Статья посвящена смысловым сторонам музыки и музыкального произведения. На основе анализа теоретического и практического опыта, накопленного в музыкознании, психологии, педагогике в исследовании смысла музыки, намечены способы ориентации музыкального обучения и воспитания в общем образовании на формирование и развитие смыслового отношения к музыке. Высказаны положения о том, что музыка как вид искусства включает все его смыслы, свойства и функции, имеет эмоциональное содержание, выражающее смысл действий, отношений, переживаний людей, а взаимодействие с музыкой всегда включает социальное содержание: ценности, мнения, общепринятые значения компонентов музыкального «языка», что позволяет вносить в неё различные смыслы. Предложены такие способы формирования и развития смыслового отношения к музыке, как: организация на уроках музыки ситуаций смысловой встречи с произведением; обсуждение смысловых сторон отдельных произведений, творчества композиторов и исполнителей; дискуссии о художественной ценности жанров, творчества исполнителей, музыкальных инструментов; обсуждение своих музыкальных интересов, вкусов, переживаний. Автор подчёркивает, что смысловая сторона музыки раскрывается через взаимопереходы «чувственности - текста - смысла» при взаимодействии человека с музыкальным произведением и включена в процесс развития его духовного мира, а обращение к её смыслам возможно только при «строительстве» собственных смыслов создателями, исполнителями, слушателями.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2019. — Выпуск 4
Содержание:
Статья посвящена актуальной теме взаимосвязи стилей родительского воспитания и предпосылок появления у студентов музыкальных учебных заведений профессиональных и личностных трудностей. Изучение их причин, последствий, а также возможностей профилактики относится к неизменно актуальным вопросам психологии музыкального образования. Широкая общественная дискуссия о допустимости авторитарности и проявлений насилия в отечественной педагогике музыкального образования отражает важность и глубину проблемы выбора оптимального стиля воспитания, что подтверждается результатами психологических исследований последних лет. Анализ имеющихся экспериментальных данных позволяет говорить о неоднозначном влиянии стилей родительского воспитания на эмоциональное благополучие и профессиональную успешность юных музыкантов. В статье приводятся обобщённые теоретические взгляды на природу иррациональных установок будущих музыкантов, раскрываются истоки возникновения невротического перфекционизма, рассматриваются особенности формирования личности при различных стилях семейного воспитания. Результаты эмпирического исследования стилей родительского воспитания и их связи со сценической тревожностью у студентов Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и факультета Мировой музыкальной культуры Академии имени Маймонида, проведённого в 2019 году, позволяют говорить о наличии взаимосвязи между родительской авторитарностью и уровнем сценического стресса.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме освоения студентами Китайской Народной Республики классической гармонии как базового раздела важнейшей музыкально-теоретической дисциплины. В ней выявляются причины затруднений, возникающих в этом процессе. Они обусловлены особенностями трактовки категории «гармония» в китайском музыковедении. В силу цивилизационных особенностей, отражённых в языке и культурных традициях Китая, эстетический смысл данного понятия рассматривается в отрыве от технологического и учебно-академического, которые имеют приоритетное значение. В цивилизационном аспекте классическая гармония есть порождение европейского мировоззрения и неотделима от профессионального композиторского творчества европейской традиции («опус-музыки»). Культурно-типологические особенности последней далеки от традиционной музыкальной культуры Китая, а во многом даже противопоставлены ей. Приоритет индивидуального начала, высокий уровень творческой свободы в сочетании с персональной ответственностью за результат, связь с институтом христианской церкви мало понятны китайским обучающимся. Затруднения в освоении студентами КНР классической гармонии вызваны не только спецификой ладов тонального типа, европейскими формами многоголосия и аккордовым мышлением, но и неразрывно связанными с ними трёхмерностью художественного пространства и особой функцией мелодии в художественном целом. В интонационном аспекте классическая гармония для студентов КНР является элементом содержания музыкального образования, не связанным непосредственно ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим родной национальной культуры. Изучение классической гармонии необходимо студентам Китайской Народной Республики для понимания западной музыкальной традиции как проявления иного этнотипа интонирования в контексте самореализации населяющих великую страну народов в современном мировом культурном пространстве эпохи глобализации.
Ключевые слова
В статье представлен анализ одного из интереснейших оркестровых сочинений Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру». Композитор создал свой опус таким образом, что это позволяет его рассматривать и в художественном, и в педагогическом аспектах. Проблематика вариационного цикла как динамично развивающегося потока разноплановых образов определяется интонационными сегментами, исходящих из темы, заимствованной у Г. Пёрселла, в которых глубоко переосмысливается первоначальная идея мастера XVII века. Педагогическая задача связана с демонстрацией тембров всех инструментов в сольном, ансамблевом, оркестровом звучаниях, выражающих разные смысловые грани исходной темы, превращённой в процессе развития в собственный антипод. Б. Бриттен находит органичное решение поставленных проблем. В статье намечаются также варианты использования данного сочинения на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования при изучении инструментов симфонического оркестра. Для этого привлекаются сравнительные характеристики исполнения «Путеводителя» крупными дирижёрами разных поколений, в том числе рассматривается интерпретация сочинения автором музыки, которая может быть оценена как эталонная. В статье даётся характеристика фильма, для которого написана музыка, современных аудио-и видеозаписей исполнений опуса Б. Бриттена.
Ключевые слова
В статье представлен творческий портрет выдающегося отечественного хорового дирижёра Владислава Геннадиевича Соколова и определены основные направления освоения его многогранного наследия. Получает раскрытие ярко выраженный творческий компонент дирижёрской деятельности Мастера и, как следствие, присущий ему артистизм и свобода исполнительских интерпретаций в концертных выступлениях. Предложены пути включения композиторского творчества Владислава Соколова в учебный репертуар класса дирижирования. Подчёркивается, что обработки народных песен - жанр, в котором соединились композиторский талант и хормейстерское мастерство В. Г. Соколова. Каждая из них уникальна, но объединяет их вокальное удобство исполнения и естественность голосоведения. В статье обозначены педагогические задачи, связанные с освоением отдельных произведений В. Г. Соколова на разных этапах обучения хоровому дирижированию. Особо подчёркивается необходимость формирования навыков самоконтроля и хормейстерского мышления обучающихся, вокально-слуховых представлений и мышечных ощущений. Среди наиболее эффективных методов и приёмов обучения выделяются наглядный показ педагога, прослушивание и видео-просмотр звучания известных хоровых коллективов с последующим анализом, выполнение творческих заданий, связанных с формированием нескольких интерпретаций одного произведения. Отдельный раздел статьи посвящён методическому наследию В. Г. Соколова. Даётся анализ книги «Работа с хором», в которой обобщён многолетний опыт его многогранной хоровой деятельности. Изучение материала, изложенного в книге, чрезвычайно полезно при подготовке вокально-хорового и исполнительского анализа осваиваемых в классе дирижирования произведений.
Ключевые слова
В статье подчёркивается значимость углублённой аналитической работы будущих музыкантов-педагогов над художественным образом и необходимость её применения в процессе обучения дирижированию. В качестве важнейшего механизма формирования аналитических компетенций студентов рассмотрен концепционный метод музыкальноисторического анализа освоения хоровых произведений, разработанный А. И. Демченко. Сущность предложенного метода заключается в определении ведущей идеи произведения и последующем её раскрытии в виде плана ёмких тезисов, концентрирующих в себе музыкальное содержание. С этих позиций рассмотрены особенности его применения в условиях вузовской дирижёрско-хоровой подготовки на примере анализа русского духовного концерта последней трети XX столетия, представленного сочинениями А. Г. Шнитке - «Концерт на стихи Григора Нарекаци», «Стихи покаянные» и Г. В. Свиридова - «Концерт памяти А. А. Юрлова». В качестве ключевых векторов освоения данных произведений в классе дирижирования предложены два взаимосвязанных ракурса: анализ духовных концертов сквозь призму жанра и сквозь призму музыкальной драматургии. Двухвекторная направленность изучения сочинений обеспечивает возможность многогранного осмысления обучающимися феномена духовного концерта в современном музыкальном искусстве, позволяет не только осознать тенденции, ведущие к появлению его инновационных моделей, но и прояснить представления обучающихся о способах исполнительского раскрытия музыкального содержания. Непосредственное ознакомление обучающихся с концепционным методом музыкально-исторического анализа хоровых произведений позволяет избежать узкопрофессиональной трактовки дирижёрской деятельности, преодолеть однозначность и статичность исполнительских трактовок музыкального текста.
Ключевые слова
Статья посвящена вопросам синтеза слова и музыки в исполнительском искусстве камерной певицы первой половины ХХ века Зои Петровны Лодий. Её мастерство высоко оценивалось представителями художественной элиты и вызывало восторженные отклики у широкой публики. Однако с течением времени не только имя певицы оказалось незаслуженно забытым, но и записи её выступлений стали настоящим раритетом, практически недоступным для прослушивания. Поэтому единственным источником изучения творчества прославленной вокалистки явились воспоминания современников, периодическая печать, эпистолярное наследие, а также различные архивные материалы, позволяющие составить определённое представление о мастерском владении З. П. Лодий художественно-выразительными средствами в пении, обусловленном глубоким и многогранным отношением певицы к слову. Анализ творческого наследия артистки позволил выделить ключевые принципы её творческого метода работы с поэтическими текстами в камерных вокальных произведениях. Особый интерес в этом отношении представляет работа З. П. Лодий с вербальными текстами при редактировании сборника Песен Ф. Шуберта на слова В. Гёте в переводе С. А. Адрианова, выпущенного в 1934 году под её редакцией. Проведённое исследование показало, что уникальный опыт Зои Лодий заслуживает пристального изучения, серьёзного научного осмысления и может оказать существенную помощь в подготовке современных молодых исполнителей.
Ключевые слова
Автор статьи рассматривает взаимодействие традиционных музыкальных культур в России с исторической и философской точек зрения. Культурологический подход позволяет рассмотреть традиционную музыкальную культуру как многоуровневую систему, музыкально-культурную традицию как часть этой системы и как многокомпонентную модель. Педагогический подход получает реализацию в обосновании целесообразности введения данной проблематики в содержание вузовской подготовки будущих музыкантов-педагогов с целью понимания ими механизма функционирования традиционных музыкальных культур и реализации полученных знаний в своей последующей профессиональной музыкальной деятельности. Особое внимание автор уделяет анализу возможностей музыкально-культурной традиции как социокультурного феномена и пути её взаимодействия с инонациональными культурами. В заключении статьи делается вывод о том, что музыкально-культурная традиция как средство консолидации разных национальностей является действенным способом объединения всех народов не только России, но и за её пределами.
Ключевые слова
В статье получает раскрытие авторский подход к реализации проектной деятельности в контексте вузовского музыкально-педагогического образования. В центре внимания находится проблема формирования положительного эмоционально-ценностного отношения будущих музыкантов-педагогов к проектной деятельности в процессе освоения информационно-коммуникационных технологий. Действенным стимулом в этом отношении является, по мнению автора, раскрытие индивидуально-личностной и общественной значимости разработки таких проектов в виде мультимедийных образовательных ресурсов. Подчёркивается, что одним из наиболее эффективных методов, стимулирующих формирование положительного отношения обучающихся к их созданию, становится установка на последующее применение разработанных ресурсов как учебно-методического оснащения в профессионально ориентированных дисциплинах вузовской подготовки будущих музыкантов-педагогов, а также их реализация обучающимися в своей профессиональной деятельности в сфере музыкального образования. В качестве примера приводится характеристика содержания одного из мультимедийных образовательных ресурсов, направленного на изучение музыки эпохи барокко в вузовском музыкально-педагогическом образовании и в системе общего и дополнительного музыкального образования.
Ключевые слова
Стимулом к написанию данной статьи стало убеждение автора в том, что одним из перспективных направлений дальнейшего развития музыкального искусства эстрады является внедрение информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий в процесс подготовки обучающихся в классе эстрадного вокала. Специальное внимание в статье уделяется характеристике показателей профессиональной подготовки будущих музыкантов к работе с информационными (электронными) ресурсами. В контексте использования электронных образовательных ресурсов в условиях информационной образовательной среды перечислены функциональные действия, выполняемые обучающимися при овладении такого рода инструментарием. Представлен обзор подходов исследователей к трактовке понятий: «педагогическая технология», «обучающие компьютерные технологии», «музыкально-компьютерные технологии». Приведена авторская классификация электронных образовательных ресурсов, в основу которой положена классификация, разработанная С. П. Полозовым. Её модификация, предложенная в статье, сделана с учётом применения таких ресурсов в процессе обучения музыкантов эстрадному вокалу.