+
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО МИРОТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
стр.7-18
В статье раскрываются основы музыкального миротворчества как направления ноосферной педагогики, обосновывается роль традиционной музыки народов мира в формировании духовно-экологического мировоззрения. Миротворчество рассматривается как метаспособность человека, а музыка – как путь самопознания, как опыт переживания этнокультуры и как деятельность по перестройке внутреннего мира. Выявляется развивающий потенциал традиционной музыки народов мира в психолого-педагогической практике.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
О НЕКОТОРЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЯХ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
стр.19-33
В статье получают раскрытие наблюдаемые ныне тенденции обновления в тематическом пространстве научных исследований отечественных музыкантов-педагогов. В центре внимания автора находятся также вопросы взаимосвязи некоторых научных категорий в методологическом аппарате, которые определяют основные исследовательские стратегии в области педагогики музыкального образования.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИИ
стр.34-38
Мотивационно-ценностное отношение педагога-музыканта к избранной профессии – важнейший фактор в становлении профессионально-значимых качеств личности. Знание ценностных основ музыкального искусства, прививаемое в опоре на чётко сбалансированное и внутренне организованное «двоемирие», способствует развитию потребностей, интересов, вкусов, их реализации в социально значимой деятельности. Глубоко прочувствованное осмысление своей специальности способствует оценке собственной индивидуальности, вселяет уверенность в творческие силы.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
РЕБЁНОК И ВЗРОСЛОЕ ИСКУССТВО: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОДНОЙ ИЗ ПРОБЛЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
стр.39-47
Автор считает, что ребёнок должен иметь ранний опыт встреч с произведениями большого искусства, неполнота понимания которых даёт импульс для его дальнейшего развития. Напротив, ограничивая ребёнка искусством, созданным специально для детей, мы задерживаем его личностный рост и эмоционально-эстетическое развитие. Возможное отрицательное воздействие на детей некоторых явлений современной художественной жизни надо преодолевать не возрастной цензурой, а усилиями по очищению художественной среды, что в равной степени необходимо и детям, и взрослым.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ РЕАЛИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ
стр.48-53
В статье поднимается проблема поиска путей интерпретации особенностей музыкального образования в социокультурных реалиях региона Северного Кавказа (Дагестана). Раскрываются факторы, обусловившие и продолжающие определять специфику музыкального сознания населяющих его народностей. В контексте современных концепций выстраивается феноменология профессионального самосознания деятелей музыкального искусства и музыкального образования Дагестана.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОСТИЖЕНИЕ СУЩНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ (авторский словарь и методика его применения)
стр.54-63
В неоконченной статье автор разворачивает идею многослойного контекста эмоциональной культуры, достижение которой рассматривается как сверхзадача образования. Представлены: концепция структуры и способов применения авторского «Словаря эстетических эмоций и художественных переживаний», методика СИТО – система троичной оценки любых объектов с позиции глубины их художественной содержательности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОПТИМИЗАЦИЯ КОНЦЕРТНОГО ВОЛНЕНИЯ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
стр.64-76
Автор анализирует состояние концертного волнения, предлагая следующую его психологическую формулу: уровень волнения прямо пропорционален значимости выступления и обратно пропорционален компетентности исполнителя. В статье последовательно раскрываются возможности снижения излишнего концертного волнения юных музыкантов в повседневной учебной работе в классе, предлагаются различные способы, упражнения с объяснением психологических механизмов их действия.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
стр.77-84
В статье показаны общие траектории развития современного музыкального образования в России в контексте культуры XX–XXI веков. Получают раскрытие его основные проблемные области, действующие методологические парадигмы – консервативная, авангардистская, техноцентристская, диалогическая. Рассмотрены позитивные и дискуссионные аспекты их существования. Раскрываются актуальные вопросы взаимодействия образования с музыкальной практикой и системой научного знания с учётом как общей специфики музыковедческой специальности, так и современной социокультурной ситуации в целом.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СОЧИНЕНИЕ МУЗЫКИ: СОДЕРЖАНИЕ ДЕФИНИЦИИ КАК ПРОБЛЕМА МУЗЫКОЗНАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
стр.85-94
В статье обосновывается необходимость определить содержание дефиниции «сочинение музыки». Нерешённость этого вопроса ведёт к неоднозначной и расплывчатой трактовке термина в музыковедении и педагогике музыкального образования. Автор предлагает разграничить категории «сочинение музыки», «творческий процесс композитора» и «процесс композиторского творчества», а содержание дефиниции «сочинение музыки» определить как процесс интонационной конкретизации образно-логической системы.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МЕТОД КОНТЕКСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере занятий по дирижированию)
стр.95-103
В статье исследуется проблема обучения исполнительской деятельности, анализируется роль контекста; даётся характеристика основных его разновидностей – предметного, межпредметного, культурно-исторического. На конкретном материале показывается, какую роль при обучении искусству дирижирования играет метод контекстного проектирования. Данный метод рассматривается как значимый инструмент формирования и реализации личностных смыслов студентов в музыкально-исполнительской деятельности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-АССОЦИАТИВНОГО МЕТОДА В СОДЕРЖАНИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ
стр.104-117
В статье сравниваются два исторически сложившихся в педагогике музыкального образования взгляда на проблему применения ассоциативного метода, основанного на идее взаимодействия искусств, в процессе инструментальной подготовки музыкантов. Показана важность контактов интерпретатора с различными сферами художественной деятельности при освоении музыкального образа. Установление художественных параллелей направлено на расширение горизонтов творческого сознания, активизацию воображения, эмоциональной сферы, достижение целостности интерпретации, обретение необходимой свободы творчества.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ СМЫЧКОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
стр.118-132
В статье рассматриваются истоки формирования и основные черты творческой, педагогической и научно-методической деятельности преподавателей кафедры струнных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Анализируется их педагогическое мастерство, в котором интегрированы особенности петербургской, московской, киевской и одесской школ игры на смычковых инструментах.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕРМИНЕ АМБУШЮР (из педагогической практики)
стр.133-138
В статье говорится о несоответствии толкования термина «амбушюр», даваемого русскими словарями и энциклопедиями, реальному его значению, принятому в среде русских профессиональных исполнителей на духовых инструментах и педагогов. Приводится семантика термина в России 1880-х годов, в изданиях XX века, его понимание в современной литературе, посвящённой духовым инструментам, на основании чего делается вывод, что в русских словарях столетие назад была допущена ошибка, которая сегодня создаёт проблемы в процессе обучения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВНЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ЯЗЫЧЕСТВА
стр.139-153
В статье получают раскрытие мифологические представления, определявшие содержание музыкального образования в период язычества. Рассмотрение музыкальных мотивов в мифах и сказках народов России в музыкально-педагогическом ракурсе даёт основание хотя бы в первом приближении охарактеризовать эмоционально-ценностное отношение наших далёких предков к звукам природы, звучанию голоса и музыкальных инструментов, песням и инструментальным наигрышам, а также базовые «музыкальные» знания, которые передавались от одного поколения к другому.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИ-МУЗЫКАНТЫ В РОССИИ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ДИАЛОГ РОССИЙСКОЙ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
стр.154-163
В статье рассматривается влияние западноевропейских музыкально-педагогических традиций на музыкальное образование в России XIX – начала ХХ века. Западноевропейские педагоги работали не только в столице, но и в провинциальных городах России. Приведены примеры деятельности в городе Владимире немецкого педагога-музыканта Рихарда Делича (40–60-е годы XIX века) и итальянского оперного певца Ахилла Де Рома (20-е годы ХХ века). Поднимается проблема учёта особенностей национальной культуры в условиях деятельности педагога-музыканта в чужой для него стране.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ГОМИЛЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
стр.164-169
В статье рассматриваются общие для лекторского мастерства и гомилетики компоненты – высокое содержание предмета, красноречие. На этой основе выделяются гомилетические аспекты лекции по музыке: иерархичность, диалогичность, дидактичность, интонационная выразительность (слов и музыки), сопряжённость с практикой и жизнью.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова