+
НАВСТРЕЧУ 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДМИТРИЯ БОРИСОВИЧА КАБАЛЕВСКОГО. ПРИНОШЕНИЯ МУЗЫКАНТУ-ПЕДАГОГУ
стр.11-16
В преддверии юбилейной даты - 110-летия со дня рождения выдающегося педагога-музыканта, создателя признанной мировым сообществом системы общего музыкального образования, композитора, музыковеда, общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского - музыкальный факультет Московского педагогического государственного университета, кафедра ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при МПГУ, Российская общенациональная секция Международного общества по музыкальному образованию (RussSME), Московская государственная консерватория (университет) имени П. И. Чайковского проводят VIII Международный фестиваль «Учитель музыки XXI века» имени Д. Б. Кабалевского. В адрес организаторов фестиваля поступили приветствия от музыкантов-педагогов, деятелей искусства и науки. Сделать их достоянием не только участников фестиваля и его гостей, но и широкого круга читателей журнала призван данный раздел.
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
НАВСТРЕЧУ 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДМИТРИЯ БОРИСОВИЧА КАБАЛЕВСКОГО. ПРИНОШЕНИЯ МУЗЫКАНТУ-ПЕДАГОГУ
стр.17-17
Семенов А.Л., Соколов А.С.
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
НАВСТРЕЧУ 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДМИТРИЯ БОРИСОВИЧА КАБАЛЕВСКОГО. ПРИНОШЕНИЯ МУЗЫКАНТУ-ПЕДАГОГУ
стр.25-25
Орджоникидзе Г.Э., Велихов Е.П., Щедрин Р.К., Неменский Б.М., Цыпин Г.М., Брайнин В.Б., Анисимов П.В., Зотова Е.Б.
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КАБАЛЕВСКИЙ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МИССИЯ ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
стр.26-30
Статья посвящена осмыслению творческого пути Д. Б. Кабалевского - композитора, педагога, просветителя, общественного деятеля, являющего собой образец социокультурной миссии, которую художник-просветитель играет в развитии культуры. Основная цель представленной работы - привлечь внимание музыкально-педагогического сообщества к актуальности и значимости идей выдающегося музыканта, к тому, насколько важно сегодня, в условиях постоянно возрастающего напора массовой культуры, продолжать дело всей его жизни - музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения. В работе представлена краткая информация о творческом пути Д. Б. Кабалевского, анализируется его творческий вклад в строительство художественного пространства культуры, представлены его взгляды на роль искусства в жизни общества Особое внимание уделено созданной и реализованной Д. Б. Кабалевским системе общего музыкального образования и воспитания, предложены вопросы для дискуссии о перспективах развития этой системы на современном этапе. В статье раскрывается уникальность личности Мастера, широчайший круг его интересов, неустанный труд во имя осуществления идеи музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, во имя гум,анизации и совершенствования пространства культуры.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КТО МОЖЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ ИСКУССТВА?
стр.31-39
Статья посвящена психологическим и педагогическим условиям успешного преподавания музыки и других искусств в общеобразовательной школе. На примере педагогической деятельности Д. Б. Кабалевского обосновывается утверждение, что преподаватель какого-либо вида искусства должен обладать собственным полноценным творческим опытом, авторским или исполнительским,. С другой стороны, он должен обладать свойствами, присущими далеко не всем высоким профессионалам: пониманием того, что предмет, которому он посвятил жизнь (в данном случае - музыка), может не представлять интереса для учеников общеобразовательной школы, поэтому первая и главная задача учителя - увлечь детей музыкой, без чего обучение не м,ожет быть успешным. Утверждается также, что подъём общего художественного образования - условие существования высокого профессионального искусства.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОСЛАНИЕ КАБАЛЕВСКОГО ВЕЛИКОМУ НОВГОРОДУ
стр.40-47
Автор анализирует основные смысловые и музыкальные характеристики малоизвестного произведения Д. Б. Кабалевского «Послание» для голоса и фортепиано, раскрывает историю создания сочинения. «Послание» характеризуется как концентрированное воплощение индивидуального почерка Кабалевского. Вместе с тем в статье подчёркиваются и некоторые уникальные детали нотного текста этого произведения, нигде более не встречающиеся у композитора. Интонационная природа музыкального искусства, определение музыки как «искусства интонируемого смысла», по мнению автора, здесь ярко выражены, более того, в данном случае это м,ожно рассматривать как специальную композиторскую задачу. Кроме того, изучение нотного текста данного сочинения коррелируется автором в образовательном контексте постижения индивидуального композиторского стиля, а также развития интерпретационных качеств будущих специалистов в учебном процессе инструментального класса.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ДЕТСКАЯ МУЗЫКА Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО – САМОБЫТНОЕ ЯВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
стр.48-58
Статья посвящена размышлению над вопросом об особом значении детской музыки для творчества Д. Б. Кабалевского. По мнению автора, интерес к этой теме обусловлен не только общим трендом советской музыки, но и задачами самовоспитания, которые реализует композитор. Особое вним,ание уделяется рассмотрению тртады концертов, адресованных юным музыкантам. Если считать её осмыслением результатов сам,овоспитания композитора, то очевидно, что автор добивался здесь цельности и равновесия. Внутренний строй всех концертов непротиворечивый, несм,отря на разнообразие тем,атики. Процессы развития активные, устремлённые, но не нарушают ясности форм,ообразования. Эмоциональный спектр, заложенный в музыку, весьма широк. Видимо, Д. Кабалевскому было важно ощущать себя полнокровным, богато чувствующим человеком. Образность триады воплощает идеал гарм,онично развитой личности. Обращаясь к этой музыке, юные исполнители настраиваются на систему образов, заложенную композитором,. Она становится средством личностного воспитания школьников.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИДЕИ Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
стр.59-68
В статье отмечается многогранность деятельности Д. Б. Кабалевского. Одна из основных идей Дмитрия Борисовича - необходимость развития творческого потенциала школьного учителя музыки - побудила автора к поискам таких возможностей в содержании профессионально ориентированного музыкально-теоретического образования будущих педагогов-музыкантов. В статье они рассматриваются в рамках курсов гармонии, сольфеджио и анализа музыкальных произведений. Особое внимание уделяется педагогической интерпретации воззрений Д. Б. Кабалевского, согласно которым восприятие музыки, понимание её образно-интонационного смысла должно опираться на формирующие его средства музыкальной выразительности. В качестве примера предлагается анализ первой части Фортепианной сонаты № 3 Д. Б. Кабалевского.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ПОДРОСТКОВ 11–14 ЛЕТ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ
стр.69-79
Мочалова Е.А., Морозова Н.В.
Авторы статьи анализируют феномен мотивации достижения успеха и её проявления в учебной деятельности на уроке музыки. В качестве средства, повышающего позитивную мотивацию, предлагается использовать квест- технологию - современную познавательную игру, а также особые педагогические условия: работу в команде, соревновательность, использование любых источников информации, балльно-рейтинговую систему оценивания. Экспериментальное исследование, проведённое в школе на уроках музыки с учащимися 5, 6 и 7 классов, позволило сравнить результаты экспериментальной группы школьников, участвовавших в квест- играх, и данные участников контрольной группы, обучавшихся по традиционной методике. В диагностике использовались: тесты А. Мехрабиана и Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, методика А. А. Реана для определения направленности личности на достижение успеха / избегания неудачи.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОПЛОЩЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
стр.80-87
В статье рассматртваются психолого-педагогические условия воплощения художественного образа в процессе обучения музыканта-исполнителя. Сложность и многомерность образа определяются сложностью и многоуровневостью про цессов, организующих восприятие; соответственно, чем понятнее эти процессы для исполнителя, тем явственнее для него и пути создания образа во всей его сложности и многомерности. Очевидно, что образование музыканта-исполнителя необходимо строить на реализации двух взаимосвязанных целей - развитии профессионального (музыкального) восприятия и выработке умений и на,выков профессионального создания/воссоздания художественного образа. В этой связи автор на первый план выдвигает проблемы выявления характера сенсорно-перцептивной организации обучающихся и роли коммуникативной функции психики в организации психических процессов создания музыкального образа. Подчёркивается, что в условиях общения возможны существенные изменения характеристик восприятия по сравнению с ситуацией индивидуального восприятия звукового воплощения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС ДИСЦИПЛИН МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
стр.88-102
В статье освещаются проблемы повышения практической значимости музыкально-теоретических дисциплин. Учитель музыки является, по мысли автора, организатором музыкальной жизни школы, что требует от него большого универсализма, в том числе и творческого. Поэтому сверхзадачей теоретических курсов становится всесторонняя подготовка выпускников к активной творческой деятельности. В качестве условий её реализации выдвигается ряд конкретных предложений. Аргументируется необходимость рассматривать все теоретические дисциплины как органичный, согласованно действующий учебный цикл «Основы музыкального языка,», программа которого разра,ботана и апробирована а,втором. Отдельно ра,ссм,атр>иваются некоторые методические и психологические проблемы, связанные с преподаванием указанного курса. Особое внимание уделяется вопросу создания специализированных ка,бинетов для проведения занятий по гарм,онии, где каждое ра,бочее место оборудовано клавишными синтезаторами. Такие учебнотехнические комплексы являются, по мнению а,втора, современными лабораториями музыкального творчества.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МОДЕЛЬ ИНТОНАЦИОННОЙ ФОРМЫ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
стр.103-112
Статья посвящена проблеме построения модели интонационной формы музыки как содержательного элемента музыкально-теоретического образования, необходим,ого для восстановления его единства, утраченного в процессе формирования самостоятельных учебных дисциплин. В музыковедении как науке теория музыкальной интонации занимает достойное место, но в содержании музыкально-теоретических дисциплин вопросы интонационной природы музыки не находят должного развития. Причиной тому является открытость теории музыкальной интонации. Музыкальная интонация часто понимается субстанционально, в статье она представлена как контекстная содержательно-смысловая функция элемента системы. Разные типы отношений тонов рассм,отрены как интонационные структуры, разделённые по уровням выстраивания отношений на простые, сложные, интегрированные. Совокупность интонационных структур и процессов их взаим,одействия определена как интонационная систем,а. Интонационная форма музыки представлена как метасистема, элементами которой являются локальные системы гармонии, музыкальной формы, музыкальной фактуры, ритма и мелоса.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИЗУЧЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСТВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТОЛЕТИЯ В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНОГО КУРСА ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ АККОМПАНИАТОРСКОГО ИСКУССТВА
стр.113-126
В предлагаемой статье содержится анализ матергиалов, непосредственно связанных с одним из разделов нового учебного курса «История и теория аккомпаниаторского искусства», который автор читает в РГПУ им. А. И. Герцена (Институт театра, музыки и хореографии). В статье освещается период развития отечественной концертмейстерской истории первой половины ХХ столетия, выявляются особенности развития профессии аккомпаниатора на данном историческом этапе. Особое внимание уделяется деятельности тех музыкантов, в твортестве которых наиболее ярко проявились характерные стороны отечественного искусства концертмейстерства. В статье также поднимаются вопросы, связанные с различными сторонами концертмейстерской деятельности, в числе которых особое место занимает её педагогическая направленность.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОСОБЕННОСТИ ИНТОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
стр.127-133
Благодаря непосредственному воздействию на самую широкую слушательскую аудиторию и ярко выраженной социальной направленности, музыкальное искусство эстрады играет важную роль в формировании духовного облика личности. В статье даётся краткая характеристика особенностей интонирования в современном эстрадном вокале и рассматриваются задачи, стоящие перед преподавателями этрадного вокала, в частности необходимость овладения учащимися универсальными вокальными навыками и освоения различных видов вокальных техник, в том числе и тех, что применяются в народном и академическом пении. В дальнейшем всё это будет способствовать исполнению любого вокального произведения, независим,о от эпохи и стиля. Акцент в данной статье длается также и на одной из централь ных проблем, которые затрудняют работу преподавателя в классе вокала, а именно на недостаточной разработанности научно-методической базы для осуществления педагогического руководства по обучению эстрадному пению.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАРОДНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
стр.134-147
В статье предпринята попытка охарактеризовать особенности освоения традиционной музыкальной культуры в период язычества; выявить предпосылки для профессионализации музыкальной деятельности и, соответственно, для обособления общего и профессионального музыкального образования народной ориентации, которые были направлены на освоение древнейшего пласта отечественной музыкальной культуры. Раскрывается сущность термина «перенимание», который наиболее точно отражает процесс освоения музыкальных знаний и овладение музыкальными умениями и навыками в практике народного музицированияДаётся характеристика двух основных форм образования в рассматриваемый период: самообразование и индивидуально-выборочное образование. На примере анализа песенных заговорных формул в двух народных сказках, в которых нашли отражение архаические верования наших далёких предков в магическую силу музыки, показывается включённость творческого начала в процесс их запоминания и адаптации к тем или иным конкретным ситуациям. Выдвигается предположение о взаим,одополнении бесписьменной и ранних форм письменной традиции в освоении традиционной музыкальной культуры уже во времена язычества.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНЦЕ XVII – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА КАК ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
стр.148-157
В статье представлен анализ различных точек зрения на музыкальное образование в период царствования Петра I как определённой фазы в развитии отечественного музыкального образования; получает обоснование целесообразность его рассмотрения как кульминационной и заключительной фазы переходного процесса от древнерусской культуры к культуре Нового времени. Особое вним,ание уделяется проблеме соотношения традиций и новаторства в музыкальном образовании светской, рыигиозно-духовной и народной ориентации. При этом в музыкальном образовании светской ориентации выделяются две разновидности - традиционная и западноевропейская. Православное музыкальное образование рассматривается как совокупность трёх составляющих: партесного музыкального образования переменномногоголосной ориентации, паргтесного музыкального образования постоянно-многоголосной ориентации и традиционного музыкального образования.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСКОГО УЧИТЕЛЯ НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
стр.158-170
В статье раскрывается содержание музыкально-педагогической подготовки учителя Новгородской губернии в период второй половины XIX - начала XX века, рассматриваются статус и характер педагогической деятельности учителя музыки в системе общеобразовательных школ и профессиональных педагогических учебных заведений, таких как Александровская земская мужская учительская школа, мужская и женская учительские семинарии, педагогические классы Николаевской женской гимназии, двухгодичные женские педагогические курсы и летние краткосрочные курсы повышения квалификации учителей, сформировавших в отсутствие профессиональных музыкальных учебных заведений музыкально-образовательное пространство Новгородской губернии рассматриваемого периода и ставших основой всей образовательной системы подготовки новгородского губернского учителя. Проанализировано влияние новгородского земства как выборного органа местного самоуправления на становление и развитие школьного образования.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова