В связи с пятилетним юбилеем журнала «Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» в статье обозначены основные вехи в его становлении и развитии как нового печатного издания международного научного сообщества музыкантов-педагогов. В опоре на интонационную теорию Б. В. Асафьева даётся характеристика логотипа журнала как откристаллизовавшейся схемы и как процесса. Выявляется принципиальное отличие данного периодического издания от других журналов, посвящённых рассмотрению музыкальных проблем. Получает раскрытие уникальность его пирамидальной структуры, в основе которой лежит трёхуровневая методологическая модель педагогики музыкального образования. Особое внимание уделяется направленности редакционной политики на достижение органического единства музыкального искусства и образования, её ориентации на реализацию музыкантами-педагогами в своих исследованиях интонационного и парадигмально-педагогического подходов к раскрытию поднимаемых в статьях проблем. Приводится аргументация утверждения о том, что за пять прошедших лет со дня основания журнал стал новой для России формой обобщения и распространения международного опыта в сфере общего и профессионального музыкального образования, в том числе музыкально-педагогического. Подтверждением тому являются: международный состав редакционного совета; выпуск трёх сборников избранных статей на английском языке; публикация статей как российских музыкантов-педагогов, так и представителей других стран мира: Алжира, Белоруссии, Германии, Израиля, Казахстана, Канады, Китая, Литвы, Молдовы, США, Украины, Чехии. Подчёркивается значимость включения в проблемное поле издания всех трёх основных направлений музыкального образования: музыкального образования народной, религиозно-духовной и светской ориентации, каждое из которых получает рассмотрение как на уровне общего, дополнительного, так и профессионального музыкального образования.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2018. — Выпуск 1
Содержание:
Автор размышляет о специфике музыкально-педагогической профессии, отмечая её универсальность и разнообразие форм деятельности. Уникальность эта, как показано в статье, связана с универсальностью самого музыкального искусства, его вселенским объединяющим свойством. Мегаязык музыки позволяет педагогу-музыканту аккумулировать в себе неиссякаемые творческие возможности деятельности человека в сфере культуры. Оперируя творениями музыкального искусства, выитраивая их в определённую образовательную и воспитательную систму, имеющую свою структуру, функции и задачи, педагог-музыкант становится “primus inter pares” («первым среди равных») в ряду других педагогических специальностей, бережно охраняя непреходящую ценность шедевров музыкального искусства и обеспечивая их постоянное присутствие в культурном пространстве нашей жизни. Особое внимание уделяется принципу «вопрошания», который детерминирует всю профессиональную деятельность педа-гога-музысканта, уровень и качество его мыслительной активности. Данный принцип проявляется, в частности, в способности аргументировать и защищать собственные решения, обосновывать стиль и методы практической педагогической деятельности, в формулировании и утверждении своей жизненной позиции, в желании и умении эту позицию отстаивать. В статье также приводятся выдержки из работ студентов -будущих учителей музыки о своей профессии.
Ключевые слова
Преобладание техногенно-потребительской модели в развитии современного общества, коммерциализация музыкальной сферы, манипулирование общественным сознанием звукомузыкальными средствами и общая перегруженность информационного пространства обусловливают необходимость включения в практику музыкального образования компонента самопознания. Педагогическое осмысление этой важной категории может не только способствовать реализации принципа связи музыки с жизнью, но и создавать более благоприятные условия для развития творческого потенциала и музыкальной культуры личности, для становления авторства человека в отношении собственной жизнедеятельности. Важным подспорьем здесь могут выступать музыкальные категории, осмысленные в творческом музыкальном опыте как метафоры жизненных ситуаций. В качестве конкретных примеров автором рассматриваются следующие проблемы: звук как порождение бытия и как признак жизни; оппозиция лада/разлада, гармонии/дисгармонии, порядка/хаоса; ритм как основа жизни, здоровья, творчества; творческий замысел и пути его воплощения в музыке и в жизни. Изучение музыкальных категорий в ракурсе самопознания подготавливает обучающихся к более глубокому восприятию музыкальных произведений, помогает лучше понять себя и окружающий мир, способствует повышению осмысленности жизни, приносит радость, вдохновение, чувство объективной правды и красоты бытия.
Ключевые слова
В статье описывается разработанный британскими исследователями новый многопрофильный тест Gold-MSI v.1.0 (Голдсмитский индекс музыкального развития), направленный на комплексную оценку музыкальности и музыкального опыта человека. Методика широко используется в западных музыкально-психологических исследованиях, стандартизована, обладает хорошими психометрическими качествами, однако в России до сих пор не известна. Результаты апробации русскоязычной версии самоотчётного опросника Gold-MSI v.1.0 на российской выборке из 58 испытуемых показали, что опросник обладает удовлетворительной надёжностью и валидностью. В качестве показателя надёжности использовалась мера внутренней согласованности (альфа Кронбаха). Получены подтверждения критериальной валидности: результаты профессиональных музыкантов оказались значим,о выше, чем у других испытуемых. Показано, что добавление к оригинальным шкалам опросника шкалы «Восприятие классической музыки» повышает дискриминативную эффективность опросника в разделении «музыкальной» и «немузыкальной» групп. Проведённый анализ позволяет наметить перспективы использования опросника Gold-MSI v.1.0 в образовательном процессе и в музыкально-педагогическом сопровождении. В свете задач современного музыкального образования актуальными являются как диагностика текущего развития музыкальности, так и возм,ожность оценки её динамики в различных образовательных условиях и на разных этапах жизненного пути личности.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности учителя музыки в работе с одарёнными учащимися, имеющими трудности в обучении; обсуждается возможность «педагогического рефрейминга» отношения бакалавров музыкального образования к детям с различными психологическими особенностями. Отдельное внимание уделено организации занятий в системе музыкального образования с учётом индивидуальных особенностей школьников с целью развития их психологической ресурсности и успешности. В качестве методологических оснований анализируются педагогические труды Д. Б. Богоявленской, Е. И. Щеблановой, Ф. Монкса, И. Ипенбург, М. Плясовой, В. П. Эфроим-сона, С. Судзуки, Т. Песонен, посвящённые выявлению и развитию одарённости детей. В контексте рассмотрения взаимодействия феноменов одарённости и личностной ресурсности и их влияния на успешность детей изучаются различные системы психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями в обучении, описывается формирование у студентов компетенции «готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса» (ОПК-3) в рамках разработанного спецкурса. Излагаются содержание и некоторые результаты опытно-поисковой работы по формированию готовности бакалавров музыкального образования к развитию личностных ресурсов школьников в процессе музыкальной деятельности.
Ключевые слова
Анализ содержания курса «История русской музыки» в контексте культурно-типологического подхода к музыкальному искусству вызван как внутренними потребностями развития высшего музыкального образования, так и всплеском общественного и научного интереса к истории России, к её ментальным характеристикам, возникшим в пограничье двух мировых цивилизационных потоков, условно называемых «Востоком» и «Западом». В статье раскрываются основные этапы становления отечественного исторического музыкознания, анализируются причины противоречивших тенденций данного процесса, затруднявших формирование соответствующего учебного предмета вплоть до середины ХХ века. Ориентируясь на ценностно-личностную значим,ость курса «История русской музыки» в профессиональном становлении учителя, автор приходит к выводу: методологическим основанием целостного осмысления музыкально-исторической национальной традиции в учебном процессе может стать культурно-типологический подход, являющийся научным инструментарием анализа музыкального искусства в русле концепции русской православной цивилизации. Культурно-типологические особенности русской музыки проявляются в способности её творцов к диалогу с иноязычными традициями, когда заимствованный материал перерабатывается и воплощается сквозь призму православных ценностей. Согласно представленной в статье а,вторской позиции, знаковым воплощением культурно-типологических особенностей русского музыкального искусства, требующих адекватного отражения в содержании соответствующего учебного курса истории русской музыки, являются «русская европейскость» и ориентализм.
Ключевые слова
Одной из существенных проблем сегодняшнего дня является необходимость сбалансировать задачи этнического культурного самоопределения подрастающего поколения с укреплением гражданской, национальной и культурной идентичности в условиях поликультурного многообразия. Важнейшим фактором развития культуры сегодня выступает образование, обеспечивая сохранение и передачу культурных ценностей. Основополагающим звеном здесь является изучение музыкального народного творчества, что особенно актуально в условиях многонациональных регионов. В статье автор акцентирует внимание на необходимости включения в учебные программы традиционного музыкального фольклора, рассм,а-триваемого как родной музыкальный язык ребёнка, которым, как и родным вербальным языком, следует овладевать как м,ожно раньше. Приобщение детей к по-ним,аиию национального через музыкальную интонацию не только развивает слух, но и закрепляет в художественной памяти ребёнка особую, присущую тому или другому народу интонацию. В статье большое место отводится анализу экспериментального учебно-методического пособия «Фольклорное сольфеджио», включающего в себя примеры традиционного музыкального фольклора коренных народов Карачаево-Черкесии и отвечающего всем вышеуказанным автором требованиям,.
Ключевые слова
Исследование посвящено статистическому обоснованию наиболее вероятностных интонаций, с которых может начинаться тематический материал в классической тональной музыке XVIII-XX веков. Из наиболее вероятностных интонаций выделены те, что представляют дидактический интерес при слуховом освоении музыкальной звуковысотной системы. Результаты исследования применимы для построения оптимальной системы одноголосного сольфеджио на начальном этапе обучения. В качестве материала для статистической обработки взяты примеры случайной выборки из музыки эпох барокко (И. С. Бах), венского классицизма (В. А. Моцарт), романтизма XIX века (И. Брам,с) и романтизма ХХ века (С. В. Рахманинов). Эти случайно отобранные примеры указывают на преобладание в музыке классической традиции определённых мелодических оборотов, с которых начинается тем,атический материал. Автор предлагает также сравнительный анализ типичных подходов к начальным интонациям в детской музыкальной дидактике в СССР, России, Европе и США в XIX-XXI веках. Среди этих подходов не найдено таких, которые опирались бы на обнаруженную автором статистическую закономерность. Помимо статистического анализа предложены конкретные примеры из музыкальной литературы, учитывающие обнаруженную статистическую закономерность применительно к постулируемой дидактике.
Ключевые слова
В статье рассматривается феномен Московского камерного хора как явления в отечественном хоровом искусстве. Отмечается роль Владимира Николаевича Минина в создании нового типа певческой формы музицирования. Сформулированы основные позиции в творческой деятельности коллектива и его художественного руководителя. Определена роль репертуара, а именно значение русской хоровой музыки а cappella как главного направления, отражающего специфические черты исполнительского стиля дирижёра и Московского камерного хора. В аспекте рассматриваемой темы в центре внимания автора оказывается певческая манера, особенностью которой становится тембр голоса. Именно феномен голоса утверждается как необходимое условие творческого поиска художественного результата - интерпретации сочинений С. Рахманинова, С. Танеева, Г. Свиридова, В. Гаврилина. Структурный принцип распределения представленного в статье материала основан на ряде положений, сквозь призму которых выделяются главные грани в оценке рассматриваемой проблемы Большое значение имеет характеристика качества звучания Московского камерного хора в аспекте взгляда В. Н. Минина, отражённого в чертах интерпретационного подхода дирижёра к исполнению произведений отечественных композиторов. Такой подход в полной мере проявляется в многообразии фактурно-тембровых решений, палитре темброво-динамических красок, уникальной выразительности певческо-голосовых возможностей данного коллектива. Представленный материал может быть использован в качестве дополнительного образовательного компонента в содержании подготовки современного хормейстера в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова
В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при выборе учебно-методического репертуара в классе вокала в детских школах искусств. Обосновывается педагогическая целесообразность обогащения разучиваемого репертуара старинными итальянскими ариями. Представлен анализ: а) старинных итальянских арий с музыкальной, вокально-технической и эмоциональносмысловой сторон; строения мелодической линии, аккомпанемента, исполнительской эстетики; б) физиологических и психологических особенностей обучающихся, а также особенностей их голосовых аппаратов и голосовых возможностей; в) методических требований к вокально-техническому и художественному исполнению старинных итальянских арий. Приводятся сравнительные результаты проведённого анализа. Раскрывается роль учебно-методического репертуара в психологическом, эмоциональном, музыкально-эстетическом, вокально-техническом и вокально-исполнительском развитии учащихся: влияние тематики старинных итальянских арий на становление художественных идеалов, духовных приоритетов, на приобретение эмоционального опыта; значение точного выполнения авторских динамических и темповых указаний для формирования мышечно-слуховых стереотипов, исполнительских умений, приобретения опыта переживаний различных психологических состояний, выбора и сублимации эмоций и подбора вокально-технических приёмов их воплощения в процессе исполнения. Приведён примерный список старинных итальянских арий для использования в учебно-образовательном процессе.
Ключевые слова
Внедрение инноваций в образовательный процесс требует переосмысления традиционных форм обучения, активного поиска новых приёмов работы с обучающимися. В данной работе автор проводит анализ проблемы использования электронных инструментов в современном музыкальном образовании. Обосновывает целесообразность применения клавишных электронных синтезаторов в процессе дирижёрско-хоровой подготовки будущего учителя музыки (при работе с хоровым коллективом, студентом-дирижёром, музыкальными инструментами: роялем, электронным фортепиано, ударными), а также в реализации творческого проекта на государственном экзамене по дирижированию хором в педагогическом вузе. Анализируется современный уровень использования синтезаторов в образовательном процессе. Детально рассматриваются особенности внедрения электронных инструментов в хоровом классе. Обосновывается практическая значимость внедрения клавишных электронных инструментов в учебный процесс педагогического вуза. Описываются этапы реализации творческого проекта, определяются условия, способствующие творческому взаимодействию музыкантов, эффективной организации рабочего процесса, а также личностные качества студентов-музы-кантов, необходимые для реализации творческого проекта. Раскрывается роль синтезатора в обогащении тембрового слуха, расширении возможностей озвучивания музыки оркестрового типа. Выявляется личностно значим,ое отношение студентов к приобретению опыта игры на электронных инструментах в коллективной форме музицирования с перспективой использования полученного опыта в своей будущей педагогической деятельности.
Ключевые слова
Народная песня как предмет изучения на протяжении многих лет занимает центральное место в ряде трудов музыковедов и педагогов. Уже в ранних работах Б. В. Асафьева проводится мысль о непреходящей ценности традиционного песенного фольклора в музыкальном воспитании, необходимости его освоения и сохранения фольклорных традиций. Как показывают исследования последних лет, многие педагоги называют песенно-фольклорный материал в качестве наиболее физиологически комфортного для постановки детского голоса в силу некоторых особенностей, присущих именно музыкальному фольклору, и тесной связи, существующей между народной песней и национальным языком,. В процессе этноинтонаци-онного освоения русского песенного фольклора весьма перспективным представляется применение метода структурализма, двухуровневая модель реализации которого напра,влена на выявление устойчивой песенной структуры (инварианта) внутри определённого песенного типа, освоение различных одноголосных вариантов одной песни с постепенным усложнением их мелодики, многослойное их наслоение и как результат - творческое воплощение в традициях народного исполнительства,. Предложенный метод структурализма способствует активному развитию творческого начала учащихся и помогает сформировать нестандартный подход к ра,бо-те над песней, что в дальнейшем позволит свободно ориентироваться в определённом народно-песенном м,атериале и обусловит творческую компоненту, необходимую для живого народного творчества,.
Ключевые слова
Объектом данного исследования является процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта, предметом - реализация кросскультурного подхода к освоению китайскими студентами музыкально-педагогических технологий по овладению первоначальными навыками чтения с листа в классе фортепиано (на примере опыта педагогов России, Великобритании и Соединённых Штатов Америки). Выбор стран обусловлен историческими особенностями влияния на модель музыкального образования Китая тенденций российского, американского образования и образования стран европейского блока. При рассмотрении этих методик в статье не только сопоставляются вариативные подходы в аспекте сравнительной педагогики, но и выявляются корреляция, взаимоотношение, взаимосвязь различных образовательных моделей, методов и методических приёмов освоения навыков чтения с листа на фортепиано с целью дальнейшей адаптации в собственной профессиональной деятельности студентов Китая. Значимое внимание в статье уделяется формированию комплекса профессиональных компетенций студентов: аналитических (умение анализировать учебный материал современных учебно-методических пособий, прогнозировать типичные ошибки обучающихся и находить возможные педагогические средства их коррекции); практических (готовность к адаптации общих и характерных принципов обучения чтению с листа в собственной деятельности); творческих (умения и навыки в нахождении альтернативных решений); коммуникативных (умение использовать наглядный материал, работать в группах, отстаивать собственную профессиональную позицию, убеждать оппонентов в позитивности предлагаемых методов); социальных (умение поддерживать дискуссию, аргументировать противоположное мнение); самоанализа (осознание и анализ мнения других и своего собственного в вопросах обучения чтению с листа на начальном этапе освоения фортепиано). Средством формирования указанных компетенций является комплекс образовательных технологий: case study, информационно-ком,муни-кационных, проблемного обучения. Овладение китайскими студентами данными технологиями, по мнению автора статьи, открывает возможность диалога