Посвящена диалектике взаимоотношений звука и художественного образа. В ходе исследования поэтических произведений устанавливается, что звук является одним из факторов креации художественного образа. Звуковая форма стиха непосредственно содействует действенности художественной образности. Ее эстетический эффект детерминирован объективными (акустическими и артикуляционными) языковыми качествами самих звуков, которые могут вызывать полирецепторные чувства (синестезия); синтагматические и парасинтагматические отношения элементов звукового уровня (их формальное и функциональное взаимодействие) содействуют семантизации звукового уровня поэтического текста, что является одной из субъективных причин дополнительной образности. Выявлено, что связь звука и образа двусторонняя, а через смысловые и символические отношения между звуком и образом реализуется поэтическая функция единиц фоносемантического уровня.
Вестник БГУ. Серия 4. Філалогія. Журналістыка. Педагогіка
2014. — Выпуск 2
Содержание:
Посвящена анализу авторского начала в «Песни о Нибелунгах». Приводятся основные определения понятия «автор». Рассматриваются гипотезы относительно имени автора «Нибелунгов» и его происхождения. Прослеживается и обосновывается вклад автора в окончательное оформление «Песни о Нибелунгах». Раскрывается многогранность понятия «нибелунгов стиль». На примере авторских комментариев-вставок анализируется авторское начало. Особое внимание уделяется характеристике эмоций героев эпоса и мотивов их действий. Несмотря на то что эпические герои родом из исторической эпохи великого переселения народов (IV-VI вв.) перенесены в куртуазное время-место, мотивы поведения героев соответствуют их древней природе. В то же время пространные описания куртуазной картины мира дают лишь общие представления о времени создания эпоса (начало XIII в.).
Ключевые слова
Посвящена исследованию игры с функциональными стилями в творчестве русских неофициальных поэтов второй половины ХХ в. (Вс. Некрасова, И. Холина, Г. Сапгира, Д. Пригова, В. Сосноры и др.). Обосновывается, что такая игра является формой игры с дискурсами, поскольку мотивирована экстралингвистическими факторами, отношениями участников коммуникации в рамках различных социальных институтов. Анализируется спектр игровых приемов, реализуемых с помощью языковых средств разговорного и книжных стилей, выявляются функции такой поэтической игры: конструирование гротескной реальности, утверждение необходимости самостоятельного духовного поиска. Игра со стилями и дискурсами рассматривается как форма протеста против засорения массового сознания, автоматизации мышления, обезличивания человека.
Ключевые слова
Прорецензирована монография Н. Л. Блищ «А. М. Ремизов и русская литература ХIХ-ХХ вв.: рецепция, рефлексия, авторефлексия», которая посвящена проблемам восприятия и переосмысления русской классики в творческом наследии А. М. Ремизова, а также исследованию творческих взаимоотношений этого писателя с современниками. Н. Л. Блищ представила в книге панораму ремизовских оригинальных интерпретаций мифопоэтических писательских автопортретов (А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и др.). Именно такое понимание классического наследия послужило Ремизову источником его собственного творчества, основанного на смысловых и стилевых трансформациях претекстов. Автор статьи анализирует обозначенные в монографии аспекты наследования ремизовской поэтики писателями второй половины ХХ в. и высказывает полемичные суждения по поводу стилевых перекличек А. М. Ремизова и А. Д. Синявского, предлагая обратить внимание на различия между этими художниками.
Ключевые слова
Статья состоит из ответов на полемические замечания профессора М. М. Голубкова. В ней более подробно комментируются некоторые случаи наследования и творческой переработки А. Д. Синявским аспектов ремизовской поэтики, анализируется общий для писателей мотивно-тематический комплекс, что еще больше подчеркивает стилевое родство обоих писателей, тщательно скрываемое самим А. Д. Синявским. История творческих контактов А. М. Ремизова и А. Д. Синявского, действительно, не может быть сведена только к схеме ученичества младшего из них у старшего. Индивидуальности двух художников во многом различны.
Ключевые слова
Рассматривается специфика адаптаций заимствований в близкородственных и близкоструктурных языках. В центре внимания, в частности, такие виды, которые выделили некоторые исследователи во 2-й половине ХХ в., назвав их этимологическими субституциями (фонетическими и морфологическими). Обосновывается неправомерность отнесения такого термина к большому числу примеров, которые предлагается считать фактами поморфемного перевода. Только в случае заимствования уникальных морфем можно говорить о неких этимологических субституциях, хотя они были в действительности основаны на аналогии.
Ключевые слова
На материале древнерусских текстов XI-XIII вв., направленных против последователей латинской веры, проанализированы способы вербализации устойчивого представления о латинахъ как носителях отрицательных лингвокоммуникативных свойств. Описаны эксплицирующие данное представление лексемы и словосочетания, установлена принадлежность последних к текстовым формулам, не имеющим жанровой закрепленности; указаны источники формул - Священное писание и греческие полемические сочинения. Языковые данные сопоставлены с данными, полученными автором при исследовании древнерусских текстов против язычества; установлена общность мотива коммуникативной несостоятельности иноверцев по отношению к латинамъ и поганимъ и значительная близость его лексического выражения в проанализированных письменных памятниках.
Ключевые слова
Проводится структурно-формулярный анализ документов «Книги первой судных дел» Метрики великого княжества литовского, в результате которого определяется формуляр группы документов под названием «решения», представленный интитуляцией, наррацией, диспозицией, эсхатоколом. Также исследуется грамматическая структура каждой формулы: интитуляция состоит из названия субъекта, действия, совершаемого указанным субъектом, объекта, на который направлено действие; наррация состоит из названия действия, субъекта, которому адресовано действие, субъекта, который выполняет действие, субъекта, на который направлено действие, обстоятельства, при котором совершается действие; диспозиция представлена косвенной речью; эсхатокол вводится причастием с предлогом писанъ въ и состоит из указания места и даты составления документа. Также анализируется структурная и лексическая вариативность при подаче той или иной формулы, рассматривается частотность формул и их составляющих.
Ключевые слова
Анализируется графическое и семантическое развитие знаков китайского письма 羌 qiāng цян (этноним древних цянов) и 姜 jiāng цзян (родовое имя чжоусцев) в свете теории общего происхождения древних цянов и чжоусцев. Исследуются все этапы графического и семантического развития иероглифов с периода древнейших надписей на костях и панцирях черепах цзягувэнь (XIV-XI вв. до н. э.) и надписей на бронзе цзиньвэнь (X-IV вв. до н. э.) до значения и употребления данных знаков в современном китайском языке. Анализируется графическая структура и семантика иероглифических примитивов, входящих в состав изучаемых знаков и других иероглифов, содержащих данные примитивы. Исследование проводится с широким привлечением данных истории, археологии, этноистории, мифологии древнего Китая. В результате исследования устанавливается графическое и семантическое родство письменных знаков 羌 qiāng цян и 姜 jiāng цзян; выявляется связь между семантикой внутренней структуры изучаемых знаков и особенностями культуры, хозяйственной жизни этнических общностей, обозначаемых данными знаками; установленное графическое и семантическое родство иероглифов 羌 qiāng цян и 姜 jiāng цзян приводится в качестве лингвистического (палеографического) аргумента в пользу теории общего происхождения цянов и чжоусцев.
Ключевые слова
Проводится анализ корреляций между общей частотностью предлогов, частотностью их употреблений в пространственном значении и семантическими свойствами. выявляется и сопоставляется значимость пространственного значения у первообразных и непервообразных предлогов, а также у коррелирующих предлогов сравниваемых языков. Установлено, что употребительность предлога зависит от характера и структуры его пространственной семантики. Определены разновекторные пути развития значений предлогов: у некоторых из них наблюдается постепенная утрата лексического и расширение грамматического значения, у других, наоборот, расширение лексического значения вплоть до перехода в разряд наречий. Интенсивность процессов расширения лексического значения предлога зависит от его пространственной семантики, отдельные компоненты которой оказываются более продуктивными при переносе на другие сферы. Коррелирующие пространственные предлоги в сравниваемых языках обнаруживают разную частотность. Эти различия обусловлены внутриязыковой спецификой процессов их грамматикализации и расширения лексического значения.
Ключевые слова
Рассматривается фразеологическая картина мира и ее этноспецифичность, или этнокогнитивная специфичность (специфичность, детерминированная своеобразием национального мировидения). Показывается, что фразеологическая картина мира любого национального языка представляет собой скорее вольную интерпретацию, чем точную копию мира, так как изображает мир в упрощенном, неточном (несколько искаженном), оценочном и ассоциативном виде: отображает только важные с точки зрения ее носителей черты мира, приписывает миру несуществующие черты, включает ценностное отношение к миру ее носителей, фиксирует представления ее носителей о связях и отношениях феноменов мира. Отмечается, что каждая фразеологическая картина упрощает, искажает, оценивает мир и ассоциативно соотносит его феномены несколько по-своему, и этим предопределяется ее этноспецифичность. Подчеркивается, что этноспецифичность фразеологической картины мира любого языка может быть раскрыта только в сопоставлении ее с фразеологической картиной другого языка. В связи с последним предлагается изучать фразеологическую картину мира исключительно в сопоставительном аспекте, соотнося картины мира, закрепленные во фразеологических фондах разных языков.
Ключевые слова
Рассматривается проблема отражения гендера в языке на уровне фразеологии. Данный вопрос разбирается на материале трех славянских языков - белорусского, польского и чешского. Предпринимается попытка ответить на вопросы, отражает ли гендерная асимметрия социальные процессы, как это происходит на уровне фразеологии и какие из указанных языков проявляют большее сходство, а какие - отличие. Можно говорить о том, что идиоматика отражает не только укоренившиеся представления о гендере, а именно превосходство мужчины над женщиной, но и новые общественные тенденции, существенно изменившие положение женщины. анализ и сравнение собранного фразеологического материала показывает, что основные представления о гендере в белорусском, польском и чешском языках совпадают. В то же время в каждом из языков насчитывается относительно большая группа фразеологизмов, выражающая специфичные представления о гендере.
Ключевые слова
Исследуется эпистолярный текст как объект изучения теории текста. на основе анализа множества эпистолярных текстов выявляется инвариант текста, уместного в данной коммуникативной ситуации, - эпистолярная текстема. Рассмотрена перспективность применения лингвистической прагматики, теории речевых актов, теории речевых жанров, лингвистики дискурса для реализации комплексного подхода при изучении эпистолярных текстов. Сделан вывод об иерархической структуре эпистолярного текста как речевого макроакта, членимого на речевые типы, среди которых выделяется доминантный.
Ключевые слова
Типология неузуальных адвербиальных сочетаний в поэтических текстах Бориса пастернака проводится в зависимости от характера синтагматического смещения и по степени их окказиональности. Нестандартная синтагматика наречий анализируется на уровне как словосочетаний, так и предикативных единиц. Наиболее подробно описываются нестандартные подчинительные конструкции, широко представленные в лирике поэта. Выявлены также случаи индивидуально-авторской сочетаемости наречий в сочинительных конструкциях и при эллипсисе определяемой лексемы. Определены лексико-семантические и грамматические основания, которые обусловливают неузуальность наречных синтагматических единиц в лирике Б. Пастернака.
Ключевые слова
Предпринята попытка выявить и описать в диахроническом аспекте некоторые специфические черты однословных эвфемистических номинаций английского языка, связанных с обозначением беременности. Определен состав эвфемистической лексики английского языка V-XVIII вв., соотносимой с рассматриваемой сферой. Сделан вывод, что большинство эвфемизмов образовано в результате метафорической деривации на базе значения-основы. Кроме того, на развитие и закрепление нового значения у слова также влияет такое фундаментальное свойство единиц языка, как лексическая сочетаемость. Установлено, что роль заимствований как источника формирования эвфемизмов в рассматриваемый период незначительна.
Ключевые слова
Посвящена исследованию аналитического творчества журналиста, методологических аспектов аналитической журналистики, роли современных СМИ в национальной системе информационного обеспечения инновационных проектов. Впервые в современной белорусской теории журналистики исследован эвристический потенциал аналитического творчества журналиста, методологические аспекты его профессиональной деятельности. Отмечается, что аналитическая журналистика - это форма творчества, основанного на высококвалифицированном и конструктивном применении профессиональных приемов, методов и жанров. Феномен аналитического журналистского творчества закодирован в образном отражении времени, пространства и гармонии реального мира, произведенного изовербальными и графическими средствами современной медиаиндустрии.
Ключевые слова
Анализируются теоретико-методологические аспекты проблемы общего и особенного двух видов деятельности: связей с общественностью и журналистики. Обосновывается тезис о том, что они представляют собой тесно взаимосвязанные, но не тождественные виды информационно-коммуникационной деятельности. В качестве основных отличий выступают статус субъекта деятельности, ее цель, объект и инструменты. Общим для связей с общественностью и журналистики является оперирование социально важной и актуальной информацией, их выраженные социальные миссии и регламентирование с помощью не столько юридических норм, сколько профессиональных этических кодексов. На основании исследования делается вывод о взаимной востребованности паблик рилейшнз и журналистики.
Ключевые слова
Анализируется роль средств массовой информации в формировании стереотипа современной семьи и моделировании позитивного образа семьи и семейных ролей. Определяется значимость стереотипа традиционной семьи при моделировании положительного образа семейных отношений в дискурсе современных СМИ. Описание репрезентации стереотипа современной семьи проводится в сопоставлении со стереотипом традиционной семьи, представленным в пословичной картине мира белорусов.
Ключевые слова
Рассматриваются определения понятий «жанр» и «система жанров», предложенные разными авторами в теории журналистики. анализируется вариативность авторских дефиниций жанровой дифференциации в журналистике, литературно-художественной критике, кинокритике. В качестве основных жанрообразующих факторов определяются предмет, объект отображения, целевая установка, формат издания, способы отражения. Конкретизируются жанрообразовательные условия в кинокритике: в качестве предметно-объектного фактора выступают событие, процесс, ситуация, творческая личность; в качестве целеполагающего фактора - репрезентация, оценка, анализ, рекламное представление; способы отражения - эмпирический, аналитический, исторический, гипотетический - предопределены особенностями постижения кинореальности.
Ключевые слова
Исследуются основные этапы становления тематических телепрограмм в истории белорусского телевидения. Проводится анализ передач на жанровом, тематическом, сюжетно-композиционном уровнях. Подчеркивается, что образы, создаваемые на экране, не только отражают социальную реальность, но и формируют вкусы общества. Отмечаются возможные последствия влияния телевидения на целевую аудиторию.
Ключевые слова
Акцентируется взаимозависимость возникновения и особенности механизма массово-информационной деятельности антиоккупационной прессы Ирака с жестокими репрессивными акциями американских агрессоров и их сателлитов по НАТО, а также ЦРУ, спецслужб других государств против всех без исключения субъектов СМИ. В связи с этим изучены социально-идеологические и иные причины возникновения и эффективного воздействия на массовое сознание радиостанций, газет и других СМИ, творческие методы и приемы профессиональной работы иракских журналистов-патриотов по формированию и интегрированию в общественный процесс потоков новостей. На конкретных фактах и примерах характеризуется проблематика антиоккупационной прессы, ее идейно-тематическая направленность против вторжения в страну сил вооруженной коалиции и масштабы их преступлений против мирного населения Ирака.
Ключевые слова
Отражены результаты исследования многообразия самоцензуры журналистов Судана в процессе массово-информационной деятельности по формированию потоков новостей и их прагматического интегрирования в общество. Выделяется взаимозависимость и взаимообусловленность таких ключевых аспектов самоцензуры профессиональной работы творческих сотрудников, как свобода, необходимость и ответственность. проводится социологическое исследование личного отношения журналистов к цензуре, а также другим правительственным и неправительственным факторам преследования редакционных коллективов за нарушение закона о печати, этики, статусов и кодексов профессионального труда журналистов.
Ключевые слова
Обобщается опыт организации студенческого самоуправления в Белорусском государственном университете; анализируются результаты опроса студентов по проблеме их участия в управлении своими коллективами и университетом в целом. Обосновываются организационно-педагогические условия развития студенческого самоуправления, которыми являются разнообразный характер деятельности молодежных общественных организаций и переход от массовых мероприятий общего характера к развитию проектных форм деятельности студентов.
Ключевые слова
Описывается процедурный алгоритм реализации технологии контрольно-оценочной деятельности по иностранному языку в образовательном процессе неязыкового вуза. Представлены этапы спроектированной технологии; изложена их цель и содержание; выделены вариативные методы контроля, позволяющие адекватно выявить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Обоснована необходимость интеграции педагогического контроля и самоконтроля с введением дифференцированной оценки, базирующейся на количественных и качественных показателях.
Ключевые слова