В статье рассматривается проблема освоения учащимися категорий «музыкальный язык» и «музыкальная речь» в контексте метапредметного содержания общего музыкального образования. Феномен «метапредметность» имеет в педагогике две интерпретации: как формирование универсальных учебных действий и как освоение «первосмыслов», «фундаментальных образовательных объектов». В качестве последних могут быть рассмотрены язык и речь. Исходя из научных положений в области лингвистики, психолингвистики, семиотики и теории художественного текста, языки вербальные и музыкальный сравниваются на основе выявления аналогий на структурном уровне и противопоставления на уровне смысла. Но в структурах рассматриваемых феноменов нет тождественности. Функцию знаков в музыкальных языке и речи выполняют интонационные системы гармонии, фактуры, формы, ритма и мелоса. На основе такого понимания данных категорий можно выстраивать стратегии их освоения как фундаментальных образовательных объектов
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2014. — Выпуск 4
Содержание:
В статье обосновывается паритетность чувственного и когнитивного ресурсов музыки. Производным эффектом воплощения её выразительных свойств закономерно является эмоциональное состояние человека. Интеллектуальная же активность, материализующиеся поступки и действия априори обусловлены его тонусным самочувствием. В данном физиологическом причинно-следственном процессе очевидной представляется корреляция эмоционального и рационального в музыке как катализаторе психосоматического состояния слушателя. Кроме естественной взаимосвязи рассматриваемых понятий, решающую роль приобретает содержание педагогической ретрансляции интердисциплинарного ресурса музыкального искусства. Реализация этого его свойства зависит от энциклопедической эрудированности учителя. Лишь в тандеме данные факторы обусловливают гарантированный результат духовного обогащения и интеллектуального развития школьников в процессе музыкального образования.
Ключевые слова
Автор затрагивает важную для музыкально-педагогического образования проблему выявления необходимых условий создания учителем музыки индивидуальной педагогической системы. К таким условиям отнесены: методологический инструментарий, включающий компетентностный подход, антропологический подход к искусству и человеку искусства, а также понимание феномена образования как ведущего гуманистического понятия. Кроме того, автор, рассматривая контекстное обучение в музыкально-педагогическом образовании как модель деятельности специалиста, предполагающую постоянное обновление и дополнение в соответствии с конкретными педагогическими задачами, особенностями учащихся, индивидуальностью учителя, даёт определение понятию «ситуация», выступающему своеобразной единицей работы педагога и учащегося как «системы взаимодействующих расширяющихся смысловых кругов». Автор отмечает также некоторые характерные особенности профессии педагога-музыканта и считает, что среди механизмов, стимулирующих создание индивидуальной педагогической системы, могут появиться такие, как развитие и актуализация интерпретационных качеств учителя музыки, формирование в образовательном процессе «Субъекта интерпретирующего».
Ключевые слова
В статье теоретически и эмпирически обосновывается актуальная проблема развития способности к импровизации в художественной деятельности в младшем школьном возрасте. На основе обобщения научных работ зарубежной и отечественной психологии анализируются особенности импровизации как творческого процесса. Формулируется определение понятия «способность к импровизации». Систематизированы арт-факторы - специфические особенности художественной деятельности, эвристические (креативогенные) свойства искусства, влияющие на развитие способности к импровизации (интерогенность, вероятностная природа художественного языка, импровизационность, свобода преобразований, вариативность, эмоционально-экспрессивная доминанта и др.). Представлены результаты экспресс-исследования, в котором выявлены некоторые специфические особенности влияния музыкальной, изобразительной, театральной деятельности на различные параметры способности к импровизации в младшем школьном возраст
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме развития психомоторных действий в процессе формирования дирижёрской техники студента-музыканта. В работе анализируются закономерности, функции психомоторных аспектов двигательной составляющей дирижёрской техники. Данный психофизиологический феномен рассматривается на основе причинно-следственных связей, существующих в психомоторном акте между психикой и моторикой; предлагаются методические рекомендации по формированию координационных действий студентов, обеспечивающих субъективное чувственно-рациональное восприятие и понимание элементов дирижёрского жеста.
Ключевые слова
В статье раскрывается содержание основных понятий, используемых в вузовском обучении музыковедов в процессе овладения ими знаниями методологических дисциплин: методологии музыковедческого исследования, методологии музыкознания, методологии научной деятельности. Рассмотрению подлежат: музыкознание, его объекты, методологический подход, модель творческого процесса, музыковедческая деятельность, уровни и объекты метанаучного изучения. Показана взаимосвязь трёх познавательных уровней: творческого процесса, музыковедческого анализа и методологического осмысления. Выявлены широкие возможности методологического подхода. В работе рассматриваются два уровня методологического анализа музыковедческих проблем - метанаучный и специально-научный; определяются четыре объекта, имеющие на каждом уровне некоторые различия: музыкознание как наука, музыковедческая деятельность, в том числе методологическая, методологический аппарат науки и музыковедческая теория (продукт или результат музыковедческой деятельности). Устанавливается, что студентам-музыковедам важно владеть механизмом логико-методологического анализа создаваемой теории, осмысливать её место, роль, функции в общей картине научной эволюции.
Ключевые слова
Предлагаемая статья посвящена проблеме эффективности воспитательного и развивающего воздействия на учащихся дисциплин музыкально-исторического цикла. Детально рассматриваются психологические аспекты такого воздействия и возможности его интенсификации за счёт усиления и расширения межпредметных связей. Автор ставит вопрос о необходимости фундаментальной культурологической подготовки будущих педагогов-музыкантов, включающей не только общее знакомство с достаточным количеством художественных явлений, но и базовые сведения в области теории и истории каждого вида искусств. Обоснованы некоторые практические предложения по совершенствованию процесса профессиональной подготовки преподавателей музыкально-исторических дисциплин. Содержание статьи базируется на личном педагогическом опыте автора и подтверждается комплексом его научно-методических работ.
Ключевые слова
Репрезентируемая в оперных сочинениях Н. А. Римского-Корсакова идея государственности имеет древнейшие корни в российской культуре и в полной мере отвечает духовно-нравственным ценностям, которые играют ведущую роль в формировании социально-политических основ российского общества на разных этапах его существования. Раскрытие этой стороны творчества русского композитора в дисциплинах музыкально-исторической направленности требует применения новых методологий и методов в рамках постнеклассической рациональности и может служить надёжным ориентиром в понимании жизненных и творческих идеалов Н. А. Римского-Корсакова, в адекватных ответах молодёжи на внешние и внутренние вызовы России в непростых условиях сегодняшнего мира.
Ключевые слова
Для изучения механизмов голосообразования автором использован комплекс объективных методов исследования: ларингоскопия, стробоскопия, электроглотография, рентгенотомография и др. Исследования голосообразования у детей младшего школьного возраста с ярко выраженными крайними типами регистрового звучания позволили выявить определённые акустические и биомеханические их характеристики. Были выявлены следующие характеристики эталонов голосовых регистров у детей. При фальцетном типе голосообразования в процессе фонации наблюдается неполное замыкание голосовой щели, в вибрациях участвуют только свободные края голосовых складок, поверхность складок плоская и сильно растянута, голосовые складки работают как проходящие язычки, гортань занимает относительно высокое положение. Акустическая картина фальцетного звука голоса характеризуется весьма обеднённым спектром, состоящим из 2-3 гармонических составляющих. При грудном типе голосообразования в процессе фонации, напротив, наблюдается полное замыкание голосовой щели, голосовые складки вибрируют целиком и работают как ударяющиеся язычки, гортань занимает относительно низкое положение. Акустическая картина грудного звучания у детей младшего школьного возраста характеризуется более богатым набором обертонов спектра - 10-15 и в отдельных случаях большим числом гармонических составляющих. В статье рассматривается взаимосвязь характера тембрового звучания голоса с типом регистрового биомеханизма. Автор утверждает, что голосовыми регистрами можно произвольно управлять, влияя тем самым на тембровое звучание певческого голоса за счёт использования определённых факторов педагогического воздействия с позиций структурно-функциональных механизмов голосообразования.
Ключевые слова
В статье анализируется новаторский подход Д. Б. Кабалевского к использованию фольклорных источников при создании фортепианного цикла «24 прелюдии» ор. 38. Выделены основные направления творческого переосмысления Кабалевским народно-песенной традиции, заключающиеся в изменении жанровой природы, эмоционального колорита и гармонического языка музыкальных первоисточников. Показано, что, в силу синкретичности фольклорной основы прелюдий, для их освоения в процессе инструментальной подготовки педагога-музыканта необходимо использовать художественно-ассоциативный метод. Раскрыто содержание метода и описано его применение на примере освоения прелюдии № 20 (с-moll). Рассмотрены формы и содержание самостоятельной работы студентов в рамках художественно-ассоциативного метода, а также требования, предъявляемые к преподавателю по классу основного музыкального инструмента. Показано, что применение художественно-ассоциативного метода требует в современных условиях активного использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе информационных ресурсов Интернета.
Ключевые слова
Статья посвящена московскому периоду жизни и творчества С. В. Рахманинова, от начала его занятий по полной программе Московской консерватории до её окончания. Рассматриваются особенности обучения и воспитания в доме Н. С. Зверева и в консерватории, даётся описание занятий в классах теории музыки у А. С. Аренского, С. И. Танеева, отношение Рахманинова к тем или иным дисциплинам, значительные события в его жизни в описываемый период. Специальное внимание уделяется разрыву Рахманинова и Зверева, его причинам и последствиям, условиям жизни Рахманинова после ухода от Зверева. Даётся краткая информация о появлении в жизни Рахманинова семейства Сатиных. Указываются произведения, написанные Рахманиновым до середины 1892 года, представлена информация о переводных экзаменах и выпускном экзамене по классу композиции. В статье обращается внимание на специфическую атмосферу консерватории, побуждавшую учеников без каких-либо внешних воздействий собираться в музыкальные кружки для музицирования и дискуссий.
Ключевые слова
Автор рассматривает содержание понятия «академическое музыкальное образование», а также статус, образовательную специфику, цели и задачи высших музыкальных учебных заведений, носящих название «академия». Эти вопросы конкретизируются на примере музыкально-образовательных традиций, опыта подготовки музыкантов-профессионалов, в частности преподавателей музыки, сформировавшихся в процессе становления и развития гнесинских учебных заведений всех ступеней - от детской музыкальной школы до Государственного музыкально-педагогического института / Российской академии музыки имени Гнесиных. Школа Гнесиных, в понимании автора, это и «семья» преемственно связанных между собой четырёх учебных учреждений, и уникальный в мировой истории культурно-образовательный феномен, аккумулировавший более чем вековой опыт подготовки музыкантов-профессионалов, богатейшие творческие достижения семьи Гнесиных и руководимых ими коллективов преподавателей. Автор характеризует личность, жизненный и творческий путь основательницы Гнесинского дома Елены Фабиановны Гнесиной, останавливается на истории открытого в 1944 году института, на формировавшихся в этом вузе традициях академического музыкального образования, особо подчёркивая значение, придаваемое Гнесиными педагогической подготовке студентов.
Ключевые слова
В статье на примере архивных материалов Владимирской губернии (области) рассматриваются проблемы отбора музыкального репертуара для самодеятельных коллективов (1920-1962 годы). В Советском Союзе отбор репертуара для музыкальной самодеятельности осуществлялся в соответствии с рядом идеологических, художественных и педагогических требований. В первые годы советской власти доминировали материальные проблемы: нотные сборники распределяли по коллективам самодеятельности; руководители хоров ездили в центральные библиотеки переписывать ноты. В 50-е годы контроль над самодеятельным репертуаром был очень жёстким: утверждались специальные «репертуарные списки». В начале 1960-х годов идеологические позиции смягчились. Одной из тенденций стало включение в репертуар местного фольклора и произведений местных композиторов. Методические кабинеты центров самодеятельного, народного творчества создавали рекомендательные письма, появились статьи по поводу отбора музыкального репертуара и работы с ним. В статье подчёркивается значение работы по формированию репертуарной политики для массового музыкального образования, осуществлявшегося в самодеятельных коллективах.
Ключевые слова
В статье обозначены проблемы, с которыми сталкиваются незрячие люди, обучающиеся музыке, а также педагоги, занимающиеся с ними. Автор предостерегает незрячих учащихся, которые забывают о брайлевской нотной грамоте и учат произведения на слух, и показывает, к каким сложностям при знакомстве с новыми сочинениями это может привести. Высказывается мнение, согласно которому преподавать игру на любом музыкальном инструменте должны те, кто имеет хотя бы остаточное зрение. В противном случае вовремя не замеченные педагогом недостатки обучения в дальнейшем учащимся будет трудно исправить. Отмечается крайний дефицит нот в стране, а также почти полное отсутствие учебников по сольфеджио, музыкальной литературе и другим учебным предметам, напечатанных шрифтом Брайля. Специальное внимание уделяется сравнительной характеристике отношения к незрячим музыкантам в разных странах.
Ключевые слова
В статье обосновывается актуальность изучения религиозного искусства (архитектура, живопись, музыкально-певческое наследие) православной ориентации в воскресных школах Мордовии. Выявляется духовно-нравственный потенциал музыкально-певческого наследия, способного оптимизировать процессы, направленные на формирование основ духовности и нравственности, чувства патриотизма, любви к родному очагу, Отечеству и малой родине у подрастающих поколений. Музыкально-певческое искусство в контексте православной культуры рассматривается как источник и носитель духовно-нравственных ориентиров, что особенно важно для школьников Мордовии XXI века.