В статье рассматривается проблематика ноосферного подхода к построению учебных курсов. Детально освещаются вопрос глобальной консолидации знаний, принципы структурирования информационных массивов в сфере обучения, даётся методологическое обоснование понятия «информационно-обучающее пространство». Особое внимание уделено пересмотру функциональных ролей в системе «учитель-ученик» и стремительному усилению воспитательной роли учителя; предложен методически обоснованный набор новых форм учебной работы в условиях предметно-ориентированного информационно-обучающего пространства. Теоретический материал статьи подтверждается практической разработкой автора, представившего концептуальное описание созданной им компьютерной обучающей системы «Информационно-обучающее пространство для изучения истории западноевропейской музыки», которая прошла уже длительную апробацию и получила признание в ряде учебных заведений Украины и Беларуси.
Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education
2014. — Выпуск 2
Содержание:
Предпосылкой эстетического восприятия музыки служит непосредственная эмоциональная реакция слушателя, а его результатом - актуализация эстетического сознания личности. Как психический процесс эстетическое восприятие основывается на рефлексии человека, соотнесении воспринятого с собственными представлениями о прекрасном, на самоанализе переживаний. Воспринимать искусство на эстетическом уровне - значит уметь обнаруживать в нём красоту, переживать её как неизменно положительное качество жизни. Под индивидуальной стратегией эстетического восприятия понимается умение организовывать деятельность по выявлению красоты музыкальной интонации на основе имеющегося у слушателя тезауруса общей культуры и опыта общения с искусством. Интонационные погружения обогащают музыкальное восприятие, придают должное эмоциональное насыщение, ведущее к эстетическому переживанию музыки. Музыкальное восприятие строится на синтезе работы мысли и чувства, а эстетические переживания не возникают спонтанно, как физиологические реакции; они являются результатом кропотливой духовной работы, симбиоза художественной фантазии, чувств и мыслей, определяющих культуру музыкального восприятия, созидательного процесса его самовоспитания.
Ключевые слова
В статье обосновывается необходимость введения трёхразовых музыкальных занятий для общеобразовательной школы для достижения принципиально нового уровня сформированности музыкальной культуры учащихся на основе системы Д. Б. Кабалевского. Выявляется общее и особенное в музыкально-педагогических системах К. Орфа, 3. Кодая, Д. Кабалевского. Раскрывается целесообразность введения в музыкальное занятие шести видов музыкальной деятельности учащихся: хорового пения, слушания музыки, коллективного инструментального музицирования, музыкально-пластического интонирования, музыкально-композиционного творчества (импровизация и сочинение), театрализации разучиваемых музыкальных образцов - как условия вовлечения каждого учащегося в активную, заинтересованную, творчески направленную музыкальную деятельность. Поднимается вопрос о совершенствовании учебно-методического обеспечения музыкальных занятий посредством разработки видеопособия для учащихся, раскрывающего содержание, организацию и процесс музыкальных занятий, и видеопособия для учителей музыки, раскрывающего технологию музыкально-педагогического процесса формирования музыкальной культуры учащихся.
Ключевые слова
В статье анализируются изменения содержания высшего профессионального музыкально-педагогического образования и общего музыкального образования с позиций государственных стандартов нового поколения. Конкретизируется понятие личностно-ориентированного подхода в процессе организации музыкально-педагогического диалога; выявляются потенциальные возможности увеличения объёма самостоятельной учебной музыкальной деятельности; исследуются пути реализации рефлексивного подхода в педагогике музыкального образования. Подробно рассматриваются разные виды музыкальной деятельности с точки зрения максимального использования разных форм самостоятельной работы обучающихся, а также процесс формирования мотивации к музыкальному образованию и создание таким образом базы для музыкального самообразования.
Ключевые слова
В статье на основе декартовой системы координат раскрываются взаимосвязи между характером движения, различными явлениями окружающей действительности, такими как явления природы, времена года, темперамент человека, архетипы коллективного бессознательного Юнга и особенностями их творческого отражения в художественных образах различных видов искусства. На основании авторской модели предлагается интерпретировать особенности личности писателей, художников, композиторов. Эту систему координат автор предлагает применить в отношении широкого ряда явлений действительности и их классификации, в том числе ощущений и восприятий, лежащих в основе музыкальной деятельности. Проведённая автором опытная работа подтвердила предположение о целесообразности внедрения предложенной модели в содержание вузовской подготовки музыкантов-педагогов.
Ключевые слова
В статье ставится задача найти и апробировать психолого-педагогические способы развития механизмов личностной рефлексии в юношеском возрасте. Таким инструментом развития выступает создание арт-терапевтическо-го тренинга на основе кинематографического синтеза искусств. Теоретическим основанием актуализации различных рефлексивных позиций в процессе восприятия киноискусства является функциональная роль музыки в кино. Авторы подробно исследуют становление основных функций музыки в кинематографе и рождение самостоятельного жанра - киномузыки. В результате теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы авторы впервые в литературе доказывают, что специальные функции киномузыки, такие как иллюстративная и дистанцирующая, могут способствовать гармоничному развитию механизмов личностной рефлексии через актуализацию механизмов идентификации и обособления.
Ключевые слова
В статье рассматривается специфика слушательского восприятия в отношении музыкального искусства XX-XXI веков. Показано, что в целом европейская музыкальная культура знает две фундаментальные стратегии восприятия - сукцессивную и симультанную. В XX веке происходит актуализация других стратегий - адаптации и трансформации. Первая предполагает включение незнакомых для слушателя ситуаций в уже имеющуюся в его сознании систему установок и ориентиров. Вторая стратегия связана с активным изменением уже существующих установок и рождением новых, актуальных именно для конкретной ситуации. Разграничены факторы, определяющие специфику восприятия: внутритекстовые, запрограммированные автором в самом тексте произведения, и внетекстовые, связанные с особенностями сознания самого слушателя.
Ключевые слова
Данная статья посвящена искусству эстрадного вокала, который в настоящее время очень привлекает как детскую, так и молодёжную аудиторию, благодаря многочисленным телевизионным и интернет-проектам, имеющим высокие зрительские и интернет-рейтинги; даётся краткая характеристика особенностей интонационной природы российской эстрадной песни. При этом в центре внимания оказываются три главных источника, составляющих интонационную основу отечественной песенной эстрады: народная песня, русский городской романс и музыка профессиональной традиции, которые отчётливо прослеживаются в творчестве российских композиторов-песенников. Понимание педагогами-музыкантами интонационной природы эстрадной песни рассматривается автором как необходимое условие создания научно-методической базы для осуществления педагогического руководства процессом освоения отечественной эстрадной песни в контексте вузовского историко-теоретического образования.
Ключевые слова
В статье предпринята попытка выявить причины затруднений, которые испытывают студенты из КНР в процессе освоения музыки европейской профессиональной традиции. Освоение «чужой» музыкальной культуры для «европейцев» - это движение от универсальности к национально-этнической специфичности, а для «неевропейцев» - выход за пределы собственной национально-этнической специфичности в область универсальности музыкального мышления. Кардинальное несовпадение логик речевой интонации становится препятствием для понимания китайскими студентами европейской музыки, что проявляется в их музыкально-исполнительской деятельности. Но если видеть причину затруднений только в этом, то для решения проблемы студентам из КНР было бы достаточно освоить какой-либо европейский язык. Такой подход нельзя признать эффективным с позиций педагогики музыкального образования. Согласно концепции авторов, студентам из КНР необходимо освоить европейский этнотип музыкального интонирования. Дальнейшие исследования в этом направлении будут направлены нараскрытие содержания данной категории и разработку теоретико-методической модели освоения данного феномена.
Ключевые слова
В статье описывается опыт исследования коммуникативных качеств музыканта-исполнителя и их формирования в учебно-воспитательном процессе профессиональной образовательной организации. Продолжающиеся процессы академизации художественно-образовательной деятельности демонстрируют тенденции возрастания значимости парадигмы опуса и снижения в творчестве роли коммуникации. Сложившаяся отечественная система обучения музыкантов-исполнителей сегодня не способствует развитию коммуникативных качеств учащихся и тем самым усугубляет негативные процессы, становящиеся всё более очевидными и в образовании, и, естественно, в искусстве. Внимание исследователя в равной степени направлено на развитие теории музыкальной коммуникации и практики опытно-экспериментальной работы. Её итоги демонстрируют главный вывод исследования о необходимости переориентации учебного процесса с обучения умению воспроизводить опус на воспитание коммуникативных качеств обучающихся.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема формирования статуса, целей и задач музыкальных школ в 1920-х годах в России. Обращается внимание на недостаточную статусную и содержательную определённость понятия «музыкальная школа» в данный период, на феномен сосуществования музыкальных школ разных видов (государственные музыкальные школы первой и второй ступени, народные музыкальные школы). Приведены перечни предметов (мастерских), которые изучались в музыкальных школах первой, второй ступени и в народных музыкальных школах. В статье рассматривается история создания музыкальных школ во Владимирской губернии, где были только школы первой ступени, народные музыкальные школы и музыкальные классы, которые в документах тоже называли музыкальными школами. Описан конфликт, связанный с реализацией Муромской музыкальной школой первой ступени музыкально-просветительских задач единой трудовой школы. Приведены примеры изменения условий труда педагогов Владимирской государственной музыкальной школы первой ступени. Содержатся материалы о деятельности музыкальных школ малых городов Владимирской губернии -Гусь-Хрустального и Гороховца.
Ключевые слова
На примере эпистолярного наследия А. Т. Гречанинова, не известного в полном объёме до XXI столетия, показана важность изучения архивных материалов как подлинного и достоверного свидетельства ушедшей эпохи. Представлены письма Гречанинова, содержащие сведения, касающиеся сочинений последнего периода жизни и творчества композитора. По письмам Гречанинова воссоздаётся картина признания его музыки за рубежом. Восемь писем к Р. Глиэру периода 1939-1951 годов публикуются в виде единого текста в установленном хронологическом порядке. Предпринята попытка проследить за важнейшими фазами рождения и исполнительской жизни оперы Гречанинова «Женитьба». Впервые публикуются письма исполнителей к автору оперы, а также рецензии на спектакли в Париже и Нью-Йорке.
Ключевые слова
В статье рассматриваются детские и отроческие годы С. В. Рахманинова, период его обучения в Петербургской консерватории и начало пребывания у Н. С. Зверева в Москве, принципы обучения детей и подростков в русских дворянских семьях конца XIX века, условия становления Рахманинова как пианиста и композитора. Получают раскрытие трагические события в его семье, даётся краткая характеристика трёхлетнего обучения Рахманинова в Петербургской консерватории, переезда его в Москву. В центре внимания оказываются также методы обучения и воспитания в доме П. С. Зверева, которые сочетали в себе комплекс условий, ограждавших учеников от постороннего влияния на воспитательный процесс, заставляя их развиваться в нужном учителю направлении, что давало уникальный, не сравнимый с другими методами результат.
Ключевые слова
В статье получают освещение результаты проведённого автором анализа автобиографических записок М. И. Глинки в плане представленности в них фактографического материала о его становлении как композитора и педагога-музыканта. На конкретных примерах высказываний самого композитора о своём жизненном и творческом пути прослеживается эволюция его музыкальных и педагогических воззрений, характер их взаимосвязи. Особое внимание уделяется воспоминаниям М. II. Глинки о своих музыкальных занятиях, которые способствовали формированию его музыкально-исполнительского мастерства и оказали влияние на композиторское творчество и педагогическую практику; о методах обучения инструментальному и вокальному исполнительству зарубежных педагогов-музыкантов, занятия которых ему довелось наблюдать, и особенностях их претворения в его собственной педагогической деятельности.