+
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОДУЛЬНОДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА В ВУЗЕ
стр.11-24
В статье поднимаются проблемы современной системы высшего образования и излагаются основные положения авторской концепции модульно-дифференцированной подготовки музыканта-педагога в вузе. С позиций модульно-дифференцированного подхода обосновывается целесообразность разработки практико-ориентированных обучающих модулей по всем профильным дисциплинам, что обеспечивает освоение каждым выпускником максимально широкого спектра компетентностно-квалификационных комплексов, гарантирующих конкурентоспособностъ, мобильностъ, перспективность выпускников вуза на рынке труда в различных организационно-институциональных условиях. Автором уделяется особое внимание проблеме обучения студентов, имеющих различную довузовскую подготовку, которая решается через пересмотр содержания рабочих программ дисциплин профессиональной подготовки и составление разноуровневых методических и дидактических материалов, учитывающих довузовский опыт студентов, разработку профессионально ориентированных профильных модулей, обеспечивающих обучающихся актуальными, востребованными на рынке труда компетентностно-квалификационнъми комплексами
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
стр.25-31
Статья посвящена раскрытию проблемы актуализации профессионально значимой характеристики личности педагога-музыканта как субъекта культуры - готовности к многоаспектному интерпретационному взаимодействию с явлениями музыкального искусства. Необходимость формирования данного качества обосновывается, с одной стороны, многоплановостью и жанровым разнообразием продуктов музыкального творчества, переосмыслением специфики взаимодействия участников музыкальной коммуникации, с другой - современными научными данными в области музыкознания и педагогики музыкального образования. В качестве ориентира для построения музыкально-образовательного процесса указывается становление культуротворческой личности, ответственно накапливающей, сохраняющей, преобразовывающей и транслирующей новому поколению традиционные и вновь созидаемые концепты, отношения и ценности человеческой культуры В соответствии с этим, художественно-интерпретационная компетентность рассматривается как целевой показатель социокультурной и практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога-музыканта, эффективно разворачивающейся при условии применения художественно-интерпретационного подхода.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МУЗЫКИ, ИЛИ О ТОМ, КАК МУЗЫКА ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ
стр.32-43
Статья посвящена проблеме воздействия музыки на восприятие времени человеком. Учёные предпочитают говорить о чувстве времени, а не о самом времени. Гипотеза исследования состояла в предположении того, что чувство времени бывает не только врождённым. Оно может быть сформировано и модифицировано в течение жизни под влиянием различных факторов, среди которых воздействие музыки может играть существенную роль. Возраст и образование влияют на субъективное восприятие времени: в детстве время «идёт», в зрелом возрасте «бежит», а к концу жизни - «летит». Научная литература свидетельствует о за-висим,ости позитивной корреляции между возрастом и восприятием времени. На основе полученных экспериментальных данных был сделан общий вывод: воздействие (восприятие) музыки затормаживает психологический процесс протекания времени человеком (то есть «продлевает жизнь»), причём более положительные результаты были получены у респондентов без музыкальной подготовки по сравнению с респондентами с музыкальной подготовкой.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ДИАГНОСТИКА НАМЕРЕНИЙ
стр.44-53
В статье рассматривается вопрос о специфике диагностики в области художественно-творческого развития детей. Утверждается, что в первую очередь должны оцениваться не результаты деятельности ребёнка, а его стремление создать выразительный образ, при этом требуется не «измерительный», а экспертный подход, основанный на понимании. Другие важные условия - постановка перед ребёнком полноценной художественной задачи и сведение к минимуму роли специальных умений, нужных для её решения. Приводятся примеры оригинальных методик, которые отвечают этим требованиям: «Линия горизонта», «Распространи предложение». Высказывается утверждение о необходимости разработки аналогичных диагностических методик и в сфере музыкального образования, допускающих как формальное выполнение инструкции, так и попытку порождения - «поверх инструкции» - выразительного музыкального образа.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
стр.54-65
Во исполнение указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 559 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы Министерством образования и науки, Министерством культуры и Министерством спорта Российской Федерации в апреле 2014 года была выработана концепция, в которой нашли отражение основные направления, положения и проблемы развития дополнительного образования. Данный документ адресован организациям системы дополнительного образования в целом и нуждается в конкретизации и адаптации по отношению к деятельности современных детских музыкальных школ. Специальное внимание в статье уделено рассмотрению спектра подходов к реализации образовательной деятельности и осуществлению музыкального воспитания в детских музыкальных школах.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОПЫТ ПОЗНАНИЯ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА В РАБОТАХ В. М. БЕХТЕРЕВА (архивные исследования)
стр.66-74
В статье рассматриваются подходы Владимира Михайловича Бехтерева к проблеме изучения влияния музыкального искусства на развитие человеческой личности. Получает раскрытие разносторонний взгляд учёного на проблему влияния музыки на человека, описывается опыт его организационной деятельности в данном направлении. Представленные архивные данные показывают, что учреждение В. М Бехтеревым в России Комиссии по выяснению лечебного, воспитательного и гигиенического значения музыки (1913) вызвано стремлением учёного придать работам в данном направлении определённую организационную форму, привлечь внимание общественности, представителей науки и музыкального искусства к научной дискуссии и исследованиям по данной проблематике. В статье приводятся малоизвестные факты о созданной комиссии и деятельности Государственного института музыкального просвещения, входившего в структуру учреждений Психоневрологической академии, основанной В. М Бехтеревым,.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
стр.75-85
В статье раскрывается содержание педагогических условий и методических принципов, способствующих формированию мотивации к педагогической деятельности студентов-музыкантов. Изучаемый феномен предстаёт совокупностью внутренних побуждений к освоению профессиональной деятельности, вызывающих активность и определяющих направленность деятельности. Одним из ведущих условий её развития выступают ценностные ориентации. Ядро ценностных ориентаций будущего педагога составляют его нравственные ориентации, определяющие уровень его культуры и проявляющиеся в его поведении. Мотив рассматривается как побудительная сила, обусловливающая направленность личности. Креативность является составляющей мотивационной направленности личности будущего педагога-музыканта, выражающейся в творческой активности личности. Представлены результаты апробации на практике психолого-педагогического тренинга развития мотивации к педагогической деятельности у студентов-музыкантов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
стр.75-85
В статье раскрывается содержание педагогических условий и методических принципов, способствующих формированию мотивации к педагогической деятельности студентов-музыкантов. Изучаемый феномен предстаёт совокупностью внутренних побуждений к освоению профессиональной деятельности, вызывающих активность и определяющих направленность деятельности. Одним из ведущих условий её развития выступают ценностные ориентации. Ядро ценностных ориентаций будущего педагога составляют его нравственные ориентации, определяющие уровень его культуры и проявляющиеся в его поведении. Мотив рассматривается как побудительная сила, обусловливающая направленность личности. Креативность является составляющей мотивационной направленности личности будущего педагога-музыканта, выражающейся в творческой активности личности. Представлены результаты апробации на практике психолого-педагогического тренинга развития мотивации к педагогической деятельности у студентов-музыкантов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
стр.86-93
Ю.С. Швецова, Н.В. Морозова
Анализируется развитие произвольности познавательных процессов на музыкальных занятиях в детском саду. В качестве средства, повышающего произвольность, предлагается использовать элементарное музицирование - импровизационно-творческую игру с элементами музыки (ритмом, темпом, тембром, динамикой). Опытно-практическое исследование, проведённое с детьми старшего дошкольного возраста, позволило сравнить результаты экспериментальной группы дошкольников, участвовавших в процессе элементарного музицирования, и данные участников контрольной группы, обучавшихся по традиционной методике музыкального воспитания. В диагностике использовались: целенаправленное наблюдение и тесты Р. С. Немова для изучения уровня развития произвольного внимания и воображения детей 6-7 лет, методика О. П. Радыновой для определения уровня музыкального развития дошкольников, а также разработки авторов данной статьи.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
стр.94-107
Статья посвящена вопросам теории и методики преподавания учебной дисциплины «Слушание музыки» в детской школе искусств. После возвращения в 90-е годы курса «Слушание музыки» в систему дополнительного образования детей педагоги опирались на теоретические обобщения опыта преподавания «Музыкальной литературы». Но эти две учебные дисциплины имеют существенные различия, как в содержании, так и в методах обучения, что обусловлено возрастными особенностями учащихся. Целью учебной дисциплины «Слушание музыки» является создание предпосылок для музыкального и личностного развития детей младшего школьного возраста, воспитание культуры слушания музыкальных произведений. На начальном этапе дети этого возраста воспринимают музыку как недифференцированный звуковой поток. Педагог помогает им сформировать базовые представления о звуке и его качествах, средствах музыкальной выразительности. Ключевыми для методики преподавания «Слушания музыки» являются развитие межсенсорного восприятия на основе явления синестезии и принцип развивающего обучения. В исследовании рассмотрены способы показа музыкального произведения, формы работы на уроке и различные виды домашних заданий.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
НАУЧНАЯ ШКОЛА А. Д. АЛЕКСЕЕВА: МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
стр.108-123
В статье впервые характеризуется значительный вклад доктора искусствоведения, профессора А. Д. Алексеева (1913-1996) в отечественное музыкознание, фортепианную педагогику и образование, в развитие музыкальной культуры; оцениваются масштабность и многогранность его более чем полувековой деятельности (с середины 1940-х до середины 1990-х годов). В центре внимания автора статьи - личность и профессиональное становление учёного, посвятившего свои труды истории фортепианного искусства, особенности научной школы А. Д. Алексеева, отражённые в серии его монографических исследований русской фортепианной музыки, исполнительства. Размышляя о феномене научной школы, особенностях её функционирования в сфере искусствознания, автор акцентирует важность синтеза в мышлении лидера школы и её адептов артистических и логикотеоретических качеств, особую мировоззренческую целостность менталитета, что было в высокой степени присуще А. Д. Алексееву. Подробно рассматриваются монографии учёного, опубликованные с середины 1950-х до середины 1970-х годов, ставшие классическими трудами в области истории отечественной фортепианной культуры и способствовавшие дальнейшему её развитию.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СООТНОШЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА-ХОРМЕЙСТЕРА (на примере А. В. Свешникова и Б. Г. Тевлина)
стр.124-131
В статье исследуется художественно-исполнительская, организационно-творческая деятельность отечественных хоровых дирижёров, музыкантов-педагогов, общественных деятелей - Александра Васильевича Свешникова и Бориса Григорьевича Тевлина. Автор рассматривает творческий портрет каждого из них и подчёркивает значимость преемственности в вокально-хоровом исполнительстве; раскрывает проблемы формирования эстетики хорового звучания как отличительной черты традиций отечественной школы хорового пения, их развития на принципах светского исполнительства. Особое внимание уделяется раскрытию творческой индивидуальности каждого музыканта-педагога. Осмысление опыта прошлого в соотношении традиций и новаторства в деятельности хормейстера предъявляет новые требования к музыкально-образовательной подготовке молодых специалистов, к становлению их профессиональной компетентности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИНТЕГРАТИВНАЯ МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ АРАБО-АНДАЛУЗСКОГО ПЕНИЯ В КЛАССЕ ВОКАЛА
стр.132-147
Е.В. Николаева, А. Бельферруни
В статье рассматривается вопрос о подготовке будущих певцов к исполнению арабо-андалузской музыки в высших учебных заведениях Алжира. Теоретически обосновывается позиция, согласно которой на всех этапах её освоения традиционные для устно-профессионального типа творчества методики целесообразно сочетать с отдельными технологиями, почерпнутыми из западноевропейских вокальных школ. Даётся развёрнутая характеристика методик обучения, применяемых мастерами арабо-андалузского пения, а также путей и способов их обогащения европейскими технологиями. Приводятся примеры упражнений на интонационно-слуховое и певческое постижение начинающими певцами стилевых особенностей арабо-андалузской музыки. Обращается внимание педагогов вокала на особенности применения в процессе обучения приёмов сольфеджирования. Высказывается утверждение о необходимости разработки аналогичных интегративных методик применительно к освоению арабо-андалузской музыки в российских учебных заведениях, осуществляющих подготовку профессиональных певцов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
В. Н. ШАЦКАЯ ОБ ИНТЕГРАЦИИ УРОКА МУЗЫКИ И ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
стр.148-158
С.И. Дорошенко, Т.Ю. Леванова
В статье анализируется педагогическое наследие В. Н. Шацкой в аспекте интеграции внеклассного и внешкольного музыкального воспитания с уроком музыки. Осуществляется периодизация музыкально-педагогической деятельности Валентины Николаевны Шацкой. Выделяются четыре периода: начало музыкально-педагогической работы в клубе «Сетлемент» и в колонии «Бодрая жизнь» (ориентация на идеи свободного воспитания); музыкально-педагогическая деятельность на Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР (идеи «педагогизации среды»); работа в Московской консерватории; работа в Академии педагогических наук (осмысление возможностей взаимодействия школьного урока музыки и внеклассной музыкально-образовательной работы в СССР второй половины 40-х -начала 70-х годов ХХ века). По отношению ко всем периодам подчёркивается значение исследовательской деятельности педагога-музыканта, а также многообразие форм организации музыкально-эстетического воспитания во внеурочное время.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ: ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ
стр.159-170
В статье прослеживается эволюция развития школьного учебника по музыке начиная с конца XIX века по настоящее время. Анализируется значительный объём учебной литературы разных годов издания. Затрагиваются вопросы содержания и формы преподнесения материала в соответствии с методическими установками, государственными механизмами регулирования, спецификой детского восприятия. Намечаются подходы к выстраиванию исторической периодизации. Среди особенностей современного этапа отмечаются принципиальная недирективность, возможность вариативного использования, тенденция к расширению учебника до учебно-методического комплекта. Определяется значимость системно-деятельностного подхода как методологического основания данных процессов, их соответствие современным техническим возможностям. Особое внимание уделяется проблеме перехода на электронную форму учебника по музыке, анализу причин появления профессиональных предубеждений относительно необходим,ости его применения. Высказываются предположения о рождении качественно новых форм и методов работы на уроке музыки с учётом возможностей электронного учебника, а также об ограничениях в его использовании.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова