В статье поднимается проблема поиска новых путей развития музыкально-педагогического направления в современных условиях реформирования высшего образования. На основании собственного опыта работы и мнений авторитетных исследователей автор делает вывод о его кризисном состоянии. Последовательные изменения в высшем образовании на фоне информатизации и всемирной глобализации мирового пространства можно расценивать как ряд формальных процедур, регулирующих отношения участников образовательного процесса, то есть как процесс формализации. Автором рассматривается концепт «формализация», показываются варианты его использования в современной науке и практике, особое внимание уделяется вопросам формализации в области гуманитарного знания. Формализация как способ познания окружающей действительности и как один из механизмов восприятия и архивации социальной информации существовала всегда. Один из ярких тому примеров - возникновение и развитие искусства музыки. Особое место формализация занимает в культуре современного общества, так как служит механизмом ограничения высокого информационного давления. Наблюдаемые сегодня в социуме всеобщая компьютеризация, а также тенденция к созданию алгоритмов и технологий во всех областях знания неизбежно оказывают влияние на систему организации процесса обучения в учреждениях высшего образования. Как следствие - появление отдельных формализованных педагогических систем, например, балльно-рейтинговой системы оценивания результатов подготовки студентов. Музыкально-педагогическому направлению, отличающемуся от всех других направлений высшего образования, прежде всего, своей ориентацией на музыкальное искусство, труднее всего даётся следование новым тенденциям. Однако, по мнению автора, именно понимание происходящего, а также взгляд на формализацию с позиции созидания помогут найти новые возможности для развития музыкально-педагогического образования.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2020. — Выпуск 1
Содержание:
Статья раскрывает психологические аспекты восприятия музыки и взаимодействия с нею человека при использовании музыкально-компьютерных технологий. Вскрывая противоречия, характерные для образовательной области «Искусство: Музыка», авторы предлагают и используют в своём исследовании междисциплинарный (психология, нейрофизиология, информатика и информационно-коммуникационные технологии, педагогика музыкального образования) подход в целостном рассмотрении феномена музыки в связи с явлениями и процессами её восприятия, (вос)создания, трансляции. Основная проблема обозначается как необходимость выявления и учёта психофизиологических факторов, влияющих на человека при его взаимодействии с музыкой. Поставленная цель - изучение эффекта конвергентности каналов воздействия в процессе применения музыкально-компьютерных технологий, проявляемого через феномен полимодальности восприятия художественного образа. Цель достижима с применением анализа существующих трактовок полимодальности восприятия, а также - коннотаций и классификаций синестезий в процессе восприятия, в том числе - на примерах технологического и культурологического проявления полимодального характера восприятия искусства (синкретизм, ассоциативность как метод трактовки художественного образа). Выносятся на обсуждение выводы о дальнейших перспективах изучения и развития полимодальности восприятия и репрезентации художественного образа музыкального произведения как одной из основных отличительных черт актуализировавшегося в музыкально-компьютерных технологиях эффекта конвергентности, а также - выводы о необходимости изучения эффекта виртуализации, использования потенциала данных технологий и полимодальной природы человеческого восприятия для развития целостного понимания произведений искусства.
Ключевые слова
В статье рассматривается актуальная проблема психофизической саморегуляции музыканта в современном мире. Возрастание «градуса экстрима» в профессии музыканта выдвигает повышенные требования к его здоровью и психофизической стабильности, что сопоставимо с требованиями, существующими в спортивных единоборствах и боевых искусствах. Ответом на эти вызовы является «телесно-ориентированная» система психофизической саморегуляции на базе воинской йоги, адаптированная для музыкантов. Она разрабатывается в Проблемной лаборатории Московской консерватории автором, имеющим профессиональное образование и подготовку в области музыки, спорта и боевых искусств. Суть подхода раскрывается в разделах статьи, где рассматриваются йогические истоки современных телесно-ориентированных систем, феномен и ресурсы воинской йоги, даются концептуальные ориентиры, обеспечивающие «навигацию» в содержании адаптированных «воинских» методик и практик психофизической саморегуляции. Последние конкретизируются благодаря ссылкам на публикации автора и иные источники. В заключении затронуто проведение пилотных мастер-классов по адаптированным комплексам воинской йоги в регионах России. Оно показывает востребованность подобных практик психофизической саморегуляции в музыкально-педагогическом сообществе, что открывает перспективы их использования в целевых консультативных программах для педагогов и студентов.
Ключевые слова
Музыкальный темп - один из важнейших элементов музыкального языка, выразительное значение которого определяется как замыслом композитора, так и интерпретацией исполнителя. Неоднозначность авторских темповых обозначений, лёгкость восприятия темповых изменений слушателями объясняют широкое использование вариативности темповых трактовок для реализации индивидуальных исполнительских концепций. В статье раскрыта роль темпа в формировании представлений о композиторских стилях у слушателей разных эпох, в обновлении сложившихся исполнительских стереотипов, выявлена взаимосвязь между исторической жизнью произведения и допустимостью его различных темповых воплощений. На конкретных примерах в аспекте проблемы выбора аудиоматериалов для учебных курсов музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин показаны выразительные возможности музыкального темпа, его роль в передаче жанра, стиля, образа музыкальных произведений с позиции соответствия исполнительских темповых решений композиторскому замыслу и художественной целесообразности. Обоснована возможность включения сравнительной характеристики интерпретаций в изучение музыкально-теоретических дисциплин для раскрытия многообразия содержания музыки.
Ключевые слова
Статья посвящена осмыслению роли рефлексии в многогранной деятельности Николая Карловича Метнера - замечательного композитора, выдающегося пианиста XX столетия, оригинально мыслящего философа. Представлен анализ взаимосвязи творческой рефлексии, отражённой в его литературном наследии, с авторскими исполнительскими интерпретациями. Выявлено органичное единство в творческом процессе Мастера композиторского мышления и стиля исполнения. Рассмотрены такие аспекты, как отражение в исполнительстве Метнера основных композиторских установок и особенностей процесса сочинения; взаимосвязь исполнительского стиля и эстетических позиций музыканта в вопросах фортепианного искусства. По мнению автора статьи, рефлексия как важнейшая особенность творческого сознания Н. К. Метнера, входит в сам процесс сочинения и исполнения музыки - «диалог с самим собой» является частью художественного образа создаваемых им произведений и составляет квинтэссенцию его интерпретаторских намерений. Целостное осмысление искусства интерпретации и рефлексии Метнера-композитора и пианиста может дать ключ к пониманию характерных особенностей его уникальной манеры исполнения, позволит ощутить в ней продолжение творческого процесса сочинения музыки. Делается вывод о том, что изучение рефлексивных процессов Н. К. Метнера, нашедших отражение в его философских и методических работах, помогает современным педагогам реализовать важнейшие профессиональные задачи: научить молодых музыкантов критически мыслить, ставить перед собой сущностные вопросы, находить собственные стратегии освоения художественного содержания изучаемых произведений, детально анализировать собственный исполнительский опыт.
Ключевые слова
В статье дана характеристика особенностей влияния иностранных пианистических традиций на становление фортепианной школы Китайской Народной Республики с целью осмысления возможных способов интеграции заимствованного зарубежного опыта и китайской национальной самобытности. На основе анализа представленных в научных исследованиях многочисленных периодизаций развития китайской фортепианной культуры, международное влияние рассматривается в рамках трёх периодов: 1) первая половина XX века; 2) с 1950 года по 1978 год; 3) с 1978 года по настоящее время. Делается вывод о положительном усвоении иностранного опыта для формирования базовых характеристик современной китайской фортепианной школы: основательной технической подготовленности молодых пианистов, аналитического подхода к работе над музыкальными произведениями, научнотеоретической основы преподавания, глубокого изучения выдающихся примеров мирового пианистического мастерства. Отмечается необходимость дальнейшего совершенствования теоретико-методологических подходов усвоения инонациональных профессиональных достижений в рамках развития китайского фортепианного образования, что позволит придать системный характер многообразию иностранных влияний и полноценно интегрировать полученный опыт в современную педагогическую практику КНР
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема устранения одного из часто встречающихся в пении обучающихся недостатка - наличия в звучании тремоляции. Отмечается, что внимание к данной проблеме прослеживается в трудах как российских, так и китайских учёных. При этом одним из путей её решения является выработка у будущих певцов правильного певческого дыхания посредством введения в содержание обучения вокальных упражнений, которые направлены на сознательное управление певческим аппаратом при вдохе и выдохе. На основе анализа воззрений исследователей на дыхание как основу певческого интонирования и приводимых ими методических рекомендаций обращается внимание на то, что в трудах китайских учёных и педагоговпрактиков основной акцент делается на использовании специальных упражнений, в которых главным является выработка правильной опоры на дыхание. В упражнениях, рекомендуемых российскими музыкантами-педагогами, наряду с технологической составляющей, в центре внимания обучающихся находятся и особенности осуществления вдоха и выдоха в зависимости от исполняемого музыкального материала. Одним из направлений вокальной работы для устранения тремоляции и даже возможности её появления, может стать овладение певцами правильными приёмами дыхания в процессе исполнения произведений, предполагающих разные способы звуковедения.
Ключевые слова
Статья посвящена истории рода и прозвания русских дворян Рахманиновых, к которому принадлежал великий русский композитор С. В. Рахманинов. Анализ общепринятой в ХХ веке концепции о родстве Рахманиновых с молдавским господарем Стефаном III не подтвердил её: даты исторических событий, собственно события, родственные отношения между историческими персонажами, мотивация их действий не соответствуют документально зафиксированным фактам в русской и молдавской историографии. Книга, из которой в ХХ веке почерпнуты сведения, написана не И. И. Рахманиновым, как это значится в общепринятой концепции, а Н. П. Василенко. Родословное древо Рахманиновых, составленное в ХIХ веке и представленное Тамбовскому дворянскому собранию, указало на происхождение рода от молдавских «владетелей» (дворян) середины ХV века. Прозвище «Рахманинов» род получил в России от русского населения. Слово «рахман», лёгшее в основу прозвища, принадлежит санскриту, древнему литературному языку народа хинду (стало употребляться с XVIII века до н. э.) и означает «жрец верховного бога Брахмы». Слово пришло в русский язык в ХI веке н. э. в форме «рахмане» со значением «жители недоступного людям неведомого острова» или «преддверия Эдема». Словом «рахмане» русские прозвали не одного человека, но весь молдавский род Богдана-Степана-Ивана-Василия, видимо, за его необыкновенные нравственные качества.
Ключевые слова
В статье представлены результаты исследования некоторых сторон процесса становления образовательной деятельности негосударственного учебного заведения, созданного Московским отделением Русского музыкального общества, - Московской консерватории (1866). Организация её учебного процесса основывалась на Уставе Русского музыкального общества 1859 года и Уставе его первого учебного заведения - Музыкального училища (консерватории), открытого в СанктПетербурге в 1862 году. Однако при наличии общей для обеих консерваторий концепции образования в её реализации имелись различия, в частности, касающиеся формирования учебного плана. В Московской консерватории становление общего курса обучения шло более медленно и постепенно, чем в Петербургской, кроме того, в Московской консерватории изначально существовал предмет, который не преподавался в столичном заведении. Это «История церковного пения» - единственная дисциплина, рассматривающая с научной точки зрения историю отечественной духовной музыки. В связи с данным курсом в статье затрагивается тема взаимодействия Московской консерватории с Синодальным училищем церковного пения. Освещение также получает вопрос реализации учебного плана: раскрываются особенности его прохождения, состоявшие в допущении свободного порядка в изучении и сдаче экзаменов по музыкальным и немузыкальным дисциплинам. Выявлено, что подобная практика была эффективным способом решения задачи подготовки профессиональных музыкантов из разновозрастного контингента учащихся, имевших различные способности к музыке. Статья демонстрирует первый опыт обращения к данной проблематике в аспекте формирования учебной работы Московской консерватории Русского музыкального общества.
Ключевые слова
В статье прослеживается сложный и тернистый путь двух выдающихся представителей российской музыкальной культуры XIX века - В. В. Стасова и А. Н. Серова - к пониманию музыкального просвещения как необходимого условия развития отечественного музыкального искусства и воспитания музыкального вкуса у широких народных масс. Даётся характеристика уникальной музыкальной среды в Императорском училище правоведения, способствующей раскрытию музыкальных способностей воспитанников и стимулирующей их потребности в общении с музыкой. Особое внимание уделяется воспоминаниям Владимира Васильевича Стасова и Александра Николаевича Серова, их переписке с современниками как историческим документам, свидетельствующим о качественных преобразованиях в их отношениях после завершения совместного обучения в стенах Училища правоведения. Подчёркивается ценность их вклада в развитие отечественной музыкальной критики и национального музыкального образования. Выявлены и охарактеризованы основные вехи в изменении взаимоотношений А. Н. Серова и В. В. Стасова на сложном для них творческом восхождении к служению искусству.
Ключевые слова
В статье представлен опыт создания и апробации дистанционного курса, направленного на формирование информационно-библиотечной грамотности будущих музыкантов-педагогов в процессе вузовской подготовки. Обозначены противоречия между запросами современного информационного общества и содержанием образовательных программ в высших учебных заведениях музыкально-педагогического профиля, в которые в настоящее время не включены курсы по формированию информационно-библиотечной грамотности обучающихся. Рассматриваются возможные варианты разрешения данной проблемы: проведение во внеучебное время мастер-классов для первокурсников по знакомству с библиотекой как структурным подразделением вуза; подготовка виртуальных обзоров литературы с информированием о доступе к новым коллекциям по музыкальному искусству и музыкальному образованию в электронных библиотечных системах; создание дистанционного курса в электронно-информационной среде вуза для самообразования студентов-первокурсников. Приводятся результаты внедрения разработанной системы в содержание вузовской подготовки музыкантов-педагогов на музыкальном факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.