В статье рассматриваются основания для внедрения игровой парадигмы в теорию и практику музыкального обучения и воспитания. Современная социокультурная ситуация, характеризующаяся высокой степенью неопределённости, требует от человека умения быстро ориентироваться в незнакомых условиях, принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Эти способности, так же, как и навыки невербальной коммуникации, стремление к развитию, совершенствованию, и ряд других ценных качеств воспитывает игра. В XX веке было высказано немало ценных идей относительно внутреннего родства культуры, искусства и игровой деятельности. В статье выдвигается гипотеза о том, что освоение музыкального искусства наиболее органично должно происходить именно в игровых формах. На основе культурологического подхода анализируются разработки российских представителей общей педагогики и педагогики музыкального образования, уделяется внимание классификации музыкально-игровых явлений. Игровая сущность самого музыкального искусства раскрывается через призму структурных архетипов в сопоставлении с образными архетипами. Даётся краткий исторический обзор развития игрового начала в народном и профессиональном музыкальном искусстве европейской традиции на протяжении нескольких веков.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2021. — Выпуск 1
Содержание:
В условиях поликультурного общества особую актуальность обретает разработка педагогических методик, способствующих развитию личностных качеств, которые влияют на успешность в межкультурной коммуникации. На основе 14-летнего опыта преподавания курса «Традиционная музыка в культуре народов мира» для студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина осмысляется влияние интонационного запаса личности на межкультурную компетентость как способность эффективно действовать и осуществлять коммуникацию в условиях культурного многообразия. В процессе анализа теоретических источников выявляются взаимосвязи между понятиями «этнослух», «звуковая картина мира», «интонация», «интонационный запас», «межкультурная компетентность». Автор приходит к выводу, что введение в вариативный компонент высшего гуманитарного образования учебного курса, направленного на комплексное, междисциплинарное, деятельностное изучение традиционной музыки народов мира, расширяет интонационный запас студентов, развивая в них различные компоненты межкультурной компетентности (мотивационный, когнитивный, метакогнитивный и поведенческий). Для выхода за рамки авторского курса и применения полученных данных в широкой педагогической практике обозначаются ключевые педагогические принципы изучения традиционной музыки народов мира, подчёркивается необходимость его вариативного наполнения.
Ключевые слова
В статье обсуждается собственный опыт работы авторов над постановкой оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика» в жанре вокально-пластического действа. Главным действующим лицом спектакля выступает «танцующий хор», выражающий пластически музыкальные образы и смыслы. Единство музыки и пластики, пения и движения создаёт особый тип музыкального театра, в котором основой действия оказывается музыкальная драматургия. Фундаментом работы стал метод музыкального движения и вокально-двигательный тренинг. На их базе была проведена подготовка исполнителей, что позволило в дальнейшем органично соединить движение с пением, создать единый поющий и танцующий ансамбль. В статье излагаются основные принципы вокально-двигательного тренинга - авторского метода раскрытия певческого голоса и формирования базовых вокальных навыков через активное движение в ходе групповых занятий. Описываются этапы работы над спектаклем, поиск гармоничного соединения музыкальной, пластической, вокальной и сюжетной линий спектакля. Осуществление замысла спектакля-действа с необходимостью потребовало разработки новаторских приёмов постановки. В статье обосновывается связь предложенного подхода с тенденциями в развитии искусства конца XIX - начала XXI века: идеей синтеза искусств, импровизационностью, интересом к самому процессу творчества и созданию произведения, активной ролью и соавторством всех участников спектакля, включая зрителей, стремлением современного человека к преодолению машино-образности и обретению утраченной целостности.
Ключевые слова
Статья посвящена обсуждению визуального способа изучения музыкальной формы - универсальной графической модели. Данный способ базируется на феномене восприятия и понятии «симультанный образ музыкального произведения». В авторском подходе он воплощён в графической схеме и создаётся для каждого произведения на основе мнемотехники - инструмента развития памяти «окно мнемониста». Для моделирования процесса визуализации симультанного образа использованы схемы житийных икон, в которых средник с клеймами верхнего поля, боковых полей и нижнего поля, по сути, и являются единовременным «свёрнутым» образом жития святого. Уровневая дифференциация графической модели позволяет воспринимать такой симультанный образ как совокупность музыкального содержания и формы - не только «элементарной» музыкальной структуры, состоящей из двух или трёх небольших частей, но и развёрнутых многочастных произведений. Технология создания схемы-образа применима как в начальных классах музыкальной школы, так и в профессиональной деятельности музыкантов - исполнителей, педагогов, композиторов. Обучение восприятию и чтению такого образа с первого класса способствует произвольному усвоению музыкальной формы, а также развитию важной музыкальной способности, которую Н. А. Римский-Корсаков называл «архитектоническим слухом».
Ключевые слова
Статья ориентирована на описание скрытого пласта художественного содержания одного из известных органных шедевров И. С. Баха - Токкаты (с фугой) d-moll BWV 565. В ней применяется метод музыкальнотеоретического анализа, значительно раздвигающий рамки познания художественного содержания органной музыки барокко, связанной с церковными христианскими традициями. Данный метод не только способствует развитию аналитического аппарата музыкально-теоретических дисциплин, но и ориентирован на совершенствование органного исполнительского искусства. Произведение Баха анализируется с позиции музыкальной риторики. В статье описывается развитый фрагмент фуги, в котором посредством обращения к музыкальной риторике раскрывается сюжет из Новозаветных историй «Омовение Христом ног учеников на Тайной вечере» в описании св. Иоанна Богослова. Нотный текст Токкаты (с фугой) d-moll рассматривается с позиции имеющихся в нём графических изображений, числовых символов и музыкально-риторических фигур. Для сравнительного анализа привлекаются другие произведения И. С. Баха.
Ключевые слова
В статье выявляется педагогический потенциал выдающегося произведения французской музыки ХХ века, одной из ключевых театральных композиций в истории детской музыки - оперы-балета Мориса Равеля «Дитя и волшебство». В сочинении раскрыта тема детской агрессии и последствий разрушительной деятельности для внутреннего мира ребёнка. Этот аспект является особенно важным в процессе музыкально-исторической подготовки учителей музыки. Благодаря сказочному сюжету произведение вызывает у детей интерес. Назидательность смягчается занимательностью происходящего на сцене. Красивейшая музыка придаёт сказке дополнительную выразительность и смысловую глубину. По своей сути, данное произведение можно рассматривать как педагогическую концепцию, воплощённую в художественных образах. Показательно, что авторы либретто и музыки оставляют возможности для различных режиссёрских интерпретаций. Этим объясняется многообразие постановочных решений. Некоторые из них содержат дополнительные педагогические смыслы, анализ которых также представлен в статье.
Ключевые слова
В статье освещается многогранная деятельность Веры Николаевны Кудрявцевой-Лемешевой - яркого представителя российской плеяды артистов, творческая активность которых пришлась на период расцвета отечественного вокального искусства. Личность В. Н. Кудрявцевой привлекает к себе внимание, как с точки зрения истории российского вокального исполнительства, так и с точки зрения педагогики музыкального образования. Педагогическая «составляющая» творчества певицы напрямую связана с традициями русской вокальной школы, переданными ей именитыми мастерами прошлого. Интересным для музыкантов-педагогов представляется также собственный многолетний сценический опыт Веры Николаевны и её приближённость к С. Я. Лемешеву, оказавшие решающее влияние на становление духовного облика певицы. Исследование художественных принципов В. Н. Кудрявцевой позволяет сделать вывод о том, что их можно рассматривать, как значимое явление отечественного вокального искусства. Продолжая традиции русской школы пения, она, благодаря своему уникальному опыту, обогатила педагогику музыкального образования авторскими приёмами и подходами и, по сути, создала своё собственное направление работы с женскими голосами. Его значимость подтверждается примером многочисленных учениц певицы, большинство из которых успешно состоялись в профессии. В рассматриваемом контексте педагогическое наследие Веры Николаевны заслуживает не только специального изучения, но и широкого практического применения.
Ключевые слова
Как известно, эстрадный вокал сочетает в себе множество песенных жанров и стилей палитры вокального искусства. В настоящее время он представляет собой синтез различных вокальных направлений, включающих народную музыку, джаз, авторскую песню, рок-композицию, романс, шансон, мюзикл, балладу и др. Некоторые из них, вступив во взаимодействие друг с другом, обрели широкий круг почитателей, став со временем самостоятельными художественными явлениями современной эстрады. К ним можно отнести фолк- или этно-рок. Возникновение синтеза данных жанров в нашей стране обусловлено богатейшим фольклорным наследием России, усилением в наши дни интереса к национальному народно-песенному творчеству и неуклонным ростом числа почитателей рок-культуры. В последние десятилетия преподаватели эстрадно-джазового вокала всё чаще встречаются с тем, что немалое число обучающихся - исполнителей песенного фольклора стремится овладеть базовыми техниками рок-вокала. В то же время феномен этно-рока остаётся явлением, недостаточно изученным в отечественном искусствоведении и педагогике музыкального образования, что создаёт дополнительные препятствия к его освоению студентами средних специальных и высших учебных заведений. С целью повышения методического уровня преподавателей в настоящей статье даётся краткая история особенностей развития рассматриваемого направления в зарубежной и отечественной музыкальной культуре, представлен анализ творческих достижений ведущих коллективов и солистов, работающих в жанре фолк-этно-рока, и намечаются пути решения задач, связанных с овладением педагогами комплексом особых - дифференцированных - методик преподавания, каждая из которых направлена на освоение конкретного стилевого направления.
Ключевые слова
Статья посвящена проблемам методики преподавания классического квинтета духовых инструментов (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот) в нескольких аспектах. Автор анализирует взаимоотношения педагога и участников ансамбля, формирование и роль лидера (концертмейстера) квинтета. Одна из рассматриваемых в статье проблем - общение педагога и студентов в классе камерного ансамбля как творческий процесс, обогащающий обе стороны. Важный раздел предлагаемого текста посвящён некоторым наиболее существенным, типичным проблемам исполнительства в классическом духовом квинтете. Здесь рассматриваются специфические особенности акустического баланса, свойственные работе с классическим квинтетом, работа с различными редакциями раннеромантических произведений, составляющих основу для ансамбля такого типа, возможности самоконтроля музыкантов в процессе репетиций. Также в статье раскрываются принципы самостоятельной работы учеников и особенности выступлений на концертах и экзаменах, способы преодоления волнения и ошибок в процессе выступления. В основе данной публикации - более чем тридцатилетний опыт работы в Московской консерватории и наблюдения коллег - преподавателей камерной музыки в высшей школе.
Ключевые слова
В данной статье духовно-нравственное воспитание детей в российской воскресной школе представлено в историко-культурном контексте. Авторы исходят из того, что главной целью современных воскресных школ России является возрождение малоизученной в современной педагогической науке отечественной традиции миссионерской проповеди Евангелия, определяющей содержание и формы образовательной работы, в том числе связанной с искусством. Подтверждением сказанного явился результат анализа основных исторических этапов становления и развития церковных (церковно-приходских) школ, являющихся прообразом современной российской воскресной школы. История духовно-нравственного формирования личности ребёнка в таких школах свидетельствует о необходимости регулирования содержательных основ учебно-воспитательного процесса, протекающего в пространстве традиций и установок христианского храма, но неизбежно вбирающего в себя проблемы окружающей мирской действительности и культурную её составляющую. Исходя из декларированной в официальных установках Русской православной церкви миссионерской цели современной воскресной школы, авторы предложили культурологический подход к духовно-нравственному воспитанию детей средствами музыкально-театральной деятельности. По своей методологической природе её педагогическая основа интегративна, поскольку вбирает как светские, так и религиозные смыслы. Из арсенала светской педагогики музыкального образования авторы взяли теорию музыкально ориентированной полихудожественной деятельности. Из педагогики религиозного направления почерпнута доминанта содержания учебного процесса православной воскресной школы, связанная с сохранением высокого евангельского смысла духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В статье описан опыт интеграции музыки и театрального искусства с целью решения проблем духовно-нравственного воспитания в учебном процессе современных воскресных школ Рыбинской епархии.
Ключевые слова
В статье представлена характеристика современного состояния и намечаются перспективы дальнейшего развития этнического компонента музыкального образования, направленного на сохранение культурного наследия национальных меньшинств Китайской Народной Республики, в частности в автономном регионе Внутренняя Монголия. На примере деятельности преподавателей и студентов Национальной академии искусств Университета г. Хух-Хото раскрывается возможность значительного расширения музыкально-образовательного пространства этого региона посредством формирования национальной культурно-образовательной среды, включения научно-исследовательского и музыкально-просветительского векторов изучения различных форм и жанров монгольской народной музыки и танца. В качестве первоочередных мер по эффективному использованию ресурсов образовательных учреждений, по мнению автора, перспективным представляется: 1) оптимальное применение в учебном процессе результатов исследований ведущих экспертов и учёных в области монгольской традиционной культуры, 2) расширение жанрово-коммуникативного предметного пространства обучения, 3) создание благоприятных условий для внедрения инновационных методик, 4) контекстное соотношение теоретической информации и практических навыков, 5) поощрение и поддержка студенческих музыкально-фольклорных коллективов, 6) активное продвижение современных мультимедийных платформ для популяризации этнических проектов, 7) повышение мотивации к изучению своего родного языка.