В статье анализируются особенности политического сотрудничества Российской Федерации и Монголии в 1990-х - начале 2000-х гг. Распад Советского Союза и изменение политических систем двух стран потребовал внесения изменений в концепции их внешнеполитических действий на международной арене. После некоторого периода охлаждения в двусторонних отношениях в 1990-е гг., с началом 2000-х гг. вновь наметилась тенденция к восстановлению политического партнерства. Показано значение экономических факторов в общем контексте российско - монгольского взаимодействия. На основе комплексного изучения международных нормативно - правовых документов, подписанных правительствами России и Монголии, делается вывод об особенностях политического сотрудничества двух стран в 1990-х - начале 2000-х гг. в постсоветский период.
Вестник Калмыцкого университета
2019. — Выпуск 2
Содержание:
В статье исследуются тенденции развития современной печати Калмыкии. Анализируется сегмент региональных периодических изданий, представленный калмыцким журналом «Байрта LIFE». Рассматривается вопрос о специфике местного глянцевого издания данного типа, изучается тематическое содержание журнала. Обобщается опыт издания глянцевого журнала регионального масштаба и предлагается успешная модель журналистского компонента регионального глянцевого издания.
Ключевые слова
Российское полиэтническое государство предполагало национальную и религиозную политику, которая бы обеспечила интеграцию входящих в нее народов, господство центростремительных тенденций, прочность ее государственного единства. И христианизация инородцев рассматривалась как одно из важных средств достижения успеха такой политики. Деятельность Русской Православной Церкви, направленная на распространение христианства среди народов Поволжья и Урала, еще полностью не исследована, и ее изучение является актуальной задачей исторической науки. Вопросами, связанными с историей христианизации калмыков, политикой государства, занимались еще XVIII в. и особенно в XIX в. как российские ученые, так и церковные деятели и представители местной администрации.
Ключевые слова
Одной из важнейших проблем в современной исторической науке на сегодняшний день является процесс формирования и развития партийного аппарата. Следует отметить, что процесс становления политической системы Советской России невозможно представить без создания обширной сети партийных органов управления, так как именно партийные органы обеспечивали жизнедеятельность государственной системы управления. Структура партийных организаций начиналась с низовых партийных организаций и районных комитетов партии, затем, согласно партийной иерархии, были областные, краевые, республиканские и центральный комитеты партии. Вся структура партии представляла собой консолидированную организацию партийных комитетов, начиная от низовых партийных организаций и заканчивая высшими партийными органами. Партийный комитет является действующим на постоянной основе органом партийной власти в определенных границах. Партийные комитеты контролировали и определяли все стороны жизнедеятельности трудового сообщества. Они создавали общую атмосферу в коллективе и оказывали влияние на руководство предприятия. Партийные организации являлись фундаментом и основанием для функционирования всей партийно - государственной структуры государства. Аппарат партийного управления черпал свой кадровый ресурс из низовых партийных организаций путем самовоспроизводства, преемственности правящей основы из состава партийных управленцев. Следует отметить, что важным элементом для функционирования партийной системы управления является то, как она структурирована, кто и какими методами осуществляет отбор кадров для управления, как организовано выполнение функциональных обязанностей руководителей и работников партийно - государственного аппарата. Партийный управленческий аппарат являлся частью советской политической системы. Но частью, находящейся на привилегированном положении, так как именно партийный аппарат доминировал над остальной структурой партийно - государственной власти. Таким образом, в государстве существовала высшая форма власти - власть Советов, доминирующая во всех сферах жизнедеятельности общества власть партийного аппарата, так как партийный аппарат контролировал весь кадровый потенциал советской административно - командной системы.
Ключевые слова
Статья посвящена истории посольских отношений Калмыцкого ханства и Цинской империи в первой четверти XVIII века. В работе использованы уже известные опубликованные и впервые вводимые в научный оборот материалы. Они свидетельствуют о значимой роли Калмыцкого ханства не только во внешнеполитической системе России, но и в международных отношениях в центрально - азиатском регионе. Архивные источники рубежа XVII - XVIII веков показывают заинтересованность калмыков в осуществлении через территорию Китая контактов с Тибетом. Показано, что целью политики властей Китая было привлечение калмыков к войне с Джунгарским ханством на стороне Цинов. Для этого показаны переговоры, которые провело с калмыцким ханом Аюкой китайское посольство Тулишена. Данному посольству посвящена обширная научная литература. В статье анализируется позиция калмыков в этом вопросе. Они были заинтересованы в сохранении мирных отношений с Китаем и Джунгарским ханством.
Ключевые слова
Данная статья посвящена изучению устного медицинского дискурса в коммуникации врач - пациент. Взаимоотношения врача и пациента остаются в современном обществе одной из актуальных проблем. В связи с эволюцией в отношениях между врачом и пациентом возникла необходимость информирования и получения согласия пациента на то или иное врачебное вмешательство. У врача появляется задача правильного соотнесения размеров врачебной тайны и открытой для больного информации. Одна из главных задач медицинского дискурса - это построение правильного диалога между врачом и пациентом с целью выявления причины болезни, выбора способа лечения и пояснения своих действий с помощью доступной лексики. При общении с больным специалист - медик использует специальные термины и выбирает правильную тактику поведения, помня о том, что можно не только вызвать положительную эмоцию, реакцию, но и спровоцировать психологическую травму.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию особенностей функционирования эмоционального концепта «обида» в английском и калмыцком языковом сознании. Выявлены понятийные, образные, ценностные характеристики данного феномена с учетом их лингвокультурологической составляющей.
Ключевые слова
В данной статье дается научно - практическое обоснование и вклад профессорско - преподавательского состава КалмГУ им.Б.Б. Городовикова в области современных топонимических исследований (уровень диахронии и синхронии). Затрагиваются вопросы формирования и сравнения калмыцкой топонимической системы на обширной территории между Волгой и Доном в условиях кочевого и оседлого образа жизни. Значительное место занимает топонимика советского времени, тесно связанная с общественно - политическими событиями данного периода.
Ключевые слова
В статье на основе разработок в области коммуникативной лингвистики, когнитивной лингвистики и лингвокультурологии был сделан контекстуальный, лексико - семантический, описательно - аналитический анализ целого корпуса архивных документов - делопроизводственных документов губернской канцелярии периода работы Калмыцкой Комиссии XVIII века. В настоящее время они представляют целый массив и хранятся в Бюджетном учреждении Республики Калмыкия «Национальный архив». В результате проведенного исследования жанрового разнообразия текстов Калмыцкой Комиссии, структуры документных жанров с учетом их целевой установки, графики, орфографии, лексики, грамматики и синтаксиса был сделан вывод о том, что язык текстов стоит рассматривать не только как «продукт (текст)» речевой деятельности, но и как «процесс (дискурс)», участниками которого были адресант -В.Н. Татищев и адресаты - калмыцкие и казахские правители.
Ключевые слова
В статье актуализируются отдельные аспекты трансформации традиций как социального феномена, выходящих на региональные параметры теории и практики. В современных условиях сохранившиеся отдельные сегменты традиционных культур северокавказских народов открыты для внешнего мира и подвержены влиянию инноваций. Этническое самосознание народов Северного Кавказа становится, с одной стороны, определяющим фактором их сохранения, а с другой стороны - катализатором возрождения испытанных временем ее основных элементов, а не всего культурного контура в целом.
Ключевые слова
Поиски ответов на «Большие вызовы для общества, государства и науки» связаны с проведением фундаментальных исследований проблематики идентичности. Преодоление кризиса идентичности может явиться важнейшим социальным ресурсом эффективного ответа на большие вызовы, поможет сформировать новую «идентичность развития». Указанные исследования обусловлены поиском общероссийской идентичности, потребностью в глубоком изучении истоков собственной евразийской культуры, в сохранении и использовании всего лучшего, что было создано за многовековую историю Российской цивилизации. Особого внимания в этой связи заслуживает анализ буддийской культуры России, ее ценностей в определении евразийской идентичности многонационального российского государства, где своеобразный «исход к Востоку», буддолого - востоковедческие традиции имеют глубокие исторические корни.
Ключевые слова
В статье рассматриваются наиболее важные стороны политической и правовой философии А.Д. Градовского - одного из наиболее выдающихся представителей русской либеральной мысли второй половины XIX века. Главным в исследованиях Градовского является разработка концепции национального государства, которая была органически встроена в структуру оригинальной теории общественного прогресса, сформулированной им под влиянием реформ, проводимых в России Александром II и его правительством. Осуществляя в рамках этой теории синтез основных направлений и традиций западноевропейской и русской социально - политической мысли, Градовский стал признанным духовным лидером русского либерального консерватизма.
Ключевые слова
Рассмотрена теоретическая концепция адаптации идей либерализма в трудах философов различных исторических эпох. Проведен теоретический анализ особенностей реализации основ либеральной идеологии по формированию современного гражданского общества в экономически развитых государствах. Дано теоретическое обоснование принципа справедливости и его значение для современного человека в постоянно изменяющемся обществе. Сделаны выводы в исследовании философских концепций либеральной идеологии и их роли в современной научной методологии по развитию современной социальной философии.
Ключевые слова
В статье рассматриваются социально - философские аспекты распространения и становления буддийской традиции в Забайкалье. Отмечается, что распространение буддизма среди населения региона содействовало интеграции разрозненных бурятскихродоплеменных групп в единый этнос со своей богатой, самобытной культурой. Буддизм способствовал складыванию у бурятского населения Забайкалья единого этнического самосознания, национальной и конфессиональной идентичности. Распространение буддийской махаянской традиции у бурят Забайкалья стало важнейшим основополагающим шагом в развитии их этнической культурной традиции, способствовало формированию новых сфер культуры и форм духовной жизни социума. Буддизм стал важным фактором формирования высокой нравственности, разнообразных народных традиций и обычаев. Политика российского правительства, направленная на автокефалию буддийской церкви Забайкалья, способствовала объединению бурятских дацанов в единую церковную структуру со своей иерархией. Буддийская церковь являлась единственным общенациональным социальным и культурным институтом бурятского народа, который способствовал его этнической консолидации.
Ключевые слова
Данная статья посвящена проблеме философского осмысления глобализации как исторического и социокультурного феномена. Особое внимание уделено концептуализации понятия «глобализация», выявлению и характеристике ее ключевых исторических и социокультурных трендов. Цель работы заключается в философском анализе глобализации и выработке ее авторской интерпретации.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу феномена духовного учителя и его значения в теории и практике тибетской буддийской традиции, последователями которой являются народы России (калмыки, буряты, тувинцы, часть алтайцев). Следуя универсалистскому подходу в философском востоковедении, автор сделал попытку определить основания тибетской буддийской культуры. Так, одними из самых встречающихся в тибетском буддизме понятий являются концепты «лама» и «благой друг», под которыми понимается личность духовного учителя. В канонических текстах и религиозно - философских трактатах сложился образ духовного учителя как ключевого звена в процессе религиозного совершенствования. В соответствии с представлениями авторитетных философов Тибета, духовный учитель интерпретирует буддийские идеи и представления, сохраняет линию преемственности тантрической практики. Вместе с тем к самим учителям предъявляются довольно высокие требования, а для потенциальных учеников разработаны рекомендации по выбору личного духовного наставника. Тем не менее, можно отметить, что последователи тибетского буддизма при выборе учителя в большей степени руководствуются религиозной верой, отождествляя учителя с просветленной личностью или ее эманацией (тулку). Таким образом, «духовного учителя» можно считать универсалией тибетской буддийской культуры, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на религиозное сознание верующих.