Статья посвящена исследованию отношения «Человек-Мир» в традиционных музыкальных культурах в контексте сравнительной культурологии. На основе полевых исследований автора и сравнительного изучения музыкальных традиций североамериканских индейцев и эскимосов, зимбабвийского племени шона, гэлов Шотландии, а также народов Монголии, Индии, Мексики и различных регионов России (Хакасии, Башкирии и др.) выявляется ключевой принцип творчества в традиционных культурах - деятельностный принцип «со-». Автор его определяет как проявляющиеся в действии событийствование, согласование, совмещение, со-творчество в связи: с природным космосом; со своими корнями (с родом, с этнокультурной традицией); с Высшим Принципом бытия (имеющим в разных традициях различные наименования: Бог, Дао, Парабраман, Вакан Танка, Кудай и др.); с собственным внутренним миром; с телесной соотносимостью; с ближним (человека с человеком); с дуализмом мужского и женского начала; с дуализмом жизни и смерти. Каждая из составляющих деятельностного принципа «со-» иллюстрируется на примере музыкальных традиций разных народов. Обоб щая особенности проявления данного принципа в музыкальных культурах, автор приходит к выводу, что музыкальное творчество в традиционной культуре - это особый вид творчества (свободного порождения и воплощения собственных замыслов) в условиях совместности (на основе деятельностного принципа «со»). Этот вид творчества в статье предлагается называть миротворчеством - творчеством в единстве с миром во всех его проявлениях. При этом педагогический потенциал деятельностного принципа «со-» рассматривается автором как методологическое основание музыкального образования народной ориентации.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2016. — Выпуск 1
Содержание:
Статья посвящена изучению православных ценностей русского классического музыкального наследия в контексте задач педагогики искусства. Автором проанализированы научные подходы к данной проблеме и выделен культурологический подход, позволяющий интегрировать теоретико-онтологические положения музыкознания и педагогики на основе понимания феномена культуры как процесса возделывания «духовного человека». На основе изучения произведений русской музыкальной классики обоснована система ценностей, открывающая перспективы для духовно-нравственного постижения музыки в учебно-воспитательном процессе: соборность и литургичность, духовный реализм, евангельская красота, взаимосвязь духовного и нравственного, «всемирная отзывчивость», патриотизм. Автор приходит к выводу о необходимости включения в образовательное пространство России магистерской программы «Музыкальное образование в контексте православной культуры», прошедшей апробацию в Институте искусств Московского педагогического государственного университета.
Ключевые слова
В статье рассматривается значение понятия «певческий компонент» в русской культуре. Определяются его место и роль в системе социокультурных связей. Предлагается аспектация смысловых значений данного понятия. Во-первых, оно неотделимо от русского народного творчества, где певческое начало было доминирующей тенденцией в песенно-бытовой практике. Это обстоятельство имеет непосредственное отношение к устной традиции, в контексте которой сознание народа формировалось как целостное явление. В этом явлении запечатлевалась и историческая память народа, и первоначальный опыт культуры этно-общения в повседневной жизни каждого человека. Во-вторых, устанавливается связь певческого компонента с характером православного церковного богослужения как важной его составляющей. В этом плане акцентируется значение певческого компонента как необходимого условия в раскрытии соборного чувства верующих - основы молитвенно-духовного состояния. Кроме того, это и фактор усиления национального самосознания русского народа, и образец уникального искусства древнего распева. В-третьих, певческая форма представляет явление профессионального исполнительского искусства и композиторского творчества в жанре хоровой музыки. Это тот пласт общекультурного наследия, где певческий компонент выступает в роли активного созидательного импульса (концертная деятельность хоровых коллективов, репертуар, характер слушательского восприятия). В заключение обобщается значение певческого компонента как объединяющего начала, обладающего огромной нравственной силой для социокультурного контекста в целом.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме личностноразвивающего образования педагога-музыканта. Автором выявляются факторы, инициирующие процессы общего и специального развития будущего специалиста в области музыкальной культуры и «педагогики искусства». В то же время указывается и на определённые обстоятельства, создающие помехи в этом плане. К последним отнесены те, которые находят отражение в чрезмерно ужом, утилитарно-прикладном характере обучения, широко распространённом в современных музыкальных учебных заведениях. Этим, говорится в статье, существенно затормаживаются процессы персоногенетической активности обучающихся. В качестве альтернативы указывается на преимущества интегративного обучения, основанного на органичном сплаве различных комплексов знаний, образующих в совокупности сложносоставное и в то же время гармоничное целое. В этой связи приводятся примеры деятельности ряда авторитетных педагогов-музыкантов (К. Игумнов, Г. Нейгауз и др.), занятия которых отличались многоплановостью содержания, концептуальностью, широтой охвата материала. Одновременно подчёркивается, что усилия передовой педагогики музыкального образования дают значительно более высокие результаты, будучи подкреплёнными умело организованной практикой аутодидактики. Последняя располагает сегодня большими шансами на успех, имея возможность опереться на современные информационные технологии, обогащающие интеллектуальные ресурсы обучающихся, расширяющие диапазон их общих и специальных знаний.
Ключевые слова
В статье авторы обращаются к рассмотрению особенностей работы с учащимися, демонстрирующими поведенческие черты нарушенного внимания и имеющими подчас диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Раскрыта внутренняя картина указанного синдрома, неоднозначность отношения к нему в разных культурных контекстах. Предложены пути психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями внимания и гиперактивностью средствами музыкальной деятельности. Первое обобщение опыта работы авторов с детьми в развивающих группах в системе общего и дополнительного образования для детей и юношества (в Москве и Пекине) позволило сделать выводы, ценные для дальнейшего изучения проблемы в аспекте школьного музыкального образования и расширения его функций до участия в программах психолого-педагогического сопровождения проблемных учащихся.
Ключевые слова
В статье представлены результаты эмпирического исследования музыкального сознания аварцев Хунзахского района Республики Дагестан. Актуализируется проблема снижения музыкальной культуры дагестанских автохтонов на фоне «ренессанса» религиозной идентичности. Полученные в ходе исследования результаты позволяют определить наиболее общие тенденции в динамике становления и особенностей формирования музыкального сознания и музыкальной культуры дагестанских автохтонов. Эмпирическое исследование осуществлено на основе разработанной авторами анкеты, позволяющей в прямой и косвенной форме выявить уровень развития музыкального сознания представителей северокавказских культур. Сложившиеся в Республике Дагестан на современном этапе региональные социальнокультурные условия позволяют говорить о необходимости усиления роли музыкального образования, в том числе его просветительской составляющей в вопросах непротиворечивости музыкального сознания сознанию ментальному (религиозному ).
Ключевые слова
В статье исследуются факторы, от которых зависят процесс и результаты сочинения музыки как учебно-творческой деятельности студентов. В качестве объективного фактора рассматриваются институциональные формы, в рамках которых было получено довузовское базовое музыкальное образование. К субъективным факторам отнесены степень владения фортепиано и наличие опыта занятий сочинением музыки. Выявление зависимостей осуществлялось в ходе опытно-исследовательской работы. Наиболее низкие качественные показатели характерны для студентов, не имевших базового музыкального образования. Самыми развёрнутыми оказались работы выпускников музыкальных и музыкально-педагогических колледжей, но подходы к решению творческой задачи у студентов этих категорий были разными. В сочинениях участников с базовым музыкальным образованием в объёме ДМШ прослеживалась тенденция к упрощению фактуры, сведению её к одноголосию. В работах студентов, занимавшихся сочинением музыки факультативно, высокий уровень активности творческого воображения не был обеспечен адекватной степенью владения техникой музыкальной композиции. На фоне объективных факторов проявляется действие субъективных, включая комплекс индивидуальных личностных характеристик, поэтому при прочих равных условиях отдельные студенты добиваются более высоких творческих результатов по сравнению с остальными.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема эволюции содержания музыкально-исторического образования в современной России и влияния на него научных трудов профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского М. А. Сапонова. Его исследования, посвящённые музыкальной культуре менестрелей, творчеству И. С. Баха, музыкальным взглядам Ж. Кокто, связям немецких композиторов XIX века с Россией, стали этапными для современного отечественного музыкознания и знаковыми для процесса обновления содержания музыкально-исторического образования, который наблюдается в российских вузах в настоящее время. Имеет значение как научное творчество музыковеда, так и его организационная деятельность в качестве заведующего кафедрой истории зарубежной музыки. В рамках системы музыкально-исторического образования, сложившейся в постсоветские годы, методы и опыт работы М. А. Сапонова открывают для коллег новые направления как в научно-исследовательской, так и в педагогической деятельности.
Ключевые слова
В центре внимания автора статьи находятся исконные национальные особенности русского мелодического менталитета, которые, пройдя через века, обогащаясь во взаимодействии с мировой культурой, но сохраняя свои самобытные коренные свойства, проявились в вокальном творчестве композиторов-классиков, особенно в русских операх. Показана значимость деятельности В. Ф. Одоевского, положившего начало систематическому изучению технологических отличий великорусских напевов от западных в 60-х годах XIX века. К таким отличиям отнесены: отсутствие скачков голоса на сексту и септиму, диатоника, асимметричность метроритмических построений старинных русских напевов. Обращает на себя внимание крайне осторожное использование доминантности в русской музыке, как например, в сочинениях М. И. Глинки, когда доминантные гармонии уравновешиваются плагальными, особенно в кадансах. В статье представлена характеристика русской школы пения, которая всегда отличалась особой эмоциональной глубиной, выразительным разнообразием тембральных красок голоса, что достигается в основном варьированием грудного резонирования в речевых интонациях мелодического движения, в былинных сказах и в так называемых бытовых речитативах. Получает обоснование точка зрения, согласно которой взаимопроникновение народного и православного церковного пения оказало благотворное влияние на развитие в русском вокальном искусстве и кантилены, и речитативов. В статье высказывается мысль о необходимости учитывать особенности русского мелодического менталитета в преподавании сольного вокального исполнительства и приводятся некоторые методические рекомендации.
Ключевые слова
В статье мимика рассматривается как одно из важнейших средств невербального общения дирижёра с хоровым коллективом. Поскольку наиболее выразительными в мимической палитре являются брови, глаза, рот и губы, именно этим компонентам уделяется специальное внимание, при этом подчёркивается, что информацию певцам несёт их «ансамбль» в целом. Овладение мимикой как одним из средств управления хором имеет принципиальное значение для вузовской подготовки будущего дирижёра-хоровика. Среди возможных путей развития мимики в классе дирижирования наиболее продуктивными являются: продуманная репертуарная политика, введение специального комплекса упражнений и методика поэтапной работы над произведением, которая сориентирована на овладение студентом мимических средств выражения для осуществления невербального общения с мысленно представляемым им хоровым коллективом. Такая методика предполагает: первичное восприятие, ознакомление с сочинением; музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ; воплощение произведения в дирижёрском жесте и мимике. В данной статье в максимально сжатой форме она рассматривается на примере изучения одного из номеров «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова - «Молотьба».
Ключевые слова
В статье раскрываются педагогические воззрения выдающегося педагога в области скрипичного исполнительства Л. С. Ауэра. В настоящее время его методы получили научное обоснование в области психологии и физиологии и соответствуют тенденциям в исполнительстве на струнных смычковых инструментах. Особые требования педагог предъявлял к техническому оснащению музыканта, возрасту, уровню развития способностей, физическому здоровью, особому типу работоспособности, под которой понимал способность к длительной умственной активности и концентрации внимания. Им заложены современные принципы формирования учебного репертуара, которые в его педагогической деятельности сочетались с индивидуальным подходом к студентам, с их сознательной и планомерной работой на основе детальной осознанности процесса обучения, постепенности, аналитического разделения учебных задач на простые и сложные, выбора оптимального времени для занятий.
Ключевые слова
В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки исполнителей с потерей зрения в специализированном фортепианном классе. Авторами выделяются три основных этапа, в которых наиболее остро проявляется специфика обучения незрячих пианистов: этап ознакомления с музыкальным произведением, этап работы над произведением и этап сценических репетиций и выступления на концертной эстраде. Особое внимание уделяется выбору репертуара, особенностям разучивания нотного текста по системе Луи Брайля, роли совместных с преподавателем прослушиваний записей, акцентировке внимания на различных образных ассоциациях с целью формирования у невидящего исполнителя целостного образа, необходимости фокусировки на фактурно-тембровых составляющих музыкальной ткани произведения, значению достаточного количества сценических репетиций перед выступлением. Делается вывод о реальности подготовки незрячих обучающихся к профессиональной музыкальной деятельности.
Ключевые слова
В статье даётся сравнительная характеристика трёх принципиально различных по целевым установкам векторов, в контексте которых может осуществляться изучение историко-педагогического процесса в области музыкального образования. Раскрывается обусловленность выбора учёным того или иного из них в зависимости от его представлений о возможности и целесообразности адаптации выявляемых в историческом опыте данных для совершенствования современной системы музыкального образования и её дальнейшего развития. Обозначены стратегические задачи, которые стоят перед исследователями при изучении исторических источников, содержащих сведения о музыкальном образовании. Особое внимание обращается на необходимость рассмотрения исторического феномена с учётом адекватных его природе мировоззренческих установок. Отмечается негативное влияние размежевания двух основных направлений в сфере изучения историко-педагогических проблем в зависимости от ориентации исследователей на общее или профессиональное музыкальное образование. Предлагаются исследовательские ориентиры, руководство которыми будет способствовать системному обогащению представлений музыкально-педагогического сообщества о разворачивающемся во времени и пространстве историко-педагогическом процессе в области музыкального образования.
Ключевые слова
В статье рассмотрены первые опыты организации подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ во Владимирской губернии (области), проводимые с 1880-х годов. Начиная с 1883 года подготовка учителей пения для народных школ и регентов церковных хоров велась в Училище пения, организованном Братством святого благоверного ктшзя Александра Невского. В 1880-1890-е годы действовали трёх и девятимесячные курсы подготовки учителей пения и церковных регентов. Рассматривается также музыкально-педагогическая подготовка участников Временных педагогических курсов (1911). В 1919 году в Институте народного образования во Владимире была предпринята попытка вести пение, не давшая плодотворных результатов. В 1950-х годах осуществлялась факультативная подготовка по пению студентов педагогического института. История институциализации музыкально-педагогического образования на Владимирской земле показывает, что потребность в педагогах-музыкантах не могла быть решена средствами курсовой подготовки или дополнительного образования будущих учителей различных предметов. Радикальные преобразования связаны с созданием в 1966 году музыкально-педагогического факультета Владимирского государственного педагогического института.
Ключевые слова
В статье, в рамках проблемы внедрения инновационных технологий в музыкальное образование, рассматривается система Дисклавир. В настоящее время, несмотря на интерес к данной технологии педагогов-музыкантов, её ресурсы исследованы недостаточно. Для разрешения этого противоречия предлагается систематизация технических функций инструмента и выявление педагогического потенциала каждой из них. Представлена авторская позиция относительно возможности применения Дисклавира на разных уровнях музыкального образования и его места в системе других педагогических ресурсов. Объясняется принцип реализации каждой технической функции, даётся описание различных вариантов соединения Дисклавира с другими информационными технологиями, а также рассматриваются отличия инструмента от других видов записывающих устройств. Характеристика педагогического потенциала ресурсов данной системы осуществляется с опорой на исследования в сфере психологии, физиологии и философии.