В статье представлены историко-биографические сведения об основных вехах творческого пути Э. Б. Абдуллина как музыканта, педагога, исследователя, создателя научной школы «Методология педагогики музыкального образования». Впервые, основываясь на воспоминаниях Эдуарда Борисовича о своих детских и юношеских годах в беседах с автором этой статьи, раскрываются те стимулы, которые обусловили его жизненный выбор: стать учителем музыки и найти свою стезю в этой уникальной профессии. Специальное внимание уделяется характеристике ведущих направлений его музыкально-педагогической, исследовательской и общественной деятельности. Представлен широкий спектр новаций, введённых Э. Б. Абдуллиным в музыкально-педагогическую теорию и практику и получивших широкий общественный резонанс не только в России, но и в других странах мира.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2015. — Выпуск 2
Содержание:
В преддверии юбилейной даты - 75-летия со дня рождения Эдуарда Борисовича Абдуллина - музыканта, педагога, исследователя, создателя научной школы «Методология педагогики музыкального образования» в адрес редакции поступили приветствия от музыкантов-педагогов, деятелей искусства и науки как России, так и других стран мира. В этих высказываниях творческий облик юбиляра предстаёт в его многогранности и неповторимости, в них высвечиваются разные грани его педагогической, исследовательской и общественной деятельности, которые получили широкое общественное признание. Они свидетельствуют о том большом вкладе, который Эдуард Борисович внёс в развитие музыкального образования в России, а также в привлечение внимания международного сообщества музыкантов-педагогов, деятелей искусства и культуры к достижениям российских учёных, к новым музыкально-образовательным технологиям в сфере общего, дополнительного и музыкально-педагогического образования. Сделать эти приветствия достоянием широкого круга читателей журнала и призван данный раздел.
Ключевые слова
В статье раскрываются истоки становления научной школы Э. Б. Абдуллина «Методология педагогики музыкального образования», ареал распространения её научных идей, их внедрённость в педагогическую практику. Подчёркивается обращённость исследователей к интонационной, интонационно-коммуникативной природе музыки, умение проецировать её специфику и закономерности на педагогику музыкального образования. Раскрывается исследовательское credo её основателя, рассматривающего методологический анализ музыкально-педагогических проблем как метауровень исследовательского аппарата музыканта-педагога, необходимого для овладения им методологической культурой. Метафора «магический кристалл» отражает присущее представителям этой научной школы умение подмечать общность разных объектов, проникать в причинно-следственные отношения между явлениями, прогнозировать дальнейшее течение событий. Высказывается убеждение, что умеющему видеть сквозь магический кристалл открывается единство мира посредством интеграции научной логики и художественно-образного мышления, а личность, идеи и деятельность руководителя научной школы обладают притягательной магнетической силой, становятся фактором сплочения и «центростремительным» вектором в деятельности членов данного научного сообщества.
Ключевые слова
В статье делается попытка обобщить содержание задач, способов их решения и осмыслить основные результаты научной деятельности автора статьи с момента первых шагов в музыкально-педагогической науке под руководством Э. Б. Абдуллина и до настоящего времени - руководства научно-образовательным центром «Психология искусства в образовании» при Московском педагогическом государственном университете. Обозначены цели создания в рамках школы Э. Б. Абдуллина научного направления «Психология музыкального образования». Очерчено содержание научного направления, разрабатываемое А. В. Тороповой и её учениками. Поднимаются проблемы психогенетических истоков феномена музыкально-языкового сознания, функций интонирования в становлении и развитии различных сторон психики человека и его личностной идентичности, роль интонационно-знаковой экспрессии в познании и сам,осознании личности, возможность типологизации индивидуального стиля интонирования личности и специфики её музыкально-языкового сознания. Показана связь исследования теоретических проблем музыкальной психологии и психологии музыкального образования с решением прикладных задач обучения музыке, психического развития и психологической реабилитации личности.
Ключевые слова
Сегодня, в условиях переживаемого человечеством глобального кризиса, значительное внимание научного сообщества привлекают проблемы, связанные с формированием новой гуманитарной реальности, гуманитарного универсума, упорно сохраняющего и развивающего в своём пространстве высшие духовные смыслы и ценности, гуманистическую направленность творческой мысли, обращённой к созиданию и самосозиданию. В представленной статье рассматривается процесс рождения и становления научной школы «Философия музыки и музыкального образования», выявляющей роль музыки и музыкального образования в формировании гуманитарной реальности, являющей собой фундамент культуры третьего тысячелетия.
Ключевые слова
Автор затрагивает важную для музыкально-педагогического образования проблему формирования интерпретационной культуры будущих учителей музыки, рассматриваемой как необходимый компонент методологии педагогики музыкального образования. Основания для такого заключения, по мнению автора, дают содержательные характеристики данного качества: интерпретационная культура имеет в своей основе ценностную природу, раскрывающую нравственные, эстетические, мировоззренческие качества взаимодействия личности с окружающим миром. Кроме того, для формирования интерпретационной культуры в учебном процессе должны быть созданы условия, актуализирующие поисковую активность студента, его стремление к творчеству. Сущность интерпретационной культуры определяется поним,анием единства как познавательной, так и созидаю-ще-творческой деятельности, а также специфических особенностей музыкального искусства, в «диалоговые» взаимоотношения с которым вступает будущий учитель. В статье раскрываются основные направления учебно-творческого процесса формирования данного профессионально-личностного качества, а также основные содержательные принципы соответствующего спецкурса, направленного на совершенствование и развитие наиболее значимых личностных и профессиональных способностей и качеств специалиста.
Ключевые слова
В статье представлена характеристика социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки XXI века в координатах понятий «духовное» и «социальное». С позиций новых социокультурных образовательных требований к профессиональной деятельности педагога-музыканта определены сущностные характеристики понятий «духовное» и «социальное», сформулированы представления о природе социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки и их основных структурных компонентах. Специальное внимание уделяется раскрытию функционального значения социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки, механизму их становления. Определены пути для исследования проблемы социального и профессионального становления и развития учителя музыки XXI века.
Ключевые слова
В статье рассматривается психологическое воздействие музыки и музыкальных занятий на такие ресурсы личности школьников, как эмоциональная удовлетворённость, востребованная креативность, коммуникативность, адекватная самооценка, индивидуальный стиль общения. Отдельное внимание уделено проблеме соотношения музыкальных склонностей и различных видов мотивации, способствующих их развитию. Изучаются психологические особенноти детей с музыкальными склонностями: любознательноть, независимоть, трудноть профессиональной ориентации, повышенная требовательноть к себе, перфекционизм,, повышенная впечатлительноть, проблемы саморегуляции и самоактуализации. Анализируется передовой опыт учителей музыки, работающих в направлении поиска педагоических путей и методов организации работы, способствующих формированию у детей мотивации к занятиям музыкой,.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема формирования умений сочинения музыки у студентов в системе высшего музыкально-педагогического образования. Наиболее продуктивным путём к формированию указанных умений является освоение необходим,ого и достаточного набора композиционных моделей. Дана характеристика двух способов представления композиционных моделей: как схемы-описания и как образца. Обоснована нецелесообразность применения методики формирования умений импровизации исключительно на основе освоения формул и клише. Показано, что сочинение музыки, осуществляемое на основе композиционных моделей, не исключает применения формул и клише, однако в случае выдвижения процесса их освоения на первый план может сформироваться моторно-слуховая антиципация. Из двух форм композиционных моделей рекомендуется выбрать схемы-описания, которые могут быть получены в процессе сведения некоторого множества единично-конкретных, но типологически родственных музыкальных текстов к единому инварианту. В процессе освоения схемы-описания происходит корректировка соответствующего ей образа-установки на уровне неосознанного, в результате чего достигается их единство.
Ключевые слова
Статья основана на собственном опыте автора, работавшего в качестве солиста оркестра 55 лет (1959-2014) - в Симфоническом оркестре радио и телевидения, в Госоркестре СССР и оркестре Академической симфонической капеллы, и посвящена сценическим отношениям между исполнителями и руководителем оркестра, как на репетиции, так и во время концерта. Известные разногласия между дирижёром и оркестрантами объясняются наличием или отсутствием взаимного уважения, которое зависит от степени профессионализма сторон и от особенностей характера дирижёра',. В статье приводятся типичные примеры работы исполнителей и дирижёра над музыкальным текстом, описываются характерные для сценической жизни коллектива события, противоречия между оркестром и руководителем. Автор заканчивает статью анализом работы дирижёра в студенческом оркестре, указывая на важнейшую его ошибку, когда, в угоду своему видению музыкального матермала, он переучивает студента играть на его инструменте, что постоянно входит в противоречие с профессиональным обучением в классе по специальности.
Ключевые слова
Музыкальное искусство эстрады, благодаря непосредственному воздействию на самые широкие массы зрителей и социальной направленности, играет важную роль в формировании духовного облика личности. Наиболее ярко эта тенденция проявляет себя в сфере культурных предпочтений молодёжи, где популярная музыка занимает особое место. В настоящее время эстрадный вокал привлекает не только молодёжную, но и детскую аудиторию. В значительной степени это происходит благодаря многочисленным телевизионным и интернет-проектам. В статье рассматриваются как положительные, так и отрицательные аспекты данной тенденции. Так, среди основных вопросов автором особо отмечена проблема выбора репертуара для концертов и конкурсов, в которых участвуют дети, даётся краткая характеристика двух основных манер звукоизвлечения, в которых возможны постановка и развитие голоса будущего певца. Акцент в данной статье делается также и на ответственности педагога при выборе для детей песенного репертуара на иностранном языке.
Ключевые слова
Музыкальное образование партесной ориентации в Петровскую эпоху рассматривается в статье как совокупность двух его основных разновидностей - музыкального образования постоянно-многоголосной ориентации, направленного на освоение партесных гармонизаций, и музыкального образования переменномногоголосной ориентации, отвечающего стилевым особенностям партесного концерта. На примере анализа репертуара хоровых коллективов доказывается правомерность предположения о складывании в Петровскую эпоху двух школ пения - русской и украинской. Особенностью русской школы, представителями которой являлись государев, патриарший и архиерейские хоры, была ориентация на освоение стиля партесного постоянного многоголосия, близкого древнерусским музыкально-педагогическим традициям. Отличительной чертой украинской школы, носителями которой являлись капеллы «вспеваков-партесников» особ царской семьи и крупных вельмож, была направленность на изучение стиля переменного, или концертного, многоголосия. Обосновывается необходимость формирования у певцов в процессе обучения партесному пению как гармонического, так знаменно-попевочного мышления.
Ключевые слова
В статье с позиций кросскультурного диалога рассматриваются работы С. И. Миропольского, в которых осуществляется сравнение музыкального образования в России и Западной Европе, применение в отечественных народных школах и в бесплатных музыкальных школах метода Шеве (относительная сольми-зация), музыкально-педагогическая деятельность В. Н. Шацкой. Труд С. И. Миро-польского «О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе» рассматривается как первое компаративное исследование в отечественной педагогике музыкального образования, посвящённое проблемам народной школы, массового музыкального образования. Метод Э. Ж. Шеве представлен в аспекте его заимствования, переноса и переработки для отечественных народных школ, Петербургской Бесплатной музыкальной школы. Деятельность В. Н. Шацкой в клубе «Сетле-мент» и её труд «Музыка в детском саду» также интерпретируются в аспекте кросскультурного диалога.
Ключевые слова
Статья посвящена проблематике детских филармонических концертов. Отмечены наиболее важные исторические вехи развития музыкального просветительства в отечественной культуре. На примере анализа современной филармонической практики крупных городов России поднимаются вопросы преемственности традиций, тематики и содержания концертов для детей. Основные проблемы данной культурно-образовательной, сферы определены следующим образом,. Большинство детских филармонических концертов ориентированы исключительно на семейный досуг, не учитывают логику и содержание школьных уроков музыки. Многие авторы и ведущие детских абонементов допускают смещение смысловых акцентов: музыка становится второстепенным элементом, иллюстрацией к другим формам общения с аудиторией. Стремление к доступности нередко приводит к подмене высокой просветительской миссии поверхностной развлекательностью. Наряду с критикой негативных тенденций в статье освещаются и перспективные формы концертно-просветительской работы, возникающие благодаря использованию видео, интернета; приводятся примеры с удачных форм интерактивного взаимодействия с детской аудиторией.