В статье рассматриваются исторические примеры применения ручного художественного ремесла - вязания. В материале затрагиваются также некоторые вопросы возникновения ажурного пуховязания Южного урала как уникального художественного явления, неотделимого от истории развития техники вязания. техника вязания - это разновидность текстильной техники в ручном исполнении, время и место возникновения которой точно не установлено. результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что вязание издавна было распространено во многих странах мира. так, самыми ранними из вязаных вещей считаются изделия, найденные в египте и датируемые IX и X веками нашей эры. по гипотезе уильяма Фелкина, вязание было известно ещё во времена троянской войны. В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по европе и превращается в домашнее занятие и доходное ремесло. таким образом, cудя по археологическим находкам, можно утверждать, что техника вязания имеет общенациональное происхождение и существенную общность древних орнаментальных форм и ремесленных приемов. Важно отметить также, что техника вязания исторически обладает своеобразием и региональными особенностями, и, одновременно, обусловливает функциональное единство, общность технологии и орнаментации вязаных изделий у народностей, проживающих во многих странах мира, а также на территории россии и соседних с ней регионов. В россии история возникновения вязания также не определена временным периодом. Из овечьей шерсти домашнего прядения издавна вязали рукавицы, варежки, носки, наколенники. Более изучено в нашей стране узорное разноцветное вязание на спицах - старинный, своеобразный вид художественного ремесла. развитие и совершенствование приемов ручного вязания привело к формированию разновидностей этого старейшего вида рукоделия - вязания на спицах, крючком, на «вилке», на вязальной машине. Исторически сложившиеся древние орнаментальные формы и ремесленные приемы техники вязания на спицах стали художественно-технологической основой современного художественного ремесла - ажурного платочного вязания Южного урала. Вопрос о приоритетном влиянии определённых этнокультурных традиций на процесс возникновения и развития ажурного пуховязания в этом регионе служит до сих пор предметом разногласий среди ученых. на основании архивных данных и археологических исследований высказываются предположения, что ручное ремесло - ткачество и вязание - было одним из древнейших традиционных домашних занятий у тюркоязычных народов Южного урала, которые знали рациональные способы ведения хозяйства, приемы заготовки пряжи и вязания пуховых изделий. однако, несмотря на наличие изделий из пуха, исследователи считают, что кочевые народы - башкиры, казахи, киргизы и другие не имели традиции ажурного пуховязания. по утверждению ученых, возникновение и развитие этой традиции обусловило формирование среды казачества на территориях Южного урала, преобладание русских в социально-этническом составе населения оренбуржья, их знание традиций и техник женского рукоделия - вязания, ткачества, кружевоплетения. Анализируя художественно-технологические особенности оренбургских ажурных платков, можно заключить, что наивысшего развития ажурное пуховязание Южного урала достигло в оренбуржье. ключевые слова: техника вязания, развитие, ажурное пуховязание, оренбуржье.
Вестник Оренбургского государственного университета
2015. — Выпуск 5
Содержание:
Искусство всегда активно реагировало на смену общественных формаций и отношений. Дизайн является основным проводником такого современного вида искусства как «DigitalArt» или «Цифровое искусство». Цифровое искусство рассматривается нами как философское и концептуальное направление в искусстве, выходящее за рамки графического изображения и традиционных принципов художественного искусства. Истоки искусства «DigitalArt» лежат в модернистском художественном течении - Дадаизм. Дадаизм (Dada sme) трактуется как реакция на трагизм и бессмысленность Первой мировой войны. Важность смыслового содержания статьи в том, что дадаисты стремились выйти за пределы сложившегося понимания мира посредством фонетических, грамматических и семантических механизмов человеческой речи. Основными особенностями дадаизма стали: - несогласие с принятыми правилами художественного искусства и стремление их нарушить; - скандал, провокация, шок - лейтмотив шокировать аудиторию и самосознание; - хаос, анти-логика и иррациональность, представление как анти-искусство - основные средства творчества; - использование в творчестве определенных форм нигилизма, как крайних форм скептицизма. Ступени развития цифрового искусства базируются на вновь создающихся группах и их основоположниках. Таким образом сформулированы три основополагающие концепции: - случайность доступа - (псевдо) недетерминированные, основанные на инструкциях, алгоритмы открывают возможность мгновенного доступа к элементам мультимедиа, которые могут перегруппировывать (перетасовывать), казалось бы, бесконечные комбинации. - виртуальность - физический объект преображается в виртуальный или концептуальный объект. Концепция сама по себе становится ощутимой с помощью виртуализации/восприятия. - интерактивность - зритель может принять на себя активную роль во влиянии и изменении самого произведения. Цифровое искусство может быть определено как искусство, которое исследует компьютерные, инженерные технологии и закодированное в цифре информационное содержание, как инструмент и материал для творчества. Цифровой контент определяется как информационный материал, способный стать проводником основной идеи, действовать для передачи сообщения или основного посыла.
Ключевые слова
Являясь неотъемлемой частью современной визуальной культуры, актуальный рекламный продукт характеризуется высокой информационной наполненностью, адресованностью массовому потребителю и крайней эмоциональной насыщенностью. в статье авторы ставят цель показать, как дизайн, находясь в тесной взаимосвязи с современным рынком рекламы, позволяет человеку идентифицировать себя с определенным культурным пространством через визуальный образ, эмоцию. Авторы утверждают, что реклама XXI века обеспечивает не только ретрансляцию достижений культуры, но и является неотъемлемой частью процесса социализации современной личности. с точки зрения художественной коммуникации, сегодняшняя реклама создает визуально новые идейные модели через приемы и механизмы визуализации. Анализируя визуальную культуру, авторы показывают, что она во многом определяет направление потребительского выбора, что влечет за собой четкое деление на те продукты, которые благодаря удачной, эффективной рекламе будут покупать, а впоследствии, обсуждать в конкретном дискурсивном поле, и те, которые останутся незамеченными в силу неточного попадания рекламного образа в соответствующее дискурсивное поле. Далее через призму классификации восприятия произведения искусства, созданной П.в. соболевым выявлена магистральная функция дизайна - создать конструктивно удобный, красивый и нужный потребителю товар, а также коммуникативная, семиотическая и человекотворческая функции. в заключении утверждается, что сегодня, создавая рекламный продукт, мы можем рассматривать его не как продукт, специально спроектированный дизайнером ради проекта, а как сформированное средствами рекламного дизайна значимое социокультурное послание, текст, выступающий одновременно и продуктом творческой, профессиональной деятельности субъектов современного культурного процесса, и механизмом адаптации, позволяющим человеку идентифицировать себя с определенным культурным пространством через визуальный образ, картинку, эмоцию, определяющих смысл и содержание этого послания.
Ключевые слова
В данной работе сначала рассматривается история влияния унификации на русское зодчество вообще и на архитектуру «ампира» в частности. затем авторы уделили внимание изменениям в устройстве сельских домов начала хх века, которые были обусловлены научно-техническим прогрессом. при значительных изменениях в сельских домах сохранилась традиционная конструкция окна со ставнями, а так же их декоративное оформление с использованием народной символики. Эти тенденции были характерны и для сельского строительства Южного Урала, где сложилось пять типов окон, элементы которых подверглись в послевоенный период унификации. она проявилась не только в использовании окон одинакового размера, что позволило организовать массовую заготовку строительных конструкций, но и в изготовлении одинаковых декоративных элементов. в доказательство широкого распространения унификации, авторы приводят примеры окон из разных географически далеко расположенных сел и поселков башкортостана и челябинской области. Народные мастера этого времени обращались к наследию начала века, что позволило им избежать однообразия в композиционных схемах оформления наличников. изучение декорирования окон середины хх века подтверждает тезис о том, что наше национальное искусство является неисчерпаемым источником вдохновения для народных мастеров.
Ключевые слова
Актуальность статьи обусловлена острой необходимостью формирования нового проектного мышления, в том числе в дизайне и архитектуре. Для поиска будущих проектных технологий необходимо изучение и осмысление технологий проектной работы используемых ранее, в период перелома стилистических направлений. Декларация позиции художника, выраженная в манифесте, один из основных инструментов стратегического проектирования. В статье анализируется содержание манифестов в наиболее проблемных периодах культурного развития, в качестве ключа к решению современных вопросов. В статье рассматриваются художественные манифесты, ставшие знаковыми, с точки зрения изменения проектной технологии, поворота к иному стилеобразованию и пониманию роли и места искусства в историческом процессе. Один из таких переломных периодов - искусство авангарда 20-х годов ХХ века. «Манифест футуризма» Ф.Т. Маринетти, один из самых знаковых манифестов с точки зрения кардинального изменения художественной парадигмы. Выдвинутые в нем постулаты были выразительней и сильней, чем базирующиеся на них творческие работы. Сами манифесты футуризма стали авангардным продуктом, повлиявшим на историю развития художественных направлений. С этого времени манифест становится обязательным инструментом для выражения новых идей. Супрематизм одно из самых значимых направлений авангарда, к которому приковано внимание художников, дизайнеров и исследователей на протяжении ста лет. Направление супрематизма рассматривается через декларации и манифесты, с точки зрения его вклада в поиск проектных технологий ХХ века. Анализируется материал на примере творчества создателя и идеолога направления Казимира Малевича. Творческое и исследовательское наследие Малевича изучается с позиции проектной концепции. В анализе современного материала, среди прочих, рассматриваются манифесты Кен Гарланда 1963 г., «Манифест-2000», творческое кредо американского дизайнера В. Папанека, сформулированное в книге «Дизайн для реального мира» в 1971 г., философия и творческие постулаты английского дизайнера Карима Рашида.
Ключевые слова
Статья посвящена понятию «постиндустриальный дизайн», его основным отличительным признакам, предпосылкам возникновения, а также основным художественно-стилистическим течениям постиндустриального дизайна. Смена доктрины индустриального дизайна при его переходе на постиндустриальную стадию была предопределена происходящими переменами в современном обществе постиндустриализма, связанными технологической революцией и развитием информационных технологий, а вместе с ними дематериализацией и демассификацией производства, переоценкой ценностей и переосмыслением всех базовых характеристик индустриального общества, появлением нового типа потребителя - «эстетического» человека, существенными изменениями представлений о комфорте окружающей среды. Среди наиболее существенных отличительных признаков постиндустриального дизайна необходимо выделить: миниатюризацию, виртуальность, дополненную реальность, интерактивность, искусственный интеллект, появление биомеханических форм. Традиционные виды синтеза изобразительных и пластических искусств с архитектурой сегодня начинают уступать место новым формам синтетического взаимодействия дизайна с архитектурой, с монументально-декоративным, ландшафтным и градостроительным искусством, скульптурой, эргономикой и пр. В результате в дизайне возникли новые художественно-стилевые течения, отражающие особенности развития общества на постиндустриальной стадии: биоморфизм, ружэнд-реди, сенсуализм, контемпорари, фьюжн, шебби-шик, а также глобального исторического архитектурно-художественного стиля - параметризм.
Ключевые слова
В статье рассматривается одна из уникальных составляющих дизайна - национальный компонент. Аргументируется актуальность исследуемого вопроса в связи с переходом нашего общества в постиндустриальную форму развития. Авторы применяют феноменально-географический и синергетический подходы для создания основных моделей эволюции национального компонента в индустриальном дизайне разных стран. Прилагаются графические визуализации моделей разных наций дизайна на примере Японии, США, Германии, Италии и Скандинавии. Всего было выделено 6 моделей реализации и взаимодействия национального и интернационального компонентов в предметном дизайне ХХ века: константа национального компонента (постоянное существование яркой национальной линии в формообразовании вне зависимости от типа производства), экспансия национального компонента в интернациональный (линия национального формообразования, основные приемы которого становятся основой индустриального дизайна), синхронизация национального и интернационального компонентов (интернациональное часто обращается к исходным корням национального ремесленничества), замещение национального компонента интернациональным (интернациональное становится основным национальным компонентом), конгломерат интернационального и национального компонентов (национальная модель, которая несет в себе конгломерат признаков двух или нескольких наций), автономность национального и интернационального компонентов (интернациональное и национальное направления в формообразовании развиваются практически автономно). Модели подкреплены примерами развития дизайна в ряде стран. Представленные модели взаимодействия национального и интернационального компонентов позволяют увидеть историю развития дизайна через призму синергетического подхода, который рассматривает историю дизайна не только с логико-исторической точки зрения, а так же позволяет увидеть национальный компонент не только как феномен отдельных наций, но и как сложную многокомпонентную модель.
Ключевые слова
Понятие «контекст» (контекстуальный метод, контекстуализм) обсуждается в самых разных областях гуманитарных и естественных наук: в лингвистике, философии, психологии, истории, математике, информатике, физике, архитектуре и дизайне. Разностороннее использование термина «контекст» весьма характерно для современных междисциплинарных взаимоотношений искусства, естествознания и гуманитарных наук; терминологическое и методологическое взаимопроникновение которых стимулирует постановку новых задач и часто заставляет по-новому взглянуть на известные профессиональные проблемы. Неудивительно, что в это понятие подчас вкладываются самые разнообразные смыслы. Поэтому в процессе рассмотрения контекста в средовом дизайне принципиально важно оставаться на почве профессиональной стилистики и ориентироваться на методическую и практическую ценность рассуждений. В средовом дизайне контекст давно признан инструментом одновременно познавательным и творческим:контекст расширяет границы теории, практики и методики профессиональной деятельности; он имеет отношение ко всем этапам дизайнерского проектирования - от зарождения замысла на основании представлений о среде - и до того момента, когда проектный замысел материализуется и подвергается оценке и интерпретации представителями различных социальных групп. Таким образом, в нашем случае контекст фиксирует одновременно зарождение проектного замысла как творческое событие и интерпретацию готового проекта как событие восприятия или отторжения. Контекст в дизайне и архитектуре стал предметом целого ряда теоретических исследований; достаточно глубоко изучены и описаны предпосылки и временной промежуток появления контекстуального аспекта, процесс его зарождения, тенденции развития и особенности современного понимания. Мы же коснемся некоторых частных, но существенных и малоизученных вопросов, связанных со спецификой понимания термина «контекст» и границами его использования в дизайне среды, взаимосвязи контекстов и структур среды, возможности разделения контекстов среды по типам, методической и практической применимости контекстов и т. д. Эти вопросы рассмотрены лишь в первом приближении и требуют более глубокого раздельного исследования. Одновременное их присутствие в данной статье продиктовано, прежде всего, их взаимосвязью и взаимообусловленностью и ставит своей целью создание предварительных теоретических позиций.
Ключевые слова
Книжная конструкция книжки-игрушки - динамично развивающаяся дизайн-форма. В статье рассматривается трансформация книжной формы на примере детской книжки-игрушки. Взаимодействие ребенка с дизайн-формой книжки-игрушки позволяет проследить активное включение игры в сюжет книги. Процесс изменения конструкции подразумевает включение игровых элементов, позволяющих ребенку в игровой манере самостоятельно принимать решения видоизменять книжную форму. Поэтому в статье рассмотрены преимущества включения игровых элементов в детскую книжную конструкцию, представленные в схеме, позволяющей наглядно увидеть связь игры и книжной конструкции книжки-игрушки. Видоизменение дизайн-формы прослеживается на примере двух методов трансформации книжной формы. Дизайнер, проектируя новую книжную дизайн-форму, включает игровой процесс в конструкцию или усложняет существующие виды конструкций с помощью дополнительных элементов (включение развивающих и дидактических элементов, игровых персонажей и тактильных вставок). В рамках научного исследования был проведен эксперимент с детьми четырех-пяти лет для выявления функциональных качеств книжкиигрушки. В результате были выявлены четыре варианта взаимодействия ребенка с книжной формой и способы трансформации книжной конструкции. Проанализировав результаты эксперимента в статье впервые приведена типология способов трансформации дизайн-формы книжки-игрушки. Таким образом, в статье приведены два метода трансформации книжной конструкции (метод включения игровых элементов в дизайн-форму книжного издания и метод усложнения существующих видов книжек-игрушек), дизайн-форма которой видоизменяется в результате включения игровых элементов и приемы трансформации, с помощью которых происходит видоизменение детской книжной дизайн-формы в процессе проектирования.
Ключевые слова
В настоящее время в дизайне всё более остро выступает проблема создания оригинальных новаторских решений. Уходит в прошлое «прототипическое» проектирование, решающее задачи создания подобных изделий, сменяясь острой необходимостью в индивидуальном эксклюзивном дизайне. Среди множества существующих способов и приёмов проектирования необходимо выявить наиболее эффективные, способствующие достижению максимальной смысловой содержательности и стилистической выразительности современной знаковой визуальной среды и предметно-пространственной среды в целом. Ярким воплощением креативности и отображением конкретной действительности является «знаковая форма», включающая характерную для данного места и данного времени культуру. Это обусловливает высокую актуальность современных дизайнерских разработок и научных исследований в области проектирования знаковых форм. Исследованы специфические методы, способные интенсифицировать мыслительный процесс дизайнера. Выявлены и предложены к применению наиболее эффективные современные методы поиска креативных проектных решений в дизайне «знаковых форм»: товарных знаков, в том числе - «брендовых» товарных знаков, пиктограмм, эмблем и т. п., апробированные автором в течение многолетней практики в профессиональном и учебном дизайне. Эти методы должны составлять основу интерактивных технологий, применяемых в дизайне и дизайн-образовании, а именно: на стадии предпроектных исследований - выявление визуальных несоответствий и анкетный опрос; на стадии создания проектной концепции - методы генерации творческих идей - мозговые штурмы различных видов, методы выхода из «творческого тупика», позволяющие направить мысль дизайнера к обновлению и продуктивной работе, способные привести к нестандартному решению. Применение современных эффективных технологий поиска креативных решений в дизайне «знаковых форм» будет способствовать достижению необходимых профессиональных компетенций дизайнера.
Ключевые слова
В статье приводятся некоторые результаты исследования традиционной мужской и женской одежды народов Средней Азии (узбеки и таджики), а также Казахстана. Исследование проводилось на базе изучения подлинных экспонатов, хранящихся в коллекциях музеев Санкт-Петербурга и Алма-Аты. Рассматривалась не только одежда и её ассортиментный состав, но и дополнения к ней: головные уборы, обувь, пояса, ювелирные украшения и прочее. Данная работа проводилась с учётом районирования и особенностей климата, а также с учётом основных занятий народа. Было детально проанализировано конструктивное устройство каждого из отобранных образцов одежды. Выполнены развёртки их кроя и определены точные размеры составляющих его деталей. Также определено количество деталей в развёртке каждого из видов ассортимента: рубах, штанов, халатов, верхней одежды, платьев, безрукавок, распашных юбок, камзолов. Отмечаются как общие сходные элементы, присутствующие в одежде разных народов: узбеков, таджиков, казахов, но и присущие только им ярко выраженные особенности. На основании осуществлённого исследования составлены классификации типов покроев, выявлена частота встречаемости силуэтных форм, характера и направления членений, видов отделок, цветовой гаммы и рисунка на тканях. Исследование проводилось на базе разработанной нами и многократно успешно апробированной методики художественно-конструкторского анализа. Это позволило определить морфологическую структуру композиционно-конструктивного языка народного костюма. Народный костюм рассмотрен нами как полноценное явление этнодизайна, в котором наблюдается совершенное материальное воплощение комплекса функций.
Ключевые слова
В статье рассказывается о комплексе экспериментов, посвящённых одежде для женщин старшего возраста. Проблема проектирования и производства одежды для этой категории потребителей в течение многих лет остаётся до конца не решённой, а потому - актуальной. Одежда для женщин старшего возраста мало удовлетворяет их в плане учёта требований к ассортименту, стилистике, используемым материалам, конструктивным особенностям и уровню современности. Одним из важных моментов для решения проблемы является проведение анализа составляющих одежды пенсионеров, выражаемых через её композицию и конструкцию. Была разработана комплексная методика проведения экспериментов. Первый этап содержал определение ряда характеристик репрезентативной выборки женщин, в том числе - определение типа личности по тестам Айзенка. Второй этап включал описание методики и результатов художественно-конструкторского анализа элементов и средств композиции, использованных в одежде из имеющегося гардероба женщин старшей возрастной группы. Этот анализ, результаты которого показаны в двух диаграммах частоты встречаемости наглядно продемонстрировал, какие композиционно-конструктивные элементы и средства доминируют в одежде женщин старшей возрастной группы. Следующий этап работы посвящён исследованию элементов и средств композиции одежды, являющихся наиболее предпочтительными для женщин с разными типами личности. Эти данные также наглядно показаны в диаграммах. Были рассмотрены следующие позиции: ассортимент, стилевое решение, силуэт, покрой рукава и воротника, членения формы по горизонтали и по вертикали, материалы, цветовое решение, фактура, рисунок на ткани, пропорции, виды ритма.
Ключевые слова
Основами формирования художественного стиля являются социальные, экономические и политические факторы, благодаря которым выстраивается новая система взглядов на понятие красоты и гармонии, происходит поиск новой формы, принципиально отличной от стандартов и канонов предыдущего стиля. Наиболее активно стиль проявляет себя в центрах культуры - столичных и крупных городах. Формы объектов материальной и художественной культуры большого стиля, проникая в провинцию и проходя период адаптации, естественным образом органично трансформируются посредством воздействия окружающей среды. Таким образом, происходит формирование регионального провинциального стиля, обладающего своими творческими приемами и методами, местными средствами художественной выразительности, сохраняющими общность образной стилевой системы и единство идейно-художественного содержания. Этот процесс требует всестороннего исследования. Статья содержит анализ терминологии понятия «стиль», перечень авторов, занимающихся проблемой стилеобразования. Рассматривается процесс проникновения в формы архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства элементов, мотивов, отголосков народной и национальных культур конкретной местности. Определяется, что под воздействием среды, формы объектов материальной и художественной культуры трансформируются, обогащаясь элементами местных традиций, в поиске индивидуального провинциального художественного образа. По сути, происходит процесс стилизации и художественной интерпретации стиля. Региональный провинциальный стиль характеризуется своей неоднородностью. Здесь имеет значение социальная принадлежность архитектурного здания или декоративно-прикладного объекта, связанная, в том числе и с его географическим расположением внутри населенного пункта. При этом необходимо учитывать, что в провинциальном строении чаще всего используется не весь набор художественных методов стиля, а лишь те, которые возможно воспроизвести в конкретных условиях из конкретного материала, то есть, в процессе адаптации к среде происходит естественный отбор декоративных элементов. Каждый провинциальный город имеет свое индивидуальное лицо культуры в общей метасистеме большой культуры страны, культуры стиля. Именно в этом особая ценность искусства провинции, именно поэтому его необходимо сохранять и продолжать развивать.
Ключевые слова
В статье определяется ряд понятий, связанных со следующей проблемой: восприятие, структура приёма информации, внимание и характеризующие его свойства, воздействие (педагогическое воздействие), взаимодействие (в том числе - визуальное взаимодействие и педагогическое взаимодействие) и, наконец, впечатление. показана разработанная нами алгоритмическая структура - схема классификации видов восприятия, поэтапно приводящее к формированию впечатления. Далее в статье рассказывается о разработанной нами методике проведения экспериментов в условиях учебного заведения с участием учеников и педагога. был также применён общенаучный метод исследования при котором изменяется один из факторов, влияющих на результат эксперимента при неизменных других. В данном случае это было изменение облика преподавателя с помощью вариабельности ассортимента одежды, её стилевого решения, цветовой гаммы и оформления поверхности материала, а также аксессуаров и обуви. Эксперимент повторялся три раза. при этом во всех случаях педагог был одет по-разному. при проведении краткого пилотного опроса по пройденной теме был определён вариант костюма преподавателя и его композиционно-конструктивные характеристики, при использовании которых уровень усвоения учебного материала был существенно выше. результаты этой части эксперимента продемонстрированы в виде диаграммы и таблицы сравнительных результатов ответов учеников. рассмотрены причинно-следственные взаимосвязи между стилистикой, цветовым решением и другими характеристиками костюма преподавателя и уровнями внимания и усвоения учениками учебного материала. В заключение приводится обобщённая теоретическая модель визуального взаимодействия педагогов и учеников.
Ключевые слова
В статье рассматривается процесс формирование русского менталитета и отражение его специфики в графических формах выражения комического. Автор проводит анализ графических форм выражения индивидуальных и общественных реакций на внутренние внешние изменения - кризисы в политике и экономике, церковные реформы, войны и т. п., выявление особенностей русского менталитета отраженных в народном и профессиональном творчестве: карикатурах, книжных и журнальных иллюстрациях, социальной рекламе. В первую очередь, в статье рассматриваются образцы народного творчества как одни из первых, наиболее ярких примеров визуализации русским человеком своих реакций на социальные и экономические факторы. В определенной степени комично они изображали ритуалы семейного цикла, сценарии народных гуляний, элементы быта и род занятий крестьян и ремесленников. Также, не оставалась без внимания и политика Русского государства. Основной формой графического изображения «наболевших тем» были лубочные картинки, активно печатавшиеся русскими мастерами в XVII-XIX веках. В начале XX века бытовые сюжеты нашли широкое распространение в работах Билибина, Бенуа, Добуженского, Бакста и других известных художников русского модерна. Они также умело продолжили в комичной форме «повествование» о жизни русского народа в своих произведениях. В то же время, в связи с нагнетанием народных волнений, появлялось все больше иллюстраций сатирического содержания, в которых проявляется непокорность угнетенного русского крестьянства. С начала ХХ века формы комического постепенно приобретают обличительный характер. Во многом переняв стилистику лубочной картинки «новые народные умельцы» визуализируют актуальные социальные проблемы того времени. Таким образом, визуализация характерных черт русского менталитета, изображение художниками внутренних процессов, как личного, так и общественного характера, очень часто проявлялось через формы комического.
Ключевые слова
В статье представлен результат исследованийархитектурных строений, выполненных в стиле «деревянного» модерна, распространённого в провинциальных городах нашей страны. Актуальность данного исследования заключается в том, что до сих пор остаётся много вопросовв области формирования в отечественной архитектуре отдельного направления в стиле модерн - «деревянный» модерн. Не выявлены отличительные особенности композиционных решений в декоративной отделке строений, находящихся в различных регионах, в том числе, вОренбургской области. Существует достаточно много научной и публицистической литературы, знакомящей нас с особенностями зарубежного и отечественного модерна, однако, исследований систематизирующих всю информацию о провинциальном модерне и подробным образом рассматривающих пласт архитектурных произведений,представляющих соединение традиционных для Руси приёмов деревянной пропильной резьбы и нетрадиционных для деревянного домостроения принципов формообразования в стиле модерн, до сих пор не было проведено. Представлен результат организованной серии экспедиций для поиска и исследования архитектурных памятников деревянного модерна в пригородах Москвы и Санкт-Петербурга и в городах Екатеринбург, Иркутск, Самара, Оренбург, Бузулук, Бугруслан,Кувандык, Орск и пр. Ключевым моментом в предмете исследования стал не столько исчезающий«деревянный» модерн пригородов Москвы и Санкт-Петербурга,сколько особенность сохранившихсямногочисленных деревянных архитектурных построекв городах России и, в частности,в городе БузулукОренбургской области. Акцентируется внимание на архитектурном наследие города Бузулука, яркой чертой которого являетсяредкое (можно смело заявлять - уникальное) явление массовой рядовой застройки деревянными строениями (более 80-ти), представляющими своеобразную интерпретациюстиля модерн. В статье описывается метод виртуальной реконструкции, на данном этапе позволяющий создать электронную версию ценного, с исторической и искусствоведческой точек зрения, комплекса архитектурных объектов.
Ключевые слова
Процесс адаптации стиля в провинции дает возможность воссоздания более полной и точной картины развития культурных и художественных ценностей с учетом местной локальной специфики. Рубеж XIX - XX веков в пограничном многонациональном городе Оренбурге отмечен в истории активным строительством архитектурных памятников в стиле модерн. Сохраняя идейное стилевое содержание модерна, возводящиеся здания Оренбурга синтезировали в конструктивном и декоративном наполнении местные традиции с элементами нового стиля. При этом решающую роль в функционально-конструктивном и декоративно-прикладном решении архитектурных памятников оказало помимо локальных климатических условий, социального и национального состава населения, характера местных традиций - личность конкретного заказчика, характерный тип здания и его размещение внутри города. Так, если в строительстве архитектурного сооружения проектная часть выполнялась профессиональным архитектором, то, как правило, здание имело хорошее финансирование, было расположено в центральной части города, часто выполняло социальные, административный функции и его архитектурное и декоративное решение представляло собой художественную интерпретацию стиля, максимально приближенную к эталону. Совершенно другой уровень стилеобразования в провинции принадлежит частным строениям, купеческим особнякам, располагающимся в отдалении от центра. Здесь основой выступают местные строительные и художественные традиции, сохраняющиеся долгое время практически неизменными, в которые постепенно включаются новые стилевые накладные декоративные элементы. На материале архитектуры стиля модерн города Оренбурга в статье проведен сравнительный анализ и графическая реконструкция декоративно-прикладных орнаментальных мотивов зданий различных типов, расположенных в центральной части и на периферии.
Ключевые слова
В статье говорится об оренбургском пуховязальном промысле как об одном из самых известных в мире культурных феноменов и об основномпродукте промысла - вязаном платке. оренбургский пуховый платок рассматривается с позиций теоретико-методических принципов дизайна. исследование платочных изделий проводилось по методике художественно-конструкторского анализа (хка) с целью определения закономерностей гармонизации платочных изделий с последующим использованием этих закономерностей в дизайн-проектировании различных предметов одежды с использованием пуха оренбургскойкозы. Сбор материала для хка производился посредством документального наблюдения. Фотоматериалы получены из различных источников: сайта Фабрики оренбургских пуховых платков, сайта ооо «оренбургские пуховницы», книг об оренбургском пуховом платке. в системе хка были рассмотрены 337 изделий платочного ассортимента ручного и машинного изготовления. художественно-конструкторский анализ -это характеристика композиционного и конструктивного построения платочных изделий, включившая в себя 77 позиций (геометрический вид формы, линии членений, наличие ритмов, симметрия, цвет, контраст, нюанс, тождество, композиционный акцент и т. д.). в статье приведены результаты хка, установлены причины и следствия изменений в позициях хка. определена доля неизменных позицийхудожественно-конструкторского анализа, а также доля позицийхка, уменьшивших и увеличивших свои показатели. по результатам исследования были сделаны следующие выводы: -не изменившиеся позиции хка считать константными; -параметры, уменьшившие свои показатели, рассматривать как утратившие свою актуальность вследствие различного рода причин; -увеличившиеся показатели позиций хка не всегда можно принять за инновационные, расширяющие эстетические и технологические границы промысла, носящие положительный характер и свидетельствующие о росте и развитии промысла. по результатам хка были сделаны предположения о направлениях развития промысла: разнообразие ассортимента платочных изделий будет достигаться за счет развития технологий крашения, расширения технологических возможностей оборудования, появления новых орнаментальных схем вязания, применения различных пропиток, интегрирования технологических объектов в структуру пряжи и трикотажного полотна.
Ключевые слова
В статье делается попытка систематизации дворовых пространств с различными типологическими характеристиками, выявляется специфика построения моделей преобразования, структура и принципы их функционирования в урбанистической среде с точки зрения гармонизации. в архитектурно-дизайнерской теории и практике существует несколько определений придомовых территорий: двор, дворовое пространство, дворовая территория. двором называют внутренний участок земли, расположенный между домовыми постройками. поскольку современная практика предлагает большое разнообразие средовых ситуаций, в том числе и новые формы дворовых пространств, возникла необходимость выявления их типологических особенностей с учётом новых гуманизированных проектных установок. до сих пор в профессиональной среде дворовое пространство воспринимается только как предметно-пространственная структура и при проектировании очень условно и поверхностно учитываются психофизиологические потребности человека. в статье рассмотрены два принципа, позволяющие составить типологию дворовых пространств современного города. если рассматривать двор только как предметно-пространственную структуру, то все типы дворовых пространств можно поделить на основные (традиционные, привычные) и особые типы. Среди группы пространств основного типа пространств можно выделить пространства открытые и закрытые. к особым типам дворовых пространств относятся пространства, которыми могут пользоваться все жители дома, но расположенные не на прилегающей к зданию территории, а на других уровнях: на крыше здания; на веранде; на террасе и замкнутые, локальные дворы-атриумы, которые встречаются как на прилегающих территориях, так и внутри зданий. руководствуясь принципом функциональной наполненности территории, можно выделить две группы дворовых пространств: монофункциональные дворовые пространства и полифункциональные дворовые пространства. в статье приведены примеры различных типов жилых дворовых пространств городов западной европы, а также подчеркивается актуальность жилого дворового пространства в системе широкого круга общественных городских пространств.
Ключевые слова
Целью статьи является формирование теоретической базы благоустройства открытых пространств города средствами дизайна, направленного на гуманизацию урбанистической среды. учитывая методологический потенциал дизайн-проектирования по созданию средовых концепций городских территорий, направленных на качество жизни горожанина, представляется оправданным исследование комплексного подхода в создании открытых городских пространств повышенной комфортности. дизайн городской среды на современном этапе активно изучает и реализует приёмы и методы формирования открытых городских пространств. ему отведена условно говоря роль «посредника» в решении вопросов соответствия исторически сложившейся среды жизнеобитания запросам современной жизни, охватывает уровень быстрых перемен и деталей организации среды. Система открытых пространств как правило строится на сбалансированном учёте всего комплекса функциональных факторов, из которых важнейшие - оздоровление воздушного бассейна города, обеспечение оптимальной среды для массового отдыха горожан, включение элементов природного ландшафта в архитектурную композицию города. в современных условиях большое значение приобретает проблема формирования таких открытых пространств, в которых сохранена природная основа ландшафта или присутствуют лишь отдельные включения антропогенных элементов. открытые пространства имеют наибольшую ценность с точки зрения связей «городприрода», так как являются аккумуляторами экологического равновесия. для жизнедеятельности и развития современной урбанистической среды особо ценными участками в социально-экономическом, функционально-планировочном, рекреационном и ландшафтно-композиционном смыслах являются прибрежные территории. в статье обобщается опыт дизайн-проектирования открытых пространств на прибрежных территориях волги научной и проектной школы кафедры дизайна и декоративного искусства поволжского государственного университета сервиса. анализируются дизайн-проекты, где прибрежные территории представлены как местонахождение людей и зоны общения, как зоны экологической адаптации и альтернатива окружающей природе.
Ключевые слова
Проблема формирования комфортной жилой среды в россии затрагивается на различных уровнях власти, в обсуждении этой проблемы участвуют специалисты различных профессий: архитекторы, социологи, девелоперы, риэлторы и др. но на настоящий момент в научном обществе нет четкого представления и общего понимания, что из себя должна представлять комфортная жилая среда. отсутствуют методы, приемы определения уровней комфортности, а также принципы создания комфортности среды, как в новой, так и в существующей, реконструируемой застройке. в 2012 году экспертами комитетов по девелопменту и консалтингу российской гильдии риэлторов была разработана «единая методика классифицирования жилых новостроек по потребительскому качеству (классу)». проведенный анализ этого документа показал, что в нем имеются серьезные противоречия с действующими нормативными документами, Сп, которыми руководствуются в своей работе проектировщики, гигиенисты, психологи. все это показывает лишь одно, что при разработке документа не были привлечены специалисты, занимающиеся проектированием жилых зданий, объектов обслуживания, ландшафтным дизайном, транспортом, инженерными системами и др. в понятие «комфорт жилой среды» должны включаться ряд таких основных понятий, как: требования гигиенического, архитектурно-планировочного, экономического, психологического характера. С течением времени, в условиях стабильного развития экономического, научного, инженерного потенциала общества, понятия комфортности будут изменяться в сторону увеличения требований со стороны потребителей жилья. Это постоянно изменяющаяся категория. предлагается привлечь научный потенциал архитекторов, строителей, психологов, социологов и других специалистов, для работы над проблемой формирования и определения устойчивой комфортной жилой среды. только объединив усилия всех специалистов, можно будет решить эту важную проблему.
Ключевые слова
Строительство и благоустройство дорог имеет многовековую историю. по мере совершенствования средств производства изменялись конструкции дорог, методы их сооружения, расширялись цели и задачи которым они служили. Современная отрасль дорожного хозяйства отличается неординарностью, своеобразием форм и креативностью внешнего образа сооружений, что сопровождается созданием максимальной безопасности, надежности и повышенного комфорта для человека. применение современных методик проектирования, учитывающих всевозможные факторы изменения различных видов нагрузок и особенности эксплуатации объектов, позволяют внедрять в жизнь сложнейшие замыслы архитекторов и проектировщиков, что согласуется с транспортной стратегии рФ. главная задача в сфере функционирования и развития транспортной системы россии - создание условий для экономического роста, повышение конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам. лидеры дорожно-строительной отрасли заинтересованы в развитии интеллектуальных транспортных систем, которые регулируют движение, контролируют и предотвращают дорожные заторы, обладают повышенной стойкостью к воздействию окружающей среды, при этом качественно дополняют городскую среду. рассмотрев тенденции развития дорожно-строительного хозяйства российской Федерации, как единого комплекса включающего в себя автомобильные дороги и инженерные сооружения на них, определена роль «умной» дороги и придорожных территорий - неотъемлемая составляющая архитектурной выразительности городского ландшафта. выявлены факторы повышения безопасности дорожного движения и пешеходных перемещений на дорогах нового покаления - «умные магистрали», с использованием современных информационных систем и IP-технологий.
Ключевые слова
Кампус - это архитектурно-градостроительный комплекс, объединенный общей глобальной функцией науки и образования. на основе анализа основных социально-экономических, градостроительных, функционально-планировочных и композиционных недостатков существующей российской типологии университетских кампусов автором предложена новая типология данных объектов - выделено два основных типа кампусов: интегрированный и автономный. интегрированный кампус - территория высшего учебного заведения, интегрированная в образовательный кластер. образовательный кластер - это система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки. автономный кампус представляет собой обособленную территорию с собственной инфраструктурой, принадлежащую определенному высшему учебному заведению. автономный кампус - это студенческий городок, отвечающий современным стандартам, включающий учебную, научно-практическую, жилую, спортивную, торгово-развлекательную, рекреационную, инженерно-техническую, хозяйственную и другие зоны. обозначены основные аспекты и современные концепции проектирования университетских кампусов: новая территория, обеспеченная ресурсами; единая концепция устойчивого развития; оптимальная функциональнопланировочная концепция; укрепление социальной общности с помощью создания коммуникативных зон; использование возобновляемых источников энергии и прочих ресурсосберегающих технологий; развитие по единой композиционной схеме; единый архитектурно-пространственый облик; технологическая, социальная безопасность и безбарьерная среда. Функциональнопланировочные составляющие, баланс зон и компоновочные схемы представлены в виде схем и таблиц. автором предложена теоретическая архитектурно-градостроительная модель университетского кампуса нового типа. предложенные типология и архитектурно-градостроительная модель могут быть использованы для проектирования и развития университетских кампусов в условиях нашей страны.
Ключевые слова
Формирование крупнейшей системы расселения уральского региона сложный многовековой процесс, в основе которого лежали определённые государственные интересы, связанные с расширением границ российской империи. Формировавшиеся опорные пункты расселения в большинствесразу закладывались как города с определёнными функциями. следовательно, расселение на урале не было естественным эволюционным процессом. Территориальное развитие городского пространства Оренбурга и других близлежащих городов, связанных исторически, рассматривается в контексте формирования системы расселения урала и проведено в рамках общеизвестных периодов развития - доиндустриального, индустриального и постиндустриального. в результате которых, изменения происходили как в формах развития самой системы расселения, так и на территориальном уровне городов составляющих эту систему. на каждом этапе выявляются основные политико-экономические факторы и их влияние на планировочную структуру, и характер территориального развития. Отмечено, что существуют определённые закономерности пространственного развития свойственные как Оренбургу, так и другим городам урала одной генетической категории. на каждом этапе развития даны определения пространственной организации городских территорий. выявленные общие закономерности пространственного развития сведены к четырем основным моделям, каждая, из которой соответствует своему историческому этапу. рассмотрены возможности развития городов и системы расселения на современном этапе развития. Пространственная организация системы расселения урала и в частности на территориях южного урала обладает высоким потенциалом развития, что связано с изменением границ государства и приграничным положением городов. Оренбург вновь может стать «вратами в азию», через которые будут направлены новые трансконтинентальные коммуникационные потоки, которые соединят европу, россию и китай, что может стать новым стимулом к пространственному развитию территорий Оренбурга и их качественному преобразованию.
Ключевые слова
В настоящее время при подборе сечения стальных арок наряду со статическим расчетом определяется критическое значение параметра нагружения. Автор статьи на основе проведенных ранее численных исследований деформирования арок различного очертания и при разном нагружении, установил, что оценить устойчивость арки можно и без определения критического значения параметра нагружения. Для оценки устойчивости арки достаточно выполнить деформационный расчет, который представляет собой сходящийся процесс для устойчивой арки и расходящийся - для неустойчивой. Это соображение положено в основу разработанной методики подбора сечения арки. Суть предлагаемой методики в том, что вместо статического расчета производится деформационный расчет методом последовательных приближений, который выполняется до тех пор, пока градиент изменения перемещений всех расчетных узлов арки не окажется меньше заданной величины. Когда условие прочности выполняется, принятое сечение принимается. В том случае если градиент изменения перемещений расчетных узлов в процессе уточнения монотонно возрастает, расчет прекращается и назначенное сечение отвергается. Сечение также отвергается, если условие прочности при достигнутых в ходе деформационного расчета значениях внутренних сил не выполняется. В статье приводится числовой пример подбора арки из прокатного стального двутавра с комментариями. Предложенная методика легко реализуется с помощью компьютера, причем расчет может выполняться в интерактивном режиме, когда проектировщик получает информацию о напряженнодеформированном состоянии арки после каждого шага уточнения.
Ключевые слова
В современном строительстве для повышения жесткости и увеличения несущей способности соединений элементов деревянных конструкций нашли применение конструктивные решения на вклеенных в древесину стальных стержнях из арматуры периодического профиля. Особо широкое распространение получили различные типы соединений с наклонно вклеенными связями. Несмотря на надёжность таких соединений, они имеют ряд серьезных недостатков с точки зрения металлоёмкости, технологичности их изготовления и простоты сборки. Для устранения этих недостатков предложен способ узловых сопряжений элементов деревянных конструкций на вклеенных в массив древесины стальных пластинах. Проведенные пилотные испытания предложенного способа соединения подтвердили его жизнеспособность. Однако известные нормативные методики расчета соединений деревянных конструкций на вклеенных элементах не дают ответа на вопрос об определении несущей способности узловых сопряжений на стальных пластинах. Отсутствуют и правила конструирования таких соединений, а также какие-либо экспериментальные данные по этому вопросу. В результате теоретического расчета получено точное аналитическое решение задачи по определению напряженно-деформированного состояния (НДС) соединения вклеенной пластины при ее выдергивании из массива древесины. Расчетная схема теоретического исследования НДС соединения пластин с древесиной приведена к плоской деформации: полуполоса, нагруженная на торце сосредоточенной силой. Описано точное, ранее отсутствующее, решение краевой проблемы теории упругости на основе разложений по функциям Фадля-Папковича. В программных комплексах АРМCivilEngineering и ANSYS создана и рассчитана конечно-элементная модель экспериментального образца, учитывающая анизотропию древесины и наличие клеевой композиции между стальной пластиной и древесиной. Получены значения компонентов НДС соединения при нагрузке, соответствующей моменту разрушения экспериментального образца. Отмечена хорошая качественная и количественная сходимость результатов модельных экспериментов, выполненных в различных программных комплексах и подтвержденных натурными испытаниями. На основе факторного анализа, проведенного на матрице исследования в ПК ANSYS, определены качественные и количественные обусловленности компонентов напряженно-деформированного состояния соединения. На основе проведенных экспериментально-теоретических исследований выявлены перспективы и возможности применения соединений указанного типа в узлах в широком диапазоне узловых сопряжений деревянных конструкций. Приведены конкретные конструктивные решения узлов на вклеенных стальных пластинах и наиболее значимые результаты испытаний растянутого стыка и опорного узла фермы. Получена формула для инженерного расчета соединений элементов деревянных конструкций на вклеенных стальных пластинах.
Ключевые слова
Рассматривается концепция архитектурной формы с выраженной ориентацией на фрагментарность. Беспредметное искусство, супрематические эксперименты - создали язык, демонстрирующий высокий пластический потенциал, сближающий архитектурное формообразование с природным процессом. Архитектурный объект зарождается в пространстве архитектурных моделей, и поэтому собственное пространство моделей выступает как целостность и мегаобъект по отношению к «входящим объектам», «сгусткам формы», при этом принципиальную роль в разработке моделей выполняют линии и ритмическая сетка, активно разрабатываемая в произведениях художественного авангарда. Целостность и идентичность ландшафта, объединяющего природную и искусственную среды, рассматривается в качестве важнейшей задачи архитектурной деятельности. Архитектурный объект в изоляции от окружения теряет свою культурную роль. Взаимоотношения объекта и окружения приобретают значение методологического дискурса, обуславливающего различные сценарии взаимного воздействия. В традиционной культуре объект существует как часть иерархически и символически структурированной системы, при этом целостность ландшафта обеспечивается совпадением языка, культурного идеала и архитектурного ответа. Для современной культуры присущи другие идеалы, в том числе - собственные художественные свойства пространства, целостность которого обеспечивается целостностью художественного языка. Поэтому современный объект как бы вынужденно интерпретирует в форме образ фрагмента целого, в первую очередь - на уровне абстрактной пластической формы. В статье рассматривается концепция архитектурной формы с выраженной ориентацией на фрагментарность. Беспредметное искусство, супрематические эксперименты - создали язык, демонстрирующий высокий пластический потенциал, сближающий архитектурное формообразование с природным процессом. Художественные эксперименты Казимира Малевича, Владимира Татлина, Пита Мондриана, Тео ван Дусбурга продемонстрировали характеристики «нового стиля», основанного на сочетании абстрактных геометрических «цветоформ». Эти формы соотносятся между собой и с окружающим пространством подобно космическим объектам, но этот космос является художественной метафорой бесконечности, в то время как его реальной репрезентацией становится сначала пространство супрематической картины, а затем - архитектурный объект и его окружение. Фрагментарность изобретенного языка позволяет в то же время продуцировать бесконечное количество «супрематических объектов», пространственно и стилистически «сопричастных», и именно этот жанр современной формы позволят утверждать современную архитектурную форму как новый типа целостного ландшафта.
Ключевые слова
В статье анализируется проблема преодоления консервативного подхода к реконструкции городской среды, в том числе - исторической, представляющей безусловный культурный и экономический потенциал. Сложившаяся практика реконструкции в Самаре и других городах характеризуется безуспешными попытками придать историческому городу качество, соответствующее современным представлениям об активно функционирующей постиндустриальной среде с ее культурными притязаниями, многофункциональным насыщением уличного пространства и общим пафосом современных общественных коммуникаций. В Самаре подобные подходы привели к почти повсеместному натиску девелоперских проектов, демонстрирующих приоритет решений, основанных на точечной высотной застройке, характерной для спальных районов. В результате не только уничтожается ценное историческое наследие, но и заменяется генотип среды, обладающей существенным потенциалом саморазвития. Альтернативные проекты, разрабатываемые группой самарских архитекторов, основываются на концепции «бесконфликтной реконструкции», принципиальным свойством которой является диалог («триалог») между заинтересованными субъектами градостроительных преобразования, то есть, между жителями кварталов, властью и инвесторами. «Бесконфликтность» в таком случае подразумевает поиск компромисса между различными проектами, огромное множество которых порождает сама территория. Мелкий, дисперсный характер «локальных инициатив» соответствует масштабу исторической среды, но также крайне важным является активизация внутренних ресурсов локальностей. Условием этой активизации является приватизация жителями домов и дворовых территорий, облегчение условий для создания мелкого бизнеса и сотрудничество с экспертным сообществом: юристами, архитекторами, агентами по недвижимости, представителями муниципалитетов, учеными. На примере нескольких проектов, получивших высокую оценку на международных конкурсах в Москве и Санкт-Петербурге, объясняется принципиальная структура и содержание новой стратегии, а также обозначается роль «Института города» - площадки для горизонтальных коммуникаций между жителями, профессионалами и властью - как запускающего механизма стратегии «бесконфликтной реконструкции» городской среды.
Ключевые слова
Рассматриваются общие методологические проблемы современного научного познания, его онтологические, гносеологические, логические и аксиологические основания в свете кризиса современного общества и с приложением к сфере архитектурного дискурса. Критической основой выстраиваемой логики становятся современные открытия в точных науках, их сдвиг в сторону субъективных и интерсубъетивных значений, т. е. гуманитарного измерения, а также идеология постмодернистской культуры. Современный момент в развитии знания и общества, описываемый как постнаучная ситуация, находится в точке выбора дальнейшего вектора развития и приближается к точке бифуркации, что является ответственным выбором в свете угроз самому выживанию цивилизации. Прежде всего критике подвергается монологичность современных профессиональных архитектурных методов и ценностей, фундированных в модернистской парадигме - фетишизацию прямоугольной эстетики, игнорирование сложившихся, уже присущих среде ценностей, ассоциативную бедность, предпочтение возможностей только избранных кодов как следствие социально-утопического содержания, отказ от телесной метафоры, игнорирование телесного и бессознательного опыта при производстве и переживании архитектуры, мифологизацию рынка как основного обряда современности. Эти основания являются причиной трех основных проблем современной архитектуры: 1) ее анонимно-универсального характера (отсутствия идентичности, тайны, неопределенности); 2) репрессирования необходимого противоположного полюса; 3) дегуманизации (вытеснения человека и всего человеческого - глубинных, субъектных, поэтических значений). Залогом новой идеологии может стать категория случайности, признаваемая на сегодняшний момент равноправной категории закономерности, и понятой как новая система ценностей. Она опирается на необходимость смены классического типа рациональности, прогрессистского дискурса (с его детерминизмом, фундаментализмом, дуализмом, функционализмом, количественным подходом, и предпочитающей парадигмой) и реабилитации всех репрессировнных значений культуры, а также возвращение в дискурс и практику субъект-субъектных отношений. Дается широкая экспликация категории «спонтанность». Эта модель способна снять напряжение внутри всех типов противоречий, приведших общество к границе гибели, а архитектуру к обезличенному характеру. Выдвигается гипотеза так называемого «спонтанного метода».
Ключевые слова
Сегодня все более актуальными становятся вопросы конфликта между традиционной ролью архитектуры как художественно-образной основы формирования «второй природы» и экспансивным развитием компьютерных технологий, которые не только приобретают качество основного проектного инструментария, но и берут на себя роль новой художественной образности. На протяжении всей истории развития архитектуры символическое значение формы выступало в качестве языка культуры, который выражался через пластику, семантику и архитектонику, как основные свойства архитектурного пространства, отражающие наиболее фундаментальные общественные и нравственные ценности, а так же исторические закономерности. Причем, учитывая тот факт, что основным качеством, определяющим архитектурную форму, является функция, процесс развития конструктивных и инженерных возможностей непосредственно влияет на характер пластических архитектурных решений. Причем, нельзя отрицать и опасности, которую несет опережающее технологическое развитие. Так, современные информационные технологии, внедрившись во многие сферы деятельности человека, настолько опередили развитие социокультурных связей в обществе, что это привело к разрыву между технологической и гуманистической составляющими культуры, а как следствие - к очередному витку кризиса, к возникновению своего рода контркультуры, а-гуманистической концепции социальной эволюции. Тем не менее, по мнению авторов именно это противоречие между технологической составляющей социокультурных процессов и постмодернистской парадигмой может вывести всю культуру из постмодернистского тупика. В том числе - и благодаря возможностям взаимовлияния и взаимообогащения художественного языка традиционной архитектуры (и, шире, - традиционных пространственно-пластических искусств) и выразительных возможностей цифрового моделирования.
Ключевые слова
Статья посвящена декоративно-художественным приемам, сложившимся в архитектуре садоводческих товариществ послевоенного времени. Хорошо изученные как экономический и социальный феномен, эти поселения почти не исследованы в качестве явления архитектуры и градостроительства. Между тем, стремительные изменения, происходящие в настоящее время в их застройке, делают актуальной попытку осмысления их архитектурных особенностей. Архитектура садоводческих товариществ формируется под влиянием четырех важных условий: наличие жесткой градостроительной структуры поселения, почти не меняющейся со временем, высокая скорость изменения застройки отдельных участков, полупрофессиональный характер архитектуры и дефицит строительных материалов. Все вместе эти факторы приводят к возникновению несколько хаотичной застройки, в которой возникает, несмотря на в целом неблагоприятные условия, достаточное разнообразие декоративных приемов. Анализ значительного количества садовых дач позволяет выделить в статье несколько типов декоративно-художественных приемов, характерных для садово-дачной архитектуры: растительный декор, скрывающий фасад здания, специфическая форма мансардных и верандных окон, распространненные способы обшивки стен, особенности покраски зданий, играющие важную роль в индивидуализации садовой дачи и резные деревянные детали. Почти все декоративно-художественные приемы (за исключением резных деревянных деталей) выполняют, помимо эстетической, еще и практическую функцию, и, кроме того, сильно зависят от условий жизни семьи владельцев участка. Значительное разнообразие социальных функций, которые садоводческие товарищества выполняли в жизни городской семьи, определило необходимость поиска закономерностей применения того или иного декоративного приема в зависмости от роли участка и садового дома, преобладающей в тех или иных случаях.
Ключевые слова
Если исходить из общепринятого в мировом сообществе положения о признании рисунка основой изобразительного искусства обеспечивающего законное первенство в числе профильных учебных дисциплин, то обращение к проблеме академического рисунка еще более актуализируется в процессе подготовке дизайнера, архитектора. если рисунок является средством продуктивного общения художника, архитектора, дизайнера с окружающим миром, то задачами академического рисунка, как учебной дисциплины, являются привитие студентам, будущим архитекторам и дизайнерам базовых навыков видения окружающего мира и адекватного его изображения на картинной плоскости. далее в статье рассмотрены такие основные задачи профессиональной деятельности будущих дизайнеров, как: овладение методами творческого художественного процесса формообразования; выполнение поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов. что, следовательно, и определяет необходимость воспитания у будущих архитекторов и дизайнеров развитого объемнопространственного мышления направленного на постоянные решения объемно-пространственных задач в процессе обучения академическому рисунку. в статье описываются уровни взаимодействия и взаимосвязи воображения и мышление личности студента как диалектическое единство, которые совершенствуются и углубляются через саму учебно-практическую художественно-изобразительную деятельность. творчество при доминировании в процессе мышления проявляется, как воображение. в заключение делаются выводы о том, что рисунок для будущих архитекторов и дизайнеров является одним из значимых учебных дисциплин, который дает те основы знаний, без которых невозможно становление специалиста, профессионала. однако на сегодняшний день происходит катастрофическое сокращение учебной нагрузки на такие дисциплины, как академический рисунок, академическая живопись, академическая скульптура.
Ключевые слова
Анализ современной ситуации в дизайн-образовании и дизайн-деятельности, инициирует потребность в социально-психологическом исследовании массовой имитации дизайн-деятельности. Кроме этого, серьезной проблемой для реализации эффективного и массового непрерывного образования в области дизайна являются различные подходы к пониманию (Д.Л. Мелодинский, Н.С. Жданова, Г.Н. Пантелеев, Н.М. Конышева, Г.А. Горбунова) термина «дизайн-образование». Дизайн-образование: 1 - это процесс подготовки педагогов в области дизайна для всей образовательной вертикали; 2 - это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека, в какой бы сфере социальной практики он ни действовал; 3 - есть системная форма организации культуро-творческой среды в образовательном учреждении, обществе, государстве. Основные участников этого процесса (педагог, педагог-дизайнер, воспитанник). Этапы дизайн-образования в разных возрастных группах (дошкольник 5,5-7 лет, младший школьник 7-10 лет, подросток 11-16 лет, 17-19 лет и старше). Для каждой группы существуют целевые установки и подходы. В период становления дизайн-культуры дошкольников ставятся следующие задачи: 1 - развитие коммуникативности; 2 - освоение элементов изобразительной грамоты; 3 - овладение разнообразием художественных техник и материалов, освоение визуального богатства природных форм и др. В начальной школе идет приобщение к основам понимания дизайна, работа с различными материалами, развитие творческого воображения, работа с различными по сложности темами. В работе с подростками, наряду с традиционным графическим дизайном целесообразно использовать иллюстрирование, создание комиксов, мультипликацию, так как они сочетают разные виды деятельности и несколько видов искусств: и литературу, и изобразительные искусства, и владение компьютерными технологиями. Дизайн-образование должно учитывать возрастные особенности воспитанников разного возраста и соблюдать один из основных принципов его реализации - непрерывность.
Ключевые слова
Исследован управленческий аспект в подготовке будущих конструкторов швейных изделий к проектной деятельности. В статье отражены принципы системности, системного подхода, системного анализа, что имеет свою специфику, которая проявляется, прежде всего, в выполняемых функциях. Управленческий аспект в подготовке будущих конструкторов швейных изделий к проектной деятельности, наряду с преподавателями, со студентами и потребителями проекта, осуществляет равномерное распределение труда и ответст венности, идет процесс общения и по нашему мнению необходим научный подход к организации управления. Важным в этих подходах является постановка вопроса о сотрудничестве в процессе обучения и выполнения проекта между всеми участниками. Данная проблема рассматривается не только с позиции выполнения проекта новых моделей швейных изделий будущими конструкторами швейных изделий, но и с позиции будущих руководителей швейного производства. Основной целью управления в подготовке будущих конструкторов швейных изделий к проектной деятельности является перевод управления в самоуправление воспитанием и развитием личности, а следовательно, оценки в самооценку. И их деятельность характеризуется как индивидуальное познание. В статье управление, общение и самооценка в подготовке будущих конструкторов швейных изделий к проектной деятельности представляется как некая упорядоченная система, обладающая целью, структу рой, факторами и условиями функционирования. Управление и общение рассматривается как: взаимодействие преподавателя и студента; взаимодействие студентов между собой при выполнении проекта, выделяя как студента руководителя-дизайнера, ответственного за художественную часть проекта и студента конструктора-исполнителя технического проекта; взаимодействие с потребителем проекта. Результатами успешного управления, общения и самоуправления являются представленные дипломные проекты , отзывы руководителей, отзывы руководителей практик и потребителей проектов новых швейных изделий, что повышает самооценку и мотивацию к дальнейшей профессиональной деятельности.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций вследствие перехода на уровневую систему (бакалавриат-магистратура) и резкого сокращения времени обучения. Сложившиеся условия приводят к необходимости изменения определенных методологических и методических условий для полноценного формирования профессиональных компетенций. Проведенный анализ научно-методической литературы выявил изменение структуры компетенций. Авторами отмечается необходимость изменения форм обучения и его содержания через интеграцию педагогической и производственно-профессиональной деятельности в подготовке будущего бакалавра. Полученные результаты позволили уточнить сущностно-содержательную характеристику профессиональных компетенций и их структурный состав, подразделив «предметные» на идейно-содержательный и деятельностный компоненты, а «надпредметные» - на мотивационный и оценочно-педагогический компоненты. Авторами разработана модель формирования профессиональных компетенций и матрица взаимосвязи уровней формирования и компонентов профессиональных компетенций, позволяющая решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни: проблемы развития у студентов профессиональной мобильности, привития им способности творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые задачи. Для внедрения полученной матрицы в практику подготовки бакалавров авторами была определена взаимосвязь типов профессионально-образовательных задач и основных уровней формирования компетенций, обеспечивающая выход за пределы традиционного выполнения деятельности, поиск новых нестандартных путей решения профессиональных задач и преодоление стереотипов своего профессионального и личностного опыта. Процесс формирования профессиональных компетенций опосредован профессионально значимыми видами деятельности и социальной ситуацией. Действенность формирования профессиональных компетенций зависит от таких важных факторов, как придание содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера через последовательное освоение системы взаимосвязанных видов деятельности посредством решения профессиональных задач.
Ключевые слова
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что «изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры». Архитектура - самый масштабный из всех видов пластических искусств, с его произведениями мы соприкасаемся чаще, чем с любыми другими. Архитектурные сооружения, создавая своеобразную архитектурную среду, позволяют изучать культурные и исторические процессы в контексте художественного мировосприятия. Архитектура окружает нас, на ее примере можно изучать историческое развитие людей, города, рассматривать меняющееся со временем мировоззрение. В программах общеобразовательной школы знакомство с архитектурой на уроках изобразительного искусства предусматривает самые разные формы: знакомство с правилами линейной перспективы, рисование с натуры архитектурных объектов, рисование по памяти и представлению. Изучение архитектуры предполагает наличие у школьников определенного багажа знаний, полученных в курсе других дисциплин: истории, литературы, черчения. Предлагая для восприятия произведения архитектуры, изучая со старшеклассниками ее художественный язык, можно поновому раскрыть интеграционные связи с этими учебными предметами. Это дает перспективу сложения системы образования с учетом культурного наследия родного края, неотъемлемой составной части опыта всего русского народа. В статье отмечается специфика архитектурных стилей города Оренбурга (классицизм, ампир, неоготика, модерн и др.), характерная именно для местных построек и предлагаются методические рекомендации по ознакомления учащихся 8 класса общеобразовательной школы с архитектурными стилями.
Ключевые слова
В статье предложена характеристика общих структурных компонентов понятий «проектность» и «креативность» (целеполагание, профессиональная компетентность, инновационность и рефлексия), а также их специфических составляющих. Выявленные авторами общие компоненты и их специфические составляющие являются необходимыми для эффективной дизайндеятельности. Утверждается, что выявленные компоненты (целеполагание, профессиональная компетентность, инновационность и рефлексия) в структуре обоих исследуемых понятий состоятельны. Каждый из них охватывает разные аспекты творческого акта, взаимно дополняется и усиливается в процессе практической реализации творческий идеи и самореализации дизайнера в продукте проектирования. Предпринятая авторами попытка обобщить научные знания в сфере проектной культуры, позволило панорамно представить их сущность. Поскольку рассматриваемые дефиниции являются основополагающими в дизайне, то проектировщику необходимо их четко фиксировать и разводить, определяя границы каждого в сфере проектной практики.
Ключевые слова
В статье рассматривается этапы развития дизайн-образование в регионах, как социально значимый фактор культурного развития страны. Обусловливается важность системы дизайнобразования в осуществлении профессиональной деятельности проектно-творческого сообщества. В качестве примера приводятся малоизвестные факты работы в Оренбурге и Бузулуке государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) авангардистской направленности (1919-1922). Рассматривается социокультурная идеология авангардистов, направленная на формирование культурного слоя новой формации, являющаяся основой всей методологической практики современного дизайна. Раскрываются различные социальные аспекты современной проектной деятельности дизайнеров и архитекторов в регионах, выявлены современные тенденции её социализации. Качественная результативность проектной дизайн-деятельности определяется её ролью в обеспечении процесса социокультурной интеграции проектных идей в систему индивид-социокультурная среда-общество и способствует взаимодействию дизайна как проектной культуры с социальными институтами. Обозначены наиболее востребованные области применения творческих идей, направленных на модернизацию и улучшение социокультурного жизнеобеспечения человека в обществе. Конкретизируются направления деятельности дизайнеров в рамках их взаимодействия с социальными институтами и определить статус проектной деятельности дизайнеров в регионах России.
Ключевые слова
В статье рассматривается способ проективографии как альтернативы начертательной геометрии при подготовке дизайнеров в высшей школе. Утверждается, что проективография обеспечивает в творческом процессе инновационный уровень креативной мысли, который достигается только специальными «проективными» методами преобразований в гармоническом сочетании с практикой комбинаторного математического способа на основе изучения всех возможных перестановок пространственных элементов и их перебора. Предлагаются условия для преподавания дисциплин, включающих изучение как самих проективографических чертежей, так и способов их применения в дизайн проектировании пространственно-предметной среды. Поднимается проблема математической подготовки дизайнеров, в частности, отсутствие в образовательных результатах знаний по проективной геометрии. В статье сделан вывод о недостаточности геометрической компоненты в образовательных программах, осваиваемых будущим дизайнером в рамках программ высшего образования. Излагаются возможности проективографии в расширении творческой палитры дизайн проектирования для удовлетворения актуальных запросов индустриальных технологий, доминирующую роль в которых играют идеи обновления средств и приемов проектирования, возможностей реализации вариативности технологий формообразования, требования колористического разнообразия. Освещается проблема программного обеспечения для создания проективографических чертежей и использования их дизайнерами для проектирования. Показана возможность создания структурно-геометрических полей с помощью компьютера с использованием программ автоматического построения сложных композиционных решений. Обосновано, что автоматизация процесса на стадии разработки концепции способствует выработке нового стиля, особенно при использовании авторами проектов различных компьютерных программ, позволяющих бесконечно разнообразить подходы и принципы создания структурногеометрических полей и создания особого типа экранного видеополя.