Развитие личности
2018. — Выпуск 2
Содержание:
Комплексно и в разных аспектах рассматривается связь теории и практики образования в контексте его современных изменений. Принцип взаимосвязи образования и познания конкретизируется с учетом идей матетики Я.А. Коменского и понимания сущностных характеристик образования в исследованиях А.К. Рычкова. Выделены и проанализированы проблемы современной практики образования, показаны последствия прагматизации образования, раскрыты причины отчуждения от образования. Подчеркивается важность основательного образования, опирающегося на гуманистические ценности, логические и этические знания. Определены теоретические условия основательности образования, заключающиеся в соединении фундаментальных и современных научных знаний, в разработке и объективном изучении новых подходов и форм обучения. Выявлены практические условия основательности образования, связанные с развитием умения учиться, системного логического мышления, волевых качеств личности, способностей и мотивации творческой и познавательной деятельности. Обосновывается необходимость баланса теории и практики в исследовании образования и в научной подготовке учителей.
Ключевые слова
Обсуждается значимость для человечества, как и для отдельного человека, феномена Великого идеополя общественного самосознания. Показано, что в процессе исторического развития идеологические поля, развиваясь, усиливают свое влияние на сознание мыслителей и на сознание поколений обыденного образа жизни. Понятия «жизнь» и «смерть» в процессе истории человечества обретают сущностное значение. Жизнь человека - бытие, наполненное особым смыслом. В процессе истории у человечества постепенно обострялось чувство личностного бытия, чувство личности. Жизнь дает человеку шанс чувствовать себя соответствующим своему исторически задаваемому и желаемому назначению. Поскольку человек сознает свою смертность, смерть выступает для него как конститутивный момент его жизни и мировоззрения. На высших уровнях психической активности доминанта дает мыслителю руководящую идею и основную гипотезу; энергия доминант побуждает к активности психику и поведение человека. Подтверждается, что доминанта может держать в своей власти все поле душевной жизни. Обсуждаются: идея значения психической энергии; положение о том, что жизнь и психизм обусловливаются особой скрытой энергией; «жизнь как асимметрия с постоянным колебанием на острие меча»; открытие того, что человек принадлежит био- и ноосферам. Показано, что человечество в своей истории было направлено на обретение смысла жизни и саму жизнь. Обсуждаются идеи Е.Н. Трубецкого о безусловном значении идеи смысла жизни, при этом суждения должны относиться к сверхвременному смыслу. Я полагаю, что впечатляющие мое сознание многие идеи мыслителей не лишают меня способности умственно принимать жизнь во всех ее сущностных проявлениях. Полагаю, что смысл жизни носит характер сугубо индивидуального понимания каждого человека. Содержание смысла жизни при этом определяется двумя исходными предтечами: 1 - эволюционным развитием человечества; 2 - историческим развитием человечества и, наконец, внутренней позицией самого человека -результатом его жизненного опыта, его физического состояния и уровня его психического и духовного развития. Для меня мыслить вслед и рядом с мыслящим до меня человеком - жизнь, наполненная смыслом.
Ключевые слова
Рассматривается феномен человека как результат эволюции, исторического развития человеческого рода и результат индивидуального развития внутренней позиции каждого отдельного индивида. Рассматривается понятие «тело» как понятие философского дискурса - как устойчивый комплекс качеств, сил и энергии, сопряженный с раздражимостью, психикой и духовностью. Обсуждаются идеи античной философии (Сократа и Аристотеля) о достойном и недостойном в человеке, о теле - выразителе состояний и духа. Мыслителями античности и эпохи Возрождения телу отводилось особое место. Тело в понимании философов нуждается в развитии и поддержке, чтобы быть совершенным и одухотворенным. Специально рассматривались идеи эпохи Возрождения относительно строения и функций тела в видении Леонардо да Винчи, который стремился доискаться истинной связи тела и духа. При этом обсуждается идея Леонардо об общем чувстве, которым овладевает человек: «...общее чувство сближается с судящей способностью». В русской физиологии и объективной психологии И.М. Сеченова находим продолжение развития идей эпохи Возрождения. Ученый реально самостийно в рамках своих научных поисков пришел к пониманию недопустимости обособления психических явлений от организма. И.М. Сеченов настаивал, что в основе мысли «лежат ощущения из всех сфер чувств». Обращено специальное внимание на идею о скрытой энергии тела и психики, о которой помышлял еще Леонардо и которую развивал В.М. Бехтерев. Показано, что скрытую энергию очага возбуждения изучал также А.А. Ухтомский в контексте открытия основного закона деятельности нервной системы, названного им доминантой. В конце XX - начале XXI столетия в психологии как науке о человеке вновь возникает пристальный интерес к телу человека. Феномену тела посвящается множество научно-популярных работ. Однако можно наблюдать и пробуждение собственно научного интереса к телу - в неотъемлемой его связи с психикой и духовностью.
Ключевые слова
Стыд и бесстыдство - одна из вечных философских проблем, являющаяся базисной для конструирования этического фундамента любого социального гомеостазиса. Работа посвящена проблеме статуса и роли стыда человеческого и его отсутствия. В качестве основы размышлений по данной теме автором был выбран анализ работ Платона и Аристотеля, а также соответствующих разделов известного философского труда В.С. Соловьева «Оправдание добра». По ходу развития темы в статье поднимаются вопросы универсальности категорий добра и зла, соотношения морали и права, значение совести, человеческих добродетелей, некоторые аспекты дарвинизма, а также современные экстраполяции дихотомии стыда и бесстыдства.
Ключевые слова
Программа «Профильная лидерская смена» прошла конкурсный отбор и была включена в производственную программу ФГБОУ ВДЦ «Орленок». Реализация программы проходила в детском лагере «Комсомольский» ВДЦ «Орленок» с 17 июля по 6 августа 2018 года. Участниками программы стали 50 подростков в возрасте 12-16 лет, в том числе из неблагополучных семей и оставшиеся без попечения родителей. Программа осуществлялась сотрудниками кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ под руководством доктора психологических наук, профессора, академика РАО, научного руководителя кафедры психологии развития личности МПГУ В.С. Мухиной. Формы работы с подростками: 1. Традиционные - беседы, семинары, практикумы, мастер-классы, презентации инициатив; 2. Эксклюзивные - инициации: послушанием, свободой, физическими трудностями, высших психических функций, одиночеством («Наедине с собой» и др.); ежедневные рефлексии: на себя и других, на прожитый день. В соответствии с программой проводились индивидуальные занятия с участниками профильной смены и консультирование их. Кроме того, группа специалистов организовала для подростков Центра помощи детям (Ростов-на-Дону) экскурсии в дельфинарий и аквапарк.
Представлена рефлексия на опыт работы по психологическому диагностированию и сопровождению развития подростков, оставшихся без попечения родителей. Обсуждаются: социально-психологическая роль посредника; возможность преодоления архетипа делинквентности; методологические основы исходной позиции; социальные условия развития и бытия личности; предпосылки развития; внутренняя позиция и чувство личности в контексте организации психологического сопровождения подопечных подростков.
Ключевые слова
Описываются психологические портреты оставшихся без попечения родителей девочек-подростков, которые были специально приглашены стать участниками профильной лидерской смены ВДЦ «Орлёнок». Программа проводилась в 2018 г. сотрудниками кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ. Использовались материалы анамнеза, сведения о родителях, информация о жизненном пути подростка. В русле концепции феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной анализируются особенности проявления высших психических функций и содержательное наполнение структурных звеньев самосознания пяти девочек-подростков. В основе исследования лежат ежедневная работа с подростками в течение смены и включенное наблюдение. В ходе работы с подростками обсуждались понятия «личность» и «развитие личности», «внутренняя свобода» личности в заданных социумом условиях и др. Показаны особенности высших психических функций, эмоциональной сферы и типичные особенности наполнения структурных звеньев самосознания: 1 - имя; 2 - притязание на признание; 3 - половая идентификация; 4 - психологическое время личности; 5 - психологическое социально-нормативное пространство прав и обязанностей, а также поведенческие проявления девочек-подростков в социальной ситуации пребывания в условиях ВДЦ «Орлёнок».
Ключевые слова
Обсуждается идея В.С. Мухиной о принципиальном значении влияния внешних реалий на развитие психических функций и личностных качеств поколений людей. Рассматриваются позитивные и негативные влияния внешних реалий на развитие личностных качеств человека. Анализируются сущностные особенности трех внешних реалий: 1 -предметного мира; 2 - образно-знаковых систем; 3 - социально-нормативного пространства. Показано, что эти реалии несут в себе амбивалентные сущности, которые могут нивелировать личность. Так, человек может не восходить к потенциальным вершинам развития, но нисходить от своей возможной позитивной сущности. Показано, что подростки могут быть ориентированы на цивилизованное отношение к предметному миру, но при этом могут заимствовать алчные вожделения к отдельным предметам, могут оценивать статус друг друга через наличие значимых для них предметов. Подростки могут быть ориентированы на предметы, не соответствующие их социальному и возрастному статусу. Автор разделяет идеи В.С. Мухиной о том, что образы и знаки, создаваемые в истории человечества, формируют некие знания, которые предшествуют каждому отдельному человеку, и что реальность социально-нормативного пространства определяет долженствование - организацию поведения человека, а также образ его мыслей и мотивов. Социально-нормативные условия навязывают свои ориентиры подросткам, молодежи и старшему поколению. При этом подростки цепляют своим социальным вниманием амбивалентные составляющие реалий образно-знаковых систем.
Ключевые слова
Методологическим основанием анализа феноменов языковых реалий этнического самосознания выступает идея реалий внешнего мира как условия развития и бытия личности, получившая свое развитие в научной школе академика В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности». Показано, что образно-знаковая реальность как особое условие развития и бытия личности определяет ментальную сущность этноса. Феномены языковых реалий этнического самосознания бурят (концепты культуры, метафоры, паремии, фразеологизмы, экстралингвистические феномены) рассмотрены в контексте условий развития и бытия личности: 1 - предметного мира, 2 - природного мира, 3 - реалий образно-знаковых систем и 4 - реалий социальнонормативного пространства.
Ключевые слова
Работа посвящена проблеме психологического феномена притязаний на признание и раскрытию ее понимания, наряду с рассмотрением познавательных процессов и изучением личностных качеств ребенка, в исследованиях В. Штерна. Обсуждается притязание на признание на основании принципа конвергенции двух факторов - биологического и социального, превращений в развитии «от периферического к центральному». Рассматриваются проявления притязаний на признание во всех структурных звеньях самосознания.
Ключевые слова