+
ЧТО НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ?
стр.7-12
В статье анализируется состояние музыкального образования в со- временной России: вскрываются причины высочайшего уровня профессионального образования и недостаточного фактического уровня образования общего. Высказывается мысль о необходимости повышения общей культуры российского населения для сохранения и развития богатых традиций высокой музыкальной культуры, а также предлагается ряд конкретных действий по реорганизации современной музыкальной жизни.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
стр.13-17
Статья посвящена проблеме музыкального воспитания будущих творцов культуры XXI века, которым предстоит формировать облик третьего тысячелетия. В статье анализируется роль музыки в постижении отечественной и мировой культуры, в национальном самоопределении и самоидентификации лич- ности. Феномен музыкального искусства рассматривается как одно из условий, не- обходимых для создания каналов художественно-эстетической коммуникации, спо- собствующих осуществлению постоянного межкультурного диалога
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПЕРЕЖИВАНИЕ МУЗЫКИ КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОПЫТА
стр.18-26
Статья посвящена малоизученной проблеме - переживанию музыки как сути музыкального опыта. Аргументируется различие между двумя процесса- ми: «восприятие», которое происходит по «горизонтали» на душевно-психологическом уровне, и «переживание», которое происходит по «вертикали» на духов но- философском уровне. Разъясняется различие между музыкальной деятельностью как формой общения с музыкой и музыкальным актом, который отличается интенсивностью переживания, личностно-неповторимым характером и составляет внутреннее содержание этого общения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
стр.27-33
В данной статье художественная интерпретация музыки рассматривается как учебная деятельность, обладающая характеристиками интерактивности. Её целесообразность раскрывается с позиций культурно-художественного и учебно-педагогического диалога, обладающего интроспективной и экстраспективной направленностью. Определена значимость личностного взаимодействия педагога и обучающихся в процессе создания трактовки музыкального сочинения
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
РАДИ ЧЕГО БЕРУТСЯ ЗА ПЕРО? Пробуждение чуткости ребёнка к эмоциональному тону художественного произведения
стр.34-41
МеликПашаев А.А., Марченко Е.М.
Статья посвящена проблеме адекватного восприятия художественного произведения, возможности и условиям его развития у детей, а также препятствующим этому факторам. Рассматривается понятие пафоса как основного эмоционального тона произведений всех видов искусства. На материале проведённого по оригинальной методике исследования восприятия поэзии, изобразительного искусства и музыки обосновывается мысль о приоритетности музыкальных впечатлений для развития у детей способности воспринимать эмоциональный тон произведений искусства
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
стр.42-48
В статье представлены результаты проведённого социологического ис- следования музыкальных предпочтений студентов - будущих учителей музыки с дову- зовским музыкальным и немузыкальным образованием. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на формирование музыкальных предпочтений учащихся, а так- же основная направленность их эволюции в процессе музыкальных занятий. Высказы- вается предположение, что полученные данные позволят определить новые пути для профессионального становления педагога-музыканта в период обучения в вузе
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОБЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПСИХОЛОГО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
стр.49-55
В статье обсуждаются антропологические цели и смыслы общего музы- кального образования, психологические ресурсы и возможности здоровьесбережения в процессе музыкальной деятельности. Делается попытка «сверки» реальности про- изошедших и происходящих изменений в образовании с осознаваемыми целями и фор- мами общего музыкального обучения. При рассмотрении целей общего музыкального образования акцентируется внимание на развитии высших психических функций, психологической устойчивости, «ансамблевости» и сензитивности личности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ
стр.56-61
Автор статьи анализирует причины повышенной тревожности учащихся детских музыкальных школ. В качестве таковых указываются: специ- фика музыкальной деятельности, обучение в «зоне ближайшего развития», творче- ский характер учебных задач, креативность юных музыкантов, особенности инди- видуального обучения. Более подробно рассматривается преобладание мотивации «избегания неудач» при обучении. Предлагаются пути оптимизации эмоциональ- ных состояний учащихся с помощью развития чувства личностной успешности
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЭЙФОРИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ КОНСТРУКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
стр.62-69
Развитие какой-либо положительной мотивации, по существу, есть формирование самой личности. Введённое понятие «эйфорическая мотивация» обозначает мотивационный конструкт, обусловленный потребностью в возобнов- лении переживания особого состояния сознания, характеризующегося наслаждени- ем процессом музыкальной деятельности и интегрирующего все задействованные в ней психические процессы, способности и умения. Для развития эйфорической мотивации и раскрытия музыкальной одарённости предлагаются разработанные автором психолого-педагогические методы.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
стр.70-78
Статья посвящена исследованию путей применения музыкально- педагогических технологий в реабилитации детей с бронхиальной астмой: восстановлению выразительной координации и свободного дыхания, а также мотивации к самостоятельной художественно-творческой реализации личности ребёнка. Представлены результаты экспериментального доказательства потенциальной здоровьесберегающей продуктивности музыкального образования
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ (к инновациям в российском музыкальном образовании)
стр.79-92
В статье предпринимается попытка рассмотреть основные эпохи истории музыки Нового и Новейшего времени - барокко, классика, романтизм и ХХ век - как содержательные парадигмы. Метод исследования - построенная автором теория трёх сторон музыкального содержания: эмоция, изобразительность, символика. Результат: в барокко высоки все три стороны, в классике преимущество получает эмоция, в романтизме - апогей эмоций, умаление символики, в ХХ веке преобладают символика, умаление изобразительности. Благодаря такому освещению истории музыки, педагоги-музыканты получают возможность с необходимой полнотой представлять себе главные смысловые свойства музыки рассматриваемых эпох и композиторских личностей.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ
стр.93-99
В статье рассматривается, каким образом современные научные концепции в области теоретического и исторического музыкознания могут определять содержание общего музыкального образования. Научные положения не являются предметом изучения для учащихся, но определяют содержание общего музыкального образования в качестве его методологических основ. Автор предлагает возможные варианты соотношения музыкально-теоретических положений и формируемых в процессе обучения представлений детей о феноменах музыкального искусства
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ДЕТСКАЯ МУЗЫКА КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ОСВОЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И КОЛЛЕДЖА
стр.100-105
В статье указывается, что в существующей практике подготовки специалистов в области музыкального образования недостаточное внимание уделяется изучению композиторских сочинений, созданных для работы с детьми. Во многом это следствие недостаточной изученности в музыкальной науке самой детской музыки. Автор предлагает типологию этой сферы творчества, позволяющую создать условия для формирования профессионального тезауруса. Кроме того, в статье рассматриваются принципы построения учебного курса «Детская музыка».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФАГОТЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
стр.106-116
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с подго- товкой в России исполнителей на фаготе, проблема постоянного дефицита фаго- тистов в оркестрах и в классах школ и консерваторий; даётся краткая история изменений функций инструмента в оркестре и на сцене, обусловленных естествен- ными процессами развития музыкальной культуры в Европе на протяжении XVII-XXI веков. Особенное внимание уделяется реформам музыкального образова- ния, предпринятым в 2012-2013 годах; приводится аргументация, свидетель- ствующая о неприемлемости этих реформ для обучения исполнителей на духовых инструментах.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ЯПОНИИ
стр.117-123
В статье раскрываются структура, принципы, методы обучения в традиционных японских школах, символика иероглифической записи древних пар- титур, специфические особенности исполнительских стилей различных школ игры на флейте shakuhachi, цитре koto; проводится параллель между иерархической си- стемой организации социума и традиционных школ ryuuha в Японии; анализиру- ются причины сохранения древних композиций, нотации, способов передачи ис- полнительского мастерства до настоящего времени.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИАЛОГА КУЛЬТУР СТОЛИЦЫ И ПРОВИНЦИИ В ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
стр.124-132
В статье выявлены культурологические характеристики взаимоотношений столицы и провинции в истории российского музыкального образования. Автор подчёркивает специфику этнопедагогических и историко-культурных исследований, связанных с институционализированным музыкальным образованием. Акцент делается на междисциплинарный подход к исследованию диалога культур столицы и провинции.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ В СВЕТЕ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
стр.133-157
Николаева Е.В., Абдуллин Э.Б.
В статье раскрывается позиция авторов относительно концепту- альных оснований разработки новой программы по музыке для начальной школы в соответствии с выдвинутой правительством России стратегической линией раз- вития общего образования на основе системно-деятельностного подхода и единства урока музыки и внеурочных музыкальных занятий хоровым пением и коллектив- ным инструментальным музицированием; даётся характеристика предлагаемого авторами подхода к определению содержания учебной программы по предмету «Музыка» для начальной школы, её цели, тематического построения и уровня под- готовки учащихся, которого они предположительно смогут достичь к окончанию каждого учебного года.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
стр.158-165
В статье обозначены причины, не позволяющие эффективно использовать потенциал информационных и коммуникационных технологий в современном образовании. На основе анализа педагогической практики выделено пять моделей включения данных технологий в образовательный процесс. Представлен авторский взгляд на возможные пути реализации обозначенных моделей в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЛЕО KЕСТЕНБЕРГ – ПЕРВЫЙ ПОЧЁТНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИСМЕ)
стр.166-171
В статье представлены историко-биографические сведения о Лео Ке- стенберге; охарактеризованы ведущие направления его музыкально-педагогической деятельности; раскрыта сущность реформы музыкального образования, проведён- ной им в Германии до начала Второй мировой войны; сделан акцент на анализе его музыкально-педагогических воззрений, явившихся тем базисом, на котором разраба- тывались стратегические направления деятельности Международного общества музыкального образования (ИСМЕ).
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова