В статье деятельность Геннадия Моисеевича Цыпина, заслуженного деятеля высшей школы РФ, рассматривается с точки зрения его вклада в современную науку о музыкальном образовании. Будучи главой научной школы, Г. М Цыпин обозначил пути развивающего обучения музыканта, всестороннего развития и совершенствования его способностей. Труды Геннадия Моисеевича - монографии, учебники, учебные пособия, статьи, рецензии, опубликованные в России и за рубежом, - востребованы широкими кругами педагогов-музыкантов. Многочисленные ученики, подготовленные им кадры высококвалифицированных специалистов - кандидатов и докторов педагогических наук - успешно ведут научную и преподавательскую деятельность в различных учебных заведениях. Приводится интервью с Г. М Цыпиным, в котором он делится своими мыслями относительно сегодняшнего положения дел в области работы с аспирантами по специальностям «Теория и методика обучения и воспитания (музыка)» и «Теория и методика профессионального образования».
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2015. — Выпуск 4
Содержание:
Статья посвящена пониманию музыкального стиля сквозь призму положений герменевтики. Рассматриваются понятия «смысл», «музыкальный смысл», «контекст», «стилевая теория смысла», «презумпция стиля при понимании музыки». Особое внимание уделяется понятию «герменевтический круг». Суть этого явления, истоки которого коренятся в античной философии и которое закреплено в герменевтике немецким учёным-философом и теологом Фридрихом Шлейермахером, состоит в следующем: целое нельзя понять, не познав его частей, в смысл которых невозможно проникнуть, не познав целого. Таким образом, на одной стороне круга познаются части изучаем,ого предмета. На другой же, когда образ целого уже сложился в сознании, происходит возвращение к частям, обретающим в свете целого новый смысл. По мнению автора, герменевтический круг служит основным способом понимания музыкального стиля как целостного явления, части которого содержат в себе все основные свойства этого целого. Применение герменевтического круга в качестве средства понимания музыкального стиля даёт в руки педагога-музыканта новые средства понимания и освоения музыкального произведения.
Ключевые слова
В статье излагаются принципы развивающего обучения учащихся общеобразовательной школы в процессе их художественной деятельности. Автор исходит из того, что дети одарены богатыми возрастными предпосылками к художественному, в частности литературному, творчеству, но для того, чтобы ребёнок стал сознательным и продуктивным автором художественных произведений, необходимо специально организованное обучение. Оно строится на основе сформулированного М. М. Бахтиным отношения «автор - художественный текст - читатель» и предполагает освоение и смену учащимися нескольких позиций, основными из которых являются взаимодействующие позиции автора и читателя. В статье подробно анализируетя психологическое содержание термина «позиция». Утверждается, что опыт авторства в искусстве является важным условием становления ученика как самостоятельного читателя, зрителя, слушателя художественных произведений. Таким образом, психолого-педагогические закономерности, рассмотренные в статье на м,атериале развивающего обучения литературе, выступают как значимые и для творческого освоения музыки, изобразительного или любого другого искусства.
Ключевые слова
Статья посвящена обсуждению методологических ориентиров изучения и происхождения знаковой функции музыкального интонирования как отражения мифологики сознания. Генезис музыкального интонирования реконструируется от первичных форм интонационно-знакового смыслообразования - первоначал и архетипов, а также факторов их появления, формирующих и маркирующих идентичность - родовую, племенную, этническую. Вслед за М. Элиаде, К. Леви-Стросом, В. С. Мухиной автор обращается к исследованию мифотворческого дискурса формирования сознания и самосознания человеческих общностей и отдельной личности, заключённого в отжатой из истории мифологике процесса бытия и развития личности. Мифологика знаковой функции интонирования, как и языкового сознания в целом, строится на категоризации опыта и интонационных оппозициях «своего» и «чужого». В статье представлены психосемантические уровни знаковых единиц (интонем, архетипов, устойчивых интонационных формул) музыкально-языкового сознания и слои символического интонирования «своего» и «чужого», подчёркивается значимость предложенной теории для музыкального образования.
Ключевые слова
В статье описывается и анализируется психический феномен, проявляющийся во взаимодействии человека с музыкой. Автор назвал его музыкальным ·импрессингом, понимая под этим сконцентрированное во времени переживание, вызванное музыкой, вызывающее достаточно сильное впечатление и воздействующее на ценности, м,отивы, отношения, поведение человека.. В статье приводятся результаты качественного анализа описаний музыкального импрессинга, выполненных 400 респондентами. Данные анализировались по эмоциональным и образным характеристикам переживания, по их временной локализации, по способам описания произведения и его исполнения, вызвавшего импрессинг, по видам ситуации и обстоятельствам возникновения переживания, по точности воспоминаний, по значению и смыслу импрессинга для респондента. На основе результатов анализа высказываются некоторые соображения о способах включения музыкального импрессинга в процесс музыкального обучения и воспитания в общем образовании.
Ключевые слова
Статья посвящена творчеству Михаэля Иосифовича Ройтерштейна как музыканта и педагога. В центре внимания автора - композиторская и педагогическая деятельность М. И. Ройтерштейна, характер их взаимодополнения и взаимообогащения. Подробно рассматриваются в статье требования к музыке для детей, которые выдвигаются М. И. Ройтерштейном и которые являются руководством для самого композитора при создании нового музыкального произведения, адресованного детской аудитории. Приводятся высказывания юных исполнителей о музыке композитора и общении с ним. Раскрываются представления М И. Ройтерштейна о цели общего музыкального образования, видах музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки, характере взаимосвязи общего и музыкально-педагогического образования. Даётся общая характеристика целевой направленности и стиля изложения, присущего научным трудам М. И. Ройтерштейна и его учебно-методическим изданиям, адресованным будущим учителям музыки.
Ключевые слова
В статье анализируются музыковедческие труды Михаэля Иосифовича Ройтерштейна в контексте смены образовательной парадигмы и формирования новой модели музыкально-теоретической подготовки будущих учителей музыки. Публикации М. И. Ройтерштейна относятся к области прикладного музыкознания, содержат оригинальные научные идеи, охватывают весь комплекс музыкально-теоретических дисциплин. На основе их изучения можно выявить модель музыкально-теоретической подготовки учителей музыки, в которой системообразующим элементом является анализ музыкальных произведений. Музыковед противопоставляет анализ музыкальных форм и анализ музыкальных произведений как методологически разные процедуры теоретического музыкознания. Предметом освоения в курсе музыкального анализа является музыкальный язык (в более поздней версии - язык музыки), понимаемый как система средств музыкальной выразительности, в число которых входит и музыкальная форма. Анализ рассматривается как важнейший вид учебной деятельности студентов в каждой из входящих в музыкально-теоретический цикл дисциплин. В области учения о гармонии предлагается определение, позволяющее рассматривать её как иерархическую четырёхуровневую систему. В модели музыкально-теоретической подготовки учителей музыки М. И. Ройтерштейна заложены перспективные элементы, которые могут стать основой преемственности в процессе смены образовательной парадигмы: компетентностный подход, формирование интегративных курсов, принцип ориентации на самые современные научные представления о явлениях музыкальной практики и историческая всеохватность последней.
Ключевые слова
«Микрокосмос» Б. Бартока рассматривается в статье с точки зрения его актуальности для изучения в курсах «Полифония», «Гармония», «Сольфеджио». Педагогическая значимость этого выдающегося сочинения Б. Бартока видится в том, что, создав большой свод ценных в художественном отношении пьес, композитор организовал их по принципам учебного пособия. Притом что автор имел в виду обучение игре на фортепиано, его произведения содержат много элементов музыкальной речи, которые рассматриваются в музыковедческих дисциплинах. В методическом смысле это прекрасный дидактический материал для музыкально-теоретических дисциплин. Макроцикл Бартока позволяет ставить вопросы, активизирующие знания студентов в широком спектре - от техники музыкальной композиции до эстетических принципов музыкального творчества;
Ключевые слова
Опера semiseria - жанр итальянской оперы первой половины XIX века, среди лучших образцов которого произведения крупнейших композиторов: «Сорока-воровка·» Дж. Россини, «Сомнамбула» В. Беллини, «Линда ди Шамуни» Г. Доницетти и др. Эти оперы представлены в репертуаре современных театров, они изучаются в учебных курсах по истории музыки. Однако сам жанр ничтожно мало тучен в наше время, представление о нём размыто. Более того, в отечественных справочных изданиях и учебной литературе вопросы происхождения и бытования жанра трактуются по-разному даже сам термин имеет различные определения. В статье рассматривается история происхождения термина «opera semiseria,» / «dramma semiserio» и его трактовка в западной и отечественной музыкальной науке XIX-XXI веков. Особое внимание уделяется изменению оценки жанра: если в середине XX века оперу semiseria характеризовали как «смешанный», «промежуточный», «средний» жанр, то на рубеже XX-XXI веков его определяют как «самостоятельный», «третий» жанр.
Ключевые слова
В статье о научно-педагогической школе Александра Дмитриевича Алексеева (1913-1996), доктора искусствоведения, профессора, музыканта-учёного и педагога, широко известного в России, странах СНГ и за рубежом, представлена характеристика его многогранного опыта, анализируется его преподавательская деятельность и соответствующая линия наследия: учебники, учебные пособия, посвящённые фортепианному искусству, исполнительству и педагогике, актуальны и востребованы в музыкальных учебных заведениях и в настоящее время. Автор обращает внимание читателей на мировоззренческую целостность личностной и профессиональной сторон жизни и деятельности Алексеева, подчёркивая, что именно исследователь, постоянно ведущий преподавательскую работу, всегда наиболее успешен в создании научной школы и руководстве ею. Эта же идея продолжает развиваться: в характеристике особенностей работы профессора с начинающими учёными, аспирантами, стажёрами, стекавшимися к нему из республик Советского Союза и зарубежных стран; в рассмотрении разных аспектов научно-методической и организаторской деятельности Алексеева, включавшей руководство преподавательским коллективом - кафедрой педагогики и методики Института имени Гнесиных, постоянное сотрудничество с музыкальными вузами Москвы и других городов страны, а также с учреждениями, руководящими развитием музыкального образования. Подчёркивается особое внимание, уделяемое профессором совершенствованию преподавания в музыкальных школах, развитию творческих способностей детей и подростков. Резюмируя достижения научной школы А. Д. Алексеева, автор отмечает её приверженность классическим традициям отечественной и мировой музыкальной науки и педагогики, свойственный Школе эволюционный путь развития, в ходе которого постоянно обогащался музыкально-образовательный опыт, пополнялся фонд научного и педагогического знания, разрабатывались новые исследовательские направления.
Ключевые слова
Настоящая статья посвящена концертмейстерской практике выдающегося музыканта Ф. М Блуменфельда (1863-1931). Этот аспект его деятельности до сих пор не попадал в орбиту внимания учёных. В то же самое время аккомпаниаторская работа составляла важнейшую часть творческой жизни пианиста, и без неё невозможно себе представить его профессиональный облик. В статье рассматриваются истоки концертмейстерской одарённости Ф. Блуменфельда, его взаимоотношения с солистами, а также затрагиваются общие вопросы, связанные с теорией и историей концертмейстерского дела. Материал этой публикации входит в качестве составной части в курс лекций «История и теория концертмейстерского искусства», который автор читает в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена, и может заинтересовать как специалистов, так и всех тех, кто интересуется историей русской музыки и отечественного исполнительского искусства.
Ключевые слова
Статья посвящена решению проблем современной вокальной интерпретации на основе системного подхода к рассмотрению её феномена. Анализируется понятие интерпретации, определяются инструменты её изучения и практической реализации. Исполнительское искусство рассматривается как система, названная автором «интерпретационной моделью», которая может стать инструментом для создания вариативных индивидуальных интерпретационных версий исполнения музыки разных эпох. Модль состоит из взаимосвязанных компонентов, образующих иерархическую структуру. В применении к вокальной музыке, в том числе и опере, систем,а трактуется как «вокально-интерпретационная модль». При изменении эпохи или её отдельных периодов система получает реализацию в соответствующих модификациях, в которых варьируются типологические характеристики структурных элементов модми. При работе с ранней итальянской оперой используется «раннебарочная вокально-интерпретационная модль», включающая в себя аутентичные параметры. Данный подход может способствовать решению проблем современной вокальной интерпретации старинной итальянской оперы.
Ключевые слова
В статье анализируется новаторский подход М. И. Ройтерштейна к использованию элементов театрализации в инструментальной музыке при создании пьесы для фортепиано в четыре руки «Арабский напев». Приведены воспоминания композитора о процессе создания произведения и описаны основные приёмы, используемые а,втором для выражения художественной идеи. Показано, что, в силу непривычной слуху учащихся интонационной сферы музыки, органичного соединения в пьесе музыки и элементов театрализации, для её исполнительского освоения необходимо использовать контекстуальный подход, включающий: ознакомление учащихся с «биографией» музыкального произведения; раскрытие особенностей арабской культуры, в том числе характерных для неё музыкально-языковых средств выразительности; освоение исполнителями новых приёмов, необходимых для органичного воплощения в своей игре единения музыки и элементов театрализации. Особое внимание уделяется раскрытию конкретных направлений работы преподавателя по формированию у студентов исполнительского арсенала полихудожественных (полимодальных) приёмов, способствующих полноценному раскрытию программного музыкального содержания, имеющего фольклорную основу.
Ключевые слова
Россия - страна великих хоровых традиций. Ярким примером тому является педагогическая деятельность С. В. Смоленского, деятеля русской музыкальной культуры и образования. Его музыкально-педагогическая концепция нацелена на воспитание учеников в национальных традициях русского хорового пения и народного музыкального искусства. Свою педагогическую работу учёный строил на идеях В. Ф. Одоевского, М. И. Глинки, А. Е. Варламова, Г. Я. Ломакина. Главная идея - формирование музыкальных способностей учащихся в процессе хорового пения с включением приёмов народно-певческого искусства. Практическая работа была направлена на возрождение массового народного пения и укрепление культурно-духовных связей между народами России. Разработанная С. В. Смоленским методика вокально-хорового обучения, применение оригинальных приёмов развития голоса и слуха учеников - ценный опыт музыкально-педагогической работы учёного. Обращение к нему в настоящее время открывает не используемые ныне в хоровой практике ресурсы, расширяет возможности современного музыкального образования.
Ключевые слова
Статья посвящена давно назревшей проблеме создания единого центра для изучения наследия С. В. Рахманинова - музея, института, специализированного издательства. Необходимо создать единую энциклопедическую базу сведений, генеральный свод информации, сделать доступными источники и провести их опись, исправить многочисленные ошибки в опубликованных материалах, распространить научный метод освещения исторических материалов на все имеющиеся в настоящее время описанные факты. Жизнь и творчество Рахманинова, необъятный социальный круг его общения, разносторонний характер его деятельности, неординарные исторические корни обоих родов - по мужской и по женской линии - всё это и многое другое даёт работу исследователям разных специальностей - от музыкантов, педагогов и поэтов до инженеров, языковедов и специалистов в области сельского хозяйства. Вывод: в России необходимо создать Рахманиновский музей и научно-исследовательский центр.