Осуществлённый автором анализ смысла музыкальнопедагогической деятельности с позиций философии культуры позволяет соотносить эту деятельность с универсальным отношением человека к миру и самому себе, с его жизненными целями и ценностями. Особое внимание уделяется трактовке категории «смысл» в русской мысли, русском языке, русской культуре. Выявлена этимология слова «смысл» в контексте важнейших доминант русской ментальности; представлены мнения учёных, философов, религиозных деятелей о смысле, целях и ценностях человека, реализуемых в обыденной жизни, в науке, культуре, искусстве; отмечено ведущее значение любви и веры в ценностной шкале русского народа. С этой точки зрения рассматриваются мотивы в выборе профессии педагога-музыканта, его отношение к музыке, к учащимся; подчёркивается основополагающая роль музыки в диалогическом взаимодействии учителя и учеников, необходимость включения в этот диалог личности композитора, понимания значимости учащихся в совместном поиске истины. Раскрывается сущность принципа диалога, в котором главное не «я», а «ты» и «мы», что сопрягается с верой в абсолютные ценности Истины, Добра и Красоты, воплощённые в музыке, включая «музыку природы». На этой основе сделан вывод о ключевых условиях реализации смысла творческой деятельности современного педагога-музыканта.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2018. — Выпуск 4
Содержание:
В статье рассмотрены компетенции педагогической и научно-исследовательской деятельности, обозначенные в содержании федерального государственного образовательного стандарта по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»; освещены сущность и специфика развития исследовательской компетентности обучающихся в контексте освоения магистерской программы «Музыкально-компьютерные технологии». Раскрывается исследовательский потенциал учебных дисциплин, входящих в данную магистерскую программу: «Компьютерные технологии в художественном образовании», «Компьютерная аранжировка», «Интерактивное музыкальное тестирование», «Современные техники композиции в электронной музыке», «Электронная музыка в контексте цифровой культуры», «Жанрово-стилевое моделирование в электронной музыке», «Профессиональная компетентность педагога-музыканта». Особое внимание уделено программе дисциплины «Региональные особенности музыкального образования», в контексте которой рассмотрено содержание регионального компонента программы по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ, направленного на изучение обучающимися истории и многонациональной культуры Омской области. Приведены примеры проявления магистрантами исследуемой компетентности в процессе выбора и осуществления исследований по темам, связанным с историей, особенностями музыкальной культуры и музыкального образования Омской области.
Ключевые слова
В статье рассматриваются проблемы обучения музыке учащихся с детским церебральным параличом в свете особенностей их познавательной и эмоциональной сфер психики. Теоретическое и эмпирическое изучение проблемы и анализ психолого-педагогических характеристик детей с данным диагнозом позволили выделить в качестве единиц наблюдения специфические дефицитарные функции структуры личности учащихся, ставшие ориентирами для преодоления проблем их музыкального обучения. Образовательный процесс и развитие познавательной активности учащихся с детским церебральным параличом на музыкальных занятиях основывались на преодолении дефицитарности этих функций. На основе обобщения опыта работы автора в инклюзивной школе (Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа «Технологии обучения») сформулированы принципы организации и проведения музыкальных занятий с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата; предложены практические приёмы и методы, помогающие учителю музыки в работе с такими детьми. В статье дан обзор цифровых образовательных медиаресурсов, разработанных под руководством автора: музыкальные модели и пазлы, тренажёры нотной грамотности, тесты, музыкальные викторины, хрестоматии и др. Представленный материал может помочь учителям, начинающим работать с детьми, имеющими подобные двигательные нарушения, сформировать представления о психолого-педагогической специфике работы с ними и потенциале применения цифровых образовательных медиаресурсов.
Ключевые слова
Инклюзивное образование в области профессионального музыкального искусства достаточно широко применяется в ряде западных стран, и нам известны имена прославленных музыкантов, которые получили хорошее образование в консерваториях и академиях общего типа. Однако в музыкально-педагогических исследованиях этот опыт освещён весьма скупо. Создаётся впечатление, что музыкальная инклюзия - явление элитарное или не поддающееся описанию. Отечественный опыт инклюзии в области профессионального музыкального образования сегодня ознаменован лишь первыми начинаниями, хотя в ряде случаев они уже отмечены успешными результатами. В то же время в научных публикациях эти успехи пока практически не описаны. Автор предлагает своё видение проблемы и концепцию движения к методологической организации инклюзивных процессов. В статье представлена разработанная и апробированная в течение 15 лет в музыкальном колледже педагогическая модель, направленная на систематизацию профессионального инклюзивного музыкального образовательного процесса. В соответствии с результатами эксперимента, проходившего в 1994-2017 годах в музыкальных колледжах Московской области, была убедительно доказана эффективность предложенной модели, предполагающей алгоритм преемственности и непрерывности в инклюзивной работе. Реализация такого подхода представляется одним из первых шагов на пути к созданию системы, обеспечивающей предсказуемый результат в музыкальном образовании, профессиональной подготовке и социальной адаптации студентов, имеющих особые образовательные потребности.
Ключевые слова
Статья посвящена методам анализа музыкального текста. Исследователи предлагают разные подходы к их систематизации. В качестве параметров дифференциации предлагаются цель, степень охвата музыкального текста, связь с разными областями знаний, однако ни один из них не является исчерпывающим. Центральным пунктом всех дискуссий на протяжении длительного времени был целостный (комплексный) анализ, появление которого в первой половине XX века сделало сам метод объектом научной рефлексии. С целостным анализом также связаны переименование учебной дисциплины «Анализ музыкальных форм» в «Анализ музыкальных произведений» и появление нового элемента в содержании музыкально-теоретического образования. Недостаточная разработанность процедуры целостного анализа со временем привела к сомнениям в его эффективности и поискам других методов. Однако они не всегда позволяют формировать целостное представление о музыкальном тексте и нередко детерминированы той или иной музыкально-теоретической системой. Как альтернатива, отвечающая современным тенденциям в развитии музыкального образования, предлагается педагогически ориентированный системный анализ, свободный от такой детерминации. Системность обеспечивается через реализацию представления о музыке как метасистеме. Его процедура, в отличие от других методов, имеет нелинейную структуру. Ядром является процесс раскрытия музыкального содержания через систему вопросов, для ответа на которые требуется выход в системы гармонии, музыкальной формы, фактуры, ритма и мелоса. Применение данного метода позволяет обучающимся под руководством преподавателя непосредственно в музыкальном тексте находить новые для них явления и закономерности.
Ключевые слова
Для освоения методологии научно-исследовательской работы в системе профессионального музыкального образования важно знать принципы подхода к изучению рукописных материалов. Автор статьи обращается к тексту либретто оперы «Нестан Дареджан» М.М. Ипполитова-Иванова, который сохранился в архиве композитора, и анализирует его в соотнесении с поэмой Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» в русском переводе. Обращено внимание на процесс создания будущего произведения, начиная с вариантов либретто. Рассмотрены рукописи разрозненных текстов либретто «Нестан Дареджан» из архивных фондов Российского национального музея музыки в Москве и Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Затронуты вопросы истории введения в литературный обиход русского общества поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Изучено содержание либретто, подстрочный перевод которого принадлежит Вано Мачабели (1854-1928), известному грузинскому литератору и историку, другу М.М. Ипполитова-Иванова. Акцентировано внимание на тщательно продуманной литературной основе оперы. Подчёркнуто стремление композитора раскрыть центральную тему произведения, связанную с образами двух главных героев - Тариэля и Нестан Дареджан, отказавшись от других сюжетных мотивов. Охарактеризованы композиционные черты либретто, представлены намеченные музыкальные эпизоды и предполагаемая сценография. Контекст исследования составили сведения о творчестве композитора, эпистолярий, воспоминания современников.
Ключевые слова
Актуальность статьи определяется необходимостью включения в содержание учебного курса «История эстрадной и джазовой музыки» истории эстрадного песнетворчества русского зарубежья 20-30-х годов ХХ столетия, что способствовало бы формированию целостного и объективного взгляда на генезис отечественной эстрады в ходе изучения данной дисциплины. В статье анализируются аспекты становления и развития отечественной эстрадной песни вне границ Советской России в 1920-1930-е годы. Автор обозначает такие жанры эстрадного песнетворчества русского зарубежья, как: белогвардейская песня; эмигрантский романс; народные и казачьи песни; цыганские песни и романсы; песни в танцевальных ритмах вальса, танго и фокстрота. Раскрывается вклад представителей отечественного вокального искусства в формирование музыкальной культуры русского зарубежья. Рассматривается творчество наиболее популярных певцов-эмигрантов: Ф.И. Шаляпина, Н.В. Плевицкой, А.Н. Вертинского, П.К. Лещенко; представлен общий обзор их репертуара и дискографии изучаемого периода. Обращается внимание на то, что с помощью «русской песни в изгнании» представителям русской эмиграции того времени удалось сохранить определённую национальную самобытность в условиях инокультурной и иноязычной социальной среды. Отмечается факт, что эстрада русского зарубежья оказала некоторое влияние и на повседневную музыкальную культуру зарубежных стран.
Ключевые слова
В статье анализируется творческий путь ярчайшего пианиста современности - Алексея Султанова. Рассмотрены ключевые вехи его биографии и основные факторы, оказавшие решающее влияние на формирование личности музыканта. Показана исключительная роль семьи, а также значение занятий в музыкальной школе под руководством Т.А. Попович для развития феноменального дарования пианиста и кристаллизации его исполнительского мастерства. Особое внимание уделено анализу становления личности А. Султанова в период его обучения в Московской консерватории в классе Л.Н. Наумова. Напряжённый поиск собственного пути в музыкально-исполнительском искусстве способствовал формированию особой интерпретаторской манеры пианиста, отличающейся такими характерными чертами, как неистовый темперамент, высочайший психологический «вольтаж», предельная эмоциональность высказывания, эмпатийность, волевое начало, мощь, яркость, картинность музыкальных образов при сохранении классических канонов отношения к музыкальному содержанию, безупречная техничность. Изучение особенностей исполнительского стиля А. Султанова показало, что новаторский поиск пианиста находится в русле отечественной интерпретаторской традиции (в частности, традиции школы Г.Г. Нейгауза с её приоритетами поэзии, интеллектуальной воли, страсти и вдохновенной фантазии). Наряду с этим искусство музыканта являет собой яркий феномен современного масштабного романтического пианизма, синтезирующего лучшие традиции мировой фортепианной культуры. По мнению авторов статьи, ознакомление молодых исполнителей с творчеством А. Султанова открывает перед ними новые перспективы понимания и освоения музыкального содержания. Изучение творчества А. Султанова может обогатить теорию и методику преподавания в исполнительском классе, наметить пути решения проблем, которые встают на пути педагога, работающего с феноменально одарёнными личностями.
Ключевые слова
В статье затрагивается тема интерпретации музыкального образа как методической проблемы. В связи с этим авторы выдвигают теоретическое и практическое обоснование необходимости развития у учащихся-пианистов компетенции интерпретации музыкального образа как неотъемлемого компонента в процессе воссоздания музыки. Основанием для обозначения проблемы и раскрытия её методологического решения явилась реформа образования, выдвигающая новую концепцию, основанную на многогранном развитии личности и предполагающую компетентностный подход в обучении. Авторы считают, что основополагающей компетенцией в изучении музыки должна стать компетенция, связанная с раскрытием музыкального содержания, постижением художественного и духовного смысла музыки. Авторами предложены различные аспекты художественного образа, демонстрирующие его причастность ко многим сферам познания. В решении поставленной проблемы даётся дифференцированный подход к соотношению понятий «музыкальный образ», «художественный образ», «исполнительский образ». Внимание авторов акцентируется на соблюдении аутентичности в воспроизведении музыкального образа, сохранении духовной первоосновы музыки, выявлении «духовной матрицы» произведения, которая напрямую связана с духовным и личностным ростом исполнителя. Таким образом, становится логичным обращение авторов к проблеме развития у учащихся «духовного интеллекта» как необходимой составляющей в развитии выдвинутой компетенции. В заключение обосновывается мысль о необходимости развития у школьников различных типов интеллекта (IQ, EQ, SQ, TQ), лежащих в основе компетенции интерпретации художественного образа музыкального произведения, а также нахождения путей развития названных четырёх компонентов компетенции испол-нителя-пианиста, которые должны определять перспективу развития методологической концепции музыкального образования в целом.
Ключевые слова
Традиционная музыкальная культура народов мира, будучи уникальным пластом мировой культуры, представлена в содержании музыкально-педагогического образования главным образом образцами русской народно-песенной и инструментальной музыки. В статье раскрываются причины такого положения дел; отмечается интереснейший опыт включения Ю.С. Овчинниковой в содержание подготовки будущих учителей музыки курса «Традиционная музыка в культуре народов мира», его культурологическая и психолого-педагогическая направленность. Более подробно рассматривается профессионально ориентированный этномузыкальный подход к изучению традиционной культуры, получивший претворение в курсе «Национальные образы мира в традиционной культуре народов Австралии, Азии, Америки, Африки, Европы», разработанном автором данной статьи. Приведены базовые концептуальные положения, которые стали основой при определении его содержания и организации учебного процесса: включение в учебный материал образцов как европейской, так и внеевропейской традиционной музыкальной культуры; ориентация при подборе учебного материала на представленность в нём образцов традиционной музыкальной культуры народов разных регионов мира; структурирование учебного материала по континентальному признаку с учётом общности или различия образцов музыкальной традиционной культуры в цивилизационном отношении; демонстрация эволюционных преобразований в традиционной культуре на примере нескольких стран; включение в музыкальный материал народнопесенных и инструментальных образцов; полидеятельностный профессионально ориентированный подход к работе с аудио- и видеозаписями детских народных песен в аутентичном исполнении; привлечение к демонстрации инонациональной традиционной музыкальной культуры будущих музыкантов-педагогов, носителей одной из таких культур или по своей инициативе уже хорошо знакомых с какой-либо из них. Даётся краткая характеристика учебно-методического оснащения новой учебной дисциплины, сориентированного: на расширение и углубление представлений будущих музыкантов-педагогов о многоцветной палитре традиционных музыкальных культур; на овладение ими первоначальными умениями соотносить изучаемые фольклорные образцы с определёнными пространственными и временными координатами; на обогащение их музыкально-педагогического инструментария; на побуждение обучающихся к самостоятельному обогащению своего музыкального опыта в этом направлении.
Ключевые слова
В центре внимания автора - проблема подготовки старших дошкольников в детских садах Монголии к исполнению монгольских народных песен. В этом ракурсе даётся характеристика программ для дошкольных учреждений. Подробно рассматриваются содержание, организация и результаты констатирующего обследования, направленного на выявление уровня сформированности у детей данной возрастной группы певческого дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции, хорового строя и ансамбля, эмоциональной выразительности исполнения, а также диапазонов певческих голосов. Результаты проведённого аудиторского прослушивания детей свидетельствуют о низком уровне вокально-хорового развития выпускников детских садов Монголии. По мнению автора, такое состояние подготовки детей старшего дошкольного возраста к исполнению песенных образцов монгольской традиционной культуры обусловлено недостаточным вниманием к вокально-хоровой работе: в программах по музыкальному воспитанию дошкольников задача вокально-хорового развития детей даже не ставится; проведённое интервьюирование музыкальных руководителей детских садов свидетельствует о том, что большинство из них недостаточно компетентны в отношении вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста и в работе с детским хором не используют фольклорный музыкальной материал. Анализ результатов констатирующего обследования даёт автору основание сделать вывод о том, что необходима существенная коррекция учебных программ для детских садов Монголии и использование иных подходов к обучению дошкольников хоровому пению.