Предметом исследования является философская парадигма современной методологии педагогики музыкального образования. Анализируются методологические возможности холизма и органической философии; особенности их применения в музыкологии. При этом органическая философия рассматривается как система знаний, а также как интеллектуальная традиция, фокусирующая внимание на функциональной цельности объектов действительности и законах живой природы. Речь идёт о необходимости изучения музыки как явления духовной культуры, предполагающего единство человеческого разума, воображения и переживания. Раскрывается научный потенциал органической философии, которая позволяет исследовать всё множество национальных культурных парадигм, отражённых в современном музыкальном искусстве, и находить пути преодоления такой трудности, как иррациональное содержание музыки. Исследуются противоречия холизма и способы их разрешения в органической философии. Обосновывается целесообразность обращения к органической философии в сфере формирования новой методологии педагогики музыкального образования, главной задачей которой является развитие творческой индивидуальности и раскрытие исполнительского таланта.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2019. — Выпуск 1
Содержание:
Восприятие музыки представляет многоуровневую систему творческой деятельности, осуществляемой в единстве эмоциональных и рациональных, коллективных и индивидуальных, телесных и духовных, осознаваемых и интуитивных, линейных и нелинейных механизмов и операций. Воспринимая музыку, человек познаёт не только содержание, но и самого себя, реализует личностные духовные потенциалы. В статье получили обоснование и экспериментальную апробацию практико-ориентированные стратегии погружения в художественный мир музыкальных произведений: интонационнопластическая, интонационно-жанровая, интонационно-созерцательная, интонационно-стилевая. Охватывающие широкую область содержания музыкального искусства, они открыты к дополнениям, совершенствованию, рассматриваются как базовые основы воспитания музыкального восприятия, которые могут использоваться выпускниками школ в постобразовательный период жизни. Ни в одной из апробированных экспериментальных ситуаций не давалось прямых указаний о том, что конкретно необходимо услышать в музыкальном произведении. Превалировали приёмы ненавязчивого наведения внимания на интонационное раскрытие музыкального содержания, проецирования его на жизненный опыт учащихся (речевой, телесный, кинестетический, соматический, пластический, жестовый). Несопоставимые результаты восприятия возникают в ситуациях предметно-зрительного и эмоционально-образного раскрытия содержания музыки, пересказа его педагогом или установления связей с интонационным опытом учащихся (прообразами речи, телесными движениями), при отстранённом слушании музыки и активном переживании, погружении в эмоционально насыщенный мир музыкальных образов. Попытки приблизиться к содержанию, минуя духовнотелесный уровень восприятия, не приводят к сколько-нибудь значимым педагогическим результатам.
Ключевые слова
В России преподавание музыки народов мира реализуется в ряде вузов, осуществляющих подготовку по программам музыковедения, исполнительского и композиторского искусства, в единичных случаях - музыкально-педагогической направленности. В условиях диалога звукомузыкальных традиций и широкого освоения музыкального многоязычия мира в среде непрофессиональных музыкантов особую значимость имеет введение в вариативный компонент высшего гуманитарного образования учебной дисциплины, направленной на комплексное, междисциплинарное изучение традиционной музыки народов мира с ориентацией на развитие межкультурной компетентности будущих специалистов. Автор обобщает 12-летний опыт преподавания курса «Традиционная музыка в культуре народов мира» на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова Раскрываются теоретические основы курса, его культурологическая специфика, тематический план, педагогические приёмы и результаты работы.
Ключевые слова
В статье характеризуются требования, предъявляемые к человеку нового времени, выражающиеся в необходимости его личностного саморазвития, полноценного раскрытия творческого потенциала. Определяется специфика профессиональной деятельности педагога-музыканта как субъекта культуры, способного к установлению с обучающимися взаимодействия духовного уровня, которое базируется на актуализации творческого самосознания всех субъектов образовательного процесса. Автор рассматривает возможность технологизации процесса овладения педагогом-музыкантом художественно-интерпретационной деятельностью как необходимой составляющей его профессиональной подготовки, начиная с разработки диагностики успешности овладения ею. С этой целью вводится понятие «художественно-интерпретационная компетентность педагога-музыканта» и определяются этапы овладения ею: мотивационно-ориентировочный, процессуально-деятельностный и результативно-корректировочный. В статье предлагается развёрнутая характеристика этих этапов с точки зрения содержания и диагностики достижения соответствующего уровня. В соответствии с этим для диагностики процесса формирования художественно-интерпретационной компетентности автор предлагает уровневый принцип диагностики и примерную систему заданий, выявляющих знания и умения, характеризуемые как стандартные, ключевые или ведущие.
Ключевые слова
В статье анализируются ценностные, организационные и научные основания подхода В. М. Бехтерева к вопросам, связанным с изучением влияния музыки на соматическую и психическую сферы человека. Представлены: разносторонняя проблематика изысканий в данном направлении школы В. М. Бехтерева, характеризующая её научную программу; историко-философские и теоретико-методологические предпосылки для планирования исследований. Особый интерес представляют малоизвестные архивные документы, связанные с созданием специальной комиссии по изучению влияния музыки и с деятельностью Государственного института музыкального просвещения, входившего в структуру Психоневрологической академии, созданной В. М. Бехтеревым. Предпринята попытка осмыслить личностный потенциал учёного в развитии отечественного музыкально-терапевтического, музыкально-психологического и музыкально-педагогического знания в контексте современных проблем науки и образования. Показано, что вклад учёного в данном направлении состоит: в постановке методологии этих исследований на материалистический фундамент; в привлечении экспериментальных методов исследования музыкального воздействия; в утверждении им принципов комплексности и междисциплинарности исследований, предполагающих синтез естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин с музыкознанием; в отстаивании единства теории, эксперимента и живой практики, индивидуального подхода в вопросах изучения влияния музыки на человека в лечебном и образовательном контекстах.
Ключевые слова
В статье рассматриваются причины, согласно которым современный музыковед должен быть компетентен в вопросах истории и теории нотации. Результаты исследований систем графической записи музыки предлагается применять в образовательных целях. Это обусловлено тем, что в нотации отражаются некоторые важнейшие черты музыкального мышления эпохи её становления. Следовательно, познание конкретных видов музыкальной семейографии является средством получения объективных данных о глубинных началах музыки конкретного исторического периода (времени создания и по крайней мере первоначального бытования данной нотации). Анализируются взаимосвязанные вопросы изучения нотации и основных задач музыкознания. Введение учебного курса музыкальной семейографии видится в свете многоаспектной проблемы музыкального образования и науки. Делается вывод о том, что внедрение образовательного предмета «История и теория музыкальной письменности» при условии координации усилий учёных, направленных на создание современной концепции семейологии, будет способствовать постижению сущности музыкальной письменности на основе обобщения результатов семейологических изысканий. В свою очередь, это станет существенным шагом на пути познания общемузыкальных закономерностей, отразившихся в различных нотографиях.
Ключевые слова
Характер звука, уникальный и неповторимый в творчестве современных композиторов, кристаллизуется в сложных поисках музыкальной выразительности. В статье предпринята попытка проследить становление нового явления в отечественной музыке - Театра звука, которое возможно осмыслить с точки зрения значения отдельного звука в организации сочинений отечественного композитора Александра Бакши, где колористически рассчитан каждый из них, осознаваемый исходным элементом создания произведения. Весомость акустической точки на пересечении смыслообразующих факторов различного плана позволяет считать каждый звук в музыкальном произведении семантически значимой единицей, поскольку он мгновенно отражает изменение содержания, чувствителен к ситуации, наделяется огромной энергией воздействия. В статье получают раскрытие некоторые особенности звуковой организации и её фундаментальная роль в авангардных сочинениях, что создаёт условия для поиска и выработки новых смыслов. Методика анализа инструментальных сочинений основана на движении от частных проявлений к обобщениям, касающимся всего произведения и его сценической жизни. Творческий процесс сочинения данного автора уникален тем, что начинается с поиска и формирования единичного звука, дающего особое энергетическое напряжение с его тембром, характером. Композитор извлекает из него максимум возможностей, используя ритмическую изменчивость, тембр, тесситуру, различные приёмы звукоизвлечения. Индивидуализация способствует не только усилению выразительных свойств, но и увеличению смысловой и функциональной нагрузки более значительных построений. В результате возникают новые способы организации музыкальной ткани, основанные на ассоциациях, игре смыслами, амбивалентности. Колористическая работа, звуковые трансформации усложняют код смыслопорождения, что характеризует изменение типа коммуникации. В связи с «визуальным поворотом» вырабатываются новые типы кодов, способствующие объёмности восприятия произведения в полисемантическом целом. Понимание сущности рассматриваемых процессов в музыкально-теоретическом аспекте - необходимое условие для включения творчества современных композиторов в содержание музыкального образования.
Ключевые слова
В предлагаемой статье речь идёт о целесообразности и перспективности разработки интонационного подхода к освоению учебного материала на уроках фольклорного сольфеджио. Как известно, музыкальное образование народной ориентации в России имеет многовековую историю. При этом песенный фольклор всегда был и остаётся неотъемлемой частью отечественной и мировой музыкальной культуры. В ходе исторической эволюции отечественной музыкальной фольклористики выделились и оформились два направления: первое характеризуется рассмотрением её как единой логической системы, второе связано с выявлением характерных особенностей русской народной музыки в различных регионах. В основных подходах к обучению народному пению также можно выделить два магистральных направления, которые условно принято обозначать как аутентичное и сценическое. В русле аутентичного направления прослеживаются две самостоятельные тенденции, характерные для исполнения народных песен. Первая предполагает освоение народной песни вне направленности на углублённое изучение какой-либо одной или нескольких региональных традиций, вторая имеет чёткую направленность на освоение учащимися какой-либо конкретной народно-песенной традиции. Проведённый анализ позволяет также выделить два основных направления в трактовке народно-песенного материала, сложившихся в педагогике музыкального образования: первое характеризуется рассмотрением народно-песенных образцов в качестве материала для сольфеджирования, второе - рассмотрением народных песен как самостоятельной художественной ценности. Поскольку основной целью фольклорного сольфеджио является развитие этнослуха и этноинтонирования, учебный материал курса должен быть выстроен с учётом различных подходов к его освоению. Так, в учебном материале, предназначенном для изучения русского песенного материала в русле сценического направления, уместно использование песенных примеров в основном в виде инварианта, в то время как для аутентичного направления в содержание образования должны включаться преимущественно примеры с вариативной составляющей.
Ключевые слова
В статье получают раскрытие базовые характеристики сосредоточенности как важнейшего свойства внимания будущих педагогов-музыкантов и методы, способствующие её эффективному формированию на фортепианных занятиях. Изучение научных подходов к данному понятию в контексте физиологии, общей психологии, педагогики показало, что сосредоточенность выступает важнейшим психологическим условием углублённого познания предметов и явлений, оптимального протекания познавательной и практической деятельности человека, особенно в процессе учения и творчества. Повышению концентрации внимания способствует активность личности, её увлечённость деятельностью и неослабевающий интерес к предмету сосредоточения. Успешность развития данного свойства внимания во многом зависит от применения педагогом специальных приёмов по организации деятельности с объектом, выделения в нём новых аспектов, их анализа и сравнения, поиска новых свойств объекта, путей и возможностей его применения или совершенствования. Специальное внимание уделяется характеристике основных концептуальных положений, оформившихся в недрах педагогики музыкального образования для развития сосредоточенности обучающихся. Проведённый анализ позиций авторитетных представителей исполнительского искусства и педагогов-музыкантов показал, что сосредоточенность является отправной точкой музыкально-исполнительского творчества, важным условием продуктивности пианистической работы. Обобщение опыта выдающихся представителей фортепианного исполнительства и театральной педагогики позволило предложить эффективные подходы к развитию сосредоточенности как значимого качества, в немалой степени влияющего на раскрытие творческого потенциала будущего музыканта-педагога и определяющего возможность его продуктивной самореализации в инструментально-исполнительской деятельности. Автор приходит к выводу о том, что способность концентрироваться поддаётся целенаправленному и планомерному развитию под руководством педагога в ходе проведения занятий в классе, на репетициях, а также в домашней работе при выполнении специально организованных упражнений. Настойчивость в овладении техникой сосредоточенности путём выполнения специально организованных упражнений позволит музыканту сознательно управлять процессом внимания, существенно увеличить время концентрации на решении творческой задачи.
Ключевые слова
В статье выделены и проанализированы ключевые идеи отечественной педагогики первой трети ХХ века - идеи целости и комплексности, свободы и творчества, труда (продуктивной деятельности), взаимодействия с социумом и учёта социальных влияний -в соотнесении с их реализацией в музыкальном воспитании этого периода. Анализируются работы Б. В. Асафьева, Н. Я. Брюсовой, В. Н. Шацкой и других теоретиков музыкального воспитания. Автор приходит к выводу о том, что теория музыкального воспитания первой трети ХХ века обогатила общую педагогику художественно-эстетической интерпретацией и реализацией этих идей. Идеи целости и комплексности в теории музыкального воспитания опираются на единство всех искусств, синкретичность, глубину и искренность детского художественного чувства. Идеи свободы и творчества отчасти базируются на основаниях свободного воспитания; они проявляют себя в позиции педагога в качестве исследователя, помощника, предлагающего, но не навязывающего музыкальный репертуар, виды музыкальной деятельности. Творчество в теории музыкального воспитания данного периода связывается с сочинением музыки самими детьми - высшей формой продуктивной музыкальной деятельности воспитанников. Идея учёта социальных влияний, взаимодействия с социумом проявляется в исследовании музыки данной социальной среды, в исследовательско-этнографической позиции учителя и учеников. Своеобразие интерпретации и реализации ключевых педагогических идей первой трети ХХ века в теории музыкального воспитания позволяет говорить о самоценности и частично об опережающем влиянии этой теории на общую теорию педагогики.
Ключевые слова
Автор размышляет о специфике заочного музыкально-педагогического образования, которое многими воспринимается в негативной коннотации, - сокращённое количество учебных дисциплин, в первую очередь индивидуальных занятий, а также то, что заочное образование чаще всего бывает платным и изначальный уровень абитуриентов довольно слабый. Однако чётких критериев сравнительного качества дипломов дневной и заочной формы обучения нет. Тем более в музыкальной профессии, где «штучное», индивидуальное обучение актуализирует не только профессиональные знания и умения, но и формирование личностных качеств будущего специалиста. При этом следует развести два понятия - «заочное обучение» и «дистанционное обучение». Исследований, которые занимались бы проблематикой именно заочного музыкально-педагогического образования, практически нет. Как правило, существующие немногочисленные работы по заочному обучению педагогическим специальностям, совершенно не учитывают специфику профессии учителя музыки, например в части творческой составляющей учебного процесса или развития исполнительских умений. На сегодняшний день наиболее заметные исследовательские лакуны - это актуализация контекстного подхода и исследование мотивационного компонента в заочном обучении. Автор анализирует данные разработанной им подробной анкеты для студентов-заочников с информацией о реальном и предполагаемом месте работы будущих выпускников, их мотивации на заочное обучение, степени удовлетворённости таким обучением, его достоинствах и недостатках, уровне музыкальной подготовки будущих педагогов-музыкантов, их конкретных профессиональных проблемах и т. д. Ответы студентов показали, что в музыкально-педагогической профессии существует тенденция, связанная с публичным выражением музыкального творчества, актуализацией не только образовательной и воспитательной, но и просветительской составляющей учебного процесса. Помимо исполнительских качеств учителя музыки, крайне востребованными становятся те умения и навыки, которые ещё совсем недавно казались несущественными, например такие, как организационные, режиссёрские, лекторские, менеджерские. По мнению автора, в заочном музыкально-педагогическом обучении гораздо легче развить способности педагогов в этом плане, так как, с одной стороны, есть знаниевая база, а с другой - конкретная профессиональная ситуация, знакомая и близкая студенту-заочнику и педагогу в одном лице. В этой контекстной парадигме заложен мощный стимул для мотивированности студента на максимальную отдачу «всего себя» учебному процессу и, соответственно, оптимальному сочетанию и взаимодополнению учёбы и профессиональной деятельности.