Исследуется присутствие в текстах языковой личности билингвем вайнахского языкового пространства, которое создает эффект интеркультурной коммуникации. Художественный билингвизм в вайнахском социуме репрезентирует процессы культурной глобализации на основе всеобщего, национального и индивидуального опытов авторов-билингвов. Предлагается инновационный подход к изучению интеркоммуникативной функции билингвем, развивающий существующие точки зрения по языковым контактам в билингвологии. Синкретичность языкового сознания билингвальной языковой личности с позиции взаимодействия языков и лингвокультур дает представление о влиянии предыдущего опыта писателя при написании произведений на инонациональном языке. Лингвистические методы анализа находят применение в лингвокультурологическом аспекте исследования билингвизма вайнахского языкового пространства. Рассмотрение художественных текстов билингвальной личности репрезентирует многообразие билингвем, способствующих языковому и культурному взаимодействию в условиях вайнахско-русского художественного двуязычия. Анализ билингвем в художественных текстах писателей-вайнахов способствуют диалогу культур в современном российском социуме.
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение
2016. — Выпуск 2
Содержание:
Рассматривается лексическая картина эпического произведения адыгов XIX века «Песнь аулов». Целью является анализ различных видов онимов и композитов для описания языка песни. Научную значимость представляют комонимы, потамонимы, гелонимы, дримонимы, зоонимы, фитонимы, композиты, выявленные в рамках данного научного исследования, основанного на изучении многочисленных отечественных и зарубежных источников и реферируемых журналов по данной проблематике. Анализ и перевод выявленных единиц облегчает восприятие текстового материала песни. Установлено, что метафоричность - главная особенность языка песни. Аллегоричность изложения открывает множество смыслов, разные прочтения, что говорит о полисемантической особенности языка песни. Используются методы жанрово-стилистического, текстологического и описательного исследования произведения. Теоретическая и практическая ценность усматриваются в возможности использования результатов исследования при составлении словарей ономастических терминов адыгейского языка, а также в спецкурсах по историко-героическому эпосу адыгов.
Ключевые слова
Рассматривается структура и семантика адыгейских антропонимов Шовгеновского района Республики Адыгея, обозначающих фамилии, личные имена, прозвища. При помощи методов лингвистического анализа: наблюдения, описания, идентификации и дифференциации проводится анализ адыгейских антропонимов для выявления особенностей их словообразования, семантики и этимологии, дается описание многообразия непроизводных и производных слов - антропонимов. Необходимость их исследования связана с тем, что в адыгейском языкознании недостаточно изучены адыгейские антропонимы конкретного региона, поэтому делается попытка внести определенный вклад в дальнейшую разработку данного вопроса. Отмечается, что на современные антропонимы адыгейского языка наложили отпечаток время, образ жизни адыгов, взаимовлияние культур соседних народов. Антропонимы в адыгейском языке представляют собой богатый слой лексики с многообразной семантикой и различными методами словообразования производных лексем. Результаты исследования могут быть использованы при составлении словаря антропонимов, а также при изучении истории адыгейского языка.
Ключевые слова
Рассматриваются взгляды ученых-адыговедов по вопросу о месте словообразования, исследуются его проблемы как раздела адыгейского языкознания. Анализируется специальная литература по теоретическим проблемам словообразования адыгейского языка и на ее основе рассматривается выражение лексического значения средствами словообразования, а также определяется место словообразования в структуре адыгейского языка. На примере трудов адыгейских лингвистов по данной проблеме анализируются и обобщаются проблемные вопросы отношения словообразования к морфологии и лексикологии. При помощи сопоставления и сравнения делается вывод о том, что в адыгейском языкознании до сих пор нет единого мнения о месте словообразования в грамматической системе адыгейского языка. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий по адыгейскому языку, и вносит определенный вклад в развитие адыгейского языкознания.
Ключевые слова
Рассматривается определение терминов «когезия» и «когерентность» в современной лингвистике, описывается их роль при анализе текста, а также соотносятся данные понятия с понятием связности. Анализируются подходы к определению данных терминов, применяемых в лингвистике текста и в теории дискурс-анализа. Отмечается, что понимание этих терминов в различных лингвистических концепциях отличается, тем не менее, исследования в области связности текста, свидетельствует о том, что когезия и когерентность - основные категории связности текста; когерентность определяет выбор средств когезии, включающей разнообразный спектр средств и обеспечивающей линейность информационного потока. Исследовательский характер статьи выражается, с одной стороны, в основе предложенных взглядов, опирающихся на обширную базу, представленную работами как отечественных, так и зарубежных лингвистов, а с другой стороны, переосмысляется ряд аспектов лингвистики, причем расширяются и устанавливаются их новые связи. Новизна представленного исследования состоит в том, что в нем связность как важнейшая коммуникативная категория получила комплексное освещение. В процессе анализа выявлены и систематизированы типы отношений когезии и способы их выражения применительно к лексическим средствам; систематизированы линейные средства связи компонентов дискурса. Выводы по результатам комплексного и всестороннего изучения связности дискурса и текста могут быть использованы в учебных курсах по теоретической грамматике, прагмалингвистике, лингвистике текста, функциональной лингвистике, теории межкультурной коммуникации.
Ключевые слова
Изучая фразеологический фонд двух и более языков в лингвокультурном аспекте, можно выявить межкультурные сходства и различия языков, например русского и эстонского. Это дает возможность показать, как европейский образ жизни, исторические, культурные и экономические связи России и Эстонии находят свое отражение в языке, а в более узком плане, во фразеологии данных языков. Актуальность работы состоит главным образом в том, что анализу подвергаются специфические национальные особенности отражения общечеловеческих ценностей в фразеологической системе эстонского языка, который очень слабо представлен отечественными лингвистами при проведении лингвокультурологических исследований. Проведенный лексический анализ полных и частичных эквивалентов фразеологических единиц, выявленных методом сплошной выборки в текстах перевода произведения Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» на русский и эстонский языки, позволил установить наличие общечеловеческого во фразеологических системах сопоставляемых языков, поскольку в них находит свое отражение одинаковая лексика, которая часто используется двумя народами в силу общих исторических, религиозных и культурных особенностей. Подобный анализ произведения может стать вкладом в сравнительно-типологическое языкознание.
Ключевые слова
Проводится сопоставительное исследование концепта успех/success в контексте его исторического развития. Анализируется этимология рассматриваемых понятий, выявляется ряд различий между пониманием успеха в русской и американской культурах. Рассматриваются компоненты этого концепта, их смысловая эволюция во времени. Приводятся примеры из словаря пословиц, поговорок и афоризмов, а также из этимологических словарей. Используются методы сравнения и сплошной выборки, приемы классификации и систематики языкового материала, а также дефиниционный и компонентный анализ. Исследование данного концепта весьма перспективно как для лингвистики, так и для смежных с нею наук, таких как философия, социология, культурология. В ходе исследования делается вывод, согласно которому рассматриваемый концепт - результат длительной культурно-исторической эволюции, обозначившей культурный диссонанс в его понимании русским и американским народами. Исследование концепта успех/success доминирующего в русской и американской культурах, дает возможность проанализировать специфику его понимания у данных народов, а также вносит вклад в изучение концептосферы, лексикологии и межкультурной коммуникации.
Ключевые слова
Рассмотрена проблема согласования participepassé в сложных временах во французском языке. Представлены и изучены все случаи согласования, либо несогласования participepassé в сложных или аналитических временах на примере времени passé composé . Каждый из случаев согласования либо несогласования participepassé представлен в виде таблицы. Проанализирована возможность минимизировать количество правил согласования participepassé в глагольных конструкциях. В результате исследования делается вывод о возможности решения данной проблемы при совместном использовании ряда современных функциональных грамматик с развёрнутым описанием субъектно-объектных отношений и расширением понятия залога. Для разрешения тех случаев, где теньеровский синтаксис в чистом виде не объясняет причины согласования participepassé или отсутствия такого согласования, на помощь приходят категории на стыке синтаксиса и семантики . Обобщены все многочисленные случаи и правила согласования participepassé. Опыт использования подобного обобщения в практике преподавания французского языка как второго иностранного студентам филологических специальностей показал, что оно не только не затрудняет понимание материала, но и наоборот, упрощает его, устраняя громоздкость и кажущуюся противоречивость большого количества правил «на случай» традиционной дидактической грамматики, приводя, в конечном итоге к уменьшению общего количества ошибок в согласовании participepassé.
Ключевые слова
Целью статьи является изучение иронии в координатах языковой игры. Методология исследования базируется на синтезе когнитивно-семантического и прагматического подходов, что позволяет выявить фундаментальный характер интенциональности и оценочности в прагматической структуре иронии. Отмечается, что новые окказиональные смыслы, порождаемые в координатах семантического пространства художественного текста, способны порождать комический эффект, языковая игра маркирует жанр и специфику продуцирования индивидуального стиля, что становится условием выявления игрового характера иронии как их основного показателя. Особый статус иронии в семантическом пространстве художественного текста обусловливается образностью языковой игры и многообразием стилистических приёмов, посредством которых она реализуется. Ирония принадлежит к сублимированным оценкам, являясь эмоционально-оценочной категорией, необходимой для манифестирования духовного мира языковой личности, прежде всего, в отношении к идеалу. Прагматическая структура иронии ориентирована в координатах интенциональности и оценочности на имплицитное представление об идеале и гармонии. Значимость настоящей работы состоит в использовании её результатов в изучении иронии, прежде всего, в художественном тексте как дискурсивном пространстве в современной лингвистической парадигме в когнитивно-прагматическом аспекте.
Ключевые слова
В центре внимания - трансформированные экспрессивные газетные заголовки, созданные с нарушением этических норм. В результате исследования выявлены и проанализированы некорректные примеры языковой игры в текстах современных СМИ. Научный интерес к изучению газетного заголовка нисколько не ослабевает. Это обусловлено тем, что появление примеров языковой игры - непрерывный процесс, который требует постоянного изучения. Новые публицистические тексты нуждаются в разностороннем описании, что, безусловно, характеризует их как научно перспективный объект, поскольку происходит расширение семантической структуры имеющихся слов, развитие новых значений и становление полисемии. Формирование новых, расширенных или суженных, единиц обусловливается объективной действительностью и происходит под влиянием интралингвистических и экстралингвистических факторов. Практическая значимость заключается в формировании элитарного информационного поля российских СМИ и нравственной культуры подрастающего поколения. Применены метод наблюдения, позволяющий обнаруживать факты речи, появившиеся в периодической печати, метод системного исследования, включающий синхронный анализ собранного материала, метод сравнения, дающий возможность установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Делается вывод о возрастающей ненормативной «игровой» тенденции, способствующей появлению коммуникативных неудач журналиста в погоне за необычной формой, экспрессией, гротеском, в конечном итоге отрицательно воздействующих на адресата.
Ключевые слова
С целью исследования процесса речевой деятельности спортивных журналистов и ее продуктов - медиатекстов описывается система факторов, обеспечивающих образование спортивного аналитического медиадискурса. С помощью методов дискурс- анализа, когнитивного, интенционального и стилистического анализа установлены дискурсообразующие параметры, характеризующие вышеназванный объект исследования: категория массмедийности, категория автора-аналитика, интенция убеждения, которая реализуется через интерпретацию действительности и ее оценку, а также спортивная тематика, соответствующая аналитическим жанрам СМИ. Данные, полученные в результате исследования медийного дискурсивного пространства, в рамках которого продуцируются медиатексты, отражающие специфику профессиональной речевой деятельности спортивных журналистов-аналитиков, будут способствовать дальнейшему изучению дискурсообразующих и дискурсодифференцирующих параметров институциональных типов дискурса. Результаты исследования могут быть использованы в развитии актуальных направлений отечественного и зарубежного языкознания начала XXI века - медиастилистики, медиалингвистики и дискурсологии. Полученные данные могут представлять интерес для коммуникативно-ориентированной лингвистики в целом, выдвинувшей в центр внимания исследователей проблемы, посвященные изучению речи в тесной связи с ее производителями.
Ключевые слова
Выявляется и анализируется язык как способ, формирующий лингвокультурное пространство в массовой коммуникации, а также влияющий на весь строй мышления человека, на стиль мирово сприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Данные, полученные в рамках представленного научного исследования, основанного на изучении многочисленных отечественных и зарубежных авторитетных источников и реферируемых периодических изданий, посвященных проблематике воздействия языка на человека как непосредственного участника массовой коммуникации, способствуют обогащению и дальнейшему развитию самого языка. Результаты данного научного исследования обладают теоретической значимостью, заключающейся в системной проработке языковых явлений лингвокультурного пространства и возможности понимания использования языка как способа влияния на психо-эмоциональное восприятие информации в массовой коммуникации. Практическая же значимость результатов данного исследования заключается в возможности применения выявленных языковых особенностей для создания средствами массовой информации единого информационного пространства, которое образуется тогда, когда средства массовой информации помогают членам общества общаться, взаимодействовать друг с другом, чтобы организованно участвовать в различных видах социальной деятельности.
Ключевые слова
Рассматриваются лингвистическая форма и коммуникативное содержание вопросно-ответного диалога. Уточняется, что в процессе обучения исходить следует, прежде всего, из того, насколько обучающийся способен справиться с самой ситуацией общения и насколько успешно он решает возникающие в процессе обучения иностранному языку коммуникативные задачи. Подчеркивается, что человек говорит не ради самого процесса говорения, он решает внеречевую задачу, обусловленную целью самого процесса общения. Важнейшее значение при этом имеет способность получить информацию, интересующую говорящего, и, в свою очередь, сообщить некоторую информацию собеседнику. Критерий поиска и извлечения информации в лингвистическом плане, связывающийся, прежде всего, со способностью задавать и отвечать на самые различные вопросы, играет в этом смысле решающую роль. Приведенные классификации вопросно-ответных ситуаций, которые, разумеется, ни в коей мере не могут претендовать на полноту и всесторонность охвата материала, представляют несомненный интерес, прежде всего, потому, что позволяют выйти за рамки, традиционно главенствующей в обучении иностранному языку установки на языковую форму и тренировку лингвистических структур, и включить в рассмотрение психолингвистический аспект порождения речевого высказывания, основополагающей категорией которого является коммуникативное намерение, или интенция. Ведь именно она в конечном итоге приводит в действие механизм диалогического общения.
Ключевые слова
Настоящая работа выполнена в рамках теолингвистической и антропокосмоцентрической парадигм и обращена к рассмотрению духовной сферы человека. Объектом исследования выступает понятийная структура нравственно-религиозного концепта «целомудрие». Цель заключается в изучении семантического содержания синонимического ряда с доминантой «целомудрие» и её частеречными реализациями. Используемый авторами метод поля позволил получить системное представление лексических единиц соответствующего общего семантического пространства. Данная работа развивает основные положения теолингвистики, лингвокультурологии и теории поля применительно к концепту «целомудрие» как в русском, так и в европейских языках. Авторы рассматривают изучаемый концепт в качестве двуслойной структуры, в которой выделяют денотативный и производный от него метафорический ярус, сосредоточив основное внимание на первом из них. В результате исследования соответствующего синонимического ряда проводится реконструкция девяти секторов, образованных языковыми единицами, которые отражают различные аспекты ядерного понятия. Проведённый анализ свидетельствует о множественных ассоциативно-символических связях, что открывает широкие перспективы для их дальнейшей лингвокультурологической интерпретации. Результаты исследования могут быть использованы для составления словаря религиозно-нравственных терминов.
Ключевые слова
Анализируются различные подходы к исследованию феномена дискурса, представленные в отечественной и зарубежной лингвистической науке. Исследование дискурса вообще и социокультурного дискурса в частности находится в фокусе внимания отечественной и зарубежной лингвистической науки в связи с тем, что наука о языке тесно взаимодействует с другими, смежными отраслями знаний - социологией, философией, психологией, культурологией. Дисциплинарная семантика и семантика междисциплинарности в дискурсивных исследованиях составляет общее поле действия. Излагаются подробно взгляды на понятие дискурса, который является закрепившимся в языке способом видения мира, упорядочения действительности, реализуемым в самых разнообразных дискурсивных и социальных практиках. Проведена модернизация интерпретационного подхода к рассмотрению понятия «дискурс». Теоретическая значимость состоит в углублении теории дискурса, в дальнейшем развитии теории языка. Практическая ценность изложенного материала состоит в возможности его применения в вузовских лекционных курсах по теории языка, лингвистике текста, теории дискурса.
Ключевые слова
Проводится исследование особенностей вариантности в гомогенном мононациональном языке, где современный корейский язык в Республике Корея и КНДР представлен как две составные части корейского литературного языка. Достоверность результатов исследования обеспечивается методами сравнительно-сопоставительного анализа параллельных идентичных текстов, лексикографического анализа источников, контекстуального анализа материала оригинальных произведений. Актуальность главным образом заключается в том, что язык Корейского полуострова представляет особый интерес для дальнейшей разработки теории национального языка и изучения вариантности в этническом языке как в плане синхронии, так и в диахронии. В отличие от языковых ситуаций, когда несколько наций применяют в качестве государственного и национального являющийся по своей структуре единый язык, в случае с корейским литературным языком реализуется принцип «один язык-одна нация». Можно полагать, что на настоящий момент современный литературный язык в Корее реализуется и функционирует в виде двух отдельных вариантов - северного и южного. Оба варианта обладают максимальным объемом функций и располагают кодифицированными нормами. Практическая и научная значимость в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы при составлении учебных и лексикографических пособий, посвящённых описанию особенностей взаимоотношений между литературным языком и его вариантами. Дальнейшая разработки теории национального языка на примере современного корейского языка определенно станет вкладом в сравнительно-типологическое языкознание, методику преподавания корейского языка.
Ключевые слова
На современном этапе развития общества особую важность приобретает межкультурная коммуникация, что приводит к необходимости изучения не только национальных языков, но и входящих в их состав этнических, региональных, социальных диалектов. Рассматриваются особенности репрезентации отношений в лексической системе афро-американского социоэтнического диалекта с целью описания семантических особенностей элементов, образующих лексико-семантическую группу «Наименование лиц по родству и отношениям с другими лицами». Намеченный подход способствует более детальному изучению лексико-семантического уровня афро-американского социоэтнического диалекта. Использование описательного, пόлевого, дефиниционного методов, метода компонентного анализа с применением приёмов количественного подсчёта позволило выявить структурно-семантические особенности рассматриваемой лексико-семантической группы, которая представлена тремя подклассами: дружеские отношения, семейные отношения, любовные отношения. Лица, состоящие в дружеских отношениях, получили наибольшее число наименований. Полученные результаты могут найти применение в курсах по межкультурной коммуникации, при преподавании практического курса английского языка и вносят определённый вклад в лингвокультурологию, когнитивную лингвистику, социолингвистику.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности реализации коммуникативной стратегии создания образа врага в текстах экстремистской направленности. Материалом исследования явились тексты, представляемые на лингвистическую экспертизу по делам об экстремизме. Отмечаются способы, возможности создания образа врага посредством стратегий, целью которых является воздействие на реципиента вплоть до трансформации читательской модели в желательном для себя направлении. Используются метод научного наблюдения с дискурсивным анализом; анализ речевого поведения. Научная и практическая значимость и актуальность работы определяются значительной частотностью текстов экстремистской направленности, представляемых на лингвистическую экспертизу. Предпринятый анализ особенностей реализации стратегии и тактик создания образа врага вносит определенный вклад в теорию и практику лингвистической экспертизы, социолингвистику. В результате установлено, что коммуникативная тактика представ ляется как совокупность практических способов реализации коммуникативного намерения в реальном процессе речевого взаимодействия, в частности, определено, что стратегия создания образа врага реализуется посредством осуществления тактик - негативной номинации, активного использования метафор рабства и колониальности, - создания круга «чужих» посредством реализации в тексте семантической оппозиции «свой» - «чужой», а представленные способы номинации врага в экстремистских текстах являются действенным средством возбуждения расовой, национальной или религиозной розни.
Ключевые слова
Данное исследование представляет собой попытку доказать генетическое родство грамматического строя хаттского и абхазо-адыгских языков. В задачу исследования входит сравнение хаттских и абхазо-адыгских способов и средств выражения рода и числа. При этом исходим из предпосылки, что для установления родства двух или более языков (как древнеписьменных, так и современных) возможно сравнение не слов, а корневых лексических морфем с учетом темпа обновления базисного словаря, а также структурно-фонологического и грамматического расхождения родственных языков в зависимости от экстра- и интралингвистических факторов эволюции языка. При отборе слов для сопоставления во внимание принимаются закономерные звуковые соответствия гласных, и соответствия согласных в абхазо-адыгских языках по звонкости - глухости, мягкости - твердости и т.п. Хаттские слова или компоненты слов и их абхазо-адыгские соответствия считаются нами родственными, если совпадают их графическое написание и значение, взятое из хаттско-хеттской билингвы. При совпадении написания и отсутствии перевода значение хаттского слова или его компонентов восстанавливается через абхазо-адыгские языки. Хаттские слова даются в латинице, их абхазо-адыгские соответствия в кириллице. Материалом исследования послужили тексты билингв, содержащиеся в трудах Э. Форрера, А. Камменхубер и Г.С. Шустера. Анализ языковых способов и средств выражения рода и числа в хаттском и их абхазо-адыгских соответствий подтверждает родство данных языков на морфолого-словообразовательном уровне. Результаты исследования могут быть использованы при создании истории хаттского и абхазо-адыгских языков.
Ключевые слова
Рассматривается научная картина мира в аспекте ее соотношения с предметной областью; даётся характеристика её важнейших свойств и функций; определяются понятийно-семиотические особенности формирования научной картины мира. Основную цель работы можно определить как проявляется взаимосвязь научной и экономической картины мира, взаимодействие и взаимное проникновение этих двух понятий. Практическая и научная значимость работы определяется образом теоретических точек зрения по определению научной и экономической картины мира, чем и обусловлена актуальность избранной темы. На основе методов лингвистического анализа (наблюдение, описание, дифференциация, контекстуальный) делается вывод об особенностях употребления, восприятия и определения понятий научная и экономическая картина мира. Источником исследования стали различные точки зрения лингвистов, филологов и других исследователей по данной тематике. В свою очередь это вносит определенный вклад в сравнительно-типологические исследования в целом. Установлено, что понятие научной картины мира определяется как особая форма систематизации знаний и их эволюции, изучение данного понятия может помочь в рассмотрении более частных понятий, таких как экономическая картина мира.
Ключевые слова
Целью является рассмотрение жанровых стратегий детективного дискурса, реализуемых в романах Б. Акунина об Эрасте Фандорине. Методология исследования базируется на синтезе когнитивного и лингвокультурологического подходов, что позволяет выявить прецедентный характер изучаемых стратегий. Автор статьи указывает, что жанровые стратегии детективного дискурса характеризуются рядом функций, детерминированных отсутствием / наличием игровой модификации различных компонентов жанровых стратегий: в первом случае их неизменность позволяет создавать ассоциативные связи при осуществлении интерпретации художественных текстов, во втором - изменение в их когнитивно-семантической структуре обусловливает активизацию познавательной деятельности и уточняет лингвокультурную идентификацию реципиента. Выявление и описание жанровых стратегий как маркеров прецедентности позволяет утверждать, что когнитивно-прагматический потенциал детектива в творчестве Б. Акунина претерпевает определенные качественные изменения: читатель сосредоточен не только на развитии сюжета детектива, но и на специфике реализации литературных «масок» автора, необходимых ему в конкретных текстах и создаваемых на основе профессиональных знаний Б. Акунина в сфере закономерностей литературного процесса, идиостиля конкретного писателя и стилевых маркеров историко-культурной эпохи. Значимость настоящей работы состоит в использовании её результатов в изучении художественного текста в современной лингвистической парадигме в когнитивно-прагматическом и лингвокультурном аспектах.
Ключевые слова
Выявляются и анализируются тенденции интерпретирования языковых и речевых феноменов в лингвокультурном пространстве «человек-природа» с точки зрения антропоцентрической парадигмы современной лингвистики. Данные, полученные в рамках представленного научного исследования, основанного на изучении отечественных авторитетных источников, посвященных формированию композиции лингвокультурного пространства «человек-природа», способствуют определению закономерностей в описании слове сных образов природных явлений и образов явлений внутреннего мира человека в их стереотипных и индивидуальных ассоциативных связях, закрепленных конкретной лингвокультурой. Выводы данного научного исследования содействуют систематизации анализа целостного мира исследуемого пространства, заключающегося во взаимосвязи человека и природы в качестве культурных ценностей, манифестирующих также значимость для национальной литературы и языка этноса. Результаты исследования могут быть использованы в изучении лингвокультурно маркированных понятийных рядов, семантических полей и концептов, которые продуцируются в результате описания внутреннего мира человека, осуществляющегося в каждой национальной литературе сообразно сложившимся традициям и индивидуально-авторскому мировидению. В целом же, полученные данные могут представлять особый интерес в анализе лингвокультурного пространства художественных текстов, репрезентируемых авторами-билингвами на русском языке, поскольку они обнаруживают взаимное «наложение» национальной картины мира и русской языковой картины мира.
Ключевые слова
Анализируется трансформация сюжетной составляющей в жанре баллады, типичном для романтической поэзии. «Новый романтизм» переосмысляет жанр баллады, внося существенные изменения в его характер. Если сюжет традиционной романтической баллады был конкретным, то неоромантическая баллада часто строится на метафизическом сюжете, для которого характерен нетрадиционный, «многослойный» хронотоп. Действие такой баллады протекает в различных пространственно-временных точках, и сюжет может быть связан с взаимодействиями этих точек и их обитателей. Характер сюжета неоромантической баллады рассматривается на примере стихотворения молодого майкопского поэта Евгения Любицкого «Осень Деметры». В нем сюжет динамически разворачивается в разных хронотопах одновременно. Сложность исследования связана с изменениями в методологии изучения романтических текстов. Ортодоксальная филология ограничивала романтизм конкретно-историческими рамками. Автор разрабатывает методологию «романтизма без берегов», порождаемого вневременным романтическим мировоззрением. Базовая особенность романтического мировоззрения - конфликт между двумя началами - «Я» и «Не-Я». В традиционной романтической балладе этот конфликт воплощался в конкретных реалиях, в балладных героях и их поступках. В неоромантической балладе выявить романтический конфликт между «Я» и «Не-Я» сложно, который проявляется во взаимодействиях персонажей и процессов, пребывающих в различных пространственно-временных точках и представляющих собой разные модусы, в том числе не всегда одинаковые по признаку «реальности-виртуальности». Исследование этих аспектов конфликта в неоромантической поэзии имеет практическую значимость как при непосредственном изучении современной поэзии, так и в научно-методической сфере. Авторские наработки могут быть использованы в учебниках и учебных пособиях.
Ключевые слова
Рассматриваются черты новой модели просветительства в адыгейской литературе послереволюционных десятилетий. Исследуется проблема формирования нового типа героя-просветителя, соединяющего культурно-образовательную работу с революционным строительством. Выявляются художественные особенности творчества Т. Керашева, М. Паранука, И. Цея, Б. Кобле, А. Евтыха и др., испытавших влияние этапа революционного перелома, с одной стороны, и эстетики просветительства, с другой. Используемый автором сравнительно-типологический метод способствует определению литературных связей и комплексному рассмотрению литературного процесса. Описание нового образа героя-просветителя и выявление черт просветительства в искусстве слова 20 - 30-х гг. помогает выявить новые тенденции в развитии художественно-эстетического процесса. Делается вывод о том что, в адыгейской литературе послереволюционных десятилетий формируется новый в качественном отношении тип просветительства.
Ключевые слова
Сегодня на страницы нашей литературной печати выпорхнула теория глобальной реконструкции, согласно которой границы национального якобы уже стерлись и место национальной индивидуальности должны занять понятия более универсальные, широкомасштабные, полностью отменяющие категорию национального различия. Целью исследования является доказать, что космополитизм и общечеловеческие ценности не равны друг другу, что любой человек неизбежно пребывает в плену национальной идеи, или иначе - самоощущения. Это самоощущение, мировосприятие, объединяемое нередко понятием менталитета, формируется естественным существованием от рождения в определенной национальной среде и, как следствие, отражается в художественном творчестве. С помощью сравнительно-исторического метода рассматриваются две теории развития наций. Подчеркивается несостоятельность космополитической теории развития национальных литератур, которая приводит к отрешению от национальных традиций, от национального самосознания, от национальных корней. Космополитизм пространственно шире национального, но он лишен конкретного, жизненного содержания, это понятие социальное, общественное. Национально-героическая идея как идея художественная - понятие не изученное, несмотря на свое неистребимое присутствие в литературе и искусстве. Установлено, что «национальная идея» играет во многом предопределяющую роль в художественном творчестве, что является важным в изучении творчества писателей народов Кавказа и анализе их произведений.
Ключевые слова
Рассматриваются темы, образы и сюжеты в творчестве И.С. Тургенева и И.А. Бунина. Объектом исследования выступают произведения данных писателей разных лет. Цель заключается в том, чтобы выявить традиции и новаторство в русской литературе эпохи Модерности на примере творчества И.С. Тургенева и И.А. Бунина. Применён историко-типологический метод. Большое внимание уделяется принципам реализма, прослеживаемым в сочинениях названных авторов. В этом видится актуальность данного исследования, помогающего осмыслить своеобразие реалистических произведений второй половины XIX-го века и рубежа XIX - XX-го веков. Подобный анализ творчества писателей вносит определённый вклад в сравнительно - типологическое литературоведение. Делается вывод о повторяемости и трансформации тем, образов и сюжетов в литературе Нового времени на материале сочинений И.С. Тургенева и И.А. Бунина.
Ключевые слова
Рассматриваются вопросы критической и литературоведческой деятельности известного ученого А.А. Схаляхо. Ставится задача отразить формирование эстетических взглядов, выработку методологии и разные этапы деятельности ученого. Цель, таким образом, исследовать все творчество известного деятеля литературы и представить его законченный творческий портрет. Выявляются особенности формирования исследовательского мастерства А. Схаляхо, его движение от описательной манеры к аналитическому стилю и теоретическому обобщению. Устанавливается такая важнейшая черта творчества, как стремление ввести в национальную литературу разных творческих работников и объединить ее таким образом в единый художественно-эстетический процесс. На основе сравнительно-исторического и сравнительно-типологического методов исследования автор приходит к выводу о том, что творческая деятельность А. А. Схаляхо способствует отражению особенностей формирования и развития национальных черт адыгских литератур, рассматриваемых в контексте отечественного искусства слова.
Ключевые слова
Рассматриваются специфические особенности хронотопа в «готическом» произведении У. Бекфорда. Анализируются модель пространства и времени, механизм взаимодействия ключевых «готических» топосов и художественного времени, связь пространственно-временных уровней и образа главного героя. Используются методы историко-литературного, текстологического, культурологического исследования художественных произведений. Научная и практическая значимость и актуальность работы определяются малоизученностью проблемы хронотопа в «готическом» тексте. Главными становятся выводы о том, что хронотоп в «готической» сказке является той художественной основой, которая определила единство произведения и синтезировала в себе три его универсалии - образ человека, время и пространство; художественное пространство сосредоточено вокруг образа «готического» героя и представлено тремя вертикальными уровнями: «верх» - это мир Неба, божественная жизнь, «середина» - земной мир, «низ» - подземный (адский) мир; «готический» топос связан с художественным пространством на реальном, перцептуальном и концептуальном уровнях.
Ключевые слова
Исследуются особенности конфликта и концепции характера в дилогии А. Евтыха «Улица во всю ее длину», «Двери открыты настежь». Отражается также эволюция конфликта в творчестве разных писателя 60 - 70-х гг., анализируются проблемы идентификации личности и расстановки персонажей в названных романах. Устанавливаются структурно-стилевые особенности жанра, определенные усилением конфликта, углублением художественной проблемности, решением актуальных тем: человек и окружающий его социум, герой и национальные ценности, личность и семейный уклад. Определяются и формируются черты нового творческого почерка, вызванные идейно-эстетическими исканиями времени: движение к многоплановому характеру, амбивалентной личности, сложному стилю изложения. Делаются выводы об образной системе писателя, которая отражает художественные искания отечественной литературы 60 - 70-х гг.
Ключевые слова
Исследуется рассказ «Арк» Т. Керашева в контексте идейно-эстетических исканий адыгских литератур 20 - 30-х гг. ХХ века. Предпринимается анализ художественных черт прозы и поэзии мастеров слова эпохи революционного перелома - И. Цея, И. Ашкана, А. Шогенцукова, Х. Теунова, Т. Борукаева, Х. Абукова, М. Дышекова и др., выявляется роль и место Т. Керашева в выработке новой художественной концепции личности, описываются жанровые и структурно-стилевые особенности рассказа «Арк». Определяются проблематика и своеобразие решения проблемы характера в малой прозе адыгских литератур 20-х гг. ХХ века. Формулируются сходные по характеру идейно-эстетические поиски писателей нового времени. Обозначается идейно-художественная специфика рассказа «Арк» Т. Керашева, связанная с освоением принципов эстетики революционного реализма. Делаются выводы о значении анализируемого произведения в формировании традиций искусства нового времени.
Ключевые слова
Исследуются художественные особенности современного северокавказского романа-мифа. Цель работы - выявить влияние мифопоэтики на художественную структуру романа-мифа. Для этого решаются следующие задачи: выявление художественных особенностей мифологизма романов-мифов Н.Джусойты, М.Булкаты , Х.Бештокова, Ю.Чуяко, Н.Куека, Д.Кошубаева; анализ образостроения и миромоделирования рассматриваемых романов; исследование специфики мифопоэтического хронотопа. Для исследования проблемы неомифологизма в северокавказском романе нами используются принципы сравнительно-типологического, структурно-семиотического подходов. Устанавливается, что в основе миромоделирования рассматриваемых романов лежит мифоэпическая модель мира с его трехчленной структурой (верхний, средний и нижний миры). Констатируется наличие в романах-мифах сложной художественной структуры, формирующей мифопоэтические хронотопы. Теоретическая значимость заключается в определении жанровых особенностей современного северокавказского романа-мифа, конкретных составляющих данной жанровой модификации. Практическая значимость состоит в возможности ее применения в практике вузовского преподавания, в спецкурсах по истории северокавказской литературы, жанру северокавказского романа-мифа.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности отношения классика адыгской (черкесской) литературы, основоположника национального просветительства Султана Хан-Гирея к природе, отраженные в его художественных текстах как важнейшая часть его мировидения и миропонимания. Ставится цель анализа приемов раскрытия его системы представлений о мире, объединяющей как этноментальные взгляды на природу, так и уже сложившиеся к этому периоду в русской и европейской философской и литературно-эстетической системе, связанной, в первую очередь, с концепцией Просвещения и романтизма, отражая и глобальные процессы, связанные с дихотомией природа-цивилизация. Отмечается, что концепция природы у автора реализуется через два основных взаимодополняющих подхода, способа освоения данной проблематики: с одной стороны - научный, рациональный, с другой - художественный, эмоциональный, образный. Оценивается внимание автора к природе как важнейшему фактору формирования и индивидуальной человеческой личности, и народа в целом, его образа жизни и образа мышления, творческого, художественного потенциала. Анализируются особенности семантики употребления концепта «природа», встречающегося в его художественных текстах более трех десятков раз, многообразие функций мотивов и образов природы в художественном мире писателя. Кроме того, как важный источник сведений об авторской концепции природы оцениваются внесюжетные элементы текста. Делается вывод об актуальности для системы мировоззрения писателя анализа проблемы объективного баланса природы и человека как двух взаимодополняющих явлений и факторов, функционирования концепта «природа» в художественной прозе в контексте системы ценностной, аксиологической структуры художественного мира его произведений.
Ключевые слова
Рассматривается историческая составляющая современного пласта адыгской литературы. Предпринимается попытка произвести возможную классификацию современного историзма в адыгской литературе. Это удается уже в начальных абзацах статьи - налицо несколько пунктов произведенной автором классификации и их расшифровка. Подобный анализ необходим для того, чтобы подготовить основу для обращения к ранее неизученным текстам, составляющим современный пласт адыгской прозы. Производя анализ хроникальной категории на фоне двух последних столетий упоминаются исторические факты применительно к развитию цивилизаций (русской, адыгской) в многонациональной Российской Федерации. Рассмотрение происходит путем исторической сопоставительности и описательности относительно историзма в конкретных текстах: живущий за рубежом Александр Нажжар, живущие в России (Республика Адыгея) Асфар Куек, Инал Чатао, будучи адыгскими писателями, касаются в своих произведениях военной составляющей. Подобное сопоставление и параллельное соотнесение освещают немалое число ранее скрытых граней данных явлений. Обратившись к их текстам, автор приходит к выводу об имеющейся сегодня активности данной тематики в адыгской литературе.
Ключевые слова
Адыгский традиционный музыкальный инструмент шычепщын рассматривается как объект прошлого и настоящего, традиционной и современной культур. Выявляются постфольклорные характеристики шычепщына, к которым относятся условия возрождения инструмента (город, районные центры, на базе учебных заведений, клубов, общественных объединений). В качестве главных каналов освоения инструмента остаются гаджеты и виджиты, различные технические звуконосители. Контактный способ обучения «с рук» уходит на второй план. Используя методы включенного наблюдения, проведя анализ большого корпуса шычепщынов (более шестидесяти), автор выводит четыре класса инструментов на основании их внешних качеств. В украшении шычепщынов могут быть использованы антропоморфные, зооморфные, абстрактные и конкретно-предметные (символические) мотивы. Два элемента хордофона - головка и эфы - наиболее приспособлены и уместны для воплощения дизайнерских фантазий мастеров-изготовителей. В выводах подчеркивается постфольклорная сущность возрождаемого шычепщына, его направленность на этническую идентичность и маркировку. Развитие инструмента и исполнительства на нем прогнозируется в фольклористическом и академическом направлениях и оценивается как более продуктивное и перспективное. Есть основания прогнозировать возрождение традиционного исполнительства на шычепщыне через каналы профессионального исполнительства и систему фольклорного образования в учреждениях культуры и искусства. Возможность использования фактологического материала статьи в учебных курсах по адыгской художественной культуре и оценка состояния исполнительства на шычепщыне в Адыгее составляют практическую ценность исследования. Когнитивная составляющая предложенного материала может стать основанием для проведения сравнительного анализа исполнительства на смычковых хордофонах в ареале Северного Кавказа.
Ключевые слова
Целью является исследование особенностей художественной реализации одной из важнейших проблем современного общества - проблемы межличностной коммуникации. Современный постмодернистский текст анализируется с позиций теории текста. Базовый тезис исследования о необходимости междисциплинарного подхода к анализу проблемы коммуникации основывается на трудах современных и зарубежных ученых в области теории текста, лингвистики, психолингвистики и др. Задачи работы сформулированы в соответствии с актуальностью проблемы коммуникации и сводятся к выявлению текстовых иллюстраций коммуникативных срывов персонажей современного постмодернистского текста. Методология исследования базируется на теории постмодернизма, на коммуникативно-прагматическом подходе к анализу текста и на междисциплинарных исследованиях закономерностей процесса коммуникации. В качестве иллюстративного текстового материала используются фрагменты романа С. Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке», являющегося репрезентативным в контексте исследуемой проблемы. В результате выявляется несомненная связь между прагматикой текста и его коммуникативной составляющей, а также устанавливается, что проблема межличностной коммуникации становится одним из актуальных проблемных вопросов современной художественной литературы.
Ключевые слова
Целью является аналитическое исследование истории православной и православно-ориентированной печати русской эмиграции США в контексте специфики формирования ее аудитории и реализуется на фоне сравнительно-исторического описания типологической картины печатных изданий Русской Православной Церкви Америки, которые анализируются в ракурсе их особенностей, связанных с целевыми установками и аудиторным фактором. Задачи работы ориентированы на выявление всех типологических составляющих церковных изданий на фоне общей картины деятельности Русской Православной Церкви Америки. Особое внимание уделяется аудиторному фактору. В рамках сопоставления при привлечении общих и специальных научных методик, в частности, сравнительно-типологического метода, контент-анализа, социально-исторического подхода, выявляются ведущие тенденции редакционной политики различных изданий российской эмиграции, в том числе карпаторусской прессы, обусловленные, в основном, их религиозной и политической ориентацией. Выявляется особый территориально-иерархический принцип построения системы печати конфессиональной прессы, обусловленный территориальным фактором и местом издающей организации в церковной иерархии. Делается вывод о соответствии исследованных изданий основным аудиторным группам читателей, исторически сложившимся в русской диаспоре.
Ключевые слова
Анализируются и комментируются типологические особенности народнической газеты «Вперед!» под редакторством П.Л. Лаврова как нелегального периодического издания. На основе изучения многочисленных ее номеров за два года, особенностей взглядов издателей на функционирование печати, основополагающих принципов формирования отделов и оригинальных корреспонденций, систематизации базовых тенденций материалов из западноевропейской общественно-политической жизни показана роль и выявлено влияние газеты в формировании общественного мнения в России. Результаты данного научного исследования имеют теоретическую значимость для историков русской печати, ученых, интересующихся социально-исторической ситуацией в России второй половины XIX века и проблемами современных СМИ. Материалы рассмотрения газеты могут быть полезными в различных областях для теоретиков и историков литературы, русской и зарубежной, эстетический, художественный и научный интерес представляет ряд публикаций в этой сфере. Практическую значимость имеют базовые положения рассуждений П.Л. Лаврова о специфике его газеты, где он четко сформулировал существенную разницу, которая была между бесцензурной эмигрантской печатью и печатью легальной, подчеркивая значительные преимущества последней. Это позволило ему вскрыть специфические типические черты периодической бесцензурной прессы. В его представлении она должна учитывать то, что является дополнением «дозволенный» и ни в коем случае не служит ее заменою. Этим он и объяснил ограниченный круг вопросов, находящихся в центре внимания его газеты. Таким образом, какая-то часть проблем неизбежно должна оставаться за бортом нелегальной заграничной печати. Ограничение тем выводится как типологическая черта заграничной прессы.
Ключевые слова
Рассматривается проблема регионализации образования. Возрождение культуры посредством образовательных систем приобретает большое значение в формировании личности современного человека, стремящегося сохранить самобытность, уникальность своей культуры, что представляется актуальным. Цель заключается в анализе опыта реализации национально-регионального компонента в музыкально-образовательном пространстве Республики Адыгея. Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в изучении и обобщении накопленного опыта работы учреждений образования и культуры Республики Адыгея в данном направлении, позволяющего определить стратегические и тактические задачи, которые необходимо решать в рамках указанной проблемы. Краткий обзор творчества композиторов Адыгеи и Кубани дает представление о значимости музыки этих авторов в культурно-образовательной деятельности региона. Воспитание на основе регионального музыкального материала способствует духовно-нравственному развитию учащихся, развитию их музыкальной культуры и любви к родному краю через изучение культурных традиций, расширению музыкального кругозора и исполнительской культуры. Обращение к данной теме открывает перспективы для дальнейшего изучения и адаптации в музыкально-образовательном пространстве инструментальной музыки, созданной на фольклорной основе.
Ключевые слова
Рассматривается самый известный опус А.Шенберга как опирающийся на традиции прошлого и апеллирующий к историческому мышлению реципиента. Подтверждением этого являются интертекстуальные включения трех групп текстов: П.И. Чайковского, немецкой романтической литературы и музыки, а также текстов, отражающих стилевые признаки собственных будущих сочинений композитора. Цель установления указанных интертекстуальных связей заключается в том, чтобы выявить с их помощью подспудные истоки замысла сочинения, глубинные слои его образного содержания, проследить движение авторской мысли, осуществляющей диалог с художественными традициями прошлого и прозревающей перспективу развития европейской музыки. Используются методы текстологического исследования музыкально-поэтического произведения в нотно-графической и музыкально-звуковой форме его существования; интертекстуального анализа; отдельные приемы историко-эстетического, стилевого, сравнительного культурно-типологического анализов, художественных межвидовых сопоставлений (музыка/литература). Научная значимость и актуальность данной работы определяются ее новаторским характером, связанным с получением новых аналитических данных о произведении, которые свидетельствуют о наследовании Шенбергом традиций вопреки собственным декларациям. Практическая значимость заключается в констатации факта, что столь усложненная по форме выражения музыка тем не менее «направлена на слушателя», поскольку ведет его восприятие и мышление от распознания уже ранее известного (интертекстуальные включения) к освоению нового, непривычного, способствует процессу смыслообразования.
Ключевые слова
Выявляются и анализируются основные принципы создания игровых персонажей при учете различных технологических ограничений, налагаемых цифровой средой существования разработки и стилевых особенностей, диктуемых жанровой принадлежностью проекта. Данные, полученные в рамках научного исследования, основанного на изучении многочисленных отечественных и зарубежных авторитетных источников и реферируемых периодических изданий, посвященных проблематике гейм-дизайна, людологии и цифровых технологий, способствуют определению основополагающих закономерностей, обусловливающих игровое поведение персонажей, различные аспекты их визуальной составляющей и принадлежности к определенному психотипу, а также соотносящих данные параметры с особенностями восприятия пользователем различных типов персонажей и возможности их кастомизации. Результаты исследования обладают теоретической значимостью, заключающейся в систематизации подходов к проработке целостного образа персонажа, базирующегося на отборе максимально полно соответствующих задачам проекта художественно-экспрессивных средств, способных повысить как степень испытываемой игроком по отношению к персонажу эмпатии, так и художественно-эстетическую ценность проекта в целом. Практическая же значимость результатов заключается в возможности применения выявленных тенденций для оптимизации процесса разработки визуальной составляющей проекта в части проектирования игровых и неигровых персонажей, что позволит минимизировать количество способных снизить потребительские и эстетические параметры проекта противоречий и неточностей в образе и поведении персонажа. В целом же, полученные данные могут быть успешно применены как непосредственно для упорядочения процесса проектирования конкурентоспособных игровых проектов, так и как теоретическая основа для дальнейшего изучения принципов гейм-дизайна как вида проектной деятельности, занимающего уникальное междисциплинарное положение на стыке художественной эстетики и информационных технологий.
Ключевые слова
Рассматриваются разнообразные модели отражения публичного пространства в музыке XIX - XX веков через выявление содержания и средств музыкальной выразительности концепта «Мы». Использованы: музыковедческий анализ, методы герменевтики и компаративистики. На примере гимнов разных стран, рассчитанных на публичное пространство и масштабные исполнительские силы - хоровое и оркестровое исполнение, показывается различие организации их смыслов и музыкального материала. Исследуется механизм появления дополнительных музыкальных контекстов и смыслов гимнов от фольклорных и религиозных истоков, вплоть до реальной музыкальной практики и социально обусловленных факторов. Доказывается, что гимн выступает в функции музыкального символа-стереотипа, выражающего коллективное бессознательное, обеспечивая ментальную целостность народа как в ходе исторической эволюции, так и в пространственно-временных «разломах» - миграционных процессах, войнах и других глобальных трансформациях. Делается вывод, что моделирование публичного пространства гимна в музыке происходит с учётом всех этапов его эволюции - от религиозных, лирических гимнов до гражданственно-патриотических, что выражается выбором определённых средств музыкальной выразительности.
Ключевые слова
Производится сравнительный анализ славильных песен адыгской и русской устной традиции. Целью является выявление типологического сходства музыкальной поэтики родственных жанров. Особое внимание уделено обрядовому контексту бытования жанров, сходству места, процессуальных действий, предназначения, присутствия признаков магии подобия. Предлагается новый подход к изучению этнокультур народов, проживающих на общей территории - принцип жанрового параллелизма, позволяющий выявить как сходство, так и принципиальные отличия жанров. Отмечаются сходные для народнопевческих традиций адыгов и славян ритуальные действия и содержание сопутствующих им песен. Используется метод сравнительного интонационного анализа. Научная, практическая значимость и актуальность определяются ее новаторским характером, связанным с введением в научный обиход нового музыкального текста, определена его жанровая принадлежность, поставлена проблема актуальности исследования сакрального слоя народнопесенного искусства адыгов. Подобный анализ произведения вносит определенный вклад в этномузыкологию и, частично, литургическое музыковедение. Обозначаются пути исследования родственных жанров фольклора, связанных с общим контекстом бытования. Авторы приходят к выводам, что общность средств музыкальной выразительности предопределена идентичным содержанием жанра, а также выдвигают гипотезу о возрасте песен, относящихся к периоду существования пантеистических воззрений народов.