Представлен опыт лексикографической деятельности филологического факультета Адыгейского государственного университета, сложившийся в процессе создания и внедрения словарей в образовательный процесс школ и вузов полиэтнического региона - Республики Адыгея. Проанализированы печатные издания, созданные сотрудниками кафедры русского языка и кафедры языкознания. Словари, включая обязательный региональный компонент, воспитывают толерантность в обществе, отражают нравственно-этический потенциал в условиях историко-культурной общности разных этносов, проживающих на Северном Кавказе. Обосновывается необходимость продолжения лексикографической деятельности и издания «Этико-культурологического словаря русского языка»: 1) многие понятия, связанные с нравственной лексикой, не нашли отражения в первом издании; 2) некоторые понятия возникли позже, поэтому требуют своей вербализации; 3) в новое издание внесены важные понятия кавказского региона, такие, как «кавказскостъ», «аталычество», «куначество». Подобные словари, безусловно, создают благоприятные условия для дальнейшего продолжения культурного диалога на русском языке как языке, объединяющем все этносы и ментальности региона.
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение
2017. — Выпуск 4
Содержание:
Рассматривается роль внеязыковых факторов в изменении смысла текста. Устанавливаются наиболее типичные экстралингвистические факторы, от которых зависит понимание и интерпретация текста читателем, - это социолингвистические, этикетные, национально-культурные. Метод трансформационного анализа позволил выявить высказывания с изменяющимся по воле автора смыслом, а также ошибочные случаи построения речи. Делается вывод о значимости национально-культурных особенностей речи адресата и адресанта в изменении смысла высказывания. Внеязыковые факторы являются необходимой предпосылкой для адекватного понимания высказывания. Экспликация фоновых знаний при восприятии текста способствует лучшему пониманию традиционных, национальных, социокультурных особенностей языка.
Ключевые слова
Выявляются и анализируются взаимные корреляции терминов «концепт», «художественный образ» и «художественный концепт» в координатах современной когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Данные, полученные в рамках представленного научного исследования, основанного на изучении многочисленных отечественных и зарубежных авторитетных источников, посвященных проблеме терминологического статуса концепта «героиня» способствуют исследованию многоуровневых взаимосвязей лексических единиц и категорий культуры. Результаты исследования обладают теоретической значимостью, заключающейся в систематизации подходов к проработке исследования концепта, который основан на рассмотрении отношений логической информации, представленной концептуально-языковыми единицами, и контекстом этнокультуры. Также исследования в рамках этого подхода сосредоточены на выявлении культурно маркированных концептов в составе различных этноконцептосфер; более того и на сопоставление репрезентации отдельных фрагментов действительности в координатах разных культур в контексте действия комплекса этнокультурных факторов. Такого рода подход позволяет изучать концепты в плане их вербализации, что акцентирует внимание на их концептуально-языковом характере. Полученные данные имеют особое значение, так как могут быть успешно применены для рассмотрения художественного концепта как авторского воплощения универсальных, этнокультурных и индивидуальных смыслов в рамках последнего из указанных подходов. Как показал анализ, художественный концепт может вступать в сложные корреляции с художественным образом, и в этой связи можно предположить возможные классификации репрезентантов концепта «героиня» в художественных текстах.
Ключевые слова
Рассматриваются проблемы выявления критериальных оценок как особой разновидности оценок и определения тех лексических средств, с помощью которых критериальные оценки выражаются в русской речи. Материалом для работы послужили современные толковые словари русского языка, а также данные «Национального корпуса русского языка» в Интернете. Для анализа фактического материала использован метод дефиниционного семасиологического описания с элементами полевого и компонентного анализа лексических значений. В итоге доказано существование особого типа критериальных оценок, где различные стереотипные представления людей используются в роли оценочных критериев. Выявлены и описаны имена прилагательные, выражающие оценки такого рода в русской речи. Показано принципиальное отличие критериальных оценок от оценок реляционного характера, заключающихся в положительном или отрицательном эмоциональном, дезидеративном, дейктическом или ценностном отношении субъекта оценки к оцениваемому объекту.
Ключевые слова
Предпринимается попытка выделить интерферемы и описать их в условиях адыгейско-инонационального билингвизма. В адыгейской речи русских-билингвов единицей измерения интерференции является интерферема (простая, сложная, разноуровневая, синкретичная и множественная). При выделении интерферем внимание уделялось звуковым соответствиям и несоответствиям в контактирующих языках. Материалом послужили письменные и диктофонные записи билингвов, владеющих адыгейским языком. Социолингвистический анализ фонетико-фонологического уровня выявил различную степень владения адыгейским языком, наличие переходных форм интерференции. Проведена систематизация и классификация уровней двустороннего двуязычия, базирующегося на соответствующих задачам интерферем, функционирующих в адыгейской речи русских. Отмечается, что перед российским социумом встала необходимость осмысления и выработки новой философии образования в новом тысячелетии, в частности - филологического. Ожидаемые толерантные отношения в социуме зависят от целей, которые для себя определит адыгское филологическое образование. Установлено, что природа возникновения интерференции обусловлена различными причинами. Исследование этноязыковой ситуации в регионе в аспекте становления двустороннего билингвизма необходимо, так как образовательный эффект в социуме будет более объемным и продуктивным.
Ключевые слова
Впервые предпринимается попытка определить основные параметры, которые позволяют отнести языковую личность к национальной англоговорящей, выявить ее языковую специфику в лингвокультурном аспекте. Рассматривается ряд лингвистических, паралингвистических, экстралингвистических, когнитивных и коммуникативных параметров говорящего человека. Значимость исследования определяется обращением к таким актуальным для теории языка понятиям, как языковая личность, ее национальная принадлежность по данным речевого общения. Для представителей народа рассматриваются как универсальные языковые черты, так и черты, выявляющиеся в соответствии с уровнями владения языком - обычным, низким и высоким. Установлено, что к национально специфичным для англоговорящей языковой личности можно отнести параметры лексические, грамматические, семантические, паралингвистические, просодические, коммуникативные, этикетные, а также стереотипные представления. Акцент делается на таких характерных для английской ментальности явлениях, как сплин, юмор и чудачество, творческая составляющая, также отмечаются отличия между юмором английским и русским. Практическая ценность исследования определяется возможностью его применения в преподавании теории языка, английского языка, переводоведения, лингвокультурологии.
Ключевые слова
Анализируется взаимодействие исторических и семантических факторов, обусловивших национальное своеобразие и заложивших основы современной фразеологии французского языка. Исследуются структурные, семантические и функциональные особенности фразеологических единиц с латинскими компонентами в период развития и формирования национального языка. Теоретическая значимость исследования, основанная на анализе ФЕ с латинскими компонентами, определяется тем, что французский язык унаследовал от латыни наибольшую часть своего лексического фонда и развивается на национальной основе с раннего этапа формирования языка. Когнитивный и лингвокультурологический подходы представляют методологическую базу рассмотрения лексического материала, поскольку образы исконно французских фразеологизмов относятся к самым различным сферам материальной культуры и общественной жизни людей. В процессе анализа было выявлено, что фонетические трансформации в сочетании с другими факторами участвуют в формировании и смысловом развитии ФЕ, однако основным фактором являются семантические преобразования, которые могут привести к утрате собственного значения компонентов и развитию нового значения. Формирование и развитие фразеологического фонда определяется, по нашему мнению, как одно из средств культивирования и совершенствования французского национального языка. Данные полученные в ходе исследования могут быть применены при изучении языка, который унаследовал от латыни наибольшую часть своего лексического фонда.
Ключевые слова
Исследуется роль СМИ в формировании гендерных стереотипов в массовом сознании. Цель заключается в описании языкового выражения гендерного стереотипа мужественности в дискурсе современных российских СМИ. Использование методов описательно-аналитического и контекстуального анализа позволило выявить закономерности лексико-семантического конструирования стереотипизированного мужского образа в дискурсе СМИ. Установлено, что гендерный стереотип мужественности в дискурсе СМИ отражает оценочные представления социума о нормах поведения и релевантных характеристиках мужчин, формируемые в языковом сознании. Практическая ценность материала состоит в возможности его применения в вузовских курсах по теории языка и гендерологии. Исследование вносит вклад в решение проблем изучения взаимодействия языка и гендера в дискурсе СМИ.
Ключевые слова
Рассматривается коммуникативная стратегия как коммуникативное поведение, отражающее действия, мотивы, потребности и желания языковой личности в виде вербальных и невербальных средств выражения. Отмечается, что именно интерес побуждает человека к воздействию на собеседника для достижения поставленных целей, что именно в сознании человека осуществляются коммуникативные стратегии. Впервые обобщены основные характеристики коммуникативной стратегии. Для описания формирования коммуникативных предпосылок рассмотрены необходимые для этого положения принципа кооперации Г. П. Грайса. Показано, что реализация общих целей коммуникации определяет их выбор в качестве средств достижения этих целей. Коммуникативная стратегия представляет собой попытку собеседников найти взаимопонимание в смысловой нагрузке какой-либо ситуации, при этом целью говорящего является донесение основного смысла. Полученные данные могут быть успешно применены при анализе коммуникативной стратегии текстового материала. Установлено, что коммуникативная стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели, а предпосылками изучения данного понятия являются коммуникативные, когнитивные, лингвистические, социологические и психологические, риторические и эстетические предпосылки.
Ключевые слова
Крылатые выражения рассматриваются в сопоставлении с прецедентными высказываниями. Особенности национальной картины мира и, как следствие, лингвокультуры, репрезентированы, в том числе, посредством крылатых выражений как маркеров прецедентных феноменов. Целью является выявление и описание признаков, определяющих онтологический статус крылатых выражений и прецедентных выражений в когнитивной лингвистике и лингвокультурологии. Впервые проводится комплексный анализ прецедентных феноменов, в частности, прецедентных высказываний в их сопоставлении с крылатыми выражениями, что обеспечивает поликоординатную доказательность выдвигаемых тезисов в плане включенности полученных результатов в парадигмы теории прецедентности, прагмалингвистки и фразеологии. Прецедентное и крылатое выражения рассматриваются в рамках выявления интегральных и дифференциальных признаков с позиций когнитивного, прагмасемантического, лингвокультурологического подходов. Семантика и форма прецедентных высказываний позволяет выявить два их основных вида: имеющие «поверхностное» значение и сохраняющие неразрывное единство «поверхностного» и «глубинного» значений, что, в свою очередь, определяет интегральные и дифференциальные признаки прецедентных высказываний и крылатых выражений. Материалы исследования углубляют представления о прецедентных феноменах, их видах, когнитивно-семантическом потенциале и функциях, о крылатых выражениях как маркерах прецедентности и ФЕ одновременно, могут использоваться в практике преподавания курсов по теории языка, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации, по проблематике когнитивной лингвистики и фразеологии.
Ключевые слова
Анализируется концепт «община/мир», отражающий основные типовые представления русского этноса о данном понятии в диахроническом аспекте. Цель состоит в выявлении лингвокультурных и лингвокогнитивных характеристик данного концепта на материале идиоматики, обзора лексиграфических источников и современного текстового материала, а также в построении фрейма концепта как ментального образования. На основе методов анализа практического материала, таких как этимологический, контекстуальный, историко-культурный, и метода когнитивной интерпретации обосновывается вывод о высокой ментальности и культурно-аксиологической значимости этого концепта в пространстве русской национальной культуры. Сделана попытка представить смысловые концепты в виде фрейм-схемы, включающей слоты, репрезентирующие доминантные характеристики данного концепта, а также подслоты, отражающие его эволюционные изменения. Исследование вносит вклад в развитие лингвокультурологии, лингвоконцептологии, описывая национальную специфику и эволюцию анализируемого концепта как одного из базовых концептов русской культуры. Результаты могут найти практическое применение при разработке лекций спецкурсов по лингвокультурологии, лингвоконцептологии, этнолингвистике, социолингвистике и др.
Ключевые слова
На материале поэтических произведений одного из лучших адыгских мастеров художественного слова А.Х. Мукожева впервые рассматриваются важнейшие экспрессивно-стилистические средства формирования художественного образа в кабардинском поэтическом тексте. Особое внимание при этом уделяется наиболее часто применяемым в произведениях адыгской художественной словесности системным языковым средствам достижения экспрессивности, в первую очередь на лексико-семантическом уровне. Наиболее продуктивным из лексико-семантических средств создания экспрессивной окраски слов и выражений является ассоциативно-образное переосмысление значений, в основе которого лежат тропы. Среди них важнейшими являются метафора, метонимия, сравнение, весьма умело используемые автором. Исследование показало, что для создания яркого, реалистичного художественного образа в произведениях поэта также использованы так называемые «авторские фразеологизмы», эпитеты, метонимия, оксюморон, антитеза, перифраз, гипербола и др. В его творчестве имеют место отдельные поэтические произведения, представляющие собой сплошную метафору («Жизнь-старый поезд», «Сытый и голодный» и др.). Результаты работы могут быть использованы в курсах по экспрессивной лексикологии, экспрессивному синтаксису, лингвистике текста и стилистике адыгских языков.
Ключевые слова
Исследуются особенности реализации эмоций в тексте. Целью является изучение параметров реализации эмоционального концепта «любовь» в романе Анны Гавальда «Je l’aimais». Анализ теоретического и практического материала показал, что художественный текст как сложное семантическое пространство заключает в себе множественные смысловые поля, доминантными единицами которых являются концепты. Ключевые эмоции в тексте реализуются в виде эмоциональных концептов, анализ которых способствует раскрытию смысловой стороны текста, определению особенностей авторской концептосферы, в которой заключаются черты идиостиля писателя. Проведенное исследование продемонстрировало, что единицами реализации концепта могут являться существительные, прилагательные, глаголы, номинирующие концепт эмоции или косвенно описывающие его. Эмоции могут быть выражены посредством описания эмоциональных реакций и состояний, связанных с испытываемыми чувствами. Эффективным способом выражения эмоций являются эмоциональные метафоры, добавляющие повествованию образности и активизирующие воображение читателя. Констатируется, что наиболее полное раскрытие доминантных эмоций художественного текста осуществимо посредством исследования его базовых концептов, объединяющих в себе семантический, синтаксический и прагматический измерения, в единстве которых реализуется смысловая многоплановость текста.
Ключевые слова
Предлагается новый аспект аналитического исследования на материале дискурса политического характера как основы английской лингвокультуры. Выявлены основные составляющие процесса политической коммуникации в современном информационном пространстве. Посредством синхронного психолингвистического анализа исследуется политический лексикон, составляющий самую репрезентативную группу слов английского языка. Показано значение уникального лингвистического материала, выявлены приёмы языкового воздействия и детерминации эмоционального и политико-идеологического уровня сознания массовой аудитории. Примеры лексикологических единиц из СМИ демонстрируют развитие ряда политических терминов. Установлены их метафорические составляющие, а также различные варианты перевода неологизмов современного политического языка. Таким образом, можно констатировать, что в процессе политической коммуникации преобладают особые приемы языкового воздействия на идеологический, эмоциональный и интеллектуальный уровень массовой аудитории.
Ключевые слова
Анализируются аспекты речевого общения в арабских пословицах и поговорках, клишированных высказываниях, которые отражают арабский менталитет и арабскую лингвокультуру. Определяется, какая оценка, явная или скрытая, дается указанным аспектам; выявляются языковые приемы, применяющиеся в них наиболее часто. Термин «паремия» понимается широко - как включающий в себя пословицы, поговорки, фразеологизмы, языковые клише, афоризмы - с опорой на взгляды ряда современных ученых и на арабскую лингвистическую традицию, в соответствии с которой такие языковые единицы объединяются в обобщающей категории «масал». Применение когнитивно-семантического и лингвокультурного анализа позволило выявить, что в арабских паремиях дается прямая или имплицитная оценка разнообразным аспектам и видам речевого поведения. Паремии учат искусно обращаться с языком для того, чтобы избежать опасностей и недоразумений, таящихся в неумелом с ним обращении. Во многих группах поговорок о различных сторонах языка и речи применяются противопоставления, сравнения, метафоры, приемы олицетворения и опредмечивания языка, иносказательность. Материалы могут быть полезными для паремиологии, лингвокультурологии, сравнительно-сопоставительного языкознания, переводоведения, а также при изучении арабского языка.
Ключевые слова
Дано определение коммуникативной ситуации, описаны различные подходы к её анализу, выделены её сущностные характеристики. Отмечается, что коммуникативная стратегия связана с восприятием дискурса и является стратегией понимания и интерпретации смысла. Определено, что динамикой в коммуникативной стратегии является конкретная коммуникативная цель, а коммуникативная стратегия представляет собой сознательный план решения индивидуальной проблемы в достижении конкретной коммуникативной цели. Выделены элементы коммуникативной стратегии: к ним можно отнести целевую установку коммуниканта, модели речевого поведения, индивидуальные особенности личности, мировоззренческие ценности участников общения. Представлена одна из разновидностей коммуникативной стратегии - дискурсивная стратегия, которая определяется как «проективное концептуальное видение» индивидом конкретного социального института своего «дискурсивного поведения», которое основано на осознанном оптимальном достижении цели, выражающейся в конкретных языковых средствах. Методика исследования основана на положении о диалектической взаимосвязи языка и действительности и опирается на принципы, ориентированные на адекватное отражение действительности с помощью средств языка. Коммуникативная стратегия является высококачественным средством управления человеческим поведением, а феномен коммуникативной стратегии изменяется по форме, адаптируется к меняющимся условиям действительности, при этом совершенствуя методы воздействия на адресата. Результаты исследования могут быть полезны при анализе стратегической структуры текста и интерпретации его смысла.
Ключевые слова
Рассматривается логико-понятийная и словообразовательная структура именных композитов хаттского языка. В задачу исследования входит выявление корневых основ, которые определяют устойчивость языка и его национальную специфику. Основной метод исследования сравнительно-исторический. При анализе хаттских композитов во внимание принимались закономерные звуковые соответствия соотносящихся по звучанию абхазских и адыгских слов с одинаковым или близким значением. Хаттские слова даются в латинице, их абхазо-адыгские соответствия в кириллице. Сравнение составных компонентов хаттских сложных слов с идентичными по составу лексическими единицами абхазо-адыгских языков позволило обнаружить их совпадение и подтвердить родство хаттского с абхазо-адыгскими языками и их происхождение из общего языкового источника. Результаты исследования могут быть использованы при написании истории абхазо-адыгских языков.
Ключевые слова
Анализируется адъективная фразеосемантическая группа «возраст человека» в современном русском языке в сравнении с особенностями этой группы во французском языке. Цель исследования - рассмотрение семантической структуры данной группы фразеологизмов в составе макрогруппы «физическое состояние человека». Результатом исследования является систематизация в русском и французском языках этой фразеосемантической группы, подразделяющейся на синонимические блоки с дополнительными оттенками значения. Анализ представленного лингвистического материала опирается на сопоставительный и лингвокультурологический методы изучения языков и позволяет прийти к заключению, что данная группа в русском и французском языках наполнена не только огромным количеством аналогий, но и различиями в особенностях структуры и употребления этих единиц, в оттенках их значений, в их коннотации и внутренней форме. Таким образом, можно сделать вывод о том, что русские фраземы, в отличие от французских, более определенно классифицируют характеристики людей по антонимическому признаку «молодой» - «старый».
Ключевые слова
Рассматриваются проблемы сохранения родного языка в условиях глобализации, что обусловлено современным состоянием адыгских языков (адыгейского и кабардино-черкесского) и отсутствием системных мер по его сохранению и развитию как на исторической родине, так и в адыгской диаспоре. Цель - обоснование необходимости применения инновационных методов в деле сохранения и популяризации адыгского языка. В качестве одного из вариантов решения предлагается создание общедоступной электронной базы данных в форме единого Интернет-портала, где будет аккумулироваться адыгская лексика в новом формате отраслевого, терминологического электронного энциклопедического глоссария. Основу электронного словаря составят накопленные до настоящего времени в адыговедении лексические материалы, исследования и различные типы словарей. Формирование глоссария, структурированного не в алфавитном порядке, а по сферам жизнедеятельности человека, ведется методом структурно-функционального анализа. Предполагается перевод глоссария на языки стран проживания адыгов. Прилагается образец структурирования глоссария на примере концепта «шъхьэ» (голова). Теоретические обоснования и эмпирические материалы исследования могут быть полезны для составителей словарей и учебных пособий по изучению не только адыгского языка, но и других кавказских языков. В результате констатируется, что в современном мире язык малочисленного народа, находящегося в состоянии дисперсного расселения в целом ряде государств, может выжить только при условии конкурентоспособности в информационном сообществе и соответствии уровню развития технологических инноваций.
Ключевые слова
Анализируются методы использования современных информационно-коммуникационных технологий в лингвистике, проводится обзор применения интернет-ресурсов лингвистической информации. Выявлены главные источники специальной информации для филологов, представленные в виде баз данных, находящихся в ресурсах сети Интернет. Выделены электронные научные и образовательные ресурсы в виде интернет-библиотек, энциклопедий, словарей, баз данных и знаний, показано их сервисное использование. Способность к овладению информационными и специальными знаниями, умениями, навыками продуктивного отбора, систематизации и хранения информации, использования информационных ресурсов позволяет вырабатывать, прогнозировать, проектировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах филологической деятельности. Рассматриваемые информационные технологии и интернет-ресурсы могут быть применены для эффективной исследовательской работы студентами-филологами в лингвистике. В результате делается вывод, что использование информационных технологий формирует компетенции в лингвистике.
Ключевые слова
На материале женских глянцевых журналов на основе дискурс-анализа и контекстуального метода исследуются вербальные особенности стилистически сильных позиций рекламного текста, эксплицирующих образ современной женщины, которая ведет активную профессиональную и личную жизнь. Установлено, что, реализуя идеологическую концепцию глянцевых периодических изданий, эти структурные элементы, призванные сыграть важную роль в установлении контакта с адресатом, содержат указание на ценностные ориентиры целевой аудитории, призывая стремиться к успеху и красоте, и оказывают значительное эмоциональное воздействие. Стилистически сильные элементы рекламных медиатекстов, размещенных в глянцевых журналах, строятся с учетом фактора «своего» адресата: выбор приемов и средств воздействия оказывается релевантным ожиданиям аудитории. Исследование вносит вклад в развитие актуальных направлений языкознания: медиалингвистики, лингвистической гендерологии, лингвистической прагматики.
Ключевые слова
Анализируется синтез мифоэпического и современного литературного сознания как качества неомифологизма, оценки современной наукой (К.Шаззо, К.Паранук, К.Анкудинов). Рассматривается процесс взаимодействия адыгского романа с национальным фольклором, выявляется значение традиций Т.Керашева и новаторских достижений Н.Куёка. Результаты исследования расширяют теоретические понятия, связанные с обновлением классической романной традиции с поэтикой мифа, с трансформацией фольклорных элементов в стиле романа и расширением культурологического контекста, достижением жанрового синкретизма. Для рассмотрения проблемы о взаимосвязях адыгского романа с фольклором и мифом используются принципы сравнительно-исторического, системно-типологического, текстологического подходов. Роман Н.Куёка «Вино мёртвых» классифицируется как неомифологический эпос в современной адыгейской литературе, о чем свидетельствуют особенности взаимодействия повествовательно-изобразительных структур литературного эпоса с фольклором и мифом, своеобразный эстетико-онтологический ракурс истолкования истории и современности. Практическая значимость состоит в возможности использования в индивидуальной научной деятельности по проблематике, диктуемой потребностями современной гуманитарной науки.
Ключевые слова
Рассматриваются типы антигероев, эпических персонажей адыгского фольклора, на которых ранее не обращалось достаточного внимания, хотя в устном повествовании они играют важную роль. Устанавливается, что художественный образ, характерный для литературы ХХ века, испытывает влияние фольклорных мотивов. На основании анализа формулируется мысль, что образ антигероя усложняет эпический сюжет, оказывает влияние на эволюцию искусства повествования и обогащает палитру художественных образов, что с достаточной ясностью проявляется в историко-героических сказаниях и песнях. Исследуются разные модификации антигероев, характер изображения которых свидетельствует о привлечении образности и приемов фольклорных традиций. Сравнительно-типологический метод и ретроспективный анализ помогают систематизировать фольклорные формы и сформулировать их своеобразие, национальные особенности.
Ключевые слова
Рассматриваются содержание, тематика и художественные черты адыгейской поэмы 60-х - начала 90-х годов ХХ века, которые обозначаются как особый этап развития отечественной литературы. Выявляются истоки жанра, влияние мотивов и поэтики нартского эпоса, народных преданий, сказок и сказаний. Отмечается обострение проблемности в произведениях А. Гадагатля, М. Паранука, А. Евтыха, И. Машбаша, Х. Береатаря, Н. Куека, Н. Багова, вызванные культурно-историческими переменами в обществе. Проводится классификация национальной поэмы по жанрово-тематическим признакам - поэма на фольклорном материале, историческая поэма и поэма на историческую тему, поэма о войне, поэма на современную тему. Отмечается обогащение и развитие жанра поэмы за счет постановки более масштабных тем, использования лирического начала и драматического элемента. Применение в анализе сравнительно-типологического метода способствует сформулировать выводы о чертах нового «современного» этапа национальной поэзии, отразивших общие закономерности отечественной литературы.
Ключевые слова
Одной из важных задач стала необходимость обозначить наиболее важные особенности феномена адыгской русскоязычной литературы на примере анализа рассказа «Ужин на двоих» современного черкесского писателя Ю. Шидова. Подобное исследование является особенно актуальным в настоящее время, так как русскоязычная литература народов Северного Кавказа - одно из наиболее динамично развивающихся и наименее разработанных направлений. Адыгская литература постсоветского периода отмечена не только совмещением нескольких видов литературных жанров, но разных сфер искусств. В частности, получает развитие сочетание литературы и игрового кино как весьма близких друг другу способов художественного выражения. Так формируются синтетические формы искусства и литературы. Появившийся термин «литературная кинематографичность» применяется для отражения «зримости» художественного произведения или вербального обозначения в нем литературных приемов. Тенденция к неофилогизму, которая наблюдается в адыгской литературе во второй половины ХХ - начале ХХI века особенно подвержена этой особенности. Возможно, она объясняется общим свойством неомифологического искусства, которое выражалось в стремление к художественному синтезу разнообразных и разнонаправленных традиций. Все эти устремления своеобразно воплотились в начале ХХ века в кинематографе. Отражены особенности авторского идиостиля, жанровая специфика Ю. Шидова. Два важнейших аспекта в творчестве писателя - индивидуальное и социально-политическое - оказываются в нерасторжимом единстве. Автор использует образы-символы, которые усиливают общую тональность, обостряют драматизм повествования. Доминирующей тематической проблематикой автора является нравственный кризис, который во многом обусловлен переходным историческим периодом 90-х годов. Полученные результаты явятся необходимым этапов для дальнейших исследований творчества современных русскоязычных адыгских писателей.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности сюжета романа, его образы и мотивы. Анализируются принципы организации повествования и художественно-композиционный строй произведения, которые заметно выделяют его на фоне творчества автора предыдущих лет. Отмечаются новые художественные установки писательницы, реализованные в рассматриваемом романе. Важной отличительной чертой произведения является совмещение различных видовых начал. Выявляются черты жанровой неоднородности текста: элементы романа-антиутопии, романа-мифа, психологического, а также приключенческого романов. Контаминация затрагивает все уровни построения произведения: как формальный, так и содержательный. Отмечается многоплановая проблематика произведения: социальная, психологическая и философская. Делается вывод, что социально-историческая обстановка в книге современной писательницы является лишь фоном, на котором обостряются глубинные проблемы отдельно взятой личности. В работе подвергнуты интерпретации традиционные для ее прозы категории Бытия, Судьбы, Времени и Смерти. Такой анализ произведения позволяет рассматривать художественную прозу Славниковой, с одной стороны, как неотъемлемую часть современного литературного контекста, а с другой - высвечивает характерные стилевые черты авторской индивидуальности.
Ключевые слова
Выявляются и анализируются ранее малоизученные мифопоэтические воззрения адыгов, связанные с идеей происхождения человека от растений, тесно переплетенной с элементами «близнечного мифа». Результаты исследования способствуют дальнейшему углублению теоретических представлений о мифопоэтических воззрениях, свойственных адыгской традиционной культуре. Методика исследования основана на сопоставительном анализе соответствующих мотивов, нашедших отражение в различных жанрах адыгского фольклора. Символика «растительного кода», включающая основные идеи - циклического угасания и возрождения природы, происхождения человека от растения, а также плодородия, служит сюжетообразующей основой различных мифо-эпических, сказочных сюжетов и мотивов, а также лежит в основе некоторых примет-правил. Идея происхождения человека от растений предстает во взаимодействии и взаимообусловленности с элементами близнечного мифа. На основе анализа как известного, так и ранее не публиковавшегося фольклорного материала, в научный оборот вводятся ряд ранее малоизученные элементы мифопоэтических воззрений адыгов, связанных с растительным миром.
Ключевые слова
Рассматривается медийный аспект законодательной практики государственной молодежной политики Российской Федерации. В исследовании проведен анализ нормативно-правовой базы информационного освещения реализации государственной молодежной политики, выявлены явные разночтения и недостатки нормативных и законодательных актов, приводятся возможные пути обобщения, систематизации и совершенствования правовых основ информационного освещения реализации государственной молодежной политики в РФ. Особое внимание акцентируется на необходимости принятия федерального закона о реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и систематизации действующей правовой базы.
Ключевые слова
Анализируется влияние на формирование личностной идентичности современного человека средств массовой информации. Впервые в качестве транслятора эффективного пути личностной идентификации рассматриваются женские глянцевые журналы, а также поднимается проблема особенностей их функционирования в этом аспекте. Целью является изучение специфики воздействия женских журналов на аудиторию, в соответствии с которым у нее происходит формирование искаженной картины мира. В результате проведенного анализа делается вывод о том, что современный глянец предлагает читательницам пути идентификации личности, соотносимые с понятием «красивой жизни», где идеалом мыслится успешная и обеспеченная личность, культивирующая ценности общества потребления.
Ключевые слова
Проводится исследование возможностей рекламного медиатекста с целью поиска оптимальных стилистических средств, продуцирующих его коммуникативную адекватность и эффективность воздействия на аудиторию. Медиатекст рассмотрен как семантически непредсказуемый объект, участвующий в передаче информации, нацеленной на создание виртуальной реальности. Отмечается, что главной особенностью анализируемой разновидности медиатекста становится деформация привычных норм коммуникации, усиливающая его апеллятивность и порождающая дополнительный смысл. Поскольку потребитель рекламы извлекает подтекст, порождаемый ассоциациями, направленными на получение заданной ему рекламной информации, возникает проблема изучения способов создания внутренней формы рекламного медиатекста. В ходе анализа обнаруживается, что наиболее стилистически продуктивными техниками в рекламном медиатексте становятся интертекстуальность и игровые приемы: мимикрия под журналистские жанры, разнообразные повторы, пародии, приемы авангардистской драматургии начала ХХ века. Повторы способны порождать скрытые смыслы, базирующиеся на ассоциациях, обусловленных стереотипами речи и мышления. Языковая игра в рекламных медиатекстах использует различные прецедентные формы, что становится особенно эффективным средством воздействия в радио- и телерекламе, поскольку добавляет к фактической информации различного рода коннотации.
Ключевые слова
Рассматривается проблема формирования позитивного имиджа республики Адыгея в условиях межрегиональной конкуренции. Целью является определение источников формирования внешнего и внутреннего имиджа региона для построения его эффективной стратегии. Особое внимание уделяется уникальным культурно-историческим, этническим особенностям региона. Основанием для исследования является факт недостаточной эффективности медийного продвижения этнокультурного и историко-географического имиджа республики Адыгея. Делается вывод о том, что для создания позитивного медиаимиджа Адыгеи необходима активизация работы региональных пресс-служб в плане освещения ключевых исторических и культурных особенностей в новых СМИ, что усилит формирование внутреннего и внешнего позитивного имиджа республики, а также благотворно отразится на развитии туризма и экономики региона в целом.
Ключевые слова
Рассматривается творчество фольклорного ансамбля «Ащамэз», репертуар которого включает народные песни, а также песни композиторов Адыгеи. Краткий обзор исполняемого коллективом репертуара дает представление о характерных особенностях народнопевческих традиций адыгов. Обращаясь к обрядовым, историческим, героическим, а также современным песням, коллектив ансамбля тем самым вносит огромный вклад в возрождение и сохранение музыкально-песенной культуры адыгов. Созданный как детский коллектив, сегодня «Ащамэз» является успешным мужским фольклорным ансамблем, победителем многочисленных конкурсов и фестивалей.
Ключевые слова
Рассматривается процесс становления и развития музыкальной культуры в Адыгее в период 1920-1950-х годов. Анализируется один из важнейших его векторов - художественная самодеятельность. Отмечается, что именно она явилась основой и питательной средой для формирования профессионального музыкального искусства в регионе. В процессе анализа и с помощью сравнительно-исторического метода установлено, каким образом существовавшие в советскую эпоху единые для всех народов идеологические установки государственной культурной политики влияли на формирование и развитие музыкального искусства. Результаты работы могут быть использованы в учебных курсах истории отечественной музыки ХХ века, истории музыкальной культуры Адыгеи в средних и высших учебных заведениях. Научная значимость исследования состоит в выявлении глубоких взаимосвязей между процессами становления музыкального искусства в Адыгее, историческими этапами формирования ее государственности и, шире, - основополагающими тенденциями культурного строительства в СССР.