Концепция исследования основана на представлении о высокой просветительской миссии вузов русского зарубежья на примере Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко, являющегося носителем духовных ценностей русской культуры, в том числе русской музыкальной классики. В статье освещается проблема сохранения культурной идентичности студентов зарубежных русскоязычных университетов постсоветского пространства в контексте педагогической науки. Авторы рассматривают исторические истоки музыкального образования в русском зарубежье и анализируют типичные особенности учебно-воспитательной деятельности, тесно связанной с традициями культуры России и культурно-типологическими основаниями русского музыкального искусства как явления многовековой православной цивилизации. В статье обоснована актуальность формирования культурной среды зарубежных русскоязычных вузов средствами музыкального просветительства, проанализированы вопросы поддержания русской идентичности студентов на основе развития музыкальнопросветительских проектов, апробированных на базе Приднестровского государственного университета, показана значимость включения классического наследия русской музыки в программу подготовки студентов-музыкантов. Авторы исходят из идеи создания в зарубежном русскоязычном вузе, работающем по образовательным стандартам Российской Федерации, педагогической системы музыкально-просветительской работы. Описаны уровни поэтапной профессиональной подготовки студентов-музыкантов к музыкально-просветительской деятельности, способной обеспечить эффективное освоение полиэтническим студенческим контингентом культурно-типологических доминант русской музыки и русской культуры; представлен комплекс специальных методов, инициирующих мотивацию будущих учителей музыки к разнообразным формам просветительства, активизирующих их интеллектуально-творческие ресурсы, способствующих освоению технологии организации и реализации проектов музыкально-просветительской направленности.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2019. — Выпуск 2
Содержание:
В статье представлены концептуальные позиции междисциплинарной области знаний «Музыкально-психологическая антропология» - научного направления, позволяющего осмыслить историю музыкального искусства и этнокультурные вариации музыкальных традиций, исторические и современные музыкальные стили как репрезентации опыта развития сознания и экспрессии ключевых переживаний социальных или этнических групп. Разработка методологии музыкальнопсихологической антропологии позволяет изучать такие феномены, как психологическая идентичность определённой культуры или субкультуры, психологические корни музыкальных предпочтений и склонностей, музыкальный стиль как презентация «модальной личности» социальной группы или субкультуры и т. п. Статья содержит описание процедуры и основных результатов проведённого исследования ценностных ориентаций любителей разных музыкальных направлений с позиции музыкально-психологической антропологии. Полученные данные позволили сделать обобщение о том, что дифференциация общества по типам музыкальных предпочтений проявляет более глубокие психологические комплексы жизненных позиций и антропологические облики виртуальных сообществ людей, имеющих различные представления о главных ценностях жизни и смысле бытия. Педагогическая целесообразность разработки вузовского курса «Музыкально-психологическая антропология» обусловлена поиском нового продуктивного синтеза знаний, дающего импульс для развития профессионально-личностной рефлексии будущих педагогов-музыкантов, осознанного отношения к «своему» как рядоположному с «иным» вариантом жизни и культурных практик, толерантности к неопределённости и с несхожестью поколенческих самопрезентаций при общем знаменателе - ценности утверждения самой жизни.
Ключевые слова
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи музыкальных предпочтений подросткового возраста (поп, рок и рэп) и современности (классика, поп, рок, меломаны) с такими личностными особенностями педагога-музыканта, как эмпатия, эмоциональное истощение, ситуативная и личностная тревожность, педагогический стиль и копинг-стратегии. В качестве музыкальных предпочтений и прецедентных музыкальных феноменов рассматривались музыкальные жанры и направления, выявленные эмпирически в ходе самоанализа самими испытуемыми, как оказавшие наибольшее влияние на поколение Y. Экспериментальное исследование было проведено в Институте изящных искусств Московского педагогического государственного университета, факультет музыкального искусства, 4-5 курс бакалавриата «Педагогическое образование» по профилю «Музыка». Было выявлено, что предпочитаемое музыкальное направление подросткового возраста имеет слабые связи с актуальной личностной ресурсностью испытуемых. В отношении предпочитаемых музыкальных стилей современности были определены более тесные взаимосвязи, показавшие что наибольшей ресурсностью обладают студенты, предпочитающие классическую музыку. Полученные результаты подчёркивают положительное влияние классической музыки на ресурсность будущего педагога-музыканта. Данный феномен требует дальнейшего изучения и использования в рамках психологии музыкального образования с целью более детального рассмотрения взаимосвязей классической музыки с личностными особенностями бакалавров музыкального образования, формирующимися в процессе вузовской подготовки.
Ключевые слова
Сегодня отечественное образование претерпевает ряд системных изменений, при которых становление субъектности, формирование умения учиться и развиваться на протяжении всей жизни, выстраивать путь воплощения собственных замыслов становятся главными задачами учебного процесса. Способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации связаны с категорией личностной трансформации. Ключи к её пониманию содержатся в опыте традиционных культур, которые, несмотря на тяготение к константности, пронизаны трансформационными мотивами. Важную роль в этом процессе играют «символы перехода», наиболее действенным из которых является музыка, сопровождающая все ключевые события жизни человека в контексте традиционной культуры. Основным механизмом, с помощью которого достигается личностная трансформация, является деятельность музыкального переживания. Сравнительное изучение традиционных культур даёт возможность предложить следующую типологию трансформационных практик работы с музыкальным переживанием: 1. Музыкальные практики преодоления пограничных состояний между сном и бодрствованием. 2. Обряды перехода и инициации. 3. Практики индивидуального и совместного интонирования переживаний. 4. Обряды целительства. 5. Трансформационные практики слушания эпоса. 6. Обряды духовного обновления. 7. Духовно-образовательные музыкальные практики. 8. Танцевальные трансформационные практики. В каждой из них музыка выступает: как внутренний субъективный опыт; как «живой звук», воздействующий на весь организм человека, а не только на слуховой анализатор; как средство символизации переживания; как способ внутреннего «расширения» - из сосредоточения в точке болезненного переживания в широкое, бесконечное «Я»; как маркер внутренних изменений; как метафора переживания-деятельности по перестройке внутреннего мира. Постижение трансформационных музыкальных практик в современном образовании позволяет выйти на более глубокий уровень изучения других культур, понять многообразие, типологию и механизмы воздействия музыки на человека в разных традициях; расширяет арсенал средств для работы с музыкальным переживанием; обогащает педагогический инструментарий современных развивающих, психотерапевтических, образовательных практик; раскрывает роль музыки как средства символизации переживания, а также духовные основы музыкальных традиций разных народов, что формирует эмоционально-ценностное отношение к ним; вводит широкий спектр культурных символов для осмысления и построения собственной жизни.
Ключевые слова
Современные проблемы музыкального образования связаны с поисками новых, более эффективных подходов, учитывающих вызовы нашего времени. Одним из таких вызовов является невиданный в истории культуры поток музыки, обрушивающийся на современного человека. Реликтовые ладовые архетипы, на основе которых веками формировалась музыка народов мира, питающая и творчество профессионалов, можно считать экологически чистыми «музыкальными продуктами». В статье автор, продолжая ряд предыдущих публикаций, предлагает новую классификацию ладовых архетипов на основе охарактеризованного ранее принципа асимметрии/симметрии, но дополненную несколькими новыми подходами. Данная классификация охватывает не все существующие ладовые архетипы музыки народов мира, но значительную их часть. Особенно значимым результатом статьи автор считает несколько таблиц, в которых упорядочены и проиндексированы наиболее распространённые ладовые архетипы. Автор выражает надежду, что данный метод обозначений будет способствовать развитию методологии анализа поведения ладовых архетипов в разнообразных мелодических контекстах. На примере «Песни Сольвейг» Э. Грига рассматривается один из ладовых архетипов, характерный для норвежской народной музыки.
Ключевые слова
В работе исследуется взаимодействие структуры и содержания современного музыкально-сценического жанра - рок-оперы. На примере анализа рок-оперы «Легенда Ксентарона», поставленной «Эпидемией» - российской пауэр-метал-группой, получают раскрытие особенности рок-опер XXI века, исполнительский и инструментальный составы, другие компоненты нового музыкально-сценического действа, воздействующего на слушателя; рассматривается тенденция влияния жанра фэнтези на характерные стилистические особенности жанра рок-оперы. Особое внимание авторами уделяется анализу драматургии в рок-опере «Легенда Ксентарона», на основе которого она характеризуется как смешанный вид, синтезирующий приёмы конфликтной и эпической драматургии. При этом выявлены как типичные и ставшие уже традиционными для данного музыкально-сценического жанра особенности, так и современные тенденции в его развитии. Имеются в виду такие новые черты, как: серийность, формульность, стереотипизация, тиражируемость. Включение результатов проведённого исследования в содержание дисциплины «История эстрадной и джазовой музыки» поможет студентам вуза составить представление о новых тенденциях в развитии явлений исполнительского искусства, стилей, жанров, направлений и репертуара в области вокальной и инструментальной эстрадно-джазовой музыки.
Ключевые слова
В статье рассмотрены проблемы освоения китайскими студентами-пианистами произведений С. В. Рахманинова. Показано, что эти проблемы обусловлены недостаточным уровнем знаний о традиционных духовных ценностях русской культуры, являющихся фундаментальной основой музыки композитора, характерных особенностях и ключевых темах его творчества, сосредоточенностью китайской педагогики на технологической стороне обучения. По мнению автора, важной ступенью на пути китайских обучающихся к пониманию и профессиональному истолкованию рахманиновской музыки может стать освоение программных сочинений композитора. Рассматриваются особенности преломления феномена программности в фортепианном творчестве С. В. Рахманинова. Сделан вывод о том, что опора на программность может стать важным импульсом в работе над выявлением «невидимого подтекста» непрограммных фортепианных опусов композитора. Предложены подходы к обучению китайских студентов, основанные на выявлении концепции непрограммной фортепианной музыки Рахманинова. Охарактеризованы особенности педагогического руководства в зависимости от ориентации на раскрытие программности, непрограммности и концептуальности в творчестве композитора.
Ключевые слова
В статье раскрываются педагогические воззрения на произведения зарубежных композиторов как предмет освоения в классе академического вокала в детских музыкальных школах и школах искусств. Даётся характеристика представленности в программах дополнительного образования примеров западноевропейской вокальной культуры. Отмечается явное предпочтение произведениям немецких композиторов; отсутствие единой позиции относительно того, на каком этапе обучения включать их в учебный репертуар и на каком языке исполнять. Обосновывается педагогическая целесообразность разучивания и исполнения детьми такого репертуара на языке оригинала. Особое внимание уделяется рассмотрению трудностей, с которыми встречаются юные певцы в работе с вербальными текстами в образцах итальянской и немецкой музыкальной культуры, а также основным направлениям подготовки детей к исполнению произведений зарубежных композиторов на языке оригинала: формирование положительного эмоциональноценностного отношения к иностранному языку, на котором предстоит разучивание вокального произведения; овладение знаниями фонетического строя данного языка и особенностями его воплощения в речевом и певческом интонировании; формирование умений грамотно произносить вербальный текст разучиваемого произведения; планирование и выстраивание опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся при подготовке их к исполнению произведения на иностранном языке.
Ключевые слова
Статья посвящена рассмотрению сущности явления «музыка», его фундаментальных законов и механизмов воздействия на человека. Автор прослеживает эволюцию взглядов крупнейших философов и искусствоведов на содержание музыкального искусства в исторической перспективе, показывает, как качественные преобразования в современном искусстве расширяют исследовательские горизонты, побуждая учёных включить в сферу научных интересов изучение специфики музыкальных культур различных регионов мира и генезиса музыкального искусства. Следствием этого процесса становится более глубокое понимание содержания понятий «музыка» и «музыкальное искусство». Рассматривая проблему развития интонационного континуума музыкального искусства, а также стилистического, жанрового многообразия музыкального языка, автор ищет ответ на вопрос, как познакомить современных школьников с бесценным наследием музыкального искусства и показать особенности нового музыкального мира, созданного нашими современниками. Специальное внимание уделяется проблеме выбора круга музыкальных явлений, изучение которых представляется целесообразным в системе общего музыкального образования. В статье последовательно обосновывается значение музыкального искусства в процессе сохранения важнейших духовных ценностей нашей цивилизации.
Ключевые слова
В период общественного обсуждения вопросов развития дополнительного музыкального образования в России авторы статьи предлагают обратиться к исследованию базовых и музыкально-образовательных потребностей учащихся и других участников педагогического процесса в детской школе искусств. В фокусе внимания - сельская школа искусств и музыкальная школа на окраине большого города, являющиеся одними из немногих культурных центров данной территории и нуждающиеся в активной поддержке родителей и общественности. Авторы анализируют базовые потребности учащихся и их удовлетворение в процессе музыкального образования, описывают рискованные ситуации в обучении одарённых детей и подростков, требующие вмешательства взрослых; на конкретных примерах показывают положительное влияние музыкального образования на учебную мотивацию школьников. В статье раскрываются результаты исследования музыкально-образовательных потребностей участников педагогического процесса в сельской детской школе искусств, на основе которых создана перспективная программа её развития. Обновлению подверглись содержание и формы работы общеэстетического направления обучения, а также культурно-просветительская деятельность учеников и педагогов, направленная на развитие музыкальных потребностей сельских жителей. Авторами доказано, что изучение музыкально-образовательных потребностей всех участников образовательных отношений не только способствует развитию учащихся, но и побуждает преподавателей к поиску новых форм и методов преподавания, а родителей - к более активному творческому общению с детьми.