В предлагаемом исследовании нами рассматривается моделирование образа «новой женщины» в 1920-1930-е гг., как составной части социального проектирования и разработки гендерных моделей большевистского руководства. Показана роль и важность правоустанавливающих законодательств по формированию нового типа современной женщины, участвовавшей в управлении обществом и государством; юридического равенства между мужчиной и женщиной; борьбы с неграмотностью и приобщения женщины к искусству, культуре и просвещению. Кроме того, дана характеристика гендерных практик, показаны причины и степень расхождения повседневности в 1920-1930 гг. В ходе исследования автор приходит к выводу, что культурная и политическая отсталость, полная неграмотность женского населения Калмыцкой автономной области не могла быть преодолена за короткий исторический промежуток времени, несмотря на давление и идеологические установки центральных органов власти.
Вестник Калмыцкого университета
2019. — Выпуск 3
Содержание:
Статья посвящена выяснению степени изученности этногенеза бурятской племенной общности хори. Сделан акцент на том, что в последующих исследованиях центральное место должен занять вопрос о прародине хори Наян-Наваа.
Ключевые слова
Культурная повседневность в процессе советской урбанизации является одной из актуальных проблем в современной исторической науке. В ситуации постмодерна трансформация исторического знания и при ее определении очевидно становится предметом рефлексии историков. В связи с тем, что такой феномен, как город, в своем непосредственном социальном, культурном, экономическом и политическом развитии вызывает интерес в кругах историков, социологов, политиков, экономистов и других специалистов, наша тема имеет место быть весьма актуальной и востребованной к изучению и анализу. Превалирующим элементом в вопросе урбанизации советского общества является постепенное исчезновение различий между сельским населенным пунктом и городом в отношении культурного становления, экономического направления, политической обстановки, социального статуса. Заявленную проблему можно увидеть в нескольких плоскостях, а именно: синхронное и идентичное развитие деревни и города имело место быть, так как политика государства была исключительно направлена на сближение народностей и наций страны Советов. Однако обратная сторона этого вопроса впитала и ярко продемонстрировала непосредственную регионально - национальную специфику, содержание которой заключается в обосновании исторического пути тех или иных локальных этносов, с их своеобразной идентичной или антиидентичной культурой, обычаями, традициями, правилами поведения и местными порядками и законами. Осмысливая культурные процессы сближения города и деревни, необходимо выявить своеобразие наиболее крупных регионов страны, выделяя при конкретном анализе наиболее урбанизированные народы и полярные им - с преобладающей долей сельского населения. У подавляющего большинства наций, проживающих преимущественно в европейской части страны, четко прослеживался ориентир на урбанизированность, составляющими таковой являлись модернизация, продолжение индустриализации, всестороннее подражание городскому типу культуры и экономики. Подобный курсовой ориентир получит название урбанизация сознания. Однако в сельской реальности урбанизированность будет проходит в весьма специфических условиях и получит лишь свое эпизодическое распространение. Агломерации агрогородского типа в своем появлении и существовании будут иметь фрагментарное распространение.
Ключевые слова
Статья посвящена выдающемуся ученому, блестящему организатору науки и высшего образования в России, члену - корреспонденту РАН Ю.А.Жданову. Освещается его многогранная деятельность по формированию и развитию высшей школы и науки в южно - российском регионе, отмечается неоценимый вклад в укрепление научного содружества между университетами и исследовательскими академическими центрами.
Ключевые слова
В статье рассматривается категория актантов, занимающих позицию существительных или их эквивалентов, которые непосредственно подчинены глаголу. Процесс обучения русскому языку основан на семантических представлениях, являющихся результатом сегментации гештальта толкования. Предложно - падежным формам и глаголам приводятся соответствующие семантические инварианты - фреймы.
Ключевые слова
Настоящая статья посвящена исследованию особенностей употребления этикетных слов и высказываний в русском и калмыцком языках. Речевые акты, такие как просьба, комплимент, извинение и т.д., включающие в себя этикетные высказывания, являются необходимыми в различных сферах коммуникативного поведения и функционируют в соответствии с прагматическим фактором, который тесно связан с речевым поведением субъектов общения. В связи с общей прагматической направленностью на успешную реализацию языковой коммуникации особый интерес представляют формулы, включающие комплиментарные высказывания. Комплиментарные высказывания, несомненно являющиеся важным разделом речевого этикета, как раз направлены на успешную реализацию речевого поведения в конкретной ситуации общения.
Ключевые слова
В статье сопоставительным методом рассмотрено использование средств художественного изображения, придающих выразительность английским и русским пословицам и поговоркам. Выявлена частотность использования различных образных выражений, тропов как средств придания экспрессии и выразительности пословицам и поговоркам в английском и русском языках и раскрыты причины такого употребления.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу корпуса фразеологических единиц русского, арабского и казахского языков с соматизмом "глаз". В работе представлены специфические культурно - значимые коннотации данной семемы, проанализированы ассоциативные связи и образы в трех различных языках. Изложенный языковой материал позволяет говорить о том, что, несмотря на национально - культурную особенность видения мира, условий быта, образа жизни и географического положения стран, в исследуемых лингвокультурах все же имеется много общего и тождественного. Анализ семемы «глаз» в лингвокультурологическом аспекте способствует пониманию национальной индивидуальности и определению духовно - культурных источников миропонимания о реальной действительности представителей трех исследуемых языков. Сопоставительный анализ актуализации концепта «глаза» на материале трех разносистемных языков -русского, арабского и казахского - позволяет раскрыть культурно - значимую информацию, зафиксированную в словах и фразеологических единицах.
Ключевые слова
Пунктуационные системы языков постепенно изменяются, как и сам язык. В настоящее время мы не ставим так знаки препинания в тексте, как ставили когда - то, например, в XIX в. Возникают новые тенденции при оформлении синтаксических структур. Одни тенденции развиваются и постепенно становятся ведущими; другие не могут вытеснить старые тенденции и постепенно исчезают из письменной практики. У некоторых знаков наблюдается сужение функций, например, у запятой, двоеточия; у других знаков происходит расширение функций, как, например, у тире. Функции знаков не исчезают бесследно, они передаются от одного знака другому. В настоящее время пунктуационный маркер - тире - считается самым полифункциональным знаком. Он взял на себя целый ряд функций других знаков, и теперь он может ставиться в разных ситуациях вместо запятой, двоеточия, точки с запятой, скобок. Изменения в пунктуации имеют место как в односистемных, так и в разносистемных языках. Данная статья посвящена исследованию узуса тире в реальных русских, английских и украинских научных текстах конца ХХ в. Автор пытается выявить общее и особенное в узусе тире в двух близких славянских языках и английском языке, который принадлежит к разносистемным языкам.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию понятия «семья» в калмыцком языковом сознании. «Семья» является одним из базовых, ключевых понятий во всех культурах. На примере калмыцких пословиц и поговорок показаны ценностные характеристики, выявлены универсальные и национально - культурные особенности данного понятия.
Ключевые слова
В статье представлен социально - философский дискурс концептуальных позиций различных мыслителей по проблеме собственности. Автор акцентирует внимание на специфике духовно - культурного и ментального отношения в России к земле и, в особенности, к частной форме собственности на землю. Прослеживается эволюция отношений собственности на землю в российской истории. При этом лейтмотивом всей статьи выступает мысль о том, что вопреки недостаточной значимости так и не сложившегося института частной собственности на землю в России, в перспективе именно ему, с учетом его формирования и совершенствования, будет принадлежать доминирующая роль в возникновении подлинных хозяев земли и в развитии аграрного сектора экономики России.
Ключевые слова
Цель данной статьи - рассмотреть концепции греха и свободы с позиций литературного, лингвистического и философского дискурсов. Акцент сделан на интерпретации этих понятий в литературном и философском наследии английской писательницы двадцатого века Айрис Мердок. В центре внимания оказываются понятия свободы, функции литературы, нравственного прогресса, страдания, греха. Исследуются способы создания языковой игры, приводящей к «двойному кодированию» текстов и игре с читателем. В статье затронуты основные темы творчества Мердок, намечены перспективы дальнейших исследований.
Ключевые слова
В статье обращается внимание на проблему детабуизации в современных религиях, раскрываются отдельные аспекты детабуизационного процесса. Детабуизация коснулась всех религий мира, причем акцент делается как на самом понятии «Бог», так и на обрядовых моментах. Пересматриваются отдельные теоретические понятия, к примеру, в буддизме Далай - лама XIV ввел термин «несовершенное монашество»; в исламе, в связи с военными сражениями, возможен не пятикратный намаз; наблюдается синтез буддизма и синтоизма. Наднеева К. А. вскрывает причины детабуизации.
Ключевые слова
В статье определяется место виджнянавады в структуре буддистских учений махаяны и анализируется подход М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского к анализу данного учения при разработке своего метода познания сознания как «работы с сознанием» и «борьбы» с ним. Определяется методологическая установка авторов, совпадающая с буддистской, согласно которой сознание можно пытаться постигать только из него самого, только методом самопознания (духовного познания) как «работы с сознанием», а не путем его «концептуализирующего» и объективированного («научного») изучения, которое неизбежно теряет сознание, так как оно в принципе необъективируемо. Рассматриваются вводимые авторами такие понятия, как «сфера сознания», «состояние сознания», «событие сознания», «структура сознания» и др.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме места женщины в буддийской культуре Монголии. Автор отмечает, что женщины играли значительную, хотя и не основную роль в истории монгольского буддизма. При этом женское монашество было представлено институтом шабаганца, который представляет собой самую низшую ступень в буддийском монашестве. Сегодня можно констатировать изменение положения женщин в буддийском сообществе Монголии. Деятельность монгольских женщин - буддисток и буддийских монахинь в постсоциалистический период привела к значительным положительным результатам. В современной Монголии активно развивается женское буддийское движение, появляются женские буддийские центры, храмы и монастыри, проводятся женские буддийские конференции.
Ключевые слова
Статья посвящена философско - религиоведческому анализу смысла тибетского текста «Три основных аспекта Пути» (Lam-gyi-gtso-bo-rnam-gsum-gyi-rtsa-ba bzhugs-so), который был написан Дже Цонкапой и адресован Нгавангу Драгпе, одному из его четырех ближайших учеников. Автор раскрывает, что этот краткий текст на двух страницах заключает в себе сущностные наставления, предназначенные для практической реализации махаянского Пути. Раскрывается фундаментальное значение данного текста для обоснования целостной системы постепенного Пути, в сравнении с текстами «Ламрим» Дже Ринпоче; обнаруживается его принципиальная общность с учением Ламрим, а также определенная специфика, особенно в плане объяснения взаимосвязи отречения, бодхичитты и правильного воззрения о пустоте.