Статья написана в соответствии с необходимостью решения одной из важнейших задач, поставленных ЮНЕСКО: установление более широких и глубоких связей между философскими, общекультурными и научными идеями, между искусством и образованием. Современный мир развивается в сторону всё большего разнообразия форм культурного самовыражения личности, что предполагает создание оптимальных условий для развития и творческого взаимодействия различных культур. Уровень профессиональной оснащённости педагога-музыканта во многом определяется способностью восприятия и транслирования многообразных явлений мировой культуры. Культурные ценности - носители смысловой идентичности и, соответственно, требуют осмысления, понимания, а значит - интерпретации. Таким образом, именно интерпретация выступает важнейшим методологическим инструментарием реализации процесса культурного самовыражения личности через различные виды художественного творчества. Феномен интерпретации обозначается в статье как фундаментальное понятие, характерное практически для всех сфер человеческой деятельности, от простейшего восприятия различных предметов, событий, фактов до создания научных теорий и концепций. Одним из важнейших аспектов этого процесса в музыкальном образовании является актуализация контекста, в котором рассматривается музыкальное произведение. Именно контекст выступает связующим звеном от первоисточника (например, авторского нотного текста) к акустической или вербальной интерпретации этого произведения. Уровень рассмотрения контекста отражает смысловые горизонты познания будущего педагога-музыканта. В статье кратко прослеживаются историко-контекстуальные позиции различных мыслителей по основным содержательным характеристикам феномена интерпретации. Исходя из этих позиций, по мнению автора статьи, одним из важнейших критериев аутентичности интерпретационной деятельности педагога-музыканта является наличие множественных контекстуальных связей. Это, прежде всего, историко-стилевой, культурологический, социальный, мировоззренческий векторы. А также - национальная композиторская школа, индивидуальный почерк автора, его личные качества, факты биографии и творчества. Любой контекстуальный нюанс, незначительный на первый взгляд, может стать «несущей опорой» построения интерпретационной модели музыкального произведения. Только обращение к контексту позволит педагогу-музыканту выйти за «текст» изучаемого и исполняемого произведения, стать полноценным интерпретатором музыкального искусства и явлений культуры. Владение смысловым контекстом предмета интерпретации в учебном процессе даёт необходимую ориентацию в социокультурной среде как пространстве саморазвития и самореализации личности. Актуализация интерпретационной методологии позволяет педагогу-музыканту успешно интегрироваться в поликультурном пространстве современного мира.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2018. — Выпуск 2
Содержание:
В статье раскрываются некоторые особенности онтогенетического развития музыкального сознания современного человека. Показано, как дефиниция «музыкальное сознание» была подготовлена предшествующими научными поисками в области музыкальных способностей и почему появилась необходимость выйти за пределы данной области осмысления человека музицирующего. На основе культурно-исторической концепции Л.С. Выготского раскрываются природный и культурный уровни музыкального сознания: их содержание, происхождение, характеристики. Доказана сложность содержания и отношений уровней музыкального сознания, обусловленная более ранним, чем речь, овладением интонацией, в том числе музыкальной. В статье получают онтогенетическое толкование музыкально-неспецифические и музыкально-специфические компоненты музыкального слуха, анализируются процессы их природного и культурного развития. На примере разных народных культур и этносов раскрывается действие естественных стимулов раннего музыкального развития в зависимости от социокультурных требований среды. Большое внимание уделяется раскрытию механизмов онтогенеза музыкального сознания на основе процессов соинтонирования, усвоения понятий, интериоризации. Показано значение «культурных орудий» в развитии музыкального сознания учащихся: образных сравнений и метафор, игровых и сказочных приёмов, общепедагогических и музыкально-педагогических методов преподавания. Раскрывается значение подхода Д.Б. Кабалевского к общему музыкальному образованию на основе предложенных им «культурных орудий» - сенсорно-перцептивных эталонов и понятий - для формирования музыкальной культуры детей и подростков. Приведены примеры развития «умных эмоций» в процессе обучения детей на музыкальном инструменте. Рассмотрены музыкально-педагогические средства достижения сознанием учащихся уровня смысловой системы, находящейся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.
Ключевые слова
Воспитание культуры музыкального восприятия требует специфических подходов, учитывающих природу музыки как интонационного искусства, учёта таких субъективных факторов, как художественная фантазия, творческое воображение, жизненный опыт, потребности, предпочтения, интересы учащихся. Под стратегией музыкального восприятия понимается комплекс действий, необходимых для установления художественных контактов с образным содержанием музыки. Побуждающими факторами выступают эстетические потребности, умение обнаруживать художественное своеобразие музыкальных произведений, откликаться на них эмоционально. Вводя слушателей в образный мир музыкального искусства, важно выделить те ключевые точки интонационной палитры, которые могут вызвать отклики в жизненном опыте младших школьников, инициировать креативные поиски, направленные на личностно значимые открытия, достраивание субъективных образов восприятия. Полифония переживаний, связанных с восприятием музыки, не поддаётся жёсткой дидактической предопределённости, однолинейным сценариям развития. Проблема заключается в обосновании таких педагогических подходов, которые были бы рассчитаны на долгосрочное действие, духовно-телесный резонанс через установление диалогов с художественными образами. Восприятие музыки становится соразмерным жизненному опыту младших школьников (эмоциональному, игровому, телесно-пластическому, миметическому, кинестетическому) в условиях субъект-субъектного взаимодействия с педагогами, открытости, доверительности отношений, сотрудничества, овладения креативнообразными стратегиями познания. Художественными образцами, на которых успешнее формируется музыкальное восприятие, являются произведения, написанные для детей профессиональными композиторами, раскрывающие полный спектр чувств человека, доступные для переживания и анализа учащимися.
Ключевые слова
В статье представлен обзор существующих подходов, теории и практики создания новых эффективных методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека и позволяющих реализовать творческий потенциал личности. Представленный материал может существенно обогатить содержание музыкально-педагогического образования в процессе реализации учебных дисциплин профессионального психолого-педагогического блока. Сквозной мыслью статьи является признание, что музыка - одно из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической активности человека. Она развивает способность человека распознавать и управлять своими эмоциями, повышая его эмоциональный интеллект. В статье рассматривается использование основных видов музыкальной деятельности - слушания музыки, её инструментального исполнения и вокализации - для психологической коррекции личности и развития творческих способностей человека. Подробно описываются выявленные современной наукой эффекты от прослушивания различных классических произведений, в том числе «эффект Моцарта». Обсуждаются факторы, влияющие на восприятие музыки, а именно психоэмоциональное состояние человека в момент прослушивания, особенности его нервной системы, темперамента, типа личности. Отмечается, что значительно оживляют эмоциональную сферу человека, активизируют его самостоятельность и творческую активность пение и игра на музыкальных инструментах, отличительной особенностью которых является возможность импровизировать. Описываются механизмы, объясняющие физиологическое воздействие вокализации. Уделяется внимание приёмам джазового интонирования как яркому примеру оздоровления личности через музыку. В силу того что музыка может выступать инструментом психологической саморегуляции в осуществлении личностных и профессиональных задач, данный материал может быть применим в курсах дисциплин направления «Педагогика и психология музыкального образования» для повышения психолого-педагогической компетентности педагога-музыканта.
Ключевые слова
В статье раскрывается авторский взгляд на исследование концептуальных основ истории русской музыки как науки и как учебного предмета с позиций культурно-типологического подхода. Такой подход, позволяющий познавать русское музыкальное искусство в контексте православной цивилизации, служит научным инструментарием анализа «русской европейскости» и ориентализма, представленных в концепции автора как основополагающие, стержневые категории содержания курса «История русской музыки» в педагогическом процессе. Рассматривается исторический путь становления и развития ориентализма как целостного генетически значимого явления русской музыки XVIII - начала XX столетий. Исследуя музыкальный ориентализм, автор подчёркивает значимость типологических характеристик русской художественной (музыкальной) культуры, а именно: духовность как доминантную составляющую русской музыки; традиционализм и целостность, позволяющие сохранять самобытность и национальную идентичность; открытость и диалогичность, определяющие уникальную способность к художественному диалогу с Западом и Востоком. Изучение ориентализма показало динамику и разнообразие его содержания от интонационного копирования восточных мелодий и ритмов до философского осмысления эзотерических вероучений Востока, преломлённых сквозь призму ценностей и смыслов русской культуры. Автор выделяет четыре характерных и вариативных проявления русского музыкального ориентализма: образную сферу, связанную с раскрытием самобытности нехристианских народов азиатского региона; образную сферу, навеянную фантастикой и восточной сказкой; образную сферу, дающую обобщённое представление о враждебных силах, например о татаро-монгольской орде; образную сферу, истоки которой следует искать в восточных религиозных учениях. Обращённость к Востоку стала мощным стимулом развития средств музыкальной выразительности, существенно обогатив интонационный арсенал русской музыкальной классики: ритмику, мелодику, гармонию, оркестровку. Показано, что ориентализм глубоко отразил культурно-типологические особенности русского музыкального искусства, сформировавшегося в недрах православного мировидения. Духовные православные ценности предопределили бережное и гуманное отношение русских композиторов к искусству иных народов. Согласно авторской позиции, явление ориентализма в содержании учебного курса «История русской музыки» нуждается в содержательном и методическом переосмыслении. В статье представлен и обоснован специальный метод культурно-типологического анализа ориентализма в его поэтапной реализации. При изучении обобщающих разделов курса предлагается модель анализа, включающая изложение концептуальных основ музыкального искусства в контексте особенностей русской культуры как составляющей православной цивилизации. Применение метода в учебном процессе предполагает опору на смысловые основания русской музыкальной культуры, проблемное поле которой охватывает ценностные характеристики ориентализма в диалектике «своего» (традиционного) и «чужого» (привнесённого иноязычного) музыкального материала, изучение художественных течений и школ как продукта национальной ментальности и цивилизационной значимости, анализ музыкального «стиля эпохи».
Ключевые слова
В статье рассматриваются цели, задачи, особенности освоения курса гармонии - одного из самых важных и сложных в структуре профессиональной подготовки будущих музыкантов в высших учебных заведениях. Подчёркивается, что данный курс имеет междисциплинарный характер, так как опирается на знания, полученные при освоении целого ряда социально-гуманитарных, музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин в системе высшего и среднего профессионального образования. Результатом его освоения должны стать сформированные компетенции, предполагающие владение навыками научной организации труда, культурой мышления, способностью к постановке целей и выбору путей их достижения, а также целостное художественное мировоззрение и умение комплексного охвата культурных событий музыкальной истории человечества в их взаимосвязи и взаимозависимости. Данные компетенции предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения и определяют направленность освоения образовательных программ высшего образования в сфере музыкального искусства. Опираясь на собственный опыт преподавания курса гармонии в Южно-Уральском государственном институте искусств им. П. И. Чайковского, автор доказывает, что обозначенные результаты достигаются с помощью применения метапредметного подхода, предполагающего актуализацию знаний из смежных научных областей, и использования интерактивных методов обучения, таких как коллективные дискуссии с элементами ролевого и игрового моделирования, эвристические беседы, «мозговой штурм», метод проектов. При этом ориентация на активную самостоятельную деятельность студентов позволяет интенсифицировать учебный процесс, повысить мотивацию к освоению материала курса гармонии и обеспечить более эффективное достижение целей и задач обучения.
Ключевые слова
Статья посвящена освоению формы музыкального произведения сквозь призму положений герменевтики. Рассматриваются понятия «музыкальная форма», «понимание содержания музыкального произведения», «интерпретаторская миссия», «аналитико-синтетическая деятельность сознания», «горизонтальное мышление», «симультанный охват», «антиципация». Особое внимание уделяется понятию «герменевтический круг» - центральному методологическому принципу понимания текста, согласно которому понимание целого складывается из понимания отдельных его частей. При этом понимание каждой из них обусловливается предварительным общим пониманием целого, осознанием единой смысловой перспективы, в которой пошагово разворачивается движение понимания. По мнению авторов, герменевтический круг, выступая ключевым принципом понимания содержания музыкального образа как целостного явления, оказывает существенное влияние на процесс исполнительского формообразования, позволяя музыканту посредством поэтапного освоения формы успешно преодолеть путь от недифференцированного восприятия к обобщениям высшего порядка - созданию исполнительской концепции, отражающей единство замысла композитора. Применение герменевтического круга при изучении формы произведения открывает перед исполнителем новые перспективы понимания и освоения музыкального произведения как «формы эстетического бытия»
Ключевые слова
Статья содержит анализ античных источников, посвящённых воззрениям на музыкальное образование, прежде всего в его практическом аспекте. Приведённые свидетельства показывают, что внедрение музыкального образования в систему воспитания активно обсуждалось античными мыслителями, высказывающими самые различные точки зрения. Так, согласно Диогену Лаэртскому, основное музыкальное образование сводилось к умению играть на музыкальных инструментах (самыми популярными среди них были авлос и кифара), при этом в античных письменных свидетельствах почти ничего не говорится о преподавателях вокала. Аристотель, опираясь на существовавшие в обществе представления, рассматривал музыку, прежде всего, как предмет развлечения, приятного проведения досуга. Платон, с одной стороны, ставил музыку в ряд «подражательных» природе искусств, с другой - отмечал её крайне важный воспитательный аспект. Позднеантичные философы поддерживали и развивали точку зрения Платона на музыку (наряду с грамматикой) как на важный момент воспитания личности. В трудах Плутарха можно найти упоминание о музыке как элементе образования воинов-спартанцев, служившей для поддержания в них патриотического духа. Цитаты из писаний философов приводятся на древнегреческом языке с последующим переводом на русский. Отдельно оговаривается значение слов и понятий, что позволяет убедиться в правильности той или иной трактовки оригинала.
Ключевые слова
В статье с историко-педагогических позиций анализируется концертная деятельность учащихся средних женских учебных заведений (гимназий, институтов, епархиальных училищ) последней трети XIX века как неотъемлемая характеристика их общего музыкального образования. Приводятся статистические данные, показывающие уровень востребованности музыкального образования в женских учебных заведениях. Представлены образцы требований к музыкально-теоретической подготовке учениц. Автор анализирует статус пения и музыки (обучения игре на музыкальных инструментах) в женских учебных заведениях, понятие «концертная деятельность» и формы организации такой деятельности применительно к объекту своего исследования: концерт, литературно-музыкальный вечер, выступления на торжественных актах, на праздниках, на экзаменах, а также их образовательную и воспитательную функции. В статье проанализированы взгляды педагогов-музыкантов XIX века на сам феномен школьных концертов, на их соотношение с процессом систематического музыкального образования учащихся. Особое внимание уделено критике показушной концертной деятельности, осуществлённой в работах К.Э. Вебера и Г.А. Маренича, где серьёзному, сознательному и планомерному музыкальному образованию учениц противопоставляется подготовка концертных номеров, не соответствующих их реальным техническим и художественным исполнительским возможностям, требующая натаскивания и препятствующая становлению музыкально-образовательной самостоятельности, исполнительской культуры. Анализируется функция концертов в процессе реализации задач духовно-нравственного воспитания учащихся, а также целостный вклад женских учебных заведений в становление концертной деятельности в России последней трети XIX века.
Ключевые слова
Объектом данного исследования является процесс профессиональной подготовки студентов образовательной программы 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (для иностранных обучающихся), предметом - выявление педагогических условий изучения китайскими студентами фортепианных школ России на рубеже XIX-XX столетий. К таким условиям авторы относят, во-первых, учёт возможных сложностей, связанных с пониманием обучающимися русскоязычных текстов первоисточников - методических пособий по вопросам фортепианной педагогики видных музыкантов России данного исторического периода, что предполагает разработку учебно-методического сопровождения (электронного образовательного ресурса, содержащего опорные конспекты с использованием русско-китайского и китайско-русского перевода; иллюстративный материал: фото, ноты, аудио- и видеофайлы; тестовые задания для самопроверки). Вторым условием является компетентностная направленность освоения будущими музыкантами-педагогами учебного материала на становление ряда профессиональных навыков: аналитических, практических, творческих, коммуникативных, социальных, рефлексивных. В статье дана краткая характеристика концептуальных подходов к определению содержания и организации процесса изучения китайскими студентами фортепианных школ России на рубеже XIX-XX столетий: интонационного, парадигмально-педагогического, цивилизационного, практико-центрического, кросскультурного, а также рассматриваются теоретикометодические установки, положенные в их основание.