Вот уже почти восемь десятилетий прошло с тех пор, как калмыцкий народ был насильственно и по огульному обвинению выселен в восточные регионы (или как писали в Указе Президиума Верховного Совета ССР №115/144 «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» от 27 декабря 1943 г. - «другие районы») нашей необъятной страны в середине ХХ в. В данной работе рассматриваются вопросы трудоустройства и трудового положения калмыков - спецпереселенцев, депортированных в Омскую область в годы Великой Отечественной войны. Калмыки были заняты в различных отраслях советской промышленности и в сельскохозяйственном секторе экономики. Стоит отметить, что Омская область была одной из крупнейших областей СССР, включавшая до 1944 г. и современную Тюменскую область с северными Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округами. В связи с этим дисперсность территориального расположения калмыков - спецпереселенцев в крупнейшей области Западно-Сибирского региона была весьма очевидной. Все эти сложнейшие годы, можно сказать, годы «выживания», калмыки - спецпереселенцы были заняты в основном на трудоемких работах.
Вестник Калмыцкого университета
2019. — Выпуск 4
Содержание:
В данной статье рассматривается экономика Калмыцкой степи Астраханской губернии в XIX веке с точки зрения природно - географической и климатической обусловленности, которые влияли на типы хозяйственной культуры. Авторы пришли к выводу, что экологические проблемы привели к быстрому образованию сыпучих песков, а также к эрозии и засолению почвы. Мероприятия российского правительства на рубеже веков можно считать начальным этапом борьбы с опустыниванием. Но, к сожалению, распространенное в советские годы колхозно - совхозное производство и обоседление калмыков, изменение структуры стада в сторону преобладания овцеводства и широкое распространение орошаемого земледелия привели к обострению экологической обстановки в регионе.
Ключевые слова
В работе приведены предварительные результаты разведочных и раскопочных археологических работ. В ходе раскопок использовались стратиграфические шурфы и раскопы. Работы проводились в среднем течении долины реки Арысь и в предгорьях Каратау Туркестанской области Республики Казахстан. Объектами исследования являлись сооружения оборонительного характера Испиджабского историко - культурного округа в виде сторожевых холмов, именуемых в народе Караултобе. Стратиграфические данные, полученные при изучении всех объектов, показали, что они представляют собой искусственно возведенные насыпи с различными размерами. Выяснилось, что в некоторых случаях курганная насыпь вторично использована в качестве сигнального пункта путем усиления насыпи.
Ключевые слова
Данная статья посвящена исследованию вопросов работы и повседневной жизни высших сановников Восточной Римской империи в VI веке на основе материалов ранневизантийского писателя Иоанна Лида и его современников. В статье рассматривается структура высших должностей в империи и системы администрации, рабочий график, униформа и место работы сановников и представителей сенаторского сословия, сфера их компетенций и полномочий, досуг и привычки. В целом, в VI веке наблюдалось сохранение строгой иерархии церемониала, а рабочий график сановников был весьма тяжелым, они были очень занятыми людьми, нагруженные многочисленными обязанностями, но в то же время их высокое положение открывало им неограниченные возможности.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу нормативно - правовой базы приграничного российско - монгольского сотрудничества в постсоветский период. Исследованы федеральные нормативные документы, закрепившие основные направления стратегического партнерства России и Монголии - торгово - экономическое, культурное, научно - техническое. На примере соглашений и договоров приграничных российских регионов с аймаками Монголии показана реализация федеральных инициатив на местах.
Ключевые слова
В данной статье рассматривается образовательная сфера национальных районов юга России в период формирования нового социума в первые десятилетия советского государства. Анализируются составляющие факторы включения народов исследуемого региона в новое советское общество. Одним из них являлась единая система образования, через которую осуществлялась подготовка кадров для проведения индустриальной модернизации страны. В этот период трансформировались все сферы традиционного общества, изменился образовательный уровень населения регионав в соответствии с проводившейся политикой поднятия культурного уровня народов.
Ключевые слова
Данная статья представляет результат комплексного междисциплинарного подхода с использованием данных истории, этнографии, других областей гуманитарных и естественных наук объективного исследования определяющей роли номадного животноводства в системе жизнеобеспечения калмыцкого народа, единственного представителя кочевой, динамичной цивилизации монгольского метаэтноса азиатского мира в Европе. Проведен анализ условий, факторов, основных форм и средств формирования системы жизнеобеспечения, прежде всего, питания. Определяющая роль номадного животноводства в питании калмыков анализируется с акцентом на своеобразии, фиксирующем влияние природных условий, хозяйственной специализации, культурной специфики, особенностей национального характера населения в степных условиях Нижнего Поволжья и Предкавказья. Используются материалы по истории, культуре, этнографии, естественнонаучным аспектам системы жизнеобеспечения калмыков.
Ключевые слова
В статье рассматриваются взаимоотношения калмыцкого и казахского народа в середине XVIII в. В центре внимания дипломатические контакты представителей власти двух степных народов. Анализируется договор, заключенный между калмыками и казахами в 1741 г., а также последующая практика осуществления обмена посланниками. На этом фоне выявляется отношение к мирному договору со стороны отдельных калмыцких владельцев, анализируются их шаги по обеспечению безопасности улусов. Отдельное внимание уделено роли в процессе налаживания мирного сосуществования двух народов российских властей в лице астраханского губернатора В.Н. Татищева. Рассматриваются его взгляды на калмыцко - казахские отношения, а также конкретные шаги, предпринимаемые с его стороны к удержанию обоих народов от конфронтации. Обосновывается вывод о том, что калмыки и казахи, осознавая себя в середине XVIII в. российскими подданными, были заинтересованы в добрососедских отношениях и развитии взаимной торговли.
Ключевые слова
В статье особое внимание уделено изучению деятельности Оргкомитета по восстановлению Чечено-Ингушской АССР и задач партийной организации по хозяйственному и культурному строительству в республике в 1957-1958 гг. 9 января 1957 года был утвержден Организационный комитет Чечено-Ингушской АССР, на который возлагалось, до выборов Верховного Совета АССР, руководство хозяйственным и культурным строительством на территории республики. Председателем Организационного Комитета был назначен Муслим Гайрбекович Гайрбеков. Главная задача, которая стояла перед Организационным комитетом по Чечено-Ингушской АССР, проблема о границах восстанавливаемой республики, возвращение чеченцев и ингушей в определенные сроки, их устройство, а также хозяйственная помощь возвращающемуся населению. И уже осенью 1957 года было принято важное постановление «О мероприятиях по хозяйственному и культурно - бытовому строительству в Чечено-Ингушской АССР в 1958-1960 гг. в связи с переселением чеченцев и ингушей из Казахской ССР и Киргизской ССР». В постановлении предусматривался комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие чеченского и ингушского народов. Эти и другие меры, практически реализованные в первые годы восстановления Чечено-Ингушской АССР под руководством Организационного комитета, способствовали созданию фундамента, столь необходимого для дальнейшего развития ее экономики и социальной сферы.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу особенностей повторов в фольклорных текстах калмыцкого и русского народов. Анализируются русские и калмыцкие благопожелания (йоряли). Делается вывод о том, что повтор, являясь средством создания художественной выразительности, выполняет функцию «закрепителя» определенного желаемого действия, обладает универсальными и уникальными для каждого из рассматриваемых языков свойствами. Частотность использования повторов объясняется спецификой фольклорного дискурса.
Ключевые слова
Калмыки и кыргызы - представители тюрко - монгольской языковой группы. Они имели свою письменность: калмыки - заяпандитскую, кыргызы - арабскую. В статье авторы анализирует процесс развития калмыцкой и кыргызской письменности в советскую эпоху. Рассматриваются особенности специфических букв русской и национальной письменности и усвоение их в начальной школе в период ликбеза. С аналогичными трудностями столкнулись и кыргызы. Решение проблемы письменности происходило поэтапно со сменой алфавита с одного языка на другой. Однако в каждой отдельной республике это происходило по - своему. В настоящее время вновь становятся актуальными вопросы, связанные с периодом латинизации для современных тюркских языков (азербайджанского, узбекского, казахского и др.) и научной унифицированной латинизированной передачи памятников. Для монгольских языков, особенно для калмыцкого, актуальны проблемы полногласия, связанные с вопросами обучения языку в настоящее время.
Ключевые слова
В настоящей статье рассматриваются особенности функционирования лексико - семантической группы «пища» в калмыцком языке, раскрывающие социальные и этнокультурные аспекты, связанные с повседневной хозяйственной деятельностью и традиционной культурой кочевого народа. Лексика традиционной системы питания калмыков как составляющая материальной культуры представляет собой весьма ценные сведения для этнолингвистических изысканий. Авторами выполняется ряд задач по определению культурных функций пласта лексики, отражающей ее пищевые предпочтения, и выявлению лексико - семантических связей с основными мотивами традиций калмыцкого народа.
Ключевые слова
В данной статье рассмотрено употребление таких выразительных средств, как повтор и парентетические внесения, в политических текстах. Эти средства служат для выражения основной и вспомогательной информации, а также выполняют функцию воздействия.
Ключевые слова
Вопросы, связанные с национальной проблематикой, межнациональными и межкультурными отношениями, представляют перманентный интерес и для академической науки, и для практической реализации задач национального строительства. Проблема идентичности особенно актуальна для такого полиэтничного поликонфессионального государства, как Россия. В данном контексте особый интерес представляют социологические исследования этнокультурной и конфессиональной сферы в регионах России, поскольку социологический мониторинг выступает эффективным инструментом системы государственного мониторинга межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений, задачи которого были определены в «Стратегии государственной национальной политики» и отнесены к полномочиям Федерального агентства по делам национальностей. Необходимо отметить, что учеными Калмыкии накоплен обширный социологический материал относительно ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, который нуждается в дальнейшем обобщении, осмыслении, систематизации.
Ключевые слова
В статье сетевая образовательная деятельность осмысливается в свете философских взглядов М. Кастелльса, П. Бурдье, Д. Корнели, Ч. Даноф и др. Актуальность такого рассмотрения обусловлена глобальным переходом современного общества к сетевым механизмам познания окружающей действительности, основанным на принципе сетевого индивидуализма, приходящему на смену системному подходу вооружения знаниями; когда из - за появления новых коммуникационных возможностей утрачиваются связи людей с локальными сообществами и расширяются возможности для реализации личных потребностей. Коммуникационные сети становятся единым информационным континуумом, «социальным полем», эффективным способом достижения влияния в обществе и отзывчивой средой, позволяющей социальным классам и институтам группироваться и перегруппировываться, формироваться и переформировываться. Информационно - коммуникационные технологии образовали новейшие подходы к образованию, выработали дополнительный потенциал по диссеминации знаний. Образовательное сообщество рассматривается в качестве узла, всегда являющегося частью более крупной сети, состоящей из множества подобных узлов, связанных для совместного использования ресурсов. Свое место (габитус) в этом сплетении различных сетей, потенциально может занять каждый, но в новой среде жизнетворчества человеку необходимо становиться мобильным, принимать различные решения и решать разносторонние моменты, «переваривать» значительные объемы информации, и даже стоимостью немалых физиологических и ментальных нагрузок. В этой связи авторы рассматривают сетевую образовательную деятельность в качестве «питательной среды» для развития личности, которая должна оказывать как прямое, так и опосредованное влияние на качества личности участников. Сущность личностного развития индивида применительно к сетевой образовательной деятельности анализируется в качестве духовного вскармливания индивидуума и образовательной задачи, являющейся неотъемлемой частью развития в рамках её реализации.
Ключевые слова
Отправной точкой при рассмотрении соотношения политики и морали стало классическое выражение Овидия. В статье предпринята попытка рассмотреть деформации морали, выражающиеся в парадоксах морального сознания, поведения, в их оценке и «двойных стандартах» в современной политике США и ведущих западно - европейских государств.
Ключевые слова
В статье рассматривается гендерный аспект учения Будды. Делается вывод о том, что принцип гендерного равенства играет важную роль в буддийской традиции. Чтобы обеспечить гендерное равноправие и социальную справедливость, Будда создал первую в истории Востока женскую религиозную организацию Сангху. Женская монашеская община должна была обеспечить женщин возможностью заниматься духовно - нравственным совершенствованием. Будда, вероятно, считал, что там, где существует гендерное неравенство, где женщины находятся в крайне неблагоприятном положении, сложно реализовать на практике основные принципы его учения. Поэтому очень важным аспектом буддизма является содействие гендерному равенству в социуме, расширению прав и возможностей женщин, стремление к тому, чтобы женщины самостоятельно управляли своим духовным развитием. Тендерное равенство в буддизме не означает, что мужчины и женщины становятся полностью одинаковыми, оно означает только то, что доступ к возможностям и изменениям в духовной жизни не ограничен их полом. Таким образом, Будда создал благоприятные условия для расширения прав и возможностей женщин в принятии решений, с тем чтобы и женщины, и мужчины могли в полной мере участвовать в качестве равных партнеров в духовной жизни общества.
Ключевые слова
В статье представлены результаты исследования религиозных взаимоотношений ойратов, как ранее именовали себя российские калмыки, и тибетских буддийских деятелей. Религиозные связи рассмотрены как элемент системы, наряду с религиозным сознанием и религиозной деятельностью (Н.И. Яблоков). Обращение к особенностям религиозного сознания ойратов и тибетцев посредством герменевтико - феноменологического анализа (Ж. Ваарденбург) позволило акцентировать внимание на интенции и субъективном значении религиозных связей для самих участников взаимодействия. Для поставленной цели автором были выделены фундаментальные мировоззренческие структуры тибетской буддийской культуры (ееуниверсалии): «единство метода и мудрости» как теоретическая основа учения; «тантра» как практическая реализация теории; «духовный учитель» как необходимый медиатор в процессе духовного совершенствования. Отмечено, что данные категории могли иметь существенное значение в процессе религиозного взаимодействия тибетцев и ойратов. В частности, специфический тантрический культ оказывал мощное психологическое воздействие на ойратов, вызывая благоговейный трепет и веру, что привело к религиозной конверсии. Вероятно, вера стала тем субъективным значением, которое вкладывали ойраты в понимание ими необходимости религиозных отношений с тибетскими буддистами. Те, в свою очередь, руководствуясь сотериологическими мотивами, основанными на теории «единства метода и мудрости», могли считать важным поддерживать взаимоотношения с ойратами.