+
Музыка как отражение жизни: органическая методология изучения музыкального искусства
стр.13-20
В статье рассматривается проблема мотивации современного музы-
канта и педагога в системе общего и дополнительного музыкального образования. Исследуется феномен музыкального творчества и проблема понимания жизни в отечественной интеллектуальной традиции. Представлена органическая методология изучения творчества, музыкального искусства, предложенная евразийством 20–30-х годов ХХ века и дополненная Л. Н. Гумилёвым. Показаны перспективы и актуальность народных, национальных музыкальных традиций в начале
XXI века. Раскрыты некоторые особенности «динамического» и «статического» языка музыкального искусства, которые позволяет увидеть органическая методология. Как важнейшая составляющая российской интеллектуальной традиции органическая методология раскрывает принцип цельности в искусстве как следование ритму и потребностям реальной жизни, которая всегда многообразна и уникальна. В связи с этим особую актуальность в музыкальном образовании приобретает системно-деятельностный подход, позволяющий объединить уроки музыки с внеурочными занятиями, выстраивающий органичные связи между преподаваемыми дисциплинами.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Принципы воспитания культуры музыкального восприятия
стр.21-31
Одна из актуальных задач педагогики искусства – сделать взаимодействие человека с музыкой непрерывным. При условии научно обоснованных принципов воспитания культуры музыкального восприятия могут инициироваться процессы достраивания художественной культуры слушателя в соответствии с его индивидуальными стратегиями совершенствования духовного мира. Психосоциальные возможности общения с музыкальным искусством представляют открытую динамическую систему, не поддающуюся целостной регуляции, активизирующуюся за счёт не только ресурсов сознания, воли и знаний человека, но и подсознания, интуиции, телесного опыта, их кооперативного взаимодействия в процессах музыкального творчества. Принципы «духовно-телесного резонанса», «усиления музыкального восприятия жизненным и художественным контекстом» образуют
теоретическую, эмоционально-ценностную и эстетическую модель педагогики искусства, на материале которой может быть построена целостная система музыкального воспитания, ненавязчивого приобщения человека к искусству. В своём высшем гуманистическом назначении восприятие музыки служит универсальным средством развития чувственности, эмоциональной отзывчивости, необходимой
для успешной адаптации человека в социуме. Внедрение принципов развития музыкального восприятия, основанных на интонационно-телесной модели музыки, в педагогическую действительность открывает перспективы совершенствования музыкального воспитания, преодоления предметно-зрительных установок, визуализации содержания музыки как не отвечающих её природе.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Развитие эмпатии у младших школьников в процессе совместного музицирования
стр.32-44
В статье освещается одна из актуальных проблем современного российского образования – развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста. Актуальность темы связана с тем, что эмпатия, являясь неотъемлемой частью общения, способствует процессу социализации и выстраиванию межличностных отношений младшего
школьника. Межличностные отношения в этом возрасте обладают важнейшей специфической чертой: они строятся на эмоциональной основе, то есть на основе определённых чувств, рождающихся у младших школьников по отношению друг к другу. Развитие эмпатии у младшего школьника возможно в процессе активной творческой деятельности, в частности, следует как можно больше использовать возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. В статье представлены методы и выявлены педагогические условия развития эмпатии в процессе совместного музицирования младших школьников в ансамблевой деятельности с привлечением системы
К. Орфа и других инструментальных возможностей.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Содержание дефиниции «гармония» в контексте современного музыкально-теоретического образования
стр.45-58
В статье анализируется содержание дефиниции «гармония», раскрываемое в музыковедческих концепциях конца XX – начала XXI века. Разнообразие определений этого феномена ведёт к диффузии представлений о других категориях. Выстраивание однозначной и логически упорядоченной понятийной системы в области гармонии является музыковедческой задачей и актуальной проблемой
музыкально-теоретического образования. Противоречия в терминологии обусловлены накопившимися в науке и педагогической практике стереотипами, восходящими к теории XIX века. Их преодоление возможно на основе опоры на философские концепции XX века и интонационную теорию Б. В. Асафьева. Гармония позиционируется как интонационная система наряду с фактурой, формой, ритмом и мелосом. Формулируется определение гармонической структуры, которое становится ключевым для понимания дефиниции гармонии в музыке. Предлагаемое определение гармонии рассматривается как источник обновления содержания музыкально-теоретического образования.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Акустические принципы дифференциации консонанса и диссонанса как одна из стержневых линий в учебной дисциплине «основы музыкально-теоретических знаний»
стр.59-65
В предлагаемой статье рассматриваются некоторые пути оптимизации процесса освоения музыкально-теоретических дисциплин на музыкальном факультете. Один из них связан с выявлением универсальных закономерностей, позволяющих высветить особенности, свойственные целому ряду явлений. В этом контексте такие темы учебной дисциплины «Основы музыкально-теоретических знаний», как «Натуральный звукоряд», «Интервал», могут стать сквозными.
В этом случае с большей очевидностью для студентов прослеживается взаимосвязанность основных закономерностей ранних форм полифонии и основ гармонии. В конечном счёте это позволяет усилить внутреннее единство и логическую выстроенность учебного курса.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«Идивидуальная фортепианная техника» Карла Адольфа Мартинсена: открытое и подразумеваемое
стр.66-80
Автор обращается к книге К. А. Мартинсена «Индивидуальная фортепианная техника», выявляя ряд идей и планов её содержания – как открытых читателям, так и возникающих и развивающихся в рассуждениях немецкого музыканта как бы в результате «самодвижения» мысли, подразумеваемых (explicite и implicite) и ещё не попавших в поле внимания исследователей его концепции. Главная задача автора статьи – раскрыть заключённые в системе рассуждений Мартинсена предпосылки для углубления в сущность и сопряжённость друг с другом таких феноменов и соответствующих им ключевых категорий теории исполни-
тельства, как стиль, творческий метод, типологический статус музыканта-исполнителя. Анализируется фактор взаимодействия изучаемых объектов, определяемый Мартинсеном как «звукотворческая воля» и интерпретируемый в данной статье в системе положений интонационной теории Б. Асафьева.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Интерпретация музыкального произведения – от теории к практике
стр.81-96
Автор рассматривает важную для музыкально-педагогического образова-
ния проблему эффективного осуществления интерпретационной деятельности студентов. На примере учебного процесса инструментального класса показано использование интерпретационно-текстологического комплекса (ИТК), объединяющего мотивационно-ценностный, информативно-смысловой и художественно-практический компоненты звукового воплощения музыкального произведения на основе изучения его нотного текста. Основываясь на концепции В. В. Медушевского о двух способах творческой деятельности – распознавания и понимания, автор соотносит их с содержанием учебного процесса инструментального класса, где первый способ выражает определение структуры нотного текста, его визуального ряда, формы и внешних характеристик. Второй способ связан с постижением художественного смысла, идейного содержания этого текста. Данные способы характеризуют интерпретационную работу над музыкальным произведением и выражаются затем в результирующей фазе – исполнительской интерпретации этого произведения. Автор подробно описывает процесс создания студентом интерпретационной модели музыкального произведения в учебном процессе на примере исполнительского анализа «Окрылённой поэмы» А. Скрябина.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Ритмическая природа музыкального жеста и его использование в музыкально-педагогической деятельности Александры Пирс
стр.97-107
В данной статье исследуется ритмическая природа музыкального же-
ста – явления, которое приобретает всё более важное значение в современном музыкальном искусстве. При этом отмечаются две исторически сложившиеся концепции – мелодическая и ритмическая, последняя из которых имеет приоритетное значение в музыке ХХ – начала ХХI века. В статье также рассматриваются некоторые аспекты музыкально-педагогической деятельности американского педагога
А. Пирс, которая в своей методике использует ряд упражнений, основанных на движении, жесте. Очевидная, синкретически неотделимая связь «ритмической музыки» с жестом, проистекающим из движения и имеющим телесную природу, раскрывает огромные ресурсы, которые могут быть использованы как в современной педагогике музыкального образования, так и в исследовании музыкального искусства в целом. Тем самым обосновывается необходимость всестороннего научно-философского изучения данной проблемы для современного российского музыкознания, тем более, что вне концепции музыкального жеста сложно определить специфику целого ряда современных стилей в отечественном и зарубежном музыкальном искусстве.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Интонационно-звуковая основа хорового исполнительства и обучения качеству вокального интонирования
стр.108-115
Дирижёр хора, в отличие от других исполнителей, занимается формированием и настраиванием «музыкального инструмента» – певческого голоса, хора и одновременно с этим учит своих подопечных «играть на этом инструменте»: овладевать искусством художественной интерпретации музыки. В статье исследуются процессы звукоинтонационной материализации музыки в вокально-хоровом
исполнительстве. Выдвигается термин «язык вокала», который, суммируя зародившиеся в недрах музыкальной культуры правила и нормы работы над звуком, трактуется как подсистема музыкального языка. Это подчёркивает значимость специальной работы над красотой певческого звучания как интонационно-выразительного средства музыкального исполнительства. Автор, в прошлом выпускник Московского хорового училища, много лет пел в Хоре мальчиков под руководством А. В. Свешникова. Ретроспективный анализ вокально-хоровой работы Мастера позволил обобщить её некоторые стороны, основанные на взаимодействии принципов структурно-аналитического и интонационно-целостного постижения музыки. Показана их роль в овладении «языком вокала» и дирижёрско-хорового образования в целом.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Уроки концертмейстерского мастерства: из опыта работы пианистов-аккомпаниаторов с Зарой Долухановой и Георгом Отсом
стр.116-127
В предлагаемой статье сделана попытка анализа концертмейстер-
ской деятельности пианистов, профессиональная судьба которых неразрывно связана с выдающимися певцами ХХ столетия Зарой Долухановой и Георгом Отсом. Перед читателем проходит своеобразная галерея творческих портретов музыкантов, имена которых не слишком известны как специалистам, так и широкой публике. Особенности исполнительской манеры, амплуа и характера солиста ставят перед пианистом ряд самых различных задач. О том, как они решались и какие
трудности возникали на этом пути, рассказывается в настоящей статье. Кроме того, исследования в этой области призваны привлечь внимание к профессии аккомпаниатора, понимания её сущности, важности и значения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Репрезентативные возможности русской оперной классики в обучении и воспитании школьников и студенческой молодёжи
стр.128-139
В статье представлены результаты осмысления авторами репрезентативных возможностей русской оперной классики в обучении детей и молодёжи. Анализ этих возможностей осуществляется путём выявления опыта работы в этом направлении учителей школ и преподавателей вузов, а также изучения взглядов педагогов и учёных, нацеленных на раскрытие традиционных смыслов и ценностей, заложенных в оперных сочинениях русских композиторов. Показана
важная роль философии музыки в постижении репрезентируемых в операх русских композиторов смыслов и ценностей. Установлено, что соблюдение принципа преемственности знаний и последовательности в выявлении жизненно важного философского содержания, заключённого в русской оперной классике, а главное, освоение этого содержания в практической деятельности способствует не только развитию патриотических чувств и росту национального самосознания, но и формированию самого широкого круга духовно-нравственных и социально значимых качеств личности, необходимых для подготовки будущих поколений граждан России к творческой, созидательной жизни.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Проблема тремоляции в вокальной педагогике и подходы к её устранению И. И. Кортова
стр.140-147
В статье с позиции бывшего стажёра театра «Ла Скала» (La Scala),
русского певца и педагога вокала Ивана Ивановича Кортова рассматривается проблема возникновения и развития тремоляции в голосе певца как одного из самых существенных недостатков в вокальном исполнительстве и раскрываются предложенные им пути её устранения. При этом даётся характеристика процесса усиления тремоляции, выявляются наиболее уязвимые моменты в каждом из его
этапов, а также приводятся соответствующие действия педагога, направленные на возможное устранение тремоляции, в том числе роль яркого и выразительного показа педагога, выбор специальных упражнений, значение правильного установления основной вокальной тесситуры в процессе занятия и др. Специальное внимание уделено истории жизни И. И. Кортова – его трагической судьбе и яркому таланту как певца и педагога вокала.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Общее и особенное в разработке учебников по музыке для начальной школы российскими и китайскими педагогами-музыкантами
стр.148-163
М.С. Осеннева, Чж. Наньнань
Посвящена анализу учебников «Музыка» как учебно-методического
оснащения дисциплины «Музыка» в начальных школах Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Авторами в аспекте сравнительной педагогики выявляются требования государственных документов к созданию современных учебников по содержанию, структуре, методике, полиграфическому исполнению. В статье рассматриваются: информативная и развивающая функции учебного материала, его направленность на формирование универсальных учебных действий, реализацию когнитивного, чувственного, коммуникативного, деятельностного и социального опыта младших школьников; соответствие изложения эволюции развития психических процессов
в младшем школьном возрасте и, в частности, музыкального мышления, воображения детей. Авторы делают вывод о наличии единых теоретико-педагогических подходов, обусловленных мировой тенденцией сближения образовательных систем, и характерных особенностей, исторически обусловленных культурными традициями России и Китая.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Научно-педагогические предпосылки формирования концепции образовательной деятельности отечественных музыкальных школ- десятилеток
стр.164-172
Музыкальные школы-десятилетки, возникшие в нашей стране
в 1930-х годах, – особый вид учебных заведений, представлявших собой новаторский опыт объединения профессиональной и общеобразовательной подготовки музыкально одарённых детей. Формирование концепции их образовательной деятель-
ности явилось следствием определённых научно-педагогических поисков 1920–1930-х годов, в том числе эмпирически подтверждённых практикой работы с музыкально одарёнными детьми в детских подразделениях консерваторий. В данном контексте в статье выделены две магистральные линии: психолого-педагогические исследования (в области педагогики музыкального образования, музыкальной психологии, педологии) и развивающееся в начале века общепедагогическое направление «школы жизни», тесно связанное с теорией «педагогики среды». Выявлена взаимосвязь данных линий с базовыми методическими подходами и организационными формами обучения и воспитания музыкально одарённых детей. Подчёркнута их
роль как предпосылок формирования концепции нового вида образовательных учреждений.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова