Развитие личности
2017. — Выпуск 4
Содержание:
Семья рассматривается как субъект определения жизненной траектории ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Предпринята попытка анализа семьи не только как объекта помощи со стороны психолого-педагогических служб: раскрывается потенциал родителей, имеющих активную жизненную позицию, продвигающих процессы осмысления современным обществом проблематики детей с ограниченными возможностями здоровья, конструктивных способов их социокультурной интеграции, что способствует преодолению «психологии инвалидизации» детей. Определяются точки роста современной российской семьи как новая позиция в становлении и продвижении конструктивного взгляда в обществе на проблематику особого детства, что выступает стратегией выхода самой семьи из кризисной ситуации, связанной с воспитанием ребенка с ограничениями по здоровью. В связи с этим анализируются ресурсы семьи и семья как ресурс социокультурной интеграции ребенка.
Ключевые слова
Проводится этико-философский анализ самооправдания как явления духовной жизни человека. В качестве материала для исследования избран рассказ И.А. Бунина «Петлистые уши». Через изучение сложной и противоречивой истории названия рассказа, а также посредством подробного анализа монолога главного героя удается показать возможные пути его самооправдания. При описании нравственной позиции героя оказывается важным обращение к его полемике с идейным содержанием романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ключевые слова
Задача проведенного исследования - поставить под обоснованное сомнение известную политологическую догму, гласящую, что демократия - наилучшая из возможных форм государственного правления. По мнению же автора, это одна из наиболее распространенных и вредоносных мифологем современного западного либерализма. Для подтверждения своей позиции автор приглашает читателя обратиться к античным временам, и привлекает для этого обширный материал из истории античной философии.
Ключевые слова
Описывается актуальность создания научной антологии, посвященной русскому старообрядчеству в его истории и современности, культуре и ментальности. Русское старообрядчество - один из важнейших духовных, социальных, экономических и культурных феноменов в истории России, и обращение к его интеллектуальному наследию востребовано современным научным сообществом для прояснения уникального курса развития России в мировом сообществе цивилизаций. Старообрядчество, выработавшее за столетия параллельного сосуществования с Российской империей собственные противодействия западническому курсу, сегодня является арсеналом духовных, интеллектуальных и культурных методов сопротивления вестернизации, информационному капитализму и одномерной глобализации. В старообрядчестве выработаны ментальные механизмы, актуальные и в наши дни для разработки стратегий устойчивого развития в условиях многополярной глобализации, построения социального государства на основе суверенной демократии и прочих современных социально-политических реалий. Для полноты изучения старообрядческого феномена в антологию должны быть включены как основные старообрядческие тексты, так и знаковые исследовательские и философские работы, посвященные староверию. Подбор старообрядческих текстов призван иллюстрировать различные течения старообрядческой мысли в разные эпохи, представляющие древлеправославие как идеологию, как мировоззрение, как ментальность, как образ жизни. Подбор текстов о старообрядчестве должен дать объективную картину места и роли древлеправославия в истории и современности России. Редакторскую работу необходимо строить на предварительно выработанной методологии, препятствующей восприятию староверия в этнографическом или в историкомузейном формате. Староверие должно быть представлено читателю в свете своих нынешних культуротворческих возможностей.
Ключевые слова
Рассматриваются феноменологические предпосылки бытия и развития личности девиантных подростков на основе методологических идей научной школы академика РАО В.С. Мухиной. Особенности ценностных ориентаций девиантных подростков анализируются в контексте структурообразующих основ самосознания как значимые ориентиры в индивидуальной жизни и в индивидуальной истории каждого человека. Автор исходит из положения В.С. Мухиной о том, что условия развития и бытия личности либо содействуют развитию нормативных социальных ожиданий, либо провоцируют подростка на развитие в направлении девиаций и делинквентного поведения. При этом внутренняя позиция личности может влиять на развитие душевных и духовных личностных качеств - так называемого чувства личности и способности к самостоянию. Показано, что подростки с асоциальными ориентациями склонны к девиации, обладают слабыми способностями к рефлексии на себя и других, им недостает потенциала, чтобы ориентироваться на нравственные ценности и осознавать ценности цели самовоспитания. Девианты не в состоянии брать ответственность за себя, за свое становление как будущей личности, они в большей мере затаенно направлены на ценности аморализма. Психологическое сопровождение, побуждающее к личностному развитию девиантных подростков, может быть обеспечено следующими факторами: 1 - социально-психологическими: от позитивных ориентиров сфер Великого идеополя общественного самосознания через контекст посредничества психологов, педагогов, других специалистов; 2 -пониманием генотипических особенностей, глубинная сущность которых обсуждается с каждым подростком индивидуально; 3 - внутренней позицией самих подростков, формируемой у подопечных заинтересованными посредниками, обладающими высокими профессиональными и личностными качествами. Работа посредников становится продуктивной, когда они формируют у подопечных потребность быть свободным и самостоятельным, стремиться к самостоянию, быть социально активным, готовым к освоению социального пространства прав и обязанностей, к принятию ответственности за себя, своих близких, других людей.
Ключевые слова
Рассматриваются идеи В.С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как методологическая основа для понимания особенностей гендерной идентичности личности. Обсуждается половая идентификация как процесс и результат гендерной социализации человека. Половая идентификация рассматривается как одно из базовых структурных звеньев самосознания, сопряженное с другими его структурными звеньями, раскрывающими психологические особенности человека как личности. Анализируются особенности гендерной идентичности личности в контексте содержания пяти структурных звеньев самосознания, выделенных В.С. Мухиной: 1 - идентификация с именем, духовной и телесной сущностью человека; 2 - притязания на признание как выражение социальных устремлений человека; 3 - половая идентификация как гендерные ориентации человека и осознание себя в сфере пола; 4 - психологическое время личности: индивидуальное прошлое - настоящее - будущее, сопряженное с историческим временем всего человеческого рода; 5 - социально-нормативное пространство личности, определяемое моральнонравственными установлениями общества.
Ключевые слова
Статья содержит материалы доклада, сделанного на методологическом семинаре «Научная школа В.С. Мухиной в Московском педагогическом государственном университете». Представлена авторская интерпретация генезиса музыкального интонирования в свете концепции четырех внешних реальностей бытия и развития личности В.С. Мухиной. Обсуждается продуктивность методологических положений, разработанных В.С. Мухиной, в свете взаимодействия идей и научных школ в пространстве развития музыкальной психологии.
Ключевые слова
Методологическим основанием анализа проблемы этнического самосознания выступает идея реалий внешнего мира как условия развития и бытия личности, получившая свое раскрытие в научной школе академика РАО В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности». Рассматривается роль научной школы В.С. Мухиной в развитии отечественной этнопсихологии. Сопряжение реальностей внешнего мира как условие развития и бытия личности определяет самосознание, сложившийся образ жизни каждого этноса. Показано, что сопряжение внешних реальностей: 1 - предметного мира, 2 - природного мира, 3 - реалий образно-знаковых систем и 4 - реалий социально-нормативного пространства - предопределяет напряженность идентификационных практик этнического самосознания бурят. Сегодня особенно заметны изменения в отношении бурят к происходящему в контексте нового времени во всех исторически складывающихся реалиях: 1 - в реалиях предметного мира просматриваются тенденции смешения традиционных предпочтений и новых заимствований из европейских культур; 2 - по отношению к реалиям исконной природы наблюдаются существенные изменения в самосознании традиционных этносов: на смену сакральному отношению к ландшафту, растениям и животным постепенно приходит отчужденно-потребительское отношение, типичное для мира технократии; 3 - в реалиях образно-знаковых систем, сложившихся в истории традиционных этносов, также происходят заметные изменения в самосознании бурят (исторически сформировавшиеся отношения к обыденному бытию и смерти; к этапам онтогенетического развития гендерного самосознания мужчин и женщин; к значениям и смыслам родного языка и др.); 4 - реалии социальнонормативного пространства начинают подвергаться насильственным воздействиям внешних реалий.
Ключевые слова
Рассматриваются причины и следствия расхождения науки и гуманности. C одной стороны, благодаря научной революции и техническому прогрессу люди небывалыми темпами и в потрясающих масштабах преобразовывают мир, с другой - достижения современной науки и техники привели к кризису человеческой цивилизации: гармоничные отношения человека и природы разрушаются, духовный сад человечества опустел, что чревато возникновением многих проблем. Обсуждается роль научного супрематизма в расхождении науки и гуманности. Выражается уверенность в том, что строительство совершенного общества может осуществиться за счет гармоничного развития науки и гуманности.
Ключевые слова