Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2020. — Выпуск 2
Содержание:
Постмодернистская методология, повлиявшая на развитие гуманитарных наук XXI века, приучает исследователей свободно использовать любые понятия и определения вне изначального смыслового контекста. Автор статьи, оппонируя подобной практике, защищает традиционные методологические устои отечественной педагогики музыкального образования, обозначив проблему многозначности и противоречивости понимания категории духовности в современных музыкально-педагогических исследованиях. Выявление изначальных смыслов и уточнение категориальной специфики духовности невозможно вне богословских источников, запечатлевших «механизмы» многовекового опыта духовного познания мира и человека. Признавая духовность как высшую реальность человеческого бытия, высказывается предположение, что в педагогике музыкального образования данная категория является основанием для диалога научного и религиозного знания. Научная трактовка категории духовности в музыкальном искусстве и образовании невозможна вне правильного «перевода» богословских педагогических установок на язык музыки и музыкального творчества. Историко-культурологический анализ духовности как «сверхпонятия» бытия музыки раскрывается через воплощение «надреальных» религиозных смыслов в реальных звуковых «аналогах». Обращение к русскому музыкальному наследию позволило выделить значимые тенденции соотношения «духовного» и «художественного». Первая тенденция - доминирование духовности в храмовой музыке. Она подтверждена рождением художественного канона православного храмового пения, подчёркивающего смысловую глубину и благодать текстов молитв. В статье выделены нормы воплощения духовности в музыке, рождённые в недрах теории её «богодухновенного» происхождения, а также временная цикличность возрождения духовной доминанты в явлении «Православного музыкального ренессанса». Другая тенденция связана с освоением духовности в светских музыкальных жанрах. В статье отмечена неоднозначность соприкосновения «духовного» и «художественного» в светской музыке, смысловое многообразие в претворении духовности русскими композиторами от евангельского её понимания до мистических «авторских» трактовок. Преобразование в общественном сознании России содержательных составляющих духовности в нравственность и их дальнейшее взаимодействие способствовали становлению ныне распространённых, но явно недостаточно исследованных понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственная культура». В содержании современного музыкально-педагогического образования в большей мере учитывается нравственная составляющая вне её духовного контекста. Всё сказанное свидетельствует о необходимости разработки новой программы педагогической магистратуры, учитывающей следующие взаимосвязанные факторы: многовековой опыт воплощения духовности в музыкальном искусстве, светский характер подготовки будущих учителей музыки.
Ключевые слова
Статья написана по результатам теоретического исследования Бориса Дмитриевича Критского, моего отца, который предложил ввести в сферы музыкознания, педагогики музыкального образования и исполнительского искусства научные термины «музыкальная фоника», «фоническая форма». По его мнению, «музыкальную фонику» следует рассматривать как область научно-методического исследования звукового (инструментального, вокально-хорового) оформления процесса исполняемой музыки. Звуковое воплощение музыкального текста как относительно самостоятельное явление в широком толковании и представляет собой фоническую форму. Вокальное оформление хорового звучания - необходимый структурный компонент исполнительской деятельности. С позиций интонационной теории музыки хоровая звучность - певческая, вокально-хоровая материализация партитуры - представляет собой специальным образом интерпретируемый текст. Качество звучания рассматривается как проблема вокально-хорового исполнительства. Высказывается убеждение о необходимости постижения будущими педагогами-музыкантами способов конструирования звуковой материи музыки. Эти способы преобразуют музыкальный текст в соответствии с формой, логикой развёртывания образно-художественного смысла произведения и направлены на воспитание культуры звука у хорового коллектива. Работа над созданием фонической формы предполагает установление интонационных связей между разучиваемым сочинением и способами его освоения. Ведущую роль в её кристаллизации играет содержательный план музыки, что позволяет говорить о ней как исторической категории, определяемой жанрово-стилистическими особенностями исполняемых произведений. Выстроенная по законам красоты и при этом отражающая дух своего времени, эпоху, в которой творит исполнитель, она раскрывает те изменения, которые характеризуют культуру вокально-хорового исполнительства. Сочинение, включённое в контекст широких культурно-жизненных отношений, насыщается новым смыслом. В качестве примера рассматривается фоническая форма в православном богослужебном пении.
Ключевые слова
Межличностные взаимодействия людей в социуме не только регулируют процессы общения, но и оказывают значительное влияние на формирование личностных качеств человека. Именно по этой причине проблемы, связанные с межличностным взаимодействием, не теряют своей актуальности, а процесс его формирования в различных аспектах исследуется учёными и практиками в области психологии и педагогики. Первые активные и осознанные умения в этой сфере начинают формироваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, что обусловлено гибкостью восприятия, исключительной сензитивностью к эмоциональному контексту и художественному творчеству. Однако и учащиеся более старшего возраста на новом уровне развития своих аффективно-когнитивных функций также сталкиваются с трудностями межличностной коммуникации. Процесс развития и переструктурирования межличностных взаимодействий продолжается всю жизнь, но как особо подчёркивается в статье, они по-новому актуализируются в рамках вузовского обучения, в том числе при подготовке будущих молодых педагогов к организации общения школьников. Автором рассмотрены возможности и функции музыкально-театральной деятельности обучающихся на разных уровнях образования как вклад в формирование умений межличностного взаимодействия, раскрыты психологические механизмы их реализации в учебном музыкальном театре. Представлен обзор современных исследований, направленных на изучение воспитательного и развивающего потенциала музыкально-театральной деятельности детей, поднимаются дискуссионные вопросы по организации межличностного взаимодействия в условиях вызовов цифровой эпохи, побуждающих к поиску новых форм как в музыкальном образовании в целом, так и в музыкально-театральной деятельности обучающихся.
Ключевые слова
В статье рассматривается процесс становления методической системы преподавания классической гармонии в Китайской Народной Республике. Его анализ позволяет понять особенности и проблемы преподавания данного раздела соответствующей учебной дисциплины, сложившиеся в национальной системе музыкального и музыкально-педагогического образования. Внутреннюю логику этого процесса определяют следующие параметры: характер соотнесения зарубежного опыта с национальной спецификой и наличие (или возможность) других модулей в структуре учебного курса. На этой основе выявлено и проанализировано семь периодов истории преподавания классической гармонии в музыкальном образовании Китая: 1842-1911 (формирование предпосылок); 1912-1926 (накопление первичного эмпирического опыта); 1927-1951 (методическая модель Шанхайской консерватории); 1952-1965 (внедрение советской педагогической парадигмы); 1966-1976 (вытеснение из культурного пространства иностранных художественных влияний и ценностей); 1977-1997 (восстановление советской методической модели на фоне утверждения в художественной практике современных форм «западной» музыки и национального стиля на основе пентатоники); 1998 - по настоящее время (реформирование системы преподавания гармонии).
Ключевые слова
Предлагаемая статья посвящена совершенствованию учебного процесса в классе духовых инструментов, сориентированного на постановку исполнительского аппарата у начинающих музыкантов-духовиков. Представлена научно-обоснованная автором технология обучения начинающих исполнителей на духовых инструментах (трубе, тромбоне, валторне, тубе) качественному профессионально грамотному звукоизвлечению. В её основу автором положен фонетический подход, предполагающий сознательную перестройку артикуляционного аппарата посредством изменения формы полости рта, соответственно мысленно произносимым фонемам, и моделирования при этом положения гортани. В статье даётся характеристика содержания и организации занятий, направленных на поэтапное овладение обучающимися исполнительским аппаратом, начиная со специально составленных упражнений, с последующим переходом к разучиванию инструктивного материала (более сложных упражнений, гамм, этюдов) и пьес из репертуарных сборников и далее - к ансамблевому исполнительству. В результате проведённой опытно-экспериментальной работы смоделирован эффективный алгоритм педагогических действий, доказаны правомерность и педагогическая целесообразность применения фонетического подхода в подготовке будущих музыкантов-духовиков.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу теории и практики исполнительства на акустической гитаре в технике фингерстайл - игры, осуществляемой путём одновременного ведения нескольких партий (соло, ритм и бас). Данный стиль, превращая гитару в своеобразный «оркестр в миниатюре», существенно расширяет диапазон выразительных возможностей музыканта-гитариста, позволяя ему максимально полно раскрыть содержание исполняемых произведений. Наряду с рассмотрением предпосылок появления акустической гитары как музыкального инструмента и показом её эволюции в процессе развития, авторами приводится краткая историческая справка об истоках и причинах возникновения фингерстайла, особенностях звучания и приёмов звукоизвлечения, деятельности его разработчиков и популяризаторов, о содержании самоучителей для фингерстайл-гитариста. Особое внимание уделено характеристике оригинальных авторских приёмов исполнения в данном стиле. В их числе комплексный приём из щипка и слэпа и «фантомный медиатор» для большого пальца (без применения «когтя»). Обосновывается необходимость их применения, подробно описываются способы звукоизвлечения и достигаемые ими результаты исполнения. Приводится описание возможностей использования электрического звукоусиления в технике фингерстайла на акустической гитаре, анализируются достоинства и недостатки применения различных типов звукоусилительной аппаратуры в условиях концертного выступления. Авторами подчёрки вается, что подключение указанных устройств создаёт ряд дополнительных возможностей для обогащения звука, позволяя повысить художественный уровень интерпретации. Делается вывод о перспективах развития данного стиля. Даются рекомендации по решению конкретных технологических задач для гитаристов, использующих фингерстайл в концертной практике, как со звукоусилительной аппаратурой, так и без неё.
Ключевые слова
В статье представлено теоретическое обоснование педагогической целесообразности осуществления индивидуально-личностного подхода к учащимся на начальном этапе обучения хоровому пению; раскрывается его сущность, педагогический потенциал, особенности применения на уроках музыки. Дана характеристика трёх основных педагогических условий необходимых для его реализации: 1) знание учителем особенностей певческих голосов детей, качества их интонирования, которые предстоит учитывать при предъявлении классу тех или иных разноуровневых по своей сложности вокальных заданий; 2) владение учителем различными способами хоровой аранжировки и обработки песенного материала, который предполагается разучивать, с ориентацией на конкретный состав классного хора; 3) направленность учебного процесса на формирование положительного эмоционально-ценностного отношения каждого ребёнка к своему голосу, представлений о его выразительных возможностях. Особое внимание уделяется характеристике педагогического инструментария, которым может руководствоваться учитель музыки - хормейстер при осуществлении индивидуально-личностного подхода к юным певцам, которые только приступают к овладению азами хорового пения.
Ключевые слова
Одно из перспективных направлений развития и совершенствования музыкального искусства эстрады - широкое внедрение информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий в практику обучения эстрадному пению. Оптимальным «педагогическим инструментарием» в этом процессе может стать применение специализированных электронных образовательных ресурсов - программ, призванных оптимизировать работу с голосом, повысить эффективность обучения эстрадного певца. Особое внимание в статье уделяется классификации такого рода образовательных ресурсов, которая предполагает деление на классы (образовательные - демонстрационные, обучающие, справочные); типы (презентативные, креативные, тренинговые, текстовые, гипертекстовые) и виды (учебные пособия, презентация, синтезатор, тренажёр, модуль проверки знаний, электронная библиотека и т. п.). В целевом отношении, согласно авторской концепции, применение специально отобранных и компилированных электронных образовательных ресурсов направлено на становление готовности обучающихся эстрадному вокалу к самостоятельной исполнительской деятельности, как соло, так и в ансамбле; на расширение их профессионально ориентированных интересов в области компьютерных технологий и формирование способности применять такого рода инструментарий для самосовершенствования своей практической подготовки к эстрадному пению. Предложенная в статье систематизация функций, выполняемых в учебном процессе электронными образовательными ресурсами, поможет ориентироваться преподавателям и обучающимся эстрадному вокалу в их педагогическом потенциале.