Произведен количественный анализ и описание типологических характеристик языка текста малоазийского литературного памятника XIV в., принадлежащего перу Ходжи Месуда «Сюхейль-ю Невбахар». Цель работы - исследовать текст поэтического произведения-месневи, написанного на языке, условно именуемом староанатолийско-тюркскими выявить его фонологические и морфонологические особенности. В отечественной тюркологии данный памятник и данный язык исследуются квантитативным методом впервые, что и составляет практическую и научную значимость данной работы. Исследование текста произведено по методу фонологической интерпретации данных письма, предложенному И. Гельбом, а также на базе комплекса квантитативного анализа языковых систем. Были произведены формальные подсчеты на транслитерированном и распознанном тексте. Сделаны новые предположения о составе фонологической системы рассматриваемого языка, так как алфавитный характер арабского и персидского алфавитов, приспособленных под нужны тюркского языка, письма с еще не устоявшейся орфографией, дает возможность судить о некоторых колебаниях фонемных единиц. Является одной из нескольких публикаций в серии изданий в рамках проекта, посвященного развитию тюркских языков Малой Азии в исторической перспективе. Подобная методика применяется впервые в отечественной тюркологии, хотя работы, близкие по тематике (включающие раздичные аспекты лингвостатистики на материале тюркских языков) уже публиковались. Практическая ценность изложенного материала состоит в возможности его применения в вузовских лекционных курсах по теории языка, лингвистике текста, теории дискурса.
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение
2016. — Выпуск 4
Содержание:
Анализируются основные характеристики концепта «пространство» в английской лингвокультуре. Выявление дифференциальных черт концепта «пространство» происходит через призму языковой фиксации в содержании мышления, что позволяет определить специфику фрагментации действительности английской лингвокультурой, прежде всего, на внутреннее и внешнее пространство как соотношение местонахождения объектов. В английской языковой картине мира исследуемый концепт детерминирован мировоззрением, господствующей философией, аксиологической системой, культурными традициями, религиозными верованиями и пр. Эти факторы подчеркивают антропоцентричность данного лингвокультурного феномена. Теоретическая значимость состоит в углублении и осмыслении концептологии, фразеологии, в дальнейшем развитии теории языка. Практическая ценность изложенного материала состоит в возможности его применения в вузовских лекционных курсах лексикологии, лингвокультурологии, теории языка и др.
Ключевые слова
Анализируются основные характеристики фразеологических выражений разного структурно-семантического типа; исследуется специфика национального фразеологического яруса как культурогенного слоя цивилизации; вводится понятие «семантическая доминанта»; раскрываются особенности репрезентации фразеологическими выражениями конфессионального аспекта конкретной лингвокультуры. Аргументируется, что фразеологическая картина мира как результат сложнейшей креативной деятельности мышления осуществляет категоризацию и фразеологическую концептуализацию мира, быта и традиций народа. Системообразующими фрагментами, элементами фразеологического поля выступают такие устойчивые воспроизводимые идиоматические единицы, в которых в образно-экспрессивной форме отражено отношение и оценка к окружающей действительности. Теоретическая значимость состоит в углублении и осмыслении фразеологии, в дальнейшем развитии теории языка. Практическая ценность изложенного материала состоит в возможности его применения в вузовских лекционных курсах лексикологии, лингвокультурологии, теории языка и др.
Ключевые слова
Выявлены и описаны лингвостилистические средства реализации образа современной деловой женщины в медиадискурсе. При помощи описательно-аналитического метода исследования, включающего наблюдение анализируемых языковых явлений, их анализ и классификацию, а также интерпретацию полученных результатов, проанализированы языковые средства, используемые в ходе создания образа деловой женщины, а также раскрыта специфика их функционирования. Практическим материалом стали тексты информационных, аналитических и деловых изданий, опубликованные в периодических печатных или электронных изданиях на русском и немецком языках. Установлено, что языковые средства формирования образа деловой женщины в русском и немецком медиадискурсе являются также и средствами выражения авторской оценки, которая эксплицитно или имплицитно присутствует в медиатексте. Значимость исследования для теории языка заключается в расширении представлений о языковых механизмах создания образа деловой женщины в медиадискурсе, а также в систематизации языковых средств, выражающих релевантные для образа деловой женщины характерные черты.
Ключевые слова
Проводится методологический анализ категории эвокативности. Рассматриваются терминологические и концептуальные вопросы изучения этого чрезвычайно сложного семиотического механизма языка путем выявления корреляции между категориями, входящими в категориальное и функционально-семиотическое поле эвокативности . Подчеркивается актуальность исследования эвокативности как креативной семиотической деятельности в воздействующем дискурсе, раскрывается методологический и эвристический потенциал категории эвокативного речемыслительного акта. Эвокативность представляется как свойство и функция знака особой формы порождать сложный, полифоничный план содержания. Эвокативный механизм используется в целях креативной речеязыковой деятельности и воздействия на реципиента, реализуя, прежде всего, поэтическую и коннативную функции языка.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности репрезентации концепта «politika» в турецком политическом дискурсе устного публичного выступления. Цель - описание содержания данного концепта и рассмотрение способов его лингвистической репрезентации. Материалом исследования послужили устные публичные выступления турецких политических деятелей, а именно президента, премьер-министра, министра иностранных дел Турции. На основе семантико-когнитивного и лингвокультурологического методов впервые предпринимается попытка описания и анализа этого концепта в турецком политическом дискурсе. Теоретическая значимость обусловлена дальнейшим развитием анализа концептов турецкого политического дискурса. Ядерные признаки данного концепта заложены в содержании лексикографических источников. В результате анализа словарных статей на имя концепта был выделен его понятийный слой, то есть ядро. Метафора выступает самым ярким и эффективным средством для реализации коннотативных значений, так как она способна в полной мере отразить языковую картину мира, поэтому исследование образной составляющей концепта, позволило выстроить и всесторонне описать полную модель и сущность периферии данного концепта.
Ключевые слова
Выявляются и анализируются основные параметры текста как законченного речевого сообщения. Данные, полученные в рамках представленного научного исследования, основанного на изучении многочисленных отечественных и зарубежных авторитетных источников и реферируемых периодических изданий, посвящённых анализу текста, способствуют определению основополагающих параметров текста, обусловливающих его связность и диалогичную природу. Результаты исследования обладают теоретической значимостью, заключающейся в систематизации подходов к проработке вопросов о прагматическом аспекте работы текста и о процессе его функционирования как реконструкции реципиентом некого кода, заключенного в данном тексте. А также возможно применение выявленных тенденций для анализа языковой личности создателя текстового произведения. Полученные данные могут быть успешно применены как непосредственно для изучения лексико-синтаксической организации и структурной текстового пространства, так и как теоретическая основа для дальнейшего изучения кодирования и декодирования информации, заключённой в текстовом материале.
Ключевые слова
На материале фразеологических единиц немецкого и адыгейского языков рассматривается функционирование таких лингвокультурных феноменов, как стереотипы, которые анализируются как некоторый фрагмент концептуальной картины мира, как устойчивое культурно-национальное представление о предмете, явлении или ситуации. Подчеркивается, что принадлежность к той или иной культуре определяется именно наличием базового стереотипного ядра знаний, повторяющегося в процессе социализации личности в данном обществе, поэтому стереотипы считаются важными именами в культуре. Методика исследования основана на сравнительно-сопоставительном анализе гетеростереотипов в рассматриваемых культурах. Изучение стереотипа в свете когнитивной лингвистики, выявление национальной специфики его содержания представляется интересной и важной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. А также возможно использование полученных данных для исследования автостереотипов, что позволит показать стереотип как явление языка и речи, как стабилизирующий фактор, имеющий возможность, с одной стороны, хранить и трансформировать некоторые доминантные составляющие данной культуры, а с другой - проявить или распознать себя среди «своих».
Ключевые слова
Рассматривается история топонима Къуркъой къал (Куркой-крепость), находящегося на окраине ст. Варениковской Краснодарского края, с целью реконструкции его смысла. В адыгской лексикологии подобная проблема ставится впервые. В этом состоит актуальность и новизна работы. К исследованию привлечены лексикографические, исторические источники (топографические, военно-исторические карты, рапорты и доклады о ходе военных действий, материалы по «описанию местностей Кавказа»), а также данные адыгского фольклора. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ всех зафиксированных вариантов данного топонима. Привлеченный материал позволяет предположить, что Къуркъой (Куркой, Куркай) является не только топонимом, но и древним адыгским географическим термином, обозначающим местность с большим количеством грязевых вулканов и горячих источников. В качестве основных методов применены сравнительно-типологический и когнитивно-семантический анализ. Делается вывод о том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения истории топонимов, утраченных в связи с трагическими событиями Кавказской войны.
Ключевые слова
Исследуется проблема содержания дискурса общественно-политических журналов. Описывается структура этих журналов и их рубрикация. Выявляются ключевые темы дискурса, рассматривается корреляция этих понятий с картиной мира. Практическая и научная значимость работы определяется образом теоретических точек зрения на специфику и характеристику указанных понятий, чем и обусловлена актуальность избранной темы. На основе методов лингвистического анализа - наблюдение, описание, дифференциация, контекстуальный метод - делается вывод об особенностях употребления и восприятия медиатопик в содержании дискурса общественно-политических журналов. Дается обзор теоретических точек зрения на специфику содержания этих журналов. Материалом исследования явились представленные в различных источниках мнения и точки зрения исследователей данных понятий. В свою очередь это вносит определенный вклад в разработку типологии изданий. Установлено, что содержание журналов отражает картину мира общества и охватывает ключевые медиатопики в дискурсе ОПЖ.
Ключевые слова
Описываются коммуникативные стратегии, используемые в текстах международной неправительственной организации Amnesty International , отражающие ее работу в двух странах - во Франции и в России. Деятельность организации направлена на формирование международного общественного мнения «людей доброй воли» разных национальностей. Особенности потенциальной национальной аудитории учитываются адресантами текстов разных жанров, опубликованных на русской и французской версиях сайтов. Основное внимание уделяется анализу коммуникативной деятельности Организации, которая рассматривается с двух сторон: с одной стороны, анализируются ее базовые, универсальные установки, которые лежат в основе проводимых ею кампаний, с другой - те особенности, которые обусловлены национальной спецификой той или иной страны (в данном случае - России и Франции). Выявление национально-культурной составляющей проводимых организацией кампаний, которые находят отражение в текстах на русском и французском языках, потребовало привлечения метода лингвокультурологической интерпретации, а также сравнительного и контекстуального анализа. Тексты международной неправительственной организации впервые становятся объектом лингвистического исследования вообще и в сопоставительном аспекте - в частности, что определяет теоретическую и практическую ценность предложенного описания для теории речевого воздействия и лингвокультурологии.
Ключевые слова
Выявляется и анализируется деятельность сознания, синтезирующая психические процессы, формирующие ментальность, выраженную языком как средством фиксации ментального мира. В рамках когнитивного подхода изучения языка, фокусируя внимание на его роли, раскрывается первооснова феномена «языковое сознание», а ментальность представляется как основа концепта «языковое сознание». Аргументируется, что язык является наиболее актуальным средством доступа к сознанию и отмечается, что в отечественном языкознании когнитивный подход недостаточно категоризован. Теоретическая значимость состоит в углублении теории о том, что когнитивное и языковое сознания представляются как соотношение общего и частного, находящихся в тесной взаимосвязи и являющихся фиксированным отражением действительности. Определяется ментальная исключительность этноса и выделяются две картины мира - языковая и концептуальная. Делается вывод о том, что язык репрезентирует национальную ментальность его носителей, функционируя как инструмент сознания, что позволяет рассматривать категорию «языковое сознание» как отраженный в языке этноспецифический способ интерпретации мира. Практическая ценность изложенного материала состоит в возможности его применения в вузовских лекционных курсах по теории языка и лингвистике текста.
Ключевые слова
Рассматривается проблема трансформации современной элиты в эпоху «текучей современности» (по З. Бауману) с целью выявления тенденций формирования дискурсивных практик элиты вследствие модификации социальных практик. Новизна представленного исследования состоит в том, что исследование дискурсивных практик элиты осуществляется через призму хронотопа. В процессе анализа впервые выявлены и систематизированы доминирующие концепты дискурсивных практик элиты в эпоху поздней современности. Делается вывод о том, что базовыми концептами дискурса элиты эпохи «текучей современности» становятся концепты «мобильность», «экстерриториальность», «сплоченность», «социальный капитал», «непотизм»; происходит усиление степени традиционной закрытости элиты и перерастание ее в абсолютную закрытость, что и отражается в дискурсивных практиках и поведенческих паттернах элиты эпохи «текучей современности». Выводы по результатам исследования могут быть использованы в дальнейшем развитии теории дискурса.
Ключевые слова
Анализируется когнитивно-фреймовый подход к изучению терминосистем и номенклатур с позиции когнитивной лингвистики. Исследование проводится на обширном материале макрополя флоронимических наименований, которое представлено тремя микрополями (параметрическим, прагматическим, локативно-темпоративным). Методологическим арсеналом исследования являются теория фреймовой семантики, концепция прототипической семантики, вопросы концептуализации и категоризации. Отмечается, что традиционные семасиологический и ономасиологический подходы, которые получили свое продуктивное преломление в теории термина, обрели новую когнитивно-фреймовую интерпретацию. Излагается положение о номинативной неоднородности терминосистем и номенклатур при использовании когнитивно-фреймового подхода. Изучение терминологии научно-организованных терминосистем происходит с позиций научно-когнитивного познания и, напротив, выявлено, что исследования в области наивно-когнитивных номенклатур ограничены ботаническими и зоологическими реалиями, которые являются продуктом обыденно-когнитивного познания. Определяется, в рамках разработанной флоронимической терминологической теории номинации, семантическое признаковое пространство термина, представляющего собой концептуальный фрейм. Теоретическая значимость применения когнитивно-фреймового подхода в изучении терминосистем состоит в спецификации закономерностей научно-когнитивной/терминологической номинации, которая определяется дискурсивно-логическим фреймом и в спецификации обыденно-когнитивной/номенклатурной номинации, определяющейся фреймом перцептивного восприятия флоронимического объекта.
Ключевые слова
Исследуется концепт Кавказ и способы его репрезентации в научной и наивной картине мира. Работа выполнена в русле когнитивной лингвистики и основана на теоретических разработках, посвященных основным понятиям и категориям лингвоконцептологии. Методология комплексного лингвокогнитивного анализа позволяет не только выявить современную деривационную парадигму лексемы Кавказ, отражающей новые когнитивные знания, но и определить особенности языковых репрезентаций исследуемого концепта в наивной и научной картинах мира. Представленные в словообразовательной парадигме отонимные новообразования и кавказская лексика могут послужить лингвистам практическим материалом при разработке словарей различного типа. Фиксируя в себе фрагменты окружающего мира представителями той или иной лингвокультурной среды, имена собственные образуют особое этнокультурное пространство, в котором реализуется их семантический потенциал. Способность онимов участвовать в мыслительном процессе человека и сохранять знания о реалиях окружающего мира позволяет более глубоко изучить этнокультурные особенности и выявить средства их репрезентации.
Ключевые слова
Рассматривается язык детских фольклорных текстов, а также художественных произведений адыгейских поэтов и писателей. Выявляется ряд таких специфических особенностей языка адыгейской детской литературы, куда входят прием синтаксических параллелей и повторов, повторение предложений и словосочетаний, сочетание предложений, использование специальных синтаксических клише, употребление сказочных и легендарных наименований, фразеологизмов, неологизмов, иностранных слов. Актуальным является системный анализ языковых особенностей детских произведений, поскольку в лингвистической науке недостаточно исследована специфика языка детской литературы, и вместе с тем, возрастает интерес лингвистов к языку произведений для детей современных авторов. Для выявления и описания языковых особенностей творчества адыгейских поэтов и писателей для детей изучена и проанализирована научная литература, посвящённая вопросам онтолингвистики и специфики языка детской литературы, систематизированы языковые средства, используемые в детских произведениях, определены функции данных языковых средств и языковые особенности произведений для детей. Полученные результаты могут быть использованы в ходе языкового анализа других произведений детской литературы.
Ключевые слова
Впервые предпринимается попытка выявить локативно-направительные превербы в хаттских глаголах и описать их значения и функции путем сопоставления и сравнения с локативно-направительными превербами в абхазо-адыгских языках. При выделении превербов во внимание принимались закономерные звуковые соответствия гласных, а также согласных в хаттском и абхазо-адыгских языках по звонкости - глухости, мягкости - твердости и т.п. Хаттские превербы даются в латинице, их абхазо-адыгские соответствия - в кириллице и латинской транслитерации в квадратных скобках. Материалом исследования послужили тексты двух билингв: «О боге луны, упавшем с неба» и «Строительный ритуал». Методика исследования основана на положениях когнитивной семантики и типологии, основы которой заложил Леонард Талми. Категория глагольной ориентации в хаттском языке, являющаяся предметом настоящего исследования, до сих пор не получила освещения, если не считать фрагментарных высказываний отдельных исследователей. Анализ и сравнение хаттских локативно-направительных превербов и их абхазо-адыгских эквивалентов позволили выявить: 1) их совпадение по форме и значению, 2) общность архетипа локативно-направительных значений в сравниваемых языках, 3) использование приема инкорпорации для расширения значения того или иного преверба. Таким образом, несмотря на большой промежуток времени, который разделяет хаттский и абхазо-адыгские языки, соответствия локативно-направительных превербов в этих языках позволяют говорить об их бесспорном родстве. Результаты исследования могут быть использованы при написании истории хаттского и абхазо-адыгских языков и при реконструкции языков, не имеющих письменной истории.
Ключевые слова
Производится исследование концептосфер фикционального дискурса, а также анализ динамики их развития в произведениях Р.Брэдбери «Dandelion wine» и «Farewell summer», при проведении которого художественный текст рассматривается как сложный структурно-содержательный феномен, в рамках которого получают реализацию индивидуально-авторские концепты. Изучение данных концептов позволяет выявить специфику результативных особенностей фикционального мира Р.Брэдбери. Синтез методов включает в себя частотный словарь, построение конкорданса с последующим применением техники кристаллизации смысла. На материале этих произведений был освещен процесс кристаллизации художественных концептов и проведено сравнение результативных метаконцептов, на основании чего сделан вывод о том, что базовые концепты определяют специфические характеристики функционирования фикционального дискурса и позволяют Р.Брэдбери реализовать его эстетические идеи. Результаты исследования могут быть использованы при определении аксиологических координат картин мира и выявлении структурно-семантических характеристик концептов, метаконцептов и концептосфер в рамках фикционального и художественного типов дискурса.
Ключевые слова
Анализируются основные характеристики термина как знака языка и науки, особенности его употребления в современной научной парадигме. Проводятся исследования современной трактовки термина в трудах представителей Краснодарской терминологической школы. Установлено, что важнейшим свойством и признаком термина научной парадигмы выступает его принадлежность системе понятий конкретной гносеологической сферы. Обозначен потенциал когнитивно-семиотического, функционально-деривационного, когнитивно-прагматического и когнитивно-дериватологического направлений в исследовании термина как единицы языка и логоса, необходимость более глубокого изучения термина как основного показателя научной сферы языка. Выделены комплексные проблемы исследований структуры научной терминологии. Описана структура исследований термина в научной парадигме, особенности его интерпретации на современном этапе развития лингвистики. Обобщив проведенный анализ, можно сделать вывод об уникальности семиотической и понятийно-смысловой параметральности экономического термина, о его огромной социокультурной и коммуникативной роли в процессах познания и фиксации его результатов, а также в процессе практической экономической деятельности.
Ключевые слова
Анализируются соматические фразеологизмы адыгейского языка, функционирующие в героическом эпосе «Нарты», являющегося своеобразной формой выражения художественного сознания адыгов, которые в современном адыговедении остаются недостаточно изученными. Научный интерес заключается в анализе некоторых особенностей функционирования лексических единиц гу «сердце» и шъхьэ «голова» в составе соматических фразеологизмов, обозначающих интеллектуальное состояние человека, встречающееся в нартском эпосе. Для достижения цели использован переводческий анализ текстов оригинала, подсчет, семантический анализ. Результаты исследования расширяют и углубляют представление о соматических фразеологических единицах адыгейского языка, их месте в системе языка и особенностях функционирования в речи, в обеспечении методологической основы для дальнейшего их изучения в адыгейском языке, а также обладают практической значимостью, заключающейся в использовании соматических фразеологических единиц в составлении фразеологических словарей, а также в их распространении в языке и речи, вследствие чего они могут стать важной составной частью адыгской фразеологии. Использование соматических фразеологизмов способствует повышению фразеологического творчества всех носителей того или иного национально-культурного менталитета, всех говорящих на том или ином языке.
Ключевые слова
Анализируются различные подходы к исследованию феномена спортивного дискурса, представленные в отечественной и зарубежной лингвистической науке. Изучение дискурса вообще и спортивного дискурса в частности находится в фокусе внимания отечественной и зарубежной лингвистической науки в связи с тем, что наука о языке тесно взаимодействует с другими, смежными отраслями знаний - социологией, медициной, юриспруденцией, психологией. Спортивный дискурс рассматривается как синтез признаков институционального и профессионального дискурсов. Излагаются подробно взгляды на системность коммуникативного процесса в условиях конкретного социального института, диктующая необходимость выявления интегральных и дифференциальных признаков институционального и профессионального дискурсов. Проведено описание синкретичного характера данного феномена и проблемы корреляций признаков институционального и профессионального дискурсов в координатах изучаемого дискурсивного пространства. Теоретическая значимость состоит в углублении теории дискурса, в дальнейшем развитии теории языка.
Ключевые слова
Рассматривается одна из страт заимствованной лексики - экзотизмы. Актуальность определяется тем, что исследованию факторов, определяющих развитие данного корпуса слов в современный период развития языка, не уделяется должного внимания. Объектом являются тематические парадигмы экзотизмов в русском языке, предмет - экзолексемы, составляющие такие парадигмы. Цель - выявление динамики развития определенных экзотем, в связи с чем рассматриваются источники их пополнения и факторы, определяющие языковые контакты как условие возникновения новых экзотизмов. Использование адекватных поставленным задачам методов лингвистического анализа - метод сплошной выборки (при сборе материала), оппозитивный анализ, компонентный анализ, метод научного описания - позволило собрать достаточную для обоснования предлагаемых выводов доказательную базу. Таким образом, данное исследование вносит определенный вклад в разработку указанной проблемы, предлагая осмыслить факторы, обусловливающие развитие корпуса экзотической лексики в современном русском языке. Делается вывод о том, что наряду с тенденцией к деэкзотизации освоенной лексики, очевиден значительный рост числа «внелитературных экзотизмов» в устных формах речи под влиянием массмедиа, а также «литературных экзотизмов» из художественных текстов, которые нуждаются в изучении и систематизации.
Ключевые слова
С целью лингвопрагматического исследования рекламных текстов, призывающих принять предложения туроператоров, описывается манипулятивная технология воздействия на сознание и поведение целевой аудитории, которая в большинстве своем состоит из потребителей элитных туристических услуг. Используется метод дискурс-анализа, а также интенциональный метод исследования, отвечающий главным задачам коммуникативного направления стилистики начала XXI века. В результате установлено, что технология манипулятивного воздействия в текстах туристической рекламы представляет собой совокупность приемов и средств, реализующих эмоциональную стратегию и демонстрирующих коммуникативную эффективность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с адресатом рекламного предложения. Практическая значимость проведенного исследования состоит в изучении коммуникативно-прагматической специфики рекламных медиатекстов, которые являются частью дискурса туризма и отдыха. Исследование вносит вклад в актуальные направления отечественного языкознания - лингвистическую прагматику, медиастилистику, психолингвистику, а также дискурсологию.
Ключевые слова
Исследуются отфитонимические топонимы, различные по лексико - семантическим и функционально-стилистическим характеристикам, являющиеся результатом многовекового развития. Они представляют интерес как для традиционных, так и для новых топонимических исследований, с широким применением методов интерпретации и сопоставительного анализа внутри языкового пространства англоязычных стран. Если топонимическая система Англии, как известно, отличается инертностью, консервативностью и давностью существования, то американская топонимическая подсистема характеризуется динамичностью, образностью и новизной. Установлено, что США характеризуются необычайно богатой топонимикой, в которой фитотопонимы, отражающие растительный мир, являются одним из источников обогащения языка как в лингвистическом, так и в социокультурном и этнокультурном плане, что, в свою очередь, говорит о научно-практической значимости исследуемой темы.
Ключевые слова
Анализируется заимствование из китайского языка лексемы кунгфу с позиций когнитивистики и психолингвистики. Слово кунгфу, появившееся в русском языке, выступает не только как новая лексическая форма выражения оригинальной культуры, но и как новый концепт языкового реципиента. По статистике «Национального корпуса русского языка», «Яндекса Новости» и ответов на вопросы анкеты делается о том вывод, что эта лексема получила достаточно широкое распространение после его первого появления в России в 1985 г. Проведены эксперименты - свободный ассоциативный и направленный ассоциативный, результаты которых позволили создать модель концепта, выделить его макроструктуру, категориальную структуру и полевую организацию.
Ключевые слова
Делается попытка проанализировать драматургическое творчество тайского короля Рамы VI Вачиравуда (1881-1925). Материалом для исследования послужила его поздняя пьеса «Захват власти», написанная в 1923 г. в форме европейской пьесы-дискуссии с элементами сатирической комедии. Монарха считают основоположником новой тайской драмы. Если раньше театр играл развлекательную роль, и в литературе преобладала любовная тематика, то под влиянием западных тенденций, а также изменений в обществе, монарх создал новые жанры с политической проблематикой. Одна из разновидностей этого жанра - пьеса-дискуссия. Впервые в отечественном и западном литературоведении проанализирована тайская пьеса с социально-политическим содержанием, выявлены самобытные и инонациональные черты, присущие этому литературному жанру в Сиаме (название Таиланд появилось в 1939 г.). «Захват власти» - это образец интеллектуальной драмы, в которой нашли свое воплощение актуальные вопросы жизни тайского общества начала XX в. Выбор этой драматургической формы обусловлен стремлением автора представить в образной форме злободневные проблемы. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в лекционных курсах по литературе Таиланда, а также при дальнейшем изучении литературного процесса и анализа становления тайской драматургии Нового времени.
Ключевые слова
На основе введенной дефиниции «аллюзия» рассматриваются интертекстуальные включения в «готических» текстах, представленные историческими, религиозными, мифологическими, библейскими и литературными типами аллюзий. Используются методы историко-литературного, текстологического, культурологического исследования художественных произведений. Главными становятся выводы о том, что аллюзия не только служит отсылкой к тексту-источнику и является знаком сюжетной ситуации, но и выступает элементом существующего текста, включаемого в создаваемый текст, то есть в интертекст, который, с одной стороны, представляет собой организацию заимствований текста, с другой - метод художественного мышления, основанный на вхождении «готических» текстов в единый дискурс.
Ключевые слова
Исследуются типологические особенности формирования и развития адыгейской национальной литературы послевоенного десятилетия. Анализируются своеобразие проблематики, эволюция конфликта, особенности художественной формы прозы и поэзии Т. Керашева, А. Евтыха, Ю. Тлюстена, М. Паранука, С. Яхутля, К. Жане. Устанавливаются структурно-стилевые особенности жанров рассказа, повести, лирического стихотворения, поэмы, определенные, с одной стороны, теорией бесконфликтности, а с другой - попытками решения актуальных тем и усилением художественной проблемности. Определяются и формулируются черты нового, промежуточного этапа литературного процесса, вызванные неоднозначной и противоречивой культурно-исторической эпохой конца 40-х - начала 50-х гг. Использование историко-литературного и сравнительно-типологического методов позволило аргументировать выводы о том, что, несмотря на идеологическое давление государственной системы и влияние теории бесконфликтности, адыгейская проза и поэзия пытаются встать на путь правдивого в художественном отношении показа реальности, а это оказывает влияние на дальнейшем развитие героико-романтической линии. Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в решение проблем эволюции различных жанров литературы. Практическое значение связано с возможностью применения при исследовании истории литературы, разработки вузовских учебников и учебных пособий.
Ключевые слова
Рассматривается взаимосвязь древнерусской литературы и фольклора на примере «Жития Петра и Февронии» (XVI в.) Ермолая-Еразма. Выявляется и анализируется сходство повести с произведениями устного народного творчества, в частности, с волшебными сказками. Отмечается, что являясь оригинальным произведением, «Житие» мало напоминает повествование подобного рода, так как в нем сочетаются элементы жития (чудеса при жизни героев и после их смерти) и волшебной сказки (змееборчество, Агриков-меч, загадывание и отгадывание загадок). В процессе анализа прослеживается, что сюжетообразующим материалом послужила легенда о мудрой девушке-крестьянке, излечившей князя от болезни и впоследствии ставшей его женой, имеющая фольклорные корни, которые проявляются как в сюжете произведения, так и в отдельных его эпизодах. В целом же, полученные результаты могут представлять интерес в изучении, анализе и сопоставлении произведений древнерусской литературы, художественных текстов, поскольку во многих произведениях данного периода обнаруживаются фольклорные мотивы.
Ключевые слова
Рассматривается проблема жанровых трансформаций классической формы романа в современной литературе. В русле эстетики постмодернизма анализируются нетипичные романные признаки, позволяющие подтвердить основной тезис исследования - о формировании новой родовой формы. Целью стало выявление основных направлений видоизменений романа. Характеризуются такие явления исследования, как тяготение к эссеистике и философичности, к языковой и стилистической ненормативности; структурные изменения (ослабленность сюжета, клиповая структура, смешение художественных стилей в пределах одной видовой формы - романа и др.); пародийность, ироничность, форма римейка; популярность остросюжетных жанровых форм. На основании этого констатируется, что происходит смешение художественных принципов высокой и массовой культуры, обусловившее изменение классической трактовки личности. Базовая постмодернистская методология анализа поставленной проблемы позволяет подтвердить тезис о необходимости пересмотра привычного аристотелевского деления на литературные роды в направлении выделения еще одной родовой разновидности - романа.
Ключевые слова
Предпринимается попытка рассмотреть русскоязычную прозу национального автора, формирующуюся в пространстве двух культурных семиосфер - русской и национальной, ее этноментальные основы и общекультурные черты. Выделяются и анализируются специфические национальные особенности русскоязычного художественного творчества автора. Доказывается, что выбор языка связан с особенностями авторского видения, и никак не означает замену этнического. Результаты исследования теоретически значимы и заключаются в систематизации подхода к проработке целостного образа персонажа, способствуют определению основополагающих закономерностей и могут быть использованы при анализе творчества других писателей. Делается вывод о том, что произведения писателя на русском языке являются частью национальной культуры.
Ключевые слова
Исследуются типологические особенности историко-революционной прозы начала 60-х гг. XX века на материале повести Х. Ашинова «И зимою гром гремит…». Анализируются своеобразие проблематики, сюжета, расстановки персонажей и особенности художественной формы произведения. Устанавливаются черты конфликта, вызванные, с одной стороны, традициями отечественной литературы, заложенными в 30 - 50-гг., с другой - культурно-исторической ситуацией 60-х гг. Определяются и формулируются особенности нового этапа формирования историко-революционной прозы - усиление художественной проблемности за счет введения лирического элемента и формирование жанра «малой повести» философско-нравственной проблематики. На основе сравнительно-типологического, концептуального и интертекстуального методов аргументируются выводы о том, что в творчестве Х. Ашинова нашли отражение особенности адыгейской национальной прозы 60 - 80-х гг., выразившие такую типологическую черту отечественной литературы, как усиление субъективно-повествовательной линии, наполнившее художественное произведение новым поэтическим содержанием. Научно-теоретическая значимость работы заключается в исследовании важнейшей проблемы эволюции стиля Х. Ашинова, а также в рассмотрении влияния на творчество писателя литературной традиции лирической прозы. Практическое значение статьи связано с возможностью ее применения при исследовании истории литературы, разработки вузовских учебников и учебных пособий.
Ключевые слова
Исследуются особенности формирования образной системы в современном северокавказском романе-мифе, цель - изучить влияние мифопоэтики на принципы его образостроения. Для этого решаются следующие задачи: выявление архетипических истоков образов, исследование степени их мифологизации, анализ концепции человека в контексте романов Н.Джусойты, М.Булкаты , Х.Бештокова, Ю.Чуяко, Н.Куека, Д.Кошубаева. Для исследования мифотворчества северокавказских писателей используются принципы сравнительно-типологического, структурно-семиотического методов, синхронический и диахронический подходы. Устанавливается, что мифопоэтика существенно повлияла на состав и характер образной системы северокавказского романа-мифа, на концепцию человека в мифопоэтическом контексте повествовательного нарратива. Теоретическая значимость заключается в определении специфики образостроения современного северокавказского романа-мифа. Практическая значимость состоит в возможности применения в практике вузовского преподавания, в спецкурсах по истории северокавказской литературы, в изучении жанра северокавказского романа-мифа.
Ключевые слова
До настоящего времени система мифологических персонажей в фольклорной культуре черкесской диаспоры остается неизученной. Тем более актуальными являются вопросы освещения локальных особенностей функционирования текстов этого цикла. Полевые исследования 2014 и 2015 гг., проведенные автором, являются первой попыткой выявления номенклатурного состава системы персонажей «низшей» мифологии черкесов Анатолии и локальных особенностей бытования текстов. Целью исследования является сравнение текстов диаспоры и материалов «метрополии» на предмет установления как универсальных, так и местных, характерных только для исследуемой локальной традиции мифологических явлений (функций, имен, визуальных характеристик, локусов мифологических персонажей). Собранные материалы исследуются методами сопоставления, структурно-функционального, дискурсивного анализа. К мифологическому материалу, собранному в черкесском диаспорном «поле», подобные методологические принципы применены впервые. Установлено, что основными факторами формирования эндемичных мифологических явлений можно отметить ландшафтный (изменение привычной среды обитания), социальный (специфика отношений в замкнутой общине) и исторический (факты истории Османской империи). Исследование актуально в свете проблем описания локальных культурных традиций. Эмпирический материал и аналитические выводы исследования будут полезны для теоретических разработок по картографированию фольклорно-мифологических явлений, а также по социальной истории и культуре диаспорных сообществ.
Ключевые слова
На полевых материалах авторов рассматриваются формы бытования мифо-эпических текстов в фольклоре черкесской диаспоры Турции. Мифо-эпическая (нартская) традиция - космогония, песни и предания о героях - представлены в фольклоре анатолийских черкесов сравнительно небольшим корпусом устных текстов. Однако их особая ценность заключается в отсутствии влияния книжной и медиа- культуры. Целью является, во-первых, объективация оригинальных фольклорных памятников, которые на исторической территории в живом бытовании не сохранились, во-вторых - выявление особенностей их бытования и социально-прагматических функций, обусловленных проживанием вне исторической территории. В названных аспектах мифо-эпические жанры черкесского диаспорного фольклора рассматриваются впервые. Полевые методы: включенное наблюдение и неформализованная беседа-интервью; аудиовизуальная фиксация и записи в дневнике. Методы обработки материалов: сравнительно-типологический, структурно-функциональный, прагматический анализ.
Ключевые слова
Рассматриваются детские величальные песни, выделяемые в отдельную жанровую группу. Отмечается, что исследователями-адыговедоведами изучены некоторые вопросы относительно функций песен величания детей, характера их приуроченности к обрядам. Целью является описание художественной специфики текстов, типологических особенностей образостроения. Акцентируется внимание на том, что в исследуемом жанре выделяются песни, приуроченные к празднику рождения ребенка и собственно величальные песни. Отмечается повествовательный характер детских величальных песен. Практическая и научная значимость исследования заключается в раскрытии общности мотивов и клишированных формул величальных и колыбельных песен. Установлено, что ведущим мотивом в песнях, посвященных и мальчикам, и девочкам, является пожелание благополучного будущего, счастливой жизни. Выявлено, что подобно колыбельным детские величальные песни выполняют предрекательную, благопожелательную и предохранительную функции. Для достижения поставленных задач применены сравнительные, структурно-типологические методы исследования. Схожесть мотивов и формул адыгских детских величальных песен и колыбельных приводит к контаминации жанров: песни исполняются как в контексте детских ритуальных празднеств, так и вне обряда.
Ключевые слова
С целью лингвокоммуникативного исследования интернет-комментария описываются языковые единицы, обращение к которым вызвано эмоциональной напряженностью, возникающей в процессе обсуждения критической статьи журналиста. Анализ интернет-комментариев к материалам «Новой газеты», осуществленный с помощью интенционального метода, позволил выявить лингвостилистические свойства текстов, имеющих двойственную природу. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что язык и стиль интернет-комментария, выполняющего воздействующую функцию, свидетельствуют о повышенной эмоциональности и речевой агрессии. Стилистически сниженные языковые единицы, отражающие индивидуальные особенности речи, употребляются с целью создания отрицательной оценки фактов или событий и/ или демонстрации резко негативного отношения к той или иной публичной личности, деятельность которой является предметом критики в журналистском материале. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для развития коммуникативной стилистики, а также других актуальных направлений дискурсивной парадигмы отечественного и зарубежного языкознания - интернет-стилистики и виртуального жанроведения.
Ключевые слова
Проводится исследование этнического и социально-политического состава редакторского корпуса первых общественно-политических газет русскоязычной эмиграции США конца XIX в. В ряду основных задач публикации - выявление и характеристика объективных факторов, повлиявших на редакционную политику и судьбу эмигрантской прессы. Установлено, что большинство редакторов были представителями еврейской национальности, при этом - образованными носителями русского языка и культуры. Их политические взгляды и социальное поведение были обусловлены историей их происхождения и личностного формирования на территории Российской империи, отличавшейся дискриминационной национальной и религиозной политикой. Свои политические настроения эти эмигранты перенесли на землю Америки, известной своим социальным, религиозным и политическим плюрализмом, где в короткий период смогли организовать издание целого ряда общественно-политических газет. Однако анализ истории этих изданий показал, что вследствие материальных и культурно-образовательных проблем все издания социалистов и сочувствующим им потерпели неудачу, а сами редакторы перенаправили свои интересы на ассимиляцию в новой стране и реализовались там в других видах деятельности. Результаты настоящего исследования, основанного на оригинальном фактографическом материале, помогут глубже и детальнее осмыслить неоднозначные процессы, происходившие в истории развития русскоязычной эмигрантской прессы США конца XIX века.
Ключевые слова
Впервые предпринимается попытка выделить единицу иерархии в массовой коммуникации как сложной системе, путем рассмотрения структурного взаимодействия основных факторов стратификации участников коммуникации и закрепления определенной таким образом модели в рамках вводимой автором новой трактовки понятия коммуникативного статуса. Данные, полученные в рамках исследования путем рассмотрения отечественных и зарубежных авторитетных источников и реферируемых научных изданий, посвященных вопросам развития представлений о системной природе массовой коммуникации, исследованию и критике существующих моделей данного процесса, рассмотрению стратификации акторов в его рамках, а также широкого применения теоретических методов системного и структурного анализа раскрывают основные закономерности формирования иерархии процесса массовой коммуникации и позволяют выделить новую эпистемологическую единицу «коммуникативный статус» в основе понимания коммуникации как сложной системы. Результаты исследования имеют теоретическую значимость, фактически вводя новое понятие в теорию массовой коммуникации и позволяя в перспективе сформировать оптимизированную объективную модель данного процесса на основе выявленных закономерностей формирования его иерархической структуры. В практическом плане данные результаты могут позволить построить систему практических рекомендаций по повышению эффективности коммуникативных практик масс-медиа.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности создания визуальной составляющей различных игровых проектов, разработанных расположенными на территории Японии студиями, которые не только оказались коммерчески успешными, но и внесли ощутимый вклад в развитие гейм-дизайна как вида проектной деятельности. Исследование охватывает как художественные приемы, применяемые при разработке игровых персонажей, локаций и иных аспектов игровой среды, так и технические вопросы, связанные с использованием определенного программного обеспечения с целью повышения экспрессии геймплея. Научная значимость заключается в попытке выработать системный подход к реализации различных визуальных решений посредством программного обеспечения при учете актуальных тенденций в индустрии интерактивных развлечений. Изучение применяемых при создании игровых проектов художественно-экспрессивных средств получает особую практическую значимость за счет необходимости переноса общехудожественного инструментария в цифровую среду, характеризующуюся целым рядом уникальных характеристик, делающих необходимым модификации визуального ряда с целью повышения эргономичности игрового пространства и его привлекательности для целевой аудитории. На основании опыта ведущих разработчиков игр Японии выявляются и анализируются особенности применения компьютерной графики с использованием художественно-экспрессивных средств, позволяющих интенсифицировать игровой опыт и инициировать потоковое состояние, способствующее получению реципиентом положительных эмоций Результаты данного исследования могут применяться при разработке отечественных конкурентоспособных цифровых игр.
Ключевые слова
Рассматриваются средства и способы формирования пространства в музыке от Средневековья до XX века через выявление способов особого взаимодействия средств музыкальной выразительности. Цель - показать разнообразные средства и способы создания пространства в музыкальном образе, а также характер их эволюции в истории музыкального искусства. Исследование проводится с использованием методов герменевтики, компаративистики, музыковедческого анализа. Анализируется теоретическая литература в области философии, эстетики, культурологии, музыковедения с позиции взаимоотношения понятий «художественный» и «музыкальный образ». На музыкальных примерах показываются пути воссоздания различных масштабов пространства в музыке, соотношение рельефа и фона, параметров ближе - дальше, различных планов пространства в музыкальном образе. Доказывается, что пространство как музыкальный образ в наибольшей степени разработано в музыкальных произведениях авторов ХХ века. Это проявилось не только в оригинальных музыкальных композициях, но и в эстетизации акустических свойств реального пространства, в многообразии уникальных архитектурных конструкций концертных залов по всему миру, необычном расположении оркестра и оркестрантов в сценическом пространстве, а также понимании пространства в виде темы-проблемы (онтологической или экзистенциальной) отражения человека в музыкальном искусстве. Теоретическая новизна исследования состоит в разработке методики анализа пространства в музыкальном произведении, практическая значимость - в выявлении средств музыкальной выразительности, подчеркивающих пространственность музыкальной материи.
Ключевые слова
Анализируется вокально-инструментальное музицирование как наиболее распространенный вид творческой деятельности в музыкальных традициях народов Востока, являющийся одним из актуальных объектов изучения восточной монодии, способный во многом отобразить специфику данной монодической системы. В методологическом плане исследование специфики различных видов музицирования как исходной формы музыкальной деятельности чрезвычайно плодотворно, так как именно практическая деятельность во многом определяет особенности музыкального мышления, в том числе монодии. В этом аспекте рассматриваются концептуальные основы сольного вида музицирования, которые в обобщенном - логическом - плане определяются как принципы организации и структурные особенности деятельности музыканта-солиста. В качестве концептуальных основ избираются самодовлеющий статус творческого «я» музыканта-солиста, его центральность во всем музыкальном процессе, а также его руководящая функция по выбору тех или иных элементов в формировании и развертывании целостного интонационного процесса. Существенными сторонами реализации творческой деятельности музыканта-солиста являются ментально-мировоззренческий аспект его творческого «я», формирующийся соответствующими национальными традициями, а также единоличное управление сольной презентацией, которая обусловливает неизбежность процесса освоения необходимыми знаниями и практическими навыками для полноценной сольной музыкальной деятельности. Рассмотрение концептуальных основ деятельности музыканта-солиста в системе восточной монодии способствует расширению и углублению знаний о специфике традиционной музыки народов Востока.
Ключевые слова
Анализируются итоги прошедшей Международной научной конференции «Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе» на базе Адыгейского государственного университета (Россия, Майкоп). Расскрываются многоплановость и разнонаправленность научных интересов ученых искусствоведов, историков, педагогов, психологов, религиоведов, филологов, философов. Очевидна попытка коллективного взаимодействия по планированию стратегии и тактики дальнейших научных исследований в данном направлении, а также унификации специальной терминологии, относящейся как к базовым понятиям - «религия», «вера», «традиционная вера», «монотеизм», «политеизм», «язычество», так и к прикладным определениям - «религиозная музыка», «духовная музыка», «религиозные обряды», «религиозное искусство» и т.п. В процессе работы конференции выявлены недостаточная сформированность научных контактов: слабая корреляция ученых, исследующих богослужебные практики и культовые искусства в поликультурном мире; отсутствие общих и специфических методологических установок анализа культовых искусств в контексте богослужебных практик; несогласованность терминологии у ученых разных научных направлений, этнической и конфессиональной принадлежности; отсутствие фонда видео- и аудио материалов, позволяющих составить представление о мозаичной картине современного поликонфессионального общества; неравномерность фиксации и научного осмысления современного состояния процессов религиозного и национального возрождения современной постсоветской России, усиления потребности практического отправления богослужений и интереса к культовым искусствам. Установлено, что подобная ситуация может инициировать долговременные научные изыскания в рамках исследовательского проекта.