосвязь стресс-факторов, способов реагирования на травмирующие события и профессиональной деятельности музыкантов. В контрольную группу входили студенты технических (инженеры) и экономических специальностей Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета). Анализ полученных данных позволяет сделать вывод: 90 % музыкантов в той или иной степени испытывают влияние стресса, связанного с травматическим событием. У 34 % процентов музыкантов выявлено нарушение адаптации, характеризующееся эмоциональной лабильностью, снижением умственной и физической активности, отсутствием мотивации к профессиональной деятельности и желанием сменить профессию. Результаты, полученные в ходе исследования, говорят о необходимости создания условий для психологического сопровождения профессиональной деятельности музыкантов, а также о целесообразности проведения работы по профилактике профессиональных заболеваний музыкантов.
Ключевые слова
Изучение классических музыкальных произведений - неотъемлемая составляющая учебных дисциплин музыковедческой направленности. В статье поднимается проблема корреляции музыкального произведения как эстетической категории и как предмета изучения в учебных курсах. Музыкальное произведение существует только в процессе звучания, оно длится во времени и может реализовываться во множестве вариантов, ни один из которых нельзя принять как инвариант. Предлагаемая же обучающимся аудио-иллюстрация преподносится обычно как уникальное решение композиторского замысла. В статье рассматривается значение исполнительской интерпретации при изучении музыкальных произведений в музыковедческих курсах и её влияние на восприятие композиторского стиля. Анализируется роль мобильных составляющих музыкального текста, подверженных изменчивости в процессе эволюции исполнительского стиля и определяющих современное восприятие и понимание авторского текста.
Ключевые слова
В статье представлено обоснование актуальной для современного музыкального театра темы, заключающейся в определении основных функций и задач концертмейстера, работающего с действующими оперными артистами и студентами профильных творческих учебных заведений. Обсуждается наличие уникальной дисциплины «Концертмейстерское искусство» в отечественной программе профессиональной подготовки пианистов, отсутствующей в системе европейского музыкального образования. Автор анализирует трудности освоения данной дисциплины: учащиеся, получив практические навыки концертмейстерского искусства и освоив небольшую часть оперного репертуара, зачастую не имеют чёткого представления о том, что необходимо знать и уметь опытному концертмейстеру в рамках творческой практики. Исследуется значение роли пианиста в музыкальном театре и его помощи певцу в подготовке к участию в спектакле. Описывается многоплановость театральной практики в процессе творческого сотрудничества концертмейстера как педагога-репетитора с оперными артистами: от грамотного разучивания нотного текста с вокалистом до помощи ему в создании убедительного образа в исполнении партии-роли на сцене. С опорой на богатый опыт автора показано, что концертмейстер в музыкальном театре сопровождает солиста на всех этапах освоения музыкальной партии и подготовки роли. В статье приводится несколько конкретных примеров ритмических трудностей при исполнении произведения и указываются способы их преодоления солистом и концертмейстером. Демонстрируется необходимость мыслить нестандартно в рамках творческого процесса, вырабатывать индивидуальные методы работы с вокалистами.
Ключевые слова
В статье рассмотрены вопросы применения поликонтекстуального подхода при освоении студентами цикла С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в классе фортепиано. Раскрывается содержание таких важнейших составных элементов данного подхода как собственно музыкальный, литературный, социальный, мировоззренческий, музыкально-пластический и интерпретационный контексты. Показана важность учёта тезауруса студентов при выборе контекстов в ходе работы над образом. Обосновывается вариативность выбора контекстов в работе с российскими и китайскими студентами. В качестве одного из возможных путей постижения музыкального содержания цикла предлагается рассмотрение особенностей его освоения на разных уровнях фортепианной подготовки обучающихся. Специальное внимание уделяется формированию готовности будущих музыкантов-педагогов к трактовке вечной темы Любви сквозь призму диалога культур России и Китая в своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова
В статье кратко представлены содержательные характеристики эвристического подхода к обучению игре на тромбоне в музыкальных школах современного Китая. Художественная идея актуализации данного подхода, по мнению автора, заключается в повышении уровня субъектности учащихся, диверсификации их музыкально-слухового «багажа», необходимости усиления интерпретационно-смысловой составляющей процесса обучения. Объективными предпосылками указанной модели являются индивидуальная форма подготовки в классе тромбона, творческо-исполнительская основа образовательного процесса, а также специфика, связанная с субъективными физиологическими возможностями и самостоятельными действиями обучающегося в процессе освоения инструментально-игровых навыков. Задачами эвристического подхода в обучении начинающего тромбониста можно считать формирование у учащегося собственного личного опыта, связанного с ощущением физиологии своего организма как индивидуального музыкально-исполнительского аппарата, а также конструирование собственных смыслов и целеполагания образовательного процесса. Исходя из этого, эвристический подход в обучении сочетает в себе познавательную и творческую деятельность, а конечной целью является не усвоение конкретных знаний и умений, а творческая самореализация начинающего тромбониста. Актуализация эвристического подхода в классе тромбона базируется на методологических принципах, среди которых принципы личностного целеполагания учащегося, индивидуальной стратегии развития, метапредметного содержания обучения в классе тромбона, продуктивности обучения, контекстуальной ситуативности и образовательной рефлексии. В реальном учебном процессе чаще всего используется комбинация указанных принципов. Их сочетание и контекстуальная корреляция являются прерогативой преподавателя, важнейшими показателями его профессиональной компетентности.
Ключевые слова
Настоящая статья посвящена раскрытию значения церковного пения в контексте комплексного подхода в исследовании деятельности московских духовных школ (семинарии и академии) во второй половине XX столетия по подготовке будущих священнослужителей. Эта тема, несомненно, представляет научный интерес, так как на протяжении многих десятилетий церковное пение в православном учебном заведении находилось на высоком профессиональном уровне. В этом есть определённая загадка и парадокс: высшие школы не являются специализированными музыкальными учреждениями и не готовят специалистов церковно-певческого искусства. Однако в области сольного исполнения (дьяконское искусство), а также хорового (студенческие богослужебные хоры) школы являлись образцом для многих духовных образовательных организаций и церковно-приходских хоров Русской Православной Церкви. Чтобы понять, каким же образом центральному учебному заведению удавалось столь долго сохранять свой высокий церковно-певческий статус, необходимо комплексно подойти к данному вопросу. Для этого в статье последовательно рассматриваются: преподавательский состав дисциплины «Церковное пение», принципы и методы обучения; факультативные музыкальные занятия; организация общего распорядка жизнедеятельности духовных школ и реализация контекстного обучения; общекультурное и общемузыкальное образование учащихся; участие студентов в музыкальнопросветительских мероприятиях. В заключении делается вывод о важности общей духовной атмосферы заведения, особого уклада жизни и деятельности учащихся, педагогической целесообразности реализации руководством комплекса мер, направленных на развитие, обучение и воспитание будущих священнослужителей.
Ключевые слова
В статье раскрывается роль музыкального искусства как сферы самореализации пожилых людей. Автор обращается к проблеме, связанной с тенденцией старения населения планеты, осознанием роли и перспектив пожилых людей в современном мире. Данная проблема рассматривается с позиции старения человека как качественно нового уровня развития личности и его способностей на всех стадиях жизни. На основе анализа представлений о феномене «самореализация» подчёркивается, что она связана с развитием «Я» посредством собственных усилий и сотворчества с другими людьми. Специальное внимание уделяется тому, что самореализация осуществляется человеком в различных сферах, в том числе в музыкальном искусстве. В статье отмечается значимость организованной музыкальной деятельности и её доступность для людей данной возрастной группы, приводятся типы учреждений, в которых осуществляются музыкальные занятия. Обосновывается положение о том, что музыкальное искусство воздействует как на сознание, так и на чувства людей. Участие же пожилого человека в музыкальной деятельности целесообразно рассматривать не столько как вид досуга, сколько как социальную практику, в рамках которой возникает пространство для самореализации личности.
Ключевые слова
Музыкально-художественному образованию и музыкальному творчеству принадлежит важнейшая роль в формировании музыкальной культуры и в гармонизации личностного развития подрастающих поколений. Основная цель авторов - обозначить и рассмотреть проблемы, связанные с приобщением современных детей к музыкальной культуре, хоровому искусству, хоровому исполнительству, выявить особенности функционирования и взаимодействия социокультурных и культурно-образовательных парадигм; обозначить соответствующие современному уровню развития детского хорового творчества парадигмально значимые основания, в соответствии с которыми по-новому интерпретируются цели, подходы и условия, имеющие значение для организации хоровой работы с детьми. В статье приводятся рекомендации, которые, по мнению авторов, могут способствовать формированию положительного отношения детей к хоровому пению, повышению уровня интереса к хоровому искусству, к музыке и к музыкальному искусству в целом, что может благотворно сказаться на развитии хоровой культуры в стране и на решении задачи формирования духовно богатых и гармонично развитых граждан России.
Ключевые слова
В статье рассматриваются противоречия, обусловившие необходимость цифрового обеспечения процесса освоения будущими учителями музыки России музыкальной культуры Китая. В поисках подходов к разработке такого обеспечения авторы приходят к мысли о целесообразности создания электронного образовательного ресурса «Музыкальная культура Китая». Методологической базой при определении его содержания и структуры стали музыковедческий, психологический и педагогический подходы. В своей совокупности они обеспечивают многовекторную характеристику самобытности китайской музыкальной культуры, её национальных особенностей. В содержании разработанного ресурса выделены два уровня: базовый и повышенный. При характеристике каждого из них дано обоснование их блочно-модульного построения и педагогического предназначения всех выделенных структурных компонентов. На базовом уровне студенты знакомятся с преимущественно знаниевой составляющей. Содержание повышенного уровня направлено на расширение осваиваемых знаний и их практическое применение. Тем самым работа с данным электронным образовательным ресурсом способствует повышению готовности будущих учителей к реализации приобретённых знаний и практических умений в своей профессиональной деятельности при ознакомлении учащихся с китайской музыкальной культурой в музыкально-инструментальной, музыкально-пластической и вокально-хоровой деятельности.
Ключевые слова
Стимулом к написанию данной статьи стало убеждение автора в том, что одним из перспективных направлений дальнейшего развития музыкального искусства эстрады является внедрение информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий в процесс подготовки обучающихся в классе эстрадного вокала. Специальное внимание в статье уделяется характеристике конкретной компьютерной программы - звукового редактора Melodyne. Раскрываются технологические показатели и специфика профессионально-педагогического освоения будущими эстрадными певцами указанной программы как электронного образовательного ресурса. Описаны конкретные действия по освоению программы Melodyne в условиях дополнительного образования, в частности, раскрыт механизм диагностирования и корректировки качества исполнения вокальной мелодии, обозначены компенсаторные функции редактирования музыкальных аудиофайлов, перечислены этапы распознавания и редактирования мелодии, намечена очерёдность выполнения операций по обработке вокального материала.
Ключевые слова
Звуковой ландшафт - объёмное понятие, означающее и корпус звуков окружающей среды, востребованный значительным спектром наук, и музыкальные композиции, широко применяемые в творческих практиках современного искусства. В настоящей статье предложена методика освоения звукового ландшафта в проектной деятельности с целью развития у обучающихся творческих способностей на основе акустических, музыкальных, биологических, географических, исторических особенностей окружающей среды и их творческого преобразования с помощью информационно-коммуникационных технологий. Полученный творческий продукт может принимать форму мультимедийного произведения, видеоролика, подкаста для радиопередачи, фона для театральной постановки, звуковой карты своего края, мобильной звуковой прогулки, научного доклада. Трансдисциплинарность проекта по изучению звукового ландшафта предусматривает скоординированное взаимодействие разных педагогических подходов: системно-деятельностного, личностно-ориентированного, интегративного, предметно-пространственного, теории развивающего обучения, системы эстетического воспитания А. В. Бакушинского. Индивидуальная самореализация обучающихся при доминировании личностных приоритетов в выборе тех или иных форм и видов деятельности при работе над проектом повышает эффективность развития их творческих способностей, направляет школьников на созидательное преобразование и уважительное, бережное, ответственное отношение к окружающей среде. Работу над проектом по освоению звукового ландшафта уместно применять во внеурочной деятельности в школе, на занятиях в кружках, секциях, клубах, студиях, объединениях, научных сообществах, детских оздоровительных лагерях, сезонных полевых практиках.