В статье дана предельно лаконичная характеристика деятельности Эдуарда Борисовича Абдуллина как общепризнанного лидера российского музыкально-педагогического сообщества, который главным делом своей жизни считал совершенствование системы общего и музыкально-педагогического образования в России на всех, без исключения, его уровнях. Показано, что путь Эдуарда Борисовича в педагогику музыкального образования был предначертан самой Судьбой. В качестве подтверждения получают раскрытие основные исторические вехи на жизненном пути, которые способствовали его становлению как музыканта, педагога, учёного, основателя научной школы «Методология педагогики музыкального образования». Прослеживается процесс её зарождения, становления, формирования и дальнейшего развития. Подчёркивается, что она отвечает всем критериям, по которым может быть отнесена к подлинно научной школе. Особое внимание уделяется выявлению специфики научной школы Эдуарда Борисовича, которая заключается: а) в единой исследовательской программе совершенствования методологической подготовки музыкантов-педагогов в высших учебных заведениях страны; б) в реализации методологического анализа как научного инструментария исследовательской деятельности музыкантов-педагогов; в) в её трёхвекторной направленности: на выполнение научно-образовательных функций воспитания учёных; на творчески-созидательную деятельность, способствующую развитию отечественной системы общего и музыкально-педагогического образования; на развитие принципиально нового научного направления в педагогике музыкального образования, имеющего не только национальный, но интернациональный характер. Приводятся данные, свидетельствующие о её международном признании.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2020. — Выпуск 3
Содержание:
Научная школа «Методология педагогики музыкального образования» - значительное явление в педагогике музыкального образования. Она родилась в недрах кафедры методологии и методики музыкального образования Московского педагогического государственного университета, возглавляемой талантливым учёным, великолепным педагогом-музыкантом, удивительным человеком, отдавшим всю свою жизнь воспитанию будущих учителей музыки - Эдуардом Борисовичем Абдуллиным. Сегодня последователи этой научной школы работают во многих уголках мира, продолжая идеи, заложенные её основателем. Одной из концептуальных позиций Школы является единство философии, теории, практики в работе педагога-музыканта, отношение к музыке как носителю ценности, важнейшему «инструменту» формирования личности, источнику развития творческого потенциала учащегося. Философский уровень музыкально-педагогического процесса является ключевой составляющей мировоззренческой подготовки будущего педагога-музыканта во всех формах и на всех уровнях обучения в вузе: в лекционной и семинарско-практической работе, в индивидуальном общении учителя и ученика как коллективного субъекта музыкально-творческого процесса, в проектной и другой внеаудиторной работе. Философское осмысление музыки и музыкального образования возможно в трёх аспектах: онтологическом, гносеологическом, аксиологическом - единство этих граней осмысления музыкально-педагогической действительности позволяет подойти к исследованию рассматриваемого феномена с позиции целостного, системного, многоуровневого подхода, который и определяет исследовательскую суть концепции научной школы Э. Б. Абдуллина.
Ключевые слова
В статье представлено осмысление ценностных установок и методологических подходов к построению учебной дисциплины «Музыкально-психологическая антропология», разрабатываемых автором и апробируемых в учебном процессе на факультете музыкального искусства Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Обозначены линии развития в содержании курса идей и устремлений Э. Б. Абдуллина. Показана связь актуальных проблем педагогики и психологии музыкального образования с опытом постановки задач для проектной деятельности магистрантов в курсе Музыкально-психологической антропологии. Представлены некоторые результаты исследований аспирантов, вносящих свой вклад в развитие Музыкально-психологической антропологии как междисциплинарной области и учебной дисциплины в вузе, ориентированной на актуальные проблемы содержания музыкального образования, а также на развитие профессиональной рефлексии педагогов-музыкантов.
Ключевые слова
В статье исследуется специфика профессиональной рефлексии будущего учителя музыки, её личностно-творческий характер, в свете развития идей Э. Б. Абдуллина. Накопление собственного опыта вхождения в мир музыки, в искусство преподавания, его осмысление и анализ позволяют студенту взглянуть на процесс музыкального воспитания глазами учащихся и их родителей, то есть занять рефлексивную позицию педагога-исследователя. Поиск путей и способов решения профессионально значимых задач требует от педагога-музыканта умений рефлексивно мыслить, понимать поступки своих учеников, коллег, проникать в их чувства и мысли. В статье рассматриваются приёмы и методы подготовки будущих бакалавров и магистров музыкального образования к профессиональной рефлексии в процессе обучения в вузе, в период школьной практики, в различных видах самостоятельной, исследовательской работы. Обосновывается значение рефлексии в решении проблемных ситуаций, педагогических задач, в овладении будущим учителем музыки критическим мышлением. Разработаны концептуальные основания развития профессиональной рефлексии будущего педагога-музыканта, выявлены структура рефлексивного анализа и условия эффективности его освоения студентами. Авторами адаптированы специальные рефлексивные методики (художественно-педагогические задачи, поисковые игры, сторителлинг, рефлексивное жизнеописание, музыкальная рефлексия, рефлексивный анализ, интервью, педагогическое эссе, творческое портфолио). В статье анализируются опыт голландских специалистов, авторские методики зарубежных исследователей (ALACT - модель, «Стена», «Стрелки», «Визитная карточка», система рефлексивных вопросов и др.). Адаптированные к использованию студентами на уроках музыки в ходе педагогической практики, они становятся эффективными средствами для проведения самоанализа, самооценки деятельности будущих бакалавров/магистров музыкального образования. На материале автобиографий и интервью великих музыкантов-исполнителей анализируются актуальные проблемы музыкального образования, пути духовно-рефлексивного вхождения в мир искусства и художественного творчества.
Ключевые слова
В статье обозначена роль научной школы Э. Б. Абдуллина в становлении и поэтапном развитии исследовательских позиций автора в области педагогики музыкального образования высшей школы. Первый этап характеризуется изучением проблемы формирования художественной культуры будущих учителей музыки в педагогическом вузе. Исследование, воплотившееся в докторской диссертации, сложилось под влиянием векторов развития музыковедческой и педагогической мысли, в том числе - анализов взаимодействия музыки с другими видами искусств как проявления общих закономерностей художественной деятельности человека, явленных в феномене художественной культуры. Педагогическая интерпретация художественной культуры позволила рассматривать данную категорию: а) как неотъемлемую составляющую содержания музыкально-педагогического образования; б) как профессионально-значимое качество личности учителя музыки. Концепция меняла статус историко-теоретической подготовки будущих педагогов-музыкантов, получившей рабочее название «педагогическое музыкознание». Содержание педагогического музыкознания определялось культурологическим подходом к процессу обучения, сконструированным с целью решения практических задач освоения музыки в синхроническом и диахроническом взаимодействии с другими видами искусств. Второй этап связан с расширением культурологической составляющей профессиональной подготовки музыканта-педагога, становлением культурологического направления, интегрирующего музыкознание, культурологию и собственно педагогику музыкального образования на основе представлений о высших духовных началах музыки как вида искусства. Культурологическое направление позволяет развивать новые научные подходы в содержании магистерских образовательных программ в русле методологической концепции Э. Б. Абдуллина.
Ключевые слова
В статье описывается личное восприятие автором своего Учителя, одного из лучших представителей российской музыкально-педагогической науки Эдуарда Борисовича Абдуллина, как человека, музыканта-педагога, учёного. В ряду личных и профессиональных качеств Э. Б. Абдуллина, обладающего особой «магией личности», отмечаются увлечённость своей профессией, способность «заражать» ею окружающих, высочайший уровень нравственности, созидающий градус «бытия» в музыкально-образовательной среде, умение выводить частные проблемы учебного процесса на принципиально другой уровень - уровень творчества и научного анализа. Свою встречу с Эдуардом Борисовичем автор считает главным жизненным уроком и ответом на вопрос: «Каким должен быть музыкант-педагог?». Одним из сущностных принципов научной школы Э. Б. Абдуллина видится «принцип вопрошания», связанный с вопросами, которые каждый задаёт, прежде всего, самому себе при решении разнообразных проблем, встречающихся в образовательном процессе. В Школе Э. Б. Абдуллина разноуровневые «вопросы-ответы», «вопросы-проблемы», «вопросы-размышления» характеризуют смысловое содержание практически всех компонентов музыкально-педагогической профессии. Такая парадигма согласуется с диалоговым способом обучения в античности - направляющие вопросы, подготовленные Учителем, стимулируют познавательную активность ученика и обязательно приводят к пониманию знания, обусловленного его личностными возможностями. Эта модель максимально актуализирует индивидуальность учащегося, его уникальное творческо-рефлексивное развитие. В разделе «Эволюция исследовательских интересов» кратко очерчена проблематика собственных диссертаций, кандидатской и докторской, выполненных под руководством Э. Б. Абдуллина, современных работ, а также некоторых диссертационных материалов своих учеников, продолжающих традиции научной Школы «Методология педагогики музыкального образования».
Ключевые слова
В статье затрагиваются различные аспекты профессиональной ответственности учителя музыки в школе. На примере научного и педагогического взаимодействия автора с профессором Э. Б. Абдуллиным рассмотрены вопросы преемственности традиций отечественного музыкального образования, эталоны профессиональных компетенций педагога-музыканта, взаимосвязь исследовательской и практической работы в рамках музыкально-педагогической деятельности. В исторической ретроспективе освещены отдельные эпизоды, характеризующие творческий путь Э. Б. Абдуллина в контексте развития системы отечественного музыкального и музыкально-педагогического образования. Рассматривается ситуация, связанная с разработкой концепции преподавания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе, даётся краткий анализ современных проблем государственного регулирования общего образования в целом, и предметной области «Искусство», в частности. На данных примерах поднимаются вопросы взаимной ответственности учителя музыки и педагогического коллектива перед учащимися и обществом. В статье приведены также отдельные данные по результатам научных исследований. Формулируются выводы на основе психолого-педагогического исследования возможностей реализации индивидуального подхода в условиях классно-урочной системы, проведённого в 2003-2006 годах на базе общеобразовательной школы № 1732 г. Москвы с углублённым изучением музыки. Отмечаются проблемы, выявленные в ходе изучения возможностей и форм применения учителями музыки игровых приёмов и методов в образовательном процессе.
Ключевые слова
В данной статье предпринята попытка показать начало творческого пути Эдуарда Борисовича Абдуллина в педагогике музыкального образования, в частности его опыт педагогической деятельности в качестве художественного руководителя и дирижёра хоровой студии «Мелодия» Дворца пионеров г. Подольска Московской области. Уже в те годы, будучи аспирантом Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, молодой педагог добился потрясающих творческих успехов: хоровая студия под его руководством выступала в Большом зале Московской консерватории, Колонном зале Дома Союзов, концертном зале имени П. И. Чайковского, в Кремлёвском дворце съездов; гастролировала в городах СССР и странах Европы. По первой программе телевидения были показаны две часовые телепередачи, а студией Государственного дома радиовещания и звукозаписи были выпущены учебные пластинки. Но все творческие достижения Эдуарда Борисовича не шли ни в какое сравнение с той безграничной любовью и преданностью, которую дарили ему его ученики: на протяжении почти полувека продолжались встречи «Мелодии» со своим лидером, и все участники хора стремились попасть на них, чтобы вновь встретиться со своим Учителем. Особое внимание уделено в статье значению фундаментальных трудов Эдуарда Борисовича Абдуллина, которые стали основой для педагогической интерпретации автором в своей исследовательской деятельности концептуальных положений методологии педагогики музыкального образования. Охарактеризовано последовательное расширение проблемного поля проведённых музыкально-педагогических исследований: от теоретического обоснования модели освоения детьми среднерусской народно-песенной традиции до рождения нового направления исследовательских поисков, связанного с применением различных вокальных техник на стыке разных жанров.
Ключевые слова
В статье представлено теоретическое обоснование народнопевческих технологий новгородских самобытных певцов (аутентичных исполнителей) в качестве основополагающих к разработанным авторским методикам - интонационно-формульной, вокально-фонационной, многоголосно-видовой, локально-стилевой. Выявленные особенности аутентичного интонационно-формульного воспитания и составленный по результатам проведённого исследования попевочный фонд детского песенного фольклора стали «ключевыми» и сквозными механизмами в авторской методике формирования и развития навыков устойчивого певческого интонирования с каждым участником образовательного процесса, направленного на сохранение и дальнейшее развитие традиций новгородского народно-песенного творчества. На основе исследования общестилевой певческой специфики, вокально-фонационной и многоголосной фактуры ансамблевого пения новгородских аутентичных певцов разработана локально-стилевая певческая классификация, составляющими которой, по терминологии автора статьи, являются новгородские народно-певческие стили: древнеславянский, древнерусский, партесный и четыре смешанных народно-певческих стиля. Дифференцирующим механизмом классификации является потенциал применяемых видов народной вокальной фонации, многоголосия в ансамблевой фактуре пения и тип певческой артикуляции. На этом локально-стилевом фундаменте был сформирован автором новгородский смешанный народно-певческий стиль, сочетающий локально-стилевые народно-певческие технологии новгородских аутентичных исполнителей и академической школы русского народного пения. Данный стиль применяется в пении преподавателей и учащихся Новгородской детской музыкальной школы русского фольклора. Претворение в педагогической практике разработанных автором технологий способствует достижению детьми высокого уровня певческой подготовки и становления их в статусе этноисполнителя - будущего этнофора и носителя русских локальных/региональных народно-песенных традиций.