Выявляются и анализируются основные принципы создания наиболее характерных черт современного языкознания, как описание взаимодействия языков в билингвальном сознании автора с помощью культурно-маркированных языковых средств на примере творчества писателя-билингва. Данные, полученные в рамках представленного научного исследования, основанного на изучении многочисленных отечественных и зарубежных авторитетных источников и реферируемых периодических изданий, посвященных проблематике развития, становления и систематизации современных фундаментальных знаний в области когнитивной лингвистики, в особенности ее семантики, как нам представляется, послужил изучаемый предмет - языковые средства, используемые автором-билингвом в своих произведениях, «овнешняющие» сознание писателя-билингва. Исследование позволяет систематизировать подходы к проработке одной из важных сторон когнитивной лингвистики в сравнении с традиционной описательной лингвистикой, делает возможным применение выявленных культурно-маркированных единиц в тексте автора-билингва Кадыра Натхо адыгского происхождения, пишущего свои произведения на английском языке. Полученные данные могут быть успешно применены для теоретического развития когнитивной семантики, выступающей как общая теория концептуализации и категоризации, теория того, как билингвальное сознание автора, создавая художественные тексты на английском языке, продуцирует лексику и фразы, близкие по своему содержанию и строю родного языка, в которых просматриваются интенции автора в конкретизации имеющихся в памяти адыгов национально-культурных ценностей, а также стремление авторского сознания передать особенности менталитета народа и своеобразие своего внутреннего мира.
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение
2018. — Выпуск 3
Содержание:
Выявляется текстообразующая функция комического, анализируется его особая роль в постмодернистском тексте. Материалом исследования послужил текст романа Юрия Полякова «Козлёнок в молоке». Результаты проведённого исследования показали, что репрезентация комического основана на языковой игре, которая в сатирическом романе выполняет функцию утрирования, фантастического изображения действительности, что свойственно модернизму. Используя методы констекстуального анализа, интерпретации, а также описательный приходим к выводу, что комическое, являясь текстообразующим средством, проявляет себя не только в авторских ремарках, но лежит в основе построения образов, диалогов и находит яркое воплощение в речи персонажей. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования их для проведения занятий по речевой коммуникации, филологическому анализу, для подготовки спецсеминаров и написания курсовых работ. Специфика интерпретации средств выражения иронии может использоваться при лингвистическом анализе текстов. Результаты исследования могут быть полезны при установлении механизма формирования комического в сатирическом, ироническом контексте.
Ключевые слова
Рассматривается вопрос семантической адаптации иноязычных заимствований в русском языке. Целью является уточнение семантики новейшего заимствования гаджет , которое характеризуется, с одной стороны, высокой частотностью употребления, а с другой - недостаточной степенью семантической освоенности, о чем свидетельствуют данные поисковых систем и не всегда корректное употребление нового слова в речи носителей русского языка. В настоящее время актуальный неологизм представлен только в двух словарях иноязычных слов, причем с различными толкованиями. Применение методов семного и контекстуального анализа позволило выявить обязательные и факультативные семы в его семантической структуре. Определено место неологизма в лексической системе заимствующего языка, парадигматические и синтагматические отношения с ее единицами. Результаты и методика проведенного исследования могут быть использованы для создания лексикографического портрета лексемы, необходимого для составления словарных статей в толковых словарях и лексикографическом проекте Викисловарь.
Ключевые слова
Выявляются и анализируются основные принципы создания наиболее характерных черт современного языкознания актуальных для контенсивной типологии: идея семантики, идея различия категориального и речевого смысла субъектно-объектных отношений в предложении, схематическая закономерность «семантических примативов». Исследование основано на изучении многочисленных отечественных и зарубежных авторитетных источников и реферируемых периодических изданий, посвященных проблематике развития, становления и систематизации современных фундаментальных знаний в области когнитивной лингвистики, в особенности ее семантики. Результаты работы обладают теоретической значимостью, позволяют систематизировать подходы к проработке одной из важных сторон когнитивной лингвистики в сравнении с традиционной описательной лингвистикой, описывает, константирует факты и занимает активные позиции в когнитивистике. Более того делает возможным применение выявленных тенденций для оптимизации процесса разработки и изучения мироустройства человека, причин изменений тех или иных явлений в языке, обществе, культуре, коммуникации. Полученные данные могут быть успешно применены для теоретического развития когнитивной семантики, выступающей как общая теория концептуализации и категоризации, теория того, как человек воспринимает и осмысливает окружающий мир, и каков его опыт познания в языковых значениях и выражениях.
Ключевые слова
Впервые рассматриваются хвалебные слова в турецких песнях, обращенные адыгским мужчинам и женщинам. В них отразились многие эпизоды взаимоотношений двух народов. В одних турки выступают против адыгов, в других восторгаются одеждой, орудием, предметами быта, внешностью (голубоглазые, светловолосые, стройные и намного отличающиеся красотой от прочих). В предлагаемом материале анализируются четыре песни, так как подобных композиций намного больше, их исследование имеет большое значение для истории и для лингвокультурологии. В работе также приводится подробный разбор исследуемых текстов с точки зрения грамматических и семантических особенностей. Актуальность работы заключается в том, что до настоящего времени нет исследований, освещающих данную область. В научный оборот впервые вводятся песни, где описываются установленные события и отношение к черкесам. Мы пришли к выводу, что подобные песни несут в себе огромную информационную нагрузку, которую необходимо переработать, пока они не утеряны.
Ключевые слова
Выявляются и анализируются основные особенности использования имени существительного в качестве средства для создания образной номинации человека на основе метафоры. Основная цель - выявить и описать структурно-семантические модели образных наименований человека. Образная номинация рассматривается как элемент языковой системы, что проявляется как развитие и присутствие образности в словарных единицах языка. Метафора определяется как наиболее продуктивный способ образного наименования человека, на основе которого формируются продуктивные структурно-семантические модели. Материалом для исследования послужили лексические и фразеологические единицы, извлеченные методом сплошной выборки из русских толковых и фразеологических словарей. Методика исследования основана на анализе структурно-семантических признаков, отражающих совмещение в семантике наименований понятийного и оценочного компонентов. Анализ образной номинации человека посредством использования метафорически переосмысленного имени существительного позволил выявить следующие закономерности: 1) структурно-семантические модели отражают свойства, соотносимые с зооморфным, антропоморфным и предметным миром; 2) обращение к метафорическому переносу связано с реализацией коммуникативно-оценочной функции; 3) структурно-семантические модели характеризуются признаком семантической емкости, предполагающим возможности варьирования ассоциативных признаков. Полученные данные расширяют представление о системных свойствах образных характеристик человека как реализации антропометрического принципа и могут быть успешно применены как теоретическая основа для дальнейшего изучения образной номинации человека для выявления лингвокультурных характеристик образных номинаций в картине мира.
Ключевые слова
Рассматривается театральная и рекламная коммуникации в их взаимодействии. Определив место рекламы в современном обществе и особенности театра как формы преображения действительности, анализируется специфика проявления концепта ТЕАТР в русскоязычном рекламном дискурсе. Материалом для исследования служат данные сплошной выборки из театральной и рекламной коммуникации. Методика исследования основана на контекстологическом анализе, где выявляется семантика концепта ТЕАТР на уровне контекста театральной и рекламной коммуникации. Впервые устанавливаются две формы взаимодействия театра и рекламы: первая предполагает задействование в театральной коммуникации рекламы как средства продвижения зрелищных услуг, вторая взаимодействия театра и рекламы - это создание в рекламном дискурсе образов и ситуаций из театральной жизни, которые могут быть представлены на вербальном и невербальном уровнях. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть полезны при дальнейшем рассмотрении рекламного дискурса в русской языковой картине мира.
Ключевые слова
Рассматриваются конструкции «there+to be» в рамках текстометрического анализа. Основной целью исследования является выявление наличия определенной семантики у «there» в рассматриваемой конструкции. Научная значимость исследования заключается в проявляемом интересе современной лингвистики к содержательной стороне языковых единиц разных уровней, в нашем случае к выработке однозначного определения основных лингвистических параметров «there» в составе вышеназванной конструкции, которое противопоставляется местоименному наречию «there», обычно выполняющему в предложении синтаксическую функцию обстоятельства места. Впервые ставится вопрос о неправомерности трактовки «there» в составе конструкции с «to be» и некоторыми другими глаголами как элемента, лишенного семантики. Новизна работы усматривается в использовании текстометрического подхода (термин Головенко Ю.А.) к исследованию способов лексического наполнения этой местоименной формы из дискурса или ситуации. Используются методы контекстуального анализа и текстометрический метод. Результаты исследования вносят вклад в теорию дискурса, лингвистическую герменевтику, теорию языковых универсалий. Результаты, полученные в ходе исследования, обогащают теоретические представления о бытийной конструкции в тексте. Практическая значимость выражается в возможности использования полученных результатов в лекционных и практических занятиях и спецкурсах по теории языка, лексикологии, теории и практике перевода, теоретической грамматике и интерпретации текста, теории текста, теории понимания и герменевтике.
Ключевые слова
Анализируется лингвистический феномен аксиологема, что обусловлено важными изменениями в жизни общества, в основе которых лежит проблема отношения к ценностям. Вербализация ценностных смыслов дает исчерпывающее представление как об отдельной языковой личности, так и о группе лиц, что позволяет выявить тенденцию, складывающуюся в современном обществе. Особенно достоверно проследить различные изменения удается внутри интернет-пространства, то есть открытой среды, являющейся местом проведения досуга для различных социальных групп (особенно молодежи) и позволяющей максимально открыто выражать свою позицию по большинству вопросов. Как правило, именно развлекательность, неформальная обстановка и слабая подверженность цензуре внутри анализируемого дискурса дают возможность пользователю свободно выражать себя, а исследователю - обнаружить истинное отношение к непреходящим ценностям и выявить те из них, которые больше отвечают требованиям современного общества. Актуальность вопроса обусловлена тем, что этот процесс работает в обратную сторону. Уже сложившаяся система ценностей внутри Интернета оказывает влияние на потребителей контента. Новые ценности, активно функционируя в открытой среде, складываются в своеобразную идеологию. При помощи метода дискурсивного и контекстного анализа устанавливается место ценностей и антиценностей в сознании языковой личности. Результаты данного исследования вносят определенный вклад в аксиологическую лингвистику и лингвоэкологию.
Ключевые слова
Рассматриваются основные особенности функционирования концепта «справедливость» в английской и русской лингвокультурах. Материалами исследования являются роман Агаты Кристи «Испытание невиновностью», романа Ф.М. Достоевского «Преступления и наказания», а также тексты Библии. Исследование имело своей целью выявить особенности реализации концепта «справедливость» в изучаемых языковых сообществах и установить причины возникновения существующих особенностей. При проведении исследования использовались методы интерпретационного и лингвистического анализа. Практическая значимость работы состоит в том, что теоретические положения проведенного исследования и полученные результаты могут быть использованы при чтении лекций и спецкурсов по лексикологии русского и английского языков, в практике преподавания русского и английского языков на факультетах иностранных языков университетов, а также в лекционных курсах по лингвокультурологии.
Ключевые слова
Рассматриваются стилистические особенности заголовочных конструкций в институциональных сетевых СМИ. При анализе эмпирического материала использовались теоретические концепции, освещающие трансформацию языка и культуры медиа. Среди них теории ортологии дискурса, философии сетевого журнализма и др. Научная новизна заключается в том, что впервые дается стилистический анализ медиатекстов в периодических изданиях он-лайн форматов. Выяснилось, что к числу важнейших характеристик типов медиадискурсов в системе корреляций относятся: мозаичность - иерархичность, неинстиуциональность - институциональность. Медиацетризм нормы имеет ряд важнейших признаков. Среди них обширное функционально-стилевое единство медиадискурсов, включающее единицы разных функциональных стилей, в том числе субстандартные, внелитературные, просторечно-жаргонные и иные номинации. Критерием включения служат прагматика медиатекста и выразительно-изобразительные свойства языковых единиц. Материалы исследования могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по стилистике и культуре речи, вносят вклад в решение проблем ортологии и медиаречи.
Ключевые слова
Анализируется функционально-семантического поле согласия в современном русском языке, которое подлежит делению на микрополя в зависимости от эксплицитности или имплицитности идеи согласия. Целью работы является выделение имплицитного микрополя через различные типы умозаключений, которое имплицитно выражает согласие с каким-либо фактом, согласие вытекает из эксплицитного содержания речи или контекстуальной и ситуативной информации. Умозаключения, несущие в себе смысл согласия, дифференцированы на силлогистические и несиллогистические в рамках традиционной логики, среди них рассматриваются индуктивные и дедуктивные умозаключения. Индуктивные умозаключения содержат общий вывод из частных посылок, отражающий согласие, а дедуктивные умозаключения имеют обратную направленность вывода. Исследование опирается на метод структурно-семантического анализа. В результате установлено, что согласие через умозаключение носит косвенный характер выражения и формируется за счет различных видов умозаключений. Данная работа развивает учение о функционально-семантических полях и может быть использована для более углубленной классификации функционально-семантического поля согласия.
Ключевые слова
Рассматриваются теоретические аспекты перевода как межъязыкового и социокультурного явления. Анализируются различные значимые аспекты перевода (семиотические, семантические, формальные и коммуникативные аспекты перевода), призванные обеспечить эквивалентность дискурсивных текстов на рабочих языках. Отмечается, что сложность такого явления как перевод обуславливает неизбежность его аспектного рассмотрения. Сделан вывод о том, что теория перевода как сложное многоаспектное явление не является комплексом эклектических заимствований из других лингвистических наук, напротив, достижения в области теории перевода могут способствовать более глубокому пониманию многих труднообъяснимых явлений в других областях языкознания. Подтверждено, что существующие исследования речемыслительной основы перевода не отражают всей полноты этого явления: недостаточно разработанными оказываются те составляющие комплекса, которые касаются внутриязыковых интертекстуальных аспектов ИТ (исходного текста) и ТП (текста перевода) и их влияния на перевод. Доказано, что сопоставление оригинального и переводного текстов (т.е. изучение перевода как результата) позволяет выявить основные параметры, обеспечивающие эффективность перевода как межъязыковой коммуникации, с одной стороны, и этноязыковую приемлемость переводного текста для его получателя, с другой.
Ключевые слова
Рассматриваются аллегорические признаки лингвокультурного концепта «брак» рассматриваются на материале калмыцких, русских и английских пословиц и поговорок. В современной лингвокультурологии изучение культурных концептов предполагает описание его лингвосемиотических характеристик, а именно эмблематических, символических и аллегорических. Эмблематическое описание концепта направлено на его идентификацию; оно проявляется в его словесном обозначении. Символическое описание концепта заключается в его знаковости, интерпретативной глубине. Аллегорическое осмысление концепта - в его развернутом метафорическом выражении. Исследование показало, что, данный концепт является оценочно-маркированным и обладает различными аксиологическими реакциями. Брак ассоциируется с определенным социальным статусом, уверенностью и ответственностью. Вместе с тем, в паремиях подчеркивается негативные стороны брака. Брак сравнивается с опасным и рискованным действием, войной и разочарованием.
Ключевые слова
Рассматривается один из самых спорных вопросов хаттологии, не имеющий однозначного решения. Впервые предпринимается попытка сравнить хаттскую и абхазо-адыгскую падежные системы, что, на наш взгляд, поможет ответить на ряд нерешенных вопросов. Материалом исследования послужили тексты двух билингв: «О боге луны, упавшем с неба» и «Строительный ритуал». Методика исследования основана на сравнительно-историческом анализе двух или более языков. Анализ хаттских падежных формантов и их сравнение с абхазо-адыгскими формальными показателями выявил их функции и типологическое и материальное тождество, что позволяет их считать родственными языками, ведущими свое начало от общего языка-основы. Изучение морфологической категории падежа в хаттском и абхазо-адыгских языках имеет непреходящее значение для создания исторической грамматики абхазо-адыгских языков.
Ключевые слова
Исследуются языковые особенности слоганов российской автомобильной рекламы, ориентация которой на целевую аудиторию обеспечивает успешное взаимодействие между отправителем и получателем рекламного предложения. Применение метода дискурс-анализа позволило установить, что речевые маркеры, характеризующие адресата с гендерной, социальной и психологической сторон, являются прагматически значимыми единицами, поскольку они способны привлечь внимание и побудить к совершению покупательского действия. Языковые единицы, апеллирующие к целевой аудитории, в одних случаях представляют собой прямые номинативные обозначения, в других - образные, контекстуальные. Адресованность слоганов рекламы автомобилей эксплицирует ценностные приоритеты, а также стиль жизни современной личности. Таким образом, анализ показал, что адресованность рекламного слогана во многом обусловливает эффективность воздействия, поэтому изучение данного свойства потребительской рекламы будет активно способствовать развитию ее коммуникативно-прагматического аспекта.
Ключевые слова
Рассматриваются вопросы взаимоотношения фольклора и литературы на разных этапах развития общеадыгского искусства слова. Особое внимание обращается на творческую индивидуальность Ляши Агноко, произведения которого стали достоянием читателя много лет спустя после смерти автора. Устанавливается, что образное мышление поэта испытывает сильное влияние поэтики устного поэтического творчества. На основании анализа стихотворений Л. Агноко формулируется мысль, что индивидуальное творчество художника обостряет сюжет, обогащает палитру поэтических приемов, что значительно углубляет содержание произведений. Сравнительно-типологический метод, применяемый в статье, позволяет сделать вывод о том, что литературное наследие писателя выразило особенности адыгских новописьменных литератур, формирование которых было связано с опытом и традициями народного творчества. Анализ вносит вклад в исследование истории национальных литератур и связан с возможностью его применения при изучении истории отечественного искусства слова и разработке вузовских учебных пособий.
Ключевые слова
Рассматриваются связи адыгского историко-героического эпоса с действительностью, а также его жанровые модификации. Устанавливается главная особенность поэтики эпоса - прямая соотнесенность повествования с действительностью, что отражается в поэтическом содержании песен и сказаний, специфике прозаического и поэтического текстов, а также в своеобразии художественного стиля. Сделанный анализ позволяет сформулировать мысль, что при очевидных различиях в поэтике, преемственная связь младшего эпоса с архаическим нартским эпосом сохраняется в трансформации отдельных мотивов, что проявляется в их объективизации, приближении к большей достоверности за счет усиления поэтического начала. Ретроспективный и сравнительно-типологический методы, используемые в статье, помогают систематизировать фольклорный материал, а также жанры эпоса и сформулировать их национальные особенности. Исследование вносит вклад в изучение специфики фольклорного текста и содействует созданию объективной истории науки о фольклоре.
Ключевые слова
Исследуется специфика художественного воплощения образов и мотивов концепта «родина» в поэзии чеченского поэта Ш.А. Арсанукаева. Отмечаются качественные особенности духовно-нравственного, фил ософско-психологического, этно-культурологического анализа этих образов в его лирической поэзии. Ставится цель изучения основных модификаций художественного решения поэтом проблем взаимодействия личности лирического героя и самого автора с такими базовыми основами человеческого бытия и сознания, как образы родины и природы. Характеризуется множественность ипостасей родины в понимании Ш.А. Арсанукаева через интеграцию с образами дома, семьи, очага и, в особенности, с темой материнства. Выявляются признаки пространственных и временных координат образа родины через историзм и фрагменты природного и антропогенного ландшафта. Делается вывод о важности и необходимости художественного осмысления образов родины и природы для авторской литературно-эстетической концепции и художественного мира его творчества в целом.
Ключевые слова
Рассматривается поэзия адыгейского поэта Нальбия Куека с целью исследования тематических особенностей, формирования и развития его поэзии. Анализируются своеобразие художественно-поэтических, лирических, философских произведений. Идейно-тематические, структурно-стилевые особенности произведений определяются чертами традиционного, текстологического и описательного метода исследования. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что творчество Н. Куека вносит значительный вклад в развитии национальной литературы. Теоретическая ценность усматривается в необходимости использования результатов исследования в спецкурсах по литературе, а практическая ценность - в возможности их применения.
Ключевые слова
Рассматриваются различные типы персонажей, совершивших преступления на страницах произведений английских писателей детективного жанра конца ХIХ - начала ХХ века. Цель данной работы - составить типологию преступника и рассмотреть подробнее один из особенных типов - «игровой» на примере героя рассказов Э.У. Хорнунга. Актуальность работы обусловливается малоизученностью творчества писателя и типов преступника в классическом английском детективе. Теоретически новым является попытка проследить истоки типа преступника, связанного с традицией плутовского романа. Методика исследования основана на сравнительно-типологическом анализе художественных текстов. Анализируются психологические характеристики героя, его поведение, мотивы его действий. Делается вывод о том, что в отличие от преступников, которые в рассказах противостоят сыщикам-протагонистам, герой рассказов Хорнунга вызывает у читателей положительные эмоции. Данный тип персонажа интересен тем, что он сочетает в себе характеристики джентльмена и плута. Практическая значимость работы заключается в использовании её результатов в дальнейшем изучении особенностей детективного жанра и его канонов.
Ключевые слова
Рассматриваются вопросы характера изображения темы взаимоотношений человека и природы в публицистической литературе народов Северного Кавказа 40-х - 60-х гг. Определяются своеобразие проблематики, жанровые признаки, национальные особенности документальной прозы Э. Капиева, К. Кулиева, А. Кешокова, А. Суюнчева, В. Гнеушева, А. Попутько и др. Определяются типологические связи произведений северокавказских авторов с русской публицистикой. Историко-литературный и сравнительно-типологический методы исследования, используемые автором, помогают сделать выводы о том, что жанры публицистики прошли непростой путь от декларативности к проблемности и художественно выразительному показу настоящей реальности. Исследование вносит вклад в решение проблем формирования самобытных национальных литератур и расширяет представление об их типологических связях.
Ключевые слова
Анализируется художественная реализация бинарных оппозиций в романе современного английского писателя Иэна Макьюэна. Впервые творчество данного автора рассматривается с позиций бинаризмических отношений. Представлен краткий экскурс, демонстрирующий, что подход к изучению философии и культуры с позиций метода антиномий прослеживается еще с античности. Каждая эпоха по-своему реализует свое мировоззрение, неизбежно опираясь на бинарную систему координат. Однако в XX-XXI веках дуалистический подход становится предметом переосмысления. В современной гуманитаристике выявляется тенденция, заключающаяся в стремлении пересмотреть базовые бинарные конструкты, которые моделируют бытие человека. Литература, которая была и остается зеркалом, отображающим изменения, происходящие в сознании человечества, неизбежно реагирует на трансформации, направленные на критику традиционных бинарных конструктов. Роман английского писателя «Невинный, или Особые отношения» демонстрирует разветвленную систему координат бинарных оппозиций («свой-чужой», «мужчина-женщина», «ребенок-взрослый и др.). Детальный анализ данного художественного текста позволяет сделать вывод о том, что И. Макьюэн в своем романе предпринимает попытку снятия оппозиционного напряжения между бинарными константами.
Ключевые слова
Рассматриваются результаты исследования творчества одного из основоположников адыгейской детской литературы Джафара Чуяко. Анализируются особенности умения автора видеть «многие противоречия жизни», способность его лирического героя ценить упорный труд, простота и доступность стиля, предметность и содержательность стихов, дидактическая заостренность и умение сообщать о чем-то новом. Выявляется своеобразие поэтической манеры, заключающееся в отборе художественных средств, форм выражения авторского сознания с учетом возрастных особенностей читателя - ребенка. Установлено, что рассмотрение сведений о его литературном наследии, адресованном детям, определяет значение творчества Дж. Чуяко в воспитании юных и молодых людей.
Ключевые слова
Рассматривается проблема категориального аппарата в ракурсе исследования жанровых особенностей рождественской прозы. Анализируется процесс рецепции рождественской традиции в малых жанрах английской литературы XIX в. - «story», «tale», «sketch», «short story», «history», «carol». На основании приведенных мнений и текстологического анализа в рамках представленного научного исследования можно утверждать, что малые жанровые формы английской литературы, определяемые сегодня как «рассказ», вполне могут быть описаны с помощью равнозначно бытовавших в XIX веке определений, так как в литературоведении этого периода не существовало строгой иерархии жанровых форм и зачастую сами писатели определяли жанр своего произведения весьма свободно. Впервые делаются попытки выявить специфические жанрообразующие черты рождественских текстов, которые могут быть идентифицированы с жанром рассказа. Методика исследования основана на историко-генетическом анализе статей историков английской литературы. Результаты исследования могут быть полезны при дальнейшем изучении малых жанровых форм литературы XIX в.
Ключевые слова
Рассматриваются проблемы истоков и особенностей формирования адыгских новописьменных литератур. Отмечаются основные факторы, определившие их возникновение и развитие, - культурно-историческая реальность периода исторического перелома, эстетика фольклора, влияние просветительской культуры и традиций русской литературы. Анализируются черты начального этапа литературного процесса, проявившиеся в творчестве Т. Керашева, И. Цея, Т. Борукаева, Х. Теунова, Х. Абукова и др. - изображение активной личности, связанной с народом и включенной в движение истории, событийность и описательность, тяготение к публицистической откровенности и эстетике предельных контрастов. Использование сравнительно-типологического метода позволяет актуализировать поставленную тему, сделать выводы о ее связях с основательными проблемами формирования нового метода, а также об особенностях отечественной литературы ХХ века как феноменального явления мировой культуры.
Ключевые слова
Рассматривается процесс формирования малой осетинской прозы в период рубежа XIX - XX вв. с позиций стадиальности. Отмечается, что осетинская литература, относящаяся к младописьменным, прошла сложный ускоренный путь развития, что повлияло на выбор художественного метода и жанровой палитры первых писателей. Анализируется роль фольклора, в частности, повествовательного жанра таураг в процессе зарождения национальной литературы. Целью является выявление индивидуальных и типологических черт развития осетинской литературы в широком культурологическом контексте литературных взаимосвязей и взаимовлияний. Компаративистская и сравнительно-типологическая методология дают возможности для выявления причинно-следственных связей выявленных тенденций развития осетинского литературного процесса на ранней стадии развития. Научное значение имеют уточнения и литературоведческие описания ряда дефиниций, не получивших литературоведческой идентификации в осетинском литературоведении. В результате делаются выводы, что А.Б. Коцоев выступил основоположником формирования малой осетинской прозы в начале XX столетия. По сравнению, с рассказами-таурагами С. Гадиева, жанровая специфика прозы А. Коцоева наиболее приближена к мировым литературным стандартам, в первую очередь, это проявляется в отходе от фольклорных традиций.
Ключевые слова
Анализируется творчество кабардинского русскоязычного писателя А. Макоева на примере рассказов о детстве «Остров Гнома», «Спаси меня, мой ангел», «Золотые апельсины», в котором автор применяет метод деконструкции как необходимый элемент примирения с действительностью, утратившей гуманистическое начало, и которое репрезентативно с точки зрения общих характеристик современной русскоязычной адыгской прозы. Устойчивые стереотипы, связанные с представлением о детстве как о светлом, радужном начале жизни, никакого отношения к творчеству А. Макоева не имеют. При сохранении ярких рельефных образов, свойственных детскому восприятию, они, как правило, драматически насыщенны. В постсоветский период литературный процесс адыгской литературы перестал быть явлением сугубо локальным, - условия глобализации обусловили его интеграцию с мировым литературным процессом. В 1990-е - 2000-е годы на этой волне новый импульс к развитию получила русскоязычная проза, определившая качественно новый уровень литературного процесса Адыгеи, КЧР, КБР. Она сложилась на данном этапе как значительный эстетический феномен. Необходимость адекватного анализа и научного исследования в этой области продиктовано слабой степенью изученности проблемы, отсутствием целостного концептуального подхода, научных дефиниций. Отмечается тематический диапазон произведений А. Макоева достаточно широк: отношения родителей и детей; мужчины и женщины; социальное неравенство; кризис гуманизма; подлинная и мнимая свобода личности; «обветшание», энтропия духовного мира литературного героя и целого социума.
Ключевые слова
Анализируется вопрос о том, как сложилась творческая судьба абазинского поэта К.Л. Мхце после его кончины. В связи с этим изучается разнородный материал, связанный с увековечением его имени через открытие памятных досок, посмертное награждение орденом, юбилейных торжеств, вечеров памяти, литературных чтений, трансляций телевизионных документальных фильмов, издание трехтомника собрания сочинений, книги избранных лирических произведений на русском языке. Одной из основных проблем исследования выступает осмысление творческого наследия поэта в прижизненных и посмертных публикациях. Содержательный анализ, сопоставление статистических данных свидетельствует о том, что за прошедшие после смерти поэта 17 лет о нем было написано, опубликовано и издано почти в два раза больше, чем за прижизненный 40-летний период творчества. Отдельный пункт касается докладов и сообщений, прозвучавших на многочисленных научных конференциях разных уровней, расширяющейся географии публикаций о поэте, куда, помимо северокавказских научных центров, входят Москва, Екатеринбург, Сухум, Ахен (Германия). Все это говорит о возрастающем интересе национальной критики и литературоведения к творческой личности Мхце, осознанию масштаба его таланта. Анализ существующей литературы о поэте подводит к мысли о том, что он обладал высшим даром, вследствие чего от его произведений веет ощущением высочайшей гармонии, они оказывают на читателя сильнейшее эстетическое воздействие, сходное с душевным потрясением.
Ключевые слова
Впервые в адыгской фольклористике выявляется и анализируется пласт народного творчества, условно обозначенный как «потаенный» или «другой», фольклор, который включает в себя устную поэзию «контрреволюции», поэзию крестьянских восстаний, творчество тех, кто становился жертвами произвола представителей советской власти. Часть фольклорных текстов впервые вводится в научный оборот. В работе применен сравнительно-исторический метод исследования. Произведения «потаенного» исследуются в историко-культурном контексте, к анализу привлекается исторические исследования, документы, источники. Выявленные на сегодняшний день произведения «потаенного» фольклора представляют традиционный жанровый спектр адыгского фольклора: исторические ( гъыбзэ -плачи), лирические, очистительные, шуточные песни; мемораты - устные рассказы, воспоминания, предания, связанными с теми или иными событиями. Исследование этого пласта фольклора, запись и публикация еще сохранившихся его образцов - одна из важных и актуальных задач, стоящих перед современными исследователями.
Ключевые слова
Анализируются традиции обрамления в калмыцком сказочном фольклоре. Целью является выявление степени адаптации обрамления в калмыцкой сказочной традиции и характера воздействия традиции на формирование циклов калмыцких сказок, объединенных рамочной композицией. «Обрамление», включающее пролог в виде сказочного сюжета, начальных и финальных формул, исследуется в сравнительном аспекте. Сюжетное сходство четырех вариантов пролога, составной части обрамления, указывает на устойчивость традиции. В этом направлении данная проблема рассматривается впервые. В результате анализ показал, что обрамление композиционной формы и сказочного сюжета адаптировалось в калмыцкой устной традиции настолько органично, что объединяя исконно калмыцкие сюжеты, оно стало способствовать формированию сказочных циклов.
Ключевые слова
Рассматривается речевая медиакультура как основа языковой компетенции журналиста на примере дагестанских оппозиционных СМИ. Выясняется, что посление представляют собой феноменальный медиадискурсивный продукт, речевые особенности которого должны быть учтены при осмыслении инновационных процессов в русском языке новейшего времени. Научная новизна заключается в том, что впервые проводиться дискурсивный анализ оппозиционных СМИ Дагестана в аспекте медиакультуры. В ходе исследования было установлено, что журналисты оппозиционных изданий свои произведения стремятся заполнить теми языковыми средствами, которые представляют собой действенное оружие политической борьбы, направленное на формирование общественного мнения. Теоретическая и практическая значимость определяется возможностью использования материалов в вузовских лекциях при рассмотрении вопросов культуры речи и культуры поведения, теории медиадискурса и современных медиатекстов.
Ключевые слова
Проводится анализ трансформаций российской журналистики под воздействием стремительно меняющихся цифровых технологий, указаны инновации в области медиа. Актуальность исследования определяется применением междисциплинарного подхода синергетики при квалификации технологических достижений, так как медиатизация затронула все сферы деятельности информационного общества, в особенности гуманитарную. Глобальный процесс ускользающей реальности негативно сказался на духовной и национальной культуре, исказил доминанты морали, деформировал ортологические основы языков многих социумов; под давлением высоких технологий виртуальная неореальность приобрела новые онтологические свойства: современный пользователь общается и работает преимущественно в цифровой среде. Теоретико-практической значимостью является представление цифровой среды Интернета как структуры, обладающей информационной хаотичностью, диссипативным состоянием медиатекстов и развлекательных форматов визуального контента. Топологическое пространство медиа в целом дисперсно, точечно, прерывно, контентные границы диффузны. Традиционная аксиологическая парадигма журналистики как социально-духовной деятельности разрушена в результате воздействия глобальных моделей коммуникации. Подчеркивается важность аксиологических ориентиров обществ: к сожалению, эпистемы гуманитарного знания редуцируются; доминирование толерантности и креативности в журналистике искажает языковую картину мира, приводит к нарушениям нормативности и образцовости публичной речи. Установлено, что уровень культуры потребительского общества отражает хаотическое состояние ментальности: массовый пользователь не способен критически осмыслить как негативные, так и позитивные результаты наступления высоких технологий, журналистика с неизбежностью адаптируется к новым требованиям цифровой среды.
Ключевые слова
Сложные комплексные задачи, стоявшие перед Русской Церковью в США в период ее активного строительства, предполагали активизировать максимально доступные коммуникативные средства, которыми этот идеологический институт успешно пользовался веками. Целью публикации является системное представление всех типов периодики, которыми пользовалась РПЦ и ее основные ветви в период распространения и закрепления православия на американском континенте. Установлено, что разнообразие форматов этих изданий - от листовки до календаря - весьма широко и представляет собой целый спектр изданий газетного и журнального типов со значительным перевесом в пользу первого. Эти особенности позволяли православным и православно-ориентированным изданиям русской эмиграции США выполнять широкий набор журналистских и религиозных функций, чтобы эффективно влиять на членов всех сегментов читательской аудитории русской эмиграции США. На основе типологического и контент-анализа печатных изданий выявлены их типоформирующие и индивидуальные характеристики и проанализирована роль в процессе социализации русских эмигрантов в Америке.
Ключевые слова
Выявляются и анализируются основные методы продвижения периодических печатных изданий на рынке СМИ. Определено, что газетная и журнальная продукция, несущая кроме творческой составляющей еще и функцию товара, нуждается в действиях, направленных на приближение этого товара к потребителю. В рамках представленного научного исследования на основании изучения современной печатной периодики рассмотрены и определены рекламные и PR-акции как целенаправленные и единые действия по продвижению периодических печатных изданий для создания, и, соответственно, для лучшего восприятия целевой аудиторией рекламных сообщений. Отмечается важность использования в продвижении печатной периодики современных информационных технологий. Методика исследования основана на сравнительно-сопоставительном анализе средств продвижения и контент-анализе продвигаемого продукта. Предлагаются решения в организации продвижения печатных СМИ и определена возможная эффективность методов продвижения на целевую аудиторию. С практической стороны результаты могут быть использованы при проектировании конкретных мероприятий по продвижению изданий. Установлено, что эффективность воздействия методов по продвижению на целевую аудиторию зависит от множества факторов, связанных со спецификой самого издания и, как следствие, применяемых приемов рекламы и PR.
Ключевые слова
Проводится анализ использования цветной печати для воплощения рекламного контента газет и журналов, в том числе с учетом возможных корректировок функций цвета в периодической печати. Названы тенденции в современном графическом дизайне печатной периодики с учетом оформления и ее рекламного контента. Практическая значимость заключается в определении оптимальных вариантов оформления модулей рекламных сообщений, как по отдельности, так и совместно с редакционными материалами на полосах изданий. На основе описательного, сравнительного методов исследования, наблюдения и обобщения выяснено, что важной составляющей эффективного и запоминающегося дизайна рекламы в периодических изданиях является использование уникального цветового решения для отдельных модулей, целой страницы и всего номера. В результате исследования определены приемы эффективного оформления периодических печатных изданий в части их рекламного наполнения. При этом возможности цветового оформления рекламы в периодике приводятся в соответствии с уровнем восприятия читательской аудитории.
Ключевые слова
Рассматривается возможность на конкретных примерах показать насколько тесно связаны между собой направление, характер аудиторной обращенности журнала, даже жанровая природа публикуемых литературных произведений со своеобразием эпохи. Подчеркнута проблема связи истории журналистики с историей литературы, в тот период, когда они были практически неразделимы, очень важно, чтобы новое поколение изучало предмет по первоисточникам, а не только на основании имеющихся разработок и исследований. Процесс интеграции литературы и журналистики, характер этой интеграции обусловливается актуальностью, сущностью исторического момента, что является и целью данного анализа. Вопросы журналистики в курсе истории русской литературы XIX века предусматривают в основном знакомство с отдельными журналами, с целью понять и усвоить главные этапы истории этих изданий. С ведущими журналами в большинстве случаев связана и творческая деятельность крупнейших писателей, наследие которых должно стать также предметом пристального внимания будущих журналистов.
Ключевые слова
Анализируется искусство танца как самостоятельный метод коммуникации в социуме. Впервые предложено философское осмысление танца как языка общения и способа пропаганды в современном обществе; особое внимание уделяется преимуществам танцевального искусства перед вербальными методами общения. Рассматривая опыт американской студии «Танцующие коляски» поднимается вопрос актуальности танца как способа самовыражения и общения с внешним миром для людей с ограниченными возможностями. На примере взаимодействия в танце в осетинском социуме исследуется непосредственно вопрос танца как способа коммуникации. На основе анализа исторической, этнографической литературы, посвященной осетинскому танцу и изучению вопроса возрождения танцевальных игрищ среди осетинской молодежи сегодня, рассматривается танец в качестве самодостаточной формы для коммуникации и взаимопонимания. Понимание и правильная оценка кода, который несет в себе танец, может способствовать большому вкладу в изучение невербальных способов коммуникации.
Ключевые слова
Проводится анализ жизни и творчества китайского художника Дун Сивэня, который стал ярким тибетской китайской масляной живописи. Представлена история творчества Дун Сивэна, подчеркивается особая роль живописи, посвящённой Тибету в истории живописи Китая. Масляная живопись на тему Тибета - важная часть китайского национального искусства. Из анализа произведений известных художников можно не только понять стиль живописи мастера, но и увидеть, что конец XX века важный рубеж в масляной живописи Китая. Тибет именно в это время становится объектом творчества китайских художников на великом историческом фоне китайской культуры. Культура Тибета является одним из мест рождения человеческой культуры. Уникальная среда обитания и трудовые методы освоения территории придают Тибету характерные национальные особенности с точки зрения характеристик личности, культурных традиций и народных обычаев. Культура Тибета является важной частью культуры Китая.
Ключевые слова
Анализируется роль и место театральных фестивалей среди различных форм культурных коммуникаций. Делается акцент на роли и значении Международного театрального фестиваля-лаборатории спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА», описываются цель и задачи данного фестиваля, рассматриваются особенности его проведения и организации. Фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА» позиционируется как пространство театра, где основные художественные задачи и смысл текста спектакля решены через актера. Акцентируется акцентируют внимание на таких особенностях фестиваля, как его внеконкурсный характер и форма творческой лаборатории, в которой наравне с профессиональным кругом принимает участие и зрительская аудитория. Установлено, что фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА» в конечном итоге формирует модель творческого взаимодействия, способствует культурному диалогу, выступает площадкой для серьезного профессионального общения и является значимым событием региональной и российской театральной культуры.
Ключевые слова