Статья посвящена исследованию некоторых сакральных аспектов буддийских монастырей Тувы, строительство которых началось в XVIII веке, когда буддизм был признан официальной религией. Под сакральными аспектами понимается комплекс религиозных знаний, правил, ритуалов и обрядов, совершаемых духовными лицами в процессе строительства буддийских монастырей. Авторы рассматривают не все монастыри - хүрээ, а только самые крупные на территории Тувы - Эрзинский (Кыргызский), построенный в 1772 году, и Самагалтайский (Оюннарский) - в 1773 году, часто в ретроспективном анализе, бывшими не только религиозными, но и культурными, образовательными и политическими центрами. Авторами отмечается, что монастыри первоначально представляли собой небольшие войлочные юрты, которые легко переносились из одного места в другое. Так, судя по источникам, еще в 1662 году в Самагалтае был такой монастырь. С течением времени за счет пожертвований населения такие монастыри заменялись деревянными зданиями. Отмечается огромная роль хүрээ как центров просвещения, накопления и развития буддийских знаний в дореволюционной Туве, построенных по инициативе местных правителей - амбын-нойонов. В них служило немалое число монахов - лам, получивших среднее и высшее религиозное образование в Монголии и Тибете. Они были знатоками монгольской и тибетской письменности, владели математическими, философскими, астрономическими и другими видами знаний. Перед началом и в процессе строительства монастырей ламы соблюдали строгие канонические правила, использовали сакральные знания, проводили специальные ритуальнообрядовые действа, призванные воспрепятствовать негативной энергии и в будущем благоприятствовать развитию хүрээ. Ведь любой монастырь - хүрээ с точки зрения буддийской культуры считается олицетворением Чистой земли. Поэтому особое внимание уделялось всем этапам строительства монастырей, начиная с выбора места, согласно астрологическим указаниям и благоприятным признакам. Планировка и архитектура тувинских хүрээ была сходна с планировкой таких же комплексов Китая, Монголии, тем более что проекты их зачастую привозились оттуда. Однако в целом хүрээ нового стиля все же нельзя назвать точной копией китайского или тибетского буддийских храмов. Наряду с анализом попутно рассматривается история буддизма и буддийских монастырей в Туве. Статья написана на основе богатого полевого материала.
Вестник Калмыцкого университета
2016. — Выпуск 3
Содержание:
Статья посвящена деятельности подпольных групп и партизанских отрядов, действовавших на территории оккупированных улусов Калмыкии в период Великой Отечественной войны в 1942-1943 гг. Большую роль в мобилизации трудящихся республики на борьбу с фашистскими оккупантами сыграла партийно-политическая и агитационно-массовая работа. Действия народных мстителей Калмыкии имели не только военное, но и большое моральное, политическое значение.
Ключевые слова
В статье рассматриваются формы общественной активности и социального протеста крестьянства Дона в конце XIX - начале ХХ века. На основе архивных источников, данных периодической печати и работах исследователей Дона рассматриваются такие формы выражения социального протеста, как издание петиций и приговоров, участие в деятельности политических организаций и союзов, открытые формы неповиновения. Выступления были направлены против помещиков, действий администрации, крупных арендаторов. Основными требованиями являлись снижение налогов, создание органов представительной власти, наделение землей. Показано, что на Дону особенности положения крестьянского населения определялись спецификой социально-правового устройства казачьего региона.
Ключевые слова
Статья посвящена погребальным памятникам золотоордынского периода (вторая треть XIII - конец XV вв.) на территории Северо-Западного Прикаспия. Самыми многочисленными являются погребения половцев. Для них характерны могилы со ступеньками и без них, восточная или западная ориентировка погребенных, целые скелеты коней. С монголами и пришлыми с ними племенами восточного происхождения исследователи связывают простые ямы (иногда с подбоем), северная ориентировка покойных, головные уборы Бокка, височные подвески в виде знака вопроса, берестяные трубочки для волос, части деревянных колес. Отмечено также появление железных черешковых наконечников стрел - срезни в виде вытянутой лопаточки с короткими, сходящимися под тупым углом верхними ударными гранями, черешковые полулунные срезни, черешковые плоские фигурные наконечники, иногда треугольные, с жаловидными отростками внизу или с широкой лопастью, срезанной под острым углом сверху, и округлым краем внизу. В этот же период появляются могилы гибридного типа (северо-восточная ориентировка и др.).
Ключевые слова
В статье рассматривается исторический опыт развития хозяйственной культуры калмыков как пример кочевой культуры монголоязычных народов. Обращается внимание на то, что нынешняя территория Калмыкии традиционно была местом обитания различных кочевников. Обосновывается обусловленность хозяйственной культуры калмыков кочевым скотоводством, приводятся основные его характеристики. Приводятся объяснения сезонных кочевок калмыков-номадов, описаны методы ведения ими хозяйства. Рассмотрен процесс изменения хозяйственной деятельности и, соответственно, трансформации хозяйственной культуры калмыков в российском государстве как результата взаимодействия и взаимовлияния с соседними народами.
Ключевые слова
В работе рассмотрены механизмы учреждения и функционирования института самостоятельной Кавказской епархии, образование которой способствовало упорядочению церковной жизни и управления на территориях Северного Кавказа. Показаны проблемы становления органов церковного управления и служб. Проанализирована роль епископа Кавказского и Черноморского Иеремии, плодотворная деятельность которого в сложных условиях затяжной Кавказской войны и разноконфессионального населения создала прочную базу и сформировала вектор направления развития церковной жизни, с целью включения Северного Кавказа в единое православное пространство Российской империи.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу современного состояния калмыцкой фольклорной традиции. Аналитический обзор экспедиционных материалов, собранных в полевых условиях на территории Республики Калмыкия в 2012-2015 гг., содержит описание реальной картины бытования жанров калмыцкого фольклора в современных условиях. В исследовании на основе анализа полевой работы, проделанной в одном районе (Малодербетовском), известном своими локальными фольклорными традициями со времен записи калмыцкого героического эпоса «Джангар» у Э. Овла, определяется состав фольклорных жанров, активно бытующих в настоящий момент, и выявляется степень сохранности калмыцкой устной традиции.
Ключевые слова
Статья посвящена изучению лексических номинаций суточного времени в калмыцком эпическом дискурсе в типологическом освещении. Авторами предпринимается попытка составить представление о временном фрагменте эпической языковой картины мира путем анализа временных формул, в состав которых входят темпоральные лексемы, обозначающие части суток. Темпоральные формулы рассматриваются в ракурсе их значимости для передачи идейно-художественного содержания и создания эстетического эффекта. Актуальность исследования обусловлена важностью представлений о суточном времени в эпическом формульном выражении.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию материалов женских электронных журналов на русском и английском языках. Проведен сравнительный анализ композиций российских и американских сайтов известных женских электронных журналов. Выявлены содержательные и формальные характеристики светских новостей, которые следуют заданным стандартам и имеют транснациональный характер.
Ключевые слова
В данной статье анализируются фразеологизмы-сравнения, выражающие моральные качества человека. Представлены примеры фразеологизмов, функционирующих в русском, калмыцком и английском языках. Качества человека чаще всего выражены через сравнение с животными, птицами, их повадками. Фразеологизмы-сравнения имеют национально-культурную специфику, и именно в них выражается менталитет и духовная культура народа
Ключевые слова
В настоящей статье исследуется еще один взгляд на историю человечества. Освещаются глобальные проблемы исторического процесса, которые все еще далеки от своего однозначного ответа. Рассматривается авторская версия, альтернативная марксизму и другим концепциям общественного развития, которая проливает свет на некоторые важные события исторического процесса. С ее помощью предпринимается попытка объяснения исторических процессов, носящих глобальный характер.
Ключевые слова
В статье рассматриваются особенности этнокультуры сквозь призму проблемы морального выбора. Автор обращается к анализу античности периода архаики. Даётся характеристика агональной личности. Подчёркивается культурное значение античности. Делаются выводы об особенностях вхождения традиционных культур в современное пространство глобализации.
Ключевые слова
Проведен краткий анализ развития и становления либеральных партий и движений. Рассмотрены идеи исторически сложившихся ситуаций в странах Западной Европы и в Северной Америке, имеющие сопричастность с идеалами политического либерализма. Обозначены первоочередные задачи при управлении обществом, с позиции либеральных партий и движений пришедших к власти. Сделан вывод о том, что перечисленные в статье либеральные партии и движения строят свою политическую доктрину по вопросам, касающимся устройства общества и защиты прав гражданина.
Ключевые слова
В статье рассматривается информационное пространство социальных медиа. Развитие технологий привело к появлению интерактивности, поэтому средства массовой информации и современные бренды вынуждены выстраивать коммуникацию с аудиторией в виде диалога и тщательно следить за её настроениями. Бывший инертный потребитель становится теперь производителем контента и получает возможность влиять на вид и форму преподносимой информации. На примере проекта телеканала рассматривается, каким образом проводится анализ стратегии существующих коммуникативных и когнитивных схем, а также как формулируется сообщение, цель которого изменить угол восприятия информации или подготовить потребителя к выходу нового продукта, услуги или политической позиции.
Ключевые слова
Каждая культура имеет свою глубинную черту, которая придает ей уникальность и является самым ценным из того, что вносится ею в мировую цивилизацию. В каждом феномене истории и культуры можно выделить нечто своеобразное и найти его место в общем историческом потоке. Принятие буддизма ойрат-калмыками знаменовало собой качественно новый этап в развитии культуры и тем самым - в формировании их этнической идентичности. В статье предпринята попытка определить место буддийской культуры, как абсолюта нравственных ценностей, в развитии этнической идентичности евразийской цивилизации.
Ключевые слова
В статье определяется, что эквивалентом человеческой мудрости является синтез теологии и философии. Откровение может помочь философии, сподвигнув исследовать неведомое, и уберечь ее от неверных троп. Откровение идет за разумом в том смысле, что оно содержит множество истин, которые философия неспособна открыть. Эти истины есть строгие тайны, но они не загадки. В то же время философия, храня свои собственные принципы, может быть продуктивно использована теологией