Вестник Калмыцкого университета
2020. — Выпуск 3
Содержание:
Анализируются вопросы национально - языковой политики в Республике Калмыкия как полилингвальном регионе Российской Федерации, рассматривается развитие национально - русского и русско - национального двуязычия в условиях внедрения новых нормативно - правовых документов в сфере образования. Исследуются проблемы языкового законодательства и регулирования вопросов паритетного двуязычия. Актуализируется роль билингвального образования в многонациональной, поликультурной среде. Указывается на необходимостьуделения внимания пропаганде и сохранению русского языка как языка межнационального общения и родного языка, как ключевого идентификационного кода и хранителя самобытной культуры народа.
Ключевые слова
Статья посвящена участию Российской Федерации в современных интеграционных процессах. Анализируется понятие политической интеграции, которое понимается как сближение политических структур и создание межгосударственных организаций. Авторы придерживаются позиции, что для современных интеграционных процессов ключевым фактором является экономическое сближение. Россия ведёт активную внешнюю политику и участвует в ряде крупных политических международных организаций, каждая из которых обладает определённым интеграционным потенциалом. Оценка этого потенциала позволяет сделать вывод о том, что евразийская интеграция является наиболее перспективной и реалистичной в сложившихся условиях. Статья основана на актуальном (2018-2020 гг.) фактологическом и аналитическом материале, методологически базируется на современной теории политической интеграции. Разыгравшаяся пандемия COVID-19, для борьбы с которой требуются объединённые международные усилия, добавляет общественную актуальность теме исследования.
Ключевые слова
В статье рассматриваются сводные издания по археологическим памятникам Западно-Казахстанской области (ЗКО), анализируются соответствия указанных в них памятников каменного века данным полевых отчетов и публикаций. Сведения приводятся по состоянию на 2009 г., когда была издана итоговая на сегодняшний момент археологическая карта ЗКО. Периодически издаваемые археологические карты служат своего рода показателем изученности той или иной области на предмет наличия археологических памятников, отражают представленность на исследуемой территории памятников различных хронологических групп, служат подспорьем для проведения работ по паспортизации и охране памятников историко - культурного наследия.
Ключевые слова
Данная статья посвящена становлению рыболовства как самостоятельной отрасли народного хозяйства в Калмыкии. Материалы и методы. В работе использованы исторические методы; историко - генетический, хронологический и проблемно - хронологический, которые позволили осветить историю организации рыбной отрасли производства. Статья основана на различных источниках: научных трудах по развитию рыбной отрасли на территории автономной области (в том числе и в трудах, не связанных напрямую с тематикой рыболовства), делопроизводственной документации из различных архивов, полевых наблюдениях и т.д. Результаты и выводы. Цель статьи - показать процесс становления и развития рыбной промышленности, одной из цензовых отраслей Советской Калмыкии в период восстановительного периода, выяснить её специфические особенности, изучить закономерности в его развитии. Создание самостоятельной рыбной промышленности в Калмыцкой области было начато в конце 1921 года и проходило в неимоверно тяжелых условиях. Все промыслы, которые можно отнести территориально к вновь созданной области, были в полуразрушенном состоянии. Более того, с января 1919 года все они были национализированы и находились в распоряжении Астраханского областного рыбного управления Волго-Каспийского района. Получив в январе 1922 года на тяжелых арендных условиях у «Областьрыбы» два промысла и два стана, при этом не получив промышленного флота (промфлота), приписанного к этим промыслам, Калмыкия начала свое рыбное дело. При этом Калмыцкий ЦИК для оказания поддержки рыбной отрасли ничем не располагал, кроме 160 тысяч пудов соли. Достойны удивления энергия, настойчивость и умение руководства ЦИК и вновь созданного управления «Калмрыба» в таких условиях начать рыбное производство, а в последующие годы восстановительного периода и создание национальной рыбной промышленности в Калмыкии в лице Калмыцкого рыбопромышленного треста.
Ключевые слова
Множественные аспекты социальной жизни и деятельности, взаимоотношения в исторически проживающих на определенных территориях этнических групп и объединений являются одной из актуальных и поверхностно изученных проблем в кругах ученых и практических работников гуманитарных наук. Традиционная система общепринятых принципов и ценностей многообразных этнических объединений на фоне развития исторического периода времени имеет свойство к преобразованию. Среди индивидов многообразных национальностей видение существенности условий для творческой деятельности является объяснимой характерной чертой для групп, отличающихся превалированием молодого поколения, народов более грамотных, высококвалифицированных и цивилизованных. У старшего поколения зрелой возрастной группы ориентации преобладают в пользу ценности брачно - семейных отношений. Изучение данной проблемы погружается в сравнительно - исторический анализ с использованием архивных статистических сведений и оперирование данными показателями в целях получения ожидаемых результатов научного исследования. На заявленную тему предлагается посмотреть под несколькими углами зрения, где превалирующим становится исторический процесс, а также формирование и развитие этнических регионов в процессе урбанизации, общественной индустриализации и модернизации страны. Однако обратная сторона этой сферы научной изученности продемонстрировала спорные научные мнения, содержание которых авторы данной статьи приводят к итоговым научным исследованиям. Безусловно, непосредственное трансформирование общественного облика многонациональных народов в ходе исторического процесса реформирует свойственные именно им жизненные принципы, нравственные ценности и этические идеалы. Однако недооценивать ориентиры подобных изменений нельзя. Тем более, как известно, в историческом опыте усовершенствование базовых общественных характеристик многонациональных народностей не оставляет за собой права строго обязательных преобразований в культурном развитии и бытовой деятельности. Общность социальной сферы жизни этнических групп и объединений вполне заслуженно претендует на национальную вариативность повседневной культурной жизнедеятельности. В связи с чем является необходимым лицезреть бытующую национальную реальность в целях отхода от ошибочного представления в управлении общественными процессами.
Ключевые слова
В современном языкознании в целом и теории номинации в частности большое внимание уделяется изучению тематических групп, что обусловлено разнообразием предметных областей, окружающих носителя той или иной лингвокультуры. В данной статье рассматривается проблема номинативной асимметрии на примере наименований предметов одежды, содержащих этнический или топонимический компонент, в русском и английском языках. На основании многочисленных примеров авторы выделяют основные номинативные модели лексики одежды и приходят к выводу, что для английского языка характерны словосочетания, поскольку многословные единицы более точно конкретизируют объект. Кроме того, асимметрия заключается либо в том, что один и тот же предмет в рассматриваемых языках может называться по - разному, либо в том, что одно и то же слово, наоборот, обозначает разные детали гардероба.
Ключевые слова
В статье рассматриваются ойратский и тибетский тексты гадания, совершаемого посредством Тары. Цель статьи - ввести в научный оборот ойратский и тибетский тексты этого гадания, имевшие хождение в Западной Монголии. Материалы для данного исследования были получены из двух источников: текст ойратского гадания на ясном письме был взят из коллекции Центра по изучению истории, языка и культуры ойратов «Свет „ясного письма"» (Tod Nomin Gerel), хранящейся на сайте Цифровой библиотеки для международных исследований (Digital Library for International Research). Текст гадания на тибетском языке был взят на сайте Центра буддийских цифровых ресурсов (Buddhist Digital Resource Center), являющегося на сегодняшний день одним из самых богатых ресурсов буддийской литературы на разных языках. В исследовании использованы метод контекстуального анализа и сравнительно - сопоставительный метод. Результаты. Сопоставление ойратского и тибетского текстов указывает на то, что ойратский текст с высокой долей вероятности представляет собой перевод с тибетского текста, однако исходный текст, с которого был осуществлен перевод, нам не доступен. Данное исследование представляет собой интерес для сравнительного изучения гадательных традиций в Монголии и Тибете.
Ключевые слова
В данной статье рассматриваются особенности концепта «ребенок» в ранних поэтических сборниках М. Цветаевой «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912). Данный образ предстает центром детской картины мира, он обладает особой душевной организацией, которая позволяет воспринимать его как нравственный идеал, символ невинности, чистоты, близости к природе, чрезвычайной чувствительности и «всеведения». Реальность ребенка в стихотворениях Цветаевой не совпадает с реальностью взрослых, он находится в своем мире, игровом, сказочном, фантастическом. Жестокая действительность, которая вторгается в детский мир, нарушает гармонию и деструктурирует его. Детство -«рай детского житья», а ребенок - обладатель божественной природы.
Ключевые слова
В статье проведен лингвокультурологический анализ сравнительных конструкций с агентами - соматизмами. Сравнительные конструкции отобраны методом сплошной выборки из художественных текстов русских и казахских писателей. Под соматизмами понимается универсальная лексико - семантическая группа объектов номинации функционально значимых частей тела человека, совокупность которых образует соматический код культуры. Познавая мир, человек сравнивает его, прежде всего, со своим телом, что делает мир простым и понятным. У разных народов одни и те же части тела имеют разные ассоциации и символическое значение, это придает соматическому коду культуры этноспецифичность. Исследование показало, что наиболее частотными агентами - соматизмами явились лексемы голова, руки, волосы, кровь. Изучение соматического кода позволяет глубже понять наивную картину мира этносов.
Ключевые слова
Статья посвящена семиотическому описанию концепта «гостеприимство» на материале калмыцкого, русского и английского языков. Исследование эмблематических, аллегорических и символических признаков данного феномена показало, что концепт «гостеприимство» относится к базовым ценностям рассматриваемых лингвокультур, однако он обладает определенной национально - культурной спецификой. Эмблематическое изучение данного концепта заключается в описании вербальных и поведенческих реакций в лексике языков. Аллегорическое осмысление концепта «гостеприимство» сводится к описанию иносказательного значения данного феномена в паремии. Символическое описание данного концепта заключается в изучении дискурсивных характеристик феномена гостеприимства на материале текстов художественной литературы.
Ключевые слова
Статья посвящена описанию словообразовательного значения производного слова монгольского языка. В статье впервые в монголистике рассматриваются принципы выделения этого значения, его типы, средства выражения, его отличие от лексического значения и от значения словообразовательного суффикса. Статья содержит историю вопроса, обоснование актуальности изучаемого вопроса, методологию и методические приемы исследования, а также результаты исследования и рекомендации по дальнейшему изучению вопроса.
Ключевые слова
Данная статья посвящена проблеме применения игрофикации в цифровом образовании. Дается краткая характеристика игрофикации как процесса, исследуются причины ее возникновения, а также возможности применения в различных сферах, особенно в образовании. Особое внимание уделяется применению игровых механик в цифровом образовании как с помощью специально созданных программ, так и с помощью компьютерных игр. Цель работы заключается в выявлении основных преимуществ игрофикации в образовании, а также указании на потенциальные риски, которые несет этот процесс.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме методов исследования сознания в буддийской и западной философии. Автор отмечает, что для западной философии характерен больше теоретический интерес к сознанию, в то время как для буддизма исследование сознания обусловлено религиозно - практической необходимостью. Согласно буддизму, постижение сущности или природы сознания является ключом к освобождению от сансары. В целом, буддистский подход к сознанию можно охарактеризовать как редукционистский, то есть сложное явление сознание объясняется здесь как череда мгновенно - возникающих элементов опыта - дхарм, что обозначается как кшаникавада. Буддийскую философию отличает детальная проработанность в описании разнообразных видов и аспектов ментальной активности, разнообразия сознательного опыта, что может послужить ценным материалом, который мог бы быть применён в экспериментальных наблюдениях от третьего лица, более характерных для западной научной парадигмы.
Ключевые слова
В статье представлен краткий исторический обзор развития философии образования: рассмотрены идеологические, структурные и организационные изменения, способствовавшие значительным сдвигам в статусе этой области в разные периоды развития общественного устройства. Авторы рассматривают взаимосвязь и взаимовлияние философского знания и образования на примере идей философов Платона, Ж.-Ж. Руссо, Л. Витгенштейна, Д. Дьюи, М. Грин, М. Гриффитс, Х. Невиль, С. Ча-Джуа, соотнося их с ролью образования в обществе.
Ключевые слова
Проведен социально - философский анализ социокультурной трансформации мифа на общественное сознание. Определены направления трансформации мифа в современном обществе посредством науки и философии. Выявлены важные задачи, которые необходимо решить для философского и научного понимания места и роли мифов в современном общественном сознании. Исследованы научные парадигмы известных западно - европейских философов (З. Фрейд и К. Юнг), проводивших анализ мифа с точки зрения психоаналитического анализа и представленного в виде «коллективного бессознательного». Выявлены основные причины жизнеспособности и эффективности мифов. Сделан вывод, что философское изучение мифа в современном мире обозначает изменение культуры и традиций, посредством соединения мифа и мифологизации социального мировоззрения.