Рассматривается художественный концепт, прежде всего, как единица «индивидуального» сознания концептосферы, вербализующаяся в едином тексте творчества писателя. Показано, что исходная точка семантического наполнения слова в ходе своего исторического развития последовательно преобразуется в образ, понятие и символ, превращаясь в культурный концепт в современном его виде. Отмечается, что характер и способы представленности общенационального концепта в художественном мире того или иного автора определяют особенности его индивидуальной концептосферы. Установлено, что использование той или иной конкретной методики анализа художественных концептов во многом зависит от объекта исследования (конкретный автор, конкретный художественный текст), а также от типа концепта, который подвергается изучению.
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение
2013. — Выпуск 2
Содержание:
Элитарная языковая личность описывается как идеальный носитель культурно-речевой компетенции, которая позволяет создавать тексты любой сложности и при этом соблюдать как языковые, так и коммуникативные нормы. Отмечается, что представители элитарной речевой культуры характеризуются максимально полным знанием языковой системы, умением разграничивать разные формы речи и ситуации общения, владением риторическими приемами и наличием этической субкомпетенции. Делается вывод о том, что совокупность вышеназванных качеств обусловливает формирование речеповеденческого эталона.
Ключевые слова
Рассматриваются проблемы отграничения функциональных омонимов на примере числительного «один» и его омонимов. В процессе анализа языкового материала выявляются значения числительного «один» и его омонимов. Анализируются основные методы разграничения функциональных омонимов в кабардино-черкесском языке, которые помогут уяснить признаки каждой части речи и общие и дифференциальные признаки функциональных омонимов.
Ключевые слова
Рассматривается научная коммуникация как процесс научной текстовой деятельности. Дана характеристика научного журнального дискурса и представлены его основные компоненты. Определены виды научной коммуникации. Установлено, что основную информационную функцию в предметной области выполняют термины.
Ключевые слова
На материале языка художественной прозы Э.М. Ремарка рассматривается текстообразующая специфика эмоционально-экспрессивных частиц doch и ja, обладающих способностью к соотнесению смысла конкретного художественного текста с константами индивидуально-авторского мировидения и участвующих в реализации стилистических функций в диалогических построениях. Устанавливается, что текстообразующая функция этих частиц опирается на их способность модифицировать, трансформировать основное значение высказывания в процессе речевой реализации
Ключевые слова
Рассматриваются основные аспекты, приемы использования эпитетов в рекламных слоганах. Показано, что эпитет представляет собой не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, которое определяет глагол метафорически. Приведена классификация эпитетов. Отмечается, что эпитет обязательно должен носить образный, экспрессивный, метафорический характер, давать лицу, явлению или предмету дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается. Установлено, что рекламодатели используют эпитеты для того, чтобы придать рекламируемому товару положительную оценку.
Ключевые слова
Рассматриваются несобственно-прямая речь и её структурно-синтаксическая организация. Исследуется синтактика как раздел семиотики несобственно-прямой речи. Выделены компоненты структуры НПР (лексическая единица, простое словосочетание, распространённое словосочетание, предложение). Установлено, что НПР достаточно часто встречается в различных текстовых материалах и может варьироваться от одной лексической единицы до целого предложения.
Ключевые слова
Рассматриваются различные подходы к описанию языковых единиц, в частности служебных слов. Обосновывается статус полифункциональных служебных слов как особого класса, выявляются критерии включения единиц в данный класс. Определяются принципы описания системы служебных слов на основе полифункциональности/ монофункциональности, полисемантичности/моносемантичности. Установлено, что предлагаемый подход позволяет описать и другие единицы системы языка (служебные и полнознаменательные), что отвечает необходимости интегративного описания системы языка.
Ключевые слова
Рассмотрены интерактивные отношения между звеньями коммуникативной цепочки говорящий - слушающий . Показано, что переводчик не является коммуникативной личностью в полном смысле этого понятия, его мотивы не совпадают с мотивами основных коммуникантов. Описаны зависимости между различными составляющими общения. Установлено, что смысл сообщения «на выходе» оказывается до определенной степени модифицированным, несмотря на изначальную задачу - максимально сохранить заданный смысл.
Ключевые слова
Описываются вербальные компоненты рекламного текста, которые выступают в качестве прагматически обусловленных языковых единиц, способствующих эффективности рекламной коммуникации. Анализируются лексические и морфологические ресурсы рекламного дискурса, создающие прагматический эффект. Делается вывод о том, что реклама является особой разновидностью императивного дискурса, оказывающего значительное психологическое воздействие на адресата.
Ключевые слова
Рассмотрено живописно-портретное изображение личности в рамках художественного текста. Показано, что живописное изображение личности выступает в текстовом материале как единица, обусловленная семантико-прагматическим пространством всего литературного произведения. Выделены три типа (вида) живописных портретных изображений: детальное описание головы, детальное описание туловища и детальное описание аксессуара. Установлено, что представленное в литературном произведении живописное изображение личности имеет свою содержательную программу и тесно связано с пристальным вниманием к проблеме «человек внутри эпохи».
Ключевые слова
Газетная метафора, функционирующая в спортивных материалах российской прессы, описывается как прием выражения социальной оценки. Предметом анализа становятся различные виды метафор, использование которых создает прагматический потенциал газетного текста. Делается вывод о том, что особенности спортивной жизни и деятельности обусловливают высокую активность тех метафорических единиц, которые, с одной стороны, выражают авторскую оценку, а с другой - оказывают значительное эмоциональное воздействие на адресата.
Ключевые слова
Определяются способы и причины преобразования графического оформления поэтической речи в переводе на материале французских переводов русской поэзии. Учитываются факторы лингвистического характера (различия в пунктуационном узусе двух языков) и характеристики, связанные с особенностями поэтического перевода, обусловленными образно-эстетическими параметрами поэтической речи. Делается вывод о широком использовании преобразований графического оформления оригинала в переводе как одном из проявлений переводческой стратегии экспрессивизации.
Ключевые слова
Рассматриваются вопросы синтаксической интерференции в русской речи учащихся-абазин на материале словосочетаний, извлеченных из текстов художественной литературы, образцов устного народного творчества и словарей. Сопоставительный анализ этой синтаксической единицы русского и абазинского языков показывает, что различия наблюдаются в структурных, грамматических и функциональных особенностях. Отмечается, что последние являются основой интерференции, которая наблюдается в русской речи учащихся-абазин. Одно и то же межъязыковое различие может быть методически релевантным для носителей одного из сопоставляемых языков и нерелевантным для носителей другого.
Ключевые слова
Рассматриваются основные компоненты вторичного текста типа «анонс», выражаемые посредством лексических и синтаксических единиц. Среди них определены компоненты, составляющие смысловую базу анонса, показаны способы презентации базовых компонентов согласно выявленным характерным параметрам. Установлены лексические и пунктуационные способы выражения выявленных параметров для базовых компонентов.
Ключевые слова
Исследуется проблема топосов в инаугурационных речах российских президентов, определена их топическая схема. Выявлено, что структурообразующим топосом инаугурационной речи является топос вступления в должность. Установлено, что базовым топосом инаугурационной речи является топос единства и величия нации. Доказано, что распространяющие топосы инаугурационной речи подразделяются на общие для всех речей данного жанра и на частные, в зависимости от ожиданий аудитории, от ситуации в стране.
Ключевые слова
Рассматривается метафора как наиболее частотное стилистическое средство выразительности любого языка. Представлены метафоры французского языка, посредством которых во французской прессе отмечены положительные и отрицательные стороны пенсионной реформы. Установлено, что формирование политической нагрузки текстового материала происходит посредством использования метафор с мелиоративной или пейоративной коннотацией, дающих положительную или отрицательную оценку представляемому.
Ключевые слова
Исследуется семантическая структура адъективной фразеосемантической группы «наличие опьянения человека» в составе микрополя «физическое состояние человека» в современном русском языке. Рассматриваемая ФСГ включает два конгломерата, представляющих собой синонимико-антонимический и синонимический блоки. Семантическая структура фразем служит основой формирования объединений фразем разного уровня: от синонимического ряда до фразеосемантического поля.
Ключевые слова
Рассматриваются вопросы теоретической и практической стилистики. Показано, что стиль как совокупность приемов для выражения мысли несет информацию, апеллирующую к некоторому опыту человека. Отмечается, что коннотативная лексика, являясь аспектом лингвостилистического анализа художественного текста, отражается в различных функциональных стилях. Установлено, что стилистика, являясь своего рода грамматикой общения, входит в структуру как лекционных, так и практических материалов на всех этапах и уровнях обучения.
Ключевые слова
Рассматривается «семантическое пространство», которое используется для обозначения содержательной стороны текста, и при этом его употребление отмечено многозначностью и пересекаемостью с другими текстовыми явлениями в связи с широким пониманием категории текстового пространства. Показано, что ментальное семантическое пространство (план содержания) художественного текста объемно, открыто и способно выражать не только явные, непосредственно эксплицированные смыслы, но и неявные, имплицитные. Отмечается, что детективные произведения относятся к нарративным текстам, у которых цель и результат нарративного процесса определяется как соединение событий с конечным актом их завершения. Установлено, что тексты можно классифицировать по их отношению к действительности.
Ключевые слова
Рассматриваются гендерные стереотипы, фиксирующие в языке представления о мужественности и женственности и связанные с ними модели поведения индивидов. Показано, что на базе патриархатных стереотипов развиваются разные стратегии речевого поведения мужчин и женщин. Отмечается, что гендерные стереотипы и гендерные роли воздействуют друг на друга. Стереотипы устанавливают те задачи, которые должны быть выполнены мужчиной или женщиной. Установлено, что различия в речевом поведении в большинстве случаев не проявляют себя повсеместно и не свидетельствуют, что пол является регулярным определяющим фактором, как это предполагалось на начальном этапе гендерных исследований.
Ключевые слова
Анализируются фразеологические единицы с компонентами-зоонимами в русском и китайском языках. Исследование основывается на сопоставительном анализе. Данные фрагменты исследования показывают специфику фразеологических единиц со словом собака/gou в русском и китайском языках, которая отражает особенности мировосприятия носителей данных языков.
Ключевые слова
Рассматривается проблема разграничения таких категорий, как подтекст и имплицитность. Исследуются когнитивные парадигмы как средства организации знаний и мысли человека. Поэтому когнитивная парадигма представляет собой один из перспективных способов когнитивного моделирования и инкорпорирует поверхностную репрезентацию и пропозициональную базу текста (микро- и макроструктуру).
Ключевые слова
На примере романа Михаила Булкаты «Седьмой поход Сослана Нарты» исследуется взаимодействие фольклора и осетинской прозы. Выявляются фольклорные мотивы и приемы, анализируется степень их влияния на идейно-художественную структуру осетинского романа. Отмечается. что в нем поднимаются актуальные проблемы нашего времени. Установлено, что писатель на основе военной демократии наших мифических предков отразил современную действительность во всех ее проявлениях.
Ключевые слова
Анализируется состояние современного северокавказского литературоведения. Показывается диспропорция в разработке истории литературы на примерах отдельных литератур региона и страны в целом. Попутно затрагиваются актуальные вопросы теории и художественной критики в постсоветский период, которые требуют научного разрешения. Установлено, что приоритетными темами являются вопросы истории литературы региона, для разрешения которых даны некоторые рекомендации.
Ключевые слова
Рассматривается тематика и проблематика общеэмигрантской поэзии, проекция существующих проблем в творчестве писателей диаспоры. Подчеркивается, что историческая родина на страницах произведений поэтов-эмигрантов предстает как некий интегрирующий идеал, что подчас приводит к глобализирующему восприятию Кавказа. Установлено, что общеэмигрантская тематика конкретизируется через призму непрерывной духовной связи с Кавказом: отстаивая обобщенно-символическое значение Кавказа как исторической родины, подчеркивая его бессмертное начало, поэзия в целом декларирует приверженность Кавказскому Дому и является частью его культурного наследия.
Ключевые слова
Рассматривается один из культов адыгской мифологии – священное дерево, лес, роща. Анализ фольклорных текстов и этнографических материалов свидетельствует о том, что в адыгском мифопоэтическом сознании сформирована целая система представлений, актуализирующих функциональную значимость и мифологическую символику дерева. Особо выделяется богиня дерева, олицетворяющая вертикальную модель мира: крона - небо, корни - глубь земли, а ствол - белый свет. Автор приходит к выводу о том, что дерево и связанный с ним мифо-ритуальный комплекс является сакральным Центром мира.
Ключевые слова
Рассматривается появление постмодернизма как художественно–мировоззренческой системы в отечественном литературном процессе. Приводятся различные точки зрения на определяющие признаки постмодернизма и границы его распространения и влияния. Освещается многообразие взглядов на специфику постмодернистских тенденций в современном литературном пространстве. Делается вывод о прогрессивной роли постмодернизма в формировании нового читателя и поиске новых художественных и эстетических ценностей.
Ключевые слова
Рассматривается художественная концептуализация личности Петра I в романе Д.С. Мережковского «Петр и Алексей», где в отличие от И. Лажечникова, К. Масальского, А. Пушкина, которые в своих произведениях показывали Петра I только с положительной стороны, он изображает первого российской императора разносторонне: впервые в русской литературе Петру I дается не только положительная, но и негативная характеристика. Сегодня, когда формируется новый взгляд на Ивана Грозного и Петра Великого, роман Д. Мережковского «Петр и Алексей» становится весьма актуальным и заслуживает разностороннего объективного исследования.
Ключевые слова
Исследуется вопрос восприятия и оценки «готического» произведения конца XVIII века. В ходе анализа рассматриваются биография английского писателя-готика М.Г. Льюиса, журнальные статьи, заметки, критические отзывы писателей и критиков С.Т. Колриджа, Т.Ж. Матиаса, Дж.Г. Байрона. Главным становится вывод о том, что льюисовское сочинение имело сенсационный успех у читателей и получило отрицательную оценку у критиков; лишь к середине XX в. исследователи Э. Райло, М. Саммерс и другие реабилитировали имя автора, а сам роман был назван последним «готическим» романом предромантизма, трагичным по звучанию и монументальным по значению.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности мифотворчества в романах Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества» и Н. Куека «Вино мертвых», выявляются типологические схождения в тематике, проблематике и мифологической инфраструктуре романов, методах и приемах мифологизирования. Устанавливается, что характер мифотворчества и тип мифологизма в романах Г. Маркеса и Н. Куека является общим для обоих писателей.
Ключевые слова
Рассматриваются аспекты личной и общественной жизни князя Д.П. Святополк-Мирского. На материале архивных данных описывается его встреча с поэтессой Мариной Цветаевой, и выявляется его роль в признании таланта поэтессы. Анализируются факты схожести судеб Мирского и Цветаевой, а также трагические последствия их возвращения в Советскую Россию. Литературно-критическая деятельность Мирского оценивается как значительный вклад в объективное осмысление литературного пространства русской эмиграции.
Ключевые слова
Рассматривается повесть Султана Хан-Гирея «Черкесские предания» как этнокультурное явление. Отмечается использование значительного этнографического материала с целью более широкого изображения определенных качеств и черт самого народа, условий его жизни, раскрытия его внутреннего мира, его психологии. Показано, что в повести «Черкесские предания» содержатся ценные сведения о нравах, обычаях и традициях адыгов, а также подробный обзор адыгского устного творчества. Установлено, что все особенности быта и традиционных обычаев адыгов представлены в мельчайших подробностях, все описания ведутся с учетом значимости этнографических деталей.
Ключевые слова
Актуализируются пути антропологического изучения литературы Северного Кавказа, представлены образы и судьбы женщин – героинь произведений новейшей русскоязычной северокавказской прозы. Рассмотрены как традиционные для Кавказа женские роли невесты, жены, матери, так и новые, трагические образы современности: шахидки-смертницы, женщины на войне и после войны. Сделан вывод о том, что галерея женских образов новейшей северокавказской прозы отражает сложность и многомерность национального бытия региона.
Ключевые слова
Рассматриваются особенности социально-культурного уклада славянского общества. Показано, что эти особенности нашли свое отражение в фольклоре, в частности в былинах. Отмечается, что в исследуемом жанре народного творчества репрезентируются гендерные стереотипы, сформировавшиеся в этот период времени. Установлена их взаимосвязь с менталитетом народа, а также влияние на представления о роли женщин и мужчин в обществе.
Ключевые слова
Рассматривается структура выпусков новостей на региональном телевидении в США на примере станции KHQ города Спокан. Автор проводит сравнительный анализ новостных блоков, выявляет общие черты и отличительные особенности региональных новостей, дает им характеристику, а также определяет тенденции развития. Установлено, что региональные новости в Америке не имеют строго определенной структуры, они могут содержать разные рубрики, которые варьируются от выпуска к выпуску. Единственное, что остается неизменным в любом новостном блоке – это прямые включения корреспондентов с места событий.
Ключевые слова
Дано описание структурно-функционального подхода, охарактеризована ситуация в изучении специалистами гуманитарной сферы системного, структурного и функционального анализа. Изложены основные требования к системе, структуре, функции, критериям и показателям. На основе структурно-функционального подхода автором разработана иерархическая модель дерева целей биографики. В результате проведённого теоретического анализа сформулирована научно обоснованная цель биографики журналистики как науки.
Ключевые слова
Рассматривается проблема эссеизации текста, занимающая одну из ведущих позиций в филологических науках. Эссеистическое переживание выступает основным источником смысла в дискурсе, а читатель – основным субъектом текста, на которого направлена мысль автора. Эссеизированный рекламный текст представляет собой некий «гибрид», как в стилистическом, так и в коммуникативном отношении. Интеллектуализация языка рекламы определяется эссеизацией данного дискурса, где пишущий субъект становится фрагментарным.
Ключевые слова
Рассматривается работа коллаборационистского издания в городе Таганроге Ростовской области. Исследуются причины возникновения газеты, особенности создания, распространения и функционирования издания на оккупированной территории. Установлено, что деятельность коллаборационистского издания была жёстко регламентирована и унифицирована оккупационной администрацией, что сказывалось на качестве издания
Ключевые слова
Анализируется жанровая динамика современной публицистики на судебную тематику. Выявляется активность процесса взаимопроникновения жанровых форм. Эпистолярный жанр рассматривается как наиболее интерактивная форма реализации коммуникативной функции прессы, в данном случае – обратной связи в позиции суд-общество . Эпистолярные тексты подвергаются классификации, с выявлением основным типоформирующих признаков. По итогам исследования делается вывод о том, что эпистолярный жанр широко распространен как средство коммуникативного общения судебной власти с общественностью и в связи с востребованностью имеет разные способы и средства выражения в печатных и электронных средствах массовой информации.
Ключевые слова
Рассматриваются антропоморфные изображения в художественном металле касожского периода средневековья из Колосовского могильника X–XII вв., Псекупсского могильника X-XII вв., Кужорского могильника X-XIII вв., Змейского катакомбного могильника X-XII вв. Выявляются стилистические особенности в контексте сравнительного анализа и определения влияния восточной изобразительной традиции, а также отмечается художественное отражение языческой религии и мифологии адыгов в антропоморфных образах художественного металла. Установлено, что распространение антропоморфных подвесок характерно для кавказских народов, придававших изображению человека магическую силу, призванную оберегать, охранять от злых духов, недугов и болезней самого человека и его скот, его имущество.
Ключевые слова
Рассматривается роль этнической музыки в системе ценностей курдов Адыгеи. Основываясь на достоверных источниках, полученных в ходе фольклорно-этнографических экспедиций в Красногвардейский район Республики Адыгеи, автор приходит к выводу о том, что традиционные музыкальные ценности – танец гованд, народные и авторские песни – приоритетны в ряду других эстетических и художественных ценностей. Для этногруппы, недавно переселившейся на территорию Адыгеи, музыка выполняет интегрирующую, этносберегающую, апотропеическую и психотерапевтическую функции, является формой энергетической подзарядки.