Рассматривается языковая картина мира как продукт познавательной деятельности человека на основе его восприятий окружающего мира. Показано, что в процессе познания в сознании индивида формируются концептуальное пространство и время, которые отражают, соответственно, чувственную и рациональную ступени познания. Отмечается, что язык рождается при преобразовании чувственного опыта в представление, в качестве объектов восприятия способны выступать только материальные сущности, пространство и время предстают как некая абстрактная сущность. Установлено, что среди параметров восприятия мира особое значение приобретают ориентационные координаты, их репрезентация в языке осуществляется при помощи определенных единиц языка.
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение
2013. — Выпуск 4
Содержание:
Рассматривается художественная текстовая деятельность, которая будучи коммуникативно-познавательной, ставит вопрос об адекватности художественного текста действительности во всей его сложности. Показано, что языковая структура реального мира представляется универсальной в картине мира, а средства и способы выражения реальной действительности в языковом сознании варьируются в пределах тех возможностей, которые представляет данный язык для выражения грамматических значений. Отмечается, что языковые единицы разных уровней обладают соответствующей дистрибутивностью, образуя особую систему или языковое поле, языковое пространство. Установлено, что именно актуальный мир и достижимость актуального мира из мира художественного составляет основу адекватности художественного творчества.
Ключевые слова
Семантический потенциал поэтического текста рассматривается как уникальный источник креативности субъекта интерпретации, обусловленный смысловой глубиной и многомерностью художественного символа. Адекватность при передаче текстов из одной культуры, эпохи в другую связывается с интерпретационными возможностями реципиента. Отмечается перспектива научного поиска в лингвистике, состоящая в исследовании личностного, субъективного аспекта интерпретации. Установлено, что определяющую роль в формировании смысла поэтического дискурса играет личность переводчика, обладающая индивидуальными социально-культурными и психологическими параметрами.
Ключевые слова
Рассматривается система конструкций с полифункциональным служебным словом чтобы . Определяются принципы организации этой системы с учетом степени фразеологизации и наличия переходных конструкций. Установлено, что описание конструкций с полифункциональными служебными словами как особых систем позволяет уточнить парадигматику и синтагматику не только собственно конструкций, но и служебных слов.
Ключевые слова
Рассматриваются основные приемы передачи образных значений английских идиоматических единиц в различных функциональных стилях. Приводятся аутентичные примеры из текстов средств массовой информации и интернета. Исследуются основные трудности, возникающие при передаче особых, переносных значений подобных фигур речи как идиомы. Отмечается, что подобные трудности порождены экстралингвистическими факторами, такими, например, как различия в историческом развитии и культуре народов. Установлено, что при переводе идиом нужно учитывать контекст и стиль автора.
Ключевые слова
Рассматриваются вопросы грамматической семантики на примере отдельного класса слов - имени числительного. Отмечается, что потенциал числительных как нельзя шире раскрывается в художественном тексте, который относится к категории креативного письма. Показано, что художественная когнитивность автора отражается в таких, на первый взгяд, «безобразных» словах, как числительные. Установлено, что квантификаторы указывают на «необычайность обыкновенного» и помогают «сберечь внимание» читателя, как нельзя экономичней характеризуя персонажей и сообщая модальность высказыванию.
Ключевые слова
Рассматривается вопрос о том, какие из терминологических сочетаний, а также устойчивых сочетаний сравнительного характера относятся к фразеологии. Для этого устанавливаются различия между этими языковыми единицами, определяются условия развития переносного, фразеологического значения у указанных типов словосочетаний. Установлено, что все рассмотренные типы устойчивых сочетаний сравнительного характера, а также имеющие в своем составе причастие или деепричастие относятся к сфере фразеологии, ввиду их лексической неделимости, эскспрессивно-эмоциональной окрашенности, идиоматичности и цельности их значения.
Ключевые слова
Рассматривается семантика лексемы Кавказ на базе его производных, представленных в разных словарях и в новообразованиях в медиатекстах, извлеченных из сети Интернет. Появление новых слов отражает реализацию словообразовательного потенциала этого онима, свидетельствуя о динамических процессах, происходящих в обществе, и новых знаниях, формирующих его ментальность. Выявленные слова и способы их образования должны быть учтены при конструировании лексико-деривационных гнезд ключевых онимов, каким является топоним Кавказ.
Ключевые слова
Рассматриваются способы и средства создания графических окказионализмов: капитализация, дефисация, квотация и др. Показано, что внимание к деятельностному аспекту словообразования влечет исследование формальной и семантической интеграции производящего и форманта как процесса. Доказывается, что выдвижение семантически значимого фрагмента во внутренней форме слова является основным операциональным средством графического словообразования.
Ключевые слова
Рассматриваются категории маскулинности и феминности. Показано, как эти оппозиции нашли свое отражение в кинодискурсе, в частности в военном. Отмечается, что репрезентация гендера в кино во многом зависит от специфики жанра. Установлены основные языковые средства, отражающие маскулинное и феминное начала. В анализируемом кинофильме категории мужественности и женственности представлены оппозиционно, причем референция мужских образов значительнее, что обусловлено как жанровой спецификой (военное кино), так и традицией (мужское - первично, женское - вторично).
Ключевые слова
Рассматривается структурно-семантическая организация события как доминантного элемента текстового материала газетной статьи политического характера. Выделяются и анализируются фазы, позволяющие структурировать определённый факт из политической жизни общества. На конкретных примерах из газетных источников показаны шесть типов событий. Установлено, что событие как доминантный элемент новостного представления информации характеризуется рациональностью, эмоциональностью, точностью, достоверностью и объективностью общественно-политического потока.
Ключевые слова
Анализируется этноспецифика коммуникативного пространства Австралии и Новой Зеландии, обусловленная функционированием сленгизмов. Отмечается, что единицы австралийского сленга часто носят расистский характер и выступают номинациями явлений асоциального характера, этноспецифика новозеландского коммуникативного пространства состоит в использовании особой формы рифмованного сленга, влиянии агрокультуры страны на сленгообразование, проникновении лексем из языка маори и их трансформации в общий сленг. Этноспецифичность современного коммуникативного пространства Австралии и Новой Зеландии актуализируется, реализуясь на уровне субстандарта современного английского языка.
Ключевые слова
Рассматривается второстепенный персонаж художественного произведения, принимающий то или иное участие в представляемом на страницах литературного произведения событии. Выделяются и анализируются параметры, позволяющие создать единую концепцию его личности: внешность, позиция, ценностные ориентиры, сила выраженности. Установлено, что познание другого человека предполагает формирование представления о нём, которое включает характеристики его внешности, систему заключений о его качествах и способностях, его отношении к различным сторонам действительности, к себе, другим людям, а также говорящих о его социально-групповой принадлежности.
Ключевые слова
Рассматривается этнокультурный менталитет носителя языка, который с особой ясностью отражен в паремиях. Показано, что в корпусе грузинских и русских пословиц значительное место занимают пословицы о коммуникации. Поверхностная репрезентация одной и той же глубинной идеи в разных языках то схожая, то различная. Отмечается, что в успешном коммуникационном процессе собеседники соблюдают определенные правила. Делается вывод, что сопоставительное исследование пословиц дает интересный материал для изучения национального мироощущения народа, создавшего эти пословицы.
Ключевые слова
Рассматривается модель семиотического анализа особенностей реализации немецких паремий в речевом взаимодействии, который строится на семантических, синтаксических и прагмалингвистических принципах. Предлагается детальная параметризация рассмотренных принципов на материале контекстуального употребления немецких паремий, что является критерием адекватности разработанной модели. Представленная модель семиотического анализа особенностей функционирования немецких паремий в речевом общении закладывает теоретико-методологические основы нового научного направления «семиотика немецких паремий» и немецкой паремиологии.
Ключевые слова
Проводится сопоставление хаттских и абхазо-адыгских корневых (лексических) и грамматических морфем в глаголах, что позволяет доказать родство хаттского и абхазо-адыгских языков на морфологическом уровне. Выявлены хаттские глагольные основы, имеющие соответствия в современном адыгейском и кабардино-черкесском языках и значения наиболее частотных суффиксов и глагольных префиксов. Показано, что для восстановления логико-понятийной структуры древних слов возможно обращение к современным языкам. Сопоставление глагольных основ и наиболее частотных префиксов и аффиксов в хаттском и абхазо-адыгских языках подтверждает их близкое родство, которое можно проследить, несмотря на большой промежуток времени, который их отделяет.
Ключевые слова
Рассматривается политическая реклама в СМИ, проводится лингвистический анализ происходящих в ней процессов. Показано, что в политической рекламе используется все стилистическое богатство языка, отмечается, что ей свойственна гиперболизация, а также присущи экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности. Определяется, что эмотивные слова приспособлены как для того, чтобы выражать чувства говорящего, так и для того, чтобы вызвать чувства у слушающего, и что двойственная способность эмотивных слов может быть распространена на любые типы слов, более того, на любые типы языковых средств вообще.
Ключевые слова
Рассматривается концептуализированное художественное пространство, основанное на мировоззрении и мироощущении субъекта художественной деятельности, выраженное в структурах и содержании художественной картины мира автора. Показано, что составляющая единица концептосферы текста - текстовый концепт, который существует как глубинный смысл фактических сведений, ассоциаций, образных представлений, ценностных установок, которые носитель сознания (автор) репрезентирует в создаваемом им тексте. Отмечается, что текстовый концепт предопределяет семантическое строение текста, его логическую и композиционную организацию, коммуникативную направленность. Установлено, что компоненты доминантного смысла художественного текста, представленного в разных языковых единицах, фиксируют авторские личностные смыслы в силу своей конвенциональности.
Ключевые слова
Дается обзор некоторых существующих идеографических словарей, в том числе и фразеологических. Излагаются принципы составления идеографического словаря глагольной фразеологии со значением поведения лица. При составлении выделяется 21 группа фразеологизмов, входящих в поле поведения, расположенных по идеографическому принципу (основой для выделения тематических групп послужил «Тематический словарь русского языка» Л.Г.Саяховой, Д.М.Хасановой, В.В.Морковкина). Принцип системности явился основополагающим при составлении идеографического словаря глагольной фразеологии со значением поведения лица, выявлены центральная зона, охватывающая социальные отношения, и периферийные, включающие единицы, способные входить в несколько семантических групп. Словарь может использоваться при переводе ФЕ на иностранные языки, в разного рода филологических изысканиях.
Ключевые слова
Рассматривается философско-религиозная проблема добра и зла. Выявляются взаимосвязи религии, философии, литературы, прослеживающиеся при её осмыслении. Дается сравнительный анализ положений, выявленных при исследовании библейских легенд. Установлено, что причины сходства в подходе обоих мыслителей к проблеме добра и зла кроются не только в их интересе к библейским текстам, но и в апокалиптическом характере минувшего ХХ века.
Ключевые слова
На основе анализа романа К. Рив «Старый английский барон» и ее эссе «Эволюция романтического романа» исследуется проблема поэтики и семантики «готического» жанра. Главным становится вывод о том, что произведение Рив является жанровым и художественным экспериментом в прозе, включающим элементы разных жанров - романов рыцарского, исторического, просветительского, авантюрно-приключенческого, сентиментального, фантастического и детективного.
Ключевые слова
Анализируются поэмы на историко-революционном материале, накопившие значительный идейно-художественный опыт. Отмечается усиление эпических и лирических традиций, меняется форма обращения писателей к фольклору и функции народного эпоса в произведениях. Установлено, что структура поэмы усложняется драматическими элементами (диалогами, монологами, репликами), лирическими отступлениями, введением в сюжет образа лирического героя.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности первого этапа становления новописьменных литератур, представленных как неотъемлемая часть «нового и уникального явления» - советской культуры. Отмечается, что для адыгейской, кабардинской и черкесской литератур 20-30-х гг. становятся характерными «эстетическая полифония», формирование социалистического реализма, активное развитие «прозы исторического перелома». Устанавливается такая их общая черта, как постепенное движение от малых форм к более объемным, прежде всего, к роману, который становится художественной летописью эпохи исторического перелома.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности процесса формирования «прозы на современную тему» в адыгейской литературе 60-70- гг. ХХ века. Отмечается, что особый структурно-типологический пласт этой прозы сложился в контексте развития отечественного искусства, отразив его типологические особенности. Установлено, что проблемно-тематическое содержание и художественные поиски этой литературы были определены переменами в общественном сознании, повышением внимания к феномену отдельной личности и усилением социально-критического начала в духовной жизни, что ярко отразилось и в лирической прозе, и в эпическом социально-нравственном романе характеров и акцентированных проблем, и в психологически емком, синтезированном лиро-эпическом повествовании.
Ключевые слова
Анализируется состояние адыгской (адыгейской, черкесской, кабардинской) драматургии 20-30-х годов XX века. Отмечается, что она была в основном публицистической в силу отсутствия профессиональных (опытных) драматургов и актуальности тех задач, которые ставила перед обществом новая социальная действительность.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности формирования прозы на «военную тему» в адыгских литературах 60-70-х гг. ХХ века. Отмечается, что на адыгейскую, кабардинскую и черкесскую военную прозу оказала сильное влияние лиро-эпическая тенденция и аналитическая линия художественного анализа. Констатируется, что отмеченные изменения отражаются в творчестве Х. Ашинова, П. Кошубаева, Б. Карданова, А. Налоева, А. Туаршева, Ц. Коховой и др. Устанавливается, что общеадыгское искусство слова складывается в типологических рамках отечественной литературы «современного этапа».
Ключевые слова
Рассматриваются поэтологические особенности романа Михаила Елизарова «Мультики». Показано, что смысловая и структурная «обратимость» текста являются средством реализации авторской позиции и способом осмысления современного искусства. Отмечается значимость для постмодернистского творчества таких приемов, как аллюзия, кинематографическая «оптика», двойное «кодирование» текста. Делается вывод о том, что авторская игра, с одной стороны, разрушает привычную линейность сюжета, а с другой - помогает выявить основную идею романа о ценности человеческой души, сохранить чистоту которой одна из главных задач литературы.
Ключевые слова
Рассматривается образ мифологического божества Тлепша, покровителя кузни. Исследуются его художественные особенности в мифологии и нартском эпосе, этапы становления и развития различных видов хозяйственной деятельности человечества, поскольку их по-своему повторяют эпические культурные герои. Эпический Тлепш - это демиург, изготовитель первых орудий труда, оружейник, лекарь. Подобные «культурные» деяния относятся к числу самых архаичных функций героев времени первотворений. Установлено, что адыгское мифопоэтическое мировосприятие сосредоточивает свое внимание не на «верхнем», а на «срединном» и «нижнем» космическом уровне, и в данном контексте символика «нижнего» мира нашла отражение в образе нартского кузнеца Тлепша.
Ключевые слова
Исследуются вопросы, связанные с сюжетно-композиционными характеристиками историко-героических песен об Айдамиркане, раскрываются реально-событийные основы структуры песен, влияние на них традиционной мифологической поэтики эпоса «Нарты». Установлено, что их циклическое построение напоминает нартские сказания и пщынатли (песни, мелодии), характер подхода к раскрытию героя и событий - тоже весьма похож на особенности творческой работы нартских авторов. Следовательно, сказывается плодотворность их традиций и высокий уровень опыта в художественном показе обстоятельств его жизни.
Ключевые слова
Объектом исследования стала тема «Спорт как элемент здорового образа жизни». Предметом - медиатексты в общероссийских и региональных печатных и интернет-СМИ, посвященные ЗОЖ. В рамках проведенного анализа были выделены пять основных тематических блоков, которые дали возможность установить, что в раскрытии этой проблематики СМИ, прежде всего, обращают внимание на общие вопросы о влиянии физической культуры и спорта на здоровье человека, включая как пропаганду занятий спортом, так и советы по ведению рационального образа жизни.
Ключевые слова
Рассматривается проблема разработки и реализации оптимального для периода модернизации общественно-государственных отношений модуса поведения субъектов информационного пространства как акторов идентификации и имиджирования региона. Дифференцируются понятия политическая власть и информационная власть. Определяется понятие ментальной идентичности и роль медиапланирования при формировании имиджа региона. Делается вывод о продуктивности конструкционистской парадигмы информационной деятельности, интегрирующей всё медиапроизводство и обеспечивающей специфику его принципов и способов.
Ключевые слова
Рассматривается антология русских гражданских печатных календарей. Показано, что в процессе эволюции от справочно-информационной функции календари в XVIII в. обретают и просветительский характер. Отмечается, что в содержании календарей присутствуют различные жанры журналистики. Установлено, что история отечественной журналистики располагает такой разновидностью периодических печатных изданий, как ежегодные календари-альманахи.
Ключевые слова
Исследуется процесс коммерциализации СМИ в печатном сегменте как основе экономической самодостаточности медиапредприятия. Дана синтетическая дефиниция понятия коммерциализации и экономической независимости, рассмотрены основные особенности, а также тенденции и перспективы данного процесса, описаны ключевые концепции в основе представлений о современной российской медиаэкономике. Установлено, что экономическая независимость СМИ, понимаемая как возможность получения доходов от реализации основных институциональных функций, напрямую зависит от характера тенденций и перспектив протекания коммерциализации как коммуникативной системы между рынком и институтом медиа.
Ключевые слова
Исследуется полиморфизм сепарации в танцевальной традиции адыгской диаспоры в Турции в ХХ - начале ХХI века. Показан характер метаморфоз, а также стереотипических охранительных поведенческих модусов в области танцевальной культуры. Установлено, что стратегия культурной сепарации способствует поддержанию этнической идентичности адыгского меньшинства на чужбине.
Ключевые слова
Рассматриваются виды орнаментальных хороводов, объединенных понятием симд . Автор приводит позиции различных исследователей на вопросы генезиса, семантики, функций и исторического развития, освещает вопросы классификации хороводов. В работе проведен анализ музыкально-типологических особенностей инструментальных наигрышей, сопровождающих орнаментальные хороводы. Изучение исторических преобразований приводит автора к выявлению основных тенденций развития традиционной музыкально-хореографической культуры осетин.
Ключевые слова
В рамках исследования изложен краткий искусствоведческий материал, посвященный отражению ряда характеристик изобразительного искусства художников Карачаево-Черкесии. Отмечается, что творчество художников, имея глубокие национальные корни, - современно, индивидуально и разнообразно. Установлено, что в творчестве региональных художников формируются уникальные этнические, лирико-романтические образные структуры, позволяющие проследить эволюцию материальной и духовной культуры через призму преемственности изобразительных традиций в различных жанрах.
Ключевые слова
Рассматриваются произведения художественного металла Северо - Западного Кавказа из археологических памятников как объекты комплексного изучения художественно-образной программы, позволяющей анализировать и интерпретировать художественные стили, композиционные приемы, сюжетные и орнаментальные мотивы изображений. Выявляются особенности художественного стиля изобразительной культуры разных исторических периодов, влияния византийского, скифского, сасанидского, кобанского искусства. Определяются и обозначаются художественные стили, композиционные принципы построения сюжетных и орнаментальных мотивов на изделиях декоративно-прикладного искусства адыгов.