Исследуется структура функционально-семантического поля пассивности, которое получает все более широкое распространение в лингвистике. Предпринимаются попытки анализа функционально-семантического поля пассивности в разносистемных языках, для закрепления результатов приводятся схемы, выявляются способы конкретного определения рангов между этапами полей как на понятийном, так и на языковом уровне. Основной акцент делается на сравнительном анализе функционально-семантического поля пассивности в азербайджанском языке, так как в этой сфере очень мало работ, посвященных этой проблеме. Метод исследования основан на принципе построения функционально-семантических полей, что дает возможность систематизировать и проанализировать языковые конструкции для обозначения пассивности, имеющие различное происхождение. Выявленные периферии функционально-семантического поля пассивности азербайджанского языка представляют собой разноуровневые языковые структуры, общность которых складывается на основе дополнительного выражения пассивности помимо основного значения.
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение
2018. — Выпуск 1
Содержание:
Рассматриваются антонимически повторяющиеся единицы сложных лексем адыгейского языка. Выясняется, что словообразовательные аффиксы, с помощью которых образуются однокоренные и разнокоренные слова, стилистически неоднородны. Научный интерес представляет анализ некоторых особенностей функционирования антонимических повторов в адыгейской словесности. В ходе исследования антонимических повторов установлено, что они построены по словообразовательным моделям, которые получили широкое использование как в устной, так и в письменной речи. Теоретическая и практическая значимость исследованного материала определяется возможностью его включения в вузовские лекционные курсы при рассмотрении словообразования, а также его использования в лексикографической практике при составлении словарей различного типа.
Ключевые слова
Анализируются национально-специфичные и гендерные характеристики концепта «мужественность» в английской фразеологической картине мира, что позволяет систематизировать знания о фразеологической системе языка как средстве отражения гендерных стереотипов. Объектом анализа являются фразеологические единицы с гендерным компонентом, характеризующие мужчину в английской языковой картине мира. Использование методов сплошной выборки, метода классификации гендерно маркированных фразеологизмов и дефиниционного анализа позволило прийти к выводам о том, что гендерный концепт «мужественность» в английской фразеологии имеет двойственную природу репрезентации. Установлено, что данный концепт в английской фразеологии конструируется, как и в любой дискурсивной практике, т.е. является доминантной категорией. Практическое значение связано с возможностью применения результатов в курсах по лексикологии, фразеологии, спецкурсах по гендерной лингвистике.
Ключевые слова
Рассматриваются отрывки из текстов адыгского эпоса «Нарты» с целью выявления лексического пласта в разных диалектных вариантах для определения и описания диалектных и наддиалектных фонетических процессов, происходящих в них. Исследование проведено с использованием жанрово-стилистических, текстологических и описательных методов и сделан вывод, что в результате диалектных фонетических процессов в рассматриваемых единицах конечные гласные обычно редуцируются, отсекаются, а некоторые интерконсонантные гласные в безударном положении вообще выпадают, согласные - звонкие оглушаются, глухие озвончаются, а наддиалектные фонетические процессы заставляют единицы одного языкового уровня перейти в единицы другого языкового уровня. Теоретическая и практическая ценность усматривается в возможности использования включения результатов исследования в программы спецкурсов по языкознанию, фольклору.
Ключевые слова
Анализируется функционирование категории утвердительности в языке художественного текста Х. Ашинова. Данные, полученные в рамках представленного научного исследования способствуют расширению языкового инструментария в выборе писателем средств утверждения, а также имеют теоретическую значимость, заключающуюся в рассмотрении элементов типологии утвердительных частиц, выделенных Г.В. Рогавой и З.И. Керашевой. Наиболее частотными являются первые три из них - -а, -ба, -ри, что, в свою очередь, систематизировано отдельными пунктами, с подробным иллюстрированием из текстов писателя Х. Ашинова. Частица четвертого пункта -шъ малоупотребительная, что подтверждается авторскими контекстами. Делается вывод о том, что языковые средства утверждения в адыгейском тексте являются весьма частым и подвижным языковым механизмом. Полученные данные могут быть успешно использованы при выработке методов анализа частиц в художественных произведениях.
Ключевые слова
Предлагается обзор политической газетной коммуникации в системе лингвистических исследований. Дано определение политического дискурса как видовой разновидности идеологического дискурса и как предмета лингвокультурологического исследования. Установлено, что политический дискурс представляет собой употребление языка практически в любой области общения. Доказано, что дискурс можно считать политическим при условии, что он сопровождается политическим актом при политических обстоятельствах и имеет базовой тематико-политическую направленность. Описаны функции политического дискурса: информация, убеждения, побуждения. Отмечается, что тексту присуща идеологичность, обусловливающаяся наличием адресанта и адресата. Политический текст представлен как коммуникативно-нацеленная схема, основанная по правилам и принципам политической коммуникации, являющейся доступной и включенной в коммуникативную область социально-политической активности. Представлены три основных метода аргументации, выделенных Аристотелем. Показаны логические доводы, эмоциональные и ценностные аргументы.
Ключевые слова
Рассматриваются различные способы словообразования окказионализмов, особое внимание уделяется авторским неологизмам. Основной проблемой является выявление парадигмы деривационных значений и словообразовательных типов, а также предоставить информацию о неологизмах автора (окказионализмах) и способах их перевода. Практическим материалом исследования послужили художественные тексты классической и современной литературы на русском языке. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе морфологических способов образования окказиональных слов, а также способов их перевода на язык-реципиент. Данный вид морфологии исследуется с учётом функционального аспекта языковых явлений, принимая во внимание различные формы перекатегоризации языковых единиц. Получены выводы об основных положениях процесса образования окказиональных слов: такие слова не соответствуют общепринятым языковым нормам и определяются конкретным контекстом употребления, поэтому в процессе восприятия окказиональных слов морфологическая модель, контекст и эрудиция лингвиста играют чрезвычайную роль.
Ключевые слова
Представлены квалификационные характеристики педагогического дискурса. Обобщаются основные положения, характеризующие тип дискурсивной формации - педагогический дискурс как объект лингвистического анализа. Методологической основой исследования стали фундаментальные положения о языке как системе взаимосвязанных элементов, о дихотомии языка и речи, о неразрывной связи языка и мышления, языка и действительности, о единстве формы и содержания, о связи теоретического и эмпирического знаний в философии и языке. Отмечается, что ценности и моральные установки, которые содержат в себе педагогический дискурс и являются следствием его системообразующей цели. Впервые определяются особенности, влияющие на способ и образ формирования коммуникативной ситуации педагогического дискурса, выделены и описаны цели и стратегии педагогического дискурса. Исследована специфика адресата и адресанта как базовых участников образовательного процесса. Доказано, что педагогический дискурс является основным инструментом социализации формирующейся личности ребенка. Особая актуальность в изучении педагогического дискурса связана с тем, что язык накопил огромные ресурсы, позволяющие по-новому представлять и интерпретировать текст педагогической направленности.
Ключевые слова
С целью исследования спортивного аналитического медиадискурса анализируются характерные особенности языка и стиля медиатекстов, размещенных в печатных и /или электронных СМИ. Центром исследовательского интереса становятся лингвистические приемы, обращение к которым вызвано ведущей интенцией убеждения, относящейся к важным дискурсообразующим факторам. Установлено, что в текстах СМИ, составляющих спортивную аналитическую журналистику, преимущественно используются приемы эксплицитного прагматического воздействия. Интенциональный характер стилистики спортивных аналитических медиатекстов отличается не только аргументативностью, но и эмоционально-экспрессивной оценочностью, обусловленной выражением позиции авторов. Исследование вносит вклад в изучение лингвостилистической специфики спортивного медиадискурса и представляет интерес для журналистов, специализирующих в области спортивной публицистики.
Ключевые слова
Рассматриваются ценности как особые культурологические категории, составляющие основу ценностно-смыслового пространства языка, выявляются типы ценностей, обладающие в лингвокультурологическом аспекте особой эвристической значимостью. Делается вывод о тесной связи категории ценность с языком и мышлением, обусловленной развитием представлений о ценностях во взаимодействии с аспектами отношения человека к миру. Релевантность категории ценность языковой семантике, парадигматике номинативных средств языка обусловливает выбор языковых и речевых средств выражения знания, варьирование единиц номинации. Данные, полученные в рамках представленного научного исследования, способствуют определению того, что реальные оценки в большинстве своем не базируются на отвлеченных образцах; для целого ряда объектов таких образцов не существует вовсе. Следовательно, онтология ценности тесно связана с ситуацией реального или предполагаемого оценивания. Каждая новая ситуация запускает лингвокогнитивный механизм конкретизации и пересмотр образца, на основе которого выносится оценочное суждение. Результаты исследования дают возможность систематизации подходов в вопросах дефинирования и классификации ценностей. Необходимо отметить важность трактовки ценностей как эмоционально окрашенных фактов для изучения художественного текста. Полученные данные могут быть успешно применены в ходе выявления и анализа того, каким образом аксиологические аксиомы могут быть приложимы к материалу лингвистического исследования.
Ключевые слова
Рассматривается специфика изменений пространственных обозначений верха в языке. При анализе эволюции семантики верха в русском языке особое внимание уделено прагматике языкового знака. С учетом семиотического объяснения явлений языковой асимметрии выявляется и обосновывается появление новых планов содержания у языковых знаков, тем самым показываются изменения взаимосвязей между объектом, планом выражения знака и его прагматикой. Впервые развитие сигнификативных значений у пространственных знаков-символов показано через призму исторического метода с привлечением разнообразных данных. Устанавливаются изменения пониманий денотата описываемого знака, что связывается с позицией интерпретатора, которая, в свою очередь, эволюционирует под влиянием ментальных установок в ту или иную эпоху, что можно объяснить, в частности, отражением религиозных представлений. Результаты исследования могут быть применены при описании языка как знаковой системы; несмотря на то, что диахрония знаков рассматривается на материале русского языка, их конституирование в определенной степени носит универсальный характер.
Ключевые слова
Исследование функционально-семантического поля согласия в современном русском языке впервые рассматривается как целостная структура, что соответствует возросшему интересу к функциональной стороне языковых явлений и популярным направлениям в лингвистике. Целью является выделение способов выражения согласия в свете учения о семантических формах мышления. Исследование основывается на методе лингвистического наблюдения и описания и структурно-семантического анализа, с помощью которого выделены микрополя прямого и косвенного согласия. Каждое из этих микрополей обладает специфическими чертами и средствами выражения, среди которых отмечены согласие через подтверждение, повтор и с помощью употребления модальных слов или модальных частиц в процессе коммуникации, где устанавливается положительное отношение говорящего к действию, поступку или словам адресанта. Установлено, что согласие в языке носит категорический и предположительный характер выражения. Результаты работы способствуют дальнейшему развитию учения о функционально-семантических полях и могут быть использованы в процессе преподавания современного русского языка.
Ключевые слова
Впервые делается попытка описать жесты, используемые турецкими коммуникантами, и провести их классификацию путем сравнения с русскими жестами. При выделении жестов во внимание принимался принцип лакунарности - отсутствие явления в сравниваемом языке. Материалом исследования послужили многолетние наблюдения авторов за процессом коммуникации представителей различных культур с носителями турецкого языка, анализ художественной литературы, из которой можно было почерпнуть описания тех или иных жестов, материалы современных СМИ. Методика исследования основана на сравнительно-сопоставительном анализе двух языков в синхронном разрезе. Анализ жестов выявил: 1) большинство жестов представляет собой лакуны для русской культуры; 2) жесты, схожие по исполнению, имеют отличительные особенности, не позволяющие их приравнивать к русским жестам в полной мере. Возможные совпадения жестов в плане исполнения, рост заимствований жестов из западных культур свидетельствует о том, что невербальная культура является «живой субстанцией», гибко реагирующей на культурно и социо-политические изменения в обществе. Тем не менее, на сегодняшний день можно установить и описать сугубо турецкие жесты, являющиеся неотъемлемой частью коммуникации с носителями турецкой культуры. Результаты исследования могут быть полезны при обучении турецкому языку. Невербальная коммуникация должна входить как дисциплина в курс по лингвистике турецкого языка.
Ключевые слова
Рассматриваются морфологические особенности хатукайско-адамийского говора адыгейского языка. Цель исследования заключается в выявлении и описании некоторых особенностей: в оформлении имен существительных, прилагательных и глаголов в данном говоре. Решаются следующие задачи: описать морфологические особенности хатукайско-адамийского говора, относящиеся к образованию предельно-уменьшительной степени прилагательных и исследовать инфинитно-финитные формы говора. Использованы традиционные лингвистические методы исследования: описательный, сравнительный, метод контекстуального анализа, а также такие приемы, как наблюдение и обобщение. Научную значимость представляют выявленные особенности в хатукайско-адамийском говоре, имеющие значение для адыгской диалектологии. Актуальным является системный анализ морфологических особенностей хатукайско-адамийского говора, поскольку в адыгском языкознании недостаточно исследована специфика хатукайско-адамийского говора. Исследование проблем, связанных с грамматической природой хатукайско-адамийского говора и его функционированием, вносит определенный вклад в общую теорию изучения морфологии адыгских языков. Практическая ценность исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке курса лекций по диалектологии адыгских языков.
Ключевые слова
Исследуется синтаксический способ образования терминов предметной области «Косметология» в русском и английском языках. Установлено, что синтаксический способ образования терминов косметологии является наиболее продуктивным в изучаемой терминологии. Выявлены и проанализированы основные структурные модели косметологических терминов-словосочетаний в русском и английском языках. При помощи дескриптивного анализа и методов классификации (для анализа понятийной и деривационной структуры терминоединиц) доказано, что преобладают двухкомпонентные словосочетания в исследуемых терминосистемах. Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в решение проблем терминодеривации и углубляет представление о строении и категориальном аппарате терминологии предметной области «Косметология». Практическая ценность заключается в возможности использования материала для лексикографической разработки двуязычного русско-английского словаря терминов косметологии.
Ключевые слова
Морфемный состав хаттского языка до сих пор не был предметом специального исследования. Выявление хаттских корневых и словообразовательных морфем в данной работе позволит глубже проникнуть в механизм древнего словообразования. Материалом исследования послужили морфемы, наиболее часто встречающиеся при образовании сложных и производных именных и глагольных основ, извлеченные из хаттско-хеттских билингв. Сравнительно-исторический анализ хаттских и абхазо-адыгских морфем показал, что односложные морфемы открытого типа составляют исключительно важную часть не только хаттской лексики, но и лексики абхазо-адыгских языков. Совпадение или близость значений хаттских и абхазо-адыгских корневых морфем подтверждает их генетическое родство. Реконструкция значения хаттских морфем важна для адекватного анализа значения слов современных абхазо-адыгских языков. Результаты исследования могут найти применение при написании развернутой истории абхазо-адыгских языков.
Ключевые слова
Рассматриваются некоторые фразеологизмы, обозначающие части человеческого тела в адыгейском языке и показывающие состояние человека. Производится анализ некоторых особенностей функционирования лексических единиц гу «сердце», шъхьэ «голова», нэ «глаз», Iэ «рука», шъо «кожа» в составе соматических фразеологизмов, обозначающих интеллектуальные, физические и физиологические состояния человека. Методологической основой исследования являются принципы семантического, сравнительного, переводческого и статистического анализа, что позволяет углубить знания о соматических фразеологизмах адыгейского языка, а также определить их место в системе языка, выявить особенности их функционирования в языке и речи. Результаты исследования также обладают теоретической и практической значимостью, которая заключается в использовании материала фразеологических единиц с соматическими компонентами при создании курса лекций по современному адыгейскому языку и по адыгской фразеологии, а также в составлении фразеологических словарей.
Ключевые слова
Рассматривается творческая судьба Х. Абукова, одного из первых черкесских писателей, в биографии которого еще есть «белые пятна». С помощью архивных документов найдены ответы на некоторые нерешенные вопросы, связанные с деятельностью автора. Освещаются биографические данные и других черкесских и абазинских деятелей культуры, попавших под репрессии 30-х годов. Критике подвергнуты утверждения различных историков литературы о жизни и творчестве писателя, не имеющие под собой достаточной доказательной базы. На основе сравнительно-исторического метода проведен краткий анализ основных произведений автора, отмечен его вклад в формирование черкесской литературы. Делается вывод о том, что творчество Х. Абукова отразило типологические особенности общеадыгской «прозы исторического перелома», тяготевшей к эстетике предельных контрастов.
Ключевые слова
Рассматривается проблема своеобразия творчества Тембота Керашева в контексте развития художественно-эстетического процесса отечественной литературы ХХ века. Выявляются особенности проблематики и стиля первых произведений известного писателя, испытавшие влияние «прозы исторического перелома», а также эволюция творческой манеры, определенной духовно-эстетическими поисками искусства слова 60-80-х гг. Использование сравнительно-исторического и сравнительно-типологического методов исследования способствует установлению таких особенностей творческой индивидуальности, как эпическое мышление, широкое использование фольклорной поэтики и решение масштабных проблем через образное изображение национального характера. Делаются выводы об отражении в творчестве Т. Керашева особенностей реализма ХХ века, которые проявляются в идее самоценности отдельной личности, в разнообразном использовании поэтических средств и усилении условности.
Ключевые слова
Рассматриваются проблемно-тематические и жанровые особенности повести в «прозе исторического перелома» адыгских литератур 30-х гг. ХХ века. Отмечается единство генетически близких литератур - адыгейской, кабардинской, черкесской, их типологические связи с русской прозой в выборе конфликта, концепции характера и в использовании новых художественных средств. Устанавливается, что в первых произведениях Х. Теунова, А. Евтыха, Дж. Налоева предпринимается попытка перевести конфликт во внутренний мир персонажа, что приводит к усилению художественной проблемности и углублению психологизма. Историко-литературный и сравнительно-типологический методы, используемые автором, позволяют сделать выводы о том, что жанр повести выработал такие черты, которые обеспечили дальнейшее движение новописьменных литератур к следующему, качественно новому этапу развития.
Ключевые слова
Рассматриваются вопросыформирования пролетарской поэзии 20-х гг. ХХ века. Анализируются проблематика, конфликт, жанровые и структурно-стилевые особенности произведений отечественных и немецких писателей:В. Кириллова, В. Александровского, М. Герасимова, А. Хаткова, Э. Вайнерта, И. Бехера, А. Хаткова и др.Устанавливаются типологические связи творчества поэтов разных национальных литератур: влияние революционных идей, эстетики предельных контрастов, а также масштабность и «планетарность» поэтического мышления. Использование историко-литературного и сравнительно-типологического методов позволяет сформулировать выводы о том, что пролетарская поэзия явилась явлением межнациональным, что она не только выразила определенные стороны искусства, которое складывалось в «эпоху революционного перелома», но и способствовала усилению художественной проблемности и углублению концепции личности. Исследование вносит вклад в решение проблем формирования литературных связей, развития жанров и стилей и связано с возможностью применения при изучении истории литературы, разработке вузовских учебников и учебных пособий.
Ключевые слова
Рассматривается проблема национального характера и ее концептуальное решение в историческом романе кабардинского писателя А. Кешокова. Цель анализ образа главного героя, связанный с авторским поиском народного идеала и представленный в системе духовных ценностей «Адыгэ Хабзэ». Научная и практическая значимость и актуальность работы определяются новым исследовательским ракурсом, основанном на рассмотрении проблемы в свете диалектического взаимодействия концептов национального и общечеловеческого. Использование методов историко-литературного, текстологического, культурологического исследования художественных произведений позволило прийти к выводу, что А. Кешоков, с одной стороны, избегает псевдомонументальности характера героя, фольклорной и эпической идеализации его личности и развивает реалистическую концепцию национального характера, а с другой - изображает человека через движения души и представляет его духовные поиски в сложной сфере сознания. Новое качество историзма А. Кешокова в изображении героя позволяет открыть в нем диалектику национального и общечеловеческого и показать его драматический путь к правде, поиски своего места в водовороте исторических перемен.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности использования элементов народной смеховой культуры как один из компонентов романтического двоемирия в прозе В.Ирвинга с целью выявления и идентификации различных форм юмора и сатиры в произведении «Легенда о Сонной Лощине», анализа их функционального содержания. Исследуются факты преобладания в структуре текста сказочной схемы, устной традиции, разговорной просторечной лексики. Анализируется мастерство автора в создании реалистического психологического портрета главного героя произведения - Икабода Крейна, рассматриваются стилистические особенности авторской речи, создающие выразительную экспрессивную окраску данной характеристики. Констатируется диалектический подход автора к раскрытию образа главного героя как носителя (при всей его внешней простоте) достаточно глубокого и заслуживающего внимания образа жизни и поведения, а также его неоднозначности. Делается вывод об актуальности воссоздания романтического двоемирия, противостояния в характере главного героя устоев традиционной народной морали и культуры и мистического суеверного псевдоромантического начала.
Ключевые слова
Анализируется интерес современного лингвистического, литературоведческого и культурного сообщества к проблемам развития новописьменных литератур с целью освещения этнической истории адыгов в ее художественном ракурсе, что предопределяет решение задачи более детального рассмотрения и мифопоэтической сферы. Направленность гуманитариев в этом ракурсе с годами усилилась, что определяется приведением текстовых примеров. Это подтверждается и формулированием аналитических размышлений адыгских писателей по данной тематике. Одним из обязательных признаков авангарда называется идеализация, культивирование, вознесенность конкретных кумиров и говорят о нем применительно к рассматриваемым писателям. Требуемый для художественного произведения знак композиции довольно насыщен в текстах анализируемых писателей текущего поколения. Отмечается также, что периодически выделяемая отнесенность текста к малой прозе отнюдь не влияет на художественную силу и качество стиля произведений.
Ключевые слова
Рассматривается определение античной мифологии со ссылкой на взгляды ученых, занимающихся исследованиями мифа (Сухачев, Дьяконов, Вико, Шеллинг, Фрейзер, Леви-Брюль, Юнг, Леви-Строс, Зелинский, Иванов и другие). Историческое и хронологическое изложение интерпретаций выбрано для того, чтобы показать, что древнюю мифологию рассматривали различными способами. Миф является предметом исследований различных дисциплин, однако у мифа нет общего или четкого определения. Анализ роли мифа в жизни общества осуществлялся самими древними греками, однако ранние формы осмысления мифа стали его аллегорическим толкованием. С эпохи Возрождения предпринимались попытки научного понимания мифотворчества как стремления древнего человека понять мир вокруг него. В эпоху романтизма миф считался эстетическим явлением. Во второй половине XIX века были сформированы два основных направления интерпретации мифа: в духе романтических традиций и в рамках антропологической школы. Изучение мифа началось в ходе анализа интеллектуальных особенностей мифологического мышления, мировоззрения. В отечественной науке мифология также рассматривалась с разных точек зрения, от сокращения мифа до объяснительной функции и заканчивая отношением мифологии, религии и философии. В целом, можно отметить, что на протяжении длительного времени в науке не выработана единая теория мифа.Он интерпретируется как восстановление реальности и переосмысление идей или как поле динамической сигнализации.
Ключевые слова
Рассматриваются эмблематические особенности свадебного ритуала в традиционном коммуникативном сознании калмыцкого, русского и английского народов. Изучение эмблематического модуса общения является одним из перспективных направлений филологической герменевтики. Эмблема рассматривается как идентификационный, коммуникативный знак, направленный на разъяснение той скрытой информации, которая не является легко узнаваемой для читателя или слушателя другой лингвокультуры. В рассматриваемых лингвокультурах свадебный ритуал имеет яркое и богатое эмблематическое выражение. Анализ эмпирического материала показал, что эмблематическое переосмысление свадебного ритуала в рассматриваемых лингвокультурах проявляется в различных вербальных, жестовых, поведенческих реакциях, а именно в определенных этикетных формулах, лексико-фразеологических, диалектных и сленговых единиц, жестовых средств, а также в виде культурно обусловленных поведенческих установок. Методика исследования основана на сравнительно-сопоставительном описании трех лингвокультур с точки зрения истории, этнографии, социологии. Данный подход направлен на приоритетное изучение культурных ценностей, определяющих сознание и поведение того или иного народа. Полученные данные могут быть использованы в курсах по межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, семиотике, а также теории дискурса.
Ключевые слова
В рамках представленного исследования ставится проблема актуальности травелога для современной культуры. Предпринимается попытка осмыслить аксиологическое содержание любви к путешествиям как любви к людям. Исходной точкой исследования является позиция, согласно которой травелог не есть только лишь путешествие, он нарративен, обращен к адресату и по содержанию качественно детерминирован особенностями личности путешествующего рассказчика (публициста). Анализируется значение публицистики Георгия Матвеевича Соловьева в развитии отечественного травелога. В современном обществе реализуются тенденции повышения интенсивности информационного обмена, естественной реакцией на которые становится стереотипизация культуры. Это влияет как на способ отношения к представителям других культурных традиций, так и на характер познания внешнего мира. Такая форма расширения кругозора, как путешествия, приобретает ограничения, связанные со стереотипными установками сознания. При этом экономический подтекст организации туризма становится тем фактором, который усиливает тенденцию однобокого отношения к культуре, быту, достопримечательностям других стран. В этой связи приобретают актуальность формы отражения культуры, не подверженные общей тенденции стереотипного отношения. В качестве одного из таких способов оригинального взгляда на культуру может быть рассмотрен травелог.
Ключевые слова
Целью исследования является анализ инноваций в области масс-медиа, связанных с деятельностью знаменитого американского редактора и медиамагната Генри Люса и продолжающих оказывать влияние на развитие современных СМИ. Практическая значимость проведенного исследования заключается в описании основных инновационных проектов Люса, реализованных им в журналах «Time», «Fortune», «Life», каковыми можно считать введение номинации «человек года», использование «опросов общественного мнения» и «фоторепортажей». Полученные результаты позволяют выстроить целостную картину формирования современного медиаландшафта в исторической перспективе. Методологической базой послужили историко-типологический и сравнительно-сопоставительный методы исследования. Итогом исследования стало выявление связи деятельности Люса с работой так называемой «Комиссии Хатчинса», определившей этические стандарты качественной периодики. Проведенный анализ системы моральных ценностей, предложенной «Комиссией Хатчинса», представляет особую значимость для современной науки о журналистике, так как с наступлением эпохи цифровых технологий большинство СМИ переживают кризис, в первую очередь, в связи с отсутствием этических регуляторов.
Ключевые слова
Рассматривается медиапсихологический аспект применения новых технологий на отечественном телевидении. Впервые анализируется феномен воздействия телевизионных программ на массовую аудиторию на примере социально-когнитивной теории Альберта Бандуры, также отмечается, что убеждение и внушение - одни из основных методов, применяемых сегодня современными электронными СМИ. С большой долей вероятности можно предполагать, что просмотр программ иностранного производства и в некоторых случаях адаптаций самым серьезным способом сказывается на душевном состоянии большого количества людей, особенно детей и школьников. Феномен генерализации раздражителей может вызвать бурную эмоциональную реакцию со стороны адресанта, что позволит каналу привлечь новых зрителей и повысить рейтинг своих программ. В качестве примера анализируются программы «Умники и умницы», «Следствие вели с Леонидом Каневским», ток-шоу «Окна», «Пусть говорят» и «Битва экстрасенсов». Если взять во внимание программы на спортивную тематику, то такой контент, как правило, не оказывает серьезного психологического медиавоздействия на зрителей. Но если ведущие спортивных программ активно применяют различные актуальные методы подсознательного воздействия, такие как метод семантического манипулирования, метод отвлечения, метод дробления информации, то влияние на сознание и внимание адресата будет достаточно сильным. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость, так как современные телевизионные СМИ достаточно эффективно в своей работе используют всевозможные приемы и методы медиатехнологий, и знания копинг-стратегий в отношении психологического состояния зрителя позволяют создателям и продюсерам телевизионных программ эффективно выстраивать свою работу.
Ключевые слова
Выявляются и анализируются особенности освещения государственной молодежной политики в средствах массовой информации и массовой коммуникации на территории Российской Федерации. Данные, представленные в рамках данного научного исследования, основанного на изучении авторитетных источников и реферируемых периодических изданий, посвящены проблематике информационного освещения деятельности органов государственной власти в молодежной среде. Выявлены особенности подачи информационных материалов в СМИ для молодежных целевых аудиторий, а также закономерности влияния информации на ценностные ориентации и поведенческие модели молодых людей. Результаты исследования обладают теоретической значимостью, заключающейся в систематизации подходов к анализу освещения государственной молодежной политики РФ. Особое внимание акцентируется на выработке мер поддержки средств массовой информации, занимающихся информационным освещением реализации государственной молодежной политики в средствах массовой информации. Полученные данные исследования могут быть применены как для упорядочивания практических процессов освещения государственной молодежной политики с целью выявления наиболее эффективных методов исследования, так и в качестве теоретической основы для дальнейшего информациологического исследования освещения государственной молодежной политики. Исследование особенностей информационного освещения государственной молодежной политики в Российской Федерации ранее не проводилось.
Ключевые слова
Анализируется второе пореволюционное десятилетие, отмеченное централизацией всех сфер советского государства. В искусствах и, в частности, в кино этот процесс нашел отражение в становлении цензурных институтов. Цель исследования - рассмотреть то, как функционирование цензуры повысило роль вербальных аналогов искусств. Эта тенденция развивалась параллельно с масштабной реставрацией литературоцентризма, господствующего в отечественной культуре во второй половине XIX века, но разрушенного синестезийным потенциалом авангарда 1910 - начала 1920-х годов. В описанной ситуации превентивная цензура, проявляющаяся в различных формах (художественные отделы, консультанты), оказывалась значительным звеном в производстве кино. Однако цензурные институты часто характеризовались современниками неэффективными и вредными для творческого процесса. Историко-типологический анализ приводит к выводу о том, что во многом это происходило потому, что носители литературоцентрического мировоззрения были уверены в прямо-пропорциональной зависимости качества фильма от качества предварительного вербального материала, например сценария. Актуальность темы и значение исследования обусловлены неизученностью проблемы.
Ключевые слова
Анализируется опера «Артаксеркс» английского композитора Томаса Августина Арна (1710-1778), которая стала первой в истории оперой- seria , созданной на английском языке. Цель - изучение исторических предпосылок появления подобного сочинения на английской сцене середины XVIII века. Произведение рассматривается с точки зрения соответствия модели итальянской оперы- seria. Выявляются специфическе черты, характерные для английских театральных жанров. В связи с малой известностью фигуры Арна в русском музыкознании, исследование оперы «Артаксеркс» является одним из этапов раскрытия его творческого наследия для музыкантов, как исследователей, так и исполнителей. Методология работы определяется традициями отечественного и зарубежного музыкознания в области исследования английского и, отчасти, итальянского, музыкального театра XVII-XVIII веков, а основным является метод историзма. В результате изучения истории создания и композиции произведения было обнаружено влияние выдающейся оперной певицы Шарлотты Брент на создание «Артаксеркса», полное соответствие композиции оперы структуре итальянской оперы- seria и наличие большого количества номеров, созданных в жанре песни и отсылающих к национальной английской традиции театральной музыки.
Ключевые слова
Впервые рассматриваются самобытные исторические процессы, повлиявшие на развитие саксофонного исполнительства, в конце ХХ века ставшего наиболее приоритетной областью духового творчества. Его повсеместная популяризация была обусловлена интенсивными трансформациями, произошедшими вследствие изменения восприятия саксофона в кругах элитарной музыкальной общественности. В связи с чем, особый интерес для исследования представляют связанные с социальным статусом инструмента реорганизации в системе профессионального образования, так как именно они способствовали стремительному подъёму уровня мастерства саксофонистов различных стилевых направлений. Внедряемые реформы обусловили резкое увеличение численности национальных школ, в рамках которых выдвигается плеяда талантливых инструменталистов новой формации. Благодаря их прогрессивной деятельности появляется большое количество инструктивно-методической, научной и художественной литературы, отражающей кардинальные преобразования, свойственные этому времени. Акцентируется внимание на таком весьма значимом для анализируемого периода факторе, как взаимообогащение академической и джазовой сфер, поскольку данные тенденции определили довольно широкий спектр форм и видов музицирования. В выводах отмечается, что собственно осознание индивидуальности саксофона стало причиной столь стремительной эволюции исполнительского искусства.
Ключевые слова
Рассматривается вопрос о продолжающемся процессе переоценки культурных и эстетических ценностей в искусстве ХХI века, в котором отмечаются тенденции фиксации и эстетизации безобразного, его популяризации. Цель заключается в рассмотрении феномена безобразного, анализе исторической ретроспективы его проявления в различных видах искусства. Отмечено, что безобразное как антипод прекрасному может быть представлено практически во всех сферах бытия: в природе, морали, политическом устройстве общества, искусстве и т.д. Актуальность темы обусловлена тем, что активная эстетизация безобразного в искусстве ХХI в. ведет к потере общечеловеческих ценностей и идеалов в художественных произведениях, что способствует разрушению духовных основ человека, его ценностных ориентаций. Показано, что цели, задачи, мотивы создания подобных произведений определены причинами объективного и субъективного порядка. Установлено, что проявление безобразного как антипода прекрасному в искусстве все же неизбежно.
Ключевые слова
Анализируется процесс адаптации печатной графики в системе развития современного изобразительного искусства в условиях конкуренции эстампа с цифровыми технологиями. Делается акцент на необходимость популяризации печатной графики в форме выставок, мастер-классов, конференций и просветительских проектов, предназначенных для самой широкой аудитории с целью демонстрации ее возможностей и разнообразия современных эстампных техник и технологий печати. Методика исследования основана на анализе развития эстампа в историческом и международном контексте. Отмечаются его лучшие качества, такие как доступность, мобильность, вариативность подходов, чувство материала и главное из них - возможность создания тиража. Значительно расширившийся диапазон инновационных технологий позволяет печатной графике успешно интегрироваться в современном мире искусства. Проведены параллели и исследованы различные подходы к обучению печатной графике в вузах России и Мексики. На примере анализа успешно проведенных международных русско-мексиканских студенческих проектов в форме создания совместных книг художника с применением офорта и литографских процессов делается вывод о пользе и необходимости межкультурных коммуникаций. Методологические подходы в популяризации печатной графики актуальны с точки зрения обучения эстампу в системе высшего образования.