Сложность решения заявленной проблемы – развитие личности педагога-музыканта в образовательном процессе – потребовала обращения к методологии педагогики музыкального образования, в частности к разработке методологических оснований, лежащих в его основе. Согласно авторской концепции, такими основаниями являются: теория перманентного развития личности как постоянно осуществляемого в онтогенезе процесса позитивных сопряжённых изменений личностных свойств и качеств человека; обоснование аллотропности метасистемы музыкально-педагогического процесса, основанного на эмоциогенных факторах, специфике музыкального искусства и особенностях функционирования в музыке эмоциональной информации; дефиниция и анализ сущности понятия «полисубъект», состоящего в музыкальном образовании из реальных субъектов и квазисубъек- тов (музыкальных произведений), с развивающими механизмами интроспекции, идентификации и интерпретации и темпоральной основы профессионального становления личности педагога-музыканта.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2016. — Выпуск 4
Содержание:
посвящена проблеме осмысления традиционных песен народов мира как деятельностного средства, способствующего сопереживанию другой культуры. Автор выделяет следующие особенности традиционной музыки разных народов: воздействие на человека на глубинном природном, праязыковом уровне; возвращение слушающих посредством музыки к изначальному, обусловленному природой единству с Миром; положительное влияние музыки на физическое и психическое здоровье человека в силу её сообразности естественному звучанию природного космоса и отсутствия в ней искусственных ритмов и смещённых частот; создание условий для внутреннего переживания природного родства и единства представителей разных культурных миров. Сравнительное изучение музыкальных традиций народов мира и педагогический опыт автора позволяют прийти к заключению, что традиционные песни народов мира, синтезируя в себе звучание природного космоса этнокультуры, традиционную картину мира, особенности этноистории, на- ционального характера, менталитета и духовно-ценностных оснований жизни этноса, дают возможность обучающимся при создании определённых педагогических условий внутренне проживать другую культуру через творческий музыкальный опыт. В качестве педагогических условий организации такого музыкального опыта автор выделяет следующие факторы: 1. Обращение к традиционно ориентированному музыкальному образованию. 2. Творческий подход к освоению музы- кальных традиций на основе развития собственного творчества, самопознания и рефлексии как у обучающихся, так и у педагогов. 3. Использование совместных музыкальных игр-импровизаций на традиционных музыкальных инструментах народов мира для раскрытия творческих способностей обучающихся как «органа» понимания плодов творчества других культур. 4. Самостоятельная работа студентов с аудио- и видеозаписями полевых исследований, а также с записями исполнителей традиционной музыки. 5. Использование развивающих практик, связанных с движением, народными танцами изучаемой традиции и телесно-двигательным соинтонированием с песней для «пропускания через себя» звукоритмических констант этнокультуры. 6. Знакомство с алфавитом, живой речью и языком исполняемой песни. 7. Когнитивный аспект изучения традиционных песен. 8. Обращение к творческой игровой инсценировке песен при обучении дошкольников и детей младшего школьного возраста. 9. Наличие у педагога собственного опыта живого соприкосновения с той или иной традицией. Автор приходит к выводу,что комплексное культурологическое изучение и исполнение песен разных народов оказывают глубинное воздействие на обучающихся, при котором мир Другого не просто обретает определённое место во внутреннем мире реципиента, но в корне преобразует его, придавая ему совершенно новое качество.
Ключевые слова
Сокровищница музыкальной культуры неисчерпаема, её невозможно освоить за годы учёбы в школе. Актуальным является не само по себе развитие музыкального восприятия как целостного, завершённого умения, а овладение способами творческого декодирования художественных образов, самостоятельного достраивания их для продуктивного художественно-эстетического общения с музыкой в дальнейшем. С позиций синергетического видения проблемы сущность воспитания музыкального восприятия как нелинейной, открытой для творчества системы состоит в создании условий, необходимых для самоорганизации его как художественного процесса, взаимодействия интонационно-духовного и интонационно-телесного опыта слушателя, достраивания субъективных образов восприятия, сокращения одномерных предметно-зрительных интерпретаций содержания музыки. На ориентировочно-эмоциональном уровне восприятия происходит обобщение музыкального содержания, согласование с соматическим и телесным опытом слушателя, одномоментное схватывание интонационно-эмоционального смысла, инициация полей ассоциативных представлений как управляющих параметров художественной коммуникации. На конструктивно-эмоциональном уровне осуществляется переосмысление жизненных эмоций в эмоции художественные через аналитические действия слушателя, уточнение выразительных средств, формы, жанровых особенностей, перевод одномоментных интонационно-телесных образов-эмоций в образы-переживания.
Ключевые слова
В статье характеризуются требования, предъявляемые к человеку нового времени и выражающиеся в необходимости его личностного саморазвития, полноценного раскрытия творческого потенциала. Определяется роль педагога художественной специализации в достижении данных целей, который способен установить с обучающимися взаимодействие духовного уровня, базирующееся на актуализации творческого самосознания всех субъектов образовательного процесса. В соответствии с позициями классической философии и отечественной педагогики музыкальное искусство рассматривается как эффективное средство активизации творческого самосознания личности. Авторами предлагается трактовка понятия «творческое самосознание педагога-музыканта». В процессе анализа научной литературы, связанной с рассматриваемой проблемой, раскрываются компоненты творческого самосознания педагога-музыканта, которые становятся предметом диагностического исследования студентов-бакалавров. На основе представленных результатов исследования определены условия эффективной организации процесса подготовки будущих профессионалов.
Ключевые слова
В статье раскрываются содержание и механизмы различных видов влияния учителя музыки на учащихся, способствующие эффективности педагогического общения на уроке. Рассматриваются такие виды влияния, как подражание, убеждение, заражение и внушение. Наиболее подробному анализу подвергается недирективное внушение: его формы, функции и возможные результаты. Представлены примеры неосознанного суггестивного воздействия педагогов и родителей на детей. В качестве альтернативы учителям музыки и музыкантам-педагогам предлагается освоить осознанное применение внушения в образовательном процессе. Рассматриваются общие признаки косвенного внушения в процессах обучения и гипнотического транса. Приводятся примеры владения педагогическим внушением выдающимися педагогами: Г. Г. Нейгаузом, В. В. Горностаевой, Г. К. Лозановым. Раскрывается суть следующих приёмов суггестивного педагогического воздействия: «присоединение и ведение», «трюизм», «выбор без выбора», «разрыв стереотипа», «инкорпорация», «психологический якорь».
Ключевые слова
В статье выявляются принципы и возможности музыкального движения как метода психолого-педагогической и художественной работы. Музыкальное движение, возникшее в начале XX века как художественная практика, в дальнейшем становится методом эстетического воспитания личности. Суть метода заключается в психотехнике художественного (музыкального) переживания. В центре внимания авторов оказывается также эстетика музыкального движения, обусловленная особым отношением к музыке, к естественному движению, к самому человеку. В статье описывается путь создания музыкально-пластических спектаклей в жанре действа – от импровизации к художественной форме. Музыкально-пластическое (вокально-пластическое) действо как сценический жанр является производным от метода музыкального движения. Организация сценического действа неразрывно связана с психотехническим ядром самой практики музыкального движения – идеей душевного обновления и единения через музыку. Показывается особое значение смысловой и художественной цельности музыкально-пластического спектакля.
Ключевые слова
В статье освещаются вопросы сонорности в якутской народной му- зыке, которая входит в содержательную часть общего (в том числе дополнительного) и профессионального музыкального образования в Республике Саха, обсуждается проблема национального звукотембрового идеала – этнического «музыкального кода». Выделяются такие свойства якутского звукоидеала, как темброфоническая характерность исполнения, включающая пространственно-регистровую дифференциацию и плотность звучания, а также такие ладомелодические модели, как кылысах, зачин «дьиэ-буо», «раскрывающиеся лады», тритон («якутская кварта»). Выявляется наличие сонорных явлений в жанрах музыкального фольклора саха, традиционных стилях пения дьиэрэтии ырыа, дэгэрэн ырыа и кутуруу, а также в звучании народных музыкальных инструментов. Изучение этого феномена в процессе освоения учебной дисциплины «Гармония в музыке якутских композиторов» в Высшей школе музыки Республики Саха (Якутия) обусловлено спецификой обучения якутских певцов, в репертуаре которых звучит не только европейская классика, но и произведения местных авторов, претворяющих в своём творчестве черты традиционных сонорных стилей пения. Глубокое постижение своеобразия народного музыкального искусства и черт национального звукотембрового идеала позволит будущим профессиональным музыкантам применять усвоенные теоретические знания и практические умения и навыки в музыкально-исполнительской, просветительской и педагогической деятельности.
Ключевые слова
В предлагаемой статье речь идёт об одной из разновидностей стилевого сольфеджио – о джазовом сольфеджио, которое направлено на развитие стилевого слуха и навыков интонирования на эстрадно-джазовом музыкальном материале. В педагогике музыкального образования в последние десятилетия утвердилось положение о том, что каждый музыкальный материал требует разработки методов обучения, отвечающих его интонационной природе. Следует отметить, что некоторое время назад преподаватели эстрадно-джазовых отделений встретились с трудностями, обусловленными практически полным отсутствием теоретической базы, необходимой для освоения основных предметов. В первую очередь, это касалось преподавания собственно эстрадно-джазового вокала, а также других обязательных для данного направления подготовки дисциплин. Одной из таких дисциплин является сольфеджио. Как известно, занятия на уроках по данному предмету развивают музыкальные способности учащихся, в особенности слух, память и чувство ритма, способствуют более эффективному освоению музыкального исполнительства и других дисциплин в области музыкального искусства. В настоящее время практикующие педагоги в условиях дефицита методических материалов для преподавания джазового сольфеджио самостоятельно составляют учебные про- граммы и учебно-методические материалы. Однако они не могут прийти к единому мнению как относительно возраста обучаемых, так и создания единого алгоритма освоения этой дисциплины. В то же время практически невозможно найти программы, соответствующие потребностям подготовки отечественных исполнителей, определяемым необходимостью сочетания эстрадного и джазового компонентов обучения.
Ключевые слова
В предлагаемой статье автор обсуждает вопросы, связанные с обуче- нием искусству аккомпанемента в высших и средних специальных учебных заведениях. В работе освещаются как вопросы общего методического характера, так и актуальные проблемы профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера. Современные требования ставят перед преподавателями ряд задач, направленных на комплексное развитие студента в рамках указанной дисциплины. В связи с этим становится совершенно очевидной необходимость обсуждения в печати актуальных проблем обучения молодых концертмейстеров. Все эти сложные вопросы требуют анализа в музыкально-педагогическом сообществе. Также в статье приводится исторический материал, дающий практическое представление о тех задачах, которые стоят перед пианистом-аккомпаниатором.
Ключевые слова
В статье поднимается проблема адаптации учащихся-музыкантов из стран Восточной Азии к европейской традиции музыкального исполнения. Процесс адаптации, его продолжительность, финальный уровень и результат в значительной степени зависят как от индивидуальных характеристик и способностей самих учащихся, так и от особенностей своей и чужой для них культур, взаимоотношений между преподавателем и студентом, характера их общения, а также от различных ситуационных факторов. В этой связи в статье рассматриваются стороны педагогического общения, типы взаимоотношений учащегося и педагога, типы музыкантов, особенности музыкального мышления и подбора педагогических методов. По данным проблемам приводятся позиции отечественных учёных и педагогов-музыкантов Г. П. Прокофьева, А. Н. Сохора, Г. Г. Нейгауза, М. Э. Фейгина, С. И. Савшинского. Рассматриваются параметры для сопоставления ключевых различий восточноазиатской и европейской исполнительской традиций, исходя из примеров российской практики. Формулируются выводы о целесообразности разработки практических психолого-педагогических программ, ориентированных на открытый профессиональный диалог между восточноазиатскими учащимися и преподавателями музыкальных образовательных учреждений, формирующий иное осмысление учащимися специфики сценического исполнения.
Ключевые слова
В статье рассматриваются историческая эволюция средств записи и воспроизведения музыки и открывающиеся в связи с этим возможности для музыкального образования. Данный процесс предлагается разделить на четыре этапа: становление и развитие воспроизводящих механических музыкальных инструментов; эпоха записывающих и воспроизводящих механических музыкальных инструментов; звукозапись и разработка электронных инструментов, способных создать новое (синтезирующее) звучание; внедрение компьютерных систем в существующие технологии записи и воспроизведения музыки. Созданная в результате обобщения и синтеза накопленного опыта система Дисклавир объединяет в себе реализацию всех технических идей в данной области, включая и те, которые прежде рассматривались как неразрешимые задачи. Этим определяется значительный потенциал данной системы для педагогики музыкального образования.
Ключевые слова
В статье рассматривается деятельность выдающегося педагога и пианистки XX века, ученицы Г. Г. Нейгауза, профессора Уральской и Горьковской консерваторий Берты Соломоновны Маранц в период 20–50-х годов прошлого столетия. Её плодотворная педагогическая работа связана с региональными центрами России, где Берта Маранц принимала активное участие в создании профессиональной среды. Соотнесение её деятельности и особенностей развития профессионального образования в региональных учебных заведениях является для данной работы основой, на фоне которой можно яснее проследить эволюцию идей, принципов и методов школы Б. С. Маранц.
Ключевые слова
В статье обозначены недостатки в работе артикуляционного аппарата у детей с нарушениями зрения. По причине отсутствия специальных методик обучения музыке незрячих и слабовидящих учащихся в классе вокального ансамбля автор предлагает использовать педагогический опыт из области вокальной педагогики и логопедии. В своей практике основными этапами работы над артикуляционным аппаратом автор определяет: снятие психологических зажимов, артикуляционную гимнастику и вокальные упражнения с элементами метода биоэнергопластики. Акцентируется внимание на необходимости обучения детей с нарушениями зрения индивидуально или в небольших группах, организованных с учётом дефекта зрения и возраста. Автор пишет о коррекции средствами музыки недостаточности психических процессов и эмоциональной сферы.
Ключевые слова
В статье даётся описание разработанной автором методики поэтапной подготовки студентов к созданию мультимедийной презентации в контексте вузовского музыкально-педагогического образования. Особое внимание уделяется: а) технологии создания будущими учителями музыки авторских мультимедийных презентаций в виде электронных образовательных ресурсов с использованием инструментальных возможностей, заложенных в программе PowerPoint; б) характеристике типичных ошибок, допускаемых студентами при определении содержания, структуры и дизайнерском оформлении разрабатываемых мультимедийных материалов; в) соотнесении визуального и музыкального ряда как на отдельно взятых слайдах, так и на презентации в целом. Приведены методические рекомендации по их устранению.
Ключевые слова
В статье рассматриваются понятие «информационно-библиотечная грамотность» применительно к деятельности музыканта-педагога и основные направления работы библиотеки педагогического вуза со студентами музыкального факультета в процессе их профессиональной подготовки. Особое внимание уделено освоению алгоритма поиска источников и литературы и формированию собственных информационных продуктов: списка литературы, базы аудиофайлов. В статье поднимается вопрос о необходимости последовательного освоения студентами-музыкантами навыков работы с информационными и поисковыми библиографическими сервисами для повышения уровня информационно-библиотечной грамотности.