Впервые рассматриваются структурные и функциональные аспекты фразеосхем с опорным компонентом-неполнознаменательным словом через призму традиционной для теории языка научной парадигмы «язык и речь», что помогает выявить и систематизировать в составе единой группы фразеосхемы с опорным компонентом, выраженным междометием, предлогом, частицей и союзом. Теоретическая значимость состоит в расширении и углублении представлений о синтаксических фразеологических единицах современного русского языка, их месте в системе языка и особенностях функционирования в речи, в обеспечении методологической основы для дальнейшего их теоретического изучения, а также для фразеографического кодифицирования на материале как русского, так и других языков. Научная новизна заключается в полиаспектном описании фразеосхем данной группы, что позволило: выявить специфические виды значений таких фразеосинтаксических схем и определить их продуктивность; установить модели построения каждой фразеосхемы и отметить их специфику; параметризировать обязательные неизменяемый и изменяемый компоненты, а также факультативные компоненты синтаксической структуры каждой фразеосхемы; установить степень актуальности внутренней формы опорных компонентов, а также синтаксических отношений между обязательными компонентами; изучить синтагматические свойства фразеосхем в аспекте распространения и сочетаемости; обосновать фразеологическую природу фразеосхем данной группы.
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение
2016. — Выпуск 3
Содержание:
Проводится сравнительный анализ пословиц для выявления различных художественно-изобразительных средств и приемов: сравнения, метафоры и антитезы. Описаны такие виды повтора, как фонетический, морфологический, лексический и т.д., что усиливает выразительные возможности языка. Рассмотрены пословицы, которые функционируют в художественных текстах в таком виде, в каком они фигурируют в речи говорящих на адыгейском языке. В ряде случаев при введении пословиц в текст художественного произведения писатели подходят к ним творчески и в соответствии с авторской мыслью они их переоформляют, сохраняя в цельности ядерное смысловое содержание паремий. Результаты анализа показали, что перефразированные пословицы в дальнейшем могут получить широкое распространение в языке и речи, вследствие чего они становятся важной составной частью адыгейской словесности.
Ключевые слова
Рассмотрение арабских заимствований в ногайском языке, изучение их лексико-семантических особенностей, безусловно, относятся к числу актуальных проблем не только исторической лексикологии, но и современного состояния лексической системы данного языка. Цель исследования заключается в выявлении в современном ногайском языке арабизмов, их всестороннем, системно-комплексном описании, в попытке определения их принадлежности к тому или иному лексико-семантическому разряду. Научная новизна и практическая значимость состоят в определении этимологии, подробном освещении семантических процессов, характерных для ориентализмов (арабизмов) ногайского литературного языка и его диалектов. В работе в основном используется описательный метод с апелляциями сравнительного характера к близкородственным языкам. Попытки уточнения этимологии ряда лексических единиц потребовали применения также сравнительно-исторического анализа. Установлено, что арабизмы в ногайском языке составляют определенные параллели с такими же заимствованиями в других северокавказских и дагестанских языках, образуя единые изоглоссы, но отличаясь в ряде случаев своими особенностями в фонетическом и семантико-грамматическом аспектах. Древние заимствования из арабского языка, прочно закрепившись в лексической системе, обогатив ее, широко употребляются как в разговорной речи, так и книжных стилях литературной формы современного ногайского языка.
Ключевые слова
В рамках антропоцентрической парадигмы исследования взаимоотношений языка и мышления выявляются основания для моделирования авторского художественного сознания, представляющего собой совокупность когнитивной, эмотивной, коммуникативной и семиотической подсистем концептосистемы художника слова как творческой языковой личности элитарного типа. Рассматривается специфика взаимосвязи смысловой сферы личности и «знаков авторства» художника, позволяющих получить доступ к информативно-смысловой сфере личности в исследовательских целях. Доказано, что художественный текст является результатом когнитивной деятельности автора как цельная эмотивно-информативно-образная коммуникативная система, отражающая в эстетической речевой деятельности с помощью знаков языка авторскую точку зрения на мир и человека. Сделан вывод о том, что авторское художественное сознание как реконструированная на базе анализа текстов творческой личности модель представляет собой совокупность когнитивной, эмотивной, коммуникативной и семиотической подсистем концептосферы автора, находящихся в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности со смысловой сферой художника слова. Актуальность определяется выявлением предпосылок, обусловливающих моделирование авторского художественного сознания на основе интерпретации совокупности текстов, созданных творческой языковой личностью. Научная новизна работы и практическая значимость определяются интегрированием положений когнитивной лингвистики, психолингвистики, литературоведения, лингвистических дисциплин, психологии личности, лингвокультурологии, что позволяет рассматривать художественный текст как модель мира автора, отражающую через знаки языка специфику смысловой сферы художника слова, его ценностные ориентации.
Ключевые слова
Исследуются лингвистические особенности турецкого политического дискурса устного публичного выступления. Материалом для анализа послужили устные публичные выступления современных турецких политических лидеров. Целью исследования явилось выявление лингвистических особенностей турецкого политического дискурса устного выступления. В статье сделан вывод о том, что если одной из особенностей политического дискурса устного публичного выступления является оказание воздействия на адресата. Прагматическая составляющая играет особую роль, заключающуюся в целенаправленном отборе языковых средств, способствующих оказать воздействие. При таком отборе учитываются особенности аудитории. Особый интерес к лексическим особенностям турецкого политического дискурса устного публичного выступления заключен в роли, которую они играют в профессиональной деятельности политического деятеля. Различные языковые средства политического дискурса устного публичного выступления политического деятеля дают полноценную картину о богатстве, сложности и степени образности политического дискурса. Устойчивые выражения и модизмы облегчают восприятие устного публичного выступления, элементы разговорной речи в устном публичном выступлении используются для негативной характеристики политических соперников. Наличие паремий и образных выражений оживляет и делает речь политического деятеля более презентабельной и яркой, что способствует реализации коммуникативных задач.
Ключевые слова
Выявляется специфика категории связности неформального интервью. Работа охватывает отношения между языковыми элементами в потоке речи собеседников и согласует речевые действия с опорой на социокультурную ситуацию общения. Впервые выяснено, что процесс общения интервьюера и респондента разворачивается особым образом, конфигурируя свои речевые действия в соответствии с текущей социокультурной ситуацией. В ходе проведенной работы были сформулированы следующие выводы: 1) респондент, принимая на себя функцию адресата сообщения, реализует разнообразные - порой даже несовместимые - образы; 2 ) интервьюер, бесперебойно переключаясь от одного образа респондента к другому образу, видоизменяет свои текущие стимулирующие действия, которые, поддерживая связность предшествующих реплик, характеризуются уместностью в плане того образа, который принял на себя респондент в данный момент; 3) анализ риторических структур диалогического текста неформального интервью исходно предполагает, что данный текст предстает функциональным и иерархическим единством; 4) спонтанная беседа интервьюера и респондента, нацеленных на решение конкретных неречевых задач, выявляет наличие соответствующего функционального компонента; 5) иерархическая организация текста в этом случае является менее очевидной, поскольку собеседники спонтанно планируют свои речевые задачи, не могут прогнозировать реакции друг друга на выражаемые в процессе взаимодействия стимулы.
Ключевые слова
Исследуется специфика, степень продуктивности и функционирование неологизмов в разносистемных языках. Сопоставительное изучение языков в когнитивном и коммуникативном аспектах является одной из актуальных проблем современной лингвистической науки. Подобная тенденция дает возможность детально проанализировать и классифицировать основные экстралингвистические параметры, в рамках которых эволюционирует язык. Это вносит определенный вклад в изучение неродственных языков в теоретическом и практическом плане. В этой связи весьма продуктивным является дескриптивный метод анализа новых номинаций в современном языковом пространстве, где особый интерес представляют неологизмы, связанные с глобальной сферой «Человек и социум». Установлены тенденции формирования и метафоризации неологизмов неродственных языков. Материал исследования расширяет представление о семантической системе обоих языков и стимулирует дальнейшие изыскания в этой области.
Ключевые слова
Рассматриваются основные характеристики оттерминологических единиц, используемых в художественных произведениях М. Шолохова, с целью выявления структурно-семантических, экспрессивных и этнолингвистических особенностей оттерминологических единиц в анализируемом материале. Практическая значимость работы определяется тем, что примененная методика анализа рассматриваемых слов и словосочетаний в шолоховских текстах может быть применена для изучения специфики данных единиц в художественных произведениях других как отечественных, так и зарубежных авторов, а научная новизна - в попытке комплексно подойти к проблеме функционирования оттерминологических единиц в языке произведений донского писателя. На основе описательного, компонентного и контекстуального анализа делается вывод о том, что для классификации оттерминологических единиц, выступающих в художественных произведениях М. Шолохова в качестве одного из наиболее важных источников их экспрессивности, значимыми являются идеографический, формальный и территориальный критерии. Анализ данных единиц по вышеуказанным критериям не только позволяет выявить их языковое своеобразие, но и предоставляет возможность оптимизировать дальнейшее комплексное исследование рассматриваемых слов и словосочетаний. Кроме того, выясняется, что исследование особенностей употребления оттерминологических единиц определенных тематических групп в произведениях М. Шолохова, посвященных донскому казачеству, позволяет определять их как этнокультурные маркеры.
Ключевые слова
Исследуется один из самых сложных, актуальных и многогранных для современной лингвистики вопрос языковой вариативности. Предметом выступают варианты и инварианты как составные части языковой системы. Изучение вариативности единиц языка является междисциплинарной проблемой и представляет собой лингвосоциологическое исследование. На наш взгляд, нигде так тесно не переплетены экстралингвистические и собственно лингвистические факторы развития и функционирования языка, как в вопросах варьирования его структурных единиц. Вариативность языковых единиц убедительно доказывает инвариантно-вариантное строение языковой системы в целом. Одна и та же языковая единица может и функционирует в языке в виде многих разновидностей, но при этом остается сама собой, сохраняя неизменные свойства. Cам факт существования единицы языка в конкретный момент времени есть ее варьирование, то есть сосуществование множества ее вариантов. Можно утверждать, что форма реального бытия каждой конкретной языковой единицы и есть вариант. Практическая и научная значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки теории вариативности, а также уточнения понимания терминов «вариант» и «инвариант». Дальнейшая разработка теории вариативности определенно станет вкладом в общее и сравнительно-типологическое языкознание.
Ключевые слова
Основной целью является выявление и исследование общих и отличительных структурно-семантических и грамматических особенностей немецких предлогов и карачаево-балкарских послелогов. В соответствии с этим ставятся задачи раскрыть синтаксические и функциональные особенности предлогов и послелогов, и на этой основе выявить сходство и различие исследуемых явлений сопоставляемых языков; выработать основные принципы успешного освоения данного материала (наглядность, сопоставительный анализ правил родного и немецкого языков и др.). Проанализировав значения рассматриваемых предлогов и сопоставив их с аналогичными соответствиями карачаево-балкарского языка, можно сделать следующие выводы: значения немецких предлогов можно передать на карачаево-балкарский язык соответствующими послелогами, а также другими средствами, выражающими функциональное соответствие рассматриваемого значения определенного предлога.
Ключевые слова
Впервые делается попытка выделить лично-местоименные префиксы и описать их функции в хаттских глаголах и именах путем сравнения с лично-местоименными префиксами в абхазо-адыгских языках. При выделении префиксов во внимание принимались закономерные звуковые соответствия гласных, а также согласных в хаттском и абхазо-адыгских языках по звонкости - глухости, мягкости - твердости и т.п. Хаттские префиксы даются в латинице, их абхазо-адыгские соответствия - в кириллице. Материалом исследования послужили тексты двух билингв: «О боге луны, упавшем с неба» и «Строительный ритуал». Методика исследования основана на сравнительно-сопоставительном анализе двух или более языков с исторической точки зрения. Анализ лично-местоименных префиксов в хаттском языке на материале хронологически разновременных текстов и их сравнение с лично-местоименными префиксами абхазо-адыгских языков выявил переход от классного к личному спряжению глаголов в хаттском языке и возникновение притяжательных префиксов на базе именных классных показателей. Однако соотнесенность одного и того же лично-местоименного префикса с несколькими лицами единственного и множественного числа свидетельствует о том, что этот процесс тогда еще не завершился. Тем не менее, несмотря на большой промежуток времени, разделяющий хаттский и абхазо-адыгские языки, число соответствий лично-местоименных префиксов в этих языках достаточно велико, что позволяет говорить об их родстве. Результаты исследования могут быть использованы при дешифровке древних текстов.
Ключевые слова
Анализируется феномен конвергенции стилей различных дискурсов в условиях современной коммуникации. В качестве примера рассматривается конвергенция научного дискурса и информационно-аналитического медиадискурса на материале русской деловой прессы 2000-2010 гг. Материал исследования - деловые издания «Коммерсантъ», «Ведомости», «Эксперт», «РБК-daily», «Деньги», «Секрет фирмы», «D’», «Экономика и жизнь». Характерными признаками лексики научного дискурса, используемого журналистами-аналитиками, являются абстрактные имена, термины, номинализованные структуры. Значения абстрактных имен участвуют в категоризации мира средствами логического познания, поэтому предпочтение абстрактной лексики сигнализирует о процедурах аналитического и синтетического упорядочения знаний о мире. Термин как разновидность лексики принадлежит к языковым средствам точного и объективного описания мира, интерпретируемого в концептосферах специализированного знания. Номинализованные структуры репрезентируют значения через абстрагирование, представление процесса или явления в его обобщенных чертах. Данная лексика проанализирована на примерах из деловой прессы 2000-2010 гг. Ее функционирование в рамках медиадискурса свидетельствует о тенденции к сближению медиакартины с научной картиной мира. Информационно-аналитический медиадискурс устанавливает негласную стилевую и референциальную конвенцию элитаризации аудитории.
Ключевые слова
Рассматривается интралингвальный аспект экологии языка, связанный с культурой речи, в частности, результаты исследования нарушений правильности, ясности, логичности, выразительности и других коммуникативных свойств в речи студентов-нефилологов и причины коммуникативных неудач. Проблемы лингвоэкологии определяются как важная составная часть экологии культуры. Проведенное исследование позволяет оценить состояние речевой культуры современного общества, разглядеть некоторые опасные процессы, протекающие в ней, и это важно, поскольку хорошее владение русским языком, правильная речь были и будут актуальны всегда. Использование адекватных поставленным задачам методов исследования: наблюдения за спонтанной речью студентов во время устного и письменного опроса и выполнения практических заданий, тестирования, анкетирования; систематизации и описания ошибок с использованием количественных и качественных характеристик, анализ причин их возникновения - позволило собрать достаточную для обоснования предлагаемых выводов доказательную базу. В рамках исследования дается характеристика состояния речевой культуры общества на современном этапе, обосновывается необходимость защиты русского языка, выявляются пути повышения речевой культуры молодого поколения. Систематический лингвоэкологический мониторинг, выявляя нездоровые явления и тенденции массовой речи, позволяет вовремя решать проблему по их устранению. Таким образом, данное исследование вносит определенный вклад в развитие обозначенного, интралингвального, аспекта экологии языка, предлагая осмыслить культуру языка в экологическом аспекте, то есть как часть здоровой окружающей речевой среды существования. Делается вывод о том, что основной опорой в процессе корректировки речевых навыков студентов может служить академическая речь студентов, которая выдерживается в рамках научного (книжного) стиля.
Ключевые слова
Впервые рассматриваются вопросы мастерства Бориса Утижева (1940-2008) на материале его лирики в связи с проблемой новаторства и творческой индивидуальности, а также исследуются особенности эволюции жанров лирики в адыгской поэзии, в которую внес весомый вклад Борис Утижев. Эстетический анализ стихов поэта проведен на основе подстрочных переводов на русский язык. Эта методика оправдана отсутствием художественных переводов. Целью является внедрение в научный оборот новых материалов, касающихся малоисследованной грани творчества известного драматурга и писателя. Особое внимание уделено своеобразию поэта в создании нового стихового качества и оригинальной звуковой организации стиха. Приведены разные точки зрения теории в определении понятия «философская лирика». Исследуется оригинальность изобразительно-выразительных средств Б. Утижева. Результаты научных наблюдений статьи могут быть внедрены в практику средних и высших заведений, в которых изучается творчество Б. Утижева. Они будут востребованы студентами, аспирантами и исследователями литературы народов Северного Кавказа.
Ключевые слова
На материале романа «Буря» известного чеченского писателя Абузара Айдамирова рассматривается «мифологема благородного разбойника», легендарного абрека начала ХХ века Зелимхана Харачоевского. Выявляется и анализируется типология фольклоризма чеченской исторической прозы в области темы абречества в единстве жанра, художественной структуры, поэтической образности. На основе историко-литературного и текстологического методов отмечается, что все двадцать восемь глав произведения отличаются глубиной и сложностью поставленных в них общественных, философских, нравственных, психологических вопросов. В них с особой силой встаёт стремление автора показать судьбу родины через судьбу своего героя, показать в нём формирование чувства долга, ответственности перед собой, народом, родиной. История народа в романе тесно переплетена для А. Айдамирова с его личной судьбой, она необыкновенно актуальна для писателя, поскольку это и есть одна из граней, объединяющих излюбленные темы писателя - темы родины и свободы. Утверждение особенностей национального характера происходит через призму истоков и судьбы его героев, прежде всего Зелимхана. Значимость данной темы определяется не только сугубо национальным и региональным, локальным, конкретно историческим характером материала, актуального не только для чеченской и северокавказской традиции, но и его общечеловеческими признаками, зафиксированными в архетипических образах и мифологемах благородного разбойника, в самом его феномене, неотъемлемом от исторического и духовного развития практически любого этноса.
Ключевые слова
Проводится краткий обзор зарождения нового этап развития американской литературы, выраженный, в частности, в появлении нового типа героя с характерными признаками «коллективного индивида». Его появление характеризуется слиянием философский и литературоведческих категорий, что наиболее ярко проявляется в «Нью-Йоркской трилогии» Пола Остера. Исследование представляет новый взгляд на человека (персонажа) в обществе таких же как он субъектов. Представлена инновационная для американской литературы точка зрения на читателя как человека, способного совершать духовный скачок от веры в истинность своего бытия (избранность США среди всего человечества) до сакральной истины (видение американской нации как части человечества). Работа базируется на трудах российских философов, сторонников интуитивизма (Н.О. Лосский) и гносеологии (Н.А. Бердяев).
Ключевые слова
Исследуется феномен симулякра, выполняющего в художественном пространстве литературы постмодернизма функцию познания истины, как способ отражения воображаемой действительности. В рамках постмодернистской литературоведческой парадигмы рассматривается амбивалентная функция симулякра, способного не только разрушать целостное представление о действительности, но и формировать из осколков восприятия новый невозможный объект. Особое внимание уделяется снам, сновидениям, которые имеют концептуальное значение в поэтике постмодернизма. Сон - это код, который транспонирует земное в вечное. Цель - на материале текста Дж. Кошубаева «Был счастья день» проанализировать механизм образования и действия симулякров, которые заменяют собой в пространстве постмодернистского текста художественные образы. Научное и практическое значение исследования состоит в том, что полученные данные могут способствовать более детальному изучению этого феномена, имеющего различные формы своей реализации в художественном слове, так как целостная теория симулякра и методология его анализа в современном литературоведении недостаточно разработана.
Ключевые слова
На основе концепции интертекста и интертекстуальности М.М. Бахтина, Ю. Кристевой и других рассматриваются интертекстуальные стратегии в английской «готической» прозе XVIII в. Анализируются два вида интертекстуальности: внутренней и внешней. Текстовая реализация внутренней интертекстуальности происходит в литературной мистификации, во вставных внутритекстовых элементах. Внешняя интертекстуальность проявляется в синкретической интертекстуальности, в аллюзиях, реминисценциях и эпиграфах. Используются методы историко-литературного, текстологического, культурологического исследования художественных произведений. Научная и практическая значимость и актуальность работы определяются неизученностью проблемы интертекстуальности «готических» текстов. Главными становятся выводы о том, что в литературной «готике» интертекст является не только организацией заимствований текста, но и методом художественного мышления, основанном на вхождении «готических» текстов в единый дискурс.
Ключевые слова
Исследование, выполненное в рамках темы «Чехов и Кубань», посвящено отклику современников на смерть А.П. Чехова. Цель - рассмотрение посмертного портрета великого писателя, каким этот портрет отразился на страницах главной газеты Кубанской области. Некрологические заметки, опубликованные в «Кубанских областных ведомостях» в 1904 г., вводятся в научный оборот впервые, они ещё не попали в орбиту внимания чеховедов. Научная ценность исследования состоит в обогащении картины восприятия творчества А.П. Чехова и отношения к нему кубанцев - его современников существенными моментами, которые не были учтены, следовательно, фактически исключены из фона важных культурных процессов 1900-х гг., а также в осмыслении механизмов создания так называемого чеховского мифа. Применение культурно-исторического метода позволяет рассмотреть некрологи в их связях со средой, в которой они появились, и в связи с социологическим методом трактовки литературы, игравшим столь важную роль в общественном сознании конца XIX - начала ХХ в., когда писателю отводилась роль учителя и наставника. Кубанские некрологи, в полном соответствии с требованиями жанра, достигшего к указанному времени своего расцвета, закрепляют высокий статус писателя среди читающей публики, дают развёрнутую оценку его выдающегося вклада в духовную жизнь и культуру России. Этот аспект изучения газетных откликов на смерть Чехова имеет не только историко-фактографическую, но и практическую значимость для воссоздания общероссийского и регионального культурного контекста эпохи.
Ключевые слова
Анализируются особенности межэтнического культурного взаимодействия как социального процесса. Отмечено, что на современном этапе развития процессов культурной глобализации изучение любой национальной литературы оказывается ограниченным, если она рассматривается вне общелитературного движения, ибо разнонациональные литературы так или иначе связаны между собой и их развитие происходило и происходит в обстановке этих связей. Только в ходе взаимодействия литератур структура литературного процесса предстает подвижной реальностью, несущей в себе элементы и национального и мирового развития. Поэтому проблемы, касающиеся интеграционных культурных связей, нуждаются в осмыслении и кропотливом изучении. В этом и заключается актуальность исследования художественных связей и влияний как фактора межкультурного диалога. Целью является осмысление теоретического аспекта взаимообогащения и взаимопроникновения национальных литератур. Характеризуя художественную литературу как вид искусства, приходим к выводу, что в тех условиях, когда диалогичность в широком смысле своего значения стала условием выживания всего человечества, концепция эволюции национальных литератур на основе их взаимовлияния не только активизируется, но и становится самостоятельным направлением мирового литературного процесса. Результаты анализа могут быть использованы в качестве одного из многочисленных аспектов исследования современной национально-идеологической концепции многонационального российского государства, поскольку предполагают изучение единства отечественной литературы с точки зрения культурного взаимодействия и дружественного взаимовлияния различных этносов.
Ключевые слова
Проводится детальный текстологический анализ произведений поэта из книги «Белое золото и уголь» на языке оригинала, в котором впервые в адыгской литературе поэт использует синтезированный жанр - роман-дневник в стихах. Рассматриваются тематика и проблематика романа-дневника и драматических поэм. Сделан акцент на сюжетно-композиционном построении текстов, стилевом и жанровом своеобразии, особенностях художественного мастерства поэта, выделяются языковые особенности произведений. Значительное внимание уделяется многообразию, новизне и продуктивности методов и приемов, используемых поэтом для обоснования единства практики и философии жизни. Научная и практическая значимость данной работы определяются ее новаторским характером, связанным с текстуальным анализом малоисследованных произведений Хабаса Бештокова, выявлением тематики и проблематики романа-дневника в стихах. Проведенный анализ произведений вносит определенный вклад в сравнительно-типологическое литературоведение. В исследовании также применены методы историко-литературного, культурологического анализа художественного произведения. В работе делается вывод о том, что сохранение нравственной чистоты, традиций предков есть незыблемое нравственное основание жизни. В этом и состоит духовный подвиг «идеального» героя, портретную характеристику которого создал поэт Хабас Бештоков в книге «Белое золото и уголь». Результаты исследования могут быть использованы в создании «Истории адыгской (черкесской) литературы».
Ключевые слова
Рассматриваются стихотворения и поэмы адыгейского поэта, прозаика, переводчика, вернувшегося на историческую Родину из Турции Мэулида Енамукова, члена Союза писателей России, с целью проведения литературоведческого анализа философской лирики поэта (сборника стихов и поэм «Къушъхьэ гупшысэхэр» («Думы о горах»), 2005). Впервые предпринимается попытка оценить вклад автора в адыгейскую литературу. Применены методы историко-литературного, текстологического, культурологического анализа художественного произведения. Основное содержание исследования составляет анализ философской поэмы «Думы о горах» и ряда стихотворений, написанных в конце XX-го и начале XXI-го веков. Отмечено глубокое философское содержание поэмы - единение Природы и Человека, смысла рождения и назначения человека, восприятия творчества как блаженства. Выделяются и описываются характерные особенности творчества Мэулида Енамукова: каждое произведение - это целый и целостный мир, в котором каждый элемент живет с ощущением и собственной свободы, и в полной гармонии с окружающим миром; создание произведений на стыке восприятия себя «на чужбине» (в Турции) и на Родине; частое использование «кольцевой» композиции в лирике. Анализ художественных текстов Мэулида Енамукова позволил автору сделать выводы о высоком поэтическом мастерстве, о многообразии применяемых художественно-изобразительных средств и приемов в произведениях поэта. Научная и практическая значимость и актуальность данной работы определяются ее новаторским характером, связанным с текстуальным анализом не исследованных в адыгейской литературе произведений Мэулида Енамукова. Результаты исследования могут быть использованы в создании «Адыгэ литературэм итхыд» («Истории адыгейской литературы»).
Ключевые слова
Исследуется роль цветообозначений в лирических стихотворениях А. Ахматовой с целью определения семантики, выявления смыслового содержания оппозиции светлый / темный. Это обретает важное значение в связи с тем, что именно цвет становится ключом к прочтению отдельных стихотворений, к расшифровке психологического состояния лирического героя или героини. Учет данного аспекта позволит адекватно интерпретировать её произведения. Основным методом исследования избран функциональный, но также используются элементы мифологического и мотивного анализа. На примере изучения 20 конкретных произведений устанавливается эмоциональное, семантическое и символическое наполнение лексем «белый» и «черный», их соотнесение с различными душевными состояниями лирических героев. Белый символизирует светлую божественную природу и одновременно смерть, переход в иной мир; черный - смерть, неудачу, враждебность, мрачное и подавленное состояние лирической героини. Определяется роль темного цвета при описании города и городской атмосферы. Исследованный материал показывает, что цветообозначение в поэзии Ахматовой - важный компонент психологической характеристики лирического субъекта, средство описания внутреннего и внешнего миров, а также способ пространственной организации текста. Значимость и практическая ценность работы заключается в раскрытии смысловой палитры оппозиции светлый / темный.
Ключевые слова
С опорой на ранее опубликованные и архивные материалы впервые устанавливаются истоки и типология образа одного из популярных персонажей адыгского нартского эпоса. Историко-сравнительным методом определяются связи мотивов цикла с адыгской и общекавказской мифологией, раскрываются основные атрибутивные особенности образа в свете концепции единых историко-культурных истоков эпоса. Показателем популярности сказаний об Озырмесе признается не только количество сюжетов и частотность их фиксации, но и впервые устанавливаемая география их распространения. Устанавливается причина большой продолжительности продуктивного периода цикла, посвященного данному герою, - от ранних стадий формирования патриархально-родового строя до сравнительно поздних форм, знаменующих переход к классовому обществу. Этому соответствует затянувшийся этап раннефеодальных отношений, порождающих такую родовую особенность эпоса раннего типа, как отражение не конкретных явлений и исторических личностей, а воображаемых событий и обобщенных идеальных образов. Раскрываемая связь между содержанием эпического цикла и характером отражения в нем действительности способствует подлинно научному пониманию природы мифологического мышления и его трансформации в эпосе.
Ключевые слова
Исследуются идейно-художественные особенности русских и кабардинских исторических песен, связанных так или иначе с женитьбой Ивана Грозного на кабардинской княжне Марии Темрюковне. Текстовые материалы песен дают представление о разнородном по своему содержанию цикле произведений, а анализ, основанный на многочисленных отечественных источниках и периодических изданиях, отражает их жанровые и структурно-стилевые особенности. Русские народные и кабардинские исторические песни, посвященные политическому союзу между Российским государством и феодальной Кабардой отображают различные народные оценки данного политического события и оказываются близкими по своей поэтической форме. Методика анализа, построенная на совмещении принципов социокультурного и сравнительно-исторического методов исследования, помогает показать не только идейно-художественные черты отдельных фольклорных явлений, но и поставить теоретические проблемы устного народного творчества как эстетического явления. Определяется идейно-художественное своеобразие русских и кабардинских исторических песен, посвященных теме женитьбы Ивана Грозного, отмечаются национальные особенности произведений, предпринята попытка их систематизации и жанровой классификации. Результаты исследования и выводы работы могут быть использованы при изучении проблем фольклора и литературы.
Ключевые слова
Рассматриваются фольклорные модели как конституенты сатирического нарратива. Применяется комплексный подход к изучению сатирического нарратива в единстве историко-генетического, сравнительно-исторического и историко-сравнительного, типологического методов, уточненных посредством принципов структурализма, постструктурализма, герменевтики и феноменологии. Научная ценность состоит в установлении роли нарратива в экспликации авторской концепции мира, в связи с чем сатирическая направленность повествования приобретает особые свойства именно в событийности как его фундаментальной черте. Сюжет осмысливается с позиций его формирования посредством фольклорных моделей, а предпосылкой их функционирования в сатирическом нарративе и синтеза последнего с философским следует считать отсутствие у этих видов нарратива референтности. Сатирическая условность как особый её вид развивается на основе фольклорных моделей, причем имманентно присущая нарративу способность создавать миры, не имеющие референтности, позволяет формировать такие виды условности, в которых связь с реальной действительностью оказывается почти утраченной. Практическая значимость обусловливается возможностью использования результатов исследования при изучении модификаций сатиры в её исторической динамике, а также в рассмотрении особенностей различных жанров.
Ключевые слова
Рассматривается «Песня-сетование Лилюши» с целью выявления специфики ее предметной области. Данная проблема в лингвофольклористическом ракурсе исследуется впервые. В этом состоит актуальность и новизна работы. Описывается история основного героя, от чьего имени сочинена песня. Характеризуется временной контекст событий, мотивы которых отразились в сюжетном пространстве текста. Предметная область песни анализируется как часть целого, как системобразующий фрагмент адыгской фольклорной картины мира. Практическая часть базируется на одной единице текста. Определяется структура предметной области песни-сетования, составляющими которой являются семы «бездомное детство», «жизнь вне закона», «тюрьма», «страх забвения», «боль за родных». Анализируются определения, актуализирующие семы предметной области песни. Используются метод сравнительно-типологического анализа фольклорного текста, лексикографический метод. Значимость данной работы состоит в использовании ее результатов в изучении лингвофольклористической специфики предметной области всего корпуса адыгских современных песен-сетований. Делается вывод о разнообразии типов художественной организации сем в предметной области определенного фольклорного текста.
Ключевые слова
Актуализируется значение мифа и его отражение в современной художественной литературе, обозначены основные этапы его развития, которые позволяют выявить доминирующие грани научного и культурологического интереса к нему в разных фазах его развития. Возникновение неомифологизма в современной адыгской литературе конца ХХ века обусловило интерес в отношении теории мифа, в частности его историко-аналитического дискурса. Выделяется интертекст как константная фигура, которая в разных формах присутствует в произведениях адыгских авторов и позволяет рассматривать его как симптоматичный прием при художественной репрезентации романа-мифа или повести-притчи. Анализ истории мифа убеждает в универсализации развития жанра романа-мифа, который приобрел глобальное распространение, в том числе в северокавказском регионе. Подобное исследование относится к новым и слабо изученным областям литературоведения и, несомненно, вызовет интерес со стороны филологов и культурологов.
Ключевые слова
Известно, что в устном поэтическом творчестве адыгов большое место занимают жанровые модификации песни, в связи с чем ставится задача осветить вопросы, связанные с отражением в древнеадыгских песнях-заклинаниях языческих и христианских мотивов и образных средств. Данные, полученные в рамках исследования, основанные на изучении многочисленных отечественных источников и периодических изданий, охватывают архаический пласт народных песен, отражают проявившиеся в нем признаки языческого верования в условиях устоявшегося многобожия, дают характеристику трансформации христианских мотивов, также оказавших влияние на устную прозу и поэзию народа. Языческие и христианские мотивы и образные средства, как считает автор, оказали особо сильное влияние на формирование жанровых форм песни-заклинания. Методика анализа, опирающаяся на комплексный подход, совмещающий принципы историко-литературного и сравнительно-типологического методов исследования, помогает раскрыть художественные особенности отдельных фольклорных произведений и соотнести их с теоретическими проблемами устного народного творчества как феноменального эстетического явления. Уточняются истоки и характер художественных форм песен-заклинаний и расширяется, таким образом, представление о жанрах адыгского фольклора, что содействует определению национального своеобразия общеадыгского фольклора. Результаты анализа и авторские выводы могут быть использованы при исследовании теории и истории фольклора и литературы.
Ключевые слова
Рассматривается адыгский детский игровой фольклор. Отмечается, что в адыгской фольклористике изучались некоторые вопросы, касающиеся жанровой специфики отдельных игр, поэтики текстов, включенных в их сюжет, однако детский игровой фольклор как целостное явление до сих пор не исследовался. Впервые ставится проблема классификации адыгского детского игрового фольклора и описания специфики функционирования художественного текста в игровом поле. Научная и практическая значимость заключается в том, что определяются принципы классификации детского игрового фольклора, выявляется его жанровый состав. Особый интерес представляют поэтические формы словесных игр. Анализируются типы текстов, функционирующие в вербальной части игр, акцентируется внимание на их художественной специфике, выделяются такие типы, как ролевые тексты, тексты игрового права, игровой магии, тексты поощрений и наказаний. Определяются игровые локусы. Рассматриваются художественные формулы текстов. Отмечается, что в подвижных сюжетных играх особую значимость имеют стихотворные считалки, формулы-зачины, формулы-правила игры, концевые формулы. На основе сравнительных, структурно-типологических методов исследования установлено, что детский игровой фольклор адыгов достаточно многообразен, содействует физическому, интеллектуальному развитию детей, а художественно организованные тексты, содержащиеся в играх, позволяют определять их жанровую специфику.
Ключевые слова
Рассматривается город как объект имиджелогии. Делаются предпосылки конструирования имиджа города. С этой целью выявляются и описываются составляющие имиджа города как абсолютные факторы, способствующие построению эффективных маркетинговых и PR-стратегий. Данная работа построена на исследовании многочисленных научных статей, на основании которых автор акцентирует внимание на роли не столичных городов России в формировании имиджа страны в целом, как это принято, а новую роль в конструировании образа относит провинциальным городам, в этом видится актуальность данного исследования, научная и практическая значимость. Перспективой исследования автор выявляет субимидж города. Применен метод анализа. Приводятся представления, по которым складывается имидж города.
Ключевые слова
Рассматриваются составляющие отечественного книжного рынка с точки зрения экономики и основные трудности в его становлении и развитии. На основе данных, полученных в рамках представленного научного исследования, основанного на изучении многочисленных отечественных и зарубежных источников и реферируемых периодических изданий, предпринимается анализ современного состояния российской издательской системы и отмечается ее рейтинг в мировом книгоиздании. Научная и практическая значимость данной работы определяются ее новаторским характером, связанным с рассмотрением слабых звеньев в российском книгоиздании, негативных тенденций и проблем, решить которые пока не представляется возможным. Отмечается, что состояние издательской системы России остается пока еще слабым звеном, требующим кардинальных преобразований. Полученные данные могут быть успешно использованы в процессе совершенствования маркетинговой среды российского книжного рынка.
Ключевые слова
Рассматриваются информационные ресурсы интернет-пространства как инструмент формирования и продвижения положительного имиджа региона. Особое внимание уделяется интернет-СМИ как самому доступному источнику получения информации, имеющему неограниченную аудиторию. Целью исследования является установление источников информирования аудитории, рассмотрение их роли в процессе продвижения бренда Адыгеи, формирование ее позитивного имиджа. Предпринимается попытка внести определенный вклад в исследование способов формирования имиджа региона в информационном пространстве, повышения популярности и узнаваемости Республики Адыгея по сетевым СМИ. Основанием исследования является освещение имиджа Республики Адыгея, ее образа в сетевых СМИ в общероссийском медийном пространстве. Данные, полученные в рамках поставленной проблемы научного исследования, основанной на изучении многочисленных источников, способствуют определению достоверности источников информации в сети Интернет. Делается вывод о том, что ведущей тенденцией массмедиа в российском информационном пространстве становится внедрение интерактива, что приводит к стремительному распространению информации о регионе, продвижению бренда «Республика Адыгея», ее позитивного имиджа. Полученные данные могут найти применение в процессе оптимизации формирования образа Республики Адыгея, ее положительного имиджа, что расширит возможности по привлечению в регион инвестиций, делая ее более привлекательной для жителей и туристов.
Ключевые слова
Рассматривается одно из важных направлений в музыкальном образовании - изучение этнокультуры, обычаев, традиций, фольклора, профессионального музыкального искусства народов, населяющих регион. Сравнительный анализ музыки народов Кавказа дал возможность выявить общность тематизма, образной сферы, также типичные черты национальной музыки - мелодику, ритмику, гармонию. Сопоставление музыкального материала позволяет утверждать, что народное музыкальное творчество в синтезе с профессиональным композиторским искусством находят отражение в произведениях композиторов Северного Кавказа. Практическая значимость исследования состоит в том, что материал работы, являясь дополнением к имеющимся теоретическим и методическим разработкам, связанным с изучением народной музыки и музыки композиторов Кавказа, может быть использован для привлечения подрастающего поколения к данной области музыкального знания и формирования позитивного отношения к художественной, в частности, к музыкальной культуре родного и иных этносов.
Ключевые слова
Выявляются и анализируются особенности и функции сюжета в искусстве в целом и в таком его направлении, как гейм-дизайн в частности при учете разнообразных технологических и формальных ограничений, налагаемых цифровой средой существования проекта, а также необходимостью соответствовать ожиданиям целевой аудитории, во многом диктуемых жанровой принадлежностью проекта. Данные представленного научного исследования, основанного на изучении многочисленных отечественных и зарубежных авторитетных источников и реферируемых периодических изданий, посвященных проблематике гейм-дизайна, людологии и цифровых технологий, способствуют определению роли и функций сюжета в получении пользователем определенных эмоций в игровом процессе, выявлению взаимной зависимости сюжета и жанровой принадлежности игрового проекта, а также адаптации архетипов, являющихся неотъемлемой частью сюжета, к потребностям и реалиям цифровой среды. Теоретическая значимость результатов данного исследования заключается в попытке адаптации инструментария и наработок, касающихся принципов создания сюжета, других видов искусства, таких как кинематограф и литература, к применению в столь высокотехнологичной и динамично развивающейся дисциплине какой является гейм-дизайн с целью повышения художественно-эстетической ценности проектов и увеличения степени погружения пользователя в игровой процесс, а также облегчающие и ускоряющие процесс его самоидентификации с игровым персонажем в рамках геймплея. Результаты исследования обладают и практической значимостью, заключающейся в упрощении процесса разработки сюжета игрового проекта на основании четкого понимания его структуры и динамики развития каждой из его частей, что позволит сократить затраты на производство и минимизировать число внутренних противоречий, способных существенно ухудшить эстетические и потребительские качества проекта. В целом же, полученные данные могут быть использованы как непосредственно на практике с целью упорядочения процесса проектирования игровых проектов в условиях господствующей на рынке жесткой конкуренции, так и служить теоретической основой для более глубокого изучения принципов гейм-дизайна как вида проектной деятельности, занимающего уникальное междисциплинарное положение на стыке художественной эстетики и информационных технологий.
Ключевые слова
Рассматривается этимология термина « шертпе » в казахской домбровой традиционной культуре. Актуальность работы определяется новизной постановки темы и ее междисциплинарным характером. Цель статьи - возможно полно выявить комплекс значений понятия « шертпе », что позволяет реконструировать древние процессы, происходящие в культуре Выдвигается предположение о производности термина « шертпе » от глагола «шерт» (щелкать пальцем) или определения «шер» ( особое эмоциональное состояние души). Доказательством служат фольклорные идиомы, казахские пословицы и поговорки, словарные описания терминов. Возможны несколько вариантов образования данного термина: слово описывает способ извлечения звука на домбре и / или обозначает сильный эмоциональный отклик на происходящее « шер» , когда затронуты «струны души». Отмечается дискуссионный характер выдвинутых положений, что может спровоцировать особый интерес к теме со стороны филологов, лингвистов, фольклористов и этномузыкологов. В выводах подчеркивается семантическая множественность значений слов «шер», «шерт», «шертіп», «шерткіш», тонко отражающих глубину традиции и содержания домбровой музыки, наполненность звука и манеру звукоизвлечения. Терминологическая «семья» связана с раскрытием внутреннего содержания традиции шертпе.
Ключевые слова
Впервые осуществлён анализ жанровых и стилевых взаимодействий в музыке для скрипки соло последней трети ХХ века, созданной по заказам исполнителей, жюри конкурсов, мемориальным поводам, вошедшей в концертный, учебный репертуар. Цель автора - выявить особенности таких взаимодействий в произведениях, имеющих жанровые обозначения (Вариация на Королевскую тему Юнга и Эхо-соната Щедрина) и сочинениях, где жанровые признаки скрыты («Кольцо Авроры» Кайпонена, Фантазия «Памяти Ойстраха» Фролова, Импровизация Заборова). Ведущая особенность рассмотренных произведений - полижанровость, где жанр выступает как модель композиционно-технического эксперимента автора. У Юнга и Щедрина это двухуровневый процесс: сонатное аллегро на высшем уровне как результат группировки вариаций по нормативам сонатности. Раскрыто взаимопроникновение принципов эпохи барокко с цитированием тематизма Баха и композиторских технологий ХХ века. Второй тип - жанровые гибриды, где выявлен стержневой жанр (сонатное аллегро в Импровизации Заборова, двухчастный или поэмный моноциклы у Фролова и Кайпонена), синтезированный с закономерностями вариаций, рондо, фантазии, виртуозного этюда, каприса. Использованы жёстко-конструктивные приёмы разворачивания и сжатия интервально-аккордовых комплексов, их рассредоточения в пространстве вертикали и горизонтали с последующей интеграцией. Стилевая и жанровая интертекстуальность способствует построению масштабных философских концепций: трагической у Щедрина и Фролова, концепции Преображения у Юнга и Кайпонена, виртуальной Вселенной - в Импровизации Заборова. Полученные выводы находятся в русле приоритетной проблематики современного музыкознания.
Ключевые слова
Впервые на основе анализа пособия «Top-tones for the saxophone. Four-octave range» рассматриваются методологические принципы С. Рашера, повлиявшие на эволюцию исполнительского мышления саксофонистов начала ХХ столетия. Выбор материала обусловлен особым интересом к методическому наследию музыканта, воззрения которого были довольно прогрессивными. В учебнике автор одним из первых делает акцент на обязательной предварительной работе, необходимой для расширения диапазона, базирующейся на развитии внутреннего слуха, гибкости амбушюра и формировании навыков управления воздушной струей. Главным в данной концепции стало положение о необходимости овладения сверхвысоким регистром саксофона. Довольно важным становятся его выводы об освоении и усовершенствовании ступенчатой динамики. Акцентируется внимание на достижении однородности тембра и объема каждого звука во всем диапазоне инструмента. Значимыми явились мысли о взаимосвязи внутреннего слуха и умственных способностей исполнителя, помогающих контролировать процесс звукоизвлечения. Поистине революционными стали замечания о необходимости сочетать умение извлекать обертона с аппликатурой сверхвысокого регистра. Убеждения С. Рашера и многие затрагиваемые им вопросы в некоторой степени предвосхитили исполнительские принципы последующих исторических периодов и продолжили плодотворно развиваться во второй половине ХХ века.
Ключевые слова
Анализируются особенности изменения основных тенденций развития в изобразительном искусстве начала XX века. Отмечаются некоторые условия возникновения авангардных направлений, их отличительные признаки и отношение к традиционному академическому искусству. Рассмотрены причины, которые могут препятствовать восприятию непривычного и нового. Исследование реализовано на основе теоретических трудов ведущих художников-авангардистов начала XX века В.В. Кандинского, К.С. Малевича, Ф.Т. Маринетти, что позволило с новой точки зрения понять и оценить их творчество, и творчество других представителей авангарда. На основе анализа этих трудов представителей искусства и других учёных и исследователей рассмотрены исторические, социальные, психологические аспекты возникновения условий, способствовавших деградации классического наследия изобразительного искусства, а также причины антагонистических отношений между традиционным искусством и зарождавшимся авангардизмом. Практическая значимость исследования может заключаться в том, что оно нацелено на раскрытие внутренних мотивов и причин конфликта между традиционным и авангардным искусством, что даст понимание творчества художников-авангардистов, откроет возможности для понимания конкретного авангардного произведения. Исследование, основанное на данных из разнообразных источников, кроме прочего, включающих, в том числе, труды известных художников-авангардистов, даст повод для изучения проблемы творчества и восприятия нетрадиционного искусства с точки зрения учёного-творца, художника-исследователя, осознанным словом представляющего творческую концепцию. Важным практическим значением исследования является то, что оно может помочь направить изучение произведений, сложных по форме и содержанию, в область комплексного концептуального теоретического анализа, основанного на первоисточниках.