Рассматриваются особенности словообразования и словоупотребления имен в художественных произведениях. Объектом исследования являются исторические тексты произведений основоположника адыгейской художественной прозы Т.Керашева (исторические повести и роман «Одинокий всадник»). Цель - выявление особенностей словообразования и словоупотребления в языке писателя, определение инновационных словообразовательных способов в исследуемых текстах. Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматриваются способы словообразования имен в художественных произведениях одного конкретного автора, тем самым устанавливаются особенности авторского стиля и почерка писателя. В работе используются методы сопоставительного, текстологического, культурологического анализа художественных текстов. Научная и практическая значимость и актуальность определяются ее характером, связанным с новизной словообразовательного анализа языка художественных текстов. Делается вывод о своеобразии словообразования и уникальности словоупотребления имен Т.Керашевым в анализируемых текстах. Примечательно, что художник активизирует потенциальные возможности словообразования и словоупотребления адыгейского языка.
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение
2016. — Выпуск 1
Содержание:
Рассматривается функционирование непроизводных и производных лексем - имен существительных в художественных текстах произведений Тембота Керашева. Цель заключается в рассмотрении художественного идиостиля автора путем исследования путей использования автором лексических единиц, представленных существительными. Практическая значимость работы определяется ее новаторским характером, связанным с контекстуальным анализом имен существительных в художественных текстах Т. Керашева, которые показывают мастерский подход писателя к лексическому богатству адыгейского языка. Научная новизна исследования состоит в том, что в адыгейском языкознании недостаточно представлен лингвистический анализ языка произведений писателей, поэтому делается попытка внести определенный вклад в дальнейшую разработку путей и форм отбора писателем из множества сосуществующих в языке тех лексических единиц, которые позволяют ярче и выразительнее представить характеристику героев и описываемые явления. Этим обстоятельством и обусловлена актуальность избранной работы. Используются следующие методы лингвистического анализа: наблюдение, описание, идентификация и дифференциация, компонентный, контрастивный, контекстуальный и семантический. Источником исследования явились тексты художественных произведений Т.Керашева на языке оригинала. Анализ художественных текстов вносит определенный вклад в адыговедение. Делается вывод о многообразии непроизводных и производных лексем - имен существительных в адыгейском языке, об их функционировании в художественных текстах произведений талантливого адыгского прозаика.
Ключевые слова
Рассматривается особый статус крылатых выражений (КВ) в координатах фразеологической системы языка, определяемый, прежде всего, их соотносимостью с конкретным авторством. Целью является выявление структурно-семантических особенностей КВ, позволяющих описывать их, с одной стороны, как лингвокультурный концепт, с другой, - как стилистическое средство, обладающее высокой степенью выразительности. Методология научного исследования определяется его объектом и предметом: КВ изучаются с позиций когнитивно-семантического, лингвокультурологического и функционального подходов. Научная новизна и практическая значимость состоят в установлении параметров, посредством которых возможно непротиворечивое описание КВ, в том числе и в лексикографической практике. Проведенный анализ языкового материала позволяет выделить следующие признаки КВ: устойчивость как структурно-семантическое постоянство, воспроизводимость, целостность, членимость на всех уровнях языка, образность и экспрессивность, афористичность, широкая употребительность, реализация различных стилистических функций. Выявление данных свойств актуализирует те характеристики КВ, которые активно участвуют в формировании прецедентности конкретной лингвокультуры, а также обусловливают динамику межкультурной коммуникации. Установлены общие и отличительные черты, свойственные КВ и свободным синтаксическим конструкциям: актуальность семантических и грамматических связей, а также изоморфная их членимость составляют интегральные признаки рассматриваемых единиц; дифференциальные признаки представлены постоянством состава и значения КВ, их воспроизводимостью.
Ключевые слова
Целью является описание специфики фонетической системы островного говора старообрядцев казаков-некрасовцев, более 250 лет проживших в Турции. В 1962 году старообрядцы казаки-некрасовцы вернулись из Турции в Россию и поселились в поселках и селах Ставропольского края. В задачи работы входит описание специфики вокализма, консонантизма, фонетических процессов в говоре в сопоставлении с общенациональным литературным языком. Используя методики и приемы структурного метода анализа языковых единиц, автор приходит к выводу о том, что в островном говоре старообрядцев казаков-некрасовцев в сопоставлении с общенациональным языком отсутствуют определенные согласные звуки в качестве самостоятельных звуков, некоторые согласные звуки не употребляются в типичных для них позициях, оппозиция по твердости - мягкости ряда согласных звуков является неустойчивой, имеются специфические виды безударного вокализма в предударных и заударных слогах после твердых согласных. Научные результаты работы исследования специфики фонетической системы островного говора старообрядцев казаков-некрасовцев являются вкладом в разработку теоретической проблематики диалектологии.
Ключевые слова
Рассматривается художественный текст и художественная картина мира c точки зрения нового семантико-когнитивного аспекта исследования данных лингвистических феноменов. Целью данного исследования является попытка представления художественных концептов как ключевых смыслов культуры, в которой творит автор художественного произведения. С помощью комплексной методики, включающей лингвистический, концептуальный анализ, а также различные герменевтические техники, было установлено, что изучение семантики языковых знаков позволяет представить способы категоризации и вербализации доминантных смыслов сознания творческих людей. Вербализация концептов осуществляется в языке лексическими, фразеологическими, синтаксическими способами, описание которых позволяет выделить когнитивные признаки и когнитивные классификаторы, которые могут быть использованы для моделирования концепта. В связи с этим теоретическим и научно значимым является вывод о том, что проблема моделирования индивидуально-авторской картины мира связана с проблемой выявления и описания концептосферы художественного текста. В результате делается значимый вывод о том, что процесс формирования концепта в условиях культурной и языковой среды происходит в концептуальном пространстве текста, а ее основными актуализаторами являются слова, символы, реалии, прецедентные имена, феномены и пр. Таким образом, представленное исследование вносит существенный вклад в филологию, теорию текста, теорию языковой личности и концептологию.
Ключевые слова
Целью настоящей работы является выявление набора языковых средств, в определенной степени отражающих особое видение мира языковой личности на определенном историческом этапе. Автор, используя элементы сравнительно-сопоставительного, контекстуального и семантического методов исследования, предлагает собственный комплексный системный подход (что является современным подходом, имеющим прикладную значимость) для изучения языковой личности как результирующей социокультурных факторов, суммы идей, совокупности ценностей и ментальных характеристик, отраженных в языке данного социума на данном культурно-историческом этапе. Национально-ценностные ориентации нации/личности/языковой личности (в том числе британской) вырабатываются в результате взаимодействия различных типов социокультурного менталитета и преобладающих в данный исторический период идейно-политических течений. С изменением идей эволюционируют и ценности: новая идеологическая система предопределяет новую иерархию ценностей и существование различных типов социокультурного менталитета. Совокупность этих ценностей и составляет систему концептуально оформленных представлений, идей и взглядов на общественную жизнь, особый способ объяснения мира, в основе которого лежат принципы, позитивные ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.
Ключевые слова
На материале языка художественной прозы немецкого писателя Э.М. Ремарка и ее русских переводов рассматривается проблема отражения ассиметрии между формой и содержанием как случай неполного покрытия плана содержания планом выражения. Цель статьи заключается в раскрытии механизмов создания иронии и анализе языковых средств ее выражения в исследуемых текстах. При обработке текстового материала использована комплексная методика, включающая компонентный, контекстуальный и сопоставительный виды анализа. Выясняется, что ирония является содержательной концептуальной категорией художественного текста, позволяющей писателю передать эмоционально-оценочное отношение к отображаемой действительности. Научная и практическая значимость данной работы определяются ее новаторским характером, связанным с тем, что феномен иронии остается до настоящего момента пока еще малоизученным. Еще менее исследованным он представляется на материале художественных текстов Э.М. Ремарка. Делается вывод о том, что среди языковых средств, участвующих в выражении иронии в исследуемых художественных текстах, ведущая роль в создании имплицитных смыслов отводится лексико-семантическим средствам, возможности которых чрезвычайно разнообразны.
Ключевые слова
На материале языка немецких художественных произведений рассматриваются КФЕ со значением качественной оценки, которые выступают одним из средств экспрессивной характеристики и эмоциональной оценки героев, их взаимоотношений и способствуют реализации ряда важных иллокутивных намерений говорящего. Анализу подвергаются также варианты их трансформации в русских переводах. Цель заключается в исследовании фразеологических значений, формирующихся не в результате изменения значения отдельных компонентов словосочетания, а на основе изменения значения всего комплекса и выявлении особенностей словосочетаний, компонентами которых являются фразеологизмы. При обработке текстового материала использовалась комплексная методика, включающая компонентный, контекстуальный, сопоставительный и текстологический виды анализа. Делается вывод о том, что первый компонент-прилагательное большинства немецких компаративных фразеологических единиц сохраняет прямое значение, а второй компонент может подвергаться полному или частичному переосмыслению.
Ключевые слова
Цель - выявить образные и ценностные характеристики концепта «Будущее (время)» в научно-фантастическом дискурсе при помощи анкетирования информантов, в роли которых выступают субъекты аграрного образования - студенты, аспиранты и преподаватели сельскохозяйственного вуза. В ответах респондентов определены научно-фантастические номинации, которые получили статус лингвокреатем, то есть языковых / речевых единиц, рождающихся в результате творческой речевой деятельности. Лингвокреатемой может выступать слово, словосочетание, предложение, фрагмент текста (прежде всего сложное синтаксическое целое). Респонденты предоставили образы отдаленного будущего и представили свою оценку ценностей, которые могут выступать как знаки эвальвации процессов, которые будут происходить в отдаленном будущем. Также представлены результаты анкетирования, дающие представления о возвышении грядущих потребностей и о вербализации технологических новшеств (инноваций), которые следует ожидать в отдаленном будущем. В целом представлены реакции респондентов на социальные, институциональные и технократические инновации, способные во многом изменить лингвосемиотическое содержание научно-фантастического дискурса.
Ключевые слова
Рассматривается эмоциональное функционирование артиклей в дискурсе рекламы на английском и немецком языках . Цель статьи заключается в рассмотрении эмоционально-выделительной функции артикля, а также его роли в дискурсе рекламы; кроме того, уделяется внимание различной степени выделения при употреблении в тексте того или иного артикля. Практическая значимость работы заключается в использовании полученных выводов в учебных пособиях, которые, могут быть, использованы в процессе обучения специалистов, работающих в условиях глобального «англоязычия» международных компаний. Научная новизна исследования определяется дальнейшим развитием теории артикля в английском и в немецком языках как части эмоционального дейксиса. Этим обстоятельством и обусловлена актуальность избранной работы. Используется метод категориально-функционального анализа. Источником исследования явились тексты художественных произведений, текст Библии, тексты рекламы, рекламные слоганы на английском и немецком языке. Вводится понятие эмоционально-выделительной функции артикля в текстах рекламы, где указывается особая роль артикля. Делается вывод о том, что артикли могут существенно влиять на трактовку («звучание») рекламного текста в целом и рекламных слоганов, что, несомненно, должно учитываться при их переводе и интерпретации.
Ключевые слова
Исследуются особенности становления и развития предметной области «Косметология» и её терминологического аппарата в русском и английском языках, что представляется актуальным, поскольку данная область медицины является достаточно новой. Основным вопросом этой проблемы является выявление процесса формирования терминосистемы косметологии, что теоретически чрезвычайно важно для науки. Терминологические единицы косметологии классифицируются по тематическим группам посредством лексикографического анализа. Используются методы наблюдения, сравнения и обобщения, семантической идентификации. Научная новизна заключается в выявлении общих принципов формирования косметологической терминологии в русском и английском языках. Практическая значимость определяется тем, что материалы и результаты могут быть использованы в курсах по лексикологии, терминологии, лексикографии. Анализ практического материала позволил сделать вывод о том, что количество выделенных тематических групп и когнитивное представление носителей обоих языков в русском и английском языках совпадают.
Ключевые слова
Исследуется проблема взаимосвязи таких терминологических понятий, как картина мира, образ мира, языковая картина мира. Цель заключается в выявлении ключевых функций и свойств данных феноменов, рассматривается корреляция этих понятий с предметной областью научного исследования. Практическая и научная значимость работы определяется образом теоретических точек зрения на специфику и характеристику указанных понятий, чем и обусловлена актуальность избранной темы. Используются методы лингвистического анализа: наблюдение, описание, дифференциация, контекстуальный метод. Делается вывод об особенностях употребления и восприятия понятий картина мира, образ мира, языковая картина мира. Дается обзор теоретических точек зрения на специфику употребления и характеристику этих понятий. Источником исследования явились представленные в различных источниках мнения и точки зрения лингвистов, филологов и других исследователей данных понятий. В свою очередь это вносит определенный вклад в сравнительно-типологические исследования. Установлено, что понятие картины мира является одним из фундаментальных антропологической лингвистики, исследующей язык в тесной связи с сознанием, мышлением человека, его духовной жизнью и всеми когнитивными процессами.
Ключевые слова
Рассматриваются характеристики мультимодального дискурса в целом, а также специфики мультимодальности в академическом дискурсе. Соответственно, объектом исследования выступают семиотические системы, взаимодействующие одновременно и транслирующие информацию с учетом коммуникативных традиций общества. Цель - описать феномен мультимодальности в академическом дискурсе, в его письменной и устной реализации. Результаты анализа использования информационных каналов, например, слухового, визуального и других в академической среде, послужившие основной для характеристики мультимодальности, носят описательный характер и получены методами научного познания: анализа и синтеза, наблюдения, объяснения. Сочетание указанных методов позволяет обратить внимание на разные стороны взаимодействия семиотических систем в процессе обмена информацией и сделать вывод о том, что мультимодальность - естественное состояние коммуникативного процесса. На примере лекционного дискурса, являющегося одним из наиболее значимых в системе образования, предпринимается попытка доказать, что для достижения поставленных целей академический дискурс обязательно должен включать элементы нескольких семиотических систем (модальностей). Признание того, что мультимодальность академического дискурса делает его приближенным к естественному, эффективным и интересным способствует переосмыслению и более внимательному поиску подходов к его конструированию и реализации.
Ключевые слова
Проводится сравнительный анализ метафорических моделей названий сортов роз с учетом их воздействия на потенциальных покупателей. Цель исследования - показать на примере анализа наименований сортов роз роль аттрактивного эпитета, создающего не только оригинальный, неповторимый, запоминающийся образ рекламного продукта, но и выполняющего функции своеобразного изобразительно-выразительного средства, а также дать материал для дальнейшего исследования семантических явлений в области прилагательных. Выявляются и описываются некоторые лингвосемантические функции эпитетов. Делается вывод об особенностях семантики эпитета в подобных наименованиях. Научная новизна определяется тем, что для исследования используется материал, ранее не подвергавшийся исследованию и представляющий определенный интерес для лингвиста. При анализе практического материала использовались методы лингвистического наблюдения, классификации, сравнительный, описательный метод, которые позволили проследить за процессом наполнения аттрактивной лексики новыми образными переносными значениями. Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты его могут быть использованы при изучении современных лингвистических явлений, возможностей метафорического использования прилагательных, а также при изучении изобразительно-выразительных средств, использующихся в рекламных текстах.
Ключевые слова
Проводится анализ метафорических моделей современной спортивной лексики и фразеологических единиц с учетом их воздействия на аудиторию. Цель исследования - показать на примере анализа новой спортивной лексики особенности метафорического словообразования в современной спортивной лексике, способность лексики наполнять слово новыми смыслами и расширять его значение, дать материал для дальнейшего исследования семантических явлений. Делается вывод о специфике метафоризации в спортивном дискурсе. Выявляются и описываются некоторые лингвосемантические функции метафоры. Научная новизна определяется тем, что для исследования берется материал, ранее не подвергавшийся подобному анализу. При анализе практического материала использовались методы лингвистического наблюдения, описательный метод, которые позволили проследить за процессом наполнения семантики слова новыми переносными значениями. Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты его могут быть использованы при изучении современных лингвистических явлений, возможностей метафорического словообразования, а также при составлении словарей новой лексики.
Ключевые слова
Рассматривается метафора как способ означивания объектов действительности, а на практике - моделирование ассоциации между новым и неизвестным, закрепленным в лингвокультурном пространстве. Цель - рассмотреть онтологический статус концептуального предназначения метафоры, который заключается в установлении аналогий для упрощения интерпретативных практик индивида в познании мира. Практическая значимость работы определяется ее новаторским характером, репрезентирующим моделирование взаимодействия двух понятийных областей, в котором формируется новое знание, и эксплицирует взаимную детерминированность в триаде язык - мышление - культура. Научная новизна исследования заключается в возможности метафоры выступать в роли уникального способа репрезентации и структурирования информации, объективации ментальных процессов в языке и одним из основных путей продуцирования нового знания. Этим обстоятельством и обусловлена актуальность избранной проблемы. Используются методы лингвистического анализа: наблюдение, описание, идентификация и дифференциация, компонентный и семантический. Исследование метафоры как лингвистического образа, способного производить новые значения посредством аналогий, объяснений и интерпретирования одного объекта через другой является значимым, так как привносит определенный вклад не только в теорию языка, но и в кавказоведение. Делается вывод о том, что важные компоненты языковой и концептуальной картин мира могут быть представлены через метафорическое описание базовых символов и мифов.
Ключевые слова
Рассматривается художественно-эстетическое родство адыгских литератур 20 - 30-х гг. и их связь с общесоветской литературой. Отмечается единство их проблемной основы, типологические связи с русской прозой в интерпретации личности, выборе героя, жанрово-стилевой манере. Цель, таким образом, - обозначить своеобразие формирования прозы адыгских новописьменных литератур на примере становления жанра рассказа, рассматриваемого в контексте отечественного искусства слова. Отмечается, что в первых произведениях Х. Теунова, Т. Керашева, М. Дышекова проявлется такое своеобразие первого периода развития адыгских литератур, как эстетика предельных контрастов, перенесенная из публицистики в литературу. Авторы в то же время стремятся выявить и показать черты революционной реальности, существенные стороны образа нового человека и представить таким образом законченный образ конкретного литературного персонажа. Актуальность темы обусловлена необходимостью анализа процессов развития отдельных национальных литератур в контексте формирования общероссийской культуры. Используются сравнительно-типологический метод и литературоведческий анализ. Устанавливается, что общеадыгский рассказ 20 - 30-х гг. выработал такие проблемные и структурно-стилевые черты, которые сформировали типологические особенности начального этапа развития национальных литератур.
Ключевые слова
Цель - рассмотрение особенностей трансформации жанра легенды в творчестве Вашингтона Ирвинга преимущественно на материале «Легенды о Сонной Лощине», а также цикла новелл «Альгамбра»; анализ приемов раскрытия архетипов и мифологем лени, покоя и сна как символов, с одной стороны, расслабленности, размеренности и ненапряженности существования, с другой - сна как спутника грез в данном произведении в контексте других сочинений Вашингтона Ирвинга. Задачи - исследование имитации документально-публицистического стиля, характерной для и книги-травелога «Альгамбра»; преобладания в структуре текста устной традиции, разговорной просторечной лексики, особенностей лирико-романтического, отчасти идиллического хронотопа произведения, элементов в нем лирического автобиографизма. Методология определяется совокупностью сравнительно-исторического, культурологического, текстологического подходов, связанной с вниманием автора к такой особенности бытования фольклора, как вариативность, а также наличием выраженного интертекста, проявленного в реминисценциях и аллюзиях, в частности, связанных с фигурой доктора Фауста; фактах мистико-аллегорического проявления в произведении архаических фольклорно-этнографических представлений, традиций и обычаев; иронии как скрытой форме юмора - наиболее подходящей формой высмеивания суеверий, примитивного характера массового сознания. Делается вывод об актуальности характерной для книги антитезы рационального и иррационального, концепции Вашингтона Ирвинга о сохранения самобытного культурного наследия, традиционной народной культуры как дихотомии двух значительных тенденций - глобализации и антиглобалистики, чем определяется научно практическая значимость исследования.
Ключевые слова
Рассматривается мотив адыгской наезднической культуры. Цель работы заключается в выявлении мотива наездничества в нартских преданиях и сказаниях феодального эпоса. Практическая значимость работы определяется ее новаторским характером, связанным со сравнительным анализом фольклорных произведений, а также полевых материалов, собранным автором среди адыгской диаспоры за рубежом. Научная новизна исследования заключается в том, что в адыгской фольклористике недостаточно полно представлен институт наезднической культуры адыгов с углубленным изучением его в нартском обществе, что обусловило актуальность избранной темы. Показано, что адыги издавна, еще с нартских времен, уделяли серьезное внимание физическому совершенствованию индивидуума и его духовному развитию. Описан процесс формирования всадника-наездника с малых лет до зрелости, а также физическое, психологическое и духовное составляющие предводителя наездников. В исследовании выявлены механизмы воздействия ментальности адыгского общества на формирование всего рыцарского образа наездника. Используются методы сравнительного анализа различных фольклорных произведений, ставших источниками исследования. Подобный анализ вн осит определенный вклад в изучение не только наезднической культуры адыгов, но и в формирование рыцарского этикета - одного из составляющих аспектов Адыгэ хабзэ. Установлено, что в контексте этно-ментального мировидения представления о наезднической культуре имеют важное значение в исследовании всей адыгской культуры, его фольклорного наследия.
Ключевые слова
Рассматриваются художественно-стилевые особенности адыгских колыбельных песен с целью выделения и анализа эпитета как эстетически значимого определения. Отмечается, что эпитет достаточно широко изучен в адыговедении, однако в рамках материнского фольклора он исследуется впервые, в этом и заключается актуальность работы. Научная и практическая значимость определяется тем, что в научный оборот вводится множество ранее не изученных текстов колыбельных песен, широко исследуются типология и функции эстетически значимых определений в данных текстах. Акцентируется внимание на постоянных эпитетах, используемых в качестве обращения к ребенку. По формальным признакам выделяются простые, сложные и составные эпитеты, по семантико-эстетическим - метафорические, метафорично-гиперболические и гиперболические группы. Выявляются части речи, с помощью которых выражены составные эпитеты, образующие наибольшую группу в исследуемых текстах. Подчеркивается, что тирадные формулы эпитетов используются для художественной характеристики идеального героя адыгских колыбельных песен. Применены структурно-типологический и семантико-стилистический методы исследования. Автор приходит к выводу о том, что эпитет является наиболее употребительным художественным средством колыбельных песен. Наибольший интерес представляют развернутые конструкции эпитетов, усложненные метафорой, гиперболой и сравнением.
Ключевые слова
На базе ведущих теорий современного рекламоведения анализируются механизмы создания эффективного рекламного образа, в первую очередь, использование стереотипов и архетипов. Целью работы является, во-первых, исследование роли стереотипов в поведении потребителя в контексте социальных, культурных и психологических мотивов покупательской реакции. Во-вторых - выявление значения архетипических образов в процессе создания эффективного рекламного посыла. Названные аспекты исследования представляют интерес для рекламоведения в условиях становления отечественной теории рекламы и кардинальных изменений российской социальной и экономической картины. Выявление роли стереотипов и архетипов имеет практическое значение для создания эффективного рекламного образа: для иллюстрации теоретических положений статьи приводятся прецедентные рекламные образы, созданные на основе архетипических моделей. Методологической основой работы являются современные медиаведческие теории, исследования в области психологии потребителя, теории психоанализа и социологии рекламы: концепции И.В. Грошева, В.В. Ученовой, А.В. Овруцкого, У. Липпмана, Г. Шульце, К.Юнга. На основе репрезентативных теоретических и практических выкладок делается вывод о ключевой роли стереотипов и архетипов индивидуального и массового сознания в рекламной коммуникации.
Ключевые слова
Рассматриваются медиатехнологии формирования имиджа Республики Адыгея. Цель заключается в исследовании компонентов, образующих и составляющих позитивный имидж региона, новейших методов и инструментария его формирования. Практическая значимость - в ее обзорно-аналитическом характере, выявляющем приоритетные способы формирования позитивного имиджа региона в информационном пространстве. Научная новизна исследования заключается в том, что в общероссийском информационном пространстве практически не представлен бренд Республики Адыгея, как образующая имиджа региона. Поэтому предпринимается попытка внести определенный вклад в дальнейшую разработку способов формирования позитивного имиджа республики, стратегии развития бренда региона, что способствует более эффективной презентации образа региона в информационном пространстве. Этим обстоятельством и обусловлена актуальность избранной работы. Используются анализ, наблюдение, описание и идентификация концепции создания привлекательности региона с помощью PR-технологии - региональный брендинг. Источником исследования явились образы Республики Адыгея, освещаемые в средствах массовой информации в общероссийском информационном пространстве. Делается вывод о возможностях формирования позитивного образа региона, его экономической и инвестиционной привлекательности с помощью многообразия традиционных и креативных инструментов, технологий развития и позиционирования в информационном пространстве.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности «потокового состояния», возникающего в рамках игровой деятельности и активно применяемого для повышения привлекательности игровых проектов в гейм-дизайне, с целью подробно и всесторонне описать данный феномен, являющийся проявлением высшей нервной деятельности, понимание которого способно раскрыть глубинные механизмы, лежащие в основе игрового поведения. Научная значимость изучения потокового состояния в контексте проектной культуры заключается в понимании факторов, отвечающих за полное погружение пользователя в виртуальную среду компьютерных и видеоигр. Практическая значимость исследования состоит в возможности выработки инновационных подходов к созданию игровых проектов, максимально отвечающих ожиданиям и предпочтениям целевой аудитории. На основании многочисленных исследований, проведенных ведущими специалистами в сфере людологии, цифрового дизайна и гейм-индустрии, выявляются и анализируются цели, преследуемые игроками при вступлении в игровой процесс и выявляется зависимость между процессом их реализации и погружением в потоковое состояние. Одним из основных выводов является выявление и систематизация факторов, способствующих достижению состояния потока, что может способствовать оптимизации процесса разработки новых игровых проектов, включающих в себя художественные и технологические приемы, нацеленные на формирование максимально положительно воспринимаемого пользователями насыщенного игрового опыта. С практической точки зрения, результаты данного исследования, охватывающего область художественной эстетики, психологии и информационных технологий, могут применяться при разработке отечественных видео- и компьютерных игр, а также игр для мобильных устройств, чьи технологические, эстетические и потребительские свойства обеспечат достойную конкуренцию иностранным аналогам.
Ключевые слова
Рассматривается солярная символика в контексте архаичности образов изобразительного и декоративно-прикладного искусства Северо-Западного Кавказа. Объектом исследования являются произведения художественного металла из археологических памятников разных исторических периодов, семантика солярных символов, языческих культов адыгов. Цель заключается в рассмотрении изображений, отражающих богатство символики орнаментальных и декоративных мотивов, обусловленных развитием архаических мифологических и художественных структур познания мира, языческих культов, религиозных воззрений. Используется метод сравнительно-типологического исследования, а также семантический - для выявления символической нагрузки декора. Отмечается, что сакральное в орнаментальном искусстве адыгов транслируется и закрепляется каноническими мотивами, отражающими солнечный культ в солярных, зооморфных и антропологических символах. Актуальность работы определяется сопоставлением символического значения элементов декора на произведениях декоративного искусства, позволяющим выявить пути преемственности и обозначить основополагающие категории космологических представлений, которые могут быть обозначены как архаические.